Научная статья на тему 'Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни'

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2834
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладких Л. П.

В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладких Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2008. Вып. 1(8) С. 84-91

Возрастные закономерности духовно-нравственного

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Гладких Л.П.

Канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник лаборатории нравственного образования Института содержания

и методов обучения РАО (ИСМО РАО)

В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.

Дошкольное детство — время интенсивного развития человека, время накопления социально значимого опыта, формирования отношения к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях, в то же время дошкольников отличает заметная сосредоточенность на себе — детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах. В этом возрасте возможно успешное воспитание детей в соответствии с идеалами, взятыми из жизни, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации.

Личная история человека начинается в момент его рождения. И она начинается с развития в социуме. Индивидуальная жизнь ребенка становится частью социальной жизни окружающих ребенка людей. По мнению Л.С. Выготского, максимальной социальностью человек обладает в младенческом возрасте. Полная беспомощность приводит к полной социальной опосредованности отношений ребенка с действительностью. Среда, по Л.С. Выготскому, является источником его развития1. Мир для новой жизни становится тем местом, в котором развиваются специфически человеческие свойства.

Социальная ситуация развития для каждого возраста специфична, она тоже развивается и изменяется. Ребенок должен постоянно общаться с изменяющей-

1 См.: Выгодский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Выгодский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.

ся предметной действительностью и окружающими людьми. В деятельности и речевом общении возникает сознание.

Рассматривая своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в дошкольный возрастной период, мы опираемся на следующую закономерность: при освоении мира ребенок сначала ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. Эти две линии усвоения идут не изолированно, как утверждал Д.Б. Эльконин, а взаимодополняют друг друга.

В каждом возрастном периоде одна из тенденций является преобладающей. Первая тенденция - развитие мотивационно-потребностной сферы (желания, потребности, интересы), вторая - развитие операционно-технических возможностей (знания, умения, навыки).

Дошкольный возраст — возраст наиболее зависимый от общения и социальных отношений, поэтому является сензитивным периодом именно для духовно-нравственного развития человека, которое осуществляется в процессе специального воспитания, для формирования эталонов и нравственных норм в системе ориентировочной деятельности, лежащей в основе регуляции поведения. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром. До трех лет использование нравственных эталонов происходит неосознанно. После трех лет ребенок начинает их осознавать, в результате чего они становятся ценностными ориентирами, поэтому необходимо содействовать процессу развития детского сознания.

Духовно-нравственная сфера дошкольника содержит в себе оценочный компонент и не может быть понята вне аксиологических характеристик. Оценочная деятельность ребенка тесно связана с его аффективно-эмоциональной сферой.

Позитивная оценка и поощрение являются необходимыми условиями для формирования нравственных представлений как ориентиров и эталонов в отношениях с людьми и миром. Позитивные или негативные нравственные оценки поступка и деятельности в целом, даваемые близкими взрослыми, подтвержденные поощрением или наказанием, закрепляются в сознании ребенка в качестве нравственных эталонов, которые имеют значение ориентиров, необходимых при самостоятельной оценке ребенком событий, людей, явлений. Поэтому формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста строится на основе нравственных оценок взрослых, а потребность ребенка в нравственных ориентирах может быть выделена как самостоятельная нравственная потребность, являющаяся не только движущей силой развития нравственного сознания, но позволяющая ребенку ориентироваться при самостоятельном нравственном выборе.

Так у дошкольников формируется способность различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо-плохо», «можно-нельзя-надо».

При формировании мотивационно-потребностной сферы личности определяющей характеристикой является ее нравственная направленность. Операционно-техническая сфера непосредственно связана с ведущим видом деятельности, а мотивационно-потребностная сфера изначально формируется в общении и отношениях.

Реализация деятельностного принципа является наиболее важным требованием к нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, что обеспечивает действенность интериоризации внешних нравственных требований во внутренние духовно-нравственные качества личности ребенка-дошкольника, поскольку информационный подход в форме моральных бесед в обучении и воспитании дошколят меньше соответствует их возрастным возможностям.

Велика роль игры для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Она заключается в том, что в процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие личности дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание.

Основной линией развития является переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентативному интеллекту» (мышлению в представлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже.

Изучая развитие мышления, Ж. Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства, по Пиаже, осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны. Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от его намерений.

Маленький ребенок, капризничая, часто стремится удовлетворить свои эгоистические желания, вынуждая близких людей действовать по его воле, и это свидетельство серьезного искажения его нравственного развития.

Известная возрастная классификация жизненных задач, обусловленных «развитием духа» в человеке, предложена немецким антропософом Р. Штайнером.

В критическом анализе антропософского учения о человеке в свете христианской антропологии В.В. Зеньковский, характеризуя антропософию как «учение о темной духовности в человеке»2, указал, что оно абсолютно не связывает духовное развитие человека с благодатной помощью свыше, всецело опираясь на так называемую естественную духовность поврежденного грехом человека.

Эта оценка важна для всех людей, занятых духовно-нравственным воспитанием детей дошкольного возраста, так как дает возможность понять, что не всякая духовность полезна для ребенка. Напротив, очень часто под видом педагогических новаций предлагают такие виды духовности и духовных ценностей, которые однозначно могут привести к тяжелым деформациям духовной сферы ребенка.

Рассматривая духовно-нравственное развитие ребенка в контексте его целостного развития, мы можем выделить следующие его моменты.

На первом году жизни ребенка помимо физиологических потребностей, потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой со-

2 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 61.

циальной и нравственной потребностью. В процессе эмоционального общения ребенка и удовлетворения этой потребности формируются основные психологические новообразования: комплекс оживления, начальная форма понимания речи, ее эмоционального нравственного смысла, ориентировка в ближайшем социальном и предметном окружении.

Потребность в эмоциональном общении и в последующие периоды является основой базового качества личности - доверия, которое определяет позитивную и конструктивную направленность отношений ребенка с близкими и сверстниками. Доверие определяет его открытость окружающему миру и следующую потребность в нравственных ориентирах, необходимых для построения личностных отношений с людьми. Госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов (М.К. Бердышевской, В.А. Гурьевой, В.Я. Гиндикина, В.В. Лебединского, О.С. Никольской, М.П. Проселковой и др.), показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка является причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста; явления эмоциональной депривации всегда приводят к отклонениям в развитии личности ребенка и его поведения в будущем. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте являются трудно поправимыми для развития человечности в человеке.

В течение последующих двух лет жизни мотивационно-потребностная сфера ребенка заметно развивается: помимо психофизиологических потребностей ярко проявляется потребность в овладении предметным миром, возникает необходимость ориентировки в нем, что увеличивает необходимость эмоционального и речевого общения, и особенно любви близких людей.

В новой ведущей предметно-манипулятивной деятельности ребенок осваивает ближайший предметный мир, уясняя смысл и назначение предметов, а также роль ближних родственников и других людей (врача, няни, воспитателя и др.).

При необходимых психолого-педагогических условиях: эмоциональном общении и любви близких людей, ребенок первых трех лет жизни активно осваивает ближайший окружающий мир, в процессе чего у него формируются такие психологические новообразования, как прямохождение, подражание, освоение речевого общения с людьми и манипуляция с бытовыми предметами и игрушками. На основе доверия к близким людям именно в раннем детстве, в первые три года у ребенка формируется важнейшее качество - эмоциональная чувствительность к состояниям близких людей, к значениям и смыслам, выраженным через интонационное речевое общение с ними, которые закладывают нравственную ориентировку ребенка в мире.

После трех лет в развитии ребенка выделяют четыре периода: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет) и подготовительный (6-7 лет). Для каждого из этих периодов характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками.

В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) происходят заметные изменения в развитии ребенка. К этому времени ребенок освоил ходьбу, разнообразные

действия с предметами, овладел активной речью, получил определенный опыт общения со взрослыми. Все это явилось базой для осознания ребенком собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют «кризисом трех лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем, остро реагирует на любое порицание, проявляет большую настойчивость в достижении своей цели.

В общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый-злой», «хорошо-плохо», «можно-нельзя-надо». Первая нравственная ориентировка обеспечивает ребенку конструктивные взаимоотношения с окружающим предметным и социальным миром. В традиционной культуре пестования бабушки, нянюшки и матери никогда не пропускали моменты, а часто и усиливали их воспитательное воздействие, чтобы показать дитяти, что нельзя даже ладошкой ударять взрослого, изображали после плач («Ой-ой-ой, больно!») и инициировали жаление («Пожалей, погладь, обними!»).

После личностного качества доверия, которое так драгоценно для познавательного и нравственного развития ребенка, сохранить милосердие еще важнее, поскольку именно соучастие, сорадование и сострадание являются определяющими человеческими свойствами. Именно эта человеческая чувствительность, направленная на добро и отвращенная от жестокости и зла, является зернышком для рождения и развития доброго и умного сердца в ребенке. Для эмоционально холодного и жестокосердного ребенка прямой угрозой является десоциализация, которая выражается и в нарушениях при общении, и в его невнимательности к познанию мира. Милосердие является и новообразованием, личностным нравственным качеством, и инструментом восприятия мира (индивидуального, социального, духовного). Без доверия и милосердия не формируется другое нравственное качество - послушание, которое обеспечивает ребенку успешность познания мира и его безопасность для ребенка.

Таким образом, приобретениями личности ребенка в конце третьего года жизни являются доверие, милосердие и послушание.

Одновременно рождается потребность в самостоятельности, которая заметно проявляется в период трех лет, давая название кризису трех лет: «я - сам». Стремление к самостоятельности лучше всего направлять не на своеволие и потакание эгоистическим желаниям ребенка, а на самообслуживание при одевании, умывании, еде и пр. При последовательной поддержке самостоятельности закрепляются навыки самообслуживания, привычки переходят в качества чистоплотности.

После трех лет дети проявляют большое желание осуществлять посильную помощь взрослым. Здесь следует отметить значение подражания детей деятельности взрослых. Простые поручения, элементарная помощь и простое поощрение, подбадривание ребенка словом, воспоминание о полезности произведенных им действий закладывают прочную трудовую основу, такую значимую в течение всей жизни человека. Любовь к труду у детей-дошкольников слита с любовью к взрослому, которому они помогают. Так, девочка «готовит и накрывает» игрушечный обеденный стол, чтобы «покормить» папу, пришедшего с ра-

боты; малыш поливает цветы, сострадая им, потому что «они хотят пить», и т. д. Большое терпение и даже выносливость проявляют трех-четырехлетние малыши, заинтересованные новым материалом - тестом и поощряемые желанием порадовать близких угощением.

Новая способность детей к самообслуживанию и поддержанное взрослыми стремление к самостоятельности позволяют формировать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте такое нравственно-волевое качество, как трудолюбие.

В последующие годы к потребности в общении с близкими прибавляется желание общаться и играть не только с близкими людьми, но и со сверстниками. Если оставить ребенка на домашнем воспитании, ограничивая его общение только со взрослыми, то возникает первое искажение в нравственном развитии, поскольку для ребенка ограничиваются возможности выйти за границы своего эгоцентризма. Дошкольник нуждается в понимании, что кроме его самого есть и другие дети и их желания, с которыми придется считаться, отказываясь от своих.

Средний дошкольный возраст (4—5лет) является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни.

В социальной психологии детства показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет; через опосредствованные содержанием совместной деятельности - в семь-восемь лет и затем к внутренне опосредствованным. У детей формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, их речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

Если главным приобретением раннего возраста является эмоциональная чувствительность детей, то основными психологическими новообразованиями среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет) являются любознательность и общительность. Этот возраст называется возрастом «почемучек», потому что в этот период заметно проявлена потребность в познании мира, в освоении основных принципов мировосприятия и мироустройства. Она реализуется в процессе духовно-нравственного развития ребенка в бытовой, игровой и изобразительной деятельностях. Кроме того, уровень интеллектуального и эмоционального развития (сопереживание) позволяет дошкольникам при освоении ими духовно-нравственных понятий и представлений опираться на способность идентификации с другими людьми и персонажами сказок. Доверие к мнению близких значимых взрослых и подражание им позволяет принять как норму поведения правдивость.

К 6—7-летнему возрасту происходит обобщение конкретных значимых нравственных содержаний в трех формах: деятельности, личностных отношениях, сознании и познании. Именно по отношению к обобщенным формам внешнего нравственного содержания выделяется осознание своего «я». Ребенок дошкольного возраста выделяет свое «я» (например, трехлетний: «я - сам»), но такое «я» не отражает целостности личности. Многочисленные исследования установили, что целостность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.

Темп умственного развития дошкольника значительно выше по сравнению с последующими возрастными периодами. Важно не упустить время. При этом, учитывая понятие «амплификация» развития дошкольника, которое ввел А.В. Запорожец, учитывая возможности детей, необходимо обогащать те виды деятельности, которые являются ведущими в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте дети осваивают новые знания «понемногу и осторожно».

Переходы от одного возрастного периода к другому знаменуются возрастными кризисами (кризис новорожденности, кризисы первого и третьего года, кризис семи лет), которые выражаются в дезадаптации, обострении трудностей в отношениях детей со взрослыми к изменившейся среде или социальной ситуации. Л.С. Выготский, автор культурно-исторической теории развития человека, разработал теорию возрастных кризисов, согласно которой кризис обусловливает становление новой социальной ситуации развития как условия нравственного развития личности.

Д.Б. Эльконин развил идеи Л.С. Выготского о социально-культурной обусловленности нравственного развития соответствующего каждому возрастному периоду. Согласно его концепции смена стадий нравственного развития зависит от степени взаимодействия ребенка и общества. По мысли Эльконина, в процессе нравственного воспитания личность ребенка формируется внутри социокультурных систем: знакомясь с окружающим миром, дошкольник реализует свои потребности, мотивы и задачи (ребенок - взрослый) и овладевает культурными способами действия с предметным миром (ребенок - предмет).

Поэтому компетентность взрослых, воспитывающих детей, знание и учет ими закономерностей духовно-нравственного развития ребенка не только смягчают прохождение кризисных периодов, делая их малозаметным как для ребенка, так и для окружающих его людей, но подготавливают и максимально используют потенциальные возможности психики ребенка при переходе к более высоким уровням ее развития.

Большое значение в развитии ребенка принадлежит родному языку, благодаря которому идет развитие не только интеллектуальной, но эмоционально-волевой сферы.

Психологическим особенностям умственного развития детей дошкольного возраста соответствуют дидактические принципы, разработанные еще К.Д. Ушинским. В умственном воспитании он утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с образностью детского мышления.

Age Pecularities of Moral and Spiritual Upbringing during the First Years of Life

Gladkich L.P.

The article deals with different periods of children’s formation and development, each of which is characterized by its own level of physical and mental development, spiritual, cognitive and psycho-physiological abilities as well as the abilities to communicate with their people and equals in age. In the first year of life, for instance, the need for emotional and body contact with mother is socially and morally vital. L.P Gladkych emphasizes the fact that the hospital syndrome in the development of the children in the first year described in numerous surveys made by children’s psychiatrists and psychologists showed that the lack of emotional communication at an early stage of existence at Children’s Homes caused the psychic anomaly of the children of an early age while at the end of the third year of life children must acquire trust, mercy and obedience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.