Social and labor monitoring as a tool for project management
Slinkov A.
Социально-трудовой мониторинг как инструмент проактивного
менеджмента Слинков А. М.
Слинков Анатолий Михайлович /Slinkov Anatoly — кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Институт управления
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: в статье анализируется место социально-трудового мониторинга в системе менеджмента организации. Определяется влияние мониторинга на прогностическую функцию управления, на основании чего обосновывается проактивная направленность менеджмента, обогащенного социально-трудовым мониторингом.
Abstract: the article analyzes the place of socio-labor monitoring system in the organization's management. Determine the impact of monitoring on predictive control function, which is justified on the basis of proactive managementfocus, rich social and employment monitoring.
Ключевые слова: мониторинг, социально-трудовой мониторинг. Keywords: monitoring, monitoring of social and labor.
В системе современных научных исследований все более значительная роль отводится изучению различных аспектов управления трудовой деятельностью. Обусловлено это значимым количеством причин, среди которых важное место занимает развитие общества. Развитие представляет собой непрекращающийся процесс перехода из одного состояния в другое, причем носящий в реальности настолько стремительный характер, что в течение жизни одного поколения могут произойти многократные трансформации жизненного уклада. Выражаться это может, к примеру, в смене целевых установок, ценностных ориентаций, культурных стереотипов, отношения к труду. Это обуславливает необходимость поиска и формирования системы социально-экономического прогноза, действенным инструментом которого выступает социально-трудовой мониторинг.
В современной литературе уделяется достаточное внимание феномену мониторинга. Вместе с тем, отсутствует подход, позволяющий единообразно интерпретировать сущность и содержание данного явления. В рамках настоящего исследования под мониторингом понимается «процесс системноорганизованных действий, имеющих целью поддержание функционирования объекта мониторинга в заданном режиме или его развитие по заданной траектории путем выявления как негативных, так и позитивных отклонений параметров мониторинга от заданных значений» [1]. Подобный подход позволяет, во-первых, определить место мониторинга в системе управления организацией и, во-вторых, акцентирует внимание на проактивности процесса, призванного предвосхищать события и формировать управленческие воздействия с опережающим эффектом.
Определение места мониторинга в системе управления организацией зачастую связано с отождествлением понятий «мониторинг» и «контроль» и соответственно отнесением мониторинга к функционалу менеджмента. В проведенных нами ранее исследованиях [3, 4, 5, 6] было обосновано различное интерпретирование данных явлений, сообразно которым мониторинг следует рассматривать как «информационно-аналитическую подсистему управления, обеспечивающую своевременное обнаружение негативных тенденций и процессов в организации, анализ их места, времени и причин и принятие научно обоснованных управленческих решений, направленных на их устранение» [2]. Опираясь на подобный подход, можно констатировать влияние процедур мониторинга на процесс реализации функций менеджмента на предприятии. Более того, его комплексное влияние на функции менеджмента превращает последний в проактивную систему, действие которой основано на предвосхищении и предвидении, что в полной мере отражает необходимость учета при выработке управленческих решений динамичных факторов внутренней и внешней среды [59, с. 27].
Выступая в качестве информационно-аналитической подсистемы, мониторинг обеспечивает управляющую подсистему своевременной и актуальной информацией о состоянии ситуационных факторов. Это создает условия для принятия обоснованных управленческих
решений, в основе которых лежит отслеживание, анализ и прогноз ситуации. Более того, современные системы мониторинга, реализуемые на основе применения баз данных, позволяют отслеживать состояние внутренней и внешней среды организации не только в качестве статичных показателей, но и как динамичные. Это способствует качественному обогащению прогностической функции мониторинга как управленческого процесса, что выводит мониторинг на уровень стратегического менеджмента [60, с. 45].
Проактивная направленность социально-трудового мониторинга выступает в качестве одной из его важнейших характеристик, обусловленной высокой динамичностью социально-экономической среды. В настоящее время общество становится свидетелем чрезвычайно динамичных трансформаций мировой экономики: девальвация рубля, международные санкции, развитие альтернативной (возобновляемой) энергетики, Бгехй и т. д. В силу эффектов глобализации все эти и многие другие факторы оказывают значительное влияние на результаты экономической деятельности на только на макро-, но и на мезо-, и на микроэкономических уровнях. Следовательно, при принятии управленческих решений на уровне организации, необходимо уделять внимание и таким, внешнеполитическим факторам [65, с. 319].
Все это значительно усложняет процесс принятия обоснованного управленческого решения и повышает актуальность создания инструментов, способствующих повышению эффективности этого процесса. Поэтому социально-трудовой мониторинг, по нашему убеждению, имеет значительные перспективы не только научного изучения и осмысления, но и практического применения. Все более и более актуальным будет становиться предвосхищение изменения ситуации, все более актуальным будет выступать анализ массива данных, следовательно, все более актуальным будет и применение мониторинга как управленческого процесса и процедуры.
Литература
1. Гурулева Т. Г. Организация учебно-тренировочного процесса по дзюдо в группах спортивной ориентации. Чита: Экспресс, 2003. 109 с.
2. Гурулева Т. Г., Кокорина Е. В., Аунина Е. Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно оздоровительных группах: Монография. Иркутск, 2010. 155 с.
3. Гурулева Т. Г., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. Развитие координационных способностей юных дзюдоистов-Улан Удэ, 2010. 80 с.
4. Лебедева В. С., Гурулева Т. Г.Формирование дифференцирования мышечных усилий дошкольников. Москва, 2015. 55 с.
5. Захарова Н. Л. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.
6. Захарова Н. Л. Инновационная деятельность педагога // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 38- 45.
7. Шлыкова Н. Л. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.
8. Шлыкова Н. Л. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.
9. Шлыкова Н. Л. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.
10. Шлыкова Н. Л. Обеспечение психологической безопасности личности государственного гражданского служащего/психология обучения, 2012. № 3. С. 84-94.
11. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 145-147.
12. Шлыкова Н. Л. Формирование нового направления в психологии - психологическая безопасность субъектов профессиональной деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 3. С. 6-8.
13. Шлыкова Н. Л. Эргономика, психологическая безопасность и качество жизни личности / Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2004. № 3. С. 30-33.
14. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Иваново, 1998.
15. Крулехт М. В. Педагогическая технология взаимодействия взрослых для адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 33-37.
16. Крулехт М. В., Гаценко Л. Ю. Сказка как средство формирования у ребенка внутренней позиции школьника // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 54-59.
17. Крулехт М. В. Педагогическая диагностика социокультурного опыта современного ребенка как методологическая проблема дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт детства, 2015. С. 262-267.
18. Крулехт М. В. Особенности досуга детей дошкольного возраста в современной российской семье. В кн.: Психолого-педагогические особенности семьи ХХ! века. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 255-268.
19. Крулехт М. В., Гергокова Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2014. № 79. С. 45-47.
20. Крулехт М. В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования // Знание. Понимание. Умение, 2014. № 2. С. 73-79.
21. Крулехт М. В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга // Детский сад: теория и практика, 2015. № 11 (59). С. 60-71.
22. Крулехт М. В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 6. С. 29-34.
23. Крулехт М. В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 45-51.
24. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение, 2009. № 1. С. 158- 162.
25. Москалева Н. В. К вопросу о развитии успешности школьника в процессе изучения географии. // География: наука, методика, практика. Сборник материалов научно-методической конференции. Министерство образования Московской области. МГОУ, 2014. С. 196-199.
26. Москалева Н. В. М. В. Ломоносов и Европейский север России. // Связь времен и поколений. Наука, образование и искусство Сборник материалов научной конференции преподавателей, аспирантов и молодых ученых Московской области, посвященной 300-летию М. В. Ломоносова и 80-летию МГОУ. Министерство образования Московской области. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 230-233.
27. Москалева Н. В. Проблемы оценки качества школьного биологического и географического образования: сравнительный аспект / О. А. Хлебосолова, Н. В. Москалева // Актуальные проблемы биоэкологи. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 234-237.
28. Москалева Н. В. Проблемы гуманитаризации естественнонаучной деятельности студентов вузов // Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и вузе: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2010. С. 262-265.
29. Москалева Н. В. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе школы и вуза. // Естественно-математическое образование в современной школе. Выпуск 2. СПб, 2010. С. 92-95.
30. Москалева Н. В. Модули учебно-полевой практики по естествознанию. / Н. В. Москалева, М. И. Подколзина, Е В. Крыцина. Воронеж: ВГПУ, 2006. 32 с.
31. Педагогика и педагогические предметные технологии: программа государственного экзамена по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» / Г. П. Стуколова, Г. Г. Лаптиева, Н. В. Москалева. Воронеж: ВГПУ, 2005. 39 с.
32. Москалева Н. В. Взаимосвязь предметов биология и экология в экологическом образовании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1997. 17 с.
33. Исаева Н. И. К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Исаева Н. И., Пастухова Д. А. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012. Т. 14. № 12. С. 198-204.
34. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.
35. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика, 2014. № 1. С. 51-53.
36. Пастухова Д. А. Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 63-70.
37. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.
38. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.
39. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.
40. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета, 2011. № 5. С. 206-210.
41. Пастухова Д. А. Проблема социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению. В книге Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.
42. Пастухова Д. А. European credit system of education // Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 30-36.
43. Рубинчик Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». № 11, 2015.
44. РубинчикЮ. С. Становление советской системы дошкольного образования // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки. По материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016.
45. Рубинчик Ю. С. Методика исторического исследования дошкольного образования России // Научный журнал Историческая и социально-образовательная мысль Т. 7. Часть 2, 2015.
46. РубинчикЮ. С. Исторические и современные взгляды на формирования у детей стремления к труду на основе работ К. Д. Ушинского // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
47. Рубинчик Ю. С. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования // «Образование в современном мире: новое время - новые решения», Международная научно-практическая конференция -
IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения». Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014.
4S. Рубинчик Ю. С. Перспективы развития дошкольного образования в современной России // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Волгоград, 2015.
49. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016. № 1 (6S). С. 26-31.
50. Слинков А. М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2016. №1. С. 43-49.
51. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.
52. Игнатова Т. В., Слинков А. М. Использование методологического потенциала дефинициальной характеристики социально-трудовой сферы в развитии мониторинговых функций управления персоналом организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 267-273.
53. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Декомпозиция социально-трудовой сферы организации как объекта управленческого мониторинга // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2016. № 2 (70).
54. Slinkov A. M. The comparative analysis of research approaches to the definition and content of job satisfaction // Экономика и предпринимательство, 2016. № 5 (70). С. S07-S11.
55. Слинков А. М. Труд - потребность - инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания, 2014. № S. С. 318-327.
56. Слинков А. М. Развитие трудовой мотивации работников банков // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. № 3. С. 104-107.
57. Slinkova Olga K., Slinkov Anatoly M., Grudistova Elena G., Koroleva Inna S. and Klimova Tatiana B., 2015. Study of Value Orientations among Russian Students. The Social Sciences. 10: 1493-149S.
5S. Слинков А. М. Формирование системы морального стимулирования к труду: инновационный подход // Вестник Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2011. № 1. С. 112-115.
59. Слинкова О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О. К. Слинкова; отв. ред. И. П. Поварич. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 217 с.
60. Патрусова А. М.Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // А. М. Патрусова, Т. А. Григорьева, М. В. Сыготина, О. К. Слинкова. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2013. № 3 (13). С. 21-27.
61. Слинкова О. К. Эволюция содержательного подхода к исследованию трудовой мотивации // О. К. Слинкова. Системы. Методы. Технологии, 2009. № 1. С. 108-112.
62. Слинкова О. К. Формирование кросс-культурных компетенций студентов как условие социальной и профессиональной адаптации // О. К. Слинкова. Государственное и муниципальное управление, 2014. № 3.
63. Слинкова О. К. Мотивационное управление персоналом: методические и прикладные аспекты. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. 194 с.
64. Слинкова О. К. Особенности коллективной мотивации к труду // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2009. Т. 1. С. 110-114.
65. Патрусова А. М., Слинкова О. К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. Т. 1. С. 277-2S4.
66. Слинкова О. К. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // О. К. Слинкова, П. В. Харитонова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 2012. Т. 12. № 1. С. 47-54.
67. Слинкова О. К. Управление организационной культурой // О. К. Слинкова, Е. Г. Грудистова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2009. № 21 (154). С. 64-74.
68. Поварич И. П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // И. П. Поварич, О. К. Слинкова. Ползуновский вестник, 2006. № 3. С. 13.
69. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 78-85.
70. Хижняк Л. А. Внедрение ФГОС по математике для детей с умственной отсталостью // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 3. С. 10.
71. Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 2. С. 21.
72. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Часть II.
73. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фото делу // Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.
74. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета, 2013. № 4. С. 37.
75. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 3. С. 62-66.
76. Хижняк Л. А. Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 112. С. 202-206.
77. Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
78. Шлыкова А. П. Особенности социальной перцепции студентов // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 91-98.
79. Шлыкова А. П. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.
80. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.
81. Шлыкова А. П. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.
82. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Психология обучения, 2012. № 4. С. 66-74.
83. Шлыкова А. П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных с моторной афазией / Шлыкова Н. Л., Спиридонова Г. А., Шлыкова А. П. / Медицинская психология, 2011. № 4.
84. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2015. № 2 (73). С. 35-37.
85. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал, 2015. № 4 (76). С. 120-124.
86. Ядров К. П. Проектный менеджмент как методическая основа управления изменениями в образовательной организации // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, под ред. Шлыковой Н. Л. Москва, 2014. 111 с.
87. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с.
88. Ядров К. П. Понятие инновационной образовательной среды // Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования; сборник научных трудов / Агапов В. С. и др.; ред. колл.: Захарова Н. Л., Хижняк Л. А., Пастухова Д. А. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 140 с. С. 106-116.
89. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с. С. 459-466.
90. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Электронное учебное пособие на основе latex как средство совершенствования математической подготовки учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 6. С. 155-158.
91. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине. // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.
92. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.
93. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.
94. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.
95. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.
96. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.
97. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.
98. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.
99. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.
100. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.
101. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.