Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ – ОСНОВА ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ – ОСНОВА ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
опыт / становление / саморегулирование / самоорганизация / направленность / взаимодействие / experience / formation / self-regulation / self-organization / orientation / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сохранов-Преображенский В.В., Нужина Е.Н.

В статье представлены концептуальные аспекты формирования готовности студентов к профессионально направленной самоорганизации на основе развития опыта саморегулирования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сохранов-Преображенский В.В., Нужина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EXPERIENCE OF SELF-REGULATION OF STUDENTS – THE BASIS OF THEIR EFFECTIVE PROFESSIONALLY DIRECTED SELF-ORGANIZATION

The article presents the conceptual aspects of the formation of students ' readiness for professionally directed self-organization based on the development of the experience of self-regulation of students.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ – ОСНОВА ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ»

вый тест состоит из 60 случайных вопросов. Максимальная оценка за итоговый контрольный тест составляет 60 баллов.

Проходной балл итогового теста составляет 36 баллов. На прохождение теста дается 3 попытки. По результатам трех прохождений выставляется итоговая высшая оценка.

В процессе выполнения данного проекта были выполнены и решены основные задачи, которые были поставлены в начале исследования:

- создан электронный курса в рамках портала дополнительного образования;

- оформлена каждая лекция электронного курса;

- составлены по пройденному материалу из каждой лекции тесты и общий сводный тест на базе всего курса.

В результате работы над проектом был разработан электронный курс программы повышения квалификации «Тендеры, госзакупки и контракты, подготовка и ведение документации». В нем были рассмотрены основные аспекты при оформлении и подготовки документации, необходимой для участия в тендерах.

Электронный курс состоит из 6 тем. Каждая тема содержит тест, состоящий из разноплановых

вопросов, предназначенных для проверки качества усвоенного по каждой теме материала. Для прохождения теста можно использовать три попытки.

Был создан итоговый контрольный тест, предназначенный для проверки усвоения изученного в ходе всего курса материала.

В конечном итоге, на базе данного учебного пособия могут быть обучены многие специалисты, тем самым они расширят спектр своей профессиональной востребованности в самой обширной на сегодняшний день сфере, также данное учебное пособие может быть реализовано в рамках обучающей программы на очень выгодных условиях.

По данной работе был составлен акт о внедрении в практическую деятельность компании «3Д КОРП» программы дополнительного профессионального образования «Тендеры, госзакупки и контракты, подготовка и ведение документации»

Список литературы

1. Козлова К.А., Смык Е.В. «Подготовка документов для участия в тендерах» - Учебное пособие - Томск: 3Д КОРП, 2018 - 4 с.

2. Давыдова И.П.Что такое СДО Moodle -Санкт-Петербург, 2011г. - 5 с.э.

СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ - ОСНОВА ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

Сохранов-Преображенский В.В.

Пензенский государственный университет, профессор кафедры «Педагога и психология», доктор педагогических наук Нужина Е.Н.

Пензенский государственный университет, ст. преподаватель кафедры «Иностранный язык»

FORMATION OF EXPERIENCE OF SELF-REGULATION OF STUDENTS - THE BASIS OF THEIR EFFECTIVE PROFESSIONALLY DIRECTED SELF-ORGANIZATION

Sokhranov-Preobrazhensky V. V.,

Penza state University, Professor of the Department of "Pedagogy and psychology", doctor of pedagogical Sciences Nuzhina E.N. Penza state University, senior lecturer of the Department " Foreign language»

Аннотация

В статье представлены концептуальные аспекты формирования готовности студентов к профессионально направленной самоорганизации на основе развития опыта саморегулирования обучающихся. Abstract

The article presents the conceptual aspects of the formation of students ' readiness for professionally directed self-organization based on the development of the experience of self-regulation of students.

Ключевые слова: опыт, становление, саморегулирование, самоорганизация, направленность, взаимодействие.

Keywords: experience, formation, self-regulation, self-organization, orientation, interaction.

На протяжении всего периода становления и туры и содержания деятельности любого социаль-развития человеческой культуры важнейшим фак- ного института является готовность его участников тором успешности любого преобразования струк- к эффективному управлению собой. В частности, в

готовности личности проявить в жизнедеятельности основы самоорганизации.

Особую значимость имеет готовность к профессионально направленной самоорганизации, основанной на опыте саморегулирования студентов как будущего поколения интеллигенции, которая представляет будущий культурный слой общества и создает основы качества образования и социализации всей совокупности большого количества будущих поколений.

Обоснование значимости рассматриваемого процесса требует концептуального обоснования и реализации эффективных моделей его реализации. Рассмотрение генезиса развития концепции системы "управление-управляемость" в человеческой культуре; обоснование необходимости самоорганизации в современном обществе; выявление роли опыта саморегулирования в развитии готовности личности к самоорганизации; обозначение сущности и основных педагогических условий, способствующих реализации опыта саморегулирования в процессе самоорганизации естественно ставит вопрос о том, какими путями, в каких видах деятельности процесс саморегулирования реализуется наиболее успешно, что является одной из задач исследования.

В большинстве научных школ высказана идея значимости образования и социализации в изучаемом процессе. Отметим, что указанная однозначность имеет внутреннюю позиционную двойственность. Часть исследователей рассматривает образование как результат обучения (М.Н. Скаткин и др.) и фактически сводит процесс саморегулирования к самокоррекции как процесса, имеющего внешнюю или внутренне обусловленную мотивацию и направленность стремления личности к управлению собой.

В работах Б. С. Гершунского, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова и др. образование рассматривается в виде процесса, позволяющего личности познать себя и соотнести свои возможности с системой социальных параметров, влияющих на оценку и самооценку качества ее деятельности.

В исследованиях В. В. Серикова, В.В. Сохра-нова-Преображенского, И. С. Якиманской и др. обосновано концептуальное положение о личностной ориентированности и студийно технологической направленности и взаимообусловленности воспитания, обучения и социализации как факторов становления в процессе образования опыта самоорганизации.

Становление и развитие личности в процессе образования, понимаемого нами как процесс создающий образ себя и раскрытия своих потенциальных возможностей в избранном информационном поле деятельности являются природно-социаль-ными процессами, имеющими единую основу - де-ятельностно опосредованный характер. Сама личность "есть совокупность связей и отношений дея-тельностей человеческого индивида,

осуществляющих его - общественное отношение к действительности "[2;196], что предполагает взаи-

мосвязь изменений качества образования и личности при совершении деятельностного акта. Изменение "Я" - результат многообразных связей его с окружающим миром, достигаемый по природному стремлению человека к неизведанному. Познание себя и всего, что окружает индивидуальное начало, которое совершенствует образное, знаковое и моторное восприятие, происходящее, как правило, в форме общения, игры и труда.

Накапливая дидактическое знание и опыт образовательной деятельности, переводя их в социальный и профессиональный опыт саморегулирования, личность формирует модусы самоорганизации. Она проявляет "иное лико" на основе соединения части самобытного со значимым (для себя, референтной социальной группы, общества,...) моментом социального. Выбирая - корректируя свое проявление, человек делает главное дело - учиться жить!

Учебная деятельность в процессе образования сопровождает личность на протяжении всего жизненного пути: от социального научения до овладения специальными умениями. "Её особенность в том, что это есть отражение (и обобщение) межпредметных связей и отношений"[2;191],что является "общей предпосылкой всякого самосознания -раздвоение "Я" на объект познания, управления, контроля" [1; II]. Человек постоянно идет "к себе", открывая что-то новое, что возможно лишь в деятельности, представляющей "единство"... распредмечивания и опредмечивания" [4;116] способности к саморегулированию.

Взаимосвязь компонентов саморегулирования и тех или иных сторон самоорганизации студентов в процессе учебной деятельности студентов в процессе образования исследовали Д. М. Гришин, В. А. Сластенин, Н. А. Шайденко, А. А. Орлов, Г. Сухо-бская, Л.Ф. Спирин, И. С. Якиманская, Л. Фридман, П.Эрдниев и др.

В нашем исследовании изучается становление опыта самоорганизации в процессе образования с учетом общей социальной поло-возрастной и индивидуальной динамики развития саморегулирования личности.

Мы учитывали, что в юношеском возрасте образование побуждает личность к управлению собой, если она способствует решению трех основных проблем: удовлетворяет профессиональную избирательность юношества; способствует «открытию "Я" (И.С.Кон) и способствует их гендерной самоорганизации.

В ходе исследования выявлена зависимость опыта самоорганизации от устойчивости дидактических интересов, в основе которой было отношение к источнику получения информации как фактору внешней мотивационной обусловленности саморегулирования.

Базовым компонентом изучаемых взаимосвязей является отношение референтной развитию студентов культуры к социальной значимости получаемого образования.

Корректирующим компонентом взаимозави-

симости саморегуляционности и устойчивости интереса личности к учебной деятельности в процессе образования явилась мотивация и направленность по отношению к традиционным и инновационным формам восприятия информационных потоков и их сочетания с игровыми ситуациями творческого характера.

Анализ исследуемой зависимости основывался на следующих ключевых понятиях: "жизнедеятельность", "дидактическое взаимодействие", "межгрупповое моно и разновозрастное взаимодействие", "регуляция". Исходя из аксиоматического положения: "педагог-личность, обладающая психофизиологическими и социальными основами управления собой" и достаточным уровнем профессиональной компетентности и профессионального мастерства были выделены этапы становления опыта самоорганизации на основе саморегулирования студентов в процессе профессионально направленной учебной деятельности.

Проводимое исследование позволяет предположить, что эффективной технологией становления опыта самоорганизации студентов на этапе общей подготовки на первых курсах обучения является индивидуально-личностная организация жизнедеятельности, нацеленная на воспитание компонентов саморегулирования: умений целеполагания; развитие альтруистичности и экстравертности, готовности к проявлению трудолюбия, самостоятельности, ответственности и активности, что осуществляется в реальной ситуации "подготовка личности к образованию".

Второй этап становления опыта самоорганизации студентов анализировался во взаимосвязи следующих систем: «личность», «образование» и «саморегулирование». Основами анализа явился мониторинг структуры и содержания таких процессов, как целеполагание и самокоррекция учебного действия.

Целеполагание в современной дидактике базируется на соотнесении информационной насыщенности, обучения, воспитанности личности и ее развития.

Основа современного диалога - полемика между позицией, мотивацией и направленностью деятельности педагога высшей профессиональной школы и студентов соответственно на реализацию систем действий: " научи" и "развивай". В исследовании обозначалась позиция: развивай - обучая с целью становления самодостаточного уровня самоорганизации в профессионально значимом аспекте, который позволит студенту активно реализовать готовность к саморегулированию в учебной деятельности. Наличие развивающей компоненты позволяет привести в действие один из главных механизмов влияния саморегулирования на качество самоорганизации студентов - ситуацию выбора, возникающую при разрешении педагогических задач.

Вторым, не менее значимым моментом, является побуждение студента к самодеятельностным началам самовыражения, что возможно при следующей последовательности действий педагога вуза:

"комплексная диагностика - целеполагание - моделирование индивидуально-групповых программ обучения - вариативный дидактический диалог со студентами".

Конечной целью обучения, приводящего личность к решению проблем самоорганизации на основе саморегулирования, является дидактическое саморазвитие студентов, возможное в условиях личностно-ориентированного и студийно-технологического образования. Его осуществление, как показывают результаты проводимого исследования, базируется на следующих принципах: открытость, ролевая, уровневая и профильная дифференциация; разновозрастность малых групп, сочетание веерной, спиралевидной, шаговой и цикличной технологий усвоения и воспроизведения дидактических единиц.

Эффективность становления самоорганизации студентов в процессе образования взаимосвязана с: уровнем саморегуляционности педагога; механизмом проникновения учебного предмета в основы развития студентов; характером реализации межличностных отношений в процессе усвоения и воспроизведения дидактических единиц; сензитивно-стью учебного предмета гендерным, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; уровнем педагогического мастерства преподавателя (Н.В.Бордовская) и его интуитивностью; уровнем: общей культуры педагога и его волевых начал и альтруизма; профессиональной значимостью учебного предмета или механизма самовыражения, предложенного педагогом, в процессе личностной и профессиональной социализации студентов в процессе образования.

Таким образом, исследование показало, что деятельность является основой становления самоорганизации студентов на основе их готовности к саморегулированию в процессе образования.

Познавательная деятельность, социально опосредованная в процесс обучения, ведущая детерминанта усвоения студентами механизма самоорганизации.

Вариативность, дифференцированность, технологичность и индивидуальность образовательных услуг - основные критерии возможности обеспечения самоорганизации студентов на основе их опыта саморегулирования в процессе образования.

Список литературы

1. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.,Просвещение.-1989.-256с.

2. Леонтьев А.Н. Философия психологии.- М., Изд-во МГУ,1994. - 228с.

3.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.,Изд-во Ленанд. - 1980. -254с.

4. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье - М.,1989.

5.Сохранов В.В. Социально-педагогические основы становления опыта саморегулирования. -Пенза, Поволжский Дом Знаний,1996.-144с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.