Научная статья на тему 'Тенденции интенсификации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов'

Тенденции интенсификации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ЦЕЛЬ / МОТИВ / МЕТОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович

Объём и темп обучения в современной школе непрерывно нарастают. Изменяющиеся условия обучения вызывают необходимость разработки и использования новых систем, методов, технологий обучения. Статья освещает некоторые частные вопросы глобальной проблемы изучения большего учебного материала за меньшие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции интенсификации профессиональной подготовки студентов педагогических вузов»

Библиографический список

1. Земцова, В. И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода [Текст]: монография / В. И. Земцова. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 208 с.

2. Никифоров, А. Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения [Текст]: учеб. пособ. / А. Д. Никифоров. - М.: Высшая школа, 2007. -510 с.

УДК 37.02

Лобашев Валерий Данилович

Кандидат педагогических наук, доцент факультета технологии и предпринимательства Карельской государственной педагогической академии, ronaf@mail.ru, Петрозаводск

Талых Алексей Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент факультета технологии и предпринимательства Карельской государственной педагогической академии, Петрозаводск

ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Lobashev Valéry Danilovich

Candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Karelian State Pedagogical Academia, ronaf@mail.ru, Petrozavodsk

Talukh Aleksei Mihailovich

Post-graduate student Faculty of technology and entrepreneurship, Karelian State Pedagogical Academy, Petrozavodsk

TRENDS OF INTENSIFICATION OF STUDENTS PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTE

Потребность Социума в высококлассных специалистах предполагает эрго-номизацию образования. Объективные требования проектоники диктуют необходимость ориентации обучения в следовании чётко выверенным, ограниченным в объёме базальным основам крайне разнообразной знаковой среды обитания человека, ценность каждого элемента которой резко и контрастно меняется в возрастных границах. Так же энергично меняются механизмы наследования и передачи учебной информации. Это предопределяет направленность вектора профессионального образования на повышение продуктивности работы человеческого мозга, интенсификацию интеллектуальной деятельности человека, увеличение производительности умственного (в том числе учебного)

труда. В период модернизации педагогического образования на одно из первых мест выдвигается дидактический принцип активизации учебно-познавательной деятельности, исполнение которого в значительной степени способствует формированию гармонично развитой творческой личности на основе комплексного научного подхода к процессу обучения во всех типах учебных заведений. Показательно актуальны выдвинутые условия для педагогических вузов, в которых эффективность профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в полной мере зависит от развития их личностных профессиональных качеств и формируемых способностей к творческому преобразованию, предметной адаптации окружающей среды.

Использование эффективных приемов и методов обучения, включение студентов в творческий процесс - это оптимальный путь нахождения и актуализации внутренних резервов учебного процесса в самой личности обучающегося. Именно на этой основе можно говорить об интенсификации учебного процесса, способствующей повышению качества подготовки специалистов. Этой проблеме уделяли большое внимание педагоги: С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. И. Ильина, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластёнин и др.

Интенсификация учебного процесса определяется ими в следующих характеристиках и параметрах:

- применительно к высшей школе этот процесс означает повышение качества обучения и снижение временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения (С. И. Архангельский). Суть интенсификации состоит в эффективности преподавания, учения и учебного материала [1];

- стимул и мера повышения производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени (Ю. К. Бабанский);

- решение проблемы в высшей школе в применении алгоритмизации и программированного обучения (В. П. Беспалько);

- условие обеспечения прочного усвоения строго отобранного круга профессионально необходимых знаний и выработка соответствующих умений и навыков в оптимально допустимые интересам общества сроки [2], что достигается за счёт строгого отбора учебного материала и применения активных методов обучения, способствующих выработке у студентов таких знаний, которые могут иметь в будущем практическую ценность (Т. И. Ильина);

- вариант реализации технологии проблемного обучения (И. Я. Лернер);

- качественный показатель в ракурсе соотношения науки и учебного предмета в структуре содержания подготовки специалиста высшей квалификации, и комплексный показатель соотношения воспроизводящих и творческих процессов в структуре учения как специфического вида познавательной деятельности человека [4]. Эта система раскрывает целенаправленный процесс конструирования новых знаний на основе познавательной деятельности обучающихся, развитии интереса и мотивации к учению (П. И. Пидкасистый);

- основа программно-целевого подхода (В. А. Сластёнин). Суть его заключается в единстве всех сторон обучения, в их подчинении конечному результату, формировании всесторонне подготовленной, социально активной личности специалиста. Переход на интенсивный путь обучения в высшей школе стимулирует разрешение задач поиска и отработки методов, приемов, способов и средств обучения, позволяющих поднять эффективность учебно-воспитательного процесса. Причем, не за счет напряжения в труде преподавателя и обучающегося, а за счёт создания более благоприятной и производительной атмосферы труда [5].

К приведённым высказываниям необходимо добавить, что интенсификация обучения предполагает также и активизацию учебно-познавательной деятельности, в которой реализуются творческие возможности и резервы личности, не проявляющиеся в обычных условиях.

Анализ и обобщение результатов научных исследований позволяют выделить следующие основные направления интенсификации обучения:

1. Квалиметрия качества и целенаправленности обучения;

2. Усиление мотивации учения;

3. Повышение поэлементной и суммарной информативной емкости содержания образования;

4. Дидактическое обоснование применения активных методов и форм обучения;

5. Ускорение темпа учебных действий;

6. Развитие и совершенствование навыков учебного труда;

7. Применение средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Для достижения поставленных целей необходима соответствующая адекватная профессионально-педагогическая и творческая подготовка преподавателя. В её организации присутствуют следующие тенденции:

- функциональное совершенствование творческой подготовки с использованием средств интенсификации учебного процесса;

- интеграция компетентностных и личностно-ориентированных стратегий;

- развитие инфокоммуникационных технологий в профессионально-педагогическом обучении студентов педагогического вуза.

Педагогическая практика всегда рассматривается как некоторая область интенсификации профессионального и личностного роста обучающегося и фактор определяющий его непосредственное включение в реальную деятельность через выполнение должностных обязанностей и овладение логикой профессионального поведения учителя.

В общем случае интенсификацию рассматривают как систему:

1. базирующуюся на органическом сочетании социальных, экономических, педагогических, психологических, физиологических закономерностей и принципов и обеспечивающую достижение максимальной эффективности в подготовке будущих специалистов к общественной и профессиональной деятельности; 34

2. характеризующуюся:

- активизацией форм социального взаимодействия педагогической науки и практики;

- активно проявляемой профессиональной и познавательной деятельностью обучаемых;

- расширением, углублением и усложнением связей будущих специалистов с окружающими их людьми;

- стабильно прогнозируемым развитием устойчивой готовности обучающихся к производительному труду при рациональном оценивании исполнителем результатов этого труда;

3. основывающую эффект своей реализации на дальнейшей интенсификации производительной деятельности, унификации содержания образования;

4. представляющую достигаемый уровень совершенствования профессиональной подготовки через частные результаты действия, совершаемые на основе комплексного подхода в триедином отношении: теоретическом, организационно-управленческом и исполнительном;

5. созданную в соответствии с требованиями и идеями Закона об образовании, целями и задачами развития профессионального образования, общественными запросами и требованиями науки, техники и производства к подготовке будущих специалистов.

Педагогический процесс начинается с проектирования его целей. Их конкретность в значительной степени определяет интенсивность учебной деятельности обучающихся. Недостаточная напряженность целей расхолаживает преподавателя и студентов, делает обучение рыхлым, разбросанным.

Одним из определяющих личность качеств являются её способность к самооценке и самоопределению, и в первую очередь - оценке уровня профессиональной компетентности. Рассматривая последнюю, как некоторый комплекс-набор функций неудовлетворенности личности собой, с одной стороны, и оценку недостигнутого уровня самореализации - с другой, поиски решения задачи интенсификации обучения, представляемой как способ и метод преодоления выделенного разрыва, возможно направить на создание аппарата помощи обучаемому в направлениях:

- раскрытия внутреннего содержания и направления самоанализа предъявления "себя себе", самоизучения и самоутверждения;

- закрепления умений проявления, активизации способности сообщать (а, следовательно, и в значительной мере анализировать) о своих чувствах, ощущениях эмоциональной оценке фактов, явлений, комплекса новизны и т. п.;

- раскрытия и усиления способности фиксации причин возникновения тех или иных состояний;

- обучения приёмам саморазвития способностей формирования "пути", шагов повышения уровня обученности, уровня ощущений общего изменения менталитета.

Повышение внутренней напряженности целей обучения предопределяет интенсификацию обучения. Это в свою очередь требует от студентов активизации учебной работы, ориентируя их на развитие мышления, волевой сферы когнитивных способностей. В этом состоит специфика осуществления на практике интенсивного подхода к целеполаганию. Необходимо иметь в виду разнообразие целей, выделяемых по различным основаниям: цели предмета в целом, цели выделенного раздела, цели отдельной темы. В дальнейшем они декомпозируются, преломляются преподавателем в соответствии с требования и условиями проведения занятий в конкретных учебных группах студентов. Это позволяет решать дополнительные задачи восполнения пробелов и устранения недостатков в подготовке студентов. Любая цель достигается исполнением четко описанных конкретных задач. В практике цели и задачи часто употребляются и как рядоположенные понятия.

Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Быть достаточно напряженными, ориентированными на максимум возможностей студентов, вызывать высокую (наивысшую) активность.

2. Быть принципиально достижимыми (явно завышенные цели, приводят к самоотключению студентов от решения поставленных задач).

3. Уровень их предъявления не должен превышать предельного уровня осознания: в противном случае они не становятся руководством к действию.

4. Быть конкретными, учитывающими реальные учебные возможности данного студенческого коллектива в зоне его ближайшего развития.

5. Быть пластичными, меняющимися с изменениями условий, возможностей для их достижения.

Цель - стимулирует, либо отвергает мотив деятельности. Для полноформатной интенсификации обучения необходимо не только выработать более напряженные цели и усилить мотивацию учения. Определенные изменения необходимо внести в содержание образования. В психолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большое значение новым подходам к отбору и структурированию содержания основ наук с целью повышения продуктивности обучения. В условиях лавинообразного накопления научной информации целесообразной становится подача материала не мелкими дозами, а крупными блоками: в начале предъявляется к усвоению некоторый общий образ содержания и лишь затем более конкретные его составные части. В обновленных учебных программах приняты конструктивные меры повышения информативной ёмкости и содержания образования в условиях интенсификации учебного процесса: а) конкретизация направленности содержания на комплексное осуществление трех его основных функций - образовательной, воспитательной и развивающей; б) повышение информативной ёмкости каждого занятия за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности; в) подача

материала укрупнёнными блоками, усиление роли ассоциаций в процессе изучения материала, проведение комплексных обобщающих занятий; г) повышение значимости теории в содержании образования; д) расширение применения дедуктивного подхода там, где он оказывается особенно эффективным; е) усиление межпредметных связей; ж) минимизация числа упражнений при безусловном обеспечении поисковых решений наибольшего круга учебно-развивающих задач; з) применение ограниченного числа алгоритмических указаний в процессе обучения; и) использование ИКТ-технологий; к) приёмы предвосхищающего формирования общеучебных умений и навыков; л) концентрация внимания на усвоении ведущих понятий, умений и навыков, выделяемых в обновленных учебных программах.

Система профессиональной образовательной деятельности наиболее контрастно выделяет интенсификацию в сферах и процессах: а) изложения и контроля содержания учебного материала, б) исполнения учебных заданий, в) квалиметрии параметров учебного процесса и уровня обучен-ности обучающихся. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм, средств, приемов, активизирующих учебно-познавательную деятельность обучающихся. Большую роль в этой ситуации играют проблемно-поисковые методы, учебные беседы, дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельная работа учеников, алгоритмизация и т. д. В практике работы вузов все шире находят применение методы проблемного обучения. Организация интенсивного учебного процесса предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации об уровне эффективности применяемых мер и столь же оперативное регулирование и коррекцию обучения.

Возникает необходимость значительно повысить требования к используемым в учебном процессе методам контроля и оценки знаний. Для интенсификации обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. Педагогу недостаточно знать только пробелы в знаниях обучаемых, но необходим и анализ причин их возникновения. Это могут быть недостатки здоровья, дефекты воспитанности личности, плохие домашние условия, изъяны самого процесса обучения, в том числе отсутствие индивидуального подхода и т. д.

В педагогике установлена возможность решать одну и ту же учебно-воспитательную задачу разными апробированными сочетаниями не только методов, но и форм организации учебного процесса. Вместе с тем, современная дидактика рекомендует непрерывно обновлять арсенал форм организации обучения, вносить в общую копилку опыта все новые и новые подходы к работе с обучающимися. Весьма важно, как можно шире использовать собеседования, семинары, конференции, встречи со студентами. На таких занятиях монолог педагога успешно дополняется и заменяется диалогом с обучающимися. Однако применяемые вербальные системы коммуникаций не могут полностью транслировать многообразие смыслов (учебной) информации. Знаковая форма всегда тяготеет над содержанием, определён-

ным образом искажая его. Проблемы интенсификации обучения выделяют в совершенно самостоятельную структуру вопрос о соотношении в учебном процессе объёмов учебных сообщений, их содержания, сложности задач и целей теоретического и практического обучения.

Обучение - нелинейная ситуация открытого диалога. Особо это относится к процессам формирования умений: период их конструирования характеризуется нарастание энтропии системы, что демонстрируется её значительной интенсификацией и экстенсификацией. Изменение энтропии системы (обучения) выражается в критериях (количественных и качественных) интеграции, интенсификации и экстенсификации, корреляция между которыми в решающей степени задаётся и определяется ведущим преподавателем, обладающим исчерпывающей информацией о креативных потенциалах своих подопечных. Факт и мера интенсификации процесса обучения выражают в форме преломления, перемежания интереса и мотивации важный компонент отношения личности к деятельности. В этой ситуации средства интенсификации обучения, выступая в форме по сути алгоритмо-технологической цели, являют себя одной из ведущих составляющих педагогической технологии.

Современные организационные формы обучения, реализующие требования интенсификации процессов развития личности, возможно представить следующими тремя группами:

- коллективное обучение - наиболее полно выражено в постулатах классно-урочной системы, и наиболее прочно устоялось в практике обучения общеобразовательной школы;

- кооперативное - соответствует обучению в составе малых коллективов с возвратом к первооснове общения и разделения родовой ответственности, совершенствуется в возрождающихся формах бригадного и экипажного обучения;

- личностно-ориентированное - обучение, предполагающее органическое сочетание коллективных и индивидуальных форм, при преобладании последних; при этом используются интенсивные способы обучения: контекстное, диалоговое, проблемное, программированное и др.

Поиск и приведение к компромиссу выявленных и фиксируемых как объективные различий, мотиваций, целей, темпов индивидуального и коллективного совершенствования, а также определение степени их влияния на безошибочность конструирования исходных состояний участников процесса обучения и конфигураций предлагаемых маршрутов обучения - в этом состоит решение одной из главных задач педагогической технологии, формирующих форсированные, эффективные маршруты и средства, а также методы преодоления возникающих затруднений в обучении специалистов, подготавливаемых по заказу социума.

Интенсификация обучения, при относительно равных по совершенству педагогических системах, технологиях, методах, прежде всего ограничивается психофизиологическими способностями (параметрами) человека.

Первоначально дезадаптивированная личность (обучающийся) выступает в качестве создателя своего специфического дискурса, формируя через конструирование "личностного" языка (по сути - раздела личностного тезауруса) и сознание и подсознание. В настоящем наблюдается синтез психофизиологических требований к организации практического обучения, интеллектуализации теоретических основ моделирования процессов передачи специальных знаний при неразрывной многоуровневой структуризации содержания систем профессионального обучения. Столь плотная упаковка профессиональной (в своей основе - учебной) информации, выполненная в пространственно-временных рамочных ограничениях, и присутствие жёстких, имеющих достаточно различную базовую основу, требований к ней разрешается путём значительной интенсификации режимов обучения и мобилизации внимания обучающихся. Нарастает противоречие между увеличением объёма и усложнением знания и традиционными методами их передачи. В качестве средств разрешения этого противоречия теория обучения предлагает интегрировано-интенсифицированные методы обучения - проблемное, программированное обучение, методы суггестологии, гибкие обучающие системы, проектное обучения, case-технологии. Достаточно явно противоречия между знаниями и деятельностью проявляются в проблемном обучении. Необходимо учитывать, что в творческой работе процесс часто важнее результата: как правило, обучаемого сравнительно мало интересует оценка в период интенсивного поиска решения, однако он практически никогда не пребывает в безоценочной, идеалистической творческой ситуации. Семантика создаваемого виртуального оперативного средства общения полностью зависит от условий его создания и намерений дальнейшего использования каждой участвующей стороной.

Дискурс проявляется как объективная необходимость организации обмена идеями, выражения взаимовлияния, проявления эмпатии. В создаваемой педагогической ситуации он, конструируя и стимулируя условия интенсивного контекстного обучения, объединяет логику дискурсивной практики образовательной среды с объективными законами социального и экономического порядка. При этом вырабатываются практикоориенти-рованные функции ситуативного использования лингвистических единиц языка и речи.

С внедрением компьютеров в учебный процесс появляется уникальная возможность для решения задач нового типа, называемых оптимизированными (например, задачи "коммивояжера", развитие case-метода и др.), в которых из ряда возможных вариантов решений выбирается один, наиболее рациональный с определенной точки зрения. Применяемые обучающие программы позволяют широко использовать приёмы решений, основанных на когнитивной графике. Компьютер успешно соединяет в себе ряд традиционных технических средств обучения.

Интенсификация реализуется в пространстве "затраты - результат" на трёх уровнях (коллективных масштабах) индивид - технология - систе-

ма. Она тесно коррелирована с побудительно-исполнительной мотивацией обучающегося. Внедрение её основных положений дисциплинизирует технологию обучения:

- требует, предполагает и стимулирует качественное совершенствование критериев оценивания результатов управления и саморазвития модели (системы);

- выставляет модифицированные количественно-качественные критерии;

- в некотором роде формирует средства и методы оценивания развития систем на различных этапах при различных внешних и внутренних факторах. И только при выполнении условий непрерывной модификации подходов к организации учебного процесса элементы и в целом система интенсификации приносит ожидаемые результаты в области повышения качества обучения.

Библиографический список

1. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст]/ С. И. Архангельский. - М., 1989. - 368 с.

2. Ильина, Т. И. Актуальные проблемы высшей школы [Текст]/ Т. И. Ильина // Новое в теории и практике обучения. - М., 1979, вып. 4 - С. 11-28.

3. Лобашев, В. Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения [Текст]/ В. Д. Лобашев // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 128-130.

4. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.

5. Сластёнин, В. А. Аксиологические основания образования [Текст]/ В. А. Сластенин. - М., 2000. - С. 180-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.