ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 371.14; 37.013.75; 001.891.55
Л. В. Алиева
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ОРГАНИЗАТОРА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЯ
Представлена программа опытно-экспериментальной работы по теме «Становление и развитие личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя как условие эффективного функционирования и модернизации системы непрерывного педагогического образования». Современный педагог представлен как субъект и объект непрерывного образования, в единстве «общего» и специфического в многообразия видов, форм, структур системы образования (педагог-учитель в системе основного образования; педагог дополнительного образования, педагог-организатор - в системе дополнительного образования и т. д.). Раскрыты цель, задачи, содержание, организация и научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы - становления личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя. Описана система мониторинга творческого роста педагога-воспитателя.
The program of experimental work on the theme "Formation and development of personal and professional position of teacher-educator as a condition of effective functioning and modernization of the system of continuous pedagogical education. The modern teacher is presented as a subject and object of continuous education, in the unity of "General" and specific in the variety of types, forms, structures of the education system (teacher-teacher in the system of basic education; teacher of additional education, teacher-organizer - in the system of additional education, etc.).The purpose, objectives, content, organization and scientific and methodological support of experimental work-the formation of personal and professional position of the teacher-educator. The system of monitoring the creative growth of a teacher-educator is described.
Ключевые слова: педагог, непрерывное образование, дополнительное образование педагога, экспериментальная площадка, опытно-экспериментальной работа, профессиональный рост, исследовательская деятельность, инновационная деятельность, личностный рост педагога.
Keywords: teacher, continuing education, additional education of the teacher, experimental platform, experimental work, professional growth, research activity, innovative activity, personal growth of the teacher.
Из Программы опытно-экспериментальной работы по теме «Становление и развитие личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя как условие эффективного функционирования и модернизации системы непрерывного образования»
Пояснительная записка. Актуальность
1. Возрастание роли и значения в динамичных современных российских и мировых условиях педагога-профессионала широкого профиля; педагога-гражданина-личности, ярко выраженной индивидуальности, способной к инновациям и влияющей на рождение передовой практики обучения, воспитания подрастающего поколения. Именно такая личность педагога - залог успешной реализации цели и задач, определенных в Концепции и Программе модернизации российского образования XXI в.
2. Научная и практическая значимость темы опытно-экспериментальной работы обосновывается необходимостью преодоления сложившихся в массовом опыте противоречий: между новыми требованиями к педагогу и сохраняющейся в основном традиционной системой профессиональной подготовки будущих педагогов; между обновляемым содержанием, методами образования и кадрами, их реализуемыми [1]. Именно в реальной инновационной педагогической практике формируется тип педагога XXI в. (практика выступает главным критерием истины, жизненности социально-педагогических, психологических концепций, подходов к целевым установкам образования, воспитания с учетом нового времени, отечественных традиций).
Современный педагог - субъект и объект непрерывного образования, представленный профессионально в единстве «общего» и специфического в многообразии видов, форм, структур системы образования (педагог-учитель в системе основного образования; педагог дополнительного образования, педагог-организатор в системе дополнительного образования и т. д.). Дифференцированная профессиональная непрерывная подготовка педагога нового времени возможна в системе образовательных структур основного и дополнительного образования с учетом их специфических возможностей, а также путем самообразования [2].
Специфической приоритетной базой формирования педагога нового типа является современное образовательное учреждение дополнительного образования (различных типов и статусов), в котором проверяются педагогической практикой, реальной окружающей жизнью, возможностями взрослых и детей новые научные идеи, теории, методики и технологии обучения и воспитания.
ГБОУ «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» - образовательное учреждение дополнительного образования, работающее в инновационном режиме, стала опытной площадкой отработки модели личностно-профессионального роста педагога в образовательной деятельности учреждения, которая представляет собой интеграцию основного и дополнительного общего образования [3].
Накопленный инновационный творческий социально-педагогический, культурологический потенциал - база рефлексии накопленного багажа и определения условий, средств его оптимального использования в профессиональном, личностном росте педагогов.
Цель опытно-экспериментальной работы - обосновать приоритеты учреждения дополнительного образования в становлении и развитии личностно-профессиональной позиции педагога и разработать вариант комплексной программы профессионального роста педагога-воспитателя, организатора туристско-краеведческой деятельности (ТКД).
Задачи:
- выявить комплекс основных (общих) профессиональных качеств, черт, знаний, умений педагога, адекватных современным требованиям, особо востребованных учреждением дополнительного образования (УДО), и специфических, отвечающих индивидуальности педагога (база его индивидуального творческого личностного роста);
- определить принципы, основное содержание и перспективы системы образования педагога школы (включая самообразование, саморазвитие) в деятельности учреждения, ориентированной на становление личности воспитанника и педагога - активных объект-субъектов педагогического процесса;
- апробировать опытную модель программы личностно-профессионального роста педагога в деятельности учреждения (в педагогических публикациях, на окружных, городских, всероссий-
ских семинарах, конференциях) с целью выявления её жизненности, результативности, внесения позитивных изменений.
Содержание опытно-экспериментальной работы
1-й этап - разработка концепции и программы ОЭР, пакета методик исследования; проведение мониторинга по выявлению позитива и перспектив содержания деятельности учреждения по профессиональному росту педагогов [4]; определение научно-методической и кадровой базы ОЭР.
2-й этап - «преобразующий»; комплексная отработка содержания программы; экспериментальная проверка инноваций; выявление условий и путей эффективной организации работы УДО по формированию личностно-профессиональной позиции педагога [5]: а) использование потенциала ведущих, опытных педагогов; б) корректировка целевых установок в работе методических объединений, педагогических советов; в) рефлексия педагогических инноваций в деятельности педагогов; интеграция основного и дополнительного образования в опыте педагога дополнительного образования; г) отработка системы стимулирования творческого роста педагогов (администрацией, коллегами, родителями, учащимися и т. д.).
3-й этап - апробация и оформление результатов ОЭР: подготовка опытного варианта Программы личностно-профессионально-го роста педагога-воспитателя школы; сборника по итогам ОЭР, публикаций педагогов-исследователей [6]. Проведение педагогического совета «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» - база становления и развития личностно-профессиона-льной позиции современного педагога». Оформление данных итогового мониторинга «Динамика личностного профессионального роста педагога».
Организация ОЭР
Ознакомление педагогического коллектива с Концепцией и Программой ОЭР.
Проведение мониторинга по выявлению опыта стимулирования профессионального роста педагогов, динамики личностно-про-фессиональной позиции педагогов.
Организация творческого семинара для педагогов-исследователей по проблеме рефлексии и саморефлексии педагогической деятельности.
Подготовка и проведение «открытых занятий» педагогами как смотров их личной профессиональной позиции (саморефлексии) и форм взаимообучения [7].
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, научных школах.
Оформление результатов ОЭР в форме педагогических публикаций [8].
Сотрудничество с Центром теории воспитания ИТИП РАО, ГМПУ по теме ОЭР.
Подготовка и оформление ( в форме промежуточных отчетов) материалов опытно-экспериментальной работы.
Проведение педагогических советов и методических объединений по теме ОЭР.
Уточнение и конкретизация содержания ОЭР в ежегодных планах (соответствующих этапу ОЭР).
Научно-методическое обеспечение содержания ОЭР
Подготовка материалов по теоретико-методологическим подходам к проблеме формирования профессиональной позиции современного педагога (на основе научных междисциплинарных знаний, результатов научно-исследовательской работы Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) и позитивному опыту в практике работы ОУ столицы и России.
Формирование библиотеки педагога-исследователя.
Разработка пакета диагностических методик по стимулированию и выявлению динамики профессионального роста педагога.
Индивидуальное консультирование педагогов учеными-специалистами (психологи, педагоги) по разработке программ самообразования, рефлексии педагогической деятельности.
Предполагаемые результаты:
• разработка опытной комплексной программы «Становление личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя, системы мониторинга его творческого роста;
• повышение личностно-профессионального мастерства педагогов дополнительного образования (повышение квалификационной категории, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, авторские публикации из опыта работы, самостоятельная исследовательская или инновационная деятельность, освоение новых специальностей (педагогических и непедагогических, повышение соци-
ального и общественного и профессионального статуса в коллективе, округе, Москве);
• внесение коррективов в Программу «Школа жизни - окружающий мир», практику подготовки и проведения педагогических советов с учетом позитивных результатов ОЭР;
• подготовка методических материалов и пособия «Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования -база формирования педагога нового типа».
Мониторинг личностно-профессионального роста
педагога школы
Показатели:
1. Изменения в профессиональном педагогическом образовании.
2. Результаты аттестации.
3. Профессиональные достижения (участие в конкурсах, фестивалях).
4. Общественный статус (в районе, округе, городе).
5. Объекты педагогической деятельности в школе (учебная группа, детское первичное объединение, временное объединение, судейская группа, общественное творческое объединение, органы самоуправления, объединения лагерного типа в каникулярное время).
6. Научно-методическая педагогическая деятельность (педагог-исследователь, общественный методист, наставник, руководитель творческого сетевого сообщества и т. д.).
7. Инновации в профессиональной деятельности (авторская программа, педагогические проекты, новые технологии обучения, воспитания, новые виды ТКД).
8. Использование позитивного опыта коллег в педагогической деятельности.
9. Освоение новых педагогических специальностей, смежных областей профессиональной деятельности (овладение новым учебным предметом, освоение функционала педагога дополнительного образования, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, педагога-экскурсовода, художественного руководителя, педагога-программиста).
10. Формы профессионального взаимодействия с коллегами, педагогического сотрудничества, обмена опытом (на уровне личных отношений, через творческие сообщества, на семинарах, педсоветах, в работе методических объединений, через взаимопосещения учебных и внеучебных занятий.
11. Проведенные открытые занятия, мастер-классы.
12. Формы поощрения и стимулирования Вашей личной педагогической деятельности в учреждении и других организациях.
Анкета для руководителя детского объединения. Рефлексия новой профессионально-общественной позиции
1. Данные об объединении:
- время и база создания;
- организационная структура объединения; форма, тип объединения: автономно существующая первичная структура: объединение по интересам, по организации досуга по месту жительства, профессионально ориентированные детские самоорганизуемые клубы, структура организации, движения, ассоциации, союза.
2. Роль самих воспитанников в создании объединения: состав инициаторов-активистов; связь их интересов с учебной деятельностью, содержанием, традициями внеурочной работы школы; с авторитетом педагога, старших товарищей; приоритетные сферы, формы проявления активности детей.
3. Место и роль педагога-профессионала в создании и становлении детской внеурочной общности - объединения субъектом воспитательной системы учреждения; основные мотивы включения в общественную образовательную деятельность (эффективная реализация потенциала ТКД); самореализация внепрофессиональ-ных потребностей, увлечений; повышение профессионально-общественного статуса в коллективе и структурах социума; потребность профессиональной и человеческой поддержки определенных групп детей (одаренных, социально активных, групп «риска»), выявления индивидуальности ученика целью формирования позитивного отношения к основной учебной деятельности («через ситуации успеха»).
4. Профессиональные проблемы, риски, инновации в руководстве детским объединением. «Секреты» Вашего инновационного или традиционного педагогического мастерства в работе с детским объединением.
5. Общественные и профессиональные оценки деятельности объединения. (Приоритетные оценки объединения: детьми - его членами; взрослыми - членами объединения; родителями; другими представителями социума.)
Ступени» формирования личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя
Процесс становления и развития личностно-профессиональ-ной позиции индивидуальный. Он начинается с момента, когда педагог приступает к практической педагогической профессиональной деятельности.
Программой предусматривается учет возможностей конкретного образовательного учреждения и их реализации в личностном профессиональном продвижении педагога с момента его прихода в данный педагогический коллектив.
1-я «ступень» - адаптация педагога к образовательному пространству данного учреждения туристско-краеведческой направленности образовательной деятельности (освоение общей программы, принятие/непринятие традиций, поиск коллег-единомышленников, первые заявки на педагогическую индивидуальность, общественно-профессиональный смотр специалиста и первые оценки руководством, коллегами, воспитанниками. Осознание основной профессии в новых условиях применительно к должностному функционалу (для новичка - в первой практике), самоопределение в готовности и желании трудиться в данной профессиональной сфере (определение истинного отношения к профессии). Срок освоения этой ступени у каждого будет индивидуальным (некоторым педагогам требуется несколько лет, чтобы занять «свое» место в педагогическом коллективе. 1-я ступень как трамплин для взятия новых педагогических высот (или принятия решения об изменении места работы).
2-я ступень - закрепление своего профессионального места в образовательной деятельности учреждения, обретение определенного общественного статуса в коллективе педагогов, воспитанников, родителей; вхождение в творческое педагогическое сообщество (или создание его); участие в мастер-классах, работе методсове-тов, семинарах (обмен опытом, внесение инновационных предложений в деятельность учреждения); осмысление личного опыта и опыта коллег; проявление творческих начал в основной образовательной деятельности; участие в системе управления и самоуправления; освоение новых педагогических объектов в учреждении и в окружающем социуме; сформированность потребности-отношения совершенствоваться в конкретной профессиональной деятельности (это подтверждение отношению к профессии как жизненной ценности «сейчас» и «в перспективе»). Профессиональный рост характеризуется позицией педагога - субъекта коллективной образовательной деятельностью в учреждении.
3-я ступень - сформированность отношений-потребностей внести в педагогическую деятельность личное, творческое начало, новизну, инновационность («выделиться» в хорошем смысле среди коллег, увлечь своими педагогическими открытиями); овладение современными педагогическими знаниями (а не просто отдельными технологиями) и их творческое использование (апробация) в своей практической работе; участие в научно-методическом обеспечении образовательной деятельности учреждения, руководстве методическим советами, объединениями (в учреждении, районе, округе); определение ведущей роли в конкретных видах, направлениях образовательной деятельности (туристской, краеведческой, экологической, экскурсионной, музейной, методической, информационной и т. д.); результативное участие в окружных, городских смотрах, конкурсах, фестивалях; осуществление начального профессионального образования воспитанников. Эта ступень характеризует педагога как мастера-профессионала. Показателями педагогического мастерства выступают стабильно высокие индивидуальные показатели влияния деятельности туристско-краеведческого объединения на личность воспитанника; признание коллег и стремление «учиться» у наставника-мастера. Формируется позиция субъекта собственной профессиональной деятельности.
4-я ступень - сформированность позиции педагога-исследователя; обогащение личного опыта и деятельности учреждения педагогическими инновациями; отношение к профессии как к исследовательскому поиску, ведущая потребность - осмыслить, отрефлек-сировать не только свой личный педагогический опыт, но и сравнить его с позитивным массовым опытом, новейшими научными данными педагогики и смежных наук. Позиция педагога-исследователя, мастера-творца - это позиция субъекта своей собственной жизнедеятельности и, в частности, профессиональной деятельности (делаю себя сам), воспитательной деятельности учреждения, субъекта-исследователя в конкретной области педагогики.
Эти ступени - ориентиры личностного роста педагога, его реальных перспектив и одновременно ориентиры для администрации учреждения в решении кадровых вопросов, максимальном и эффективном использовании реальных возможностей каждого педагога в повышении результативности общеобразовательной деятельности учреждения, в стимулировании творческого роста сотрудников.
Примечания
1. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - стимул личностного профессионального роста педагога-воспитателя* // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 2(34). С 136-146.
2. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального тури-стско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Д. В. Смирнов. Шуя, 2012. 49 с.
3. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа : сб. по итогам ОЭР / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской ; Центр теории воспитания ИТИП РАО. М., 2008; Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность : сб. из опыта работы / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики РАО», лаборатория теории воспитания, 2013. 113 с.; Озерская О. В., Тайдакова Е. Г. Модель воспитания в массовых формах туристско-краеведческой работы с детьми : сб. лаборатории «Перспективные модели воспитания. М., 2014.
4. Алиева Л. В. (в кол. авт.). Мониторинг и диагностика результативности детских объединений - субъектов модернизации школьного образования // Информационно-методический сборник по итогам 2-го этапа ОЭР. Вып. 2 / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования Москвы, 2011; Алиева Л. В., Озерская О. В., Маркотенко Е. В., Тайдакова Е. Г. Диагностика качества образовательной деятельности педагога дополнительного образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 2(119). С. 30-41; Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ ДДЮТЭ «Родина», Москва, 2013.
5. Алиева Л. В. Система дополнительного образования - пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа : сб. науч.-метод. материалов. М. : ФГБОУ ДОД «ФЦТТУ», Центр теории воспитания ФГНУИТИП РАО, 2013; Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н., Смирнов Д. В. Оценка эффективности содержания формального и неформального образования в дополнительном туристско-краеведческом образовании // Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма : [материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Роль и задачи массового турист-ско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г.] / сост. И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов. М. : МосгорСЮТур, 2013. С. 280-285.
6. Алиева Л. В. (в кол. авт.) Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования : инф.-метод. сб. по итогам 1-го этапа ОЭР. Вып. 1 / науч. ред. Л. В. Алиева. М. : Департамент образования Моск-
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00089а. 156
вы, 2010; Алиева Л. В. Детское общественное объединение - субъект внеурочной деятельности школы и база личностно-профессионального роста педагога-воспитателя : науч.-метод. сб. по итогам 3-го этапа ОЭР. Вып. 3. М. Департамент образования Москвы, ФГНУ ИТИП РАО, 2013; Детские ту-ристско-краеведческие объединения - среда жизнедеятельности ребенка : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, Л. В. Алиевой. М. : РИБ «Турист», 2001. 144 с.; Озерская О. В. Детское объединение как субъект воспитания в учреждении дополнительного образования // Вопросы воспитания : науч.-метод. журнал. 2014. № 3. С. 74-81; Ос-тапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М. : Педагогика, 1985; Патриотическое воспитание дошкольников средствами крае-ведо-туристской деятельности : из опыта работы ШДФР по инновационной программе «Ребенок и окружающий мир) / под ред. Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. М., 2003; Синетова М. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в туристско-краеведческой деятельности : (из опыта работы педагога дополнительного образования ДДЮТЭ «Родина», Москва) / под ред. Л. В. Алиевой. М., 2016; Туристско-краеведческая образовательная и культурологическая деятельность в системе внешкольной работы с детьми : Инновационные программы дополнительного образования: «Ребенок и окружающий мир», авторские образовательные программы / под ред. Л. В. Алиевой ; кол. авт. ДДЮТЭ «Родина». Для руководителей образовательных учреждений, педагогов, воспитателей ДОУ, вожатых. М. : «Внешкольник», 2012. № 3(21). Приложение. 82 с.
7. Смирнов Д. В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного образования руководителя туристско-краеведческого похода // Казанский педагогический журнал. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-kompetentnost-i-kompetentsii-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-mkovoditelya-turistsko-kraevedcheskogo-pohoda (дата обращения: 03.02.2018); Смирнов Д. В. Концепция дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов // Вестник ВятГУ. 2011. № 3-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-turistsko-kraevedcheskogo-obrazovaniya-pedagogov (дата обращения: 11.03.2018).
8. Алиева Л. В. (в кол. авт.) Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования : инф. -метод. сб. по итогам 1 -го этапа ОЭР. Вып. 1 / науч. ред. Л. В. Алиева. М. : Департамент образования Москвы, 2010; Детские туристско-краеведческие объединения - среда жизнедеятельности ребенка : учеб. -метод. пособие / под общ. ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, Л. В. Алиевой. М. : РИБ «Турист», 2001. 144 с.; Оста-пец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : РМАТ, 2001; Педагогика массовых форм туристско-краевед-ческой работы : пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2004; Смирнов Д. В. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги
деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения : науч.-метод. журнал. 2015. № 3(116). С. 90-109; Школа жизни - окружающий мир : сб. программ-но-метод. материалов / авт. кол.: А. А. Остапец, Л. В. Алиева, Г. Н. Абросимова, О. В. Озерская и др. ; под общ. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования г. Москвы, ВОУ образования, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина», 2004. 157 с.; Смирнов Д. В., Сяба М. В. Диагностика национальной самоидентификации обучающихся в организациях дополнительного образования туристско-краеведческой направленности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2, № 4. С. 48-52.
УДК 37.013; 37.025; 613.6.01;
И. Г. Андреева
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ*
В статье автор обосновывает, что деятельностный подход является основой функциональной здоровьесберегающей грамотности обучающихся
In the article the author proves that the activity approach be the basis functional health-saving literacies studying.
Ключевые слова: деятельностный подход, здоровье, функциональная здоровьесберегающая грамотность, содержание образования.
Keyword: activit y approach, health, functional health literacy, the content of education.
Деятельностный подход - основа обучения, воспитания, развития личности, ориентированной на здоровье в системе школьного образования [1].
Результатом личностных достижений (ФГОС) должна стать функциональная здоровьесберегающая грамотность как составляющая социальной грамотности.
*
Работа выполнена в рамках государственного задания «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (№ 27.7948.2017/БЧ)