Научная статья на тему 'Становление культуры человека труда'

Становление культуры человека труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / CULTURE / HUMAN CAPITAL ASSETS / UPBRINGING / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашёв Валерий Данилович

Формирование различных аспектов человеческого капитала происходит под управлением обучающей системы на базисе непрерывно возрастающих уровней профессиональной обученности, общей образованности, индивидуализированного интеллекта. Определяющим условием успешности создания и совершенствования личности, погружённой в современные производственные отношения, является уровень культуры будущего человека труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of culture of labour man

The formation of different aspects of human capital assets is conditioned upon an educational system on the basis of constantly growing levels of professional competence, general education and personalised intelligence. The level of culture of the future labour man is a principal factor of successful development and perfection of personality involved in modern working relations.

Текст научной работы на тему «Становление культуры человека труда»

УДК 378

Талых Алексей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент

Лобашев Валерий Данилович

кандидат педагогических наук, доцент Петрозаводский государственный университет ata_77@mail.ru, ronaf@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА

Формирование различных аспектов человеческого капитала происходит под управлением обучающей системы на базисе непрерывно возрастающих уровней профессиональной обученности, общей образованности, индивидуализированного интеллекта. Определяющим условием успешности создания и совершенствования личности, погружённой в современные производственные отношения, является уровень культуры будущего человека труда.

Ключевые слова: культура, человеческий капитал, воспитание, педагогическая технология, личность.

Система образования - социальный феномен, главными функциями которого являются: культурообразующая, гуманистическая, нравственная, воспитывающая. Профессиональное воспитание, раскрывая сущностные составляющие процесса труда, формирует усилия педагогики по подготовке современного специалиста. Суммируя многочисленные положения о профессиональном воспитании (равно как и положения о воспитании необходимо ценного для общества профессионала), можно сформулировать усилия педагогики в этом направлении в виде комплекса целей-задач по формированию человека культуры. Современная парадигма лич-ностно-ориентированного обучения рассматривает образование как способ трансляции культуры в образующие личность функции. Утверждая высокую динамику взаимодействия участников педагогического процесса, эта парадигма основывается на принципиальном положении управляемой инициативы личности в её собственном стремлении к самосовершенствованию: самоизменение и саморазвитие происходит через постижение и обретение культуры изменений. Развивая точку зрения Е.В. Бондаревской [1], необходимо с позиций организации и анализа профессиональной деятельности человека труда отметить следующее: свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, должна обладать такими взаимосвязанными качествами как:

- высоким уровнем самосознания - способностью к объективной оценке совокупности всех качеств, определяющих характер взаимодействия личности и трудового коллектива (при сохранении активной личной позиции), а также способностью оценивать соотношение внутренней самооценки с комплексом требований коллектива и способностью вносить необходимые коррекции в свои поведение и позицию;

- собственным достоинством, определяемым через высокое качество выполняемой работы и ощущения её высокой оценки со стороны;

- самоуважением - оцениванием себя как личности, не подавляющей окружающих, но и не теряющего своей индивидуальности;

- самостоятельностью - не требование излишней опеки, максимально быстрый переход к индивидуально оцениваемой (выделяемой как самостоятельный элемент) трудовой деятельности;

- самодисциплиной - представляемой как твёрдая, взвешенная оценка последствий своих действий и необходимая, преимущественно оперативно-тактическая, коррекция поведения;

- независимостью суждений - проявлением некоторого подобия демократического централизма: это означает, что степень проявления независимости не должна быть доведена до абсолютизма, разрушающего, в том числе, и процессы реализаций педагогических технологий;

- уважением и терпимостью к мнению других - способностью к организации деятельности и управлению не только отдельным коллективом, объединённым учебной, производственной, либо иной целью, но и быть способным организовать деятельность в целом в интересах окружающих;

- признанием права на существование и твёрдую логическую защиту различных точек зрения и убеждений;

- способностью к разнохарактерной динамичной ориентировке («тензорность») в мире духовных ценностей и жизненных ситуаций, что предполагает лабильность оценок текущих ситуаций при общем сохранении стабильности системы личностных ценностей;

- умением принимать решение - способностью материализовывать собственную точку зрения, принимая на себя ответственность за возможные последствия её практического воплощения;

- способностью нести ответственность за принятые решения, за сделанный выбор в сочетании с возложением на себя делегированных свыше полномочий;

- быть способным осуществлять свободный выбор.

Гуманность - вершина нравственности. Нравственность любой формы труда, в том числе и учебного, - в его результатах. Целенаправленный, целесообразный труд - это система создания необходимых обществу ценностей. Интеграция различных областей культуры и их развитие имеет

© Талых A.A., Лобашев В.Д., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4

37

не только социальный, но и в немалой степени производственно-организационный аспект. Уровень заявленной целесообразности, выражаемый в перечисленных факторах, определяет, с одной стороны, сам обучающийся, а, с другой, гораздо более объективную оценку производит потребляющий результаты труда социум. Совпадение, либо рассогласование целей личности, направившей свой труд на удовлетворение нужд, потребностей общества, и оценок потребительской и человеконаправ-ленной ценности результатов труда, и составляют в реальной мере гуманизированность деятельности человека. Педагогические аспекты воспитания качеств, необходимых для должной социализации личности, состоят в потребности гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений. Гуманность в таком её представлении характеризуют:

- милосердие - контрастно проявляемые в процессе сотрудничества паттерналистические наклонности, демонстрация положительных мотивов силы через сочувствие и покровительство;

- доброта - проявляется в мягкости, терпимости, не агрессивности к окружающим и коллегам по деятельности, в первую очередь к зависящим от индивида людям, в проявлении стратегии равенства социальных статусов и постоянства качества отношений;

- эмпатия - чувственно-эмоциональная отзывчивость, матрица-форма сочувствия, сопереживание, профессионально необходимые (непреложно развиваемые) качества для работников социальной сферы;

- альтруизм - проявление этического дарственно-жертвенного отношения со стороны профессионалов; это качество особенно ценно для выпускника (совершенствующегося специалиста) на начальных стадиях его трудовой деятельности;

- понимание ценности и неповторимости каждого человека - предполагает равные личностные ценности и равные, в одинаковой степени охраняемые права на самовыражение в деятельности, характеризующей только эту личность;

- терпимость - признание вариативности методов достижения каждым индивидом собственных целей.

Воспитание духовности - это путь возрождения русской интеллигенции, в том числе, интеллигенции труда [2]. Воспитание такой личности направляет и предусматривает:

1. Развитие духовных потребностей.

2. Рефлексивную автономию своего внутреннего мира.

3. Поиск смысла жизни, счастья, идеала.

Образование, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, включающее в себя изучение философии, этики, эстетики, человековедения, истории религии и др. гуманитарных предметов, - основа духовности [1]. Однако любая духовность зиждет-

ся на материальной основе. Современность отмечена достаточно жёстким противоречием между ускоренным развитием технологической реальности, изменяющей трудовой характер деятельности человека, и весьма заметным отставанием формирования современной технологической культуры. В этих перманентно изменяющихся условиях обучающийся, как элемент и активный участник педагогической системы, непрерывно формирует и совершенствует культурологические составляющие собственной базы знаний. Только развитый базис знаний и умений позволит ему участвовать в целенаправленной человеческой деятельности, выступающей опосредующим звеном между природой, технологией и культурой и одновременно способом бытия для человека, культуры и технологии.

Современная педагогическая парадигма основана на признании за каждым обучающимся качеств творческой личности, что предполагает наличие свойств и характеристик:

- вариативного мышления. Это позволяет профессионалу из исполнителя работ переходить в новое качество - создателя своего варианта решения задачи, защиты своего видения вопроса и др.;

- рефлексивности - соотнесение текущих этапов выполнения работ, заказа с прошлыми, реализованными этапами процесса создания изделия; непрерывное внесение изменений в оценку и последующую технологическую цепочку с целью оптимизации общей конечной итоговой оценки труда;

- созидания, преобразования - осознание целесообразности изменений, вносимых своим трудом в окружающий мир;

- большого объёма приобретаемых и используемых знаний - умение учиться в течение всей жизни.

В обеспечение процесса познания уже в начальном образовательном учреждении необходимо философское обобщение знаний, демонстрация их «всеединства», комплексности. Для решения этих проблем в учебном процессе необходим раздел «знания о знаниях». Единство, интегративность учебных знаний основано на жёстких, объективных критериях практики. Воплощённые в технические решения как в одни из активнейших форм проявления деятельности человека результаты овеществления (материализации) деятельностной сути существования личности укорены в культуре, науке, сознании, основных критериях и ценностях человека. Техника перестаёт быть средством подавления и завоевания, но становится незаменима в областях «вживания» и сосуществования с истоками бытия. Одновременно постепенно уходит антропоморфное понимание природы. Реалистичный взгляд на технический прогресс, на ценностные измерения его итогов и возможные достижения в обозримом будущем позволяет предположить, что наивысший совокупный эффект развития цивилизации не лежит исключительно в односто-

ронних практических результатах, но неразрывен с техническим ожиданием и находится в глубоко проникающем, эшелонированном культурном контексте. Интегративная матрица практико-ори-ентированных факторов формирует культурологическое пространство, определяющее роль и место, а также процессы и механизмы становления личности в современных условиях.

Функциональное суммирование, совмещение и наложение положений и факторов, определяющих личностный статус, даёт представление об основах идеального образа человека культуры. Именно технологическое содержание, созидательные составляющие культуры определяют цели практико-ориентированной подготовки обучающихся Технологии, определяющие само существование социума, являясь практико-преобразователь-ной деятельностью, моделируют характер и способ протекания человеческого труда, его способности и возможности в формировании действительности. Основополагающее свойство целостного человека, принявшего идеологию культуры труда, - это способность к культурной идентификации, что отражается в следующих положениях: осознание своей принадлежности к определённой культуре в данный краткий исторический период; развитие саморегулятивных способностей в совокупности со способностями общественного, по содержанию, существования; интериоризация ценностей культуры (принятие ценностей общества как своих); выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, как предпочтительного жизненного пути; самодетерминизация в горизонте «Большого и Малого времени» культуры.

Но! В настоящее время «произвёлся» «человек массовый», которому присущи:

- авторитаризм, притом в резких, безапелляционных формах;

- настороженность в купе с превентивной агрессивностью;

- комплекс неполноценности при индифферентном отношении к её оценке со стороны социума;

- страх перед будущим с выраженным бездействием по воспитанию действенных мер по его преодолению [1].

В противовес этому феномену в современной педагогике рассматривается ученик Русской школы, для которого полем самоиндентификации, самодетерминации служит русская национальная культура. Трансформация элементов и основные этапы развития личностной культуры предопределяются динамикой создания и модификации принимаемых и отвергаемых личностью ценностей. С течением времени под активным влиянием экономических и социальных факторов ценности неизбежно подвергаются трансформации: смещаются нормы, корректируются цели воспитания, перерождаются ориентиры и потребности. В неко-

тором приближении вектор изменения отмеченных элементов во времени может быть представлен как характеристика переходных функций образования, объединяющих совокупность фаз модификации-преобразования объектов и объёмов потребностей личности и возможностей их реализации. Переходные межфазные периоды достаточно устойчивы, но подвержены рубежным революционным переменам. При этом сама реакция реформирования идёт с естественным запаздыванием по отношению к моменту внешнего воздействия. Профессиональная школа должна своевременно и непрерывно разрабатывать педагогические технологии, учитывающие этот эффект и включающие в свой состав алгоритмы, позволяющие разрабатывать превентивные меры, действия.

Личностно-деятельностный подход в обучении не отвергает существования путей (вариантов, ветвей) интенсивного, а порой и революционного развития, имеющих место при коллективных формах обучения. Одной из быстро совершенствующихся, постоянно востребованных обществом является форма кооперативного обучения. Основные положения подхода, использующего такую форму, выражаются в следующем:

- совмещение целей, задач, технологий, корпоративных характеристик современных форм кооперативного обучения (в первую очередь - экипажного обучения [3-5 чел. в учебной мини-группе]) и преимуществ личностно-ориентированного обучения;

- обучение в малых коллективах (идеологически в основе этого лежит постоянный возврат процесса обучения к первооснове общения и разделения родовой ответственности: психология подтверждает падение темпа обучения при увеличении численности группы обучаемых свыше 7 чел.);

- поэтапная комплектация учебных групп по мере выполнения учебного задания (например, при организации курсовой подготовки: I этап - 30 чел. - общегрупповая подготовка - и II этап - группы численностью не более 7 чел., решающие частные, но более конкретные задачи [4]);

- иерархия целей и задач - наилучшая оптимизация учебного процесса производится в 3-х уровнях;

- подключение соисполнителей на каждом этапе: процесс «разделения» задачи, соответствующей бригадной форме обучения при постоянном изменении (пере комплектации) состава исполнителей;

Насущные человеческие интересы мало коррелируют с научными истинами, достигаемыми в учебной деятельности, в то время как смысл и назначение профессионально-производственной деятельности - создавать культурные ценности, отвечающие жизненным интересам людей. Однако возникающая даже в процессе учебной деятельности вещная среда практически сразу порождает причинную основу противоречий между общечеловеческой культурой и потребительскими

интересами самого производителя благ. Эффект различной оценки итогов собственного труда учеником-производителем изделия с одной стороны и совокупно-противоположные позиции преподавателя и членов учебной группы создают разительно правдивую прелюдию к последующему проявлению позиций творца и социума, потребности которого и будет удовлетворять каждый из обучающихся, непрерывно и неизменно занимая место продавца или покупателя на рынке труда и товаров. Антагонизм одновременной реализации в современной школе индивидуального и группового учебного процесса принципиально не преодолим. Современный вариант обучения субъекта предполагает две формы организации этого процесса: групповое и индивидуальное обучение. В обеих формах внутреннее содержание этого вида деятельности насыщено и во многом определяется и ограничивается личностными характеристиками его участников. Существуют общие для всех (активных и пассивных) участников процесса движения учебной информации факторы и параметры:

- все мы представляем весьма жёстко очерченный биологический инвариант с одним и тем же типом морфологической организации, типом управляющей системы, одним и тем же набором инстинктов и безусловных рефлексов и, главное, одним и тем же механизмом обучаемости;

- мы все в режиме реального времени подчинены множеству ритмов: смена года, суток, чередование периодов активности, спадов, общечеловеческий биологический циркадный ритм и т.п.;

- мы синхронно выражаем общую социальную заинтересованность и озабоченность;

- мы одновременно с индивидуальностью ощущаем себя частью какой-то общности (группы, семьи, коллектива);

- все мы подвержены жёстким и обширным требованиям стандартизации со стороны окружающей среды.

При этом надо особо подчеркнуть, что личность учащегося наполнена интеллектом и погружена в непрерывно изменяющееся пространство эмоций. Личность не замкнута сама в себе, она взаимодействует с окружающей средой и с другими личностями и в каждый момент не тождественна сама себе. Общественные отношения, в реалиях которых и обнаруживают себя доминанты технического творчества и гуманистические критерии духовной культуры, не проявляются в форме антагонистических категорий, они самостоятельны, и наиболее полно их противоречия разрешаются в образовательном процессе на базе этических и эстетических ценностей.

Выполнение обязательных условий чёткой ориентации и направленности в многофакторном социальном поле, в котором осуществляется процесс обучения, требует выполнения следующих

ведущих условий успешной учебной деятельности обеспечивающих переход к более высоким интеллектуальным навыкам:

- осознанность, инкорпоративность, контролируемость, способность к ограничениям;

- произвольность, трактуемая как способность перешагнуть конкретику, опереться на многомерность мира;

- способность к саморефлексии своих умственных действий.

Экипажное (и в меньшей степени бригадное) обучение отмечено интенсификацией процесса передачи и, что крайне небезынтересно, значительно лучшей усваиваемостью усложнённых профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций. В этой ситуации решающее значение имеет концентрация внимания каждого члена этой тесной группы, связанной действительно единой, объединяющей целью - на подетально контролируемом производстве (выполнении) неразрывного и неделимого продукта совместной деятельности (в частном случае - образовательной услуги), произвести который невозможно без участия (отсутствии) хотя бы одного члена экипажа. Вторая отличительная черта этого вида организации обучения - его экзотерический характер [3].

Цели-задачи обучения, общие и неразрывные для узкого круга близко знающих друг друга лиц (личностей), в этой педагогической ситуации приобретают особую доверительную притягательность в силу предназначенности для избранных, индивидов, выделенных из какого-то большого коллектива. (Одновременно могут готовиться несколько экипажей, и часто процесс такой подготовки осуществляется на соревновательной основе).

Обстановка близкого общения в режиме реального времени резко разнообразит проявления и, в то же время, значительно ограничивает, утилизирует-направляет содержание и характер и самого общения и контакта. Происходит концентрация во времени и одновременное повышение рубежности каждого шага, каждого достигаемого результата, резко контрастируются взаимооценки, выражаемые личностью и малым коллективом.

Атрибутивная характеристика личности приобретает в таком случае свойства многоярусности и, в значительной мере, отложенный, скрытый характер, проявляющийся спонтанно и преимущественно в виде защитной, реакции. Кроме того, необходимо отметить, что в структуре эмоционально-ценностного отношения личности к другим и к себе (!) устойчиво присутствует и проявляется с различных сторон референтность, основанная на факторах симпатии и уважения.

Отдельной задачей подготовки специалиста-профессионала, способного реализовать себя в современных динамичных условиях является воспитание культуры учебного труда. Её квинтэссенция,

выраженная в умениях учиться, развиваемых и оттачиваемых до уровня высших навыков, должна быть понята и принята специалистом, и в дальнейшем присуща ему как необходимая пожизненная профессиональная черта. Выбор форм организация учебного труда подчиняется задаче достижения наивысшей обученности и основывается на последовательном претворении в учебный процесс оптимальных для данной ситуации технологий, методов и приёмов педагогической деятельности.

Воспитание культуры планирования умственного труда начинается с практической отработки с обучающимися рекомендуемого режима труда и отдыха. Планирование умственного труда включает в себя также умение составить логически выверенный план ответа по изученному учебному материалу, план-характеристику основных законов, понятий, описание последовательности технологических операций и т.д. Культура учебного труда в начальном практическом обучении формируется как дисциплинирующий и энергосберегающий комплекс: аккуратность в выполнении каждой операции, порядок на рабочем месте, экономное расходование материалов, умение ценить и рационально использовать рабочее время и т.д. Практически речь идет о необходимости формирования навыков и умений научной организации труда.

Ярко выраженная специфика культуры педагогического профессионального образования со-

стоит в том, что, интенсивно трансформируясь под влиянием жёстких требований транзитивной экономики, беря на вооружение инновации личност-но-ориентированного образования, воспитывая самоответственную личность и т.д., она не способна отойти от примата управления, жёсткого принудительного воспитания дисциплины труда, жёсткой организации детерминированного, поточного процесса обучения, твёрдого следования требованиям технологии производственного процесса и др. Педагогика обучения профессиональной деятельности в значительной степени вынуждено сохраняет черты непреложного авторитаризма.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Ценности оснований лич-ностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-38.

2. Ключевский В.О. Православие в России / сост. Ю.В. Сокортова. - М.: Мысль, 2000. - 623 с.

3. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 3-8.

4. Сенченко И.Т. Профессиональное воспитание и обучение молодых рабочих в трудовых коллективах: вопросы теории и практики непрерывного профессионального обучения рабочих на производстве. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1988. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.