Научная статья на тему 'Интеграция концептуального и компетентностного подходов в обучении студентов истории педагогики'

Интеграция концептуального и компетентностного подходов в обучении студентов истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсецова Елена Андреевна

Характеризуются возможности интеграции концептуального и компетентностного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция концептуального и компетентностного подходов в обучении студентов истории педагогики»

профессиональной практике, готовность к творческому саморазвитию, самосовершенствованию, умение реализовать себя в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

Литература

1. Барышева, Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: ав-тореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т.А. Барышева. СПб., 2005.

2. Вишнякова, Н.Ф.Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Н.Ф. Вишнякова. М., 1996.

3. Григорович, JI.A. Педагогика и психология: учеб. пособие / JI.A. Григорович, Т.Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2001. 480 с.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М., 1981. 186 с.

5. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. 144 с.

6. Морозов, A.B. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / A.B. Морозов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. 560 с.

Е.А. ЕВСЕЦОВА (Казань)

ИНТЕГРАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Характеризуются возможности интеграции концептуального и компетентностного подходов к совершенствованию качества обучения истории педагогики.

Проблема интеграции концептуального и компетентностного подходов в обучении студентов истории педагогики возникла не сегодня. Однако в связи с Болонской конвенцией и стандартизацией высшего педагогического образования актуальность и значимость этой проблемы существенно возрастает. Одно из существенных противоречий данной проблемы - определенный разрыв между возложенной на педагога ответственной миссией по воспитанию и образованию подрастающего поколе -

ния и уменьшением количества времени на изучение учебных предметов образовательной области «Педагогика» по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования. В этой ситуации на страницах как зарубежных, так и отечественных педагогических журналов дискуссионными остаются вопросы, для чего изучать и как преподавать историю педагогики будущим педагогам?

Не вызывает сомнений, что изучение истории педагогики в вузе имеет большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение в общей системе профессиональной подготовки будущего педагога. Без изучения опыта предшествующих поколений невозможно понять не только современную образовательную систему и её исторические перспективы, но и саму сущность воспитания, образования, творческого саморазвития личности. Образно говоря, без фундаментального историке-педагогического образования можно стать хорошим урокодателем, но творчески работающим учителем - никогда.

Вместе с тем ещё в 80-е гг. XX в. в журнале «Советская педагогика» активно обсуждались проблемы истории педагогики как науки и учебного предмета. Авторы статей - известные методологи истории педагогики З.И. Равкин, А.И. Пискунов,

Э.Д. Днепров, Ф.А. Фрадкин, Е.Г. Осов-ский и другие вели научные дискуссии о методологических и концептуальных проблемах дисциплины, о сущностных характеристиках фундаментализации педагогического образования. Следует отметить, что и современной тенденцией совершенствования высшего педагогического образования остается его фундаментализация.

Усиление фундаментализации может внести существенный вклад в повышение качества высшего профессионального образования, но, как считает В.И. Андреев, только при следующих условиях: «более углубленном изучении базовых и современных концепций в соответствующих курсах и спецкурсах; усилении межпредметных и внутрипредметных взаимосвязей при изучении теорий, технологий, соответствующих категорий, базовых понятий; вовлечении студентов, начиная с 1-го курса, в учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую, проектно-творческую деятельность и т.д.» [1: 10].

© Евсецова Е.А., 2008

Актуально в этом контексте положение В.В. Краевского о необходимости усиления фундаментализации учебных дисциплин в образовательной области «Педагогика», системообразующим началом которых должно быть теоретическое знание, обеспечивающее концептуальность курсов.

Вследствие этого авторская позиция состоит в том, что качество обучения истории педагогики в вузе в современных условиях может быть улучшено на основе интеграции концептуального и компетент-ностного подходов. Концептуальный подход усиливает фундаментальность учебного курса, а компетентностный - позволяет увеличить прагматическую направленность профессионального обучения.

В статье речь пойдет о концептуальном подходе как педагогическом принципе. Преподавание истории педагогики должно быть ориентировано на принцип концептуальности и осуществляться на высоком теоретическом уровне. В основу лекционного курса «истории педагогики» для студентов-педагогов положено изучение базовых педагогических концепций выдающихся педагогов в истории мировой педагогической науки, что позволяет обучающимся укрепить и углубить историке-педагогические знания.

Как эффективнее реализовать концептуальный подход в обучении истории педагогики? Исследования показали, что концептуальный подход целесообразнее всего интегрировать с компетентностным, результатом чего будет развитие внутри-предметных компетенций в процессе изучения базовых педагогических теорий (концепций). Компетенции - системообразующая основа и личностно ориентированного подхода, который имеет исключительное значение для повышения качества высшего педагогического образования.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования через совокупность различного вида компетенций, которые являются не только суммой усвоенной информации, но и способностью будущего педагога действовать в различных проблемных ситуациях учебно-профессиональной деятельности [2].

Следовательно, главный вопрос ком-петентностного подхода - как спроектировать содержание образовательных курсов с ориентацией на развитие и саморазвитие компетенций?

К сожалению, пока нет единой классификации компетенций, как и нет единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть развито у студента. Существуют различные подходы и к выделению оснований для классификации компетенций обучающихся.

Так, A.B. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций и выделяет: «1) ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющим конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов» [4: 29].

Однако нельзя не заметить, что практическое различение предлагаемых А. В. Хуторским трех уровней компетенций представляет трудность не только для преподавателей, но и для ученых.

Опытно-экспериментальная работа показала, что перечисленная выше иерархия компетенций эффективнее развивается через внутрипредметные компетенции. Какими внутрипредметными компетенциями должен овладеть студент, чтобы изучать базовые педагогические теории (концепции)?

Содержание учебного курса «История педагогики», сконструированное на основе концептуального и компетентностного подходов, ориентирует на развитие у студентов следующих внутрипредметных компетенций:

• умение выделять ключевую концептуальную идею педагогической теории (концепции);

• умение оперировать базовыми понятиями педагогической теории (концепции);

• умение раскрывать базовые принципы построения педагогической теории (концепции);

• способность к широкому переносу историко-педагогических знаний в новые ситуации;

• способность к творческому применению педагогической теории (концепции) в современных условиях;

• умение прогнозировать перспективы развития теории и интегрировать в другие теории.

Развитие ключевых концептуальных идей современными представителями

педагогической науки

Концептуальные идеи педагогов 20-30-х гг. XX в. Развитие концептуальных идей в современных условиях

Педагогическая концепция С.И. Гессена, включающая идеи аксиологического и культурологического подходов к совершенствованию качества образования: «Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного». Аксиология образования (Б.С. Гершунский и ДР-)- Педагогическая аксиология (В.А. Сластенин, A.B. Кирьякова, Г.И. Чижакова, З.И. Равкин и ДР-)- Концепция «Школа диалога культур» (B.C. Биб-леридр.). Концепция воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк и др.). Саморазвитие духовно-нравственной культуры педагога (В.И. Андреев и др.).

Педагогическая концепция В.В. Зеньковского, включающая идеи религиозно-нравственного идеала и ориентации воспитания на личность: «Задача воспитания как раскрытие личности в линиях внутренней иерархичности (взаимосвязанности) физической и психической, социальной и духовной жизни». Нравственное воспитание личности (И.Ф. Харламов, Л.И. Рувинский, З.И. Васильева и др.). Воспитание духовно-нравственной культуры педагогов и студента (В.И.Андреев и др.). Личностно ориентированная педагогика (В.В. Сериков, ИС. Якиманская, Е.В. Бондаревская и др.).

Педагогическая теория Н.К. Крупской, включающая идею политехнического образования и трудового воспитания: «Политехническое образование должно заразить подрастающее поколение романтикой социалистического хозяйственного строительства». Содержание политехнического образования (М.Н. Скаткин и др.). Взаимосвязь политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся (П.Р. Ату-тов, К.Ш. Ахияров, В.А. Поляков и др.).

Педагогическая теория С.Т. Щацкого, включающая идею взаимодействия школы и социальной среды: «Изучение жизни и участие в ней». Активизация процесса социализации личности; вовлечение учащихся в различные виды деятельности и общения (A.B. Мудрик, Л.И. Новикова и др.).

Педагогическая теория A.C. Макаренко, включающая идеи детского воспитательного коллектива и целостного подхода к воспитанию: «Основной путь развития детского коллектива - это путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива» (A.C. Макаренко). Теория и методика комплексного подхода к воспитанию (Ю.К. Бабанский. Г.Н. Филонов, М.М. Поташние и др.). Теория и методика коллективных творческих дел (ИИ. Иванов и др.).

Таким образом, внутрииредметные компетенции - это интегральная характеристика синтеза знаний, умений, способностей, профессиональной мотивации, направленной на решение учебно-професси-ональных задач на базе освоения педагогических теорий (концепций) при изучении истории педагогики.

Как стимулировать развитие внутри-предметных компетенций у студентов? Наши исследования показывают, что эффективность их развития зависит от обоснованного взаимодействия содержания, форм и методов обучения, диагностических ситуативных задач и заданий в контексте требований будущей профессиональной деятельности. Необходимо отметить,

что личностно ориентированный подход открывает достаточные возможности для развития компетенций студентов. Известно, что история педагогики как учебный предмет является средством профессиональной подготовки учителя, способного применять полученные в вузе компетенции для самостоятельного осмысления педагогических ситуаций и основанного на этих компетенциях проектирования собственной деятельности. В содержание учебного курса включаем базовые педагогические теории (концепции) персоналий, концептуальные идеи которых оказали существенное влияние на развитие педагогической науки и в современных условиях приобретают особую актуальность.

Так, содержание лекции «Проблема воспитания (самовоспитания) личности в условиях российского зарубежья и Советской России в 20 - 30-е гг. XX в.» раскрывается в табл.

Целесообразнее на лекциях и семинарских занятиях применять интерактивные методы обучения. Они способствуют созданию устойчивой мотивации к самообразованию, т. к. обеспечивают личностную значимость учебного материала, стремление к самосовершенствованию, которое выражается в осознанном стремлении к развитию критического мышления, логики, эрудиции, а потребность в творческой самореализации проявляется в желании и способности транслировать полученные знания. Следует отметить, что трансляция знаний (обучение других) является наиболее продуктивной формой образования, т. к. позволяет усваивать до 70- 90% информации (тогда как, например, при лекционной форме обучения усваивается 10 - 20%). В условиях дискуссий, эвристических бесед, «мозговой атаки», «деловой игры», «круглого стола», «дебатов», «методов ситуаций» развиваются и коммуникативно-дискуссионные компетенции: «умение слушать и понять другого человека; умение описывать явления, процессы, события; умение объяснять; умение задавать вопросы и контрвопросы; умение доказывать; умение быть независимым и оригинальным в суждениях и выводах; умение аргументированно критиковать; умение опровергать; умение отстаивать свои позиции; умение обобщать и делать выводы; умение высказывать оценочные суждения; умение соблюдать этику спора и др.» [3: 19]. Следует отметить, что компетенции начинаются со слова «умение», т.к. оно является основой любой компетенции.

Результаты теоретического и экспериментального исследований педагогических условий компетентностного подхода с ориентацией на развитие коммуникативно-дискуссионных компетенций студентов представлены в монографии автора [3].

На лекции мы ориентируем студентов на осмысление различных методологических подходов к развитию педагогической науки: в условиях Советской России педагогика ориентировалась на классово-

партийный подход, авторитарные концепции в воспитании нового человека, основанные на идеях коллективизма, в российском зарубежье - на философию плюрализма и аксиологическое понимание личности.

Анализируя педагогические концепции персоналий российского зарубежья, студенты отмечают их направленность на принцип индивидуализма как базовый принцип воспитании и образования личности. В Советской России внимание акцентировалось на воспитании «новых людей» через идеи политической целесообразности, в которых утрачивалась высшая ценность -человеческая личность.

Перечитывая «Педагогическую поэму», анализируя педагогическую концепцию А.С.Макаренко, студенты отмечают, что в коллективе личность воспитанника играет приоритетную роль. Современным педагогам важно научиться различать индивидуальность и индивидуализм, самореализацию и стремление утвердиться за счет подчинения других, понимать взаимообусловленность любви и уважения к себе и другим.

Таким образом, будущие педагоги, изучая курс истории педагогики, должны не только хорошо знать педагогические теории (концепции), но и уметь компетентно использовать их при разработке авторских методик и технологий в педагогической деятельности.

Литература

1. Андреев, В.И. Принципы полипара-дигмальности и гарантированности качества образования в контексте саморазвития конкурентоспособной личности / В.И. Андреев // Образование и саморазвитие. 2006. №1.

2. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании. ( К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко // Высш. образование в России. 2004. №11.

3. Евсецова, Е.А. Компетентностный подход к саморазвитию дискуссионной культуры студентов / Е.А. Евсецова. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 136 с.

4. Иванов, Д.А. Компетентностный под-

ход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие /

Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. М.: АПК и ПРО, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.