УДК 37.013.75; 378.046.4; 001.895
О. В. Озерская, Л. В. Алиева
ДДЮТЭ «РОДИНА» ИМ. А. А. ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА -ИННОВАЦИОННАЯ БАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ-ОРГАНИЗАТОРА
ДЕТСКОГО ТУРИЗМА
В статье представлена система подготовки педагога дополнительного образования непосредственно в образовательной туристско-краеведческой деятельности ДДЮТЭ, основы которой были заложены А.А.Остапцом в процессе апробации и реализации его Концепции и программы «Школа жизни - окружающий мир».
The article presents the teacher training system of supplementary education directly in the educational activities of regional tourist DDJuTJe, the foundations of which were laid by A. A. Ostaptsom in the process of testing and implementing its The concept and the programme «School of life-world.
Ключевые слова: педагог дополнительного образования, туристско-краеведческая деятельность - база педагогического образования; показатели личностно-профессиональной позиция педагога, программа становления ЛПП педагога-организатора детского туризма.
Keywords: teacher further education, tourist and local activities-education teacher; indicators of personal-professional educator position, the program becoming BOB teacher-organizer of children tourism.
ДДЭТЮ «Родина» - одно из первых учреждений дополнительного образования, в инновационной деятельности которого отрабатывалась модель нового типа детского учреждения системы образования, в том числе, функционал педагога дополнительного образования по реализации Концепция и образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир».
Профессиональная подготовка педагога учреждения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности стала приоритетной проблемой, органичным блоком создания, становления и развития системы образовательной деятельности Дома.
Учреждение начало функционировать фактически с «нулевого» профессионального кадрового состава. Основу кадров составили несколько взрослых самого разного базового профессионально-
го образования (большинство - воспитанники А. А. Остапца-Свешникова), увлеченные туризмом и работой с детьми. Курс был взят на привлечение школьных педагогов, которые ходили с детьми в походы, занимались краеведением, экскурсионной работой, имели опыт воспитательной внеурочной работы (пионерско-октябрятской в частности). Но чем и как привлечь педагогов школы к деятельности нового для них учреждения? Первые шаги оказались верными и дали положительные результаты. Пригласили на туристский слет учащихся из ближайших школ, познакомили детей и взрослых с уникальным природным комплексом Измайловского парка, «петровскими местами», предложили учителям-предметникам слета придти на клубный день Дома, более подробно рассказали о наших планах, предложили совместно написать краеведческое пособие «Зеленые острова Восточного округа», что заинтересовало учителей истории, географии и биологии. Для педагогов, проявивших желание к сотрудничеству, провели трехдневный семинар «Школа жизни - окружающий мир», на котором они не только познакомились с образовательной программой, основами методики организации туристско-краеведческой деятельности, но и практически освоили «мини-цикл» - выполнили краеведческое задание, освоили туристскую и краеведческую должность, участвовали в походе-экскурсии, подвели итоги. Каждый участник семинара написал индивидуальный творческий отчет. По результатам семинара участникам было вручено «Удостоверение ЭЦДЮТЭ «Родина». Так началась работа по подбору и подготовке кадров педагогов дополнительного образования.
Постепенно разрабатывалась программа начальной подготовки собственных кадров - педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Её цель - вооружение педагогов дополнительного образования Дома комплексом знаний, умений, практическим опытом, позволяющим эффективно реали-зовывать образовательный потенциал детского туризма, образовательную программу «Школа жизни - окружающий мир» в развитии личности ребенка и взрослого. Программа была рассчитана на педагогов дополнительного образования Дома «Родина» различной базовой профессиональной подготовки, опыта трудовой деятельности, возраста. В процессе освоения содержания программы педагоги знакомятся со спецификой туристско-краеведческой деятельности как образовательной системой, основами туризма, как особо-
го вида досуговой деятельности детей и взрослых, ветви массового общественного движения, основными социально-педагогическими принципами экспериментальной программы учреждения. Данная начальная профессиональная подготовка позволила педагогическому коллективу организовать туристско-краеведческую работу с детьми на общих основах педагогики детского туризма А. А. Остапца.
В подготовке педагогов органично сочетались теоретические и практические знания, предусмотренные годовым планом работы Дома «Родина» и программами, планами-циклами педагогов.
Особенностью данной программы является сочетание специальных знаний (теоретических и практических) с опытом турист-ско-краеведческой работы с детьми, разнообразным участием в организации и проведении образовательного процесса в целом. Такое сочетание помогает успешнее освоить азы педагогики детского туризма, осмыслить свой повседневный опыт, выявить трудности, проблемы своей туристско-педагогической деятельности и осознать необходимость самосовершенствования.
Программа предусматривает индивидуальную подготовку (как начальную, так и повышение педагогического и туристского мастерства) через систему индивидуальных занятий, консультаций, организуемых в учреждении, проводимых Республиканским центром туризма и краеведения, Московской станцией юных туристов, Московским институтом открытого образования, Министерством образования РФ.
Организация обучения и воспитания педагогов дополнительного образования предусматривала взаимообучение (активное привлечение к занятиям опытных педагогов, методистов Дома). Такой подход обеспечивает эффективность, действенность подготовки новичков и творческий рост опытных педагогов через обмен опытом, его осмысление, анализ при подготовке и проведении занятий.
Конкретные знания, умения педагогов по туризму, краеведению оцениваются «Примерными требованиями и умениями», разработанными доктором педагогических наук А. А. Остапцом-Свешниковым в его авторской программе для педагогических училищ и вузов «Основы детского туризма, краеведения и экологии» (М., 1996).
Программой предусмотрена подготовка педагогических кадров непосредственно в теоретико-методологической, практической
деятельности каждого члена коллектива по освоению авторской социально-педагогической концепции детского туризма (автор А. А. Остапец-Свешников), экспериментальной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир» и разрабатываемых к ней прикладных программ, рассчитанных на разные возрастные группы детей: для дошкольников «Ребенок и окружающий мир», для младших школьников «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе», для подростков «Школа жизни -окружающий мир для 5-8 классов», «ступенчатых» по освоению детьми опыта туристско-краеведческой деятельности (начальная ступень - «Школа юного туриста-краеведа», ступень туристско-краеведческого мастерства - программа подготовки судей-инструкторов, экскурсоводов, организаторов похода выходного дня), традиционно-массовых форм оздоровительно-воспитательной и познавательной работы с детьми (смотров, конкурсов, туристских слетов, гражданско-патриотических игр и т. д.).
Коллективная разработка и реализация пакета образовательных программ сопровождалась включением педагогов в создание собственной методической базы, органично связанной с целью, задачами, содержанием основной образовательной программы. Это включение учитывает индивидуальный опыт педагога, его базовое образование, а также потребности совершенствования, восполнения недостающих знаний: туристских, педагогических, психологических, культурологических.
Центрами создания научно-методической базы реализации программ и одновременно дифференцированной работы с педагогами по повышению их профессионализма, становлению личностной позиции стали структурные подразделения Дома - отделы: научно-методический, краеведческий, организационно-туристский, социально-педагогический и культурологический, «Школа духовного и физического развития дошкольника» (ШДФР).
Научно-методическое обеспечение процесса дифференцированной подготовки педагогов в образовательной деятельности самого учреждения с учетом его специфики представлено:
• Общей концепцией и образовательной программой ДДЮ-ТЭ «Родина» «Школа жизни - окружающий мир», пакетом прикладных образовательных программ, программами детских объединений по семи образовательным направленностям: туристско-краеведческая, эколого-биологическая, естественнонаучная, худо-
жественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная (свыше 50 программ, 27 из них - инновационные, авторские);
• Методическими и дидактическими материалами в помощь педагогу дополнительного образования (Приложение);
• Диагностическими методиками, позволяющими оценивать результаты влияния туристско-краеведческой деятельности на личность ребенка;
• Практическими материалами из реального опыта: описание маршрутов, творческие отчеты по походам, творческие работы воспитанников, фото и видео материалы и др.);
• Материалами рефлексии педагогом своего опыта, представленными в сборниках научно-практических конференций, публикациях.
В обобщенном виде научно-методическая база подготовки педагога дополнительного образования - организатора детского туризма представлена в ряде пособий, подготовленных и изданных силами членов коллектива: «Педагогика массовых туристско-краеведческих форм работы с детьми» (М., 1999), «Детские тури-стско-краеведческие объединения - среда жизнедеятельности ребенка» (М., 2001), «Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности» (М. АРКТИ, 2004) и другие.
Сложившаяся за десятилетие система анализа результатов образовательной деятельности как часть образовательного процесса (по итогам туристско-краеведческих циклов, освоению детьми конкретных туристско-краеведческих должностей, участию групп в творческих отчетах результатам походов, экспедиций, защита новых маршрутов и т. д.) - существенный блок специфической профессиональной подготовки педагогов, их личностного роста.
В системе дополнительного образования педагог отходит от стереотипа работы с одновозрастным коллективом детей на базе класса - узаконенной государством учебной структуры. Детское объединение системы дополнительного образования создается на принципиально иных, прежде всего, педагогических принципах: добровольности педагога и воспитанника, разновозрастности, субъектности ребенка изначально, общности «зон» интересов группы детей и взрослых. Педагог дополнительного образования
ДДЮТЭ «Родина» осваивает детское объединение в многообразии форм, способов организации его деятельности как специфичное средство обучения, воспитания, развития ребенка-личности, индивидуальности. И особенно важно, что эту новую педагогическую для него науку он осваивает, как правило, через самообразование, саморазвитие, востребованное его личными потребностями, интересами и возможностями, а главное, в систематической практической содержательной работе совместно с детьми, в реальных социальных и природных (естественных) условиях жизнедеятельности объединения. Таким образом, сама деятельность детского турист-ско-краеведческого объединения - комплексного образовательного оздоровительного средства становится для педагога источников его профессионального роста, формирования индивидуальной позиции.
Особым учебным полигоном стали традиционные общие, массовые формы туристско-краеведческой работы (традиционные, но содержательно, тематически обновляемые ежегодно), в подготовке, проведении и подведении итогов которых участвуют практически все педагоги Дома «Родина» (разрабатывают положения и программы, содержание «домашних заданий» школьным группам, готовят судей-инструкторов, прокладывают новые маршруты, выступают судьями на этапах и т. д.). Особое место в становлении личностно-профессиональной, гражданской позиции педагога дополнительного образования занимают «общие дела» особой социальной, воспитательной значимости: операция «разгром Тайфуна», посвященная 65-летию Битвы под Москвой, «Пушкинская экспедиция», посвященная 200-летию со дня рождения поэта, операция «Москва-река» по составлению комплексного исследования состояния исторических, природных, экологических объектов в пойме Москвы-реки от истока до устья, «Ландшафтно-экологический образ Зеленых островов Восточного округа» - изучение истории и культуры «родного гнезда», комплексное ведение снегомерных и гидромерных исследований. Это деятельность «вне основной образовательной программы», цель которой практическими делами и поступками, отношением к миру и природе, закрепить опыт, знания и умения, получаемые в основной деятельности группы, формировать патриотизм «не на словах», а в реальных делах заботы о Малой и Большой Родине, о людях-земляках.
Подготовка, проведение, подведение итогов традиционных массовых дел; разработка положений, условий, программ, частных методик для педагогов - практическая школа педагогического и туристского мастерства, освоения общих принципов программы «Школа жизни - окружающий мир».
Целевое использование всего многообразия реально, практической образовательной деятельности учреждения в формировании личностно-профессиональной позиции педагога-воспитателя -важнейшее, но не единственное направление в программе подготовки педагогических кадров.
Важным направлением является продумывание форм, методов профессиональной подготовки педагога дополнительного образования путем организации семинаров, конференций, производственных совещаний, педагогических советов по конкретным темам как силами опытных методистов, руководителей структурных подразделений (отделов), педагогов, так и приглашаемых специалистов (психологов, ученых-экологов, педагогов, известных путешественников и т. д.). Как правило, основные формы таких занятий проходят в условиях приближенным к реалиям туристско-краеведческой деятельности (так, педагогический совет «Экологическое воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности прошел в Подмосковном лесу. Одновременно педагоги демонстрировали навыки, умения грамотно, безопасно для природы разжечь костер, поставить палатку, приготовить горячую пищу, «оставить место туристской стоянки в лучшем состоянии, чем оно было». Педагогический совет «Экскурсия - форма активного познания окружающего мира» был проведен на маршруте Москва-Черноголовка-Москва по Горьковскому направлению. Во время движения педагоги Дома делились знаниями и увидели на практике туристские возможности района, познакомились с топонимикой населенных пунктов, объектами культурного и исторического наследия, знаменитыми историческими персонажами, художественными промыслами. Один из семинаров по краеведению был проведен в форме комплексной дальней экспедиции «По Пушкинским местам Тверской области», двухдневный, с творческими отчетами по туристским и краеведческим должностям каждого педагога -участника экспедиции.
Постоянно действующими являлись такие формы подготовки педагогов дополнительного образования как: семинар для нович-
ков и «Школа педагогического мастерства» для более опытных педагогов. Содержание их деятельности корректируется ежегодно в зависимости от потребностей работающих педагогов, проблем в деятельности учреждения. Специфики задач учебного года, знаменательных дат и событий в истории страны. Так, в 2003-2004 учебном году «Школа педагогического мастерства» сориентирована на проблему творческой рефлексии педагогом своей образовательной деятельности. Эта проблема возникла в связи с подготовкой учреждением самоанализа к первой государственной аттестации учреждения дополнительного образования Москвы.
Разработанная и апробированная «Программа подготовки педагога дополнительного образования ДДЮТЭ «Родина»« в рамках экспериментальной образовательной программы «Школа жизни -окружающий мир» рассчитана на 106 часов, которые распределяются примерно так:
- 3-х дневный семинар «Школа жизни - окружающий мир» -24 часа;
- тематические семинарские занятия - 9 часов;
- участие в конференциях - 4 часа;
- выездной 2-х дневный проблемный семинар - 16 часов;
- педагогические консилиумы - 8 часов;
- индивидуальные консультации - 5-10 часов;
- подготовка зачетной работы - 24.
«Зачетными» материалы» оценки «роста» «педагога дополнительного образования определены:
- образовательные программы работы с детьми (адаптированные к экспериментальной программе «Школа жизни - окружающий мир», авторские программы, программы комплексных экспедиций, походов, экскурсий);
- методические, дидактические материалы (видео фильмы, учебно-воспитательные слайд фильмы, творческие письменные отчеты детей и педагогов, разработки новых маршрутов, исследовательские материалы по различным видам образовательной деятельности, по краеведению, экспозиции в музей Дома), педагогические методики, наблюдения;
- участие в семинарах, конференциях (выступления по результатам своей работы с детьми), проводимых Домом и другими организациями;
- публикации (в сборниках, периодической печати и т. д.);
- «защиты» программ и маршрутов походов, экспедиций, творческие отчеты групп.
Педагоги, освоившие основы программы семинара «Школа жизни - окружающий мир», получают «Удостоверение ДДЮТЭ «Родина».
Результаты освоения и реализации программы в практической работе с детьми учитываются при прохождении педагогом аттестации на более высокую квалификационную категорию.
Определенным показателем подготовки педагога-новичка (без специального педагогического образования) является рекомендация в педагогический вуз (за последние пять лет 8 педагогов поступили в вузы по профилю основной работы).
Важным итогом и показателем результативности программы подготовки педагогических кадров считаем тот факт, что на протяжении последних четырех лет наше учреждение стало одной из учебных баз профессиональной подготовки кадров педагогов-организаторов детского туризма (на уровне России, Москвы, Восточного округа в системе средне-специальных и высших педагогических учебных заведений, повышения квалификации педагогических кадров).
ДДЮТЭ «Родина» с 2002 по 2015 год - база научно-исследовательской работы по проблеме «Становления и развития личностно-профессиональной позиции педагога дополнительного образования», результат которой представлен «Программой» и Ступенями личностно-профессинального роста педагога - организатора детского туризма», в которой закреплен, творчески развит накопленный учреждением опыт, основанный на педагогических трудах А. А. Остапца-Свешникова.
Многолетний опыт подготовки педагогов нового типа в ДДЮТЭ «Родина» имени А. А. Остапца обобщен и представлен в публикациях, пособии «Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа». Сборник из опыта работы. Под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. - М.: Издательство ООО «Ритм». - 2008