ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Development of coordination of movements in preschoolers in sports and recreation groups judo training Guruleva T.
Развитие согласования движений у дошкольников в спортивно-оздоровительных группах обучения дзюдо Гурулева Т. Г.
Гурулева Татьяна Георгиевна / Guruleva Tatiana — кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного образования, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается развитие специальной координационной способности -согласование движений у дошкольников, занимающихся дзюдо. Описаны результаты экспериментального исследования этих способностей у мальчиков 6 - 7 лет.
Abstract: the article discusses the development of a special coordination abilities - coordination of movements in preschoolers involved in judo. The results of an experimental study of these abilities in boys 6 - 7 years.
Ключевые слова: координационная подготовка дошкольников. Keywords: coordination training of preschool children.
Единоборства являются самыми сложными, по координации движений, видами спорта. В условиях соревновательного поединка единоборцу непрерывно приходится выполнять многочисленные движения, которые постоянно требуют проявления специальной координационной способности -согласования движений.
Способность к согласованию - соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.
Авторы отмечают значимость этой специальной координационной способности в усвоении техники единоборств и доказывают важность их совершенствования для повышения эффективности технического мастерства (Левицкий А. Г., 1987; Дахновский В. С., Лещенко С. Е., 1989, Кукис А. В., 1995; Лайшев Р. А, 1997; Ежи Садовски, 2000; Сагалеев А. С., Балдаев К. В, 2010).
По мнению некоторых исследователей, особенно благоприятен для развития координационной базы дошкольный возраст (Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова А. Т. 1986, Горская И. Ю., 1993; Бальсевич В. К., 1996; Абу Зан/а Али, 1997; Гурулева Т. Г., Аунина Е. Г., Кокорина Е. В. 2012).
В связи со сказанным, нами была осуществлена попытка разработать и экспериментально обосновать методику воспитания координационных способностей у дошкольников 6-7 лет игровыми и соревновательным методами.
Исследования были проведены на практически здоровых мальчиках 6-7 лет. Экспериментальная группа - 20 детей спортивно-оздоровительной группы (2 подгруппы по 10 мальчиков) Время целенаправленной двигательной активности в планировании занятий по физическому воспитанию составляло 5 часов 45 минут.
Основной формой развития вышеуказанных способностей являются движения лазанья (влезания и слезания, переползания и т.д.). В ныне существующих методиках этим движениям уделяется очень мало внимания, а в методиках единоборств движения лазанья вообще отсутствуют, хотя с биомеханической точки зрения являются эффективным механизмом развития согласования движения всего тела и конечностей, так как лазанье осуществляется при помощи множества крупных мышц. Так эти движения способствуют их укреплению (особенно мышц брюшного пресса и спины), способствуют формированию правильной осанки, увеличивают потребность организма в кислороде, вызывают усиленную деятельность сердечной сосудистой и дыхательной систем, совершенствуя таким образом, физиологические функции организма.
Попеременные сокращения и расслабления определенных групп мышц, характерные для выполнения движений влезания-слезания, особенно важны для детей дошкольного возраста, когда статическое напряжение более утомительно.
При подъеме по вертикальной лестнице для поддержания устойчивого положения ребенок должен непрерывно удерживать руками перекладину, создавая противодействие, опрокидывающей его силе. При отделении корпуса от лестницы - сохранение равновесия усложняется
На наклонной лестнице ребенок чувствует себя комфортнее (он более расслаблен), так как центр его тяжести находится над точкой опоры, опираться на руки так, как при подъеме по вертикальной лестнице, нет необходимости, поэтому ребенок больше уделяет внимания красоте и правильности движений во время передвижения, что способствует лучшей их согласованности. Поэтому в предлагаемую методику были включены передвижения по горизонтальной и наклонной лестнице в большем количестве в начале учебного года, а по вертикальной в наименьшей и после усвоения движений лазанья по горизонтальной и наклонной лестнице. Длительность использования движений лазанья варьировали: 1-3, 2-5, 4-6 раз. Так же для развития данной специальной координационной способности использовались асимметричные движения руками в сочетании с движениями ног, разнонаправленные движения, игры. Применение методики в спортивно-оздоровительной группе, направленной на воспитание координационных способностей способствовало:
а) существенному приросту согласования движений (60,0%), по сравнению с детьми контрольной группы в тесте «упор присев - упор лежа);
б) улучшению показателей неврологических координаторных проб (Р < 0,001);
в) развитию скорости перестановки рук и ног во время влезания на гимнастическую лестницу, у детей экспериментальной группы к концу учебного года время уменьшилось на 6,75 сек, результат достоверен (Р <0,001).
Таблица 1. Тесты на определение уровня развития согласования движений
Название теста Описание К-во раз Результат Автор
Тест № 1 на согласование движений «Упор -присев - упор лежа» (к-во очков) Ребенок занимает исходное положение -основная стойка. Затем упор - присев, упор -лежа, упор - присев - и. п. 2 Результат: количество очков за 10 с. Каждая из 4-х фаз составляет одну четвертую очка В.И. Лях 1998
Тест N° 2 на согласование движений «Влезание по лестнице» (с) Размеры лестницы: высота 1,6 м, ширина 1,35, количество перекладин 10, диаметр перекладин 2,5 см. Ребенок занимает исходное положение -основная стойка, ведущая рука и противоположная нога на лестнице, по свистку тренера начинает продвижение вверх по лестнице. 2 Результат: Скорость влезания до верхней планки. М.Ю. Кистяковская 1978
Тест N° 3 Пальце-носовая проба (баллы) Выполняет задание - попасть указательным пальцем в кончик носа с закрытыми глазами, попытка одной рукой. Попадание в пределах носа без пересечения центральной оси 1 балл Попадание в пределах носа с пересечением центральной оси 2 балла Попадание в пределах лица с одноименной стороны 3 балла. Попадание в пределах лица с противоположной стороны 4 балла. Промахивание мимо лица 5 баллов. 5 Результат: Точное попадание в кончик Лайшев Р.А., 1997
Этот результат подтверждает мнение о том, что образование условно-рефлекторных связей протекает быстро и прочно только под влиянием педагогических воздействий (Назаров П. П., Афанасьев В. З., 1970; Михайлова С. М., 1988; Козлов И. М.,1996).
Результаты исследования показали положительное влияние применяемой методики воспитания координационных способностей в спортивно-оздоровительной группе по дзюдо.
Литература
1. Гурулева Т. Г. Организация учебно-тренировочного процесса по дзюдо в группах спортивной ориентации. Чита: Экспресс, 2003. 109 с.
2. Гурулева Т. Г., Кокорина Е. В., Лунина Е. Г. Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно-оздоровительных группах: Монография. Иркутск, 2010. 155 с.
3. Гурулева Т. Г., Сагалеев Л. С., Балдаев К. В. Развитие координационных способностей юных дзюдоистов. Улан Удэ, 2010. 80 с.
4. Лебедева В. С., Гурулева Т. Г. Формирование дифференцирования мышечных усилий дошкольников. Москва, 2015. 55 с.
5. Захарова Н. Л. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.
6. Захарова Н. Л. Инновационная деятельность педагога / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 38- 45.
7. Шлыкова Н. Л. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.
8. Шлыкова Н. Л. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.
9. Шлыкова Н. Л. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.
10. Шлыкова Н. Л. Обеспечение психологической безопасности личности государственного гражданского служащего/психология обучения, 2012. № 3. С. 84-94.
11. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности/ Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 145-147.
12. Шлыкова Н. Л. Формирование нового направления в психологии - психологическая безопасность субъектов профессиональной деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 3. С. 6-8.
13. Шлыкова Н. Л. Эргономика, психологическая безопасность и качество жизни личности / Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2004. № 3. С. 30-33.
14. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Иваново, 1998.
15. Крулехт М. В. Педагогическая технология взаимодействия взрослых для адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием /отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 33-37.
16. Крулехт М. В., Гаценко Л. Ю. Сказка как средство формирования у ребенка внутренней позиции школьника //Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 54-59.
17. Крулехт М. В. Педагогическая диагностика социокультурного опыта современного ребенка как методологическая проблема дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт детства, 2015. С. 262-267.
18. Крулехт М. В. Особенности досуга детей дошкольного возраста в современной российской семье. В кн.: Психолого-педагогические особенности семьи XXI века. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 255-268.
19. Крулехт М. В., Гергокова Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2014. № 79. С. 45-47.Крулехт М. В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования // Знание. Понимание. Умение, 2014. № 2 С. 73-79.
20. Крулехт М. В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга // Детский сад: теория и практика, 2015. № 11 (59). С. 60-71.
21. Крулехт М. В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 6, С. 29-34.
Крулехт М. В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 45-51.
22. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение, 2009. № 1, С. 158- 162.
23. Одинцова М. А. Безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, пути решения в современных условиях: коллективная монография / ред. Т. Н. Зарецкая, М. А. Одинцова. Москва. МГППУ, 2015.
24. Одинцова М. А. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.
25. Одинцова М. А. Позитивные эффекты отрицательной значимости другого // Социальная психология малых групп. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А. В. Петровского. МГППУ, 2011. С. 183-187.
26. Одинцова М. А. Ресурсный потенциал повседневности // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 2. С. 237-240.
27. Одинцова М. А. Профессионально-педагогическая культура учителя как основа предупреждения школьной травли // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 203-205.
28. Культурная одаренность как способность человека к преодолению эндогенных и экзогенных стресс-факторов // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т.2. №3. С. 214-217.
29. Одинцова М. А. Преодолевающие стратегии поведения лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2015. Т. 15. № 1. С. 104-110.
30. Одинцова М. А., Чернобровкина Н. Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы виктимной личности / монография. Москва: Научные технологии, 2012. 256 с.
31. Одинцова М. А. Проблема виктимного личностного типа в психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2014. Т. 14. № 2-1. С. 73-79.
32. Одинцова М. А. Травматическое жизненное событие в оценках педагогов / Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VII международной научно-практической конференции, 2015. С. 248-250.
33. Исаева Н. И. К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Исаева Н. И., Пастухова Д. А. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012. Т. 14. № 12. С. 198-204.
34. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.
35. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика, 2014. № 1. С. 51-53.
36. Пастухова Д. А. Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 63-70.
37. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.
38. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.
39. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.
40. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета, 2011. № 5. С. 206-210.
41. Пастухова Д. А. Проблема социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению. В книге Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.
42. Пастухова Д. А. European credit system of education // Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 30-36.
43. Рубинчик Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования // Шучный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». № 11-2015.
44. Рубинчик Ю. С. Становление советской системы дошкольного образования // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки. По материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016.
45. Рубинчик Ю. С. Методика исторического исследования дошкольного образования России // кучный журнал Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. Часть 2, 2015.
46. Рубинчик Ю. С. Исторические и современные взгляды на формирования у детей стремления к труду на основе работ К. Д. Ушинского // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦИС «Интерактив плюс», 2015.
47. Рубинчик Ю. С. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования // «Образование в современном мире: новое время - новые решения». Международная научно-практическая конференция. IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014.
48. Рубинчик Ю. С. Перспективы развития дошкольного образования в современной России / /Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015.
49. Слинков Л. М., Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // ^ука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016. № 1 (68). С. 26-31.
50. Слинков Л. М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 43-49.
51. Слинков Л. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // ручные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 201б. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.
52. Игнатова Т. В., Слинков Л. М. Использование методологического потенциала дефинициальной характеристики социально-трудовой сферы в развитии мониторинговых функций управления персоналом организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 267-273.
53. Слинков Л. М., Игнатова Т. В. Декомпозиция социально-трудовой сферы организации как объекта управленческого мониторинга // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РА^ 2016. № 2 (70).
54. Slinkov A. M. The comparative analysis of research approaches to the definition and content of job satisfaction // Экономика и предпринимательство, 2016. № 5 (70). С. 807-811.
55. Слинков Л. М. Труд - потребность - инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания, 2014. № 8. С. 318-327.
56. Слинков Л. М. Развитие трудовой мотивации работников банков // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. № 3. С. 104-107.
57. Olga K. Slinkova, Anatoly M. Slinkov, Elena G. Grudistova, Inna S. Koroleva and Tatiana B. Klimova, 2015. Study of Value Orientations among Russian Students. The Social Sciences, 10: 1493-1498.
58. Слинков Л. М.Формирование системы морального стимулирования к труду: инновационный подход // Вестник Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2011. № 1. с. 112-115.
59. Слинкова О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О. К. Слинкова; отв. ред. И. П. Поварич. Швосибирск: Изд-во СО РА^ 2005. 217 с.
60. Патрусова Л. М. Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // А. М. Патрусова, Т. А. Григорьева, М. В. Сыготина, О. К. Слинкова. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2013. № 3.(13). С. 21-27.
61. Слинкова О. К. Эволюция содержательного подхода к исследованию трудовой мотивации // О. К. Слинкова. Системы. Методы. Технологии, 2009. № 1. С. 108-112.
62. Слинкова О. К. Формирование кросс-культурных компетенций студентов как условие социальной и профессиональной адаптации // О. К. Слинкова. Государственное и муниципальное управление, 2014. № 3.
63. Слинкова О. К. Мотивационное управление персоналом: методические и прикладные аспекты. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. 194 с.
64. Слинкова О. К. Особенности коллективной мотивации к труду // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2009. Т. 1. С. 110-114.
65. Патрусова А. М., Слинкова О. К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. Т. 1. С. 277-284.
66. Слинкова О. К. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // О. К. Слинкова, П. В. Харитонова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 2012. Т. 12. № 1. С 47-54.
67. Слинкова О. К. Управление организационной культурой // О. К. Слинкова, Е. Г. Грудистова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2009. № 21 (154). С. 64-74.
68. Поварич И. П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // И. П. Поварич, О. К. Слинкова. Ползуновский вестник, 2006. № 3. С. 13.
69. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 78-85.
70. Хижняк Л. А. Внедрение ФГОС по математике для детей с умственной отсталостью // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 3. С. 10.
71. Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 2. С. 21.
72. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.
73. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.
74. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета, 2013. № 4. С. 37.
75. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 3. С. 62-66.
76. Хижняк Л. А. Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 112. С. 202-206.
77. Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.
78. Шлыкова А. П. Особенности социальной перцепции студентов / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 91-98.
79. Шлыкова А. П. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.
80. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П./Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.
81. Шлыкова А. П. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.
82. Шлыкова А. П. / Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Психология обучения, 2012. № 4. С. 66-74.
83. Шлыкова А. П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных с моторной афазией / Шлыкова Н. Л., Спиридонова Г. А., Шлыкова А. П. / Медицинская психология, 2011. № 4.
84. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2015. № 2 (73). С. 35-37.
85. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал, 2015. № 4 (76). С. 120-124.
86. Ядров К. П. Проектный менеджмент как методическая основа управления изменениями в образовательной организации // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, под ред. Шлыковой Н. Л. Москва, 2014. 111 с.
87. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с.
88. Ядров К. П. Понятие инновационной образовательной среды // Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования; сборник научных трудов / Агапов В. С. и др.; ред. колл.: Захарова Н. Л., Хижняк Л. А., Пастухова Д. А. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 140 с. С. 106-116.
89. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с. С. 459-466.
90. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Электронное учебное пособие на основе latex как средство совершенствования математической подготовки учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 6. С. 155-158.
91. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.
92. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.
93. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.
94. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.
95. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.
96. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.
97. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.
98. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.
99. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.
100. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.
101. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.