Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / МЕДРЕССЕ / МЕКТЕБ / РУССКАЯ ГРАМОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джанатлиева Хадижат Магомедмурадовна

В статье рассматривается история добровольного участия граждан в трезвенном движении на примере деятельности обществ трезвости в дореволюционной России конца XIX - начала XX вв. Автор анализирует работу профильных общественных объединений в контексте организации практических форм добровольной помощи активистов в борьбе за снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и в профилактике алкоголизма среди населения. Отмечается дифференциация членов благотворительных учреждений на почетных, действительных и соревнователей. Особое внимание обращено на последнюю категорию, которая наиболее близка современному понятию добровольца. Показано, что деятельность добровольцев была многоплановой. Активисты трудились в столовых, воскресных школах, библиотеках, любительских театрах, проводили музыкальные вечера, художественные выставки, распространяли книги, афиши и брошюры нравственного содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NEW SECURITY SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN DAGESTAN (LATE XIX - BEGINNING XX CENTURY)

The article examines the issue of the formation and development of a new secular system of school education in rural areas of the Dagestan region at the end of the XIX and beginning of the XX century. The article describes the activities of the authorities and the public to expand the network of secular schools in the villages and auls of the mountainous region. It is shown that the overwhelming majority of school-age children in rural areas of Dagestan were not covered by secular educational institutions. The educational institutions that functioned in the rural areas of the Dagestan region were one-class and two-class primary schools. It is concluded that the Muslim education system of the Dagestani peoples remained the only one until the middle of the XIX century and continued to dominate until the 20s of the XX century.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

8. Otchet Putivl'skogo obshchestva trezvosti za 1913 god. - Novaya Ladoga: Tip. E.L. Skryloveckogo, 1914.

9. Russkie obshchestva trezvosti, ih organizaciya i deyatel'nost' v 1892-1893 gg. / Sost. N.I. Grigor'ev. - SPb.: Tip. P.P. Sojkina, 1894.

10. Pravila dlya uchastkovyh popechitelej o narodnoj trezvosti v Pskovskoj gubernii. - Pskov: Tip. Gub. pravleniya, 1901.

11. Pravila dlya uchastkovyh popechitelej o narodnoj trezvosti v Pskovskoj gubernii. - Pskov: Tip. Gub. pravleniya, 1901.

12. Gosudarstvennyj arhiv Kurskoj oblasti (GAKO). F. 171. Op. 1. D. 116.

ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - кандидат исторических наук, доцент Российского экономического университета Г.В. Плеханова (gorlovanat@yandex.ru)

GORLOVA, NATAL'YA 1 - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Hospitality, Tourism and Sport, Plekhanov Russian University of Economics (gorlovanat@yandex.ru).

УДК 94(470).083:374.3 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-41-44

ДЖАНАТЛИЕВА Х.М. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ СВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Ключевые слова: Дагестанская область, конфессиональная система образования, ликвидация неграмотности, арабский язык, медрессе, мектеб, русская грамота.

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии новой светской системы школьного образования в сельской местности Дагестанской области в конце XIX начале XX века. Характеризуется деятельность органов власти и общественности по расширению сети светских школ в селах и аулах горного края. Показано, что подавляющее большинство детей школьного возраста в сельской местности Дагестана оставались неохваченными светскими учебными заведениями. Функционировавшие в сельской местности Дагестанской области учебные заведения, являлись одноклассными и двухклассными начальными училищами. Делается вывод, что мусульманская система образования дагестанских народов оставалась единственной до середины XIX века и продолжала доминировать до 20 годов XX века.

DZHANATLIEVA, H.M.

FORMATION OF A NEW SECURITY SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION IN DAGESTAN (LATE XIX - BEGINNING XX CENTURY)

Key words: Dagestan region, liquidation of illiteracy, Arabic language, madrasah, mekteb, Russian literacy.

The article examines the issue of the formation and development of a new secular system of school education in rural areas of the Dagestan region at the end of the XIX and beginning of the XX century. The article describes the activities of the authorities and the public to expand the network of secular schools in the villages and auls of the mountainous region. It is shown that the overwhelming majority of school-age children in rural areas of Dagestan were not covered by secular educational institutions. The educational institutions that functioned in the rural areas of the Dagestan region were one-class and two-class primary schools. It is concluded that the Muslim education system of the Dagestani peoples remained the only one until the middle of the XIX century and continued to dominate until the 20s of the XX century.

Дагестан на рубеже XIX-XX века являлся одной из окраин Российской империи, что накладывало определенный отпечаток на развитие его экономики, отражалось на политических и социально-культурных процессах в крае. В частности, в конце XIX - начале XX вв. в регионе занимала доминирующее положение конфессиональная система образования.

Утверждение ислама в Дагестане в VII-XV веках, в последующем привело к распространению здесь арабской культуры и конфессиональной мусульманской школы. В частности, в 1897 году в Дагестанской области насчитывалось 850 мусульманских примечетных школ с 5483 учащимися [1, с.239]. В последующем их сеть, как и контингент учащихся продолжали увеличиваться. Попечитель Кавказского учебного округа в 1903 году указывал, что на Дагестан приходится половина школ и треть учащихся всех мусульманских школ Кавказа.

Практически в каждом населенном пункте имелись мектеб или медресе. Многих русских исследователей, побывавших в Дагестане, поражала разветвленность их сети. К примеру, Петр Карлович Услар указывал, что если об образовании народа судить по соразмерности числа школ с массою народонаселения, то дагестанские горцы в этом отношении опередили даже многие просвещенные европейские нации. Учение здесь было доступным каждому горскому мальчику. При каждой мечети действовали школы, где желающие учится могли продолжить свое обучение. Можно сказать, что в Дагестанской области не было почти ни одного селения, в котором при мечети у кадия или муллы не обучалось бы арабскому языку от трех до пятнадцати и более учеников. Едва ли где в мусульманском населении на всем Кавказе до такой степени было развито изучение арабского языка и духовной культуры на этом языке, как в Дагестане. Стремление к ознакомлению с арабской грамотностью до того сильно было развито между «туземцами», что они

переходили из одного училища в другое, более известное ученостью преподавателя [2, с.71.]. Наиболее распространенными в Дагестане были религиозные школы низшего типа - мектебы.

С начала XX века в Дагестане, как и в других регионах империи, наряду с традиционными конфессиональными школами, начали открываться и так называемые новометодные школы, в которых, помимо изучения Корана, преподавались светские дисциплины. Открытие новометодных школ было продиктовано развитием капиталистических отношений в крае и стремлением усилить практическую отдачу от конфессиональной школы. Однако их динамичному развитию препятствовало отсутствие соответствующей учебно-материальной базы и педагогических кадров, способных обеспечить сколько-нибудь осязаемые результаты работы таких школ. В целом, в Дагестане новометодные школы не получили широкого распространения. В 1908 году общее их насчитывалось лишь 11 с числом учащихся 646 человек (в т.ч. 179 девочек). Все новометодные школы находились в Темир-Хан-Шуринском округе [3, с. 18].

Следует отметить, что светские учебные заведения в Дагестане начали открываться еще с середины XIX века. Первое светское учебное заведение в Дагестане открылось в Дербенте в 1837 году. Это было уездное училище, в котором обучались дети русских чиновников, офицеров и состоятельных горожан. Аналогичное училище для мусульман в городе Дербенте было открыто в 1848 году. Князь Воронцов предписал пригласить в училище учителя мусульманского курса, нанять вблизи мечети дом для учителя и приходящих из провинции учеников. Вместе с тем князь Воронцов, «не желая возбудить в народе какого- либо толка, вредного первым успехам этого заведения», предложил изучение русского языка вначале не делать обязательным, но все-таки приискать лицо, которое знало бы русский язык и могло бы преподавать мусульманам правила русского языка [4, с.79].

В 1856 году была открыта школа в Темир-Хан-Шуре, которая вскоре, в связи с переводом Апшеронского полка, была переведена в укрепление Ишкарты. В том же 1856 году по инициативе И.С. Костемировского была открыта школа при Дагестанском конном полку [5, с. 43]. Весть об открытии школы быстро распространилась по Дагестану и вызвала такой приток желающих обучаться, что вскоре помещение, где занимались ученики, стало тесным, и полковой командир выделил школе другое помещение. Однако и после этого в нем смогли обучаться лишь 30 человек.

Школа существовала и при Кавказском линейном батальоне, дислоцированном в Кази-Кумухе. Как отмечалось в рапорте военного начальника Среднего Дагестана начальнику Дагестанской области от 6 июня 1862 года: «Число учащихся в школе мусульманских мальчиков доходит ныне до 15... Успехи мальчиков в короткое время заслуживают одобрения, метод преподавания наук и обращение с мальчиками в школе дают право надеяться, что при некотором увеличении средств школы число охотников учиться в ней возрастет, а результат образования мусульманских мальчиков в русской школе принесет пользу для края» [6, с.43].

С начала 60-х годов XIX века Кавказская администрация усилила внимание к развитию просвещения в крае, что было обусловлено стремлением власти обеспечить потребности быстро нарождавшегося капиталистического производства. Немаловажным обстоятельством являлось и возрастание тяги местного дагестанского населения к получению светского образования.

Первым светским учебным заведением в сельской местности Дагестанской области являлась открывшаяся 26 сентября 1861 года Ахтынская школа в Самурском округе, в которой обучались 44 ученика. Преподавание в ней велось на русском и азербайджанском языках. По признанию военного начальника южного Дагестана, почти все учащиеся Ахтынской школы отличались прекрасными способностями [6, с. 133]. В последующие годы светские школы начали открываться и в других сельских населенных пунктах. В 1878 году сельские школы были открыты в Касумкенте и Дешлагаре, а в 1880 году - в Карабудахкенте. В 1889 году школы начали функционировать в селениях Хаджал-Махи и Кумухе, Хунзахе, а в 1891 году - в Ботлихе. В 1899 году число новых учебных заведений в округах составило 12 с 493 учащимися. Всего в Дагестанской области имелось 26 школ с 1896 учащимися. На 10 тысяч населения области приходилось 0,4 учебных заведения с 30 учащихся на то же число населения, а в округах 0,2 учебных заведения и один учащийся [4, с. 155].

На содержание учебных заведений в крае царская администрация выделяла мизерные средства. Как отмечал И.Г. Алибегов: «заслуживает особого внимания то обстоятельство, что по

смете Земского хозяйства Закавказья на народное образование ежегодно расходуется 121 324 рубля, т.е. 3,06% общего бюджета» [3, с. 50-51].

С конца 90-х годов XIX века, в условиях быстрого подъема капиталистического производства в стране и расширения его вширь, роста запросов населения Дагестана в светском образовании царская администрация увеличила ассигнования на содержание школ, расширив их сеть в области, в том числе и в сельской местности. С 1899 года по 1906 год число школ и контингент обучающихся в них в Дагестанской области удвоился. В первое десятилетие XX века число сельских школ в Дагестане увеличилось более чем в 4 раза, а учащихся - почти в 5 раз. В 1913 году в округах области насчитывалось 53 школы с 2301 учащимся. Общее число школ в Дагестане достигло 84. В них обучалось 6650 учащихся [6, с. 87].

Однако в годы Первой мировой войны, в связи с урезанием и без того скудного финансирования, рост сети школ в Дагестанской области практически прекратился. Количество сельских школ по округам и количество учащихся в них на 1915 год иллюстрируют следующие цифры:

Аварский округ - 3 школы, число учащихся - 48;

Андийский округ - 2 школы, число учащихся - 51;

Гунибский округ - 7 школ, число учащихся - 121;

Даргинский округ - 4 школы, число учащихся - 124;

Кази-Кумухский округ - 8 школ, число учащихся - 400;

Кайтаго-Табасаранский - 10 школ, число учащихся - 410;

Кюринский округ - 6 школ, число учащихся - 179;

Самурский округ - 5 школ, число учащихся - 394;

Темир-Хан-Шуринский округ -15 школ, число учащихся - 485;

Всего в округах имелось 60 школ с общим числом учащихся - 2212. В целом же в Дагестанской области работали 93 школы с числом учащихся - 7092 [7, с. 12-13].

Таким образом, подавляющее большинство детей школьного возраста в сельской местности Дагестана оставались неохваченными светскими учебными заведениями. Функционировавшие в сельской местности Дагестанской области учебные заведения, являлись одноклассными и двухклассными начальными училищами.

При этом одной из наиболее острых проблем было то, что вопросам подготовки учителей для школ края не уделялось должного внимания. В данной связи особо отметим Темир-Хан-Шуринские двухгодичные педагогические курсы, которые подготовили из коренных национальностей Дагестана несколько десятков учителей. Почти все выпускники этих курсов работали в сельских школах. Тем не менее, несмотря на определенные меры по подготовке учителей, сельские одноклассные и двухклассные училища Дагестанской области испытывали острую нехватку в подготовленных педагогических кадрах.

По воспоминаниям очевидцев и окончивших дореволюционную сельскую школу, в них работало немало учителей, вносивших заметный вклад в приобщение подрастающего поколения к грамоте, знаниям. К таким относились - Н. Тарасевич, А. Бокарев, А. Скрабе. Г. Глазунов, И. Абдуллаев, Г. Мустанов, Г. Гаджиев, С. Омаров, А. Салимханов и др.

Объективную и полную картину уровня грамотности дагестанского общества дают материалы переписи населения Российской империи в 1897 году. По ее итогам грамотность населения Дагестанской области составила 9,2 %, в том числе в сельской местности - 7,03% [7, с.14].

Уровень грамотности населения Дагестанской области по переписи 1897 года в разрезе округов характеризуют следующие данные:

Темир-Ханшуринский - всего населения - 78381, в том числе грамотных - 5142 - 6,5 %;

Аварский округ - всего населения - 37639, в том числе грамотных - 5242,- 13,9%;

Андийский округ - всего населения - 49628, в том числе грамотных - 4138, - 8,2%;

Гунибский округ - всего населения - 55899, в том числе грамотных - 9087, - 16,2%;

Даргинский округ - всего населения - 80945, в том числе грамотных-7417, - 9,1%;

Кази-Кумухский округ - всего населения - 45363, в том числе грамотного - 6027, - 13,3%;

Кайтаго-Таабасаранский округ- всего населения - 76359, в том числе грамотного 2857, -

3,7%;

Кюринский округ - всего населения - 77730, в том числе грамотного населения - 929, -1,1%; Самурский округ - всего населения - 35633, в том числе грамотного населения - 681, - 1,9% [7, с.25].

Таким образом, разрыв в уровне грамотности населения между округами был значительным. Однако даже в относительно благоприятном Гунибском округе он едва достиг 16,2%. Из общего числа 41493 грамотных сельского населения в Дагестанской области 35768 человек или 86,2% владели грамотой не на русском, а преимущественно на арабском языке. Русской грамотой в дагестанском селе владел только 1,08% населения [7, с.103-103].

В целом, несмотря на определенные позитивные результаты в распространении светских школ в Дагестане, в начале XX века их было крайне недостаточно, что не удовлетворяло возрастающие потребности населения. Просветительская политика царской администрации в Дагестанской области, как и в других окраинах, на рубеже XIX-XX века носила колониальный характер.

Подавляющая часть населения Дагестана к началу XX века оставалась неграмотной. Основным каналом приобщения его к грамоте, знаниям являлась мусульманская конфессиональная школа.

Литература и источники

1. Козубский Е.И. Дагестанский сборник. Вып. 1. - Темир-Хан-Шура, 1902. - 390 с.

2. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. - М.: Наука, 1971. - 475 с.

3. АлибеговИ.Г. Народное образование на Кавказе. - Тифлис, 1903. - 64 с.

4. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории школьного образования в России. - М., 1953. - 272 с.

5. Обзор Дагестанской области за 1915 год. - Темир-Хан-Шура, 1916. - 33 с.

6. Рудольф Н. Обзор деятельности Кавказского учебного округа за 1903-1912 годы. - Тифлис, 1912. - 231 с.

7. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года. Дагестанская область. - СПб., 1898. - 27 с.

Referenses and Sources

1. Kozubskij E.I. Dagestanskij sbornik. Vyp. 1. - Temir-Han-Shura, 1902. - 390 s.

2. Kajmarazov G.Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana. - M.: Nauka, 1971. - 475 s.

3. Alibegov I.G. Narodnoe obrazovanie na Kavkaze. - Tiflis, 1903. - 64 s.

4. Konstantinov N.A., Struminskij V.Ya. Ocherki po istorii shkol'nogo obrazovaniya v Rossii. - M., 1953. - 272 s.

5. Obzor Dagestanskoj oblasti za 1915 god. - Temir-Han-Shura, 1916. - 33 s.

6. Rudol'f N. Obzor deyatel'nosti Kavkazskogo uchebnogo okruga za 1903-1912 gody. - Tiflis, 1912. - 231 s.

7. Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossijskoj Imperii 1897 goda. Dagestanskaya oblast'. - SPb., 1898. - 27 s.

ДЖАНАТЛИЕВА ХАДИЖАТ МАГОМЕДМУРАДОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (hadizhatmuradovna2020@mail.ru). DZHANATLIEVA, KHADIZHAT M. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Humanities, Dagestan State University of National Economy (hadizhatmuradovna2020@mail.ru).

УДК 94(47).084.3/5:338.2 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-44-51

ЯХУТЛЬ Ю.А., БАСТЕ Р.Ю. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - ОТ ИМПЕРСКОЙ К СОВЕТСКОЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ

Ключевые слова: новая экономическая политика, крестьянство, землеустройство, власть и общество, модернизация, имперская, советская.

В статье представлен анализ проблем модернизации России первой трети ХХ в. в контексте возможностей современного системного моделирования. Рассмотрены подходы к определению модернизация и особенностей имперского и советского периодов модернизации. Проведен анализ исторических условий и обстоятельств реформ, их влияния на социальные, экономические и политические преобразования 1920-х гг. В статье представлен авторский подход к оценке взаимоотношений власти и общества и их влияния на модернизационные процессы. Отмечено особое место крестьянства в российской истории, которое становилось объектом модернизационного воздействия со стороны государства, успех или же не успех которого определял перспективы развития страны. Одним из факторов, оказывавшим отрицательное влияние на модернизацию России, была архаичность деревни. Авторы пришли к выводу, что российская модернизация 1920-х гг. отличалась своей социокультурной особенностью, носила явно аграрный характер, формируя новые векторы противостояния между властью и сельским социумом, при этом советская модернизация была продолжением имперской, в следствие ее незавершенности.

YAKHUTL', Y.A., BASTE, R.Yu. NEW ECONOMIC POLICY - FROM IMPERIAL TO SOVIET MODERNIZATION

Key words: new economic policy, peasantry, land management, power and society, modernization, imperial, soviet.

The article presents an analysis of the problem of modernization of Russia in the first third of the twentieth century in the context of the possibilities of modern system modeling. The approaches to the definition of modernization and the features of the imperial and

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.