Научная статья на тему 'Становление и развитие учебного естествознания в русской школе восемнадцатого века'

Становление и развитие учебного естествознания в русской школе восемнадцатого века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / TEACHING NATURAL SCIENCE / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / PUBLIC SCHOOLS / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / ПРИЧИННЫЕ СВЯЗИ / TEACHERS '' SEMINARY / GUIDELINES / CAUSALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалёва Надежда Владимировна

В статье анализируются основные тенденции становления естествознания в России 18 века. Описаны методические рекомендации автора первого учебника по проведению классных занятий по естествознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие учебного естествознания в русской школе восемнадцатого века»

The formation and development of academic science in the Russian school

of the eighteenth century Moskaleva N.

Становление и развитие учебного естествознания в русской школе

восемнадцатого века Москалёва Н. В.

Москалёва Надежда Владимировна /Moskaleva Nadezhda — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются основные тенденции становления естествознания в России 18 века. Описаны методические рекомендации автора первого учебника по проведению классных занятий по естествознанию.

Abstract: the article analyzes the main trends in the formation of science in Russia of the 18 th century. Described guidelines the author of the first textbook on conducting classroom activities in science.

Ключевые слова: преподавание естествознания, народные училища, учительская семинария, методические указания, причинные связи.

Keywords: teaching natural science, public schools, teachers ' Seminary, guidelines, causality.

В русскую школу естествознание как учебный предмет вводится в конце восемнадцатого века. До этого преподавания каких-либо предметов о природе не было. В школах Древней Руси обучали чтению церковных книг, письму и пению в церкви.

Для развития экономики и использования природных богатств Россия нуждалась в грамотных людях. Поэтому правительство Екатерины II в 1783 году было вынуждено открыть народные училища и учительскую семинарию. Народные училища делились на «главные», в которых обучение длилось пять лет, и «малые», двухлетние [25, с. 196].

Впервые естествознание стало преподаваться в народных училищах и учительской семинарии. Для создания первого в России учебника по естествознанию был приглашен академик Зуев Василий Федорович (1754 - 1794). Он же читал лекции в учительской семинарии и проводил уроки в училище.

Учебник в двух книгах с длинным названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи» увидел свет в 1786 году без указания фамилии автора. Этот год считается началом истории русской методики преподавания естествознания.

Зуеву В. Ф. предстояло впервые решать все основные педагогические и методические задачи [29, с. 93].

В своем учебнике В. Ф. Зуев установил строгую последовательность в изучении естествознания, которая сохранилась до настоящего времени:

1) ископаемое царство (неживая природа);

2) прозябаемое царство (ботаника);

3) животное царство (зоология).

Итак, своим учебником академик Зуев В. Ф. положил начало естествознанию как учебному предмету.

Автор дает описание растений и животных по определенному плану, который лежит в основе современной характеристики представителей живой природы. При изложении учебного материала Зуев В. Ф. отбирает в первую очередь объекты, имеющие практическое значение для человека. При этом он не придерживается господствующей тогда систематики, а простым языком описывает большой по объему фактический материал (148 растений и 157 позвоночных животных), содержащий обширные практические сведения. Такое содержание учебника вызывало интерес к естествознанию и к обучению в целом.

Таким образом, впервые обозначается различие между наукой и школьным учебным предметом и осуществляется методический отбор типичных объектов изучения.

Характерной особенностью зуевского учебника является отсутствие упоминаний о боге, фантастических животных и суеверий. Все это способствовало формированию правильных представлений о природе.

В предисловии учебника, которое автор посвящает учителям, В. Ф. Зуев дает методические рекомендации по целому ряду вопросов относительно преподавания естествознания в школе. Так, уроки он предлагает строить в виде беседы с демонстрацией наглядных пособий.

Для большей наглядности Зуев В. Ф. издает атлас «Фигуры по естественной истории», который является приложением ко второй части учебника. Атлас представляет собой сборник таблиц с рисунками животных. На каждом листе размером в страницу учебника изображено от двух до пяти животных (всего около двухсот рисунков). Во время урока эти таблицы раздавались учащимся в качестве дидактического материала.

Однако к первой части учебника с описанием растений, минералов и горных пород таблицы не прилагались. По мнению автора, учащиеся должны рассматривать натуральные объекты. В этой связи он рекомендует использовать следующий методический прием (весьма оригинальный и прогрессивный для того времени): распознавание и описание своими словами натуральных объектов, поиск на географической карте мест, откуда они «происходят». Следует подчеркнуть важность этих рекомендаций, так как задания такого рода способствуют пониманию учащимися причинно-следственных связей в природе.

Так как никаких программ и пособий по этому предмету в России до этого не было, методические указания Зуева В. Ф. сохранили в значительной мере свою ценность до наших дней [27, с. 235]:

■ о наглядности преподавания;

■ об оборудовании школ кабинетами с наглядными пособиями;

■ о наиболее доходчивых для восприятия учащимися методах ведения урока;

■ о необходимости в первую очередь знакомить с произведениями местной природы и другие.

Среди указаний Зуева В. Ф. важное место отводится требованию о том, что школа сама

должна собирать местные объекты природы. В двадцатом веке эту деятельность назовут краеведческой работой: школа должна не только обучать, но силами учителей и отчасти учеников помогать изучать свой край.

Во времена Зуева В. Ф. природные недра России были мало изучены, поэтому эта рекомендация носила особенно актуальный характер. И учителя народных училищ, прошедших через школу Зуева, действительно собирали коллекции минералов и горных пород, растений животных и иногда пересылали свои сборы в Академию наук [26, с. 231].

В наставлениях Зуева В. Ф. излагается целая система классных занятий с учащимися по естествознанию: отдавать предпочтение беседе, избегая длительного однообразного рассказа; применять самостоятельные практические занятия учащихся. Серьезное внимание Зуев В. Ф. уделял связыванию фактов местонахождения животного или растения с естественными условиями местности - климатом, почвой и т. д. Подход, несомненно, для своего времени прогрессивный. Кроме этого, Зуев В. Ф. пытался внести в преподавание элементы онтогенетического развития.

Беседа учителя с учениками, по мнению Зуева В. Ф., не должна сводиться к простому описанию внешнего вида предметов, что в ту эпоху и составляло собственно содержание естественной истории. Он требовал от учеников не запоминания, но понимания изучаемого путем уяснения причинных связей в природе.

Очевидно, что педагогические и методические взгляды В. Ф. Зуева и его требования к постановке преподавания знаний о природе, стояли на большой высоте. И этот уровень выше по сравнению с тем, что делалось в этой области много десятилетий позднее, в девятнадцатом веке.

Будучи редактором печатного ежемесячного журнала «Растущий виноград, издаваемый главным народным училищем города святого Петра», в котором писали студенты учительской семинарии и преподаватели, В. Ф. Зуев подбирал материал, воспитывающий любовь к науке о природе и желание работать для просвещения и пользы народа.

Можно сказать, что с академика В. Ф. Зуева начинается замечательная традиция выдающихся русских ученых содействовать развитию не только высшей, но и средней школы.

Таким образом, решая практические вопросы преподавания «естественной истории», Зуев В. Ф. приступил к раскрытию важнейших проблем педагогики и методики:

■ наука и учебный предмет;

■ научность;

■ последовательность;

■ система содержания;

■ доступность изложения;

■ место натуральной и изобразительной наглядности;

■ осознанность знаний учащимися;

■ практическая роль естественноисторического образования.

Итак, в конце восемнадцатого века академик Василий Федорович Зуев положил начало

учебному естествознанию в русской школе и по праву считается его основателем.

Литература

1. Гурулева Т. Г. Организация учебно-тренировочного процесса по дзюдо в группах спортивной ориентации. Чита: Экспресс, 2003. 109 с.

2. Гурулева Т. Г., Кокорина Е. В., Аунина Е. Г.Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно оздоровительных группах: Монография. Иркутск, 2010. 155 с.

3. Гурулева Т. Г., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. Развитие координационных способностей юных дзюдоистов-Улан Удэ, 2010. 80 с.

4. Лебедева В. С., Гурулева Т. Г.Формирование дифференцирования мышечных усилий дошкольников. Москва, 2015. 55 с.

5. Захарова Н. Л. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.

6. Захарова Н. Л. Инновационная деятельность педагога // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 38- 45.

7. Шлыкова Н. Л. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.

8. Шлыкова Н. Л. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.

9. Шлыкова Н. Л. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.

10. Шлыкова Н. Л. Обеспечение психологической безопасности личности государственного гражданского служащего/психология обучения, 2012. № 3. С. 84-94.

11. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 145-147.

12. Шлыкова Н. Л. Формирование нового направления в психологии - психологическая безопасность субъектов профессиональной деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 3. С. 6-8.

13. Шлыкова Н. Л. Эргономика, психологическая безопасность и качество жизни личности / Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2004. № 3. С. 30-33.

14. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологический наук / Иваново, 1998.

15. Крулехт М. В. Педагогическая технология взаимодействия взрослых для адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 33-37.

16. Крулехт М. В., Гаценко Л. Ю. Сказка как средство формирования у ребенка внутренней позиции школьника // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 54-59.

17. Крулехт М. В. Педагогическая диагностика социокультурного опыта современного ребенка как методологическая проблема дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт детства, 2015 С. 262-267.

18. Крулехт М. В. Особенности досуга детей дошкольного возраста в современной российской семье. В кн.: Психолого-педагогические особенности семьи ХХ1 века. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 255-268.

19. Крулехт М. В., Гергокова Е. В Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2014. № 79. С. 45-47.

20. Крулехт М. В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования // Знание. Понимание. Умение, 2014. № 2. С. 73-79.

21. Крулехт М. В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга // Детский сад: теория и практика, 2015. № 11 (59). С. 60-71.

22. Крулехт М. В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 6. С. 29-34.

23. Крулехт М. В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 45-51.

24. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение, 2009. № 1. С. 158-162.

25. Москалева Н. В. К вопросу о развитии успешности школьника в процессе изучения географии. // География: наука, методика, практика. Сборник материалов научно-методической конференции. Министерство образования Московской области. МГОУ, 2014. С. 196-199.

26.Москалева Н. В. М. В. Ломоносов и Европейский север России. // Связь времен и поколений. Наука, образование и искусство Сборник материалов научной конференции преподавателей, аспирантов и молодых ученых Московской области, посвященной 300-летию М. В. Ломоносова и 80-летию МГОУ. Министерство образования Московской области. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 230-233.

27. Москалева Н. В. Проблемы оценки качества школьного биологического и географического образования: сравнительный аспект / О. А. Хлебосолова, Н. В. Москалева. // Актуальные проблемы биоэкологи. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 234-237.

28.Москалева Н. В. Проблемы гуманитаризации естественнонаучной деятельности студентов вузов. // Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и вузе: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2010. С. 262-265.

29.Москалева Н. В. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе школы и вуза // Естественно-математическое образование в современной школе. Выпуск 2. СПб., 2010. С. 92-95.

30.Москалева Н. В. Модули учебно-полевой практики по естествознанию. / Н. В. Москалева, М. И. Подколзина, Е. В. Крыцина. Воронеж: ВГПУ, 2006. 32 с.

31. Педагогика и педагогические предметные технологии: программа государственного экзамена по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального образования». / Г. П. Стуколова, Г. Г. Лаптиева, Н. В. Москалева. Воронеж: ВГПУ, 2005. 39 с.

32.Москалева Н. В. Взаимосвязь предметов биология и экология в экологическом образовании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 1997. 17 с.

33. Рубинчик Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». № 11, 2015.

34. РубинчикЮ. С. Становление советской системы дошкольного образования // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки. По материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016.

35. Рубинчик Ю. С. Методика исторического исследования дошкольного образования России // Научный журнал Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. Часть 2, 2015.

36. РубинчикЮ. С. Исторические и современные взгляды на формирования у детей стремления к труду на основе работ К.Д. Ушинского // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

37. Рубинчик Ю. С. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования // «Образование в современном мире: новое время - новые решения», Международная научно-практическая конференция -IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения». Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014.

38. Рубинчик Ю. С. Перспективы развития дошкольного образования в современной России // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Волгоград, 2015.

39. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016. № 1 (68). С. 26-31.

40. Слинков А. М.Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2016. № 1. С. 43-49.

41. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.

42. Игнатова Т. В., Слинков А. М. Использование методологического потенциала дефинициальной характеристики социально-трудовой сферы в развитии мониторинговых функций управления персоналом организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 267-273.

43. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Декомпозиция социально-трудовой сферы организации как объекта управленческого мониторинга // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2016. № 2 (70).

44. Slinkov A. M. The comparative analysis of research approaches to the definition and content of job satisfaction // Экономика и предпринимательство, 2016. № 5 (70). С. 807-811.

45. Слинков А. М. Труд - потребность - инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания, 2014. № 8. С. 318-327.

46. Слинков А. М. Развитие трудовой мотивации работников банков // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. № 3. С. 104-107.

47. Slinkova Olga K., Slinkov Anatoly M., Grudistova Elena G., Koroleva Inna S. and Klimova Tatiana B., 2015. Study of Value Orientations among Russian Students. The Social Sciences, № 10. P. 1493-1498.

48. Слинков А. М. Формирование системы морального стимулирования к труду: инновационный подход // Вестник Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2011. № 1. С. 112-115.

49. Слинкова О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О.К. Слинкова; отв. ред. И. П. Поварич. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 217 с.

50. Патрусова А. М.Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // А. М. Патрусова, Т. А. Григорьева, М. В. Сыготина, О. К. Слинкова. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2013. № 3.(13). С. 21-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Слинкова О. К. Эволюция содержательного подхода к исследованию трудовой мотивации // О. К. Слинкова. Системы. Методы. Технологии, 2009. № 1. С 108-112.

52. Слинкова О. К. Формирование кросс-культурных компетенций студентов как условие социальной и профессиональной адаптации // О. К. Слинкова. Государственное и муниципальное управление, 2014. № 3.

53. Слинкова О. К. Мотивационное управление персоналом: методические и прикладные аспекты. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. 194 с.

54. Слинкова О. К. Особенности коллективной мотивации к труду // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2009. Т. 1. С 110-114.

55. Патрусова А. М., Слинкова О. К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. Т. 1. С. 277-284.

56. Слинкова О. К. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // О. К. Слинкова, П. В. Харитонова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки,

2012. Т. 12. № 1. С 47-54.

57. Слинкова О. К. Управление организационной культурой // О. К. Слинкова, Е. Г. Грудистова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2009. № 21 (154). С. 64-74.

58. Поварич И. П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // И. П. Поварич, О. К. Слинкова Ползуновский вестник, 2006. № 3. С. 13.

59.ХижнякЛ. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 78-85.

60. Хижняк Л. А. Внедрение ФГОС по математике для детей с умственной отсталостью // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 3. С. 10.

61. Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университет, 2015. № 2. С. 21.

62. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.

63. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

64. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета, 2013. № 4. С. 37.

65.Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 3. С. 62-66.

66.Хижняк Л. А. Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 112. С. 202-206.

67.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

68. Шлыкова А. П. Особенности социальной перцепции студентов // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 91-98.

69. Шлыкова А. П. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П./ Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.

70. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. /Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки,

2013. № 2. С. 16-22.

71. Шлыкова А. П. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.

72. Шлыкова А. П. развитие профессионально направленной речевой компететнтности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Психология обучения, 2012. № 4. С. 66-74.

73. Шлыкова А. П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных с моторной афазией / Шлыкова Н. Л., Спиридонова Г. А., Шлыкова А. П. / Медицинская психология, 2011. № 4.

74. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2015. № 2 (73). С. 35-37.

75. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму// Человеческий капитал, 2015. № 4 (76). С. 120-124.

76. Ядров К. П. Проектный менеджмент как методическая основа управления изменениями в образовательной организации// Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, под ред. Шлыковой Н. Л. Москва, 2014. 111 с.

77. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с.

78. Ядров К. П. Понятие инновационной образовательной среды // Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования; сборник научных трудов / Агапов В. С. и др.; ред. колл.: Захарова Н. Л., Хижняк Л. А., Пастухова Д. А. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 140 с. С. 106-116.

79. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с. С. 459-466.

80. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Электронное учебное пособие на основе latex как средство совершенствования математической подготовки учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 6. С. 155-158.

81. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.

82. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей//Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.

83. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов//Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.

84. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

85. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.

86. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

87. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.

88. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие/Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

89. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.

90. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.

91. Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.