ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1
В статье дается определение опытно-экспериментальной работы как органичного инновационного блока образовательной деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей; обосновывается ее роль в эффективной реализации воспитания - приоритета модернизируемого образования, государственно-общественного социального заказа. На основе данных науки и практики представлен комплекс актуальных проблем воспитания - объектов опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, даны ориентиры определения частных проблем с учетом состояния и анализа реального опыта образовательной и воспитательной деятельности учреждения, его ресурсов (кадровых, научно-методических).
Актуальность воспитания в современных условиях, представленная в государственных документах («Стратегия развития воспитания», Закон «Об образовании», Концепция дополнительного образования, Программа
1 Публикуется при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00089а.
Л.В. Алиева
Ключевые слова:
образование, воспитание, образовательное учреждение-организация, опытно-экспериментальная работа, педагогическая рефлексия.
патриотического воспитания) требует научного обоснования потенциала традиций воспитания в системе образования.
Каждая структура, организация образования располагает уникальными воспитательными возможностями; занимает особое место в отечественной системе воспитания. Воспитание подрастающего поколения всегда было приоритетной ценностью российского образования [3, 10, 12].
Отечественная система образования детей вступает в новый этап своего развития как:
- органичный содержательный блок становящегося непрерывного, открытого, государственно-общественного образования детей и взрослых;
- инновационная структура общего образования детей (см. Закон «Об образовании в РФ»);
- начальный этап системы профессионального образования детей и молодежи;
- традиционная база развития детско-молодежного движения (детских общественных организаций, объединений, движений) - субъектов воспитания.
Научное осмысление накопленного традиционного опыта воспитания, определение инновационного потенциала позволит занять структурам образования ведущее место в современной системе воспитания с учетом социально-экономических, культурных, исторических, российских и мировых условий и запросов [6, 9, 10].
Решение данной проблемы диктует необходимость активного, творческого включения педагогических коллективов учреждений в опытно-экспериментальную работу.
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) - это особая образовательная деятельность учреждения, органичный блок научно-педагогического обеспечения качественного развития учреждения как инновационной структуры обновляемой системы образования [2,13].
Опытно-экспериментальная работа образовательного учреждения -комплексный научный метод:
- изучения реального состояния актуальной проблемы в деятельности учреждения в теории и практике (рефлексия сложившегося опыта, традиций, инноваций; анализ кадровой базы, имеющихся внутренних резервов, внешних ресурсов;
- определения теоретико-методологических подходов к позитивному разрешению проблемы;
- выявления социально-педагогических условий, средств эффективного разрешения проблемы в деятельности образовательного учреждения, адекватных проблеме исследования методов диагностирования (социологических, психологических, педагогических) результативности экспериментальной работы;
- активного включения педагогических работников в творческую исследовательскую деятельность (индивидуальную и коллективную), становления и развития их личностно-профессиональной позиции.
Особо подчеркнем, что опытно-экспериментальная работа не самоцель, не дань моде, а осознанная потребность изменить сложившуюся практику воспитания в образовательной организации, придать ей социально-педагогическую динамику на основе органичного взаимодействия научного знания, опыта (позитивного и негативного, сложившихся противоречий). Это коллективный научно-исследовательский поиск оптимальной педагогической модели функционирования учреждения в социуме как образовательной среды, гуманистической воспитательной системы.
Востребованность обществом, государством возрастания роли воспитания как средства преобразования человека и общества в соответствии с требованиями времени и нового формируемого образовательного пространства актуализирует проблему организации опытно-экспериментальной работы по развитию теории и практики воспитания.
Именно выявленные в реальном опыте общие и частные (но не менее значимые) проблемы воспитания в разных пространствах социума, обозначенные в государственных документах, и должны стать объектами опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений.
Обозначим комплекс актуальных взаимосвязанных проблем опытно-экспериментальной работы.
- Формирование в деятельности образовательных учреждений основного и дополнительного образования детей нового типа педагога-воспитателя, владеющего теорией, методологией и практикой воспитания; разработка инновационных программ становления и развития личностно-профессио-нальной позиции педагога-воспитателя.
- Осмысление воспитательного опыта (традиций, инноваций) учреждения и определение перспектив его совершенствования, развития, эффективной реализации в новых условиях, с учетом приоритетов современного воспитания.
- Моделирование педагогически организованных сред жизнедеятельности детей в учреждении (детских, детско-взрослых общностей, государ-
ственных, государственно-общественных, сетевых объединений - субъектов воспитания).
- Создание современного информационного пространства в образовательном учреждении как воспитательного.
-Трудовое воспитание детей и подростков, раннее профессиональное просвещение, самоопределение, воспитание.
- Проблема становления позиции активного юного гражданина-патриота, творческого созидателя (человека-личности) во взаимодействии основного образования и внеурочной деятельности учреждения.
- Организация сетевого взаимодействия учреждений образования детей с образовательными структурами, общественными объединениями в социуме в решении общих задач воспитания, социализации подростков.
- Проблема становления государственно-общественной системы управления (самоуправления) как фактора социального воспитания детей и взрослых.
- Научная отработка системы качественных (воспитательных) результатов-показателей образовательной деятельности учреждения и системы ее педагогического диагностирования.
- Инновационное, дифференцированное программирование образовательной деятельности учреждения с выделением специфических для конкретного учреждения приоритетов воспитания.
Выделенные общие проблемы ОЭР - ориентир для образовательных организаций в определении частных проблем, актуальных для каждого типа учреждения, его статуса (государственного, муниципального, частного, корпоративного, образовательного комплекса и т.д.). Частные проблемы воспитания в ОЭР не менее значимы; их определение педагогическим коллективом учреждения - важнейшее условие развития, совершенствования его образовательной и воспитательной деятельности.
Главные критерии определения частных, наиболее актуальных для образовательного учреждения проблем ОЭР - результаты изучения и педагогической (качественной) рефлексии социально-воспитательного, культурного опыта учреждения. Именно выявленные результаты (позитивный опыт, сложившиеся традиции, риски, кризисные ситуации и т.д.) позволят выявить проблемы научного поиска инновационного творческого, современного движения, развития педагогического коллектива как субъекта воспитания.
Анализ «собственного опыта» образовательной, воспитательной деятельности учреждения - это неотъемлемая часть всей работы педагоги-
ческого коллектива, творчески осуществляемая конкретным коллективом, его руководителями [4].
Для выявления актуальных проблем развития учреждения, определения цели и содержания ОЭР нужна педагогическая рефлексия и саморефлексия всей сложившейся системы обучения и воспитания. Рефлексия - это особая качественная всесторонняя, глубокая, сущностная аналитическая деятельность, позволяющая выявить «внутренний потенциал» учреждения и его реализацию в учреждении, причины ограниченной реализации (внутренние), объективно-субъективные проблемы, над которыми надо работать коллективу.
Объекты рефлексии: а) профессионально-личностная позиция педагога (саморефлексия и рефлексия коллегами, руководителями, воспитанниками), включающая ее качественные характеристики (в отличие от преимущественно количественных при аттестации педагога); педагогическая культура, творчество, уровень профессиональных и общих компетенций, отношение к основной деятельности, роль в педагогическом коллективе -показатели педагогической индивидуальности; б) динамика позиции ученика, его личностного роста (от младшего до старшеклассника); в) содержание образовательной деятельности (цели воспитания, их дифференциация, специфика в реализации учебных дисциплин (основных и по выбору), ин-новационность образовательных программ (основных и дополнительных); в) социально-педагогическая направленность управления и самоуправления в учреждении; взаимодействия с различными структурами социума; г) «воспитательная система» как механизм интеграции воспитательных специфических возможностей образовательной деятельности учреждения; г) коллективные творческие общественные структуры учащихся и педагогов как субъекты образования и воспитания; д) социальные партнеры учреждения, их роль в деятельности учреждения.
Формы, методы, способы рефлексии многообразны; от саморефлексии педагога по разработанному алгоритму до коллективных форм, комплекса диагностических методов и системных мониторингов. Обратим внимание на более эффективное использование в рефлексии традиционных форм работы педагогического коллектива: педагогические советы, советы методистов, методические объединения педагогов, конференции, творческие смотры, фестивали педагогического мастерства в учреждении, мастер-классы и др. Важно ориентировать их ценностную направленность на выявление творчества, индивидуальности педагога, творческих содружеств педагогов и, главное, этот потенциал активно задействовать в опытно-экс-
периментальной работе учреждения, в стимулировании творческого роста педагога [2, 4].
Выявление «творческого ядра педагогов», готовых к существенным преобразованиям в учреждении - это, пожалуй, самая важная основа опытно-экспериментальной работы.
Критерием выявления частных проблем ОЭР учреждения в современных условиях выступают: а) требования соответствующих органов образования (к самоаттестации деятельности учреждения при лицензировании, аккредитации, аттестации учреждения и педагогических работников; к отчетам по различным вопросам деятельности учреждения; к участию в инновационных образовательных проектах, программах, района, города, региона); б) социально-культурные, образовательные акции, мероприятия в окружающем социуме (подготовка и участие в педагогических конкурсах, смотрах, фестивалях и др.).
Формальные отчеты-анализы (за последние годы) - преимущественно количественные, как правило, слабо отражают качественные существенные изменения в жизнедеятельности учреждения, его воспитательные результаты. Они преследуют цель - подтверждение статуса, типа учреждения, его основной образовательной деятельности (наличие программ государственных, адаптивных, авторских); подтверждение финансовой кадровой обеспеченности учреждения, в частности, наличием числа воспитанников по возрастам, классов, групп продленного дня, число кабинетов, мастерских; обеспеченность безопасности для здоровья детей и взрослых и т.д.). Но грамотный педагогический подход к данным таких отчетов позволяет выявить дополнительные воспитательные неиспользованные ресурсы и включить их реализацию в содержание опытно-экспериментальной работы.
Соотнесение данных состояния воспитания в современном массовом опыте, представленных в научно-методической педагогической литературе (выявление «проблемного поля», позитивных тенденций развития и др.), и рефлексии опыта образовательной деятельности учреждения и позволит определить проблему и тему опытно-экспериментальной работы учреждения, социально, педагогически значимую в целом для системы современного образования, воспитания и для успешного функционирования данного учреждения в конкретном социуме.
Организация ОЭР как органичного постоянного инновационного блока образовательной деятельности учреждения требует научно-методической подготовки педагогических работников. Эта подготовка должна стать важным содержанием работы научно-методических Центров, Советов (мест-
ных, региональных, на базе учреждений) и оцениваться соответствующим документом повышения педагогической квалификации работника. А участие педагога в ОЭР станет важным показателем оценки его педагогической исследовательской деятельности в учреждении и морально-материальным стимулом его индивидуального творческого профессионального роста как педагога-воспитателя.
Взаимодействие образовательного учреждения с научно-педагогическими структурами, исследователями проблем воспитания - проверенный временем опыт эффективной и качественно результативной организации ОЭР. Позитивный опыт такого научно-практического сотрудничества сложился в деятельности Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО (руководитель Н.Л.Селиванова,член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор). Формы, содержание взаимодействия - многообразны: краткосрочные и долгосрочные договоры о научном сотрудничестве с разными типами образовательных организаций по исследованию конкретных актуальных проблем воспитания; научное руководство ОЭР учреждения по общей проблеме воспитания, разработка Концепций и программ ОЭР, индивидуальное консультирование; помощь педагогам образовательных учреждений в подготовке диссертационных работ; проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, педагогических чтений; совместное оформление результатов ОЭР как научно-методических материалов [3,5,7,8, 11,14 ].
Взаимодействие образовательных организаций и научных учреждений (их структур) в проведении опытно-экспериментальной работы позволит результативно решать актуальные проблемы воспитания детей и взрослых.
Литература
1. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в РФ» о приоритете воспитания в деятельности образовательной организации // Воспитание в школе. - 2013. - № 6. - С. 7-11.
2. Алиева Л.В. Опытно - экспериментальная работа - стимул личностного творческого профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2 (34). - С.136-146 .
3. Алиева Л.В. Воспитание - ценностный блок образовательного пространства // Сборник статей Междунар. научно-практ. конф. «Современное образовательное пространство: риски и безопасность». 16-17 октября 2014 г. Оренбург, ФГБОУ ВПО «ОГТТУ», 2014. - С.35-39.
4. Алиева Л.В. Содержание и средства опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания: анализ передового педагогического опыта // Современная практика организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования: сб. научных статей/ Под ред. И.Д.Демаковой, И.Ю.Шустовой. М.; Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2014.
- С.5-14.
5. Алиева Л.В. Детское общественное объединение - субъект внеурочной деятельности школы и база личностно-профессионального роста педагога-воспитателя: Научно-методический сборник по итогам ОЭР ГЭП Департамента образования Москвы. Вып.3. М., 2013. - 58 с.
6. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: Издат. центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 324 с.
7. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа: Сб. по итогам опытно-экспериментальной работы / Под ред. Л.В.Алиевой, О.В.Озерской. М.: ООО «Ритм», 2008. - 124 с.
8. Мониторинг и диагностика результативности детских объединений
- субъектов модернизации школьного образования: Информационно-методический сб. по итогам ОЭР ГЭП Департамента образования Москвы. / Под ред. Л.В.Алиевой. М., 2011. - Вып.2. - 120 с.
9. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сборник статей / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. - С. 24-33.
10. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: сборник научных трудов / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: ИТИП РАО, 2009.
11. Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования: Информационно-методический сборник по итогам ОЭР ГЭП Департамента образования Москвы. Вып. 1./ Коллектив авторов/ Под научной ред. Л.В.Алиевой. М., 201О. - 61 с.
12. Селиванова Н.Л., Алиева Л.В. Проблемы методологии, теории и практики воспитания в исследованиях института: история и современность. Глава 5. /Институт теории и истории педагогики: 1944-2014.: Юбилейная книга / Под общей ред. д-ра филос. наук, проф. С.В.Ивановой. М., ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - С. 134-155.
13. Современная практика организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования: сборник научных ста-
тей/ Под ред. И.Д.Демаковой, И.Ю.Шустовой. М.; Тверь: ООО «ГК «Стимул, 2014. - 160 с.
14. Становление личностно-профессиональной позиции педагога в образовательной деятельности школы: сборник материалов опытно-экспериментальной работы / Под ред. В.А.Мясникова; авторы-составители: Л.В.Алиева, Р.В.Николаева, М.В.Пименова. М: ИТИП, 2006. - 160 с.