Научная статья на тему 'Креативная компетентность студента-филолога'

Креативная компетентность студента-филолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА-ФИЛОЛОГА / КОМПОНЕНТЫ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ / ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВИДЫ ТЕКСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVE COMPETENCE OF STUDENT-PHILOLOGIST / MAKE-UP OF CREATIVE COMPETENCE / CRITERIA / INDICATORS / FORMATION STAGES OF CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS-PHILOLOGISTS / PHILOLOGICAL COMPETENCE / CULTUROLOGICAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / METHODICAL COMPETENCE / TEXT TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна

В статье рассматриваются сущностные характеристики, компонентный состав, структура креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, обосновывается необходимость введения данной компетентности в проблемное поле теории и методики обучения литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Competence of Student-Philologist

The article discusses the essential characteristics, makeup, structure of creative competence of students-philologists of a pedagogical university, it is substantiated the necessity of introduction of this category in the problem field of the theory and methodology of literature teaching

Текст научной работы на тему «Креативная компетентность студента-филолога»

УДК 378.1

ББК 74.58

Брякова Ирина Евгеньевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра литературы и методики преподавания литературы Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург

Bryakova Irina Yevgenyevna Doctor of Pedagogics,

Professor

Department of literature and methods of teaching literature Orenburg State Pedagogical University Orenburg ibryakova@yandex.ru

Креативная компетентность студента-филолога Creative Competence of Student-Philologist

В статье рассматриваются сущностные характеристики, компонентный состав, структура креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, обосновывается необходимость введения данной компетентности в проблемное поле теории и методики обучения литературе.

The article discusses the essential characteristics, makeup, structure of creative competence of students-philologists of a pedagogical university, it is substantiated the necessity of introduction of this category in the problem field of the theory and methodology of literature teaching

Ключевые слова: креативная компетентность студента-филолога, компоненты креативной компетентности, критерии, показатели, стадии формирования креативной компетентности студентов-филологов; филологическая компетенция, культурологическая компетенция, психолого-педагогическая компетенция, методическая компетенция; виды текста; профессиональная компетентность.

Key words: creative competence of student-philologist, make-up of creative competence, criteria, indicators, formation stages of creative competence of students-philologists; philological competence, culturological competence, psychological and pedagogical competence, methodical competence; text types; professional competence.

В настоящее время идёт активный процесс обновления высшего профессионального образования. Творческая личность является сейчас одним из важнейших индикаторов результативности и успешности работы образовательного учреждения.

28

В высшем педагогическом образовании и общем образовании в целом среди прочих противоречий наблюдается следующее: с одной стороны, последние годы российская система образования переживает смену формальных и содержательных концепций, что объективно необходимо, так как в противном случае школа утрачивает статус главного социального образовательного института. С другой стороны, часть педагогического корпуса, воспитанная на экстенсивных педагогических и методических правилах, убеждённая, что одно только звание «учитель» предполагает определённые социальные преференции, в условиях инновационных педагогики и методики оказалась в состоянии перманентного психологического стресса из-за отсутствия психологической и методической готовности к новациям.

В результате теоретического исследования проблемы развития литературно-творческих способностей студентов и обучения их развитию этих способностей у школьников [4], мы пришли к выводу, что новый тип обучения, необходимость которого созрела в настоящее время, безусловно, связан с новым типом студента, который должен обладать «иными компетентностями, соответствующим реалиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня» (Г.А.Бордовский). Такой «иной компетентностью» является креативная компетентность студента-филолога педагогического вуза, которую мы определили как интегральное многофакторное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов.

Педагог нового типа должен не только знать современные методы, формы и технологии обучения, но и «прожить» их в период собственного обучения, не только понимать, что в будущем ему необходимо будет развивать литературно-творческие способности учеников, но и в процессе обучения в вузе са-моразвиваться и самореализовываться в этом направлении.

Креативная компетентность студента-филолога педагогического вуза обусловливает творческое развитие студента и саморазвитие его, а также обу-

чение его способам развития литературно-творческих способностей учеников, умение действовать эффективно и творчески в ситуации неопределённости, профессиональную мобильность.

Мы рассматриваем креативную компетентность студента-словесника как самостоятельное новообразование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью будущего учителя-словесника.

Формируемое поле профессиональной компетентности студента-филолога шире его креативной компетентности. Вместе с тем на каком-то уровне формирования креативной компетентности возможны совпадения, взаимопроникновения, наложения с профессиональной компетентностью.

Обратимся к понятию «профессиональная компетентность». В узком понимании «профессиональная компетентность» включает знания, умения, качества личности и способы их реализации в деятельности. В широком смысле профессиональная компетентность определяет уровень успешности взаимодействия личности с профессиональной средой. В педагогическом арсенале также есть такие понятия, как «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество». Учёными (Т.Г. Браже, В.А. Кан-Каликом, Н.Д. Никандровым, М.М. Поташником и др.) доказано, что понятия «педагогическое мастерство» и «педагогическое творчество» не тождественны.

Учитель (студент) может быть профессионально компетентен, но обладать разными способностями к творчеству, разными способностями к педагогическому творчеству, разным уровнем развития собственных творческих способностей и разной готовностью к развитию данных способностей у своих учеников. Это положение является принципиально важным для нашего понимания креативной компетентности.

Понятие «креативная компетентность студента-филолога» системное и многокомпонентное. В структуре креативной компетентности будущего педагога мы выделяем мотивационный, аксиологический, когнитивный, операциональный, рефлексивный компоненты [3; 165-166], в которых отражена креа-

тивная составляющая, выражающая сущность феномена «креативная компетентность студента-филолога»: качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов.

Мы определили, что в структуре креативной компетентности проявляется креативная компонента следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психоло-го-педагогической, методической. Филологическая компетенция в составе креативной компетентности предполагает умение студентов выстраивать ценностные диалогические отношения с текстом культуры, создавать оригинальные авторские художественные, публицистические тексты; вариативность интерпретации текста; способность к метафоризации и метонимизации в процессе создания оригинального текста при сохранении ценности и целостности языка.

Культурологическая компетенция предоставляет студенту возможность грамотной интерпретации и стилизации текста в контексте культуры, умение видеть в изучаемом тексте тексты предыдущих эпох, при необходимости распознавать и создавать интертекст.

Психолого-педагогическая компетенция студента-филолога в составе креативной компетентности рассматривается как его полномочия, обязанность и умение самоактуализироваться в творчестве, предполагает креативность, обращённую студентом к самому себе на основе системы работы, проводимой педагогами высшей школы. Это способность выстраивать отношения со школьниками на основе ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности.

Методическая компетенция студента-филолога является наиважнейшей в составе креативной компетентности, так как она предполагает знание студентами методик развития литературно-творческих способностей учащихся, умение передать опыт творческой деятельности школьникам, что и составляет ядро креативной компетентности.

Разделяя позицию большинства исследователей (Э.де Боно [2], Р.Стернберга [9], К.Роджерса [8], Д.Б.Богоявленской [1], М.А.Холодной [10], В.Н.Дружинина [6] и др.) в том, что креативные способности человека с помощью специально организованных занятий и создания креативной среды могут быть «стимулированы и улучшены», мы определили критерии и показатели креативной компетентности студентов-филологов, стадии её формирования, установили, что с помощью специальных методов, технологий можно успешно формировать данную компетентность [4].

Нами были определены критерии сформированности креативной компетентности студентов-филологов: 1. Потребность в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность.

2. Способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности. 3. Способность студентов к созданию критического текста читателя-профессионала. 4. Способность студентов к созданию собственного художественного и публицистического текста. 5. Владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников. 6. Способность студентов научить учеников создавать текст читателя-критика (анализ и интерпретацию художественного текста). 7. Способность студентов научить учеников создавать художественный и публицистический текст. 8. Способность студентов к уверенным и эффективным действиям в ситуации неопределённости на уроках, во внеклассной работе по предмету [3].

Разработанные критерии позволяют фиксировать индивидуальные показатели сформированности креативной компетентности у каждого конкретного студента - будущего учителя русского языка и литературы, о чём мы уже писали ранее [3; 167-169]. Критерии и показатели креативной компетентности сту-дентов-филологов педагогического вуза были разработаны нами в результате теоретического анализа основополагающих работ по проблеме исследования и откорректированы в процессе эмпирического наблюдения [5].

Поскольку формирование креативной компетентности студентов-филологов - процесс неравномерный, гетерохронный, результат достигается только при условии последовательного, поэтапного (спиралевидного) прохождения студентами стадий (репродуктивной, активизирующей, интегративной, творческой) формирования креативной компетентности будущего учителя, где развитие сопровождается более ценным качеством, которое приобретает студент в процессе личностного и профессионального совершенствования.

При определении критериев, показателей, стадий формирования креативной компетентности студентов-филологов за дефиницию был взят текст как креативный продукт вербального и поведенческого общения студентов - будущих учителей. Для эффективного формирования креативной компетентности студентов-филологов были выявлены и использованы разные виды текстов: учебные, критические, художественные, публицистические и жанры, в создании которых проявилась специфика работы над формированием креативной компетентности студентов-филологов. В процессе работы студентами и под их руководством школьниками создавались тексты критические (анализ и интерпретация), художественные (сказка, притча, фантастический, юмористический, приключенческий рассказ, детективная история, сочинение от лица литературного героя), публицистические (сочинение-этюд, сочинение-ассоциация, эссе), создавались учебные тексты - конспекты уроков, дебаты, полилог, образовательные путешествия, отдельные методики и локальные технологии, направленные на эффективную работу с учениками; портфолио.

Введение данной компетентности предоставляет возможность более эффективного формирования профессиональной компетентности студентов-филологов, их профессиональной мобильности.

Выделив в подготовке будущего учителя-словесника креативную компетентность и раскрывающие это понятие компетенции, мы ориентируемся на специалиста нового типа - «самоактуализирующегося человека» [7].

Библиографический список

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебн. пособие для студентов [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. -320с.

2. Боно, Э. Латеральное мышление: пер. с англ. [Текст] / Э. Боно. -СПб.: Питер, 1997. - 320с.

3. Брякова, И.Е. Критерии, показатели и стадии формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Текст] / И.Е. Брякова //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - №1. - С.163-173

4. Брякова, И.Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.Е. Брякова. - Санкт-Петербург. - 2010. - 51 с.

5. Брякова, И.Е. Формирование креативной компетентности студен-тов-филологов педагогического вуза: монография [Текст] / И.Е.Брякова. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 380с.

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер. Ком., 1999. - 359с.

7. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 432.

8. Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] / К. Роджерс //Вопросы психологии. - 1990. - №1.

9. Стернберг, Р. Инвестиционная теория креативности [Текст] /Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психол. журнал. - Т.19. -1998. - №2. -С.144-160.

10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272с.

Bibliography

1. Bogoyavlenskaya, D.B. Psychology of Creativity: Student Training Manual [Text] / D.B. Bogoyavlenskaya. - М.: Academy, 2002. - 320 p.

2. Bono, E. Lateral Thinking: Translated from the English [Text] / E. Bono.

- Saint Petersburg: St. Pete, 1997. - 320 p.

3. Bryakova, I. Ye. Criteria, Indicators and Formation Stages of Creative Competence of Students-Philologists of a Pedagogical University [Text] / I.Ye. Bryakova // Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Sciences. -2009. - №1. - P. 163-173

4. Bryakova, I.Ye. Methodical System of the Formation of Creative Competence of Students-Philologists of a Pedagogical University [Text]: Synopsis of Thesis, Doctor of Pedagogics / I.Ye. Bryakova. - Saint Petersburg. - 2010. - 51 p.

5. Bryakova, I.Ye. The Formation of Creative Competence of Students-Philologists of a Pedagogical University: Monograph [Text] / I.Ye. Bryakova. -Orenburg: Publishing House of OSPU, 2010. - 380 p.

6. Druzhinin, V.N. Psychology of General Abilities [Text] / V.N. Druzhinin. - Saint Petersburg: St. Pete. Com., 1999. - 359 p.

7. Maslow, А. The Farther Reaches of Human Nature [Text] / А. Maslow.

- Saint Petersburg: Eurasia, 1999. - 432 p.

8. Rogers, C. Creativity as Strengthening of Oneself [Text] / C. Rogers // Items of Psyhology. - 1990. - №1.

9. Stenberg, R. Investment Theory of Creativity [Text] /R. Stenberg, Ye. Grigorenko // Psycol. Magazine. - V.19. -1998. - №2. - P.144-160.

10. Kholodnaya, М.А. Psychology of Intelligence. Paradoxes of the Study. The Second Edition, revised and enlarged edition. [Text] / М.А. Kholodnaya. Saint Petersburg.: St. Pete, 2002. - 272p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.