Научная статья на тему 'Становление креативного опыта в подготовке будущих педагогов-художников'

Становление креативного опыта в подготовке будущих педагогов-художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томарова Наталья Германовна

Разделяются понятия «творчество», «креативность», «творческий опыт», «креативный опыт», раскрываются особенности процесса становления креативного опыта будущего педагога-художника и его структурные составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление креативного опыта в подготовке будущих педагогов-художников»

профессионально-личностного становления. Поведение педагогов на этой стадии имеет выраженную нравственную направленность, что проявляется в первую очередь в гуманном отношении к ребенку. Уровень профессионально -нравственного становления, достигнутый студентами на этой стадии, может быть признан достаточным для начала профессиональной деятельности.

Основными педагогическими методами на этой стадии выступают микропреподавание, метод профессиональных проб (включение в реальные ситуации педагогической деятельности), тренинг, метод проектов.

Стадия профессионально-нравственного саморазвития. «Обмен ценностями» с внешним миром приобретает системный характер. Осуществляется творческое моделирование профессиональной деятельности, профессиональная деятельность выступает для студента во всей ее целостности, как единый объект моделирования, проектирования и конструирования. Главная характеристика профессионально-нравственного становления студента педагогического колледжа на этой стадии - целостность, поскольку он оказывается способным осуществлять и регулировать позитивное развитие всех компонентов в их взаимосвязи, владеет системой средств профессионально-нравственного становления. Студент выступает субъектом не только профессиональной деятельности, но и собственного профессионально -нравственно -го становления. Уровень, достигнутый студентом на стадии саморазвития, может рассматриваться как творческий, хотя элементы творчества, несомненно, присутствуют и на предыдущих стадиях. Таким образом, субъект-субъектные отношения на стадии профессионально-нравственного саморазвития характеризуются понятием «творчество». Что касается профессионально-нравственного поведения, то оно отличается устойчивостью, надситуативностью, постоянным соотнесением с нравственными ценностями, признанием человека главной ценностью в системе профессиональной деятельности.

Главная роль на этой стадии принадлежит комплексным методам поддержки профессионально-нравственного становления студентов педагогического колледжа, таким как метод воспитывающих ситуа-

ций, метод моделирования, проектирования и конструирования педагогических ситуаций, метод консультирования и др.

Управление процессом профессионально-нравственного становления будущих педагогов отличается такими характеристиками, как гуманистическая направленность, системность, индивидуализация. Определение стадии становления профессионально-нравственной позиции студента педагогического колледжа позволяет в полной мере реализовать эти характеристики, спроектировать индивидуальную траекторию процесса.

Литература

1. Борьггко, Н.М. Система профессионального воспитания в вузе / Н.М. Борьггко. М., 2005.

2. Колесникова, И.А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И.А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борьггко. Волгоград, 2004.

3. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории) / Н.К. Сергеев. СПб.-Волгоград, 1997.

Н.Г. ТОМАРОВА (Тольятти)

СТАНОВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОГО ОПЫТА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ

Разделяются понятия «творчество», «креативность», «творческий опыт»,

«креативный опыт», раскрываются особенности процесса становления креативного опыта будущего педагога-художника и его структурные составляющие.

В последние годы происходят кардинальные изменения в жизни нашего общества, появляются новые технологии, материалы, компьютерные и образовательные программы, и поскольку знания быстро устаревают, ученые и педагоги все чаще сталкиваются с необходимостью определе-

© Томарова Н.Г., 2008

ния профессиональных качеств, обеспечивающих возможность оптимальной реализации в избранной специальности.

Для современной образовательной парадигмы актуально осознание целей высшей школы, которые связаны не только с приобретением знаний, формированием умений и навьжов, но и с формированием личности специалиста, обладающего профессиональнотворческим мышлением. Разрабатываются инновационные технологии обучения студентов, в основе которых лежит творческий подход к их профессиональному становлению. Как отмечает Т.А. Барышева, «целью креативного обучения является освоение системы знаний и продуктивная передача социального накопленного опыта, направленные на реализацию их в профессиональной практике в непредвиденных жизненных обстоятельствах» [1].

Понятие творчества, креативности (от лат. creation - созидание, образ, создание, творческосгь) широко представлено в зарубежных и отечественных научных исследованиях, где имеет различную трактовку. При этом «творчество» и «креативность» «пользуются двумя характеристиками: процессуаль-но-результативной (для обозначения творчества) и субъективно-обусловливающей (для обозначения креативности)» [6: 129]. Сегодня «креативность» не является устоявшимся понятием. По мнению А.В. Морозова, «способность к приобретению знаний называется обучаемостью, способность к применению опыта-интеллектом, способность к преобразованию опыта - креативностью» (Там же: 59). Мы рассматриваем креативность как способность субъекта проявлять творческую активность, в результате которой развиваются творческие качества личности.

В художественно-педагогическом образовании творчество имеет особое значение. Профессиональная подготовка преподавателя изобразительного искусства складывается, с одной стороны, как система формирования качеств личности педагога, с другой -художника-профессионала. Педагогу-худож-нику важно владеть изобразительными и технологическими навыками, уметь творчески подойти к работе в любом направлении изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, обладать компьютерной грамотностью, а в педагогической практике видеть художественные способности учащегося и компетентно развивать их, применяя современные формы и методы. Начиная с первого курса, мы приобщаем студентов к художественно-творческой деятель-

ности как основе профессии, с целью дальнейшего использования творческого опыта в художественно-педагогической практике, т.к. в подготовке педагога-художника творческий опыт является необходимым фактором становления творческой личности.

В психологии творчества понятие «творческий опыт» употребляется учеными в исследованиях как результат деятельности творческой личности [1]. По мнению

Н.В. Вишняковой, развитие креативной личности «реализуется через созидательносгь и новаторство, креативный опыт и творческий поиск в самокреативности творческой индивидуальности» [2]. Креативный опыт в нашем понимании - это результат (продута1) мыслительной творческой деятельности субъекта, на основе которого формируется качество личности для дальнейшего саморазвития. Креативный опыт непрерывен и взаимосвязан, его движение можно рассматривать в диалектическом развитии: предметно-когнитивный опыт - эмоциональное переживание - осмысление - переработка-опыт творческой деятельности-креативный опыт. Таким образом, креативный опыт содержит в структуре когнитивную (знания), деятельностную (умения и навыки) и эмоциональную (отношение к миру, чувственные переживания) составляющие.

Непрерывность креативного опыта объясняется постоянным движением и развитием. Мыслительный процесс направлен на мотивированное действие субъекта (в проблемной ситуации), он развивается на стадии отбора (выбора) необходимой информации и ее комбинирования в новом качестве, содержании, форме, приобретается опыт мыслительно-творческой деятельности на основе созидания идеи (творческого продукта) как итог приобретения творческого опыта. Приобретенный творческий опыт в одной деятельности трансформируется в другой в непредвиденной ситуации, на основе прошлого опыта происходит отбор необходимых действий и содержания, выражающихся в новых идейных формах. Накапливается информация, приобретается опыт способов творческого подхода к решению проблем, по выражению А.Н. Лука, «способность к сцеплению», т.е. «способность индивида объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним личностным опытом» [5: 45]. Таким образом, формирование креативного опыта-это непрерывный процесс.

Для проявления креативности студентов - будущих педагогов A.B. Морозов выделяет необходимые условия обучения: наличие творческой личности, творческого процесса, творческой среды [6: 96]. Для художника-педагога эти условия являются основой профессионального становления. Такими условиями являются:

- личная мотивация субъекта, направленная на познавательную деятельность (актуальность, значимость, востребованность);

- художественные способности (образная память, художественное восприятие, эмоциональное мировосприятие);

-методы и формы обучения, направленные на развитие творческих педагогических и художественных способностей (чувства цвета, формы, воображения, фантазии), индивидуальных особенностей личности;

- творческий процесс созидания оригинальных продуктов изобразительной деятельности.

Изучая художественно -педагогические дисциплины, студенты получают систему знаний, умений, навыков; опыт творческой деятельности в учебной художественно-педагогической практике; приобщение к миру художественной культуры, на основе чего развиваются эстетический вкус и субъектное отношение к мировосприятию и его творческой интерпретации; коммуникативные навыки в процессе работы над творческим проектом.

В результате творческой деятельности у студентов накапливается опыт творческой деятельности. Основные процессуальные черты творческой деятельности, по И.Я. Лернеру, включают самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение структуры объекта; видение новой функции объекта в отличие от традиционной; учет альтернатив при решении проблемы; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода, способа, объяснения [4: 9].

В процессе приобретения опыта творческой деятельности в художественной и педагогической практике у студентов развиваются способности к нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, а в художественно-творческой работе повышается уровень эстетико-ценностного ми-

ровосприятия, способность качественно нового уровня в выборе выразительных изобразительных средств и содержания художественного образа, технологических и методических подходов в художественно-педагогической деятельности. Таким образом развиваются креативные качества личности, на основе которых в творческой деятельности реализуется креативный опыт.

Показатели креативного опыта будущих педагогов-художников можно разделить на приобретенный опыт в творческой педагогической и художественной деятельности.

В состав художественно-творческого опыта включаются следующие компоненты: знания, приобретенные в процессе обучения: теории, законы, правила приемов изобразительного искусства (композиции, перспективы и т.д.) и технологий; восприятие знаний и применение их на субъектном уровне; опыт творческой деятельности (умения и навыки, приобретенные в процессе художественно-творческой деятельности); эстетическое восприятие и оценка действительности на субъектном уровне; наличие новых идей, замысла, образов, умение комбинировать их в новых условиях на основе прошлого художественного опыта; видение нового композиционного способа художественного решения, художественно-творческой переработки материала; свобода владения выразительными изобразительными средствами и использование их в оригинальных решениях; быстрота включенности в тему и вариативность подходов к новому заданию, видение нескольких вариантов композиционных решений.

В состав опыта педагогического творчества входят ярко выраженное умение анализировать ситуацию с позиции учащегося (что ему интересно, важно и разовьет его способности); умение разрабатывать методы и средства, отличные от традиционных [3: 88]; умение ориентироваться в современных условиях разнообразия путей художественного образования учащихся, быть готовым к предоставлению услуг по многим направлениям, учитывающим разные факторы обучения.

Таким образом, можно отметить, что значимость становления креативного опыта личности в подготовке будущих педагогов-художников заключается в приобретении ими соответствующих компетенций в области художественно-педагогических знаний, приобретении и способности применения опыта творческой деятельности в учебной и

профессиональной практике, готовность к творческому саморазвитию, самосовершенствованию, умение реализовать себя в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

Литература

1. Барышева, Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т.А. Барышева. СПб., 2005.

2. Вишнякова, Н.Ф.Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Ф. Вишнякова. М., 1996.

3. Григорович, JI.A. Педагогика и психология: учеб. пособие / JI.A. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2001. 480 с.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М., 1981. 186 с.

5. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. 144 с.

6. Морозов, A.B. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / A.B. Морозов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. 560 с.

Е.А. ЕВСЕЦОВА (Казань)

ИНТЕГРАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Характеризуются возможности интеграции концептуального и компетентностного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики.

Проблема интеграции концептуального и компетентностного подходов в обучении студентов истории педагогики возникла не сегодня. Однако в связи с Болонской конвенцией и стандартизацией высшего педагогического образования актуальность и значимость этой проблемы существенно возрастает. Одно из существенных противоречий данной проблемы - определенный разрыв между возложенной на педагога ответственной миссией по воспитанию и образованию подрастающего поколе -

ния и уменьшением количества времени на изучение учебных предметов образовательной области «Педагогика» по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования. В этой ситуации на страницах как зарубежных, так и отечественных педагогических журналов дискуссионными остаются вопросы, для чего изучать и как преподавать историю педагогики будущим педагогам?

Не вызывает сомнений, что изучение истории педагогики в вузе имеет большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение в общей системе профессиональной подготовки будущего педагога. Без изучения опыта предшествующих поколений невозможно понять не только современную образовательную систему и её исторические перспективы, но и саму сущность воспитания, образования, творческого саморазвития личности. Образно говоря, без фундаментального историке-педагогического образования можно стать хорошим урокодателем, но творчески работающим учителем - никогда.

Вместе с тем ещё в 80-е гг. XX в. в журнале «Советская педагогика» активно обсуждались проблемы истории педагогики как науки и учебного предмета. Авторы статей - известные методологи истории педагогики З.И. Равкин, А.И. Пискунов,

Э.Д. Днепров, Ф.А. Фрадкин, Е.Г. Осов-ский и другие вели научные дискуссии о методологических и концептуальных проблемах дисциплины, о сущностных характеристиках фундаментализации педагогического образования. Следует отметить, что и современной тенденцией совершенствования высшего педагогического образования остается его фундаментализация.

Усиление фундаментализации может внести существенный вклад в повышение качества высшего профессионального образования, но, как считает В.И. Андреев, только при следующих условиях: «более углубленном изучении базовых и современных концепций в соответствующих курсах и спецкурсах; усилении межпредметных и внутрипредметных взаимосвязей при изучении теорий, технологий, соответствующих категорий, базовых понятий; вовлечении студентов, начиная с 1-го курса, в учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую, проектно-творческую деятельность и т.д.» [1: 10].

© Евсецова Е.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.