Научная статья на тему 'Методика формирования креативной компетентности студентов-филологов: современное состояние и перспективы разработки'

Методика формирования креативной компетентности студентов-филологов: современное состояние и перспективы разработки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / COMPETENCE / SKILL / CREATIVE WORK / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Юлия Алексеевна

В статье рассматривается вопрос формирования креативной компетентности студента-филолога, обосновываются методы, приёмы и способы формирования данной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF CREATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN RESPECT TO STUDENTS MAJORING IN PHILOLOGY: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article concerns the question of creative competence development and justifies the methods, techniques and ways of this process.

Текст научной работы на тему «Методика формирования креативной компетентности студентов-филологов: современное состояние и перспективы разработки»

УДК 371.3

Q>

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ

TECHNIQUE OF CREATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN RESPECT TO STUDENTS MAJORING IN PHILOLOGY: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

© Ю.А. Белкина

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Рос

© Y.A. Belkina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (R

В статье рассматривается вопрос формирования креативной комг обосновываются методы, приёмы и способы формирования данной компетет

The article concerns the question of creative competence develo niques and ways of this process.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; творчес

Keywords: competence; skill; creative work; creativity.

Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации, важнейшим фактором успешности которых является личность, ориентированная на инновационную деятельность, способная к самосовершенствованию и саморазвити Это обусловливает необходимость реформ в сфере образования, стратегическо нией которых должно стать соз условий для освоения личностью н способов деятельности и моделей

мара)

ти студента-филолога, ти.

and justifies the methods, tech-

вность.

нее как отноше-

Национальной (2000-2025 гг сти творчес этом поиск отражаю социал развитии, с

ния, что предполагает развит критического, так и творче ния к миру.

Сложившаяся в нас стема образования недоста рована на развитие креа стей обучающихся. Ряд правительственных инициатив направлен на изменение стратегии деятельности в этом направлении.

емя си-о ориенти-способно-

В

петентност

трине образования РФ на идея необходимо-ития личности. При концепции образования, нения в обществе в его омическом и культурном вается с реализацией ком-остного подхода.

ласно Национальному образова-му проекту «Наша новая школа» .), школа будущего востребует тип ля, открытого ко всему новому, спо-ого к развитию творческих способностей учеников. В ГОС ВПО по специально-ти «Русский язык и литература» (050301) второго поколения (2005 г.) развитию креативности студентов было уделено недостаточно внимания, идея формирования ком-петентностей будущего учителя, не будучи сформулированной, присутствовала только имплицитно. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» (2010 г.) заложен большой интегративный потенциал, требующий усиления междисциплинарных связей и создания возможности для междисциплинарного переноса знаний; усилена научно-исследовательская компонента подготовки студентов. Однако эти инициативы требуют практической реализации. Все сказанное выше свидетельствует о необходимости качественного обновления и совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя русского языка и литературы в направлении формирования его способности к саморазвитию, активизации собственных творческих способностей и умению развивать ли-тературно-творче ские способности буду-

щих учеников - формирования креативной компетентности.

В динамичном, меняющемся мире закономерна смена образовательных систем. Мы разработали такую методическую систему, принципы, закономерности которой переносимы в иную образовательную систему. Ведущей идеей формирования креативной компетентности студентов-филологов выступает их личностное и профессиональное развитие. Концептуальной основой построения методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза является, с одной стороны, направленность высшего филологического образования в педагогическом вузе на формирование личных креативных способностей студентов-филологов, с другой стороны - на обучение будущих учителей русского языка и литературы способам развития литературно-творческих способностей школьников. Ядром данной методической системы является образовательная программа, задающая стратегию деятельности всем преподавателям гуманитарных дисциплин, обучающи студентов-филологов, направленная на формирование нового типа учителя, о дающего креативной компетентн Целью проектируемой методичес: стемы является формирование к личности, способной к эффективной творческой самореализации и развитию литературно-творческих способностей учеников, обладающей креативной компетентностью педагога-филолога, профессионально мобильной.

си

Методическая учебного процесса в докторских диссе математического с позиций комп сматриваются мирования тивной ком информ тентност ского на

организации аботана в ряде о естественно-В частности, тного подхода рас-ические системы фор-онной и коммуника-ости будущего учителя офессиональной компе-ентов физико-математиче-вления; с позиций проблемно-

ативного подхода - система методи-дготовки будущих учителей хи-стемного подхода - методическая ема обучения студентов информатике;

ывного фор-ения студен-

изучаются принципы и идеи креативн дагогической системы непрерывн мирования творческого мышлен тов. Проблема построения методической системы обучения студентов-филологов в современной отечественной педагогической науке поднималась с позиций интегра-тивного подхода. В методике и педагогике высшей школы отдельные работы также посвящены проблеме развития творческих способностей, творческого потенциала личности, в частности, аспектам формирования и развития художественно-творческих способностей музыкантов, их духовно-творческого потенциала Структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога (методологическим проблемам обучения русскому языку) посвящены публикации Т.М. Балыхиной [1]. Этот опыт, несомненно, ценный, но он не обеспечивает в полной мере профессиональную деятельность учителей, так как не ориентирован на обучение студентов развитию литературно-ческих способностей учеников. Теоре-еский анализ работ, посвященных разви-ию творческих способностей учеников, свидетельствует о нерешенности проблемы формирования креативной компетентности студентов-филологов. Эти выводы подтверждаются и практикой. Учителя, считающие приоритетными задачи подготовки учащихся к ЕГЭ, не ставят (не могут или не хотят) перед собой цели развития литературно-творческих способностей школьников в системе, работают в этом направлении эпизодически, поэтому результаты развития данных способностей учеников, как правило, низкие. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки нового поколения учителей, понимающих значимость и необходимость решения данной проблемы, знающих конкретные методики развития творческих способностей школьников, готовых проявить собственные творческие способности в профессиональной деятельности.

Анализ современных подходов к высшему профессионально-педагогическому образованию показал, что ведущие идеи де-ятельностного, личностно ориентированного, личностно деятельностного, акмеологи-ческого, контекстного, андрагогического подходов объединяет компетентностный

нова грно-

подход. Данный подход интегрирует принципы: 1) деятельностного подхода, так как компетентность непосредственно проявляется в деятельности и связана с выявлением, постановкой и решением множества проблем и задач; 2) личностно ориентированного подхода, ориентирующегося на личность, её потребности и возможности, на её цели и ценности, становление духовно-нравственных качеств; 3) акмеологического подхода, так как компетентность понимается как непременный атрибут и одна из вершин профессионализма, определяющая целенаправленность, стремление, готовность и способность личности к осуществлению педагогической деятельности; 4) контекстного подхода, предполагающего обучение студентов через «погружение» в контекст профессиональной деятельности; 5) андрагоги-ческого подхода, основывающегося на продвижении обучаемого к самостоятельному освоению знаний, навыков, умений, к его активному участию в выстраивании и коррекции собственного образовательного маршрута, гибкой адаптивности к изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, наиболее оптимальным, с нашей точки зрения, подхс дом, в рамках которого возможно тивное формирование креативных спо ностей студентов и их умения творческие способности школьнико ется компетентностный.

Несмотря на то, что пробл ления понятий «компетентност и «компетенция» обсуждается на пр( нии ряда лет как российскими, так и ежными

исследователями, она не ановится менее актуальной и так же нужд ется в терминологическом уточнении, к к и типология данных понятий, структура, технология их

споре наметились эльзовании понятий тетентность»: первая ольку идут от едино-эго на Западе, вторая яет их тесную связь, но тость. С нашей точки зрения,

формирования. В н две тенденции «компетенция» отождествляет го понят тенденция о не то

ность - системное понятие, зна-авляющими которого являются ли, ценностные ориентации, зна-ения, навыки, рефлексия. Компетен-

ем как интегральное о личности, обу-

ция - составляющая этой системы, ос формирования компетентности, структурно-функциональная единица компетентности. В понятии «компетентность» мы выделяем такие её стороны, как способность и готовность к результативной деятельности. Считаем, что компетенция осваивается личностью в образовательном процессе, а компетентность формируется в процессе этого освоения.

Креативную компетентность студентов-филологов многофакторное словливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей. В креативной компетентности студента-филолога мы выделяем такие её компоненты, как аксиологический (творческое отношение к слову и к человеческой личности как ценности), мотивационный (потребность в творческом заимодействии с текстом и стремление пе-едать эту потребность ученику), когнитив-особность к творческому взаимодей-с текстом через диалог с учеником, проявляющая себя в создании собственных дожественных, критических и публицистических текстов; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач; умение использовать филологические знания для решения профессиональных творческих задач), операциональный (владение методиками анализа художественного произведения в его родовой специфике и владение методиками развития литературно-творческих способностей учеников; умение творчески использовать накопленный опыт и создавать новые методики), рефлексивный (рефлексия по поводу собственной творческой деятельности; рефлексия по поводу своей роли учителя в процессе создания художественного и критического текста учениками). В структуре креативной компетентности проявляется креативная компонента следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической. Филологическая компетенция в составе креативной компетентности предполагает уме-

ние студентов выстраивать ценностные диалогические отношения с текстом культуры, создавать оригинальные авторские художественные, публицистические тексты, вариативность интерпретации текста, способность к метафоризации и метонимизации в процессе создания оригинального текста при сохранении ценности и целостности языка. Культурологическая компетенция предоставляет студенту возможность грамотной интерпретации и стилизации текста в контексте культуры, умение видеть в изучаемом тексте тексты предыдущих эпох, при необходимости распознавать и воссоздавать интертекст. Психолого-педагогическая компетенция студента-филолога в составе креативной компетентности рассматривается как его полномочия, обязанность и умение самоактуализироваться в творчестве, предполагает креативность, обращённую студентом к самому себе, на основе системы работы, проводимой педагогами высшей школы. Это способность выстраивать отношения со школьниками на основе ценностных ориен-таций, опыта творческой деятельности. Методическая компетенция студента-филолога является наиважнейшей в составе креативной компетентности, так как она пред гает знание студентами методик р литературно-творческих способност щихся, умение передать опыт т деятельности школьникам, что и ядро креативной компетентност ся к понятиям «креативнос ство». Это родственные идентичные.

Анализируя совр креативности, акценти на изучении продук ности, на творческом сти творца, приход лософии креат категория ак синергетич

концепции внимание еской деятель-ессе, на лично-выводу, что в фи-определяется как ции личности творца, цесс, результат сози-

и объективно нового ологии большинство ис-д креативностью понима-овокупность мыслительных и особенностей. Креативность в нальной педагогике и методике ассматривается как способность к твор-тву, принятию и созданию нового, не-

стандартному мышлению, генериро большого числа оригинальных и полезны идей. Мы считаем, что креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Творчество понимается в целом как деятельность, ведущая к развитию и направленная на создание нового, креативность понимается нами как способ-

ность к тако проблемы петентности важно творч спо по

а под л!

ности. Для решения ания креативной ком-ентов-филологов нам литься в соотношении общих особностей и специальных Под креативностью будем щую творческую способность, ратурно-творческими способно-

стями - специальные способности, действующие в структуре общих креативных обностей

то есть умение воплощать ове впечатления от окружающей дей-твительности при развитом творческом воображении и фантазии. Мы считаем, что

специальные способности (литературно-творческие) обретают созидательные свойства благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих творческих способностей (креативных), иначе они утратят свои возможности и превратятся в «голую технику». Теоретический анализ проблем изучения творческих способностей в трудах отечественных методистов Ю.С. Мурашковского, С.В. Козловского, О.В. Алешина, В.А. Бухвалова, И.Н. Самаль, В.И. Тимохова, И.Ю. Андрже-евской, А.А. Страунинга, В.М. Цурикова, А.В. Козлова, Т.В. Погребной, А.А. Гина, Т В. Ивановой, А Н. Тубельского, Н.Н. Хо-менко, И.С. Якиманской, С.Ю. Модестова, ЮГ. Тамберга, М.Н. Шустермана, З.Г. Шу-стермана, М.Е. Мееровича, Л.П. Шрагиной и других позволил нам сделать выводы об особой роли творческого воображения и фантазии как важного фактора развития творческих способностей учащихся; выделить приёмы развития творческого воображения, а также приёмы, активизирующие эмоциональное восприятие художе-

ственного произведения учащимися, приёмы развития литературно-творческих способностей. Анализ работ предоставил возможность определить механизм творческого процесса: от развития эмоций личности, которые могут служить «материалом творчества», через развитие воссоздающего воображения, стимулирование творческого воображения, к развитию ассоциативного, образного мышления и развитию фантазии посредством обучения способам фантазирования. Психологический и педагогический аспекты определяют условия благоприятного протекания процесса, методический аспект вооружает обучаемых конкретной технологией, а также необходимым инструментарием развития творческих способностей личности.

Креативная компетентность студента-филолога - это самостоятельное новообразование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью будущего учителя-словесника: на определённой стадии её формирования возможны совпадения, взаимопроникновения, наложения, а возможны и их расхождения.

Введение креативной компетентност: в понятийное поле высшего педагогическ образования, определение сущности этого понятия потребовало изучения кон методических концепций развития турно-творческих способностей Креативная компетентность филолога является интеграль торным качеством личности, ющим на профессиональн тие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, сложных диалектических ио ьной компетентно-возможность как асхождения с ней. й компетентности про-ческих креативных ком-ющих компетенций: филоло-ратуроведческой, языковой

ак-влива-е разви-

находящееся в связях с профе стью, предпо. совпадения, т Структура к является в спе: понент гическо

и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической. ическая система формирования кре-

ативной компетентности студен филологов педагогического вуза - это совокупность взаимосвязанных элементов: цели, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленных на саморазвитие, самосовершенствование, «самодостраивание» личности при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающего формирование профессионально и личностно значимых качеств, востребованных обществом, - креативной компетентности специалиста как профессионала и личности. Ме-

ирования креатив-

Г студентов-филологов диссипативная, само-

тодическая систе ной компетент сложная, открыта организующаяся, далёкая от равновесия, поскольку творческая деятельность предполагает определённую спонтанность своего проявления, бессознательные импульсы, процессы. Эта система требует постоянного притока энергии извне, в том числе и энтропии, которая в результате мягкого резонанс-юго управления не приведёт к деструкции. пы построения методической си-ы: интегративность системы при автономности входящих в неё гуманитарных исциплин, обеспечивающая постановку общих задач формирования креативной компетентности студента при сохранении специфики каждого предмета; модульность, обеспечивающая вариативность системы; гибкость, реализующаяся в возможности выбора студентами индивидуальных образовательных маршрутов, включением в содержание образования востребованных видов деятельности; дифференцированность, определяющая различный уровень самостоятельности студентов; надпредметность процесса и результата формирования креативной компетентности, которая реализуется в ценностно-смысловых связях и отношениях между структурными элементами системы и обеспечивается общей целью всех субъектов образовательного процесса в вузе; ориентация на работу с текстом как с продуктом творческой деятельности; ориентация на личностное восприятие художественного текста, которая определяется психолого-педагогическим подходом к отбору информации и учётом уровня литера-

турного развития субъектов образовательного процесса.

Принципы функционирования методической системы: открытость, которая реализуется в постоянном информационном взаимообмене с образовательной средой вуза, школы; непрерывность, определяющаяся ориентацией на саморазвитие студента; управляемость и самоуправляемость системы, которые реализуются в наличии общей цели у всех её субъектов, позволяющей ей перестраиваться и самоорганизовываться, наращивая креативный потенциал; диало-гичность системы, проявляющаяся в её ориентации на режим диалога между всеми субъектами образовательного процесса, гуманистические отношения, основанные на эмоциональном комфорте; этапность методической системы, которая обеспечивает в процессе формирования креативной компетентности переход от подражания к творчеству; принцип ориентации на переход от интуитивного действия в ситуации неопределённости к осознанному решению задачи; соответствие форм и методов работы

тико-публицистический, моделиро эксперимент, наблюдение); рефлексивн (портфолио). Реализации системы способствуют метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, лекции-визуализации, «сократовские» диалоги, дебаты, полилоги, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии, выполненные в технологии развития критического мышления чрез чтение и письмо, образовательные путешествия, рефлексивные и исследовательские портфо-лио), авторские методики (развитие литературно-творческих способностей учеников, методики написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда). С целью обеспечения и работы методической си-ования креативной компе-дентов-филологов использует-ая типология креативных тек-ный, критический, художествен-публицистический. Условием развития ности студентов является наличие ца для подражания. Образец в лице одавателя вуза, учителя не всегда мо-

эффект стемы тент ся

преподавателя характеру изучаемого тек- ж

ст

конкретного материала; установка на т ческое саморазвитие; установка на чество, реализующаяся иннов; содержанием диалога, ведущего взаимодействия к созданию ли текста. Формирование креатив] тентности студентов достига условии последовательно (спиралевидного) прохожде. стадий (репродуктивно интегративной, творчес креативной компетентнос теля, развитие сопро

ным качеством, которое приобретает студент в процессе личностного и профессионального совершенствования. Ведущие методы формирования креативной компетентности, предполагающие как традиционное, так и инновационное их использование: эвристический (метод «мозгового штурма», эвристические вопросы, инверсия, эмпатия, синектика, метод художественной интер-етации текста культуры); исследователь-етод проектов, кейсов (ситуаций), зовательного путешествия, метод кри-

ет обладать высоким уровнем креативно-ста, что обеспечивается учётом специфики сти, что с психологической точки зрения

подтверждает идею о принципиальной незавершённости личности и об обретении собственной уникальности личности через диалог с «другим». Критериями определения уровня сформированности креативной компетентности студентов-филологов являются: стремление к удовлетворению потребности в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность; способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности; способность к созданию критического текста читателя-профессионала; способность к созданию собственного художественного и публицистического текста; владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников; способность студентов научить учеников создавать свой текст читателя-критика (анализ и интерпретацию художественного текста); способность студентов научить учеников создавать свой художественный и публицистический текст; способность к уверенным и эффективным дей-

ного пе-при апного дентами зирующей, рмирования будущего учится более цен-

аль-ека.

ствиям в ситуации неопределённости на уроках, во внеклассной работе по предмету. Разработанные критерии позволяют фиксировать индивидуальные показатели сформи-рованности креативной компетентности у каждого конкретного студента - будущего учителя русского языка и литературы и определить, к какому типу учителей по уровню креативности он относится: учителю-ретранслятору, учителю-экспликатору, учителю-импровизатору, учителю-

исследователю. Для целенаправленной работы по формированию креативной компетентности мы обобщили методы обучения по степени самостоятельности и активности познавательной и творческой деятельности студентов и определили ведущими следующие: эвристический, исследовательский, рефлексивный. Эвристический метод использовался нами при проведении педагогических мастерских, диспутов, дебатов, полилогов, ролевых игр, кейс-стади в том моменте, когда необходимо было генерирование новых оригинальных идей, сильный творческий импульс, например, при создании методики написания сочинения-ассоциации, этюда. Метод рефлексии мы считаем важнейшим при функционирова нашей методической системы, так как пе, гогическая рефлексия студентов име т тройную направленность: на собст] деятельность, на деятельность преп авате-ля вуза, на ученика.

В работе по формированию ив-ной компетентности студент нам кажется целесообразным метапредметные креатив, как-то: проблемные, «про, ции, лекции-визуализац диалоги», дебаты, полило мастерские построения зн игры, круглые столы, дис ненные в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, образовательные путешествия, рефлексивные и исследовательские портфолио и авторские методики (методика развития литературно-творческих способностей учеников, методика написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда). Междисциплинарный и комплексный подходы к исследованию эвых понятий «игра», «те-

гов зовать нологии, е» лек-ократовские ги, кейс-стади, аний, деловые куссии, выпол-

атр»/«театральность» раскрывает театр; но-игровую сущность бытия человека. Анализ научной литературы показывает, что исследование игры, в природе которой учёные видят истоки познания человека, культуры, природы искусства, неразрывно связано с осмыслением театральности и театра. Со времён античности игра наполняется широким смыслом: от обозначения жизни в обыденном её выражении (праздник, танец и т.п.), принципа коммуникации до указаний на её божественное происхождение. Учёные акцентируют разные качества игры: её трансформиру роль в жизни Концепц с исполь гическ (Г.П.

но р

ю функцию и действительность жа (Й. Хейзинга) [7]. ии игры выстраивается анием эстетического, социоло-ологического подходов овицкий) [8]. В социологии фе-ыступает элементом, структу-им социум и связывающим различ-общества, социальные процессы; ние «жизнь - театр» лишается ме-ческой формы и представляет игру способ оформления жизни. В науке осознаются тесные рамки ролевого подхода первичность драматического действия по отношению к игре вообще; учёные отмечают наполненность современной действительности новыми игровыми символами и усиление в ней театральности. Как отечественные, так и западные учёные-психологи, несмотря на различие позиций биологической и социальной теории игры, признают её важность для развития ребёнка и жизнедеятельности взрослого человека, обнаруживают связь игры с творческим началом человека, реализацией способностей, созданием «деятельностного общества». Из обобщения изученного материала следует: феномен игры выступает интегрирующим элементом междисциплинарных связей для разных наук в раскрытии онтологических закономерностей; наука выявляет и обосновывает театрально-игровую сущность бытия человека; театральность - неотъемлемое качество игры, механизм, обеспечивающий её социальные и культуротворче-ские функции, природная способность человека к творчеству как преображению жизни; важнейший смысл обращения

к театральной игре для взрослых - освоение способов «избегать влияния цели той игры, которая с нами играется», манипулирования, автоматических действий в реальных условиях жизни. Педагогически важными являются выводы о том, что искусство театра выступает средством, поддерживающим игровое начало в человеке способом осуществления его культурной функции; в театрально-игровой деятельности проявляется и развивается творческая способность личности; обстановка свободного игрового действия в образовательном процессе даёт возможность продуктивного познания, обучения «ключам»/кодам «языка искусства», а также формирует ответственность «за всё, что ты понял в искусстве» (М.М. Бахтин) [2]. Изменения на уровне развития творческих способностей и возможностей относят к целостным (системным) изменением личности; понятия «творчество», «креативность» («творче-скость») наполнены экзистенциальными смыслами, их психологическая база содержит мотивационный, интеллектуальный и психофизические резервы человека. В оценку творчества включают продукты

творческого мышления; порождение бочного продукта; показатель преобр ния знаний; стремление выйти за заданной проблемы; социальну мость продукта; фактор открыт ществующее ранее; обществен циально признанные достои ления творческого стиля исследования указывают творческого развития особенностей личности средственной связ и интеллектуальной тельностью. В ши о научной литера как необходимый

не су-и-ояв-учные исимость логических ствие непо-творческой образной дея-представленной чество определено лемент педагогической

деятельнос ская личнос творчество» ности достиж

ства

ыты понятия «творче-чителя» и «педагогическое влены условия и возмож-ия педагогического творче-

самодиагностики; определены льность этапов, уровни и пред-еской педагогической деятельно-знаки проявления творческих спо-остей в человеке совпадают с призна-

ками творческой личности учите позволяет выделить взаимосвязанные к поненты в структуре личности учителя, соотносимые с творческим развитие затели, которые фиксируют уровне творческих проявл тельности (табл. 1).

Мы считаем обусловливает поведе торые могут быть ным критериям и и

пока-ения на его дея-

компетентность и действие, ко-по определён, и определяем

следующие критерии и показатели сформи-рованности кре

Данны тивны, в них от теристики креат: повтор миров

ко

компетентности. и измеряемы, объек-ны сущностные харак-ой компетентности, они а определённых стадиях фор-креативной компетентности. образом, креативная компе-дентов-филологов - это инте-ногофакторное свойство лично-

№сти, обусловливающее на профессиональ-ой основе развитие литературно-твор-их способностей школьников и само-итие собственных творческих способностей студентов. Составляющими данной компетентности является ряд компетенций,

которые не сводятся только к знаниям, умениям, навыкам, а определяют ещё и свойства личности устанавливать связи между знанием и ситуацией, формировать процедуру творческого решения поставленной задачи, опыт эмоционально-ценностных отношений: филологическая компетенция (литературоведческая, языковая и лингвистическая), культурологическая компетенция, психолого-педагогическая компетенция и наиважнейшая в этом составе - методическая компетенция. С помощью определённых нами критериев, показателей, стадий креативной компетентности, специальных диагностик и методик можно фиксировать и формировать развитие креативной компетентности студентов - будущих учителей русского языка и литературы. Формирование креативной компетентности обеспечивает эффективность и результативность профессиональной педагогической деятельности, предоставляет возможность успешной социализации личности, способствует развитию положительной мотивации к дальнейшему самосовершенствованию и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рыв-ости,

саморазвитию. Формирование креативной компетентности целесообразно осуществлять в методической системе, которая предполагает модульное построение на основе принципов гибкости, дифференцированно-сти, автономности и интегративности, ориентации на работу с текстом, личностности восприятия, надпредметности. Успешное функционирование системы зависит от реа-

лизации принципов открытости, непре ности, управляемости и самоуправляемости, диалогичности, адекватности форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, установки на творчество и творческое саморазвитие, этапности, ориентации на переход от интуитивного действия к осознанному решению з

Компоненты творческого характера в структуре личности

Таблица 1

Компоненты в структуре личности учителя

Проявления «приращений» творч!

в деятельности учи

рактера

Аксиологический

Когнитивный

Мотивационный

Эмоционально-регулятивный

Социально-коммуникативный

Ценностные ориентации на духовность и гуманистические идеалы; ценностное отношение к себе как творческой личности, к педагогическому взаимодействию как условию взаимного творческого роста, к преодолению трудностей как способу творческого развития; терпимость к проявлениям различий и нестандартности; способность воспринимать среду как предпосылку для самосовершенствования; осознание нравственной ответственности за воспитательные дей

Знание психолого-педагогиче^ ского самосовершенствован] дагогического процесса со в субъект-субъектных о' себя творческой личность которые можно обрес движение новых идей;

Потребность в сам! дательных возмо саморазвитие

Волевые ус границ и сте мостроиге. сия; «осу: отноше ний»; э.

основ личностного роста как творче-современных подходов к организации пе-атегических позиций творческого развития [ениях; процесс самопознания и осознания оявление потребности в «живых» знаниях, совместной диалогической деятельности; вы-облемы и способов её решения

ации, в раскрытии и расширении своих сози-креплении духовной силы; нацеленность на

самосовершенствованию, преодолению собственных мышления; преодоление препятствий на пути к са-и личностному становлению; самодисциплина; рефлек-е творческого самопроектирования»; открытость по гим и новому; «упразднение общественных ограниче-сть психики (быстрая переключаемость); стрессоустойчи-

имость; отсутствие аффективных проявлений, психологическая способность к релаксации. Воображение, эмоциональность, нимание, спонтанность, эмпатия, наблюдательность; аутентич-собность быть самим собой; интуиция, проявления импровиза-ого поведения; проницательность, открытость

ая жизненная позиция; интерес к общению; умение строить отно-ения в группе, оценивать и разрешать конфликты; конвенциональный коммуникации; сознательное отношение к освоению коммуникатив-лх и интерактивных технологий; осознание значимости взаимодействия на уровне сотворчества; личная ответственности в процессе коллективной деятельности

Эстетический

Художественное восприятие мира; осознание положительного воздействия гармонии; чувство прекрасного; потребность в художественном творчестве, создании творческих продуктов

Техноло

Расширение области применения педагогических знаний и методов, усовершенствование имеющегося опыта; освоение знания на уровне «знания-трансформации»; освоение технологий проектной и сценарной деятельности

Качества и проявления творческого стиля жизни, не признанные официально; творческие акты, артефакты

Критерии и показатели сформированности креативной компетентност студентов-филологов педагогического вуза

Критерии

Показатели

еской де еской де

по отнош! ости и ст ии осно

Потребность в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность

ению к

Наличие позитивных ожиданий в области профессионально-творче ности.

Открытость чужому опыту, восприимчивость и гибкость творческой проблеме, творческой ситуации.

Эмоциональная устойчивость в ситуации неопределённости и стремление к её разрешению.

Способность к личностным изменениям при сохранении основополагающих ценностных установок_

Способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности

Выделение творческого противоречия в точках зрен исследования.

Формулирование вопроса или задания по тексту худо: Создание проблемной ситуации, стимулирующей ученика.

Создание новой методической концепции ур ника, или модифицирование старой_

а текст как предмет

енного произведения. ческую деятельность

чески развивающей уче-

Способность студентов к созданию критического текста читателя-профессионала

Наличие собственной интерпретации худ Соответствие интерпретации текста ней собственной оценки произведени рактере оценивания студентом художест Использование широкого культуроло стройность работы.

Индивидуальность стиля и выра тс

Способность студентов к созданию художественного и публицистического

твенного текста.

позиции и соотнесённость с ичность и проблемность в ха-го текста. кого контекста. Композиционная

ть речи

позволяющей раскрыть жанровую до-

текста

Наличие художественной обр минанту текста.

Определение лейтмотива текста. Своеобразие интонации, определяющей текст и подтекст работы. Особенности стилистической и языковой выразительности. Композиционная стройность работы

Владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников

Знание механизмов Знание методик ра: Умение создавать творческое разв

литературно-творческих способностей учащихся. ературно-творческих способностей учеников. ьные методики, ориентированные на литературно-ков

Способность студентов научить учеников создавать «свой текст» (анализ и интерпретацию художественного текста)

Результата: тексты, от - отобра:

Способность студ тов научить учен ков создавать свой художествен публицисти текст

ое использование методик, позволяющих ученикам создавать щие следующим требованиям:

иком материал соответствует поставленной цели, орская позиция соотнесена с собственной позицией читателя, мысл структурных элементов текста (сюжета и композиции, мно-и художественной детали, изобразительно-выразительных художественной речи), и точно используется привлекаемый дополнительный материал, ающий контекст интерпретации,

стиль работы (соблюдается композиционная стройность, логичность, сть изложения)_

Способно тов

и эффективным действиям в ситуации неопределённости на 1х, во внеклассной работе по пред-

гепень самостоятельности учеников в создании текста. ичие в тексте учащихся художественной образности, позволяющей раскрыть жанровую специфику текста.

Выразительность речи (богатство, уместность и правильность использования тропов).

Индивидуальность стиля (развёрнутость высказывания; точность, краткость речи; поток сознания)

Готовность к эффективному использованию методик развития литературно-творческих способностей учеников.

Создание специальных способов деятельности, отбор необходимых для данного случая.

Готовность к эффективному переносу знаний, умений и навыков в новую ситуацию (эффективное использование филологической, культурологической, психолого-педагогической, методической компетенций, входящих в креативную компетентность студентов)_

О)

Литература

1. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку : монография. М. : МГУП, 2000.

2. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М. : Художественная литература, 1965.

3. Белкина Ю.А. Лингводидактические игры на уроках русского языка как приём формирования креативных способностей учащихся // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб. : БПА, 2012. Вып. 105. С. 180-185. /V

4. Белкина Ю.А. Опытно-экспериментальная работа над проблемой формирования лингво-креативной компетенции в период педагогической практики студента-филолога // Современное русское языкознание и лингводидактика : сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения академика РАО Н.М. Шанского / ред.В.В. Никульцева. М. : МГОУ, 2012. Вып. 3. С. 519-525.

5. Белкина Ю.А. Формирование лингвокреативных способностей будущих учителей-словесников: методы и приёмы работы // Проблемы современного филологического образования : сб. науч. ст. / отв. ред. В.А. Коханова. М. : МГПУ ; Ярославль : Ремедер, 2012. Вып. Х. С. 69-73.

6. Белкина Ю.А. Формирование лингвокреативных способностей учащихся (из опыта экспериментальной работы) // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: традиции и инновации : сб. ст. 14 Всероссийской науч.-прак. конф. молодых учёных с международным участием / под ред. В.М. Шаклеина. Москва, РУДН, 23 апреля 2012 г. М. : Рибэст, 2012. С. 228-232.

7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерл. / общ. ред. Г.М. Та-вризян. М. : Прогресс-Академия, 1992. С. 9-24.

8. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М. : I сультурной политики, 1995.

Сведения об ____

Белкина Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: ulanova@samaradom.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Гор )ького, 61/63. Телефон: 333-27-27.

давания П

, ул. М. Горько , ул. М. Горько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.