Научная статья на тему 'Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности'

Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к здоровью и самоактуализация личности»

позволяет говорить о реализации сопровождения, которое эффективно при рассмотрении и наличии трех взаимосвязанных компонентов теоретического, эмпирического 1 (школа) и эмпирического 2 (вуз).

Библиографический список

1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Платоновой. - СПб.: Речь, 2005. - 316 с.

2. Битянова М.Р., Азаров Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. -М., 2001. - 347 с.

3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 137 с.

4. ФурмановИ.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996. - 216 с.

Н.А. Шмойлова

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

В современных условиях одним из факторов развития личности и общества в целом является раскрытие потенциала человеческих возможностей, его реализации и эффективного использования. Идея самореализации, самоактуализации чрезвычайно важна для многих концепций личности человека [1; 2; 4; 5].

Личность, использующая собственные резервы, способна к раскрытию внутреннего потенциала, т.е. к самоактуализации. Самоактуализация представляет собой непрерывный процесс саморазвития личности. Абрахам Маслоу под самоактуализацией понимает постоянный процесс развития своих возможностей. Изучая самоактуализацию, Маслоу заметил, что многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много. Так что же влияет на успешность такого важного процесса как самоактуализация? Ученый в свое время предпринимал попытки изучения самоактуализации. Анализируя свои наблюдения, Маслоу сделал вывод, что только здоровые индивиды способны приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, справляться с разногласиями в себе. Они движутся к пределам совершенства с помощью самоконтроля и самонаблюдения [4]. Стремление к более высоким целям само по себе указывает на здоровье. Однако эти наблюдения не были подтверждены какими либо исследованиями. Современные исследования ценностно-смысловой сферы личности также не дают полной картины о связи здоровья и самоактуализации личности. Для восполнения этого пробела нами было предпринято исследование самоактуализации личности и ее соотношении со здоровьем личности.

Исходя из того, что понятие здоровья человека включает в себя различные характеристики, мы ограничили процесс его изучения такой важной характеристикой как отношение к собственному здоровью как к ценности. Опираясь на мнение Г.С. Никифорова [8], мы исходим из того, что ценностное отношение к собственному здоровью включает следующие компоненты:

- когнитивный компонент (субъективная оценка здоровья с целью осознания собственного состояния);

- эмоциональный компонент (определение личностью места здоровья в иерархии жизненных ценностей, доминирующее настроение личности);

- поведенческий компонент (реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни).

Таким образом, под ценностным отношением к здоровью мы будем понимать внутренний механизм поведения, направленный на сохранение здоровья, в основе которого лежит высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что личность с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью имеет также высокий уровень самоактуализации.

В исследовании приняли участие 182 человека в возрасте от 17 до 25 лет (97 женщины, 85 мужчин). Все испытуемые являются студентами Барнаульского государственного педагогического университета.

Для определения уровня самоактуализации испытуемых использовался самоактуализацион-ный тест (САТ) Л.Я. Гозмана и др. [3]. Для изуче-

ния ценностного отношения к здоровью применялись следующие методики: методика Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей» [6] для изучения эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью; авторская анкета «Мое здоровье» для изучения когнитивного и поведенческого компонентов ценностного отношения к здоровью. Полученные результаты были подвергнуты обработке с использованием методов математической статистики: корреляционного анализа методом Ч. Спирмена и однофакторного дисперсионного анализа Р Фишера (ANOVA).

Под уровнями ценностного отношения к здоровью мы понимаем: высокий уровень - 32-41 баллов, 22-31 - средний уровень ценностного отношения к здоровью, 12-21 баллов - низкий уровень ценностного отношения к здоровью, 1-11 баллов - отсутствие ценностного отношения к здоровью.

Под уровнями самоактуализации мы понимаем, вслед за Л.Я. Гозманом: высокий уровень -55-70 Т-баллов, 45-54 - средний или нормальный уровень и 36-44 - низкий. Ниже 35 Т-бал-лов - нулевая самоактуализация.

Предельное значение параметров САТ (псевдосамоактуализация) свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете, поэтому для того, чтобы результаты исследования были наиболее достоверными, значения свыше 70 Т-баллов не учитывались.

Соотношение эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью и самоактуализации личности

Эмоциональный компонент ценностного отношения к здоровью изучался, как указывалось выше, с помощью методики Д.В. Каширского «Изучение особенностей системы ценностей», в которой необходимо поставить каждую из 25 ценности на одно из 25 ранговых мест: по значимости, по реализации в жизни, по удовлетворенности от реализации. Таким образом, эмоциональный компонент включает в себя следующие параметры: значимость ценности здоровья, реализация здоровья в реальной жизнедеятельности, удовлетворенность от реализации здоровья.

Значимость ценности здоровья. С помощью методики Каширского установлено, что 57,1% респондентов включили «здоровье» в перечень

наиболее важных жизненных ценностей. Наряду со здоровьем в число самых важных ценностей для большинства респондентов вошли: активность для достижения позитивных изменений в обществе (64,8%), любовь (53,2%), общение (24,1%), самореализация (21,4%).

Корреляционный анализ показал, что здоровье по значимости в иерархии жизненных ценностей личности положительно коррелирует с 12 характеристиками самоактуализации: интегральным показателем самоактуализации (г=0,46; р<=0,001), ориентацией во времени (г=0,15; р<=0,03), опорой (г=0,23; р<=0,001), ценностными ориентациями (г=0,16; р<=0,02), гибкостью поведения (г=0,33; р<=0,000004), спонтанностью (г=0,17; р<=0,01), самопринятием (г=0,32; р<=0,000007), взглядом на природу (г=0,26; р<=0,0003), синергией (г=0,15; р<=0,03), контактностью (г=0,26; р<=0,0003), познавательными потребностями (г=0,20; р<=0,005), креативностью (г=0,31; р<=0,00001).

Данные исследования показывают, что само-актуализирующаяся личность живет настоящим и правильно понимает важность сегодняшнего дня для достижения поставленных целей. При этом ценность здоровья для такой личности является непререкаемой. Наиболее значимые связи места здоровья в иерархии жизненных ценностей также определены с такими параметрами самоактуализации, как гибкость поведения, ценностные ориентации. Э. Шостром объединяет эти параметры в единый блок ценностей.

Самоактуализирующаяся личность очень высоко оценивает значение здоровья для достижения успехов в жизни, ощущает внутреннюю потребность в желании быть здоровой. Скорее всего это связано с тем, что любое человеческое существо стремится к своему расцвету, действуя в наибольшей степени в соответствии со своими возможностями, а возможности эти как раз и дает здоровье, отсюда и понимание его ценности для полного раскрытия талантов и способностей, для реализации творческого потенциала личности.

Реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности. Реализацию ценности здоровья в реальной жизнедеятельности на одно из первых мест поставили 50% респондентов. Наряду со здоровьем в перечень наиболее реализуемых ценностей вошли также: приятное времяпрепровождение (59,8%), любовь (58,2%), высокое образование (50%), общение (38,4%).

26

24

22

20

Ё 18

0 Е

1

Щ 16 I

*

14

12

10

У

^ .]

И*'

V / г

у У

-

2 3

уровни самоактуализации

-о-значимость ценности здоровья - □ - реализация ценности здоровья

удовлетворенность от реализации

Рис. Результаты исследования взаимосвязи эмоционального компонента ценностного отношения к здоровью и интегрального показателя самоактуализации личности

Корреляционный анализ позволил установить, что реализация в жизни ценности здоровья положительно коррелирует с 11 характеристиками самоактуализации: интегральным показателем (г=0,34; p<=0,000002), ориентацией во времени (=0,21; p<=0,003), опорой (г=0,19; p<=0,006), гибкостью поведения (г=0,15; p<=0,03), спонтанностью (г=0,23 ; p<=0,001), самопринятием (=0,22; p<=0,002), взглядом на природу (г=0,2 1; p<=0,004), синергией (г=0,2 1; p<=0,004), контактностью (=0,23; p<=0,001), познавательными потребностями (г=0, 18; p<=0,01), креативностью (г=0,20; p<=0,005).

Стремление к реализации свого личностного потенциала само по себе указывает на здоровье личности. Скорее всего, это связано с тем, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных усилий. Они стремятся иметь дело с неопределенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решениям.

Удовлетворенность от реализации ценности здоровья. Удовлетворенность от реализации ценности здоровья испытывают 62,6% испытуемых. Таким образом, большая часть наших испытуемых удовлетворены тем, насколько в их жизни реализуется здоровье.

Удовлетворенность от реализации ценности здоровья положительно коррелирует с 9-ю характеристиками самоактуализации: интегральным

показателем (=0,37; p<=0,00), ориентацией во времени (=0,23; ]з<=0,001), опорой (=0,22; ]з<=0,001), гибкостью поведения (г=0,29; p<=0,00004), самопринятием (=0,35; p<=0,000001), синергией (=0,19; ^=0,01), контактностью (г=0,25; p<=0,0005), познавательными потребностями (г=0,21; p<=0,004), креативностью (г=0,25; p<=0,0005).

Материалы исследования указывают на то, чем выше удовлетворенность от реализации ценности здоровья в иерархии жизненных ценностей личности, тем выше уровень ее самоактуализации. Самоактуализирующаяся личность получает удовлетворение от достижения поставленных целей.

Таким образом, значимость ценности здоровья, ее реализация в жизни и удовлетворенность от реализации находятся в тесной связи с характеристиками самоактуализации. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что личность, которую можно охарактеризовать как са-моактуализирующаяся, отводит здоровью в иерархии жизненных ценностей наиболее важное место; высоко оценивает важность здоровья для реализации своих возможностей.

Однако полученные данные свидетельствуют также и о противоречиях в системе ценностей испытуемых, об этом говорят полученные данные (рис.). На графике видно, что интегральный показатель самоактуализации по-разному связан с параметрами ценностного отношения к здоро-

вью. Так наиболее высокие показатели обнаружены с ценностью здоровья, а наиболее низкие с реализацией ценности здоровья. Но в целом, видна положительная корреляционная связь ценностного отношения к здоровью и самоактуализации. Некоторые противоречия свидетельствуют о том, на наш взгляд, что самоактуализирую-щаяся личность отнюдь не является «простой», данная личность находится в поиске идеальных ценностей, ее привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, она стремится иметь дело с неопределенностью и предпочитает трудные задачи легким решениям. А там где есть место поиску, там не может быть однозначности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у самоактуализирующихся студентов в большей степени выражена такая ценность, как здоровье в различных ее проявлениях: значимость, реализация, удовлетворенность от реализации.

Итак, все параметры эмоционального компонента показали положительные корреляционные связи с базовыми шкалами самоактуализацион-ного теста, а также с гибкостью поведения, само-принятием, синергией, контактностью, познавательными потребностями креативностью. Это свидетельствует о том, что самоактуализирую-щаяся личность умеет жить настоящим, правильно ориентируется во времени, способна не откладывать жизнь на завтра и не вязнуть в прошлом; руководствуется в жизни своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами; имеет целостное восприятие мира, способна быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, принимает себя и умеет находить общий язык с окружающими. Все перечисленные характеристики тем более выражены, чем выше место здоровья в иерархии жизненных ценностей данной личности.

Соотношение когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью и самоактуализации личности

Субъективная оценка здоровья личности, которая является характеристикой когнитивного компонента ценностного отношения к здоровью, как указывалось выше, включает в себя знания своего здоровья, его оценка, поэтому на данном этапе мы изучали субъективную оценку здоровья испытуемых и ее связь с самоактуализацией личности.

В целом по выборке большинство испытуемых оценили свое здоровье как хорошее (43,95%)

и отличное (43,95%). 10,9% респондентов оценили свое здоровье как удовлетворительное, 0,5% -неудовлетворительное. Такие высокие показатели, полученные респондентами по методики «Субъективная оценка здоровья», скорее всего, связаны с тем, что все наши испытуемые - студенты в возрасте от 18 до 25 лет.

Субъективная оценка здоровья как фактор оказывает существенное влияние на следующие характеристики самоактуализации: интегральный показатель (Б=17,34; р<=0,00), ориентацию во времени (Б=7,77; р<=0,00006), опору (Б=7,98; р<=0,00005), гибкость поведения (Б=7,17; р<=0,00001), спонтанность (Р=4,03; р<=0,008), самоуважение (Б=2,90; р<=0,003), самопринятие (Б=3,22; р<=0,02), принятие агрессии (Б=4,35; р<=0,00), контактность (Р=4,81; р<=0,003), познавательные потребности (Р=6,18; р<=0,0005), креативность (Р=18,20; р<=0,00).

Это говорит о том, что такие качества самоакту-ализирующейся личности как способность находится здесь и сейчас, умение руководствоваться своими принципами и установками, умение понимать себя и окружающих зависит от субъективной оценки здоровья. Чем лучше человек себя ощущает, тем больших результатов в жизни он добивается.

Связь субъективной оценки здоровья и таких характеристик самоактуализации как самоприня-тие и самоуважение, которые объединены в единый блок самовосприятия говорит о том, что са-моактуализирующаяся личность, умеющая жить настоящим, способная полагаться на свои принципы и установки, принимать себя вопреки своей слабости; уважающая себя за свою силу, чувствует себя здоровой. Это и понятно, ведь, чем лучше самочувствие, тем больше желание идти к поставленной цели. Человеческое существо рождается с огромным потенциалом здоровья и сил, для полной реализации которых требуется желание самого человека. Каждый человек решает самостоятельно, в каком направлении двигаться ему: в направлении к здоровью, которое помогает человеку испытывать хорошее самочувствие, быть в тонусе или пятиться назад - к деградации, разрушению, что в свою очередь приводит к потере жизненного тонуса, а значит и к отсутствию вкуса к жизни.

Таким образом, представления о собственном здоровье (когнитивный компонент) связаны с темпоральной характеристикой самоактуализации, проявляющейся в способности жить «настоя-

щим» и видеть свою жизнь целостной во временном континууме.

Соотношение поведенческого компонента ценностного отношения к здоровью и самоактуализации личности

Поведенческий компонент - это реализация ценности здоровья в реальной жизнедеятельности, действия, направленные на сохранение здоровья, здоровый образ жизни. Поэтому для изучения поведенческого компонента мы выясняли, каков образ жизни респондентов и каким образом он связан с самоактуализацией личности.

Большинство испытуемых получили высокие результаты по анкете, направленной на оценку образа жизни: 42,4% оценили свой образ жизни как здоровый, 37,9% - близкий к здоровому. Абсолютно нездоровым свой образ жизни не назвал никто. 17,5% респондентов считают свой образ жизни удовлетворительным.

Образ жизни как фактор оказывает существенное влияние на такие характеристики самоактуализации как: интегральный показатель (Б=10,15; р<=0,00), ориентацию во времени (Р=6,28; р<=0,00), опору (Б=7,53; р<=0,00), гибкость поведения (Б=9,37; р<=0,00), самопринятие (Р=6,32; р<=0,00), контактность (Р=10,39; р<=0,00), познавательные потребности (Б=3,46; р<=0,03), креативность (Р=3,15; р<=0,04).

Полученные данные говорят о том, что такие качества самоактуализирующейся личности как способность находится здесь и сейчас, умение руководствоваться своими принципами и установками, умение понимать себя и окружающих зависит от успешной реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности. Только лишь регулярные усилия, труд и усердие в реальной жизнедеятельности способствуют высокому уровню здоровья. Этот наиболее высокий уровень отношения к здоровью и требует активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержку своего здоровья. Направленность личности на сохранение своего здоровья способствует личностному росту. То есть чем более здоровым является образ жизни человека, тем выше его стремление к самоактуализации.

Высокая степень реализации ценности здоровья в реальной жизнедеятельности (поведенческий компонент) способствует повышению уровня самооценки, самопринятия и самоуважения,

и, таким образом, способствует самоактуализа-

ции. Поведенческий компонент, выполняя функцию развития, проявляется в личностном росте.

Выводы

1. Эмоциональный компонент в системе ценностного отношения к здоровью выполняет регулятивную функцию и в большей степени связан с уровнем реальной самоактуализации.

2. Эмоциональный компонент проявляется в самовосприятии и самоотношении и играет ведущую роль в сохранении равновесия между отчуждением во внутреннем плане и идентификацией во внешнем, что является главным условием самоактуализации личности.

3. Высокая степень значимости социального окружения снижает уровень самооценки и самоуважения и препятствует проявлению аутентичности как важного механизма самоактуализации. Высокий уровень эмоционального и когнитивного компонентов ценностного отношения к здоровью связан с доминированием положительных эмоциональных состояний над отрицательными, интересом к самому себе, отказом от оценки своей внутренней ценности по прежним достижениям или под влиянием оценок других, высокой фрустрационной толерантностью (предоставление себе и другим права совершать ошибки) и аутентичностью.

4. Представления о собственном здоровье (когнитивный компонент) связаны с темпоральной характеристикой самоактуализации, проявляющейся в способности жить «настоящим» и видеть свою жизнь целостной во временном континууме, способствуют активности и формированию готовности к преодолению предполагаемых жизненных трудностей. Реалистичность представлений о субъективном здоровье приводит к отказу от нереалистического стремления к «глобальному» счастью или полному исключению тревоги, беспокойства и жизненных проблем.

5. Представления о собственном здоровье противоречивы и имеют наиболее низкую из всех компонентов степень силы активности (субъективная оценка здоровья).

6. Поведенческий компонент ценностного отношения к здоровью, выполняя функцию развития, проявляется в личностном росте, который является как показателем уровня ценностного отношения к здоровью, так и показателем степени самоактуализации личности.

Библиографический список

1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. - 339 с.

3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: РПА, 1995.

4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997. - 430 с.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 243 с.

6. Методическое пособие для практических психологов. - Барнаул, 2006. - 32 с.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие I Под ред. Д.Я. Рай-городского. - Самара: БАХРАХ, 1998. - 308 с.

8. Психология здоровья: Учебник для вузов I Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С-Пе-тербургского ун-та, 2000. - 504 с.

9. РудкевичЛ.А., РыбалкоЕ. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности II Психологические проблемы самореализации личности I Под ред. О.Г Кукосяна. - СПб: Изд-во СПбГУ - С. 89-106.

10. Maslow A.H. Motivation and personality. -N.Y.: Harper and Row, 1987.

Научные труды преподавателей, поступившие в библиотеку КГУ им. Н.А. Некрасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КГУ ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА: ПЕРВЫЕ ШАГИ: ПЯТИЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КГУ ПОСВЯЩАЕТСЯ / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Г. Кирпичник и др.; сост. Е.Е. Смирнова; науч. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ, 2006. - 208 с. -ISBN 5-7591-0727-5.

Книга посвящена пятилетнему юбилею института педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Материалы, представленные в издании, раскрывают ведущие направления деятельности педагогического коллектива института, характеризуют работу основных структурных подразделений и определяют перспективы развития.

Бердова О.В. КОСТРОМСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО (XVIII - НАЧАЛО ХХВЕКА) / О.В. Бердова, Е.А. Лушина; отв. ред. А.А. Герасимов; рец.: Н.М. Рассадин, А.М. Белов. - Кострома: КОИПКРО, 2006. - 208 с.

Книга посвящена истории становления профессии учителя в Костромской губернии XVIII - начала XX века.

Воронина К.А. НАШ ИСТПЕД: ВОСПОМИНАНИЯ ДЕКАНА / под ред. А.Г. Кирпичника; рец.: Б.З. Вульфов, А.Д. Шилик. - Кострома: КГУ, 2007. -100 с.: ил. - ISBN 5-7591-0794-1.

В книге представлены воспоминания декана историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института К.А. Ворониной о рождении и становлении одного из первых в стране факультетов по подготовке специалистов пионерской, комсомольской, воспитательной работы^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.