Научная статья на тему 'Психологическая культура родителей и взаимопонимание между родителями и детьми как психолого-педагогическая проблема'

Психологическая культура родителей и взаимопонимание между родителями и детьми как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
768
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Габдреев Рустэм Вагизович, Кашапов Рафаил Рафаилович

В статье поднимается одна из актуальных проблем проблема психологической культуры родителей, которая заключается в умении понимать ребенка, адекватно определять его эмоциональное состояние. Как сложное образование личности психологическая культура включает в себя следующие структурные компоненты: интеллектуальный, практический и ценностно-смысловой (духовно-нравственный). В соответствии с названным компонентами выделяются и исследуются три основных методических направления: когнитивное, прагматическое и духовно-нравственное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая культура родителей и взаимопонимание между родителями и детьми как психолого-педагогическая проблема»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

Библиографический список

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение /Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 364 с.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С.Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 520 с.

3. Гендерная психология /сост. Т.В. Бендас. - СПб: Питер, 2005. - 431с.

4. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей /М.М. Кольцова - Л.: Наука, 1980. - 164 с.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже. - СПб: СОЮЗ, 1997. - 256 с.

6. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. /В.С. Ротенберг, В.С. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 340 с.

7. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей /А.В. Семенович. - М.: МГУ, 1991. - 96 с.

8. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий.

Левый, правый мозг и психика /Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, В.Е. Будыка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -282 с.

9. Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира /Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.- 184 с.

ЩЕРБАКОВ Евгений Павлович, доктор психологических наук, профессор ОмГПУ, кафедра педагогики и психологии детства.

ВЕТРЕНКО Светлана Владиславовна, старший преподаватель кафедры психологии Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, соискатель кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 11.04.2007 г.

© Щербаков Е.П., Ветренко С.В.

УДК 371398 Р. В. ГАБДРЕЕВ

Р. Р. КАШАПОВ

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА____________________________

В статье поднимается одна из актуальных проблем — проблема психологической культуры родителей, которая заключается в умении понимать ребенка, адекватно определять его эмоциональное состояние. Как сложное образование личности психологическая культура включает в себя следующие структурные компоненты: интеллектуальный, практический и ценностно-смысловой (духовно-нравственный). В соответствии с названным компонентами выделяются и исследуются три основных методических направления: когнитивное, прагматическое и духовно-нравственное.

Традиционно при работе с выделяющимся ребенком: одаренным, трудным, девиантным и т. д. — педагог, психолог начинает работать с развития качеств, по его мнению, необходимых для усиления одаренности или блокировки причин трудностей или девиантности. Такой подход носит векторный характер и как бы противоречит системному подходу. Многие могут возразить, что системность есть при подходе к самому ребенку. Однако если расширить взгляд до уровня семьи, то становится понятным, что, только работая с ней, можно воздействие на ребенка сделать продуктивным с позиции обозначенного подхода. Обучая, воспитываем; развивая, обучаем; воспитывая, развиваем. Все три процесса взаимно обусловлены и периодически сменяют друг друга. Далее следует понять, что родители, воспитывая своих детей, испытывают обратное влияние с их стороны

и чаще всего противятся ему. Хотя создание ситуации взаимодействия предполагает изменение всех составляющих этого взаимодействия. Чаще всего такое взаимодействие не удается по вине родителей и впоследствии трансформируется в противоборство детей с родителями. Во многом это обусловлено психологической и педагогической некомпетентностью родителей и неспособностью психологов и педагогов донести эту позицию до них. В современном обществе сложилась ситуация отсутствия психологической культуры у основной массы населения.

Обследование, проведенное в детском саду среди детей 5-6 лет и их родителей, показывает следующее: на вопрос - какую песню любит ваш ребенок, правильно отвечают только 30% родителей, а на вопрос - какую песню любят ваши папа или мама -правильно отвечают 75-80 % детей, 50-60% воспитате-

лей отвечают также верно на данный вопрос. Около 60% родителей неспособны адекватно определить эмоциональное состояние своего ребенка, приводя его утром в детский сад, и только 30% воспитателей ошибаются в оценке состояния ребенка. Как видим, родители проигрывают воспитателям только потому, что те более внимательны по отношению к детям и умеют выделять нужную информацию в поведении детей. Родители же не обладают психологической культурой, которая дала бы им возможность понимать не только своего ребенка, но и самих себя.

Как сложное образование личности психологическая культура включает в себя следующие структурные компоненты: интеллектуальный, практический и ценностно-смысловой (духовно-нравственный).

Дадим характеристику интеллектуальному компоненту психологической культуры, представляющему собой систему психологических знаний и психических процессов (прежде всего мышления и воображения), на основе которых осуществляется ориентировка человека в себе и других людях, понимание их как субъектов и как личностей. Среди всех других структурных компонентов он является наиболее изученным в психологии. В результате исследований познания человека человеком были выделены особенности сенсорно-перцептивных процессов, мышления и воображения (А.А. Бодалев, Г.В. Дьяконов, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов и др.).

Особенно хорошо изученным является так называемое социальное, или психологическое мышление (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, К.М. Романов и др.). Одна из характерных его особенностей заключается в том, что оно направлено на решение психологических задач, возникающих в контексте общения человека. В качестве его «объекта» могут быть не только другие люди, но и сам субъект, то есть оно включено в структуру самосознания и потому является глубоко личностным образованием.

Другая его особенность состоит в том, что оно возникает не в предметной деятельности, а в общении. По своей генетической сущности оно представляется преобразованным общением. В качестве генетически наиболее ранней его формы и единицы анализа выделяется содействие. Это мышление образует основу интеллектуального компонента психологической культуры.

Другую его сторону составляют психологические знания. Их можно представить как усвоенную человеком информацию о психических явлениях: процессах, состояниях, свойствах, механизмах и закономерностях. Они могут иметь форму понятий, образов, социальных стереотипов, психосемантических конструктов, социальных представлений, имплицитных теорий личности, казуальных схем и др. В них зафиксирован полученный из разных источников психологический опыт человека. Психологическое мышление находится в неразрывной связи с психологическими знаниями. Оно осуществляется на основе и при посредстве соответствующих когнитивных образований. Последние же представляют собой своеобразный продукт умственных действий и как бы аккумулируют их в себе.

В связи с отсутствием в образовательных учреждениях России психологической подготовки развитие интеллектуального компонента психологической культуры происходит стихийно. Поэтому большинство людей имеют низкий уровень ее развития. Поскольку все компоненты психологической культуры тесно взаимосвязаны, обосновывается необходимость формирования ее как целостного

личностного образования в единстве образующих ее структурных элементов.

В соответствии с названными компонентами было выделено три основных методических направления: когнитивное, прагматическое и духовно-нравственное.

Когнитивное направление объединяет методические разработки, ориентированные на формирование у человека главным образом знаний в области психологии и отчасти психологического мышления. Оно представлено в основном в высших и средних специальных образовательных учреждениях, где психология входит в число обязательных предметов. При этом следует заметить, что существующая система психологической подготовки специалистов имеет существенные недостатки не только в содержательном плане (чему учат), но и в методическом (как учат).

К прагматическому направлению были отнесены работы, ориентированные на формирование главным образом практических умений и навыков обращения человека с другими людьми и с самим собой. Это направление представлено всевозможными психологическими тренингами и практиками: общения, разрешения конфликтов, интеллектуальной сферы, эмоциональной саморегуляции, освобождения от психологического насилия, децентрации и др. Иногда такие тренинги сконцентрированы на решении предельно конкретных и узких прагматических задач -вооружение участников какими-то недостающими у них умениями и навыками. Ими охвачены все возрастные категории населения.

При всех своих достоинствах большинство этих активных форм психологического обучения имеют серьезные недостатки. К ним относится излишний прагматизм, вследствие которого остальные компоненты психологической культуры остаются в большинстве случаев вне поля внимания. Второй существенный недостаток - нарушение основополагающих принципов педагогической психологии.

Формирование ценностно-смыслового компонента психологической культуры представляется наиболее традиционным среди других выделенных направлений. Воспитание отношения к людям (коммунистического, положительного, гуманистического и т.п.) всегда было основной задачей отечественной педагогики и соответствующих социальных институтов. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли такие педагоги и психологи, как А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, В.А. Сухомлинский, К. Роджерс и др. Особый интерес представляет проблема формирования психологической культуры школьников средствами художественной литературы, поскольку в ней сконцентрирован богатейший психологический опыт человечества.

Центральное же место в решении задачи по формированию психологической культуры ребенка принадлежит семье. В семье закладываются традиции, ритуалы и все основные поведенческие стереотипы, являющиеся основой для формирования когнитивной, регулятивной и коммуникативных сторон психики человека. Однако решение данной задачи возможно лишь при условии создания сплоченной семьи.

Ученые Э.Г. Эйдемиллер и В. Ю. Стицкис в качестве основы интеграции семьи выделяют механизм, «общности судьбы». Этот механизм характеризуется тем, что у членов семьи формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения различных потребностей [5].

Зарубежные ученые в качестве механизмов сплоченности семьи выделяют также процессы струк-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

турной дифференциации в семье (М. Боуэн); эмоциональную идентификацию с семьей (О. Нотапз); баланс «просемейных» и «антисемейных» сил; сходство и различие мировоззрения, ценностно-смысловой сферы, компетентности членов семьи.

Важную роль семья играет в развитии идентичности личности ребенка, которая впоследствии влияет на самоопределение человека и принятие им решений относительно себя и своей жизни.

На основе своих представлений о себе и ожиданий общества у ребенка формируется определенный способ вхождения в социум и осуществления в нем своего «Я», позволяющий ему в поисках своей идентичности найти соответствующую его ценностям и убеждениям группу, которая принимала бы и его. Этот способ был назван нами «индивидуальным стилем социализации».

Особую роль в развитии ребенка в семье играет эмоциональная составляющая и, прежде всего, совместно переживаемые семьей ситуации.

Одним из первых, кто показал роль переживаний в формировании опыта индивида, его вхождения в социальную действительность, был выдающийся отечественный ученый Г.Г. Шпет, который особое значение в формировании культурной личности отводил эстетическим переживаниям, в основе которых лежит «симпатическое понимание», возникающее на основе сопереживания чувствам и мироощущению другого [3].

В работах Л.С. Выготского переживание выступает действительной динамической единицей структуры сознания, заключающей в себе единство аффекта и интеллекта. В переживании личность представлена в социальной ситуации развития [1].

Большое внимание проблеме переживания уделял и Б.М. Теплов, отмечавший, что переживание обусловлено внутренними формами ценностей культуры и представляет собой особую форму невербального знания, содержащую в себе единство эмоциональной и смысловой составляющих [2].

Основатель теории персонализма В. Штерн утверж-

дал стимулирующее значение отрицательного эмоционального опыта в развитии самосознания ребенка [4].

Как показывает анализ психологической литературы, психологическая культура родителей сегодня находится на низком уровне. Помочь в решении этой проблемы можно, создав систему предварительной соответствующей подготовки родителей, впоследствии продолженной в совместной тренинговой работе «родители — дети», в которой родители будут видеть успехи и неудачи детей, а те, в свою очередь, то, как родители искренне стараются вместе с ними в игре и переживают за них. Следует научить родителей понимать детей, но в контексте с пониманием себя, осознанием мотивов своего поведения. Родителям следует чаще задавать самим себе вопрос относительно своих поступков, и тогда они узнают истинные причины своих реакций, что послужит основой для построения гармоничных взаимоотношений с ребенком.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. - Т.4.

2. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1985. - Т.2.

3. Шпет Г.Г. Сочинения. - М.: Правда, 1989.

4. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб, 1997.

ГАБДРЕЕВ Рустэм Вагизович, заведующий кафедрой инженерной психологии, д-р психол. наук, профессор.

КАШАПОВ Рафаил Рафаилович, аспирант кафедры инженерной психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.03.2007 г.

© Габдреев Р.В., Кашапов Р.Р.

удк 316.7 + 614 н. А. ШМОЙЛОВА

Барнаульский государственный педагогический университет

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Приведены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и самоактуализации личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что самоактуализирующаяся личность имеет высокий уровень ценностного отношения к здоровью. Показано, что ведущим компонентом ценностного отношения к здоровью самоактуализирующейся личности является эмоциональный компонент.

В современных условиях одним из факторов Личность, использующая собственные резервы,

развития личности и общества в целом являются способна к раскрытию внутреннего потенциала,

раскрытие потенциала человеческих возможностей, т.е. к самоактуализации. Самоактуализация пред-

его реализация и эффективное использование. Идея ставляет собой непрерывный процесс саморазвития

самореализации, самоактуализации чрезвычайно личности. Абрахам Маслоу под самоактуализацией

важна для многих концепций личности человека [1; понимает постоянный процесс развития своих

12Д 2; 4; 5]. возможностей. Изучая самоактуализацию, Маслоу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.