Научная статья на тему 'Дневник студента как средство формирования креативной компетентности личности (из опыта работы)'

Дневник студента как средство формирования креативной компетентности личности (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДНЕВНИК КРЕАТИВНОГО / КРЕАТИВНЫЙ ПРОДУКТ / INNOVATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / CREATIVE COMPETENCE OF THE PERSONALITY / CREATIVE DIARY / CREATIVE PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна

В статье рассматривается сущность понятия «креативная компетентность» с позиции компетентностного подхода, описывается опыт использования «Дневника Креативного» как средства формирования креативной компетентности личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дневник студента как средство формирования креативной компетентности личности (из опыта работы)»

2. Сластенин, В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования [Текст] / В. А. Сластенин // Магистр. — 1994. — № 6. — С. 36-44.

3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Стефановская. — М. : Совершенство, 1998.-368 с.

Шумовская Альфия Г амировна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 37.011.31 ББК 74.5

ДНЕВНИК СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА

РАБОТЫ)

В статье рассматривается сущность понятия «креативная компетентность» с позиции компетентностного подхода, описывается опыт использования «Дневника Креативного» как средства формирования креативной компетентности личности студента.

Ключевые слова: инновация, компетентностный подход; креативная компетентность личности; дневник креативного; креативный продукт.

STUDENT’S DIARY AS MEANS TO FORM CREATIVE COMPETENCE OF THE PERSON (TAKEN FROM WORK EXPERIENCE)

The article deals with the idea of the concept “creative competence” from the position of the competence-based approach, describes the experience of “Creative Diary” as means to form the creative competence of the student’s person.

Keywords: innovation; competence-based approach; creative competence of the personality; creative diary; creative product.

Инновационный этап развития общества предполагает формирование креативного человека, способного к свободному, творческому мышлению, самостоятельному генерированию и воплощению новых идеи и технологий. И это формирует заказ на подготовку в вузе будущих специалистов, обладающих креативной компетентностью. Обозначенный впервые в проекте «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» [Российское образование - 2020, 2009] термин «креативная компетентность» связан с актуальными на сегодняшний день подходами к подготовке специалистов нового времени.

В первую очередь, это соотносится с компетентностным подходом, который призван удовлетворять потребность владения не отдельными знаниями, умениями и навыками, а способностью их использовать для эффективных и продуктивных действий в различных ситуациях, достигая при этом высокого уровня личностного развития и опыта. Подготовка специалистов в рамках

компетентностного подхода реализуется на основе парадигмы, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности.

Во-вторых, многие сферы человеческой деятельности, в том числе и образование, развиваются за счет внедрения инноваций, указывая тем самым на характер самой подготовки специалистов, что отражается в формах, методах, средствах, так и в конечном результате такого образования.

В-третьих, на сегодняшний день характерная особенность стратегического пространства страны напрямую зависит от единственного неисчерпаемого экономического ресурса - интеллектуально-креативных возможностей человека. В рамках образовательной политики государства обозначены вопросы, связанные с реализацией креативного образования, развивается новое научное направление «креативная андрагогика» (А.В. Морозов, Д.Б. Чернилев-ский).

Данные положения свидетельствуют о заказе общества на подготовку специалиста, обладающего креативной компетентностью.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что на сегодняшний день существуют определения данного термина А.М. Давтя-ном (2006 г.) и И.Е. Бряковой (2008, 2010 гг.), представляющих креативную компетентность как эффективность деятельности и качество личности соответственно.

В рамках проводимого исследования нам важно определение креативной компетентности личности, данное И.Е Бряковой: «свойство личности, явление многофакторное, объединяющее мотивационный, когнитивный, операциональный, аксиологический, рефлексивный компоненты, обусловливающие умение продуктивно решать профессиональные задачи, достигая при этом максимальной эффективности, результативности, успешности» [Бряко-ва, 2008, с. 182]. Но данное определение потребовало уточнения с точки зрения этимологии составляющих термина и сущности компетентностного подхода.

На основе анализа этимологической сущности дефиниций «компетентность» и «креативность» и имеющихся на сегодняшний день определений данных понятий мы уточняем его следующим образом: креативная компете-ность личности - это способность к творческой деятельности, обусловленная владением собственно креативной, командной и коммуникативной компе-тенцими по генерированию идеи, созданию нового, творческому решать различного рода задач и т.п. В своем определении мы делаем акцент на способность (компетентность) личности создавать новое (креативность).

И.Е. Бряковой разработана концепция формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, в рамках которой использованы метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, деловые игры, дебаты, рефлексивные и исследовательские портфолио), а также авторские методики, направленные на развитие литературно -творческих способностей. Данные технологии и методики используются И.Е. Бряковой, исходя из специфики исследования (формирование креативной

компетентности студентов-филологов), где акцент сделан на реализацию выделенных ею компетенций: филологической, культурологической, психоло-го-педагогической, методической.

Выбор технологий, методов и средств формирования креативной компетентности в нашем исследовании также основан на особенностях ее составляющих - компетенциях.

Вследствие этого новым средством формирования креативной компетентности личности студента, разработанным и апробированным нами, является «Дневник Креативного» (далее Дневник) - личные записи по программе развития креативной компетентности личности. Дневник является своеобразным путеводителем при проведении самодиагностики, при построении индивидуальной программы развития креативной компетентности, при создании нового продукта. Однако необходимо сделать следующее уточнение. Исходя из состава креативной компетентности личности, в которую включены собственно креативная, командная, коммуникативная компетенции, Дневник непосредственно направлен на развитие собственно креативной компетенции. Содержательно и организационно это отражено в разделах Дневника: «Диагностика, или как себя познать», «Советы и рекомендации по развитию креативности», «Индивидуальная программа развития креативности», «Создание креативного продукта».

Рассмотрим данные разделы более подробно. Раздел «Диагностика, или как себя познать» создан с целью самодиагностики уровня креативности студентов. Сюда включены следующие диагностики: «Оцените свой творческий потенциал», «Тип мышления», «Методика диагностики уровня эмпатических способностей», «Диагностика эмоционального интеллекта», «Методика по диагностике креативности». Выбор данных методик обусловлен целью определения уровня сформированности креативности, эмпатии, установления типа мышления личности.

Второй раздел «Советы и рекомендации по развитию креативности» включает в себя упражнения и советы по развитию собственной креативной компетенции («Сделайте более творческой собственную жизнь!»), нацеленные на создание творческой атмосферы, проецируя на собственную жизнедеятельность, на ежедневное саморазвитие, на развитие креативной компетенции и психических процессов. В этом же разделе представлены заповеди изобретателя «Как удержать в голове перспективную идею», разработанные в американской изобретательской ассоциации.

Следующий раздел «Индивидуальная программа развития креативности» предназначен для составления и отражения собственной траектории развития креативности: составление самохарактеристики на основе результатов диагностики, проведенной в рамках первого раздела, по следующим вопросам: «Умею ли я подавать идеи?», «Готов(а) ли я рисковать, принимая то или иное решение? В какой степени?», «Чтобы я хотел развить в себе?»; описание своего творческого опыта (описание конкретного продукта, использования его по другому назначению, на сегодняшний день, на каком уровне презентован

продукт (на всеобщем обозрении, в узком кругу и др.), какую ценность представляет данный продукт (личная или общественная)).

В этом же разделе представлены конкретные упражнения по развитию креативности. Это техники, которые могут быть использованы в индивидуальной работе, например, как «Способы действия», «Фотозагадки», «Что делает буква», «Гулливер», «Спрячь рисунки», «Решение задачи», «Карта препятствий». Каждое упражнение сопровождено саморефлексией, т.е. участнику необходимо «поделиться» чувствами, эмоциями, впечатлениями по упражнению, проанализировать упражнение с точки зрения применения его в повседневной жизни, помощи в решении той или иной задачи и т.п.

Последний раздел Дневника «Создание креативного продукта» посвящен непосредственно «рождению» чего-то нового. Это могут быть возникшие во время работы над Дневником интересные идеи, представление решения познавательной, исследовательской, какой-либо нестандартной задачи, результат увлечений студентов. Ограничений по его направленности и представлению нет. Акцент сделан только на то, что это является индивидуальным процессом, творческим, не требующий жестких установок (места, времени и т.п.).

В конце Дневника представлена страница по рефлексии: свои впечатления, ощущения от работы с ним, рекомендации по его ведению и т.п. Это позволяет оценить степень необходимости использования его как одного из средств формирования собственно креативной компетенции.

Оформление Дневника имеет определенный формат: он создан на цветных листах формата А4, которые расположены горизонтально. Дневник содержит отдельные пустые страницы для выражения своих мыслей, большинство упражнений сопровождены картинками, позволительно рисовать «на полях» и др. Выбор формата Дневника в бумажном варианте обусловлен спецификой творческой деятельности. Это позволяет реализовывать одно из условий эффективного проявления творчества, а именно необходимо всегда иметь «под рукой» лист бумаги или блокнот, лучше записать идею или сделать набросок. Данные записи всегда останутся на бумаге, к записанным идеям всегда можно вернуться и продолжить творить.

Пилотажное исследование эффективности Дневника Креативного по формированию креативной компетенции проходило в рамках курса дополнительного образования «Начало научной карьеры: как написать и представить исследовательскую работу», участниками которого являлись студенты 2 курса специальностей «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью», «Иностранный язык с дополнительной специальностью» Иркутского государственной лингвистического университета в количестве 17 человек.

Проанализировав результаты эксперимента по внедрению Дневника Креативного как средство формирования креативной компетентности личности можно, сделать следующие выводы.

Все участники справились с представленной формой индивидуальной работы по заполнению Дневника. Он не использовался непосредственно на занятиях, а предполагал индивидуальную работу каждым студентом и только в беседе с преподавателем.

Во время индивидуальных консультаций с преподавателем студенты спрашивали об особенностях заполнения раздела «Диагностика, или как себя познать» относительно подведения итогов по результатам диагностик и раздела «Создание креативного продукта» - конкретизации продукта.

Трудности заключались в содержательном аспекте Дневника. Например, некоторые студенты (1%) не смогли заполнить самохарактеристику, объясняя это тем, что этого делать не умеют. Большинство студентов справились с данным заданием, указывая в них не только на то, что получилось по результатам диагностики, самонаблюдения, самоанализа, но и на то, над чем им необходимо поработать (мотивация, риск, фантазия, безграничное воображение).

Трудности составляли упражнения, где нужно было рассмотреть свою личную проблему и попробовать ее решить. Данное упражнение направлено на исследование собственного внутреннего мира, личности, постановки перед собой проблемы, что предполагает порой кропотливый процесс. Упражнения на рисование оказались для некоторых участников неинтересными в силу их неумения рисовать. Однако во время индивидуальных консультаций с преподавателем было дано пояснение, что в данных упражнениях учитывается не мастерство рисования, а умение самовыражения.

Особое внимание вызвал раздел «Создание креативного продукта». По результатам его выполнения были представлены 2 исследовательских проекта.

Необходимо отметить те части Дневника, которые не вызывали трудностей у студентов. Прежде всего, это подраздел, в котором необходимо было описать свой творческий опыт. Студенты указывали на следующие продукты: исследовательская работа, электронный учебник, фильм, модель дома, портреты, игрушки, экибана, вышивки, стихи, песни, стенгазеты, изделия из бисера, выжигание, подставка для украшений. В их создании они руководствовались своими желаниями сделать для близких людей приятное, удовлетворить свои творческие потребности, развивая при этом свой творческий потенциал. Все студенты указывали на то, что у них есть желание сделать еще что-то новое.

По результатам итоговой беседы было выявлено, что раздел «Советы и рекомендации по развития креативности» является достаточно полезным и нужным. Листы Дневника были заполнены пометками, зарисовками и т.п., что свидетельствовало об его использовании во время творческого процесса.

Презентация Дневника состоялась на круглом столе, где подводились итоги и представлялись продукты. Итак, студенты указывали на необычность содержания упражнений (ранее они никогда такие задания не выполняли), на включенную в Дневник самодиагностику (они познавали себя), на необычный формат представления.

Все оценки Дневника студентами были положительными: указывали на проявленный ими интерес к заполнению дневника, дали рекомендации по наполнению дневника еще диагностиками и более подробным описанием результатов, а также дополнить раздел «Индивидуальная программа развития креативности» упражнениями типа «Продолжить ряд...».

Полученные качественные и количественные данные диагностики по использованию Дневника Креативного позволяют рассматривать его как достаточно эффективное средство формирования собственно креативной компетенции и креативной компетентности в целом. Перспектива дальнейшего использования Дневника заключается в корректировании его содержания и развитию методов его использования на занятиях.

Библиографический список

1. Волков, А. Е. Российское образование - 2020: модель образования для

инновационной экономики [Электронный ресурс] / А. Е. Волков, Я. И. Кузь-минов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон. - 2009.-URL : http://www.logosbook.ru/i vos archiv0108.html. (дата обращения:

24.11.09).

2. Брякова, И. Е. Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников [Текст] / И. Е. Брякова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2008. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.