Научная статья на тему 'Личностные детерминанты отношения матери к детям'

Личностные детерминанты отношения матери к детям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хозяинова Т.К.

Отношения родителей к детям имеют гендерный аспект, определяемый различиями во взаимоотношениях матери и отца с ребенком. Автор в ходе теоретического анализа выявляет важность самоактуализация личности матери как одной из личностных детерминант отношений матери к детям и приводит найденные эмпирические свидетельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents-children relationships are gender accentuated. The author first theoretically discovers that an important personality determinant of mother-child attitudes is her self-actualization and then demonstrates an empirical evidence of the statement.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты отношения матери к детям»

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТНОШЕНИЯ

МАТЕРИ К ДЕТЯМ

Т.К. Хозяинова1

Изучение отношения родителей к детям важно прежде всего в связи с влиянием, оказываемым на становление личности ребенка. Поэтому рассмотрение особенностей этих отношений стали самостоятельным предметом изучения психологов [1; 3; 6]. Среди разнообразных аспектов исследования детско-ро-дительских отношений преобладающая роль отводится изучению стиля отношения родителей к детям и влиянию отношений на формирование различных качеств личности ребенка. Вместе с тем детерминанты формирования отношения родителей к детям редко становятся предметом изучения, а именно они дают возможность понять и разобраться, почему складывается адекватный или неадекватный стиль отношений с ребенком, который в свою очередь во многом определяет процесс становления личности ребенка.

Отношения родителей к детям имеют гендерный аспект, определяемый различиями во взаимоотношениях матери и отца с ребенком. Многие исследователи признают особую роль матери, которая связана с репродуктивной функцией организма женщины и той тесной стабильной связью, которая устанавливается у матери с ребенком [5; 9].

В нашем исследовании была поставлена цель изучить особенности личности матери. Личностная детерминация отношения матери к ребенку рассматривалась нами с позиций гуманистической психологии, центральным понятием которой является самоактуализация личности. Этот подход позволяет выделить те особенности детерминации, которые связаны с потенциалом личности матери и ребенка. При изучении самоактуализации личности матери мы исходили из представлений о пространствах бытия личности, рассматриваемых в исследованиях З.И. Рябикиной [7; 8].

1 Хозяинова Татьяна Константиновна — канд. психол. наук, преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета.

Статья принята к публикации 27.09.2006 г.

Понятие бытия личности включает четыре пространства. Объективное бытие личности включает три пространства явлений - поведение, реалии среды и индивидные характеристики. В психологическом пространстве они воссоздаются как взаимосвязанные подпространства: «планы и структура поведения», «образ мира», «мотивационно-потребностная сфера», составляя бытийный слой внутреннего мира личности. Смысловое пространство личности также имеет трехкомпонентную структуру, включающую конативный, когнитивный и аффективный компоненты.

Понятие самоактуализации в контексте бытия личности, можно определить как преобразование бытия личности вследствие экспансии личностных смыслов на внешнюю реальность. Личность, самоактуализируясь, т. е. реализуя личностные смыслы в объективное бытие, преобразует себя, свои субъективные и объективные пространства личностного бытия. Зарождаясь внутри личностных смыслов, новые образования личности определяют ее бытие. Таким образом, бытие личности преобразуется вследствие самореализации личности, экспансии личностных смыслов на внешнюю реальность. Поэтому самоактуализация является сущностным фактором, который, преобразуя бытие личности, определяет его аутентичность.

Анализ пространств бытия личности матери позволяет говорить об особенностях ее объективного и субъективного бытия, включающих ее отношение к детям. Пространство индивидных характеристик связано прежде всего с материнским инстинктом, проявляющимся в пространствах субъективного бытия как мотивы материнства, депривация которых приводит к отсутствию в смысловом поле представленности ребенка как ценности, что и определяет ее отношение к ребенку. Пространство социально-средовых характеристик связано с понятием роли матери, задаваемой в соответствии с культурными образцами и опытом в прародительской семье представлений о функциях матери в отношении к ребенку. Эти модели роли матери могут выступать как знаемые и как личностно-значимые, связанные со смысловым пространством. Деятельностное пространство личности матери характеризуется особенностями общения с ребенком, в которых выделяются оптимальные, положительно влияющие на развитие ребенка, и нарушенные, приводящие к проблемам в формировании его личности.

Самоактуализация матери в отношении к детям будет представлять преобразование (как оформление родительского отношения) пространств бытия ее личности, заключающееся в формировании мотивации родительства (эмоциональный компонент), представлений о ребенке и способах его воспитания (когнитивный компонент) и стиля взаимодействия с ним (конативный) под влиянием смыслового содержания собственно личностного пространства. Таким содержанием будут выступать особенности личности матери, характерные для самоактуализирующейся личности, на которые указывал А. Маслоу

(автономность, компетентность во времени, самопринятие, творчество и др.). Аутентичность бытия личности матери связана с реализацией в отношении к детям ценностей и смыслов самоактуализирующейся личности. Именно смысловое пространство самоактуализирующейся личности, проявляясь как гармония знания, переживания и действия в отношении к ребенку, организовывает пространство личностного бытия матери и через организацию объективного бытия личности ребенка производит преобразования его смыслового пространства. Таким образом, самоактуализация личности матери есть тот фактор, которому подчинены другие пространства ее бытия, а сформирован-ность ее Self, связанная с личностной зрелостью, отражает ее отношение к детям и через организацию бытия ребенка влияет на становление его личности. Бытие матери с выраженной самоактуализацией организуется как аутентичное, включающее позитивные характеристики отношения к ребенку, направленные на поддержку становления его личности.

Эмпирические данные исследования подтвердили предположения о связи самоактуализации личности матери с ее отношением к детям и качествами личности ребенка. Основными методами эмпирического исследования были Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома [2], методика изучения отношения родителей к детям И.М. Марковской (ВРР) [4], разработанная в ходе исследования анкета по оценке качеств личности ребенка. Для выявления статистических закономерностей использовались: анализ средних значений, достоверности различий оценок t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции Пирсона), регрессионный анализ. Респонденты исследования — матери детей младшего школьного и подросткового возраста.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы.

Самоактуализация матери является существенным фактором ее отношения к детям, а отношения матери к ребенку является областью ее самоактуализации. Об этом свидетельствуют выявленные особенности связей параметров самоактуализации личности матери с характеристиками отношения к детям: большая часть параметров самоактуализации (86% от всего количества шкал САТ) матери связана с характеристиками ее отношения к детям и практически все характеристики отношения к детям связаны с различными параметрами самоактуализации матери.

Связь параметров самоактуализации с характеристиками отношения матери к детям имеет разную интенсивность. В большей степени обусловливают характер ее отношения к детям следующие параметры самоактуализации: самоуважение, принятие ценностей самоактуализации, развитость познавательных потребностей, выраженность креативности.

Каждая из характеристик отношения матери к детям связана с определенными параметрами самоактуализации: требовательность матери — с ее

независимостью в поступках и суждениях, наличием ценностей самоактуализации, самоуважением, самопринятием, контактностью и креативностью; уровень контроля по отношению к ребенку со стороны матери — с ее независимостью в поступках и суждениях, гибкостью поведения, принятием ее себя, принятием агрессии, контактностью, с наличием познавательных потребностей и креативностью; эмоциональная сторона отношения (принятие ребенка, эмоциональная близость, удовлетворенность отношениями с ребенком) матери к ребенку — практически со всеми параметрами самоактуализации.

Изменение выраженности параметров самоактуализации матерей приводит к изменению характера отношения к детям. Чем больше потенциал самоактуализации личности матери, тем более позитивно ее отношение к детям: матери более требовательны и последовательны в отношении к детям, в то же время они предоставляют ребенку больше самостоятельности, автономии, возрастает позитивный аспект эмоционального отношения к ребенку. С понижением показателей самоактуализации матери становятся менее требовательны и последовательны, при этом более жестко контролируют ребенка, что влечет за собой ухудшение эмоциональных отношений (чаще проявляется отвергающее поведение, эмоциональная дистанция увеличивается, удовлетворенность отношениями снижается).

Самоактуализирующиеся матери более гибко изменяют свои отношения с ребенком с учетом задач становления личности младших школьников и подростков. В большей степени самоактуализация матерей обусловливает характеристики отношения к детям, которые являются важным элементом социальной ситуации развития: для младших школьников это требовательность матери, а для подростков — особенности контроля с ее стороны.

Среди других факторов, обусловливающих отношение матери к ребенку, самоактуализация личности матери имеет определенную долю влияния на характеристики ее отношения к детям, которая колеблется от 20 до 43% в зависимости от характеристики отношения к детям и возраста ребенка. В группе матерей младших школьников самоактуализация наибольшее влияние оказывает на принятие ребенка матерью и сотрудничество с ним, а в группе матерей подростков — на принятие его матерью и авторитетность матери для него.

Потенциал самоактуализирующейся матери направлен на поддержку самоактуализации ребенка. Об этом свидетельствуют данные о связи качеств личности ребенка, характеризующих его самоопределение, с параметрами самоактуализации личности матери. Качества личности ребенка обусловлены параметрами самоактуализации непосредственно (это инициативность, активность, доминантность) и опосредованно через характеристики отношения к детям (самостоятельность, успешность и состояние эмоционального комфорта).

Таким образом, в ходе теоретического анализа были выявлены личностные детерминанты, определяющие отношение матери к детям, среди которых самоактуализация личности матери была выделена как существенная характеристика. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о том, что самоактуализация личности матери является детерминантой ее отношения к детям, которое направлено на поддержку становления личности ребенка. Актуальность прикладного аспекта полученных в исследовании результатов состоит в том, что в практике коррекционно-консультативной работы обосновывается подход, который предполагает смену акцентов в решении проблем детско-родительских отношений с учетом особенностей самоактуализации личности матери.

Библиографический список

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002.

2. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест. М.: Роспедагентство, 1995.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара: СИОКПП, 2001.

4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002.

5. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М.: Академия, 2002.

7. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 1995.

8. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: ИП РАН, 2005.

9. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.