УДК 930
РОЛЬ «ОБЩЕСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ ТУЗЕМЦЕВ МУСУЛЬМАН»
В РАЗВИТИИ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
З.М. Доного
Аннотация. Статья посвящена истории создания и деятельности «Общества просвещения туземцев-мусульман» в столице Дагестанской области - городе Темир-Хан-Шуре - с помощью группы дагестанских интеллигентов, в свое время окончивших учебные заведения в России и убедившихся в их прогрессивности и необходимости перенять опыт. Общество, просуществовавшее до 1917 года и стоявшее во главе мусульманского реформизма в плане просвещения среди дагестанцев, оказало большое значение на развитие культуры и просвещения.
Ключевые слова: светское образование, мусульмане, общество, Дагестан, Темир-Хан-Шура, новометодные школы, просвещение.
ROLE OF SOCIETY FOR THE EDUCATION OF THE NATIVES OF THE
MUSLIMS IN THE DEVELOPMENT OF SECULAR EDUCATION IN DAGESTAN
Z. Donogo
Abstract. The article deals with the history of creation and activity of the society for the education of native Muslims in the capital of the Dagestan region, the city of Temir-Khan-Shura, with the help of a group of Dagestani intellectuals who graduated from educational institutions in Russia and convinced them of progress and the need to learn from the experience. The society that existed before 1917 and stood at the head of the Muslim reformism in terms of education among the people of Dagestan had a great influence on the development of culture and education.
Keywords: secular education, Muslims, society, Dagestan, Temir-Khan-Shura, new-method schools, education.
Проблемы образования общества
приобретают особую актуальность в свете проводимой правительством Российской Федерации политики реформ, затрагивающей в том числе и сферу народного просвещения. При этом анализ общего состояния образования в стране невозможен без решения локальных задач и проблем провинции. Как показывает исторический опыт,
реорганизации, проводимые в деле образования, призваны объединить в целостном культурном пространстве центр и регионы.
Исследование малоизученных проблем истории становления и развития светского образования в Дагестане, имея необходимую в научном отношении ценность, дает исследователю возможность восполнить пробелы в изучении исторического развития светского образования в Стране гор, рассмотреть в полном объеме достижения, противоречия и трудности его становления, представить его как целостный феномен, в комплексе всех составляющих элементов.
Для России начала ХХ века был характерен процесс развития общественно-исторической мысли и осознание идеи о самоценности образования, необходимости развития школьного дела. В этот процесс втягивался и Дагестан. Анализ целого ряда источников
позволил нам установить, что при становлении и развитии светского образования в Дагестане царское правительство придерживалось интересов, прежде всего, своей геополитики на Кавказе. Все мероприятия правительства в сфере учебного дела были связаны одной общей нитью - постоянным стремлением примирить местные умственные, религиозные и бытовые особенности края с общими духовными интересами России и постепенно, без насилия, с помощью школы провести в жизнь сынов гор европейско-русские начала образования и гражданственности.
В начале ХХ века Дагестан продолжал оставаться окраиной империи, где культурнопросветительские учреждения были относительно редки. В 1900 г. в Порт-Петровске начала сою работу первая в области публичная библиотека с читальней. В это же время в Дербенте функционировала частная читальня, состоящая в основном из периодических изданий.
Заслуживает внимания возникновение в области Общества просвещения туземцев мусульман с помощью группы дагестанских интеллигентов, которые в свое время окончили учебные заведения в России и убедились в их прогрессивности и необходимости перенять их опыт.
21 февраля 1901 года устав общества был представлен для утверждения высшему начальству на Кавказе. «Первоначальный устав Общества был составлен широко и захватывал все отрасли прикладных знаний, какие были бы желательно применить к каждой отдельной местности Дагестана и сообразно с этим допускал открытие разнохарактерных начальных училищ с преподаванием предметов на местных языках» [6, с. 11]. Однако со стороны учебного ведомства данная инициатива не была поддержана. Мы это объясняем тем, что власти опасались антироссийских настроений, рассадником которых могло стать новоявленное Общество. Вместе с тем, возможной причиной возвращения на доработку и изменение устава вплоть до 1905 года являлась и бюрократическая волокита. Тем не менее, несмотря на затянувшееся положение и постепенную доработку устава, занятия в школе при обществе проводились.
Наконец, 10 октября 1905 года устав общества был утвержден и 21 октября в Темир-Хан-Шуринском общественном
собрании было созвано первое общее собрание, на котором председателем общества и правления был избран Пир-Али Эмиров [6, с. 12]. В обращении Общества к населению Дагестанской области говорилось, что «все слои дагестанского населения, а также и другие лица, которым дороги интересы народного образования без различия национальности и исповедания, отзовутся на этот призыв к делу, не только доброму, но и имеющему глубочайшее значение для массы всего дагестанского населения, только в просвещении могущего найти выход из своего нынешнего положения. Давно уже пора дать ему возможность войти в общение с общечеловеческой культурой и усвоением ее результатов занять достойное место в ряду других народностей нашего отечества» [6, с. 19].
Нам представляется, что население с энтузиазмом восприняло призыв Общества не только со стороны местных жителей без различия национальностей и вероисповедания, но и, как свидетельствуют изученные нами материалы, со стороны дагестанцев, проживавших в других городах страны, что, в первую очередь, отобразилось на добровольных пожертвованиях для общества.
Дело пошло так удачно, что Общество смогло выкупить дом с большим двором, где было открыто общежитие с начальной подготовительной русско-мусульманской
школой для подготовки детей к поступлению в средние учебные заведения Темир-Хан-Шуры. Деятельность по сбору средств для успешного функционирования Общества была
разнообразной и состояла преимущественно в устройстве спектаклей, концертов, лекций, вечеров. Так, в одном из номеров газеты «Дагестанские областные ведомости» от 23 октября 1916 года приводится «Отчет по народному гулянью, устроенному в Т.-Х.-Шуринском городском саду 12 июня 1916 г. на усиление средств Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области» [4, с. 4]. Доход от проведенного мероприятия в тот день составил 3091 рубль.
Задачи Общества были сформулированы так: «Помочь многотысячному населению
Дагестана приобщиться к европейской культуре, с сохранением коренных основ его жизни и быта, как религиозных, так и общественно-нравственных, и тем облегчить его сближение с великим народом, с которым его тесно связала судьба» [6, с. 1]. По нашему мнению, это было обосновано тем, что члены Общества, будучи достаточно
высокообразованными людьми, считали своим призванием работу на благо прогресса, подчеркивая преимущества современной цивилизации. Согласно одному из официальных документов «конечной целью общества было взять в свои руки постановку всего низшего образования в области» [5, с. 182].
Собрание членов Общества 26 марта 1906 г. отметило, что: «дело народного образования в области пошло бы вперед крупными шагами, если бы в мечетских школах преподавались кроме арабского языка и закона Божьего также и общеобразовательные предметы... Преподавателями в них должны быть, разумеется, муллы и кадии, получившие серьезную современную воспитательнопедагогическую подготовку» [7, с. 12]. Дело в том, что общество стояло во главе исламского реформизма, одну из главных задач которого выполняли новометодные школы, в которых был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания. Материальная база новометодных школ была намного лучше, чем в традиционных мектебах: в классах
предусматривались парты, доски,
географические карты, столы для учителей [2, с. 399]. «Новый метод» основывался на фонетическом принципе чтения в обучении, а также на введении в медресе светских предметов: арифметики, русского языка,
географии и истории. Суть новометодных школ сводилась к тому, чтобы сохранив в основе традиционное мусульманское содержание образования, ввести преподавание светских дисциплин. Здесь необходимо отметить тот факт, что подобная деятельность, а именно попытка приспособить исламскую школу к потребностям новых реалий, отражала наметившийся с просвещением рост самосознания, перемены нарождавшегося движения в мусульманском мире, только закладывавшие основы нового умственного направления, нашедших свое яркое выражение в последующем развитии общественнополитической жизни.
На самом деле не следует понимать под реформаторством изменения только в сфере просвещения, ведь происходили
преобразования и в сфере культуры, а также в других сферах. Например, в 1901 г. по инициативе Общества в Казань, Уфу и Бахчисарай для изучения опыта преподавания в новометодных школах были командированы Абусуфьян Акаев и Магомед-Мирза Мавраев [1, с. 128]. В типографии И. Гаспринского они освоили печатное дело и впоследствии издали на кумыкском и арабском языках около 20 книг дагестанских просветителей.
В новометодной школе Общества преподавались следующие предметы: на
русском языке: русский язык, арифметика, геометрия, русская история, естественная история, география и законоведение, и на местном татарском языке: татарский язык, мусульманское вероучение (Закон Божий) и арабский язык [8, л. 12]. Занятия велись по учебникам на русском языке по: арифметике, русскому языку, истории, геометрии, естественной истории, географии,
законоведению; и татарском, по: мусульманскому вероучению, татарскому и арабскому языкам.
Преподавательский состав школы состоял всего из двух человек. Это были: «Леонтий
Иванович Симонов, окончивший
педагогические курсы при Петровском городском Николаевском училище, и житель селения Гочоб Гунибского округа Магома Дибир оглы, получивший образование в примечетских школах Дагестанской области» [8, л. 13].
Как свидетельствуют данные из рапорта Т емир-Хан-Шуринского полицмейстера,
военному губернатору Дагестанской области от 26 ноября 1913 г. программа этой школы, в которой в это время училось 62 мальчика и 29 девочек, была приравнена к министерским начальным сельским школам [8, л. 13], что, по нашему мнению, свидетельствует о хорошем уровне организации учебного процесса школы. Тем не менее, наблюдение со стороны местной администрации за Обществом велось, однако никаких нарушений замечено не было. Так, например, в секретном отношении Военного губернатора Дагестанской области С.В. Вольского в Департамент полиции от 25 июня 1908 года говорилось, что «общество это преследует цель содействовать развитию образования среди мусульманского населения области и распространению между ними технических знаний...» [3, л. 71].
На основе изучения литературных источников и выявления новых архивных
материалов можно сделать вывод, что Общество просвещения туземцев-мусульман, просуществовавшее до 1917 года и стоявшее во главе мусульманского реформизма в плане просвещения среди дагестанцев, несомненно, оказало большое значение на развитие культуры и просвещения Дагестане. Исторический опыт в этой области для сохранения преемственности культурного наследия поколений, определения
региональной специфики в обновлении
современной системы образования,
заслуживает внимания.
Литература:
1. «Автобиография» Абусуфьяна Акаева / Пер., прим. Г.М.-Р. Оразаева // Литературное и научное наследие Абусуфьяна Акаева: Сборник статей и материалов / Отв. ред. А.Р. Шихсаидов, Г.М.-Р. Оразаев. - Махачкала, 1992. - С. 147-152.
2. Вильданов А.Х., Фархшатов М.Н. Усул-и джадид // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. 1 / Под ред. С.М. Прозорова. - М., 2006. - С. 398-399.
3. ГАРФ. Ф. 7102. ДП-4, 1908. Д. 17. Ч. 7.
4. Дагестанские областные ведомости. 23 октября 1916 г.
5. Кавказские мусульмане по материалам Особого отдела канцелярии наместника Кавказа (1912 г.) / Предисл. и публ. Д.Ю. Арапова // Кавказский сборник. Т. 2(34) / Отв. ред. В.В. Дегоев. - М., 2005. - С. 168-188.
6. Отчет о деятельности общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области за время открытия общества 21 октября 1905 года по 1 января 1907 года. - Темир-Хан-Шура, 1907. - 62 с.
7. Протокол общего собрания «Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской
области». 26 марта 1906 г. - Темир-Хан-Шура, 1907. - 37 с.
8. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 148.
Сведения об авторе:
Доного Зумруд Мурадовна (г. Махачкала, Россия), аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Z. Donogo (Makhachkala, Russia), postgraduate student at Department of Pedagogy of Dagestan State Pedagogical University, e-mail: [email protected]