Научная статья на тему 'Образовательный уровень и структура педагогической интеллигенции Дагестана в начале ХХ в'

Образовательный уровень и структура педагогической интеллигенции Дагестана в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный уровень и структура педагогической интеллигенции Дагестана в начале ХХ в»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2007. № 1. С. 55 - 63.

Л.Г. Каймаразова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ДАГЕСТАНА В НАЧАЛЕ ХХ В.

В начале ХХ в. в социально-культурном развитии Дагестана произошли заметные позитивные перемены. В области расширилась сеть общеобразовательных школ, открылись первые профессиональные учебные заведения, в городах и ряде школ функционировали библиотеки, появились периодические издания, стало развиваться местное книгоиздание.

Развитие образования, заметно ускорившееся с начала второго десятилетия ХХ в., создавало предпосылки для роста педагогической интеллигенции в области. К 1915 г. в Дагестане имелось 40 начальных школ, функционировали два реальных училища, три женские и одна мужская гимназии.

Кроме того, в области насчитывалось 740 традиционных мусульманских религиозных, около десятка новометодных мусульманских школ, 20 горско-еврейских религиозных школ при синагогах. Функционировали также православные и армяно-григорианские церковно-приходские школы, которые официальная статистика того времени причисляла к светским учебным заведениям.

Таким образом, в начале ХХ в. учителя светских образовательных школ, вероучители в этих школах и преподаватели традиционных конфессиональных школ представляли самый многочисленный отряд еще сравнительно небольшой дагестанской интеллигенции.

Процесс формирования педагогической интеллигенции в Дагестане начался еще в 30-40-х гг. Х1Х в. с появлением первых светских общеобразовательных учебных заведений - Дербентского уездного училища и Дербентской мусульманской школы. Начало ХХ в. хотя и было отмечено относительным ускорением этого процесса, темпы роста школьной сети, а следовательно, и увеличения численности учителей оставались низкими. Так, например, с 1907 по

1910 гг. в сельской местности Дагестана была открыта только одна школа, а численность учащихся во всех общеобразовательных школах области за этот период увеличилась всего на 722 человека.

По-прежнему в селах преобладали одноклассные начальные училища, в которых из-за малочисленности учащихся по штату предусматривались учитель общеобразовательных дисциплин и преподаватель вероучения (законоучитель). Таким образом, в 25 начальных училищах работало всего 50 педагогов.

В начале ХХ в. в дагестанских селах, в основном в окружных центрах и в отдельных поселках, появились двухклассные начальные училища с продолжительностью курса обучения 5 лет. Такие школы функционировали в сс. Ахты, Касумкент, Казикумух, Дешлагар (Сергокала), Маджалис и некоторых других селах области. В двухклассных училищах наряду с законоучителями работали обычно два преподавателя общеобразовательных учебных предметов. В двухклассных училищах сел с населением мусульманского и православного вероисповедания, например, Дешлагара и Ишкарты, наряду с мусульманским вероучителем имелся и православный законоучитель. В таких школах работало

обычно 4-6 преподавателей. Так, на начало 1915 г. в Дешлагарском двухклассном училище (Кайтаго-Табасаранский округ) работало 6 учителей, один из них исполнял обязанности заведующего (смотрителя), в Ишкартинском двухклассном училище обучали детей 4 преподавателя, а в Казикумухском двухклассном училище, преобразованном к тому времени в высшее начальное училище, - 5 преподавателей.

К сожалению, официальная статистика того времени не сохранила достаточных достоверных данных для исследования динамики роста численности педагогического персонала гимназий и реальных училищ Дагестанской области. Лаконичная информация по этому вопросу содержится в ежегодных «Кавказских календарях». На численность и состав педагогического корпуса области значительное влияние оказывала текучесть учительских кадров, особенно обострившаяся в годы Первой мировой войны. В этот период численность учителей реальных училищ и гимназий несколько уменьшилась. Незначительно, но возросло число совместителей и временно исполняющих обязанности преподавателей.

Наиболее многочисленными были педагогические коллективы средних общеобразовательных школ-гимназий и реальных училищ. Численность их, хотя и разнилась в зависимости от количества классов и учащихся и колебалась в силу имевшей место текучести, составляла от 20 до 30 человек. После преобразования гимназий и реальных училищ в полнокомплектные общеобразовательные средние учебные заведения численный состав учителей претерпел заметные изменения. Так, в 1914 г. в Дербентском реальном училище, где имелось 14 классов и обучалось 448 учащихся, работали 29 учителей (Из отчета Дербентского городского общественного управления... Л. 3). В 1916 г. в нем работало уже 24 преподавателя (Кавказский календарь.. .С. 268). В том году во всех

общеобразовательных школах Дагестана числилось, включая вероучителей мусульманского, православного, армяно-григорианского и иудейского вероисповеданий, совместителей, воспитателей пансионов, надзирательниц в женских гимназиях и письмоводителей, 120 человек. Кроме того, в реальных училищах и гимназиях были также врачи, в Петровской женской и мужской гимназиях имелось два врача.

Таким образом, накануне Февральской революции 1917 г. в средних общеобразовательных школах Дагестанской области насчитывалось 125-135 учителей и служащих.

Небольшие педагогические коллективы работали также в Дербентской школе садоводства и Петровском электротехническом училище, функционировавшем в период с

1905 по 1909 гг.

В общеобразовательных светских русско-дагестанских школах уровень профессионально-квалификационной подготовки учителей должен был соответствовать современным достижениям научных знаний и педагогической практики, стимулировать у учащихся стремление к продолжению образования и в определенной степени - к возможной будущей деятельности.

Подготовить учителей к работе в таких школах могли только специальные педагогические учебные заведения. До начала ХХ в. в области не было учебных заведений, готовивших учителей начальных классов для светских учебных заведений. Только в Темир-Хан-Шуринском реальном училище, располагавшим высококвалифицированным педагогическим коллективом, уже в конце Х1Х в. практиковался прием экзаменов экстерном на звание учителя начального училища

у лиц, окончивших двухклассные или городские училища. Такой путь прошел один из первых дагестанских преподавателей начального училища Иса Абдуллаев.

Большое значение для подготовки учительских кадров из местных народностей Дагестана имело открытие вакансий в Горийской учительской семинарии. Так, еще в 1897 г., окончив курс в этой семинарии, начал работать в Касумкентской школе местный уроженец А. Мамедов, который наряду с преподавательской деятельностью уделял внимание трудовому обучению детей. Под его руководством учащиеся создали при школе опытное пчеловодческое хозяйство и даже стали пропагандировать рациональные приемы пчеловодства среди населения (Дагестанский сборник... С. 101).

В начале ХХ в. в трех сельских школах области работали учителя, окончившие курс учительской семинарии. По неполным данным, в 1900 - 1915 гг. Горийскую учительскую семинарию окончили 7 уроженцев Дагестанской области, в их числе известные работники просвещения Дагестана А. Алкадарский и А. Селимханов. Большинство выпускников семинарии работали в школах области (Из книги регистрации... Л. 1 - 4б). Среди учителей сельских начальных училищ были и выпускники Кубанской учительской семинарии.

Однако укомплектовать даже небольшую образовательную школьную сеть учительскими кадрами путем использования выделенных для дагестанцев нескольких вакансий в семинариях, функционировавших за пределами области, было невозможно. Поэтому по инициативе передовых представителей педагогической интеллигенции подготовка учителей начальных училищ началась в самой области.

В 1900 г. при Петровском городском училище были открыты одногодичные педагогические курсы, на содержание которых расходовалась одна тысяча рублей в год. В 1911 г. Петровские педагогические курсы были преобразованы в двухгодичные, а ассигнование на их содержание доведено до четырех тысяч рублей (Из расходного расписания... Л. 7-9). В функционировании курсов большую роль сыграл видный педагог, учитель городского училища - Г. Мустанов, человек прогрессивных общественно-политических взглядов, пользовавшийся широкой известностью среди местных жителей. Впоследствии он стал членом правления «Общества просвещения туземцев-мусульман

Дагестанской области».

В 1909 г. двухгодичные педагогические курсы открылись и в Темир-Хан-Шуре. В отличие от петровских педагогических курсов, они предназначались специально для местных жителей. Педагогические курсы подготовили для начальных, преимущественно сельских школ Дагестана несколько десятков учителей. По данным книги регистрации, темирханшуринские педагогические курсы в 1911 г. окончили только 4 дагестанца, в 1913 г. - 7, в 1915 г. - 9 (Из книги регистрации... Л. 1 - 4б).

Среди окончивших петровские и темирханшуринские педагогические курсы были такие известные деятели народного образования, как Саид Омаров, Мурза Темирханов, Хайрула Гаджиев, видные дагестанские общественные деятели Гадис Гаджиев, Магомед Гасанов, Мута Рамазанов и др.

Следует, однако, отметить, что в целом общеобразовательный и профессиональный уровень учителей начальных русско-дагестанских школ оставался крайне низким. Как отмечалось в циркуляре по управлению Кавказским

учебным округом за 1912 г., в том году 38 % учителей сельских школ Дагестанской области не имели специальной подготовки (Циркуляр по управлению... С. 20). А по данным однодневной переписи начальных школ России, на январь 1911 г. в 40 зарегистрированных начальных училищах Дагестанской области (городских и сельских) учителей со средним педагогическим образованием насчитывалось всего 24,3% (Однодневная

перепись. С. 17).

Учителя сельских школ, училищ сталкивались с большими трудностями. Их заработная плата была низкой. В 1916 г. из 229 учителей (включая законоучителей. - Авт.), работавших в начальных училищах области, 136 получали менее 200 рублей в год (Из сметы доходов и расходов... Л. 58). Попечитель Кавказского учебного округа признавал недостаточным жалование, которое получали учителя дагестанских одноклассных и двухклассных училищ, так как жизнь здесь, по его словам, была «дорогой и полной лишений». Для приезжих русских учителей к материальным трудностям прибавлялись еще проблемы общения с местным населением, завоевания его доверия к себе и к русской школе.

В городских училищах, гимназиях и реальных училищах уровень профессиональной подготовки преподавателей был достаточно высоким. В Темирханшуринском реальном училище, например, основные учебные дисциплины преподавались педагогами, имеющими высшее образование, а некоторые из них являлись авторами учебников и учебных пособий. Много лет в училище историю и географию преподавал известный историк Евгений Козубский, автор многочисленных трудов по истории, этнографии Дагестана и специальных работ по истории образования. С конца 90-х гг. Х1Х в. до 1911 г. Е. Козубский совмещал плодотворную преподавательскую и научную работу с должностью секретаря Дагестанского областного статистического комитета. В Петровской мужской гимназии работал инспектором Петр Егоров - выпускник известного Нежинского историко-филологического института.

Педагогическая интеллигенция Дагестана в начале ХХ в. осуществляла свою деятельность в учебно-воспитательных учреждениях разных типов, разной целевой направленности и разного образовательного уровня. Многообразие образовательной системы отражалось на уровне профессиональной квалификации преподавательских коллективов учебных заведений.

Значительную трудность для исследователя представляет определение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки преподавателей конфессиональных школ Дагестана. Это связано с отсутствием в архивохранилищах каких-либо достоверных статистических сведений даже о численности преподавательского состава мектебов и медресе, не говоря уже об учителях домашних, коранических школ, которых официальная статистика вообще не регистрировала. Ни в ежегодных обзорах Дагестанской области, ни в отчетах начальников округов военному губернатору, к сожалению, не содержатся сведения по этому вопросу. Поэтому приходится исходить из косвенных данных архивов и литературы для общей характеристики состава преподавателей примечетских школ.

В официальных документах того времени все мусульманские религиозные школы регистрировались как примечетские. В статистических отчетах не выделялись данные, какие из примечетских школ являлись мектебами, а какие

медресе. Хотя во многих официальных записках, донесениях должностных лиц и в литературе мектебы характеризовались как начальные школы, а медресе - как школы повышенного типа. Данные о коранических школах крайне ограниченны и отрывочны. К сожалению, нет сводных сведений и о численности преподавателей конфессиональных школ. Так, в официальных обзорах Дагестанской области за 1892-1915 гг., изобилующих разнообразными статистическими материалами, содержатся общие сведения лишь о количестве примечетских и горско-еврейских религиозных школ.

Поэтому при определении численности преподавателей этих школ приходится опираться на косвенные данные, т.е. исходить из того, что в каждой из таких школ работало в среднем по 1-2 преподавателя. Это относится к начальным школам - мектебам. В медресе же, т.е. школах повышенного типа, количество которых, по нашим данным, составляло примерно 10% от общей численности примечетских школ области, преподавателей было значительно больше.

В 740 примечетских школах и 20 школах при синагогах, по нашим подсчетам, работало 850-900 преподавателей. Кроме того, в начале ХХ в. в Дагестанской области, в основном в Темир-Хан-Шуринском округе, открылось несколько так называемых новометодных школ, в которых наряду с мусульманским вероучением преподавались и светские учебные дисциплины. В 1908 г. в области насчитывалось 8 таких школ. В них обучалось 586 учащихся и работало 16 учителей (Из отчета военного губернатора. Л. 23).

Поскольку мектебы и медресе функционировали в основном при мечетях (хотя имелись медресе и мектебы, располагавшиеся в специальных зданиях), преподавательскую работу в них вели муллы и кадии. Это были лица, получившие определенное, а многие из них даже высшее традиционное религиозное образование. Естественно, в первую очередь это относится к медресе, школе повышенного типа. Здесь изучались арабский язык, его грамматический строй, логика, курс мусульманского права и этики. Преподавались также география и астрономия в доступных пределах и в русле природных явлений и характеристики небесных тел, присущих мусульманской религии и традиционной научной мысли. Соответственно более высокими были требования, которые предъявлялись к преподавателю медресе. Если программа обучения в мектебе ограничивалась в основном привитием учащимся навыков беглого механического чтения без понимания содержания и обучением письму, то окончивший медресе, как правило, мог переводить Коран и более или менее грамотно писать по-арабски. Некоторые выпускники медресе продолжали учебу под руководством известных ученых (алимы) и впоследствии сами получали это звание.

В домашних, коранических школах, где значительную часть учащихся составляли девочки, могли работать лица, умевшие обучать детей механическому чтению Корана.

Более современным должен был стать образовательный уровень преподавателей новометодных школ, так как в них, помимо мусульманского вероучения, преподавались светские дисциплины. Большинство преподавателей новометодных школ получили образование в Турции - Константинополе, Трапезунде. По мнению известного историка, профессора А.С. Гаджиева, в появлении в Дагестане «школ нового типа» большую роль сыграли Гасан-Алкадари, Али Каяев, Магомед-Кади Дибиров, Нухай Батырмурзаев, Манай Алибеков и др. (Гаджиев А.С., 1996. С. 16).

Таким образом, наряду с высокопрофессиональными специалистами-педагогами, выпускниками учительских семинарий, педагогических курсов, в средних общеобразовательных школах работали лица, не прошедшие специальной педагогической подготовки. В традиционных конфессиональных школах-медресе и мектебах, помимо тех, кто имел высокое мусульманское образование, преподавательскую работу вели люди, которые, научившись бегло читать и писать, брались учить этому своих учеников. Невысоким был образовательный уровень преподавателей и новометодных школ. В основном это были люди, получившие образование на различных курсах в Турции.

Педагогическая интеллигенция Дагестана начала ХХ в., помимо различного уровня профессиональной подготовки, характеризуется также широким спектром общественно-политических, идеологических воззрений, степенью участия в общественной жизни, влиянием на местное население.

В связи с проникновением в Дагестан новых идей о развитии общества часть учительства оказалась вовлеченной в движение за демократизацию общественной жизни, школьной образовательной системы. Не без их влияния в водоворот общественно-политического движения вовлекались и учащиеся.

Учителя светских русско-дагестанских школ вносили большой вклад в общее культурное развитие населения области. В самом конце Х1Х - начале ХХ в. в Дагестане появились первые воскресные школы и вечерние курсы для взрослых. В Петровске, например, в школах и на курсах для взрослых преподавали заведующий городским училищем Г. Мустанов и некоторые другие учителя училища. Контингент слушателей состоял в основном из рабочих-мусульман текстильной фабрики «Каспийская мануфактура» и табачной фабрики. Кроме того, Г. Мустанов организовал в городе воскресные «народные чтения», где с популярными лекциями перед рабочими выступали он сам и другие педагоги училища. В Дербенте в воскресной школе для взрослых преподавал учитель городского училища, человек демократических взглядов Тетеревятников. Детские духовые оркестры и музыкально-драматические коллективы городских средних школ, руководимые учителями школ, устраивали концерты для населения, способствуя тем самым приобщению его к современному искусству. Учителя, побуждая учащихся к развитию внешкольного чтения, поощряли желание их родителей к пользованию литературой из школьных библиотек, что также способствовало общекультурному росту грамотных взрослых.

Прогрессивные представители учительства, в частности учителя русской и других национальностей, прививали своим питомцам и взрослому населению более совершенные приемы возделывания сельскохозяйственных культур, обучали пчеловодческому делу, внедряли в Дагестане ранее не культивировавшиеся виды плодовых деревьев, отчасти винограда, огородных культур. Многое в этом направлении сделал замечательный педагог А. Скрабе. Он пропагандировал среди населения научные основы садоводства, огородничества и пчеловодства.

В Самурском округе большой известностью и уважением пользовался выпускник Горийской учительской семинарии житель с. Алкадар Кюринского округа, заведующий Ахтынским начальным училищем Абдулкадыр Алкадарский. Тесно общаясь с местными жителями и завоевывая их доверие к светскому образованию, А. Алкадарский добился увеличения численности учащихся училища, преобразования его из одноклассного в двухклассное, а также

постройки для училища нового здания. При училище открылось ремесленное отделение, вызвавшее большой интерес не только учащихся, но и взрослого населения. При Ахтынском двухклассном училище был даже открыт интернат на 200 детей из соседних аулов (Юсуфов Р.Ю., 1962. С. 14).

Огромную работу по обучению детей, пропаганде современных знаний среди сельского населения в рассматриваемые годы вели педагоги-дагестанцы Иса Абдуллаев, Абдулатип Селимханов, Саид Омаров, Абдурахман Исаев, Магомед Гасанов, одна из первых учительниц-горянок Патимат Маликова и многие другие.

53 года преподавал в общеобразовательных школах и специальных учебных заведениях Дагестана замечательный педагог Петр Егоров. Проработав 6 лет в Ставропольской гимназии, где училась большая группа дагестанцев, П. Егоров в

1906 г. переехал в Дагестанскую область и стал учителем Петровской мужской гимназии. Вскоре он начал преподавать историю и педагогику на педагогических курсах Петровска и в педагогическом классе Петровской женской гимназии, внося тем самым свою лепту в чрезвычайно важное дело подготовки педагогических кадров. Среди учеников П. Егорова были ставшая впоследствии известным педагогом, заслуженным учителем школы РСФСР Л. Астафьева, ученики мужской гимназии, впоследствии известные ученые-медики профессор М. Кажлаев, доцент С. Алибеков и др. (Гиммельрейх В.А., 1962. С.6 - 8).

П. Егоров, как и Г. Мустанов, преподававший в Петровской мужской гимназии, активно участвовал в общественной жизни города, в частности, в пропаганде педагогических знаний среди родителей, занимался благотворительной деятельностью - сбором средств в помощь малоимущим ученикам, был одним из организаторов хорового кружка в гимназии.

По инициативе и при активном участии учителей при школах открывались ремесленные отделения, что способствовало росту интереса общественности, в особенности родителей, к светским учебным заведениям. Уже в 1900 г. дети обучались в начальных училищах области различным ремеслам: столярному, токарному, сапожному, а также постигали навыки садоводства, огородничества, шелководства, пчеловодства (Памятная книжка... С. 21). К 1911 г. из 40 начальных училищ Дагестанской области 16 (или 40 %) имели приусадебные участки (Однодневная перепись. С. 34).

Огромным было влияние на жизнь дагестанского общества начала ХХ в. мусульманской педагогической интеллигенции, т.е. учителей-кадиев, мулл, преподававших в традиционных религиозных учебных заведениях - медресе и мектебах. Характеризуя в целом эту многочисленную группу преподавателей, можно сказать, что она представляла собой относительно консервативную часть местной педагогической интеллигенции. Эта группа учителей оказалась менее восприимчивой к экономическим, политическим и духовным изменениям, которые стали реальностью в Дагестане в начале ХХ в. Поэтому и в рассматриваемый период методы обучения и приемы воспитания в примечетских школах заметно не изменились в сторону их усовершенствования.

Настороженно и даже враждебно относилось мусульманское духовенство, особенно его наиболее консервативная часть, к развитию в области сети светских русско-дагестанских школ и вообще к сближению с русским населением. Так, автор статьи «Дагестанская мусульманская школа», опубликованной в журнале Министерства просвещения (1915 г.) писал, что «до сих пор можно слышать в мечетях проповеди мулл (они единственные учителя в медресе), где сближению с

русскими приписываются общественные бедствия, как-то неурожай, засухи, землетрясения. Мусульманская школа и ее учителя муллы, всеми силами поддерживаемые Турцией, особенно в последнее время, стараются способствовать развитию в горах отчужденности от русских.» (Фарфоровский С, 1915. С. 3).

Хотя царское правительство открыто не вмешивалось в дела примечетских мусульманских школ и не поддерживало их материально, за работой их преподавателей был установлен надзор местной администрации, которая должна была информировать вышестоящие власти обо всех действиях духовенства и в первую очередь о его пропагандистской деятельности. Царские власти не верили в лояльность мусульманского духовенства, подозревали его в протурецкой ориентации, в явной и скрытой антирусской агитации, что особенно давало о себе знать в моменты осложнения внешнеполитических отношений России, и прежде всего ухудшения ее взаимоотношений с Турцией.

Тщательный надзор был установлен за новометодными школами, которые в отличие от старометодных могли открываться только с официального разрешения властей. Царская администрация на Кавказе требовала от местных властей представления полных сведений о характере и направлении деятельности новометодных школ. Так, в циркуляре канцелярии Кавказского наместника от 23 октября 1913 г. предлагалось сообщить, «не поступало ли к местным властям каких-либо неблагоприятных данных о направлении той или иной школы или отдельных преподавателей, и в удовлетворительном случае, в чем именно таковые заключались и послужили ли они к возбуждению о подлежащих лицах административного или уголовного преследования» (Каймаразов Г.Ш,, 2001. С. 125).

Но все же нам представляется, что характеристика дагестанской педагогической интеллигенции начала ХХ в. не будет полной, если не отметить положительную роль духовенства в формировании личности, вбирающей в себя общечеловеческие ценности, принципы справедливости, честность и порядочность, личности, проникнутой стремлением помочь нуждающемуся, уважающей и почитающей старшего, чуждой к неправедному богатству, дурным привычкам и т.д.

Следует отметить, что не все представители дагестанской интеллигенции, получившие традиционное мусульманское образование и имевшие отношение к обучению и воспитанию на мусульманских религиозных ценностях, воспринимали педагогическую теорию и практику светской образовательной школы отрицательно. Многие из них считали необходимым совершенствование методов и приемов обучения, введения в мусульманских школах светских учебных дисциплин. Были и такие, кто призывал родителей отдавать детей на учение в русские школы. Видные представители дагестанской научной и мусульманской педагогической интеллигенции того времени Гасан-Алкадари, Али Каяев, Абдусупиян Акаев не только говорили, но и делали многое для того, чтобы подрастающее поколение овладело новыми по уровню и качеству знаниями.

Таким образом, развитие образования, заметно ускорившееся с начала второго десятилетия ХХ в., создавало предпосылки для увеличения численности педагогической интеллигенции в области. Деятельность прогрессивных представителей местной педагогической интеллигенции, их стремление приобщить подрастающее поколение дагестанцев к современной культуре в определенной степени способствовали пробуждению общественного настроения в направлении позитивного отношения к светскому образованию.

БИБЛИОГРАФИЯ

Гаджиев А., 1996. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX - начале ХХ в. Махачкала.

Гиммельрейх В.А., 1962. Шестьдесят лет в труде // Ветераны педагогического труда. Махачкала.

Дагестанский сборник. Вып.1. 1902. Темир-Хан-Шура.

Из книги регистрации темирханшуринских педагогических курсов за 1915 год // ЦГА РД. Ф.81. Оп.3. Д3.

Из отчета военного губернатора о состоянии просвещения в Дагестанской области за 1908 год // ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д. 171.

Из отчета Дербентского городского общественного управления за 1914 год // ЦГА РД. Ф.6. Оп.4. Д40.

Из расходного расписания по содержанию училищ Дагестанской области за 1911 год // ЦГА РД. Ф.81. Оп.2. Д.12.

Из сметы доходов и расходов по оборудованию и содержанию школ, гимназий области за 1916 год // ЦГА РД. Ф.14. Оп.4. Д.93.

Кавказский календарь за 1916 год. 1916. Тифлис.

Каймаразов Г.Ш., 2001. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.

Однодневная перепись начальных училищ Империи, проведенная 18 января

1911 г. Вып. XI (15). Кавказский учебный округ. 1914. Петроград.

Памятная книжка и адрес-календарь Дагестанской области за 1901 год. 1901 / Под ред. Е.И. Козубского. Темир-Хан-Шура.

Фарфоровский С., 1915. Дагестанская мусульманская школа // Журнал Министерства народного просвещения. Ноябрь. Темир-Хан-Шура.

Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом. 1913. Тифлис.

Юсуфов Р.Ю., 1962. Незабвенный учитель Абдулкадыр Алкадарский // Ветераны педагогического труда. Махачкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.