Научная статья на тему 'Особенности социально-психического развития младенца (от 6 месяцев до года)'

Особенности социально-психического развития младенца (от 6 месяцев до года) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
760
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ МЛАДЕНЦА / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ОСОБЕННОСТИ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ПРАВИЛА ВЗАИМОСВЯЗИ С ВЗРОСЛЫМИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ / AGE OF THE BABY / THE CONTRADICTIONS / ESPECIALLY THE RESEARCHERS / THE RULES OF THE RELATIONSHIP WITH ADULTS / SOCIAL IMPACT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Н.В., Едиханова Ю.М.

Статья отражает развитие социально-психического образования взаимосвязи биологического и психического во втором полугодия жизни младенца. Он совершенствуется, детерминируя сам на себя деятельностью социальной общности. Близкий человек объясняет и дает ему понимание эволюции, генетической обусловленностью психических качеств. Это стержень построения внутреннего мира младенца, с непосредственно эмоциональным общением в предметно-манипулятивной деятельности, динамика сенсорики и моторика развития его речи ( Абраменкова, В.В. [1])..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social and mental development of the baby (from 6 months to one year)

The article reflects the development of socio-mental education of the relationship of biological and mental in the second half of the baby's life. He improved, determinarea on itself the activities of the social community. A close person explains and gives him an understanding of evolution, genetic conditioning of mental qualities. This is the core of building the inner world of the baby, with direct emotional communication in the subject-manipulative activity, the dynamics of sensory and motor development of his speech (Abramenkova, VV [1])..

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психического развития младенца (от 6 месяцев до года)»

УДК 159.922.736.2

Н.В. Мельникова,

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и

педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия shustrik@shadrinsk.net Ю.М. Едиханова,

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии

развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия edikhanova79@mail.ru

Особенности социально-психического развития младенца (от 6 месяцев

до года)

Статья отражает развитие социально-психического образования взаимосвязи биологического и психического во втором полугодия жизни младенца. Он совершенствуется, детерминируя сам на себя деятельностью социальной общности. Близкий человек объясняет и дает ему понимание эволюции, генетической обусловленностью психических качеств. Это - стержень построения внутреннего мира младенца, с непосредственно эмоциональным общением в предметно-манипулятивной деятельности, динамика сенсорики и моторика развития его речи (Абраменкова, В.В. [1]) . .

Ключевые слова: возраст младенца, противоречия, особенности, исследователи, правила взаимосвязи с взрослыми, социальное влияние.

N. V. Melnikova,

Advanced Doctor in Psychological Sciences, Professor at the Department of Psychology

of Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia shustrik@shadrinsk.net Yu.М. Edikhanova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of

Psychology of Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia edikhanova79@mail.ru

Features of social and mental development of the baby (from 6 months to one

year)

The article reflects the development of socio-mental education of the relationship of biological and mental in the second half of the baby's life. He improved, determinarea on itself the activities of the social community. A close person explains and gives him an understanding of evolution, genetic conditioning of mental qualities. This is the core of building the inner world of the baby, with direct emotional communication in the subject-manipulative activity, the dynamics of sensory and motor development ofhis speech (Abramenkova, VV [1]). .

Keywords: age of the baby, the contradictions, especially the researchers, the rules of the relationship with adults, social impact.

Исследованиями доказано формирование психики и социального сознания разными

видами практической деятельности. Необходимо знать, по мнению А.В. Петровского, универсальное вхождение в социум этапами адаптации: / дезаптации (детство), -индивидуализации / деиндивидуализации (отрочество); -интеграции / деинтеграции (юность).

Им утверждается назначение адаптации: взаимодействие организма (физиологическая); изменение обмена веществ нем (биологическая); приспособление к новым условиям (психологическая); приспособление к новому коллективу (социально-психологическая). Они регулируют принципы развития историзма, единства сознания и деятельности, системности, определяя возрастные особенности сложной системой в развитии психики: формированием представлений о нравственных понятиях, способностях к анализу и сравнению.

Вскрывать причины изменений в психике и новообразовании возможно только деятельностью и пониманием друг друга на разных этапах развития человека. Среди них:

-этап развития сенсорных органов последовательностью торможения и возбуждения (синтез ощущений и восприятий;

-этап запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения и забывания -целостность представлений образа элементами памяти усвоением и пониманием конкретных знаний;

-этап эмпатии переживаниями и чувствами, объемом и сосредоточением внимания

[5] .

Объединение этапов становится основой развития когнитивного (познавательного) компонента знаниями в условиях социализации младенца. Это - внутренний вклад в человеческую психику, который с годами обогащается новым содержанием.

В этом процессе - саморазвитие, стержень самодвижения и спонтанности. (С.Л. Рубинштейн). Его тезис: внешние причины действуют на организм человека через внутренние условия, определяя и уточняя содержание психических явлений, выступающих обстоятельствами.

Младенцу при вхождении в социум важно ощущать и эмоционально переживать увиденное

Германским ученым В.М. Вундтом дано три измерения человеческих эмоций: удовольствие - не удовольствие, успокоение - возбуждение, напряжение - разрядка.

Это его модель темперамента сочетанием свойств двумя темпераментами: силой и изменчивостью эмоций и чувств. Им дана характеристика типа нервной деятельности: -холерики и меланхолики бурно все переживают воспринятое, а сангвиники и флегматики обладают слабыми переживаниями;

-холерики и сангвиники быстро отвлекаются на новые стимулы и идеи, а меланхолики и флегматики проявляют замедленные действия.

Он утверждал, что человек одновременно может осознавать только некоторые эмоции, а не все их сразу. Младенца нужно обучать жизни с учетом его темперамента.

Центр обучения - познавательная мотивация разрешения противоречий. Через них приобретается индивидуальный опыт, выстроенный на сознании и самосознании и воспитании духовных потребностей.

Воспитание - процесс, обоснованный общими закономерностями формирования детской личности. Это - передача общественно-исторического опыта поколениям, зона соотношения обучения и умственного развития.

Только действенным станет то обучение, которое, по мнению Л.С. Выготского, забегает вперед психического развития. В этом возможность определения отношений

умственного склада ребенка к возможности его обучения.

Об этом свидетельствую труды А.В. Ззпорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, и др. ученых. Это - период активного развития двигательного анализатора, начало прямохождения и знакомства с окружающим миром, что способствует развитию восприятия.

Каждый возраст имеет свою ведущую деятельность, в которой возникают новообразования, дающие перспективу для развития личности, не мешающие функциям других видов деятельности.

По утверждению Л. С. Выготского [3], восприятие - стержень развития: всей психики, что влияет на развитие мышления. По мнению психолога В.Д. Шадрикова, уровнями мыслительного анализа деятельности, являются: личностно-мотивационные, информационные, структурно-функциональные, психофизиологические индивидуально-психические действия, как основной структурный компонент.

Знаковым в деятельности, согласно В.П. Зинченко [4], являются когнитивно-исполнительские операции, потребности, мотивы, смыслы, цели установки, как интуитивно-личностные компоненты в деятельности. Важна роль узнавания, в повторном восприятии объекта и субъекта.

Развитие младенца происходит совершенствованием предметной деятельности и общения, что утверждает принцип единства сознания и деятельности. Для него главное -интерес к действиям с предметами.

Это дает ему первые ощущения, создавая категориальную сетку развития психики в образовании восприятия. Младенца знакомят с разными предметами, показывая их прямое назначение в игровой наглядной форме.

Область доступности восприятия окружающего мира для младенца осуществляется взаимным сотрудничеством с взрослым, создавая ему зону актуального развития того, что он может позже сам выполнять. Идет оперирование осознанным восприятием общечеловеческих ценностей ростом самостоятельности.

Ребенок учится понимать, в чем он подобен другим людям. Усиливаются непроизвольные наблюдения окружающего мира, представления и возможности для их накопления постановкой задач от взрослого.

Младенец учится функциям запоминания увиденного для дальнейшего их воспроизведения. Становление психики младенца обосновано психолого-физиологическим механизмом подражания для связи с социумом.

Американский психолог Эрик Эриксон подчеркнул зависимость «чувства защищенности» ребенка любовью и заботой взрослого, когда он попадает без опоры в новый мир. Взрослому ребенок верит. Образец подражания и присвоения образца накапливает ему социальный опыт.

Даже без воздействия взрослого, младенец усваивает способы поведения в социуме, но увиденное им не «навечно» останется образцом человеческого поведения и отношений. Эти особенности нужно брать во внимание, воспитывая и развивая детей. Закономерностью становится в заложенной способности потребность к подражанию.

Наблюдая за взрослым или другим ребенком, младенец присваивает социальные формы поведения и социальные взаимоотношения, совокупность которых образует социальные связи: дружеские, личностные, обоснованные речью, взаимопониманием чувств и эмоций, овладением собой и проявлением воли, мимикой и жестами.

В основном, это жесты указательного пальца руки, направленные на других людей (Л.С. Выготский [3]). Они - готовность или отказ в его уверенности или смятении. Постепенно ребенок сам понимает это, как действия на себя, понимание начала

совместной деятельности, способности создавать и поддерживать добрые отношения с людьми, в активности общения.

Иногда это показатель тревожности и страха. Важны чувства: уважение к себе порождает уверенность и поддержку взрослыми; идет формирование речи и наглядно-действенного мышления, хотя еще нет

Это устойчивая или кратковременная форма контактов между людьми, в которой общение становится ситуативно-деловым для автономной и внутренней речи.

Внутренняя речь - мысль в слове: для разговора она внешняя, при слушании -внутренняя. Она не звукового произношения, только сокращения слов и мысли, пропуск отдельных черт, не полное логическое оформление мысли.

Это этика речи в проговаривании про себя, прежде чем сказать другим. Высокий уровень её развития - степень психологической культуры. Д.Б. Эльконин, характеризуя устную речь (говор про себя), определил её структуру, как: - модель внешней речи внутри (текст содержания); - механизм средств ума, образуемая совместно с внешней речью; -многократное беззвучное повторение вслух услышанных слов от взрослых.

Итогом становится общение - мотивированная индивидуальная деятельность детей разного типа: - сильно-эмоционального напряжения; - импульсивно-вспыльчивого состояния и дети, спокойно на все реагирующие. Все требуют индивидуального подхода к себе. В этом состоит планомерность и цель воздействия взрослого на формирующее сознания и поведения детей.

Взрослые должны стать авторитетом для детей, который утверждает нравственные качества, образованность, внутреннюю и внешнюю культуру и эрудицию. Важно обладание чувства собственного достоинства, ответственности за порученное дело.

Сложно происходит взаимовлияние и синтез мнений: одни суждения отклоняются, другие обогащаются и уточняются. В то время как единство мнений сближает людей и создает общее интерактивное мнение. Ход развития психики младенца полностью зависит от категории интеракции общения с взрослым, без него замедляется возрастной цикл появления качественных психических образований (А.В. Петровский.).

Ребенок успешно развивается только в ситуации любви и уважения, заботы со стороны окружающих взрослых. Это - единица целевого и мотивированного действия: умственные, практические, коммуникативные, познавательные и правовые назначения. Позже они способствуют образованию навыка.

Конец первого года жизни младенца характерен разрешением многих противоречий, которые просматриваются в процессе становления всех познавательных процессов, выработки условно-рефлекторной деятельности. Это активное овладение двигательного навыка для прямохождения.

Чтобы научиться ходить, младенец проходит через многие препятствия, которые необходимо познать и осмысленно узнать как их разрешать. С одной стороны усиливаются противоречия в потребности познания социума; с другой стороны -- происходит наличие образования возможности для их удовлетворения.

Главным является механизм эмоциональной идентификации и функции сложного психологического механизма интериоризации - экстериоризации: уметь услышать и увидеть, чтобы потом суметь данные действия внедрять в свою предметно-субъективную деятельность (А.О. Прохоров [6]). Качественное их наполнение благоприятно расширяет

Единство высших психических функций изнутри детерминировано формированием процессов воображения, внимания и других психических процессов. Правильное «прочтение» биологического кода обеспечит развитие полноценной комплексно-развивающейся личности в социальном, человеческом обществе Б.Т. Лихачев).

Эти показатели - итог жизни младенца. Для Б.Ф. Ломова психика характеризует систему многомерно-иерархической организации динамикой целого. Согласно работам Л.И. Божович, уровень развития психики - состояние самопознания, когда ребенок начинает воспринимать себя, как единое целое, выражающееся понятие «Я».

Без духовности, по мнению педагога Б.Т. Лихачева, человек нравственно ущемлен и отчужден от общечеловеческого единства и человечности. В противном случае это программирует бедность сознания. На первых этапах её становления это - развернутая внешне предметная деятельность.

Позднее появляется её внутренняя деятельность, характеризующая собой опосредованность, произвольность, осознанность и пластичность. В конце первого года жизни у младенца завершается проявление возрастного кризиса существенными изменениями в психике, характеризующими общение взрослого с ребенком.

Оно должно стать интерактивно-теплым и понятным для него. В этом новообразование овладения единой социальной ситуации «Мы» - начало организации интерактивного общения с близкими взрослыми.

Это первые нравственные чувства, закон опережения знакомства с социумом развивающим ситуативно-деловое общение, что невозможно без слов взрослого. Одним из главных новообразований младенца является овладение речью взрослого и ребенка (двух людей). Между ними - новое понимание содержания предметной деятельности обогащением ориентировочной основы (Д.Б. Эльконин). В этом важен тезис ценности предмета. Развитие психики младенца зависит от воздействия социум и нормативных позиций (К.А. Альбуханова-Славская [2]):

1. Педагогам - профессионалам необходимо постоянно повышать уровень своих теоретических знаний, понятий о закономерности физиологических взаимодействии двух сигнальных систем высшей нервной деятельности младенца, учитывая хронометраж жизни, соответствующий балансу активности его головного мозга.

2. Способствовать физическому развитию двигательных функций, укрепляющих его волевые усилия. Дети к концу года должны овладеть

элементами ходьбы в нормативном росте физического развития, соответствующего его возраста.

3. Считать ведущей деятельностью общение взрослого с ребенком, включая правила эмоционально-интеллектуально-этического настроя. Оказывать помощь в переходе подготовки нового вида деятельности - предметной. Сознавать социально-психологическое воздействие обучения, условиями ведущей деятельности и интерактивного общения на младенцев.

4. Для развития речи включать диалогическую и монологическую речь, способствующую формированию упрощенного интерактивного общения с людьми. Приобщать к позитивному общению контактами социума, создавая хорошее настроение.

5. Помнить о силе первых впечатлений и высокой эмоциональной насыщенности отрицательными и положительными действиями окружающей действительности, заражающей младенца яркими впечатлениями. Осваивать способы и приемы руководства детскими играми, включая в их содержание разные сведения о предметах, развивающих психические познавательные процессы.

6. Особенность младенческого детства - хрупкость усвоения и нежность отношений взрослых к детям. Оно должно быть внимательным и бережно-безвредным. Взрослым необходимо понять динамику содержания психики к воздействию на младенца извне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире [Текст] / В.В.Абраменкова // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 3-15.

2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М. : Наука, 2009. - 44 с.

3. Выготский, Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология дошкольника : хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2000. - С. 19-35.

4. Зинченко, В.П. Совокупная деятельность как генетически исходная единица развития [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 2. - С. 86.

5. Мельникова, Н.В. Эмоциональное сопровождение категории «Эмпатия» [Текст] / Н.В. Мельникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2006. - № 3.- С. 49-57.

6. Прохоров, А.О. Функциональные структуры саморегуляции психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров // Психология в Казанском университете : сб. науч. тр. / отв. ред. Л.М. Попов. - Казань : КГУ, 2004. - С. 46-53.

REFERENCES

1. Abramenkova V.V. Social'naya psihologiya detstva v kontekste razvitiya otnoshenij rebenka v mire [Social psychology of the childhood in the context of development of the relations of the child in the world]. Voprosy psihologii [Psychology questions], 2002, no. 1, pp. 3-15.

2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Razvitie lichnosti v processe zhiznedeyatel'nosti [Personal development in the course of activity]. Moscow: Nauka, 2009. 44 p.

3. Vygotskij L.S. Igra i eyo znachenie v psihicheskom razvitii rebyonka [Game and its value in a mental child development]. In Uruntaeva T.A. (comp.). Psihologiya doshkol'nika: hrestomatiya [Psychology of the preschool child]. Moscow: Akademiya, 2000, pp. 19-35.

4. Zinchenko V.P., Meshcheryakov B.G. Sovokupnaya deyatel'nost' kak geneticheski iskhodnaya edinica razvitiya [Cumulative activity as genetically initial unit of development]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2000, no. 2, p. 86.

5. Mel'nikova N.V. Emocional'noe soprovozhdenie kategorii «Empatiya» [Emotional maintenance of category «Empathy»]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2006, no. 3, pp. 49-57.

6. Prohorov A.O. Funkcional'nye struktury samoregulyacii psihicheskih sostoyanij [Functional structures of self-control of mental states]. In Popov L.M. (ed.). Psihologiya v Kazanskom universitete: sb. nauch. tr. [Psychology at Kazan University], Kazan': KGU, 2004, pp. 46-53.

УДК 159.922.7

О.А. Самылова,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и

педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия olgas2770@yandex.ru М.В. Онкина, воспитатель Детский дом ГКУ «Сияние Севера» п. Кировский, Тюменской области ЯНАО, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.