Научная статья на тему 'Из донесений начальников городских округов военному губернатору Дагестанской области об образовательных учреждениях за 1894-1914 гг'

Из донесений начальников городских округов военному губернатору Дагестанской области об образовательных учреждениях за 1894-1914 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ВОЕННЫЙ ГУБЕРНАТОВ / ДОНЕСЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маламагомедов Джамалудин Муртазалиевич

В статье проанализированы донесения начальников городских округов за 1894-1914 годы военному губернатору Северного Кавказа, освещающие состояние учреждений сферы образования в Дагестанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из донесений начальников городских округов военному губернатору Дагестанской области об образовательных учреждениях за 1894-1914 гг»

ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию № 1, 2018

ИЗ ДОНЕСЕНИЙ НАЧАЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ ВОЕННОМУ ГУБЕРНАТОРУ ДАГЕСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗА 1894-1914 гг.

Маламагомедов Джамалудин Муртазалиевич м.н.с.,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, РФ. mmd77777@mail.ru Аннотация:

В статье проанализированы донесения начальников городских округов за 1894-1914 годы военному губернатору Северного Кавказа, освещающие состояние учреждений сферы образования в Дагестанской области.

Ключевые слова: Дагестан,военный губерна-тов, донесение, образование, Российская империя

Dzhamaludin M. Malamagomedov Junior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography of the Daghestan Scientific Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation mmd77777@mail.ru Annotation:

The study analyzes the reports of the chiefs of urban districts for the years 1894-1914 to the military governor of the North Caucasus, highlighting the state of educational institutions in the Dagestan region.

Keywords:

Dagestan, military governors, report, education,

Russian Empire

После подавления антиколониального, освободительного движения горцев и окончательного присоединения Дагестана к России царские власти не ввели каких-либо формальных ограничений для функционирования мусульманских школ. Однако их критика, неприятие приемов и методов обучения и воспитания в мактабах и мадраса вполне поощрялись. Все же областная военная администрация и начальники округов, из года в год начали осуществлять надзор за деятельностью учебных заведений. Мусульманские школы рассматривались ими как «рассадник фанатизма и религиозной нетерпимости». Начальник Дагестанской области [16. С.128] еще в 1869 году в своем докладе писал: «В примечетских школах и медересе кладутся семена религиозной нетерпимости и фанатизма и той непримиримой вражды, и ненависти к неверным, проявления которых в разных видах мы видели и, вероятно, еще увидим не раз в разных частях Кавказа» [18.1869.

С.71].

Однако ограниченность архивного и статистического материала не позволяли проследить динамику распространения и количественного среза примечетских школ вплоть до 90-х годов XIX столетия. До 1892 года многими начальниками Округов в своих ежегодных отчетах военному губернатору Дагестанской области не приведены какие-либо статистические данные и сведения не только о мусульманских, но и вообще, о школах как таковых. Они просто ограничивались констатацией факта существования подобных школ [28.Лл.1,4,5]. Царская администрация, зная, каким авторитетом и уважением пользуются образованные люди, и как за ними следует простой народ, решила взять данный вопрос под пристальный контроль, и с этой целью был образован специальный комитет (1-е отделение) при канцелярии Военного губернатора Дагестанской области. Согласно данным ЦГА РД [28. Лл.1-2] мониторингом вопроса образования занимался именно этот отдел. С целью выяснения сведений о количестве мусульманских учебных заведений Военный губернатор Дагестанской области генерал-лейтенант князь Николай Зурабович Чавчавадзе направляет циркуляр приказа во все округа области с просьбой «предоставить сведения об учебных заведениях в Дагестанской области за 1894 год». Такого же содержания циркуляр был повторно отправлен и в 1913 году. В сведениях предоставляемых начальниками округов основное внимание рекомендовалось уделять следующим вопросам: наименование округа; имена и фамилии преподавателей с обязательным указанием, где и когда получил образование; сумма, отпускаемая на содержания училищ и школ; количество населения в округе или городе по национальному составу. Кроме того, в отчете также должны были быть отражены подробные сведения о количестве учащихся в примечетских и других конфессиональных школах, функционировавших в округе.

Известно, что в конце XIX в Дагестанской области было 9 округов и 3 городских управления. К концу 1894 года начальники всех округов и городов должны были отчитаться перед Военным губернатором Дагестанской области относительно конфессиональных учебных заведений.

Согласно данным полиции г. Петровск [24. С.158] Дагестанской области в 1894 году в городе функционировали четыре конфессиональные школы.

1. Петровская Начальная городская школа [4.С.6], где обучались 93 ученика. Из них мальчиков 63, девочек 32. Смотрителем (руководителем - Дж.М) и учителем в одном лице являлся титулярный советник [26] Георгий Георгиевич Больчевский, который окончил Слуцкую гимназию[7] и имеющий диплом об образовании. На содержание школы из городских штрафных сумм выделялось 800 рублей. О других воспитателях в документе не упоминается, возможно, из-за отсутствия образовательного ценза [30. Л. 17].

2. Петровская церковно-приходская школа с общим количеством учащихся 76 человек обоего пола. Из них мальчиков 42, девочек 34. Учителями школы состояли Евстафий Петрович Бутомо, и скорее его супруга Лидия Петровна Бутомо. Оба имеют образование. Первый окончил курс в Могилевской духовной семинарии, а вторая, окончила курс в Казанской Профессиональной школе и имеет документ (свидетельство) на право учительницы. На содержание школы государством деньги не выделялись. Школа содержалась на средства церковных сумм и пожертвований прихожан [17].

3. Другим, зарегистрированным полицией учебным заведением, являлся Армянская церковная школа. Но, в рапорте отмечено, что из-за неимения средств на содержание и оплаты преподавателя обучение временно приостановлено.

4. Наряду с другими конфессиональными школами функционировала и Еврейская частная школа, в которой обучались всего 8 учащихся. Из них 6 мальчиков и две девочки. Учителем школы был Абрам Лознер [6], имеющий только домашнее образование. На содержание школы из государственной казны деньги не выделялись. Школа содержалась на общественные средства и пожертвования верующих.

Согласно сведениям Дербентского Городского полицейского управления [14.С.158], предоставленным Военному губернатору Дагестанской области, в городе г. Дербент за 1894 год функционировало шесть учебных заведений.

1. Дербентское городское 3-х классное училище, с общим количеством учащихся 129 человек, все мужского пола. Данные об учащихся женского пола не приводятся. Преподавателем и инспектором училища являлся Иосиф Мовинин Худесов, получивший образование в учительском институте. Законоучителями состояли: православный священник Александр Оболенский; Армянский - Опандериянц?, и мусульманский Молла Фейзула. Православный и армянский священники образование получили в духовной семинарии, а мусульманский -имеет только домашнее образование. Кроме того, учителями других наук [5] работали Марвий Виталов, Константин Газаров и Нестр Минабде. Все они имеют образование и окончили учительский институт. Какой именно институт окончили не указано. Учителем гимнастики в училище работал поручик Николай Юдин, получивший образование в Юнкерском училище. На содержание училища в год отпускались 4968 рублей [14].

К концу 1894 года в Дербенте проживало большое количество разного населения, т.е. город фактически являлся многонациональным и многоконфессиональным городом. Жители города были разделены на две категории - коренные и временно проживающие, и данные о них приведены отдельно. Численный состав коренного и временно проживающего населения отражен в таблице:

Таблица 1. Население Дербента в 1894 г.

нац. состав^~^-. коренные временно проживающие

муж. жен. муж. жен.

Русские 386 222 180 116

Немцы 3 5 3 3

Поляки 11 6 6 5

Грузины нет данных нет данных 23 9

Армяне 224 191 267 194

Татары 5160 3901 545 437

Евреи 1047 974 321 229

Итого 6831 5299 1285 997

Всего в городе муж. - 8116 жен.- 6296

2. Также в городе функционировало Дербентское женское благотворительного общества училище, где обучались 34 учащихся женского пола. Учительницей работала Зе-наида Николаевна Истомина, окончившая Тифлисскую 2-ю Великой княгини Ольги Федоровны женскую гимназию.

3. Мусульманских школ в городе было пять, с общим числом учащихся 139 человек. Девочки в мусульманских школах не обучались. Школы эти содержались на средства преподавателей и мулл, которые имели лишь домашнее образование. За свое обучение, каждый учащийся платил от 20 до 30 копеек в месяц.

4. Еврейских школ при синагогах было семь, с общим количеством учащихся 149 учащихся мужского пола. Данные о девочках отсутствуют. Школы эти, как правило, содержались преподавателями, раввинами, имеющие только домашнее образование. Обучение в школе было платное, и каждый учащийся за свое обучение платил от 25 до 40 копеек в месяц.

5. Другой, не менее популярной школой являлась Русская одноклассная церковноприходская мужская и женская школа, где проходили обучение 21 учащийся мужского пола. Данные о девочках не приведены. Преподавателем в школе работает Дербентский дьякон Громов-Задворный[11], который окончил Православный церковный институт.

6. Функционировала в Дербенте такая же школа и при армянской церкви, где обучались 48 человек, 18 из которых мужского пола и 30 женского пола. Старшим учителем работал Акоп Кочарянц, который получил образование в Шушинском семинарии. Учительницей рукоделия работала Кочарянц (имя отсутствует - авт.) - образование получила в Тифлиском Армянском училище «Гаяне» [27]. На содержание школы ежегодно выделялось 1100 рублей. В документе не указано, из каких сумм и фондов финансировалась школа.

По данным Управления Темир-Хан-Шуринского округа [17. С.154] представленным в канцелярию Военного Губернатора Дагестанской области на 1894г, в округе функционировало три учебных заведения.

1. Чир-Юртовское слободское одноклассное училище с 41 учениками. Из них 26 мужского пола и 15 женского пола. Учительницей работала Софья Владимировна Рыд-кина, окончившая курс в Полтавском институте благородных девиц[2з]. Преподавателем Закона божьего состоял священник Семен Сущевич, окончивший курс в Волынской духовной семинарии. На содержание училища в год отпускалось восемьсот тысяч рублей [9].

2. При еврейской синагоге Темир-Хан-Шуры функционировала школа, где обучались 32 учащихся, из них 20 мальчиков и 12 девочек. Преподавателем работал местный раввин (имя не указано - ДжМ.), получивший домашнее образование. Школа содержалась за счет пожертвований жителей. На содержание школы государство денег не выделяло.

3. Также в округе, преимущественно в сельской местности, при мечетях функционировали 72 сельские школы (мадраса). В них обучалось 897 ученика, из которых 724 мальчики и 173 девочек. В этих школах, в основном, преподавали арабскую грамоту с помощью сельских мулл, получивших образование в таких же сельских школах. Денежную помощь на содержание школ со стороны государства не получали. Всего в округе функционируют 74 школы, в которых обучаются 770 мальчиков и 200 девочек.

В округе по национальному составу проживало: русских - 266/295; грузин 2/1; армян 4/3; лютеран 58/49; евреев 309/310; магометан 36050/36030. Всего в Округе проживало 70427 жителей, из которых 36699 мужского пола и 33728 женского пола[29].

Помимо данных окружного управления, отдельные сведения о школах предоставляла и городское полицейское управление. Преимущественно они предоставляли данные о школах находящиеся непосредственно в черте города. Согласно данным полиции Темир-Хан-Шуры [3], в городе функционировала одна, Темир-Хан-Шуринская православная церковно-приходская школа, с 35-ю учениками мужского пола. Девочки не обучались. Законоучителем работал священник Темир-Хан-Шуринского резервного батальона Павел Фелицин, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии. Учителем

предметником работал поручик того же батальона Владимир Дмитриевич Тугушев. Общее образование он получил в Ставропольской мужской гимназии[25]. На какие средства существовала школа, не указано.

По приведенным данным, мы имеем возможность проследить за динамикой развития образования, уровнем образовательных учреждений и преподавательского состава конца XIX века в городах Дагестанской области. На наш взгляд, для сравнительного сопоставления данных по конфессиональным школам, не лишне было бы привезти также данные о состоянии мусульманских образовательных центров (школ) за 1913-1914 гг.

В октябре 1913 года Отделение Духовных дел канцелярии наместника Его Императорского величества на Кавказе направляет военному губернатору Дагестанской области[8] совершенно секретную директиву. На основании этой директивы, в целях всестороннего изучения современного положения мусульманских школ, известных под наименованием новоме-тодные, просили сообщить нижеследующие сведения [30. Л.2.]

1. Когда и с чьего разрешения была открыта школа.

2. Какие именно предметы, и на каком языке в ней преподаются.

3. Какие приняты учебники, с указанием их наименования, автора, места и времени их издания.

4. Из кого состоит преподавательский состав. Работают ли, кроме мулл, в школах светские лица. Если таковые имеются, выяснить имеют ли они образовательный ценз и что именно преподают.

5. Существуют ли какие-либо учебные программы в школах.

6. Количество учащихся.

7. Не поступало ли к местным властям каких-либо неблагоприятных известий о направлении той или иной школы или отдельных преподавателей. И если были такие случаи, выяснить в чем они именно провинились, и после были ли они (нарушения - Дж.М) основанием к возбуждению административного или уголовного преследования. Пояснялось, что приведенный перечень необходимых данных не является исчерпывающим и что, от усмотрения начальников округов будет зависеть дополнить свой доклад дополнительными сведениями, которые могут послужить к наилучшему освещению положения дел.

На основании секретной директивы, начальник управления Темир-Хан-Шуринского округа Эмиров [15. С.135], с резолюцией «срочно», отправляет военному губернатору Дагестанской области рапорт следующего содержания: «Доношу Вашему Превосходительству, что во вверенном мне округе новометодных мектебе и медресе, наиболее заслуживающих внимания по числу учащихся, или же пользующихся популярностью среди Магометан не имеются» [30. Л.2-3]. Что касается самого города Темир-Хан-Шура, то согласно донесению МВД и городского полицмейстера, в городе на 1913 год функционировали две мусульманские школы, имеющие по три отделения каждая [21. С.135]. В рапорте также сообщается, о наличии в г. Темир-Хан-Шуре двух новометодных школ: русско-персидской «Меджидие» и русско-татарской «Общества просвещения туземцев мусульман Дагестанской области».

1. Школа «Меджидие» была учреждена с разрешения бывшего военного губернатора Дагестанской области генерал-лейтенанта князя Чавчавадзе, и находилась под наблюдением местной администрации. Содержалась школа на частные средства местных персиян.

В школе на русском языке преподавали следующие предметы: русский язык и арифметика; азербайджанский язык и мусульманское вероучение «закон божий» - на персидском языке. Учебный процесс проходил на основе следующих учебников: а) по русскому языку -Давис. «Родной мир». Часть 1 и 2-я. Издание Зихмана. Рига 1912 г. [10], и П.Корханиди. «Начальная хрестоматия с грамматикой». Тифлис. 1909 г.; б) по арифметике - Аржеников [2] «Сборник арифметических задач и примеров» [22]. Москва. Типография Наумова. 1912 г; в); по азербайджанскому языку - «Родная речь». Часть 1-я; «Татарская азбука азербайджанского наречия»/составитель А.О. Чернявский. Тифлис: Типография «Гейрат», 1908 год, и книга вторая «Для чтения после азбуки»/ составители Махмуд Бек-заде, Абдурахман Бек-заде, Ахунд-заде, Ага-заде, Талиб-заде и Эфенди-заде. Баку: Типография «Каспий», 1912.; г) по мусульманскому вероучению «Закон божий»/ составитель законоучитель Бакинского 6-ти классного училища Гаджи Мир-Ага Мир Махсун-заде. Баку: Электро-типография Оруджевых, 1912, и «Муалим Шариъ» - Учение о шариате / Составитель Ахунд Юсуф Талиб-заде. Часть 2. Баку: Типография «Каспий», 1908 год.

Русский язык и арифметику преподавала темир-хан-шуринская мещанка Ольга Ко-ноновна Чернышева, окончившая шесть классов местной женской гимназии. Преподавателем азербайджанского наречия и мусульманского вероучения являлся персидско-по-данный Гусейн Гасан-заде, обучавшийся в русско-персидской школе «Навруз» в г. Вла-дикавказ[зо]. Аттестата не имеет. Принимали в школу детей, мальчиков и девочек в возрасте от 7- до 12 лет, и обучение велось по программе начальных одноклассных училищ. Успешно окончившие школу мальчики, по соглашению с инспектором народных училищ Дагестанской области, для дальнейшего обучения принимались в Темир-Хан-Шуринское 3-х классное городское училище. Учащихся всего 36. Из них мальчиков - 30, девочек 6.

2. Русско-татарская школа «Общества просвещения туземцев мусульман Дагестанской области» открыта ю-го октября 1905 г. на основании устава этого общества, утвержденного наместником Его Императорского Величества на Кавказе. Школа и общежитие при ней содержатся на ежегодные взносы членов общества и пожертвования частных благотворителей. Плата за право обучения приходящих учеников и проценты с капиталов находились под наблюдением правления общества. В школе преподавались - на русском языке: русский язык, арифметика, геометрия, русская история, естественная история, география и законоведение; на татарском языке: татарский и арабский языки и мусульманское вероучение.

Приняты следующие учебники: а) по русскому языку - И.С.Михеев. «Первая, вторая и третья книги для обучения русскому языку в инородческих школах». Казань. Центральная типография. 1912 г., и И. Давис. «Элементарный курс практической русской грамматики для инородческих училищ». Четвертое издание. Рига. Издание К.Г.Зихмана. 1907 г.; б) по арифметике: «Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ». Составитель К.П. Аржеников. Москва. Издание книжного магазина Наумова. 1912 г. Первый, второй и третий годы обучения; в) По истории - С. Рождественский. «Отечественная история в рассказах для низших училищ. С.Петербург 1912 год; г). По геометрии: А.М. Астрябь. «Наглядная геометрия для начальных училищ». С.Петербург 1913 год; д) по естественной истории - И.И.Трояновский. «Природа и ее явления. Неорганический мир. Растения. Человек и животные. Сведения из физики». Изд. Товарищества И.Д.Сытина. Москва 1913 г.; е). по географии - «Краткий курс географии России со сведениями из математической, физической и всеобщей географии». Составители А.Ступель и Е.Глов. Рига, 1911 г.; ж) по законоведению: «Букварь законоведения для начальных школ». Автор Н.И. Фальев - присяжный поверенный. Москва 1912 год; з). По татарскому языку: «Татарская азбука», «Муаллим-Аввал» составитель Ахмед Гаджи Максудов. Казань. Типография Харитонова 1913 год»; и). по мусульманскому вероучению «Закон Божий», «Акант Зубаир». Казань. Типография университета 1910 год; «Дуруси Нахавийа» - «Уроки грамматики». Имя составителя не указано. Отпечатана в типографии М.М. Мавраева. гор. Темир-Хан-Шура. 1907 год», и по арабскому языку - «Дурусу Шифахийа» 1 и 2 книги. Составитель Ахмад Хаджи Махсудов. Казань. Типография Харитонова 1908 г.

Преподавание ведется по общей программе начальных училищ Министерства Народного просвещения. Преподавателями работают два учителя. Общеобразовательные предметы на русском языке преподает Леонтий Иванович Симонов, окончивший педагогические курсы при Петровском городском Николаевском училище, мусульманское вероучение и татарский язык - житель селения Гочоб, Гунибского округа, Магома Ди-бир-оглы, получивший образование в примечетских школах Дагестанской области и имеющий свидетельство от Дагестанского Народного Суда на занятие должности сельского кадия[2о]. Принимаются в школу дети в возрасте 8-12 лет. Учатся в ней 91 ученик, из них 62 мальчика и 29 девочек. Стремления со стороны учителей вести дело воспитания детей в этих школах в разрез интересам русской государственности не наблюдалось. На полях документа рукою старшего делопроизводителя [1.С.135] карандашом сделана следующая запись: «Неблагоприятных данных о направлении в отношениях тех или иных отдельных преподавателей не получено. Уголовных или административных преследований против них не возбуждено» [30. Л.18].

Петровским полицмейстером [20. С.142] в рапорте Военному губернатору Дагестанской области за 1913 год приведены следующие сведения о мусульманских школах:

1. В г. Петровск функционирует одно Русско-Мусульманское имени Мелика Машади Бабаева мужское училище, где проходят обучение 72 учащихся. Из них 41 шиит и 31 суннит. Девочек нет. Программа в училище установлена Министерством Народного просвещения и предназначена для начальных училищ. Учителей всего двое. Оба имеют право на преподавание мусульманского закона Божьего. По национальности они персы, русско-поданные и имеют звание «учителя народных начальных училищ». Один из них аварец, а другой перс -русско-поданный. Училище содержится на средства частного благотворителя Мелика Ме-шади Бабаева. Средства поступают из дохода недвижимого имущества завещателя Бабаева в размере - 4200 руб. в год. Его же имущество, оцененное в размере 25000 руб. и под ним земля 880,50 кв. саженей принадлежит М.Н.П.(Министерство народного просвещения). Здание училища имени Бабаева также принадлежит М.Н.П., а земля 400 кв. саженей принадлежит городу. От населения средства на содержание школы не поступают.

2. При мечети казанских татар также открыта школа. В ней обучают закону Божьему. Учатся в школе 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек. Преподает мулла, не имеющий образовательного ценза. По национальности он казанский татарин, русско-поданный. Других учителей в школе нет. За обучение детей, родители платят муллам от 1 до 2-х рублей в месяц с каждого учащегося [30. Лл.24-25].

Полицмейстер города Дербента [12.С.142] о числе мусульманских школ, существующих в гор. Дербент приводит следующие сведения:

Во 2-м магале, при сунитской мечети имеется школа, где детей обучают грамоте на арабском языке и на Дербентском наречиях. Подобные школы грамот (мадраса) открываются и закрываются по усмотрению самих мулл. Кроме Корана, в школах преподается учение закона Божия. Других учебников в школе не имеются. Учителем является мулла, выходец из сел. Мугатыр Кайтагского-Табасаранского округа Наби Каримов. Программы никакой не существует. В школе обучаются 60 детей - 48 мальчиков и 12 девочек. Никаких неблагоприятных данных о направлениях школ и мулл не наблюдалось.

Школа в 6-м магале при мечети. Учитель - житель города Дербент Молла Салих Мешади Мирза Кули-оглы. Обучаются в школе 34 ученика, все мальчики. Также в 6-м магале, в доме одного из местных жителей Гаджи-Мирза Гаджи Эсвади-оглы открыта школа. Учителем работает житель города Дербент Молла Мамед Али Молла Алекпер-оглы. Количество учащихся 22, все мальчики. В 6-м магале, в доме жителя Амир Аслана Мамед Наги-оглы функционирует еще одна школа, где учительствует житель города Дербент Мир Зейнал Абдин Мир Ибрагим-оглы. При нем обучаются 28 учащихся, все мальчики.

В 7-м магале, при маленькой мечети еще одна школа. Учителем работает житель города Дербент Молла Талиб Молла Абас-Кули-оглы. Обучаются в школе 38 учащихся, все мальчики. В 7-м магале, при главной мечети «Джума мечеть» также функционирует школа со всеми вышеперечисленными параметрами. Учителем является житель города Дербент Мир Абуталиб Гаджи Мирза Мехти-оглы. Программы никакой не существует. Количество учащихся - 41, все мальчики.

Резюмируя вышеизложенное, Дербентский полицмейстер в конце своего рапорта, в виде приписки приводит следующие данные: «В мусульманских школах учителями состоят местные жители, не получившие никакого специального образования. Особых программ для преподавания в школах также не существует. В мечетских школах преподают муллы и сельские кадии. Последние получают особую подготовку и держат экзамен на это звание при Дагестанском народном суде. Мечетские школы содержатся на средства, получаемые мечетями (в основном из пожертвований прихожан - Дж.М) и обучение в них бесплатное. Остальные школы содержатся на средства, получаемые от платы за обучение взимаемого с каждого ученика» [30.Лл. 43-44]. Вот такая вырисовывается картина конфессиональных школ в городах Дагестана за 1894-1913 гг.

Список литературы ( с комментарием)

1. Андрей Андреевич Смольский // Кавказский календарь (далее КК.) 1913 г.

2. Аржеников Константин Петрович - русский педагог, методист по арифметике. URL: http://pedagogic.ru.

3. В 1894 году полицмейстером г. Темир-Хан-Шура был коллежский советник Василий Иванович Коломейцев // Кк. 1894 г.

4. В газете Дагестанская правда от 15.05.2008 года автором Александром Дейнега указано, что школа была открыта только в 1898 году. Ссылка по адресу: https://dagpravda.ru/rubriki. Однако, согласно

данным ЦГА РД Петровская начальная городская школа была открыта еще 1894 году // ЦГА РД. Ф.2, оп. 2, д.119.

5. В документе не уточняется учителями, именно каких наук были перечисленные преподаватели.

6. В Российской Еврейской энциклопедии указано, что при еврейской синагоге в Петровске работала школа с 9 учащимися, все мальчики. Раввином ашкеназов был Абрам Мовшович Лознер. Подробнее по ссылке: http://www.ruien.ru/index.

7. В 1617 году была открыта кальвинистская школа, которая в 1630-х годах стала кальвинистской гимназией. С 1778 года, когда завершилась реформа, кальвинистская гимназия стала называться публичным евангелическим училищем, с 1809 года Слуцкое учебное заведение стало называться публичным уездным училищем, а с 1868 года получила статус государственной классической мужской гимназии. Об этом см.: Глебов И. Историческая записка о Слуцкой гимназии с 1617 до 1901 гг. — Вильно, 1903.

8. Военным губернатором Дагестанской области в 1913 году являлся Сигизмунд Викторович Вольский // КК. 1913 г.

9. Возможно здесь опечатка, скорее речь идет о 1800 рублях.

10. Давис Иван Иванович. Авто учебника «Родной мир: Книга для обучения русскому языку в инородческих училищах» / И. Давис. - 5-е изд., перераб. Ч. 1-3. - Рига: К.Г. Зихман, 1906-1909 гг.

11. Дьякон Игнатий Васильевич Задворный-Громов - прибыл в 1890 году в г.Дербент. Вступив в должность при городской церкви, он ходатайствовал перед начальством о разрешении ему открыть цер-ковно-приходскую школу. Необходимые для этого средства были выделены коллежским асессором Ф.Я.Радионовым, который и после открытия школы выделял ежегодно деньги из своих средств на ее различные хозяйственные нужды. Более подробно см. https://books.google.ru

12. И.д. полицмейстера г.Дербент в 1914 году являлся штабс-капитан Магомед Яраги Лачуев, а письмоводителем - Иван Иванович Иванов // КК. 1914 г.

13. И.д. полицмейстера Дербентского городского полицейского управления в 1894 году являлся ротмистр Михаил Сеименович Чекунов, а и.д. письмоводителя служил Андрей Ильич Трубицын // КК. 1894 г.

14. Из каких сумм отпускались деньги на содержание училища не указано. Возможно, речь идет о городских штрафных суммах.

15. Начальником Темир-Хан-Шуринского округа в 1913 г. был статский секретарь Пир-Али Гаджи-Га-сан Эмиров, а обязанности делопроизводителя исполнял Николай Петрович Татарин // КК. 1913 г.

16. Начальником Дагестанской области в 1869 году был генерал-лейтенант князь Леван Иванович Ме-ликов // КК. 1869г.

17. Начальником управления Темир-Хан-Шуринского округа был полковник Козьма Семенович Чеку-нов, а делопроизводителем работал Тимофей Антонович Шотниев // КК. 1894.

18. Отчет о состоянии Дагестанской области за 1869 год. Темир-Хан-Шура, 1869.

19. Подробнее о нем см.: Доного Х., Дахдугаджиев Д. Мухаммад-Кади Дибиров Карахский. На изломе веков. Махачкала. Эпоха, 2015 г.

20. Полицмейстер, подполковник - Андрей Васильевич Волков, а и.д. письмоводителя Дмитрий Артемович Махонько // КК. 1914 г.

21. Полицмейстер, подполковник Михаил Михайлович Пепеляев // КК. 1913 г.

22. Полное название учебника - Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ. [Для 1 - 4 года обучения], М.-П.-X., 1918.

23. Полтавский Институт благородных девиц был основан в 1818 году, на средства дворян Полтавской губернии, во время царствования Государя императора Александра 1-го // URL: http://histpol.pl.ua/ru.

24. Согласно данным Кавказского календаря за 1894 год, исполняющим делами полицмейстера Петровской полиции являлся Богдан Каспаров, а в качестве письмоводителя служил Петр Федорович Каминский // КК. 1894 г.

25. Ставропольская классическая мужская гимназия — российское среднее образовательное учебное заведение в городе Ставрополе, имевшее престиж одного из лучших средних учебных заведений России XIX века, первая мужская гимназия на Северном Кавказе // URL: http://www.stapravda.ru/20150626/stavropolskava muzhskaya gimnaziya

26. Титулярный советник — гражданский чин IX класса. Слово «титулярный» здесь означает «номинальный» — уже не секретарь, но ещё не полноправный советник, своего рода кандидат в советники.

27. Училище был назван в честь настоятельницы монастыря, раннехристианской армянской мученицы и святой Гаяне.

28. ЦГА РД. Ф. 2, оп. 1, д 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. ЦГА РД. Ф. 2, оп. 2, д 119.

30. Это первые сведения о персидской школе, которые датируются 1902 годом. Школа была открыта для обучения персоязычных детей проживающих в г.Владикавказ по личному ходатайству и ответственность вице-консула Персидского консульства Давид-хана // URL: http://osetia.kvaisa.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.