ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
турной дифференциации в семье (М. Боуэн); эмоциональную идентификацию с семьей (О. Нотапз); баланс «просемейных» и «антисемейных» сил; сходство и различие мировоззрения, ценностно-смысловой сферы, компетентности членов семьи.
Важную роль семья играет в развитии идентичности личности ребенка, которая впоследствии влияет на самоопределение человека и принятие им решений относительно себя и своей жизни.
На основе своих представлений о себе и ожиданий общества у ребенка формируется определенный способ вхождения в социум и осуществления в нем своего «Я», позволяющий ему в поисках своей идентичности найти соответствующую его ценностям и убеждениям группу, которая принимала бы и его. Этот способ был назван нами «индивидуальным стилем социализации».
Особую роль в развитии ребенка в семье играет эмоциональная составляющая и, прежде всего, совместно переживаемые семьей ситуации.
Одним из первых, кто показал роль переживаний в формировании опыта индивида, его вхождения в социальную действительность, был выдающийся отечественный ученый Г.Г. Шпет, который особое значение в формировании культурной личности отводил эстетическим переживаниям, в основе которых лежит «симпатическое понимание», возникающее на основе сопереживания чувствам и мироощущению другого [3].
В работах Л.С. Выготского переживание выступает действительной динамической единицей структуры сознания, заключающей в себе единство аффекта и интеллекта. В переживании личность представлена в социальной ситуации развития [1].
Большое внимание проблеме переживания уделял и Б.М. Теплов, отмечавший, что переживание обусловлено внутренними формами ценностей культуры и представляет собой особую форму невербального знания, содержащую в себе единство эмоциональной и смысловой составляющих [2].
Основатель теории персонализма В. Штерн утверж-
дал стимулирующее значение отрицательного эмоционального опыта в развитии самосознания ребенка [4].
Как показывает анализ психологической литературы, психологическая культура родителей сегодня находится на низком уровне. Помочь в решении этой проблемы можно, создав систему предварительной соответствующей подготовки родителей, впоследствии продолженной в совместной тренинговой работе «родители — дети», в которой родители будут видеть успехи и неудачи детей, а те, в свою очередь, то, как родители искренне стараются вместе с ними в игре и переживают за них. Следует научить родителей понимать детей, но в контексте с пониманием себя, осознанием мотивов своего поведения. Родителям следует чаще задавать самим себе вопрос относительно своих поступков, и тогда они узнают истинные причины своих реакций, что послужит основой для построения гармоничных взаимоотношений с ребенком.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. - Т.4.
2. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1985. - Т.2.
3. Шпет Г.Г. Сочинения. - М.: Правда, 1989.
4. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб, 1997.
ГАБДРЕЕВ Рустэм Вагизович, заведующий кафедрой инженерной психологии, д-р психол. наук, профессор.
КАШАПОВ Рафаил Рафаилович, аспирант кафедры инженерной психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 25.03.2007 г.
© Габдреев Р.В., Кашапов Р.Р.
УДК 3167 + 614 Н. А. ШМОЙЛОВА
Барнаульский государственный педагогический университет
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Приведены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и самоактуализации личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что самоактуализирующаяся личность имеет высокий уровень ценностного отношения к здоровью. Показано, что ведущим компонентом ценностного отношения к здоровью самоактуализирующейся личности является эмоциональный компонент.
В современных условиях одним из факторов Личность, использующая собственные резервы,
развития личности и общества в целом являются способна к раскрытию внутреннего потенциала,
раскрытие потенциала человеческих возможностей, т.е. к самоактуализации. Самоактуализация пред-
его реализация и эффективное использование. Идея ставляет собой непрерывный процесс саморазвития
самореализации, самоактуализации чрезвычайно личности. Абрахам Маслоу под самоактуализацией
важна для многих концепций личности человека [1; понимает постоянный процесс развития своих
12Д 2; 4; 5]. возможностей. Изучая самоактуализацию, Маслоу
заметил, что многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много. Так что же влияет на успешность такого важного процесса, как самоактуализация? Ученый в свое время предпринимал попытки изучения самоактуализации. Анализируя свои наблюдения, Маслоу сделал вывод, что только здоровые индивиды способны приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе. Они движутся к пределам совершенства с помощью самоконтроля и самонаблюдения [4]. Стремление к более высоким целям само по себе указывает на здоровье. Однако эти наблюдения не были подтверждены какими-либо исследованиями. Современные исследования ценностно-смысловой сферы личности также не дают полной картины о связи здоровья и самоактуализации личности. Для восполнения этого пробела нами было проведено исследование самоактуализации личности и ее соотношения со здоровьем личности.
Исходя из того, что понятие здоровья человека включает в себя различные характеристики, мы ограничили процесс его изучения такой важной характеристикой, как отношение к собственному здоровью как к ценности. Опираясь на мнение Г. С. Никифорова [8], мы исходили из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты:
— когнитивный — субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния;
— эмоциональный — определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, доминирующее настроение личности;
— поведенческий — реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни.
Таким образом, под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать внутренний механизм поведения, направленный на сохранение здоровья, в основе которого лежит его высокая субъективная значимость и осознание здоровья как предпосылки реализации своих жизненных задач.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что личность с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью имеет также высокий уровень самоактуализации.
В исследовании приняли участие 182 человека в возрасте от 17 до 25 лет (97 женщин, 85 мужчин). Все испытуемые — студенты Барнаульского государственного педагогического университета.
Для определения уровня самоактуализации испытуемых использовался самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозмана и др. [3]. Для изучения ценностного отношения к здоровью применялись: методика Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей» [6] для изучения эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью; авторская анкета «Мое здоровье» для изучения когнитивного и поведенческого компонентов ценностного отношения к здоровью. Полученные результаты были подвергнуты обработке с использованием методов математической статистики: корреляционный анализ методом Ч. Спирмена и однофакторный дисперсионный анализ Р. Фишера (ANOVA).
Оценка уровня ценностного отношения к здоровью осуществлялась по баллам: высокий уровень
— 32-41 балл; средний — 22-31, низкий уровень ценностного отношения к здоровью — 12-21 балл,
отсутствие ценностного отношения к здоровью
— 1-11 баллов.
Под уровнями самоактуализации мы понимаем вслед за Л.Я. Гозманом: высокий уровень - 55-70 Т-баллов, 45-54 - средний или нормальный уровень и 36-44 - низкий. Ниже 35 Т-баллов - нулевая самоактуализация.
Предельное значение параметров САТ (псевдосамоактуализация) свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете, поэтому для достоверности результатов исследования значения свыше 80 Т-баллов не учитывались.
Эмоциональный компонент, ценностного отношения к здоровью изучался, как указывалось выше, с помощью методики Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей», суть которой в том, что необходимо поставить каждую из 25 ценностей на одно из 25 ранговых мест: по значимости, по реализации в жизни, по удовлетворенности от реализации. Таким образом, эмоциональный компонент включает в себя следующие параметры: значимость ценности здоровья, реализация здоровья в реальной жизнедеятельности, удовлетворенность от реализации здоровья.
С помощью методики Каширского установлено, что 57,1% респондентов включили «здоровье» в перечень наиболее важных жизненных ценностей. Наряду со здоровьем в числе наиболее важных ценностей большинство респондентов отметили: активность для достижения позитивных изменений в обществе (64,8%), любовь (53,2%), общение (24,1%), самореализация (21,4%).
Корреляционный анализ показал, что здоровье по значимости в иерархии жизненных ценностей личности положительно коррелирует с 12 характеристиками самоактуализации: интегральным показателем самоактуализации (г = 0,46; р< = 0,001), ориентацией во времени (г=0,15; р< = 0,03), опорой (г=0,23; р< = 0,001), ценностными ориентациями (г = 0,16; р< = 0,02), гибкостью поведения (г = 0,33; р< = 0,000004), спонтанностью (г = 0,17; р< = 0,01), самопринятием (г=0,32; р< = 0,000007), взглядом на природу (г = 0,26; р< = 0,0003), синергией (г = 0,15; р< = 0,03), контактностью (г = 0,26; р< = 0,0003), познавательными потребностями (г=0,20; р< = 0,005), креативностью (г = 0,31; р< = 0,00001). Эти исследования показывают, что самоактуализирующаяся личность живет настоящим и правильно понимает важность сегодняшнего дня для достижения поставленных целей. При этом ценность здоровья для такой личности является непререкаемой. Наиболее значимые связи места здоровья в иерархии жизненных ценностей определены также с такими параметрами самоактуализации, как гибкость поведения, ценностные ориентации. Э. Шостром объединяет эти параметры в единый блок ценностей.
Самоактуализирующаяся личность очень высоко оценивает значение здоровья для достижения успехов в жизни, ощущает внутреннюю потребность в желании быть здоровой. Скорее всего, это связано с тем, что любое человеческое существо стремится к своему расцвету, действуя в наибольшей степени в соответствии со своими возможностями, а возможности эти как раз и дает здоровье. Отсюда и понимание его ценности для полного раскрытия талантов и способностей, для реализации творческого потенциала личности.
Реализацию ценности здоровья в реальной жиз-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
недеятельности на одно из первых мест поставили 50% респондентов. Наряду со здоровьем в перечень наиболее реализуемых ценностей вошли: приятное времяпрепровождение (59,8%), любовь (58,2%), высокое образование (50%), общение (38,4%).
Корреляционный анализ позволил установить, что реализация в жизни ценности здоровья положительно коррелирует с 11 характеристиками самоактуализации: интегральным показателем (г=0,34; р< = 0,000002), ориентацией во времени (г = 0,21; р< = 0,003), опорой (г=0,19; р< = 0,006), гибкостью поведения (г=0,15; р< = 0,03), спонтанностью (г = 0,23; р< = 0,001), само-принятием (г = 0,22; р< = 0,002), взглядом на природу (г = 0,21; р< = 0,004), синергией (г = 0,21; р< = 0,004), контактностью (г = 0,23; р< = 0,001), познавательными потребностями (г = 0,18; р< = 0,01), креативностью (г = 0,20; р< = 0,005).
Стремление к реализации свого личностного потенциала само по себе указывает на здоровье личности. Скорее всего, это связано с тем, что самоакту-ализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных усилий. Они стремятся иметь дело с неопределенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.
Удовлетворенность от. реализации ценности здоровья отметили 62,6% испытуемых. Таким образом, большая часть наших испытуемых удовлетворены тем, насколько в их жизни реализуется здоровье. Установлено, что она положительно коррелирует с 9 характеристиками самоактуализации: интегральным показателем (г=0,37; р< = 0,00), ориентацией во времени (г = 0,23; р< = 0,001), опорой (г = 0,22; р< = 0,001), гибкостью поведения (г=0,29; р< = 0,00004), самоп-ринятием (г=0,35; р< = 0,000001), синергией (г = 0,19; р< = 0,01), контактностью (г = 0,25; р< = 0,0005), познавательными потребностями (г=0,21; р< = 0,004), креативностью (г=0,25; р< = 0,0005).
Результаты исследования показали, что чем выше удовлетворенность от реализации ценности здоровья в иерархии жизненных ценностей личности, тем выше уровень ее самоактуализации. Самоактуали-зирующаяся личность получает удовлетворение от достижения поставленных целей.
Таким образом, значимость ценности здоровья, ее реализация в жизни и удовлетворенность от реализации находятся в тесной связи с характеристиками самоактуализации. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что личность, которую можно охарактеризовать как самоактуализирующуюся, отводит здоровью в иерархии жизненных ценностей наиболее важное место, высоко оценивает важность здоровья для реализации своих возможностей.
Однако полученные данные свидетельствуют также и о противоречиях в системе ценностей испытуемых (рисунок 1). На графике видно, что интегральный показатель самоактуализации по-разному связан с параметрами ценностного отношения к здоровью. Так, наиболее тесная положительная корреляционная связь обнаружена с ценностью здоровья, а наиболее низкие
— с реализацией ценности здоровья. Но в целом видна положительная корреляционная связь ценностного отношения к здоровью и самоактуализации. Некоторые противоречия свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что самоактуализирующаяся личность отнюдь не является «простой», данная личность находится в поиске идеальных ценностей, ее привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, она стремится иметь дело с неопределенностью и предпочитает труд-1281 ные задачи легким решениям. А там, где есть место
поиску, там не может быть однозначности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у самоактуализирующихся студентов в большей степени выражена такая ценность, как здоровье, в различных ее проявлениях: значимость, реализация, удовлетворенность от реализации.
Итак, все параметры эмоционального компонента показали положительные корреляционные связи с базовыми шкалами самоактуализационного теста, а также с гибкостью поведения, самопринятием, синергией, контактностью, познавательными потребностями, креативностью. Это свидетельствует о том, что самоактуализирующаяся личность умеет жить настоящим, правильно ориентируется во времени, способна не откладывать жизнь на завтра и не «вязнуть» в прошлом, руководствуется в жизни своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, имеет целостное восприятие мира, способна быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, принимает себя и умеет находить общий язык с окружающими. Все перечисленные характеристики тем более выражены, чем выше место здоровья в иерархии жизненных ценностей данной личности.
Для изучения соотношения когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью и самоактуализации личности исследовалась субъективная оценка здоровья личности, которая является характеристикой когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью, как указывалось выше, включает в себя знания своего здоровья, его оценку, поэтому на данном этапе мы изучали субъективную оценку здоровья испытуемых и ее связь с самоактуализацией личности.
В целом по выборке большинство испытуемых оценили свое здоровье как хорошее (44 %) и отличное (44 %), 10,9 % респондентов оценили свое здоровье как удовлетворительное, 1,1 % - неудовлетворительное. Такие высокие показатели, полученные респондентами по методике «Субъективная оценка здоровья», скорее всего, связаны с тем, что все наши испытуемые
— студенты в возрасте от 18 до 25 лет.
Субъективная оценка здоровья как фактор оказывает существенное влияние на следующие характеристики самоактуализации: интегральный показатель ^=17,34; р< = 0,00), ориентацию во времени ^ = 7,77; р< = 0,00006), опору ^ = 7,98; р< = 0,00005), гибкость поведения ^ = 7,17; р< = 0,00001), спонтанность ^ = 4,03; р< = 0,008), самоуважение ^ = 2,90; р< = 0,003), самопринятие ^ = 3,22; р< = 0,02), принятие агрессии ^ = 4,35; р< = 0,00), контактность ^ = 4,81; р< = 0,003), познавательные потребности ^ = 6,18; р< = 0,0005), креативность ^=18,20; р< = 0,00).
Это говорит о том, что такие качества самоактуа-лизирующейся личности, как способность находиться здесь и сейчас, умение руководствоваться своими принципами и установками, умение понимать себя и окружающих, зависят от субъективной оценки здоровья. Чем лучше человек себя ощущает, тем больших результатов в жизни он добивается.
Связь субъективной оценки здоровья и таких характеристик самоактуализации, как самопринятие и самоуважение, которые объединены в единый блок самовосприятия, говорит о том, что самоактуализирующаяся личность, умеющая жить настоящим, способная полагаться на свои принципы и установки, принимать себя вопреки своей слабости, уважающая себя за свою силу, чувствует себя здоровой. Это и понятно, ведь чем лучше самочувствие, тем больше желание идти к поставленной цели. Человеческое существо рождается с огромным потенциалом здоро-
вья и сил, для полной реализации которых требуется желание самого человека. Каждый человек решает самостоятельно, в каком направлении ему двигаться: в направлении к здоровью, которое помогает человеку испытывать хорошее самочувствие, быть в тонусе, или пятиться назад — к деградации, разрушению, что, в свою очередь, приводит к потере жизненного тонуса, а значит, и к отсутствию вкуса к жизни.
Таким образом, представления о собственном здоровье (когнитивный компонент) связаны с темпоральной характеристикой самоактуализации, проявляющейся в способности жить настоящим и видеть свою жизнь целостной во временном континууме.
Поведенческий компонент. — это реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни. Поэтому для изучения поведенческого компонента мы выясняли, каков образ жизни респондентов и каким образом он связан с самоактуализацией личности.
Большинство испытуемых получили высокие результаты по анкете, направленной на оценку образа жизни: 42,3% оценили свой образ жизни как здоровый, 37,9% - близкий к здоровому. Абсолютно нездоровым свой образ жизни не назвал никто. 19,8% респондентов считают свой образ жизни удовлетворительным.
Образ жизни как фактор оказывает существенное влияние на такие характеристики самоактуализации, как: интегральный показатель ^=10,15; р< = 0,00), ориентация во времени ^ = 6,28; р< = 0,00), опора ^ = 7,53; р< = 0,00), гибкость поведения ^ = 9,37; р< = 0,00), самопринятие ^ = 6,32; р< = 0,00), контактность ^=10,39; р< = 0,00), познавательные потребности ^ = 3,46; р< = 0,03), креативность ^ = 3,15; р< = 0,04).
Полученные данные говорят о том, что такие качества самоактуализирующейся личности, как способность находиться здесь и сейчас, умение руководствоваться своими принципами и установками, умение понимать себя и окружающих, зависят от успешной реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности. Только регулярные усилия, труд и усердие в реальной жизнедеятельности способствуют высокому уровню здоровья. Этот наиболее высокий уровень отношения к здоровью и требует активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержку своего здоровья. Направленность личности на сохранение своего здоровья способствует личностному росту. То есть чем более здоровым является образ жизни человека, тем выше его стремление к самоактуализации.
Высокая степень реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности (поведенческий компонент) способствует повышению уровня самооценки, самопринятия и самоуважения и, таким образом, способствует самоактуализации. Поведенческий компонент, выполняя функцию развития, проявляется в личностном росте.
Выводы:
1. Эмоциональный компонент в системе ценностного отношения к здоровью выполняет регулятивную функцию и в большей степени связан с уровнем реальной самоактуализации.
2. Эмоциональный компонент проявляется в са-мовосприятии и самоотношении и играет ведущую роль в сохранении равновесия между отчуждением во внутреннем плане и идентификацией во внешнем, что является главным условием самоактуализации
Рис. 1. Результаты исследования взаимосвязи
эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью и интегрального показателя самоактуализации личности
личности.
3. Высокая степень значимости социального окружения снижает уровень самооценки и самоуважения и препятствует проявлению аутентичности как важного механизма самоактуализации. Высокий уровень эмоционального и когнитивного компонентов ценностного отношения к здоровью связан с доминированием положительных эмоциональных состояний над отрицательными, интересом к самому себе, отказом от оценки своей внутренней ценности по прежним достижениям или под влиянием оценок других, высокой фрустрационной толерантностью (предоставление себе и другим права совершать ошибки) и аутентичностью.
4. Представления о собственном здоровье (когнитивный компонент) связаны с темпоральной характеристикой самоактуализации, проявляющейся в способности жить настоящим и видеть свою жизнь целостной во временном континууме, способствуют активности и формированию готовности к преодолению предполагаемых жизненных трудностей. Реалистичность представлений о субъективном здоровье приводит к отказу от нереалистического стремления к «глобальному» счастью или полному исключению тревоги, беспокойства и жизненных проблем.
5. Представления о собственном здоровье противоречивы и имеют наиболее низкую из всех компонентов степень силы активности (субъективная оценка здоровья).
6. Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью, выполняя функцию развития, проявляется в личностном росте, который является как показателем уровня ценностного отношения к здоровью, так и показателем степени самоактуализации личности.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007
*
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.
- 339 с.
3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализа-ционный тест. — М.: РПА, 1995. -52 с.
4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.
— СПб., 1997. — 430 с.
5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. — М.: Смысл, 1999. — 243 с.
6. Методическое пособие для практических психологов / Сост. Д.В. Каширский. — Барнаул, 2006. — 32 с.
7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие Д.Я. Райгородского. — Самара:
БАХРАХ, 1998. - 308 с.
8. Психология здоровья: учебник для вузов / Г.С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 504 с.
9. Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. О.Г. Кукосяна. — СПб: Изд-во СПбГУ. - С.89-106.
10. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y.: Harper and Row, 1987. - 351 с.
ШМОЙЛОВА Наталья Александровна, аспирант кафедры общей психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 22.04.2007 г.
© Шмойлова НА.
УДК 3717 И. В. СИДАКОВА
Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТА «ШКОЛА БУДУЩЕГО -ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»__________________________________
На современном постиндустриальном этапе развития общества как никогда актуальны вопросы сохранения здоровья человека. Поэтому развитие, формирование и сохранение всех компонентов здоровья подрастающего человека — задача каждого образовательного учреждения, но наиболее успешно она может быть решена только при условии реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья», целью которого является выработка здравотворческой и поведенческой мотивации детей, направленной на увеличение потенциала и резерва здоровья. Мною в данной работе представлены новые методологические и организационные подходы к осуществлению эффективной и результативной здоровьесберегающей деятельности всех участников реализации проекта «Школа будущего - школа здоровья».
Проблемы, связанные со здоровьем учащихся различных уровней общего образования, являются наиболее актуальными в нашем государстве. Одним из основных факторов риска здоровья учащихся считаются условия школьного обучения и воспитания. К факторам риска здоровья учащихся в образовании следует отнести перегрузку учебных планов, авторитарный стиль обучения, неверную психологию взаимоотношений ученик-учитель и ученик-ученик, гиподинамию, отсутствие в обучении учета индивидуально-типологических особенностей учащихся. Отдельно нужно отметить несоответствие большого количества школ ни пожарным, ни санитарным нормам. На сегодняшний день 40% школ в России располагаются в приспособленных для обучения зданиях, а не в специально построенных для этих целей учреждениях. Существуют определенные санитарные нормы для школ и для нахождения в них учащихся. К сожалению, в большинстве случаев эти нормы
нарушаются или не соблюдаются вовсе.[3,90]
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Контроль за качеством обучения - это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку.
Сегодня в большинстве школ идет освоение новых технологий обучения, интересных методов подачи знаний, введение разнообразных предметов. За этим инновационным процессом школа чаще всего забывает о самом главном - о здоровье детей. Новые технологии обучения должны не усложнять и не упрощать процесс познания, а способствовать глубокому усвоению определенной нормы знаний, умений и навыков. Термин «определенная норма» имеет важное значение, ее