Научная статья на тему 'Особенности построения процесса обучения в образовательной области «Технология»'

Особенности построения процесса обучения в образовательной области «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNOLOGY / STRUCTURE BUILDING / EDUCATIONAL FIELD / DIDACTIC TOOLS / LABOUR PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Лобашёв Валерий Данилович

Trend of stabilisation and unification together with simultaneous demonstration of innovative technologies make community of educators face complicated tasks of building educational routs that would satisfy numerous demands to training of competent specialists and competitive graduates. This article presents some provisions of development of developing models of educational process and roles of its participants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of studying of disciplines in the educational field «Technology»

Trend of stabilisation and unification together with simultaneous demonstration of innovative technologies make community of educators face complicated tasks of building educational routs that would satisfy numerous demands to training of competent specialists and competitive graduates. This article presents some provisions of development of developing models of educational process and roles of its participants.

Текст научной работы на тему «Особенности построения процесса обучения в образовательной области «Технология»»

6. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n5/Lubovskiy.shtml (дата обращения: 02.12.2015).

7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (при нормальном и нарушенном развитии). - М.: Буки Веди, 2013. - 200 с.

8. Покровская Ю.А. Современные требования к профессиональной подготовке учителей-логопедов // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: Материалы науч-практ. конф. науч. работников. -Екатеринбург, 2013. - С. 69-76.

9. Шулекина Ю.А. Психолингвистический анализ смыслового восприятия речевого высказывания (в условиях речевой патологии). - Lambert Academic Publishing, GmbH&Co. KG, 2011. -218 с.

10. Шулекина Ю.А. Современные тенденции модернизации учебного текста в условиях инклюзивного образования // Вестник образования и науки: Педагогика, психология, медицина. - 2014. -Вып. 2 (12). - С. 32-42.

11. Шулекина Ю.А. Текст современного школьного учебника // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 33-35.

12. Шулекина Ю.А. Технологии обучения первоклассников с особыми образовательными потребностями приемам работы с учебником по русскому языку // Вестник МГПУ Серия: Педагогика и психология. - 2015. - Вып. 3 (33). - С. 102-109.

13. Что такое инструкция? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

14. Психологи: порядок слов в предложении влияет на восприятие информации / Новости науки // Газета.ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://www.gazeta.ru/science/ news/2015/12/10/n_7994315.shtml)

УДК 378.016: 62

Талых Алексей Александрович

кандидат педагогических наук, доцент

Лобашев Валерий Данилович

кандидат педагогических наук, доцент Петрозаводский государственный университет ata_77@mail.ru, ronaf@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Присутствие в современном учебном процессе тенденций стабилизации и унификации с одновременным проявлением инновационных технологий ставят перед преподавательским корпусом сложные задачи построения образовательного маршрута, учитывающего всё многообразие условий и требований подготовки специалиста - конкурентоспособного выпускника учебного заведения. Статья освещает некоторые положения развития конструируемых моделей процессов обучения и ролевые позиции участников этого процесса.

Ключевые слова: технология, структуризация, образовательная область, дидактические средства, продукт труда.

Противоречия процессов обучения, присутствующие при решении задач достижения необходимой степени обученности, предопределяют необходимость и актуальность исследования дидактических средств, предназначенных для оптимизации характеристик обучения. Среди основных причин, порождающих «напряжённости» построения учебного процесса необходимо выделить:

- отсутствие достаточно мощных счётных критериев определения уровней и критических точек-порогов обучения;

- слабая конкретизация кортежа компетенции (в минимальном понимании - набора критериев обученности);

- нечёткое обозначение экономических критериев;

- критериальная неопределённость соотношения теоретической и практической частей обучения специалистов;

- отсутствие необходимо достоверных логических критериев процессов учебного труда (в теоретическом и практическом обучении).

Функциональную основу профессионального образования составляет образовательная область «Технология», практически однозначно отображающая его суть, выражающая его образовательную целенаправленность: обслуживание социального заказа системы в подготовке специалистов с учётом желаний и склонностей каждого индивида. Профессиональная школа начинает подъём, сменивший период ощутимого упадка и энергичного, но крайне неупорядоченного, порой недостаточно продуманного, следования (а по сути - шараханья) от одной новации к другой. Стабилизируются, как с одной стороны содержание образовательных стандартов, формы и системы обучения, заявленные образовательные парадигмы, виды учебных заведений, формы сотрудничества (социального партнёрства), так и гораздо более консервативные,

© Талых A.A., Лобашев В.Д., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

201

но выведенные из состояния устойчивого, хотя и несколько напряжённого ожиданием изменений, равновесия (точнее - баланса), системы ценностей коллективно-ориентированного образования [3]. Отработанная десятилетиями социальная система, возвеличившая коллективизм как определяющий фактор развития, с менторской педантичностью диктовала и параметры подчинённой ей педагогической системы. Практической педагогике строго и единообразно предписывались основные функции и характеристики учебного процесса: нагрузка на обучающегося, цель обучения, требования к уровням обученности, меры и ценности оценки, ранжированные ряды отметок и др. Однако время неумолимо требовало перемен и, совершив диалектический виток, не закрепив при этом должным образом ни одного своего яркого достижения, кроме объективизации поискового состояния, профессиональная школа в итоге всё ближе подходит к тем исходным позициям, с которых и начиналась борьба за её перестройку. Но, как известно, попытки в рамках классно-урочной системы добиться высоких творческих результатов от массы учеников, как правило, ни к чему не приводили и не приводят [5].

Современная образовательная парадигма представляет собой отточенную и апробированную систему взглядов, совокупность теоретических и методологических предпосылок, закрепляющих результат борьбы и компромиссов точек зрения авторитетных экспертов. Принятая на настоящий момент как некоторая отправная плоскость, определяющая результаты конкретных научных исследований, которые воплощаются в научной практике на данном этапе, она утверждает положения проверенных теорий и методик, отражает результаты деятельности различных школ и направлений и претворяет в практических разработках накопленный арсенал длительных поисков.

С точки зрения оптимальной структуризации учебного процесса необходимо отметить тот факт, что непосредственно парадигмальный подход часто содержательно раскрывается в контексте анализа сквозь призму бинарных оппозиций, которые явственно просматриваются в инвариантных компонентах педагогического процесса (целях, содержании, технологиях и т.д.). Причем такие специфические композиции не взаимоисключают друг друга, а всего лишь выделяют одну из них как основную, когда универсальными критериями для их разграничения выступают ценности, направленность, гуманитарное качество образования. Применительно к образовательной области «Технология» они носят асинхронный, эксцентричный характер, но сохраняют созидательно-эвристическую ориентацию [4].

Система образования обладает показательной степенью инертности своих элементов и высокой степенью их связности с периферийными обла-

стями континуума знаний Социума. Эта система, подчинённая внешним и внутренним законам развития общества, подвергаясь влиянию объективных факторов и давлению различных научных школ, вынуждена непрерывно модернизироваться. Однако для соблюдения принципа не повреждения социально ранимых предметов её деятельности (в начале детей и детства, а в дальнейшем, в процессе реализации методик индивидуального обучения, - сформировавшихся личностей обучаемых), проектируемые преобразования в ней должны осуществляться крайне осторожно и не революционно, а эволюционно. Как некоторый промежуточный итог интенсивной модернизации педагогической парадигмы, нынешняя ситуация в образовании характеризуется наступлением выраженного периода рефлексивного анализа, критической переработки и объективного оценивания достижений и ошибок [2].

Поиски истин в педагогике, науке, не обладающей жёсткими количественными критериями, неизбежно приводят к решениям, выраженным преимущественно в расширенных качественных описаниях и рекомендациях. Невозможность достижения быстрых результатов, громадные затраты и усталость пионеров-энтузиастов привели к тому, что с течением времени новации заняли почётное место экспериментальных площадок, а учителя и методисты вновь изучают тематические, нормативные, рекомендательные (но по сути своей твёрдо и жёстко обязательные планы по утверждаемым различными по рангу Министерствами) «методические рекомендации» и различные образовательные стандарты. Педагоги-новаторы не стали столпами-глашатаями принципиально новых направлений педагогической науки, платная форма обучения становится превалирующей, а бесплатное образование, полностью обескровленное оттоком кадров и отсутствием финансирования, так и не преодолело барьера продиктованного новыми [рыночными] условиями качественного повышения уровня обученности выпускников, которые, как и прежде, в общей массе не отличаются особыми успехами на аттестационных испытаниях. Общая эйфория от ожидаемых революционных успехов тихо и скромно угасла, а «победа» над классно-урочной формой образования так и не состоялась.

За последнее десятилетие к средней школе, питающей профобразование учебными кадрами, подошла новая проблема - значительного уменьшения набора в младшие классы. Это обстоятельство с одной стороны обострило конкуренцию за контингент настоящих и будущих студентов и учащихся различных образовательных учреждений, с другой - оно же поставило перед родителями проблемы предподготовки к поступлению уже не только в вузы и профессиональные училища, а в первые классы начальной школы. Эгалитар-

202

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

ность мало-помалу на всей лестнице отечественного образования де-факто сменяется элитарностью. В связи с этим и множеством других причин становится неизбежной непрерывная корректировка содержания образования в решающем звене: на уровне среднего образовательного учреждения [5].

Как показывает практика, созидательным навыкам, а самое главное «прикладному» труду выпускник образовательного учреждения, чаще всего, научен слабо. Номинально он «обучен» по полной программе, определяемой соответствующими образовательными стандартами, но он не был подготовлен и решительно нацелен нынешней педагогической системой на создание ценностей, обладающих реальной потребительской стоимостью, ценностей, выдерживающих достаточно жёсткую рыночную конкуренцию.

Реалии высокой требовательности внешних обстоятельств, концентрация условностей и проблем независимого бытия, проявившихся в условиях самостоятельного существования молодой личности, высвечивают ещё одно обстоятельство - он не обучен чувствовать знания, и в первую очередь их социально-прикладной значимости. Результаты его обучения лишены эмоционального базиса. Эта глубинная основа личности, в решающей мере предопределяющая устойчивость, с одной стороны, ценностного ядра самодостаточности, а с другой -лабильности и гибкости реакций по отношению к проявлениям внешних (обучающих) факторов, обеспечивает жизнебезопасность и эффективность интенсивного обучения, устойчивую динамику совершенствования личности. Объективно выпускник образовательного учреждения должен быть обучен именно способности осознавать, контролировать и оценивать свой изменяющийся личностный и групповой рейтинг и статус в новом сообществе уже равных себе по начальному потенциалу и возможностям. Система обучения достигает этого через воспитание качеств и сознания самоценности, через воспитывающую роль учителя, через приобретаемые знания, реализуемые умения, которым его также должна научить педагогическая система и т.д.

Анализ общих закономерностей преподавания комплекса дисциплин, изучаемых в вузах и учреждениях профессионального образования, в какой-то мере позволяет ответить на проявляющиеся вопросы и проблемы и предложить (и самое главное - реализовать на практике) частные варианты методик, приёмов их разрешения, а также разработать поисковые направления методов обучения, соответствующие требованиям «педагогического времени». В богатстве своей специфики эта область позволяет решать не только технологические задачи оптимизации и эргономизации педагогических постулатов, но - развить новый подход к парадигме комплексно-модульного образования - преподавания синтеза наук. Последнее пред-

полагает постановку вопроса о совмещении во времени шага преодоления (одновременно и учителем и учеником) главных проблем возрастной педагогики: синхронное решение в учебном заведении задач воспитания и обучения - безгранично сложной и интересной и, видимо, принципиально неразрешимой на данном этапе развития педагогической науки, проблемы.

Главное в обучении для обучающегося - достижение конечного результата в виде активного овладения тем исходным материалом, той суммой знаний и умений, которые принадлежали до начала обучения в большей мере лишь учителю. Благородно-потребительская задача стоит перед учеником: воспринять, усвоить, трансформировать и перевести его (это знание) в виде умений и навыков в свою интеллектуальную собственность, преобразовать всё полученное и приобретённое в собственную базу знаний, пройти путь преобразования знаний от стадии первоначальной воинствующей рефлексии до формирования устойчивого навыка - привычки! Обучающийся должен, «преодолевая» себя, привыкнуть трудиться, школа же (и в первую очередь -профессиональная) должна получить право заставлять трудиться и одновременно быть защищённой и не бояться быть «непонятой» в этом стремлении. В противоположность наблюдающимся тенденциям снижения требований к обучающимся необходимо привыкать бояться выпустить трудонезаинтересо-ванного выпускника, не знающего основ труда, не умеющего и неспособного вызвать у себя желание трудиться. В этом состоит качественно отличная постановка задачи выпуска современного обучающегося учебного заведения любого уровня. Именно такие и именно так обученные выпускники способны быть не иждивенцами практически у самих себя, но становиться производителями, созидателями, а уж затем и потребителями, результатов, в первую очередь, своего собственного (!) труда, а не общественного в его обезличенном виде. Выпускник учебного (профессионального) заведения объективно лишён права быть простым потребителем результатов и ценностей, ранее произведённых усилиями своих предшественников. Потребительская позиция только унижает нарождающуюся личность. Радость обретения ощутимых образовательных ценностей (в том числе ценностей теоретических знаний) и радость производящего труда должны стоять рядом. Логикой взаимосвязи всех процессов обучения они обречены быть функционально взаимопроизводящими (фактически рекуррентными, взаимопроизводными). Задача преподавателя - педагогическими средствами «поставить» их рядом и доказать обучающимся рядоположенность этих ценностей. Наиболее действенный прямой и не затенённый путь -превращение обучающимся учебного фактического материала в продукт-результат познавательно-созидательной деятельности.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

203

Обучающийся не способен, в силу ограниченности своей социальной роли, нечёткости и несовершенства первоначальной жизне-смысловой сферы, сразу выполнить полноценный акт производства законченного и востребованного социумом продукта труда, обладающего достаточной товарной стоимостью. Тем более затруднительно для начинающего погружение в профессиональное обучение, адекватное восприятию нарастающей ценности создаваемых им продуктов. Особенность такого обучения состоит в постоянном присутствии и одновременно достаточно неявном проявлении специфического отложенного эффекта - самоосознании обучающимся возрастания своей обученности.

С целью достижения наиболее устойчивых результатов обучения этот путь должен быть «разбит» на промежуточные этапы, где каждый учащийся, подчиняясь требованиям системы обучения и её частным алгоритмам, будет по методически обоснованному (педагогико-технологическому) замыслу преподавателей взаимодействовать с промежуточными учебными материалами, либо задачами нарастающей трудности. Процесс их изучения и доведение полуфабриката учебного дидактического материала до конечной стадии продукта, обладающего реальной потребительской стоимостью, (а первоначально - неоспоримо высокой учебной ценностью) не составит непреодолимого труда для обучающегося со средними способностями.

Можно надеяться, что дидактический материал в его утилитарной форме сможет значительно интенсифицировать выполнение этой специфической задачи передачи знаний через активно выраженную демонстрацию перед и во взаимодействии с обучающимися созидающего аспекта прикладной функции личных орудий труда (учителя). Феномен индивидуально-контактной системы обучения позволит обоим участникам педагогического процесса добиться обоюдожелаемой цели: приобретения и овладения знаниями и умениями для обучающегося и удовлетворения педагогическим трудом для самого учителя [1]. Фактически преподаватель (учебный мастер, наставник) наглядно демонстрирует приёмы труда пооперационно преобразующие заготовку в готовую деталь, узел, изделие (в процессе теоретического обучения это соответствует поэтапному решению учебной задачи). В свою практическую деятельность учитель закладывает глубочайший смысл - раскрыть и использовать как специфическое виртуальное средство достижения педагогических целей обучающий характер созидающего, творческого труда: этим подчёркивается тончайший опосредованный смысл показа ученику результата совместного созидательного труда - «Смотри, что у НАС (!) получилось!» Этим, в первом приближении, описывается дидактическое целеполагание факторов процесса обучения. Принципиально раскрывается роль технологии обучения как средства,

задающего и определяющего основные параметры связи между обучающим, условиями, алгоритмами и принципами управления орудием труда обучения (что является основным содержанием педагогической системы) и «предметом труда» в этой области -обучающимся индивидом.

Третья составляющая дидактических средств -механизмы воздействия и управления психофизиологическими параметрами процессов обучения и анализа обратных реакций обучающихся, исключительно и полностью определяющие внутренние процессы познания, а значит и формирование личностных ценностей как итога образования, может быть охарактеризована со следующих позиций.

Как известно, желающий обучаться в первую очередь воспринимает, оценивает и запоминает ощущения новизны, полезности и практической направленности сообщаемых ему знаний. Человек прочно запоминает чувства, «сообщаемые» ему конкретным тактом процесса обучения, он становится владельцем интеллектуальной собственности, одновременно окрашивая и оттеняя содержание каждого усваиваемого элемента и ауру самого процесса усваивания собственной оценкой, личностной позицией, индивидуальными эмоциями. При этом процесс обучения характеризуется весьма резко и контрастно выделяемой особенностью: ученик приобретает состояние обученности в решающей степени за счёт богатства, ранее ему не принадлежавшего. Этим источником служит интеллект учителя, преломляемый соответствующими элементами педагогической системы, высвечиваемый в необычном, притягательном для обучающегося ракурсе: необходимостью-обязанностью для учителя - научить, а для ученика - научиться.

Библиографический список

1. Анисимов Н.М. Современные представления об изобретательской инновационной деятельности // Школьные технологии. - 1998. - № 5. - С. 49-75.

2. Анисимов Н.М. Опытно-экспериментальная деятельность преподавателя вуза как основа технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности // Школьные технологии. - 1999. - № 1 / 2. - С. 26-39.

3. Лернер П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» // Школьные технологии. - 1999. - № 4. -С. 273-292.

4. Петров К.С., Тропин В.Ф., Талых А.А. Дидактические аспекты формирования технологической культуры учащихся в образовательной области «Технология». - Петрозаводск: Verso, 2012. - 64 c.

5. Руденко В.Н., Гукаленко В.Н. Цивилизацион-но-культурологическая парадигма развития университетского образования // Педагогика. - 2003. -№ 6. - С. 32-40.

204

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.