Научная статья на тему 'Потребительское поведение студентов как стратегия борьбы со стрессом'

Потребительское поведение студентов как стратегия борьбы со стрессом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONSUMER BEHAVIOR / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрова Анна Александровна

В статье раскрывается проблема выявления взаимосвязей потребительского поведения и стратегий копинг-поведения студентов. Рассмотрены взаимосвязи типов потребительского поведения студентов и их стратегий поведения в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительское поведение студентов как стратегия борьбы со стрессом»

Наполняется бурлящая река» [1, с. 644].

Поэтически описаны явления зависимости давления воды от площади сечения сосуда, о создании возможностей для работы, различных механизмов: Водяные ружья делают, Водяными ружьями стреляют. Одним азартом опьянены, И дети и бурлящие реки [1, с. 644].

Таким образом, при изучении курса общей физики для повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся объяснение физических явлений с привлечением различных художественных образов способствует возникновению правильных эмоциональных «красок» и в итоге можно добиться ожидаемых результатов.

Литература

1. Жусупов К. Онтология кыргызской поэзии (на кырг. яз.). Бишкек, 1990.

2. Каменский Я. А., Руссо Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.

3. Манойлова М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. Псков, 2004.

4. ОсмоновА. Знаток Толубай (на кырг. яз.). Фрунзе: Мектеп, 1979.

Consumer behavior of students as a strategy to deal with stress

Yadrova A.

Потребительское поведение студентов как стратегия борьбы со стрессом

Ядрова А. А.

Ядрова Анна Александровна / Yadrova Anna — аспирант, кафедра социальной психологии, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается проблема выявления взаимосвязей потребительского поведения и стратегий копинг-поведения студентов. Рассмотрены взаимосвязи типов потребительского поведения студентов и их стратегий поведения в стрессовых ситуациях. Abstract: the article deals with the problem of identifying the relationship of consumer behavior and strategies of coping behavior of students. Vzaimosvyazitipov povedeniyastudentov examined consumer behavior and strategies in stressful situations.

Ключевые слова: потребительское поведение, копинг-поведение, студенты. Keywords: consumer behavior, coping behavior, the students.

По последним прогнозам периодических изданий можно судить, что наша страна столкнется не только с кризисом в 2016 году, но и другими экономическими проблемами. По мнению экспертов, благосостояние жителей нашей страны значительно снизится. Этот факт определит для граждан РФ проблему выживания в условиях глобальных политических и экономических изменений.

Цель данной работы заключается в исследовании взаимосвязей между копинг-стратегиями студентов и стратегиями их потребительского поведения. Одной из основных гипотез исследования является гипотеза о том, что склонность к шопингу как специфическому виду потребительского поведения взаимосвязана со способами преодоления стрессовых ситуаций и может использоваться студентами для снятия напряжения, борьбы со стрессом [106, c. 5].

Исследования, посвященные вопросу совладающего (копинг-) поведения, отражены в аботах как зарубежных (C. M. Aldwin, J. Amirkhan, N. Endler, S. Folkman, R. S. Lazarus), так и отечественных авторов (И. Р. Абитов, А. Г. Илюхин, К. Муздыбаев, С. К. Нартова-Бочавер, H. A. Сирота, В. М. Ялтонский, и др).

Под совпадающим (копинг-) поведением мы подразумеваем действия индивида, нацеленные на снижение напряжения, возникшего в результате оценки им ситуации как угрожающей, наносящей ущерб или бросающей вызов (стрессовая ситуация). Стратегия совладающего поведения (копинг-стратегия) — категория однотипных действий,

предпринимаемых индивидом с цельюснижения напряжения, связанного с субъективно стрессовой для него ситуацией [105, с. 21].

Дж. Амирхан выделил три группы стратегий копинг-поведения: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание проблем (Amirkhan J., 1990). Стратегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки являются активными поведенческими стратегиями, при которых человек старается использовать имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов разрешения проблемы и/илиобращается за помощью к окружающим его людям (близким, друзьям).Стратегия избегания проблемявляется стратегией, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблемы [103, с. 100].

С целью выявления взаимосвязей между типами потребительского поведения студентов и стратегиями их копинг-поведения было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности использована методика «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхан (адапт. Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский); диагностика типов потребительского поведения проведена с помощью методики О. С. Посыпановой, для изучения склонности к использованию шопинга как специфического вида потребительсокго поведения и склонности к шопоголизму (ониомании) использованы тесты А. В. Котлярова.

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты факультета психологии Московского государственного областного университета в возрасте 17-24 года. Общий объем выборки составил 320 человек.

Исследование типов потребительского поведения студентов показало, что на первом курсе все потребительские типы выражены минимально, на втором курсе среднюю выраженность имеет тип «традиционалист», на третьем курсе мы наблюдаем среднюю выраженность у типа «индивидуалист», «инноватор», «традиционалист», «ситуативист», «равнодушный». Таким образом, можно отметить тенденцию к усреднению выраженности типов потребительского поведения у студентов.

Таблица 1. Результаты исследования типов потребительского поведения студентов

Уровень Курс Индивидуалист Инноватор Модник Традиционалист Консерватор Ситуативист Равнодушный

низкий 51 54 63 46 44 44 59

средний 1 27 32 27 39 32 41 39

высокий 22 15 10 15 24 15 2

низкий 43 51 51 40 37 43 51

средний 2 31 31 34 43 34 40 46

высокий 26 17 14 17 29 17 3

низкий 36 32 55 32 39 36 43

средний 3 52 48 39 57 25 43 45

высокий 11 20 7 11 36 20 11

Данные, полученные при исследовании стратегий реагирования на сложную ситуацию, борьбы со стрессом, показывают, что в выборке студентов преобладает средний уровень выраженности копинг-стратегий. При этом наблюдаются значительные различия среди базовых копинг-стратегий: активные поведенческие стратегии, при которых человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы или обращается за помощью и поддержкой к значимым другим имеют среднюю выраженность, при том, что стратегия избегания проблем, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем, имеет низкий уровень выраженности на всех курсах.

Уровень Курс Разрешение проблем Поиск социальной поддержки Избегание проблем

низкий 25 21 88

средний 1 71 58 4

высокий 4 21 8

низкий 25 25 94

средний 2 75 69 6

высокий 0 6 0

низкий 17 22 83

средний 3 83 67 11

высокий 0 11 6

С целью исследования существующих взаимосвязей между копинг-стратегиями студентов и стратегиями их потребительского поведения был проведен корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона). Анализ показал, что с типами потребительского поведения коррелируют стратегии «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки» и «избегание проблем». Выявлены положительные корреляционные связи между стратегией «разрешение проблем» и типами «традиционалист» (r=0.774 , при р<0,05) и «ситуативист» (r=0.717 , при р<0,05), потребительский тип «традиционалист» коррелирует со стратегией поиска социальной поддержки (>=0.677, при р<0,05), стратегия «избегание проблем» положительно коррелирует с типами «модник» (r=0.850 , при р<0,05) и «консерватор» (r=0.706 , при р<0,05). Таким образом, результаты исследования взаимосвязей типов потребительского поведения студентов и базисных стратегий копинг-поведения позволяют нам сделать вывод о том, что для студенческой выборки потребительское поведение может являться способом борьбы со стрессом [104, с. 32].

Выявлено, что склонность к шопингу как специфическому виду потребительского поведения имеет положительные корреляционные связи со способами преодоления повседневных негативных и кризисных ситуаций: стратегия «повышение самооценки» (>=0.949, при р<0,05), «самообвинение» (r=0.938, при р<0,05), «поиск виноватых» (r=0.993, при р<0,05), «анализ проблем» (r=0.972, при р<0,05), «решение проблем» (r=0.946, при р<0,05), «поиск социальной поддержки» (r=0.978, при р<0,05). Таким образом, мы можем предположить, что шопинг может использоваться студентами для снятия напряжения, в качестве рекреационной практики покупателей.

Склонность к аддиктивному потребительскому поведению в форме зависимости от покупок положительно коррелирует со стратегией избегания проблем (r=0.993, при р<0,05). Выявление направления полученных взаимосвязей с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) показало, что существует статистически значимое влияние стратегии «избегание проблем» на переменную «зависимость от покупок» (Sig. равен 0.000, Levene Sig.= 0.262). Таким образом, студенты более склонные к поведенческой стратегии, при которой человек старается уйти от решения трудной жизненной ситуации более склонны к аддиктивному потребительскому поведению.

В настоящее время потребители вынуждены приспосабливаться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Полученные в нашем исследовании результаты могут найти применение в повседневной жизни людей: ведь сталкиваясь с финансовыми ограничениями, потребители вынуждены покупать товары и услуги более рационально, и при этом действовать исключительно в своих интересах, а не в интересах производителей и продавцов.

Литература

1. Гурулева Т. Г. Организация учебно-тренировочного процесса по дзюдо в группах спортивной ориентации. Чита: Экспресс, 2003. 109 с.

2. Гурулева Т. Г., Кокорина Е. В., Аунина Е. Г.Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно оздоровительных группах: Монография. Иркутск, 2010. 155 с.

3. Гурулева Т. Г., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. Развитие координационных способностей юных

дзюдоистов. Улан Удэ, 2010. 80 с.

4. Лебедева В. С., Гурулева Т. Г.Формирование дифференцирования мышечных усилий дошкольников. Москва, 2015. 55 с.

5. Захарова Н. Л. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.

6. Захарова Н. Л. Инновационная деятельность педагога / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 38-45.

7. Шлыкова Н. Л. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.

8. Шлыкова Н. Л. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки,

2013. № 2. С. 16-22.

9. Шлыкова Н. Л. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.

10. Шлыкова Н. Л. Обеспечение психологической безопасности личности государственного гражданского служащего/психология обучения, 2012. № 3. С. 84-94.

11. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 145-147.

12. Шлыкова Н. Л. Формирование нового направления в психологии - психологическая безопасность субъектов профессиональной деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 3. С. 6-8.

13. Шлыкова Н. Л. Эргономика, психологическая безопасность и качество жизни личности / Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2004. № 3. С. 30-33.

14. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологический наук / Иваново, 1998.

15. Крулехт М. В. Педагогическая технология взаимодействия взрослых для адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 33-37.

16. Крулехт М. В., Гаценко Л. Ю. Сказка как средство формирования у ребенка внутренней позиции школьника // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 54-59.

17. Крулехт М. В. Педагогическая диагностика социокультурного опыта современного ребенка как методологическая проблема дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт детства, 2015 С. 262-267.

18. Крулехт М. В. Особенности досуга детей дошкольного возраста в современной российской семье. В кн.: Психолого-педагогические особенности семьи ХХ1 века. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 255-268.

19. Крулехт М. В., Гергокова Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2014. № 79. С. 45-47.

20. Крулехт М. В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования // Знание. Понимание. Умение,

2014. № 2. С. 73-79.

21. Крулехт М. В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга // Детский сад: теория и практика, 2015. № 11 (59). С. 60-71.

22. Крулехт М. В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 6. С. 29-34.

23. Крулехт М. В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса // Достижения науки и образования. 2016. № 4 (5) С. 45-51

24. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение, 2009. № 1. С. 158-162.

25. Москалева Н. В. К вопросу о развитии успешности школьника в процессе изучения географии. // География: наука, методика, практика. Сборник материалов научно-методической конференции. Министерство образования Московской области. МГОУ, 2014. С. 196-199.

26. Москалева Н. В. М. В. Ломоносов и Европейский север России. // Связь времен и поколений. Наука, образование и искусство Сборник материалов научной конференции преподавателей, аспирантов и молодых ученых Московской области, посвященной 300-летию М. В. Ломоносова и 80-летию МГОУ. Министерство образования Московской области. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 230-233.

27. Москалева Н. В. Проблемы оценки качества школьного биологического и географического образования: сравнительный аспект / О. А. Хлебосолова, Н. В. Москалева. // Актуальные проблемы биоэкологи. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 234-237.

28. Москалева Н. В. Проблемы гуманитаризации естественнонаучной деятельности студентов вузов. // Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и вузе: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2010. С. 262-265.

29. Москалева Н. В. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе школы и вуза. // Естественно-математическое образование в современной школе. Выпуск 2. СПб., 2010. С. 92-95.

30. Москалева Н. В. Модули учебно-полевой практики по естествознанию / Н. В. Москалева, М. И. Подколзина, Е. В. Крыцина. Воронеж: ВГПУ, 2006. 32 с.

31. Педагогика и педагогические предметные технологии: программа государственного экзамена по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального образования» / Г. П. Стуколова, Г. Г. Лаптиева, Н. В. Москалева. Воронеж: ВГПУ, 2005. 39 с.

32. Москалева Н. В. Взаимосвязь предметов биология и экология в экологическом образовании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1997. 17 с.

33. Рубинчик Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования // Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». № 11, 2015.

34. РубинчикЮ. С. Становление советской системы дошкольного образования // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки. По материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016.

35. РубинчикЮ. С. Методика исторического исследования дошкольного образования России // Научный журнал Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. Часть 2, 2015.

36. РубинчикЮ. С. Исторические и современные взгляды на формирования у детей стремления к труду на основе работ К. Д. Ушинского // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.

37. Рубинчик Ю. С. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования // «Образование в современном мире: новое время - новые решения», Международная научно-практическая конференция -IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения». Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014.

38. РубинчикЮ. С. Перспективы развития дошкольного образования в современной России // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно -практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015.

39. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016. № 1 (68). С. 26-31.

40. Слинков А. М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в

системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2016. № 1. С. 43-49.

41. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.

42. Игнатова Т. В., Слинков А. М.Использование методологического потенциала дефинициальной характеристики социально-трудовой сферы в развитии мониторинговых функций управления персоналом организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 267-273.

43. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Декомпозиция социально-трудовой сферы организации как объекта управленческого мониторинга // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2016. № 2 (70).

44. Slinkov A. M. The comparative analysis of research approaches to the definition and content of job satisfaction // Экономика и предпринимательство, 2016. № 5 (70). С. 807-811.

45. Слинков А. М. Труд - потребность - инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания, 2014. № 8. С. 318-327.

46. Слинков А. М.Развитие трудовой мотивации работников банков // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. № 3. С. 104-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Slinkova O. K., Slinkov A. M., Grudistova E. G., Koroleva I. S. and Klimova T. B., 2015. Study of Value Orientations among Russian Students. The Social Sciences. № 10. P. 1493-1498.

48. Слинков А. М.Формирование системы морального стимулирования к труду: инновационный подход // Вестник Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2011. № 1. С. 112-115.

49. Слинкова О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О. К. Слинкова; отв. ред. И. П. Поварич. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 217 с.

50. Патрусова А. М. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // А. М. Патрусова, Т. А. Григорьева, М. В. Сыготина, О. К. Слинкова. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2013. № 3.(13). С 21-27.

51. Слинкова О. К. Эволюция содержательного подхода к исследованию трудовой мотивации // О. К. Слинкова. Системы. Методы. Технологии, 2009. № 1. С 108-112.

52. Слинкова О. К. Формирование кросс-культурных компетенций студентов как условие социальной и профессиональной адаптации // О. К. Слинкова. Государственное и муниципальное управление, 2014. № 3.

53. Слинкова О. К. Мотивационное управление персоналом: методические и прикладные аспекты. - Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. 194 с.

54. Слинкова О. К. Особенности коллективной мотивации к труду // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2009. Т. 1. С 110-114.

55. Патрусова А. М., Слинкова О. К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. Т. 1. С. 277-284.

56. Слинкова О. К. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // О. К. Слинкова, П. В. Харитонова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 2012. Т. 12. № 1. С. 47-54.

57. Слинкова О. К. Управление организационной культурой // О. К. Слинкова, Е. Г. Грудистова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2009. № 21 (154). С. 64-74.

58. Поварич И. П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // И. П. Поварич, О. К. Слинкова. Ползуновский вестник, 2006. № 3. С. 13.

59. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 78-85.

60. Хижняк Л. А. Внедрение ФГОС по математике для детей с умственной отсталостью // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 3. С. 10.

61. Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 2. С. 21.

62. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально-психологической

адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Часть II.

63. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фото делу // Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

64. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета, 2013. № 4. С. 37.

65. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки,

2011. № 3. С. 62-66.

66. Хижняк Л. А. Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 112. С. 202-206.

67. Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

68. Шлыкова А. П. Особенности социальной перцепции студентов/Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 91-98.

69. Шлыкова А. П. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.

70. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.

71. Шлыкова А. П. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П./ / Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова,

2012. С. 164-167.

72. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компететнтности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Психология обучения, 2012. № 4. С. 66-74.

73. Шлыкова А. П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных с моторной афазией / Шлыкова Н. Л., Спиридонова Г. А., Шлыкова А. П. / Медицинская психология, 2011. № 4.

74. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2015. № 2 (73). С. 35-37.

75. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал, 2015. № 4 (76). С. 120-124.

76. Ядров К. П. Проектный менеджмент как методическая основа управления изменениями в образовательной организации // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, под ред. Шлыковой Н. Л. Москва, 2014. 111 с.

77. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с.

78. Ядров К. П. Понятие инновационной образовательной среды //Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования; сборник научных трудов / Агапов В.С. и др.; ред. колл.: Захарова Н. Л., Хижняк Л. А., Пастухова Д. А. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 140 с. С. 106-116.

79. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X

Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль- Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с. С. 459-466.

80. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Электронное учебное пособие на основе latex как средство совершенствования математической подготовки учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 6. С. 155-158.

81. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.

82. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей/Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.

83. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов//Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.

84. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

85. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.

86. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н./Московский государственный областной университет. М., 2008.

87. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.

88. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

89. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.

90. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.

91. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.