Научная статья на тему 'Актуальные проблемы воспитания в опытноэкспериментальной работе учреждений основного и дополнительного образования детей'

Актуальные проблемы воспитания в опытноэкспериментальной работе учреждений основного и дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
891
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ОРГАНИЗАЦИЯ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / EDUCATION / UPBRINGING / EDUCATIONAL INSTITUTION-ORGANIZATION / EXPERIMENTAL WORK / PEDAGOGICAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Л. В.

В статье дается определение опытно-экспериментальной работы как органичного инновационного блока образовательной деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей; обосновывается ее роль в эффективной реализации воспитания приоритета модернизируемого образования, государственно-общественного социального заказа. На основе данных науки и практики представлен комплекс актуальных проблем воспитания объектов опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, даны ориентиры определения частных проблем с учетом состояния и анализа реального опыта образовательной и воспитательной деятельности учреждения, его ресурсов (кадровых, научно-методических). Актуальность воспитания в современных условиях, представленная в государственных документах («Стратегия развития воспитания», Закон «Об образовании», Концепция дополнительного образования,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Problems of Upbringing in Experimental Work of Institutions of Basic and Additional Education of Children

The definition of experimental work as an organic innovational unit of educational activity of institutions of children’s basic and additional education is given in the article. The role of the work in the effective implementation of upbringing as the priority of upgradeable education and state-public and social order is substantiated. On the basis of theory and practice the complex of topical problems of upbringing as objects of experimental work of the educational institution is presented in the paper. The guidelines of determination of specific problems in view of the status and analysis of actual experience of educational and upbringing activity of educational institutions, its resources (personnel, scientific and methodological) are presented.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы воспитания в опытноэкспериментальной работе учреждений основного и дополнительного образования детей»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

В статье дается определение опытно-экспериментальной работы как органичного инновационного блока образовательной деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей; обосновывается ее роль в эффективной реализации воспитания - приоритета модернизируемого образования, государственно-общественного социального заказа. На основе данных науки и практики представлен комплекс актуальных проблем воспитания - объектов опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, даны ориентиры определения частных проблем с учетом состояния и анализа реального опыта образовательной и воспитательной деятельности учреждения, его ресурсов (кадровых, научно-методических).

Актуальность воспитания в современных условиях, представленная в государственных документах («Стратегия развития воспитания», Закон «Об образовании», Концепция дополнительного образования, Программа

1 Публикуется при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00089а.

Л.В. Алиева

Ключевые слова:

образование, воспитание, образовательное учреждение-организация, опытно-экспериментальная работа, педагогическая рефлексия.

патриотического воспитания) требует научного обоснования потенциала традиций воспитания в системе образования.

Каждая структура, организация образования располагает уникальными воспитательными возможностями; занимает особое место в отечественной системе воспитания. Воспитание подрастающего поколения всегда было приоритетной ценностью российского образования [3, 10, 12].

Отечественная система образования детей вступает в новый этап своего развития как:

- органичный содержательный блок становящегося непрерывного, открытого, государственно-общественного образования детей и взрослых;

- инновационная структура общего образования детей (см. Закон «Об образовании в РФ»);

- начальный этап системы профессионального образования детей и молодежи;

- традиционная база развития детско-молодежного движения (детских общественных организаций, объединений, движений) - субъектов воспитания.

Научное осмысление накопленного традиционного опыта воспитания, определение инновационного потенциала позволит занять структурам образования ведущее место в современной системе воспитания с учетом социально-экономических, культурных, исторических, российских и мировых условий и запросов [6, 9, 10].

Решение данной проблемы диктует необходимость активного, творческого включения педагогических коллективов учреждений в опытно-экспериментальную работу.

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) - это особая образовательная деятельность учреждения, органичный блок научно-педагогического обеспечения качественного развития учреждения как инновационной структуры обновляемой системы образования [2,13].

Опытно-экспериментальная работа образовательного учреждения -комплексный научный метод:

- изучения реального состояния актуальной проблемы в деятельности учреждения в теории и практике (рефлексия сложившегося опыта, традиций, инноваций; анализ кадровой базы, имеющихся внутренних резервов, внешних ресурсов;

- определения теоретико-методологических подходов к позитивному разрешению проблемы;

- выявления социально-педагогических условий, средств эффективного разрешения проблемы в деятельности образовательного учреждения, адекватных проблеме исследования методов диагностирования (социологических, психологических, педагогических) результативности экспериментальной работы;

- активного включения педагогических работников в творческую исследовательскую деятельность (индивидуальную и коллективную), становления и развития их личностно-профессиональной позиции.

Особо подчеркнем, что опытно-экспериментальная работа не самоцель, не дань моде, а осознанная потребность изменить сложившуюся практику воспитания в образовательной организации, придать ей социально-педагогическую динамику на основе органичного взаимодействия научного знания, опыта (позитивного и негативного, сложившихся противоречий). Это коллективный научно-исследовательский поиск оптимальной педагогической модели функционирования учреждения в социуме как образовательной среды, гуманистической воспитательной системы.

Востребованность обществом, государством возрастания роли воспитания как средства преобразования человека и общества в соответствии с требованиями времени и нового формируемого образовательного пространства актуализирует проблему организации опытно-экспериментальной работы по развитию теории и практики воспитания.

Именно выявленные в реальном опыте общие и частные (но не менее значимые) проблемы воспитания в разных пространствах социума, обозначенные в государственных документах, и должны стать объектами опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений.

Обозначим комплекс актуальных взаимосвязанных проблем опытно-экспериментальной работы.

- Формирование в деятельности образовательных учреждений основного и дополнительного образования детей нового типа педагога-воспитателя, владеющего теорией, методологией и практикой воспитания; разработка инновационных программ становления и развития личностно-профессио-нальной позиции педагога-воспитателя.

- Осмысление воспитательного опыта (традиций, инноваций) учреждения и определение перспектив его совершенствования, развития, эффективной реализации в новых условиях, с учетом приоритетов современного воспитания.

- Моделирование педагогически организованных сред жизнедеятельности детей в учреждении (детских, детско-взрослых общностей, государ-

ственных, государственно-общественных, сетевых объединений - субъектов воспитания).

- Создание современного информационного пространства в образовательном учреждении как воспитательного.

-Трудовое воспитание детей и подростков, раннее профессиональное просвещение, самоопределение, воспитание.

- Проблема становления позиции активного юного гражданина-патриота, творческого созидателя (человека-личности) во взаимодействии основного образования и внеурочной деятельности учреждения.

- Организация сетевого взаимодействия учреждений образования детей с образовательными структурами, общественными объединениями в социуме в решении общих задач воспитания, социализации подростков.

- Проблема становления государственно-общественной системы управления (самоуправления) как фактора социального воспитания детей и взрослых.

- Научная отработка системы качественных (воспитательных) результатов-показателей образовательной деятельности учреждения и системы ее педагогического диагностирования.

- Инновационное, дифференцированное программирование образовательной деятельности учреждения с выделением специфических для конкретного учреждения приоритетов воспитания.

Выделенные общие проблемы ОЭР - ориентир для образовательных организаций в определении частных проблем, актуальных для каждого типа учреждения, его статуса (государственного, муниципального, частного, корпоративного, образовательного комплекса и т.д.). Частные проблемы воспитания в ОЭР не менее значимы; их определение педагогическим коллективом учреждения - важнейшее условие развития, совершенствования его образовательной и воспитательной деятельности.

Главные критерии определения частных, наиболее актуальных для образовательного учреждения проблем ОЭР - результаты изучения и педагогической (качественной) рефлексии социально-воспитательного, культурного опыта учреждения. Именно выявленные результаты (позитивный опыт, сложившиеся традиции, риски, кризисные ситуации и т.д.) позволят выявить проблемы научного поиска инновационного творческого, современного движения, развития педагогического коллектива как субъекта воспитания.

Анализ «собственного опыта» образовательной, воспитательной деятельности учреждения - это неотъемлемая часть всей работы педагоги-

ческого коллектива, творчески осуществляемая конкретным коллективом, его руководителями [4].

Для выявления актуальных проблем развития учреждения, определения цели и содержания ОЭР нужна педагогическая рефлексия и саморефлексия всей сложившейся системы обучения и воспитания. Рефлексия - это особая качественная всесторонняя, глубокая, сущностная аналитическая деятельность, позволяющая выявить «внутренний потенциал» учреждения и его реализацию в учреждении, причины ограниченной реализации (внутренние), объективно-субъективные проблемы, над которыми надо работать коллективу.

Объекты рефлексии: а) профессионально-личностная позиция педагога (саморефлексия и рефлексия коллегами, руководителями, воспитанниками), включающая ее качественные характеристики (в отличие от преимущественно количественных при аттестации педагога); педагогическая культура, творчество, уровень профессиональных и общих компетенций, отношение к основной деятельности, роль в педагогическом коллективе -показатели педагогической индивидуальности; б) динамика позиции ученика, его личностного роста (от младшего до старшеклассника); в) содержание образовательной деятельности (цели воспитания, их дифференциация, специфика в реализации учебных дисциплин (основных и по выбору), ин-новационность образовательных программ (основных и дополнительных); в) социально-педагогическая направленность управления и самоуправления в учреждении; взаимодействия с различными структурами социума; г) «воспитательная система» как механизм интеграции воспитательных специфических возможностей образовательной деятельности учреждения; г) коллективные творческие общественные структуры учащихся и педагогов как субъекты образования и воспитания; д) социальные партнеры учреждения, их роль в деятельности учреждения.

Формы, методы, способы рефлексии многообразны; от саморефлексии педагога по разработанному алгоритму до коллективных форм, комплекса диагностических методов и системных мониторингов. Обратим внимание на более эффективное использование в рефлексии традиционных форм работы педагогического коллектива: педагогические советы, советы методистов, методические объединения педагогов, конференции, творческие смотры, фестивали педагогического мастерства в учреждении, мастер-классы и др. Важно ориентировать их ценностную направленность на выявление творчества, индивидуальности педагога, творческих содружеств педагогов и, главное, этот потенциал активно задействовать в опытно-экс-

периментальной работе учреждения, в стимулировании творческого роста педагога [2, 4].

Выявление «творческого ядра педагогов», готовых к существенным преобразованиям в учреждении - это, пожалуй, самая важная основа опытно-экспериментальной работы.

Критерием выявления частных проблем ОЭР учреждения в современных условиях выступают: а) требования соответствующих органов образования (к самоаттестации деятельности учреждения при лицензировании, аккредитации, аттестации учреждения и педагогических работников; к отчетам по различным вопросам деятельности учреждения; к участию в инновационных образовательных проектах, программах, района, города, региона); б) социально-культурные, образовательные акции, мероприятия в окружающем социуме (подготовка и участие в педагогических конкурсах, смотрах, фестивалях и др.).

Формальные отчеты-анализы (за последние годы) - преимущественно количественные, как правило, слабо отражают качественные существенные изменения в жизнедеятельности учреждения, его воспитательные результаты. Они преследуют цель - подтверждение статуса, типа учреждения, его основной образовательной деятельности (наличие программ государственных, адаптивных, авторских); подтверждение финансовой кадровой обеспеченности учреждения, в частности, наличием числа воспитанников по возрастам, классов, групп продленного дня, число кабинетов, мастерских; обеспеченность безопасности для здоровья детей и взрослых и т.д.). Но грамотный педагогический подход к данным таких отчетов позволяет выявить дополнительные воспитательные неиспользованные ресурсы и включить их реализацию в содержание опытно-экспериментальной работы.

Соотнесение данных состояния воспитания в современном массовом опыте, представленных в научно-методической педагогической литературе (выявление «проблемного поля», позитивных тенденций развития и др.), и рефлексии опыта образовательной деятельности учреждения и позволит определить проблему и тему опытно-экспериментальной работы учреждения, социально, педагогически значимую в целом для системы современного образования, воспитания и для успешного функционирования данного учреждения в конкретном социуме.

Организация ОЭР как органичного постоянного инновационного блока образовательной деятельности учреждения требует научно-методической подготовки педагогических работников. Эта подготовка должна стать важным содержанием работы научно-методических Центров, Советов (мест-

ных, региональных, на базе учреждений) и оцениваться соответствующим документом повышения педагогической квалификации работника. А участие педагога в ОЭР станет важным показателем оценки его педагогической исследовательской деятельности в учреждении и морально-материальным стимулом его индивидуального творческого профессионального роста как педагога-воспитателя.

Взаимодействие образовательного учреждения с научно-педагогическими структурами, исследователями проблем воспитания - проверенный временем опыт эффективной и качественно результативной организации ОЭР. Позитивный опыт такого научно-практического сотрудничества сложился в деятельности Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО (руководитель Н.Л.Селиванова,член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор). Формы, содержание взаимодействия - многообразны: краткосрочные и долгосрочные договоры о научном сотрудничестве с разными типами образовательных организаций по исследованию конкретных актуальных проблем воспитания; научное руководство ОЭР учреждения по общей проблеме воспитания, разработка Концепций и программ ОЭР, индивидуальное консультирование; помощь педагогам образовательных учреждений в подготовке диссертационных работ; проведение совместных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, педагогических чтений; совместное оформление результатов ОЭР как научно-методических материалов [3,5,7,8, 11,14 ].

Взаимодействие образовательных организаций и научных учреждений (их структур) в проведении опытно-экспериментальной работы позволит результативно решать актуальные проблемы воспитания детей и взрослых.

Литература

1. Алиева Л.В. Закон «Об образовании в РФ» о приоритете воспитания в деятельности образовательной организации // Воспитание в школе. - 2013. - № 6. - С. 7-11.

2. Алиева Л.В. Опытно - экспериментальная работа - стимул личностного творческого профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2 (34). - С.136-146 .

3. Алиева Л.В. Воспитание - ценностный блок образовательного пространства // Сборник статей Междунар. научно-практ. конф. «Современное образовательное пространство: риски и безопасность». 16-17 октября 2014 г. Оренбург, ФГБОУ ВПО «ОГТТУ», 2014. - С.35-39.

4. Алиева Л.В. Содержание и средства опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания: анализ передового педагогического опыта // Современная практика организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования: сб. научных статей/ Под ред. И.Д.Демаковой, И.Ю.Шустовой. М.; Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2014.

- С.5-14.

5. Алиева Л.В. Детское общественное объединение - субъект внеурочной деятельности школы и база личностно-профессионального роста педагога-воспитателя: Научно-методический сборник по итогам ОЭР ГЭП Департамента образования Москвы. Вып.3. М., 2013. - 58 с.

6. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: Издат. центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - 324 с.

7. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа: Сб. по итогам опытно-экспериментальной работы / Под ред. Л.В.Алиевой, О.В.Озерской. М.: ООО «Ритм», 2008. - 124 с.

8. Мониторинг и диагностика результативности детских объединений

- субъектов модернизации школьного образования: Информационно-методический сб. по итогам ОЭР ГЭП Департамента образования Москвы. / Под ред. Л.В.Алиевой. М., 2011. - Вып.2. - 120 с.

9. Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сборник статей / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. - С. 24-33.

10. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: сборник научных трудов / Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М.: ИТИП РАО, 2009.

11. Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования: Информационно-методический сборник по итогам ОЭР ГЭП Департамента образования Москвы. Вып. 1./ Коллектив авторов/ Под научной ред. Л.В.Алиевой. М., 201О. - 61 с.

12. Селиванова Н.Л., Алиева Л.В. Проблемы методологии, теории и практики воспитания в исследованиях института: история и современность. Глава 5. /Институт теории и истории педагогики: 1944-2014.: Юбилейная книга / Под общей ред. д-ра филос. наук, проф. С.В.Ивановой. М., ФГНУ ИТИП РАО, 2014. - С. 134-155.

13. Современная практика организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования: сборник научных ста-

тей/ Под ред. И.Д.Демаковой, И.Ю.Шустовой. М.; Тверь: ООО «ГК «Стимул, 2014. - 160 с.

14. Становление личностно-профессиональной позиции педагога в образовательной деятельности школы: сборник материалов опытно-экспериментальной работы / Под ред. В.А.Мясникова; авторы-составители: Л.В.Алиева, Р.В.Николаева, М.В.Пименова. М: ИТИП, 2006. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.