УДК 159.9
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С.И. Оксанич, кандидат псх. наук, ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России
UDC 159.9
STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH AS A CONDITION OF DEVELOPMENT AND SELF- DEVELOPMENT OF THE PERSON
Oksanich S. I., Cand. Psyh. Sci. StSMU
oksani4.sveta@yandex.ru
Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения.
Структурные компоненты
психологического здоровья, включают:
- психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость);
- представления студентов о здоровом образе жизни
- ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).
В образовательном процессе реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации
личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития. Ключевые слова: психологическое здоровье, структурные компоненты, здоровый образ жизни
The educational system is one of the most important structures, which lays the foundation of a healthy lifestyle, there by promoting the preservation of mental, physical and moral health of the younger generation.
The structural components of psychological health include:
- psychological and emotional status ( uneasiness level of personality, emotional stability );
- students' ideas about a healthy lifestyle;
- valuable self-relations (the self-relation, the self-estimation, the valuable orientations).
The usage of the structural components of psychological health at all the stages of professional development of students through the formation of the person self-actualization promotes their psychological health conditions and professional development during the educational process
Keywords: psychological health, structural components, healthy lifestyle
Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения, соответственно и нации в целом. Свидетельством ценности здоровья человека являются государственные концепции и нормативные акты, в которых на правовом уровне отражены приоритетные задачи и стратегии государства в области здоровья населения России.
Методологической основой исследования является комплекс идей и научных положений Болонского процесса и Концепции модернизации Российской системы образования, обусловленных парадигмой
здоровьесбережения, концепцией здорового образа жизни (Л.И. Алешина, A.M. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, И.Ю. Глинянова, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев и др.); концепцией личностного подхода в образовании (В. В. Сериков); контекстным подходом к моделированию процесса профессиональной подготовки специалиста (А.А. Вербицкий); компетентным подходом к формированию личности будущего специалиста (В.И. Байденко, Л.Н. Болотов, И.А. Зимняя, Н.А., Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровская, М.В. Рыжаков, Н.А. Селезнева, В. Хутмахер); деятельностным подходом к личности будущего специалиста и процессу ее формирования (Е.В. Бондаревская, Е.В. Доманский, А.В. Коржуев, С. В. Кульневич, Н.И. Пидкасистый, В.А. Попков, Е.Л Рязанова, А.В Хуторской); технологическим подходом к проектированию образовательного процесса (Н.В. Борисова, Г. К. Селевко, Н.Б, Сенновский, Н.Н. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.А. Юцявичене).
Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье рассматривается как система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.
Отношение к здоровью и компоненты этого отношения имеют важное значение в сохранении здоровья и преодолении болезни. В. Н. Мясищев и А.Р. Лурия подчеркивали значение «внутренней картины болезни» для исследования механизмов заболеваний. По аналогии с «внутренней картиной болезни» В.М.Смирновым и Т.Н. Резниковой было предложено новое понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ). Внутренняя картина здоровья:
- это особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности, а также в активно позитивном стремлении к совершенствованию в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах;
- это определенное психофизическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.
ВКЗ представляет собой не только знание о своих возможностях, но и умение пользоваться истинными резервами и нераскрытыми потенциями в себе самом, следовательно, это позволит человеку формировать активную жизненную позицию в отношении своего психического здоровья. По мнению В.А.Ананьева, внутренняя картина здоровья - это совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческих реакций [1]. Рассматривая ВКЗ с психологических позиций, В.А.Ананьев выделяет три ее основных грани - эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
Обобщая результаты анализа формирования понятия «психологическое здоровье», мы определили психологическое здоровье
как эмоциональную устойчивость личности, ее самопринятие, способность к самореализации, сформированность ценностных ориентаций, способность приспосабливаться к условиям внешней среды.
Основываясь на историческом развитии представления о психологическом здоровье и теоретическом рассмотрении содержания данного понятия, мы выделили его структурные компоненты. Рассматривая внутреннюю картину здоровья с психологических позиций, мы выделяем 3 грани: эмоциональную, когнитивную и поведенческую как три слагающие структуры личности. Так, эмоциональная грань представлена психоэмоциональным статусом, когнитивная грань -представлениями о здоровом образе жизни, поведенческая -ценностным самоотношением.
Психоэмоциональный статус является основополагающим структурным компонентом психологического здоровья, он определяется регуляторными возможностями психики, а также степенью и уровнем саморегуляции сущностных потенций [12, 15]. Проявляется в уровне тревожности, эмоциональной устойчивости, стабильности личности, а также в степени удовлетворенности образовательной средой учебного заведения.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни на этапе профессионального обучения позитивно влияет на развивающуюся личность, результаты чего можно представить следующим образом:
1) развиваются психологические механизмы стимуляции работы самосознания, ценностного самоотношения к себе как к личности;
2) формируется «культурная гуманитарная позиция» и соответствующий способ мышления. Основными характеристиками гуманитарной позиции при этом являются:
а) субъективное отношение к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе, выражающее личностную точку зрения;
б) ценностное отношение, предполагающее живое, пристрастное отношение, основанное на диалоге и понимании;
3) создаются условия для профессионального формирования и становления личности, отвечающего за здоровье человека и формирующего основы творческой деятельности;
4) удовлетворяется потребность личности в самоактуализации, формировании адекватного образа «Я», в жизненном самоопределении.
Следующим структурным компонентом психологического здоровья является ценностное самоотношение. На психологическое здоровье в первую очередь воздействует система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности (С.Л. Братченко, О.С. Васильева, Н.Г. Никифоров). Вместе с тем авторы подчеркивают, что рассмотрение этих
факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья, достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи [4, 423].
Итак, на основе теоретического рассмотрения понятия «психологическое здоровье» нами были выделены наиболее важные структурные компоненты психологического здоровья, включающие:
- психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость (стабильность), отношение к образовательной среде колледжа);
- представления студентов о здоровом образе жизни (о составляющих здорового образа жизни);
- ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).
Таким образом, реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания/ В.А. Ананьев // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2000. - 387 с.
2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь// М.: Медицина, 1988. - 304 с.
3. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье /И.И. Брехман// М.: ФиС, 1996. - 206 с.
4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни/ О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 3. - С. 420-429.
5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А. Вербицкая, О.Г. Парионова // М. 2009.- 336 с.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
7. Лобейко, Ю. А., Самодиагностика и развитие личности студента/ Ю.А. Лобейко, Н. М. Швалева, С.И. Оксанич // Учебное пособие. - М.: Нар. Образование; Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2004. - 124 с.
8. Маслоу, А. Самоактуализация /А. Маслоу // Психология личности: Тексты. - М., 1982. с. 108-117.
9. Меграбян А.А. Личность и сознание / А.А. Меграбян // М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
10. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов. Монография.- Пятигорск: ПГЛУ, 2008.- 174 с.Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002. - 256 с.
11. Оксанич, С. И. Психология кризисных ситуаций. Учебно- методическое пособие для студентов.- Пятигорск: ПГЛУ, 2013.- 57 с.
12. Семенов, B.C. Культура и развитие человека /В.С. Семенов // Вопросы философии. - 1982. - №4. - С. 15-29.
13. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. ыСлободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7, Инноватор. - Bennet colledge. -M., 1997. - С. 88-91.
14. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб, заведений. - 2-е изд. / О.В.Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.