В итоге, необходимо отметить, что нами обоснованы параметры преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников на основе принципов природосообразности, культуросообразности, дополнительности. Развитие физических качеств детей рассмотрено с учётом соответствующей реализации средств, методов и форм. Важно подчеркнуть, что принцип преемственности в развитии физических качеств дошкольников и младших школьников реализуется в нашем исследовании с позиции сохранения фундамента полноценного физического и психи-
ческого здоровья детей, как основы охраны и наращивания ресурсов личности в контексте непрерывного образования.
Эффективная реализация принципа преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников зависит от качества подготовки будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ к предстоящей профессиональной деятельности, содержательные компоненты которой будут рассмотрены нами в дальнейшей научноисследовательской работе.
Библиографический список
1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969.
2. Ращикулина, Е.Н. Подготовка педагогов к реализации принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования: учебно-методический комплекс / Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.
3. Асмолов, А.А. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Дошкольное воспитание. -1994. - № 6.
4. Виноградова, Н.Ф. Концепция преемственности дошкольного и начального школьного звеньев образования // Начальная школа. - 2000. - № 4.
5. Захаров, Е. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафронов. - М.: Лептос. 1994.
6. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции, Москва, 25 октября 2007 г. / отв. ред. Е.В. Усова. - М.: Издат-во СГУ, 2007.
7. Подготовка ребенка к школе: требования и диагностика: учебное пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.И. Левшиной, Н.А. Степановой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010.
Bibliography
1. Baller, Eh.A. Preemstvennostj v razvitii kuljturih. - M.: Nauka, 1969.
2. Rathikulina, E.N. Podgotovka pedagogov k realizacii principa preemstvennosti doshkoljnogo i nachaljnogo shkoljnogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskiyj kompleks / E.N. Rathikulina, N.A. Stepanova. - Magnitogorsk: MaGU, 2009.
3. Asmolov, A.A. Ob organizacii vzaimodeyjstviya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj i obespechenii preemstvennosti doshkoljnogo i nachaljnogo obthego obrazovaniya // Doshkoljnoe vospitanie. -1994. - № 6.
4. Vinogradova, N.F. Koncepciya preemstvennosti doshkoljnogo i nachaljnogo shkoljnogo zvenjev obrazovaniya // Nachaljnaya shkola. - 2000. - №
4.
5. Zakharov, E. Ehnciklopediya fizicheskoyj podgotovki: Metodicheskie osnovih razvitiya fizicheskikh kachestv / E. Zakharov, A. Karasyov, A. Safronov. - M.: Leptos. 1994.
6. Zdorovjesberegayuthie obrazovateljnihe tekhnologii: Materialih mezhdisciplinarnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii, Moskva, 25 oktyabrya 2007 g. / otv. red. E.V. Usova. - M.: Izdat-vo SGU, 2007.
7. Podgotovka rebenka k shkole: trebovaniya i diagnostika: uchebnoe posobie / pod red. S.F. Bagautdinovoyj, N.I. Levshinoyj, N.A. Stepanovoyj. -Magnitogorsk: MaGU, 2010.
Статья поступила в редакцию 10.07.11
УДК 159. 922
Levchenko A. V. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF TIMELY TRANSSPECTIVENESS OF SELFACTUALIZING PERSON. The results of empirical research of psychological aspects of selfactualizing person's timely transspec-tiveness are presented in the article. The concrete descriptions of the formal aspects and the content of personal transspectiveness with a different level of selfactualization are being given.
Key words: timely transspectiveness, formal aspects and content of timely transspectiveness, selfactualization, selfactualizing person.
А.В. Левченко, аспирант ДВГУПС, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРЕМННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических характеристик временной трансспекти-вы самоактуализирующейся личности. Описываются конкретные характеристики формальных параметров и содержание трансспективы личности с разным уровнем самоактуализации.
Ключевые слова: временная трансспектива, формальные параметры и содержание временной трансспективы, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность.
Актуальность исследования проблемы временной трансспективы обусловлена необходимостью описать полный жизненный хронотоп личности, в котором прошлое, настоящее и будущее рассматриваются не как автономные фрагменты, а как части единой временной структуры. Анализ исследований, посвященных данной теме [1; 2; 3], позволяет сделать выводы об отсутствии единого понимания сущности данного феномена. В то же время для современной психологической науки характерно признание того, что являясь смыслообра-
зующей основой жизненного пути человека, временная транс-спектива идентична осознанному переживанию направленности и результативности собственной жизни. Следовательно, восприятие и осмысление прошлого, настоящего и будущего играют детерминирующую роль в поведении личности, выступают в качестве его «ориентировочной основы» и кристаллизуют смысл жизни.
Вопросы смысла жизни и определения ценностных ориентиров личности являются, в свою очередь, центральными для
гуманистической психологии, рассматривающей проблемы самоактуализации. Процесс самоактуализации связан не только с выявлением человеком субъективных представлений о собственном предназначении и формированием жизненного смысла как высшего интегративного образования, но и со способностью составлять программу достижения этих смыслов на основе умения делать осознанный и ответственный выбор. Таким образом, временная трансспектива, отражающая ценностно-смысловые аспекты субъективного времени, и проявляющаяся в способности человека одним взглядом охватить весь жизненный путь, поднявшись от простых воспоминаний до осмысления значения своей жизни, обеспечивает гармонизацию личности и способствует ее самоактуализации [4].
Поскольку одной из форм осуществления самоактуализации выступает личностное и профессиональное самоопределение, в своей работе мы обратимся к студенчеству - особой социальной общности людей, объединенных институтом высшего образования и находящихся на пересечении эпохи юности и зрелости. В целом, студенческий период характеризуется тем, что начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой обычно связывается социальная зрелость, отодвигается. Увеличение времени на подготовку к взрослой жизни ведет к расширению сферы индивидуального самоопределения и повышение его осознанности. В студенческой выборке наблюдается большая свобода выбора по сравнению с другими социальными слоями молодежи и меньше сковывающих факторов, что приводит к разнообразию индивидуальных вариаций. Оборотной стороной свободы выбора является усложнение процесса самоопределения, в том числе ценностного [5].
Целью нашей работы стало исследование психологических характеристик временной трансспективы самоактуализирую-щейся личности. Объектом исследования - временная трансспектива личности, а ее предметом - формальные параметры и содержание временной трансспективы самоактуализирую-щейся личности. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что формальные параметры временной транс-спективы, а также содержание временных зон и ценностносмысловая переработка темпорального опыта, образующие ее содержание, определяют уровень самоактуализации личности.
Методологической и теоретической основа исследования послужили концептуальные положения системного подхода к изучению личности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), представления гуманистической психологии о личности как саморазвивающейся, самосовершенствующейся системе (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франк и др.). Постановка и осуществление задач исследования были возможными благодаря накопленным в отечественной науке теоретическим и эмпирическим исследованиям в области психологии личностного времени (С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Е.И. Головаха, Д. А. Леонтьев, А. А. Кроник, Л. А. Регуш, К.И. Воробьева, Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова и др.), а также в зарубежных исследованиях (Ш. Бюлер, П. Жане, К. Левин, Д. Ньюттен, А. Ньюгартен, Ф. Зимбардо, Д. Бойд и др.).
Эмпирическими методами исследования выступили: тестирование (самоактуализационный тест (САТ) в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза, методики «Инверсия удаленности. Формирование списка событий», «Временные децентрации», «Шкалы переживания времени» А.А. Кроника, Е. И. Головахи, опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной, тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, тест «Индекс жизненной удовлетворенности» А. Ньюгартен). Мы также использовали статистические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента, критерий хи-квадрат, коэффициент корреляции Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA).
Применение в ходе эмпирического исследования перечисленных методов позволило нам сформулировать ряд выводов относительно формальных параметров и содержания временной трансспективы студентов с разным уровнем самоактуализации.
9) У студентов с разным уровнем самоактуализации существуют различия в протяженности временной трансспек-тивы и ее частей. В частности, у самоактуализированных студентов временная трансспектива характеризуется большей протяженностью за счет увеличения длины временной перспективы, при соответствии временной ретроспективы реальному возрасту испытуемых. У их сверстников с низким уровнем самоактуализации, временная ретроспектива обладает меньшей длиной и не соответствует фактическому возрасту, временная перспектива укорочена, за счет включения в нее только событий ближайшего будущего, а, следовательно, и трансспектива в целом обладает меньшей протяженностью.
Протяженность временной трансспективы испытуемых находится во взаимосвязи с уровнем их креативности, спонтанности, независимости ценностей и поведения. Длина временной ретроспективы напрямую связана с основными параметрами личностной самоактуализации - компетентностью во времени, независимостью, ценностными ориентациями, сен-зитивностью к себе, спонтанностью, самоуважением, принятием агрессии, контактностью и креативностью. Протяженность временной перспективы студентов взаимосвязана только с присущим им уровнем творческой направленности.
2) Плотность отдельных частей временной трансспективы не различается у студентов с разным уровнем самоактуализации. Наибольшую плотность у студентов с высоким уровнем самоактуализации, также как и у малосамоактуализированных имеет временная перспектива, наименьшую - зона настоящего. Сопоставление плотности временной трансспективы с параметрами самоактуализации личности привело нас к обнаружению положительной связи между плотностью настоящего испытуемых и принятием ими агрессии.
3) Студентам с высоким уровнем самоактуализации присуще доминирование направленности временной трансспективы на зону настоящего, малосамоактуализированным - на зону будущего. Децентрация прошлого же связана с низким уровнем самоактуализации студентов и слабой выраженностью у них большинства ее параметров - компетентности во времени, поддержки, ценностных ориентаций, гибкости в поведении, сензитивности к себе, спонтанности, самоуважения, самопри-нятия, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей и креативности. Децентрация настоящего, взаимосвязана с высоким уровнем самоактуализации личности в целом и основными ее параметрами, кроме синергии и креативности. Децентрация будущего имеет взаимосвязь только с низким уровнем представлений о природе человека.
4) Самоактуализированные студенты время своей жизни оценивают как непрерывное, цельное, разнообразное, насыщенное, организованное, быстрое и приятно-беспредельное, их малосамоактуализированные сверстники как прерывистое, раздробленное, однообразное и пустое, неорганизованное и медленное, а также неприятно-ограниченное. Переживание непрерывности, цельности, организованности, приятности и беспредельности времени жизни связано с высоким уровнем личностной самоактуализации, однообразие, пустота и медленное течение с низким ее уровнем. Кроме этого, студенты, способные к установлению глубоких и тесных контактов с людьми, склонны оценивать время своей жизни как скачкообразное, а способные к целостному восприятию мира людей и пониманию противоположностей как ненапряженное.
Для студентов с высоким уровнем самоактуализации характерно позитивное отношение к прошлому, гедонистическое к настоящему и слабая ориентация на будущее. Малосамоак-туализированные респонденты чаще испытывают негативные эмоции к своему прошлому, фатализм по отношению к настоящему и ярко выраженную привязанность к будущему. Негативное отношение к прошлому связано с низкой выраженностью у студентов базовых характеристик самоактуализации и блоков ценностей, чувств, самовосприятия, межличностной чувствительности и отношения к познанию. Позитивное отношение к прошлому связано с выраженной склонностью воспринимать природу людей как положительную. Уровень гедонизма коррелирует с высокой выраженностью
всех параметров самоактуализации, кроме представлений о природе человека, принятия агрессии и контактности. Фаталистически воспринимают настоящее студенты с низким уровнем поддержи, ценностных ориентаций, самопринятия, принятия агрессии, контактности и креативности. Ориентация на будущее выявлена при низком уровне самоактуализации в целом. Таким образом, эмоционально предпочтение личностью будущего отрицательно взаимосвязано с уровнем ее креативности, самовосприятием, чувствами и ценностями, а также с принятием агрессии, компетентностью во времени и независимостью.
5) Содержание прошлого самоактуализированных студентов составляют в основном позитивные события отдаленного и ближайшего прошлого. В большинстве из них отражается развитие и совершенствование самих испытуемых и близких им людей, а описанные детали прошедшего периода жизни демонстрируют ностальгическое отношение к ней. Прошлое студентов с низким уровнем самоактуализации включает перечень негативных событий и принятых решений. Кроме того, респонденты склонны центрироваться на событиях ближайшего прошлого, выпуская из внимания период дошкольного детства. Содержание настоящего студенты с высоким уровнем самоактуализации описывают через ведущую для их возраста деятельность - обучение в вузе и построение межличностных отношений. Студенты с низким уровнем самоактуализации в настоящем живут проблемами в отношениях, изменением внешности и тревожными ожиданиями. Будущее представителей самоактуализированной группы весьма расширено, за счет включения в него отдаленных событий, и отражает мотивацию испытуемых к личностному и профессиональному росту, продолжению и развитию своего рода. События, представленные здесь, носят позитивный или нейтральный характер. В то время как малосамоактуализированные студенты склонны описывать исключительно ближайшее будущее и наполнять его неудачами.
Испытуемые с высоким уровнем самоактуализации оценивая удаленность жизненных событий чаще придерживаются реальной хронологии, тогда как их сверстники с низким уровнем самоактуализации события жизни склонны инверсировать - приближать или удалять от временного центра настоящего. Причем, чаще всего они изменяют удаленность событий будущего. Здесь имеет место отрицательная взаимосвязь количества инверсий и уровня самоактуализации. Следовательно, чем выше компетентность личности во времени, ее независимость, ценностные ориентации и гибкость поведения, сензи-тивность и спонтанность, самоуважение и самопринятие, представления о природе человека и принятие агрессии, тем реже она будет нарушать реальную хронологию течения времени своей жизни. Иверсирование студентами событий прошлого связано с низким уровнем их независимости, гибкости поведения, сензитивности к себе, самоуважения и представлений о природе человека. Инверсирование будущего связано со слабой выраженностью всех параметров самоактуализации, кроме компетентности во времени, блоком концепции человека и отношением к познанию.
6) Студенты с высоким уровнем самоактуализации отличаются от своих малосамоактуализированных сверстников высокой удовлетворенностью и осмысленностью жизни, а также
наличием осознанных целей, интересом к процессу и результату своего существования, верой в свои возможности управления жизнью. Мы обнаружили положительную взаимосвязь уровня и параметров самоактуализации личности с перечисленными компонентами ценностно-смыслового обобщения ее темпорального опыта. Исключением выступает отсутствие связи между степенью осмысленности жизни человека, его целями, признанием возможности их достижения, интересом к процессу жизни, удовлетворенностью самореализацией и положительными представлениями о природе человека. Так же наличие осознанных жизненных целей испытуемых не взаимосвязано со степенью выраженности их стремления приобретать знания об окружающем мире.
7) Такие формальные параметры временной трансспективы студентов как направленность и эмоциональная оценка влияют на уровень их самоактуализации. Причем, направленность испытуемых на прошлое и негативное отношение к нему, а также эмоциональная привязанность к будущему препятствуют их самоактуализации. В свою очередь, направленность на настоящее и переживание времени жизни как цельного, разнообразного, насыщенного, организованного, быстротечного, приятного и беспредельного выступают факторами самоактуализации личности.
8) Содержание временной трансспективы студентов, а именно ценностно-смысловая переработка их темпорального опыта, актуализированная в виде осознанных целей, интереса к настоящему моменту времени, удовлетворенности самореализацией, признания возможностей управлять происходящим, в целом осмысленность и удовлетворенность жизнью, положительно влияет на их самоактуализацию. Изменение же реальной хронологии событий собственного прошлого и будущего, субъективное их приближении или удаление, наоборот, затрудняет процесс самоактуализации и приводит к низкому уровню развития данного качества у человека.
9) Ряд формальных характеристик временной трансспекти-вы студентов является следствием влияния уровня и отдельных параметров их самоактуализации. В частности, длина временной трансспективы зависит напрямую от уровня развития поддержки, спонтанности и креативности личности, длина временной ретроспективы от уровня самоактуализации в целом, длина перспективы только от креативности. Принятие человеком своей агрессии и понимание ее как естественного проявления влечет за собой увеличение плотности психологического настоящего. Высокий уровень контактности влияет на переживание времени как плавного, а уровень самоактуализации в целом как непрерывного. Представления о природе человека и низкий уровень креативности студентов формирует у них позитивное отношение к прошлому. Высокий уровень самоактуализации определяет гедонистическое отношение к настоящему, в то время как низкий влечет фатализм.
Таким образом, изложенный в главе материал приводит нас к выводу о том, что содержание временной трансспективы и такие ее формальные параметры, как направленность и эмоциональная оценка выступают факторами самоактуализации личности. Уровень самоактуализации человека, в свою очередь, оказывает влияние на протяженность и плотность временной трансспективы.
Библиографический список
1. Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение I: Формальные параметры / Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова // Психологический журнал. - 1998. - №2.
2. Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение II: Содержание / Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова // Психологический журнал. - 1998. - №3.
3. Ковалев, В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1988.
4. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл. - 1999.
5. Леонтьев, Д. А. Самореализация // Человек: философско-энциклопедический словарь. - М.: Наука. - 2000.
20S
Bibliography
1. Borozdina, L.V. Vozrastnihe izmeneniya vremennoyj transspektivih subjhekta. Soobthenie I: Formaljnihe parametrih / L.V. Borozdina, I.A. Spiridonova // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1998. - №2.
2. Borozdina, L.V. Vozrastnihe izmeneniya vremennoyj transspektivih subjhekta. Soobthenie II: Soderzhanie / L.V. Borozdina, I.A. Spiridonova // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 1998. - №3.
3. Kovalev, V.I. Kategoriya vremeni v psikhologii (lichnostnihyj aspekt) // Kategorii materialisticheskoyj dialektiki v psikhologii / pod red. L.I. Ancihferovoyj. - M.: Nauka, 1988.
4. Maslou, A. Novihe rubezhi chelovecheskoyj prirodih. - M.: Smihsl. - 1999.
5. Leontjev, D.A. Samorealizaciya // Chelovek: filosofsko-ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M.: Nauka. - 2000.
Статья поступила в редакцию 10.07.11
УДК 37.013.46
Novichkova N.M. HUMANISTIC EDUCATIONAL PROCESS FOR A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PERSON. In article humanistic educational process is considered: as one of mechanisms of formation of a new education system of the XXI-st century, as a resource of a sustainable development of the modern person necessary both for the person, and for a sustainable development of the nature, society, space. Key words: the sustainable development theory, a sustainable development of the person, humane pedagogics, humanistic educational process, humanistic values and meanings.
Н.М. Новичкова, доц. каф. педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновский педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
В статье рассматривается гуманистический образовательный процесс: как один из механизмов становления новой системы образования XXI века, как ресурс устойчивого развития современного человека, необходимого как для самого человека, так и для устойчивого развития природы, общества, космоса.
Ключевые слова: теория устойчивого развития, устойчивое развитие человека, гуманная педагогика, гуманистический образовательный процесс, гуманистические ценности и смыслы.
На рубеже второго и третьего тысячелетий общество вступило в эпоху, научно-теоретическое осмысление которой сопровождается в виде теории о ноосфере и устойчивом развитии общества (Б.А. Астафьев, Ю.Г. Бондаренко, В.И. Вернадский, Л.С. Гордина, В.П. Казначеев, Н.С. Касимов, К.К. Колин, М.Ю. Лимонад, Ю.Л. Мазуров, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул, Г.И. Шипов и др.). Под устойчивым развитием понимают управляемое развитие общества, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее выживание и непрерывное развитие цивилизации [1, с. 1]. Одним из приоритетных механизмов ноосферных трансформаций называют становление новой системы образования как модели образования XXI века, выполняющей функцию подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию [1, с. 3]. По мнению Урсула А. Д., новой образовательной системой должна стать образовательная система для устойчивого развития, которая должна развиваться опережающе, более быстрыми темпами, ориентироваться на непреходящие фундаментальные ценности и цели, на грядущую ноосферную культуру, способствующую выживанию цивилизации и дальнейшему устойчивому развитию [там же].
В связи с этим важнейшим действием представляется обеспечение устойчивого развития самого человека как духовного и человечного, способного к творчеству и саморазвитию, к ответственному выбору в условиях поликультурного и поли-системного мира, а образовательной системой для этого -гуманистическая система, ценности и цели которой носят непреходящий характер и направлены на сохранение и созидание человека не только как представителя Ното sapiens, но и представителя Ното humanus.
Устойчивое развитие мирового сообщества, на наш взгляд, необходимо связать: на мега- и макро-уровнях - с конструктивным и сбалансированным решением глобальных проблем (планетарных: экологических, продовольственных, демографических и др.; формационных, цивилизационных, межциви-лизационных и антицивилизационных); на мезо-уровне - с решением национальных, этнокультурных, социально-
экономических, социокультурных. социоприродных и других проблем, как детерминированных и связанных с глобальными проблемами; на микро-уровне - с решением тех проблем, которые сопровождают жизнеустойчивость всех живых систем и существ, и, прежде всего, - самого человека как основной составляющей ноосферы. Этот уровень решения проблем, обеспечивающий свой вклад в достижение устойчивого развития, непосредственно предполагает разработку теоретических проблем в научном педагогическом познании, исследование проблем образования в контексте современного устойчивого развития. Но, несмотря на иерархичность выделенных уровней проблем для решения человеческим сообществом, микро-уровень не является последним по значимости, наоборот, качество решения его проблем напрямую обуславливает качество решения проблем мезо- , макро- и мега-уровня. Это связано с необходимостью обеспечения не только сохранности жизнеустойчивости самого человека, но и созидания его нового качества в виде развития его духовно-нравственной, творческой, созидательно-деятельностной сущности, необходимой для решения всех других проблем.
Развитие современного образования нуждается в реализации идей и подходов гуманистической педагогики, которая способна обеспечить образовательный процесс, адекватный перспективным прогрессивным тенденциям и процессам человеческой цивилизации в эпоху устойчивого развития. С этим связаны миссия, сущность, образовательные ориентиры и ожидаемые результаты гуманистического образовательного процесса, воплощающего и реализующего идеи и положения гуманистической педагогики как педагогики, обеспечивающей устойчивое и эволюционное развитие человека по пути его духовного восхождения к самому себе.
Современное общество, как известно, переживает углубляющийся системный кризис цивилизации, который включает в себя не только экономический, продовольственный, энергетический, экологический кризисы, но и интеллектуальный, духовный, кризис детства, педагогический кризис (последние напрямую связаны с научным педагогическим поиском). В современной ситуации человечество обеспокоено по-