ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Innovation in higher education in the context of motivation problems
Slinkova O.
Инновации в высшей школе в контексте проблемы мотивации
Слинкова О. К.
Слинкова Ольга Константиновна /Slinkova Olga — доктор экономических наук, доцент, кафедра туризма и социокультурного сервиса, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Аннотация: рассматривается мотивационный аспект проблемы инновационного развития высшего образования. Обосновывается значение развитых потребностей в самоактуализации у преподавателей вуза для реализации его инновационного потенциала.
Abstract: the motivational aspect of the problem of innovative development of higher education. Substantiates the importance of the development needs of self-actualization at the high school teachers for the implementation of its innovative potential.
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационное развитие, мотивация. Keywords: innovative potential, innovative development, motivation.
Одной из наиболее популярных и актуальных тем, обсуждаемых в высшей школе в современных условиях, является внедрение инноваций в образовательную деятельность. Данная тема имеет много аспектов и затрагивает такие вопросы, как внедрение прогрессивных форм, методов, средств, технологий обучения и др. Сегодня российские вузы активно занимаются внедрением интерактивных методов обучения, современных информационных технологий, однако эффективность реальных шагов по увеличению инновационного потенциала вуза остается достаточно низкой [61, с. 97]. Традиционная парадигма высшего образования, ориентированная на усвоение студентами информации и социально--ролевых стандартов остается доминирующей, несмотря на провозглашение и признание научным сообществом многих новых идей и концепций развития отечественного образования [69, с. 71].
В качестве ведущей идеологии и методологической основы инновационного развития вуза может стать концепция гуманизации высшего образования. Казалось бы, данная концепция не является новой, хорошо известна педагогической общественности, гуманизация образования давно объявлена приоритетной задачей, а то и свершившимся фактом. Опыт показывает, тем не менее, что внедрение в практику высшей школы идей гуманизации ограничивается преимущественно декларациями. С учетом этого позволим себе напомнить основные идеи гуманизации образования.
Основная идея гуманистического подхода в образовании состоит в том, что образование личности - это процесс, инициируемый самой личностью, поскольку в ней изначально заложено стремление к самоактуализации. Педагогическая деятельность, построенная на основе этого подхода, является индерективной и во многом стохастической, т.к. нельзя заранее предположить, какой путь развития выберет тот или иной индивид. Это имеет отношение как к студентам, так и к преподавателям. При такой организации образовательного процесса развитие субъекта образовательной деятельности происходит как самоопределение в образовательном поле при наличии необходимых степеней свободы [69, с. 148].
Общеизвестно, что инновации являются уделом творческих личностей, а самым опасным ограничителем творчества является отсутствие свободы в выборе поля и методов действия. Казалось бы, современная концепция модернизации высшего образования, ориентированная на активизацию учебного процесса должна если не сразу, то постепенно снять указанное ограничение. На деле все происходит противоположным образом. Несмотря на декларативные призывы Министерства образования и науки к гуманизации, демократизации, модернизации и проч., в вузах пышным цветом расцветает бюрократизация, регламентация и унификация. Управленец от образования как на федеральном уровне, так и на уровне вуза мыслит по принципу «здесь и сейчас» параметрами многочисленных формальных отчетов, в то время как внедрение инноваций в образование - процесс длительный и не терпящий формализма. Шквал нормативных документов, качество которых часто не выдерживает никакой критики, окончательно убивает слабые «ростки» творчества [51, с. 30].
Сложившаяся в системе высшего образования «вертикаль власти» уничтожает личностное начало. Чего стоит только набирающая масштабы практика тестирования, используемая как для оценки знаний студентов, так и для оценки качества вузовской системы образования в целом при государственной аккредитации образовательных программ! Получая «на входе» в образовательную систему абитуриента, «отштампованного» школьными учителями и репетиторами под ЕГЭ, высшая школа, являясь интеллектуальной элитой общества, продолжает в том же духе «натаскивать» студентов на тестовые задания. Что мы получим на «выходе»? Уже сейчас наши студенты в значительной степени разучились грамотно излагать свои мысли, не способны к критическому анализу различных точек зрения, демонстрируют репродуктивный уровень обучения. Существующая система образования в высшей школе ориентирована на передачу информации от преподавателя к студенту, ее запоминание, заучивание и воспроизведение [74, с. 111].
Переход к инновационной модели высшего образования, построенной на основе гуманистической парадигмы, требует создания принципиально новой образовательной среды, мотивирующей студентов к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации для решения нестандартных, нетиповых задач [56, с. 809].
Отметим, что такая постановка задачи актуальна не только в отношении студентов, но и преподавателей. Развитие творческого потенциала студентов способен обеспечить только преподаватель, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Если выбор преподавательской стези является осознанным, преподаватель должен понимать, что его предназначение не в том, чтобы быть передатчиком известной информации, а в том, чтобы постоянно вести поиск новых знаний и обучать этому поиску студентов. Только преподаватель, стремящийся к постоянному саморазвитию, способен умножить инновационный потенциал вуза. Преподаватель с не включенными механизмами самореализации профессионально непригоден.
Проблема заключается в том, что развитые потребности в самоактуализации присущи ограниченному кругу людей (по оценке А. Маслоу - около 12%). Следует ли из этого, что все так безнадежно? Конечно, нет. Современная наука убедительно доказала, что, потенциал, заложенный в человека от природы, реализуется в среднем не больше, чем на 10-15%. Для того чтобы потенциал, которым реально обладает вузовский преподаватель, был реализован в полной мере, необходимо, чтобы он реально почувствовал собственную значимость, высокий престиж своей профессии. К сожалению, существующее в государстве и, соответственно, в вузе отношение к преподавателю формирует у него совсем иные чувства и не способствует развитию его инновационного потенциала [71, с. 108].
Литература
1. Гурулева Т. Г. Организация учебно-тренировочного процесса по дзюдо в группах спортивной ориентации. Чита: Экспресс, 2003. 109 с.
2. Гурулева Т. Г., Кокорина Е. В., Аунина Е. Г.Методика воспитания координационных способностей у детей в спортивно-оздоровительных группах: Монография. Иркутск, 2010. 155 с.
3. Гурулева Т. Г., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. Развитие координационных способностей юных дзюдоистов-Улан Удэ, 2010. 80 с.
4. Лебедева В. С., Гурулева Т. Г.Формирование дифференцирования мышечных усилий дошкольников. Москва, 2015. 55 с.
5. Захарова Н. Л. Психология стресса. Учебник и практикум / Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-изд.). М.: Издательство «Юрайт», 2016.
6. Захарова Н. Л. Инновационная деятельность педагога / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 38- 45.
7. Шлыкова Н. Л. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.
8. Шлыкова Н. Л. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 2013. № 2. С. 16-22.
9. Шлыкова Н. Л. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно -
практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.
10. Шлыкова Н. Л. Обеспечение психологической безопасности личности государственного гражданского служащего / психология обучения, 2012. № 3. С. 84-94.
11. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 1. С. 145-147.
12. Шлыкова Н. Л. Формирование нового направления в психологии - психологическая безопасность субъектов профессиональной деятельности / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2006. № 3. С .6-8.
13. Шлыкова Н. Л. Эргономика, психологическая безопасность и качество жизни личности / Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2004. № 3. С. 30-33.
14. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологический наук. Иваново, 1998.
15. Крулехт М. В. Педагогическая технология взаимодействия взрослых для адаптации ребенка из семьи мигрантов в детском саду // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 33-37.
16. Крулехт М. В., Гаценко Л. Ю. Сказка как средство формирования у ребенка внутренней позиции школьника // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием / Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2014. С. 54-59.
17. Крулехт М. В. Педагогическая диагностика социокультурного опыта современного ребенка как методологическая проблема дошкольной педагогики // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Научный редактор А. Г. Гогоберидзе. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт детства, 2015. С. 262-267.
18. Крулехт М. В. Особенности досуга детей дошкольного возраста в современной российской семье. В кн.: Психолого-педагогические особенности семьи XXI века. Отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 255-268.
19. Крулехт М. В., Гергокова Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2014. № 79. С. 45-47.
20. Крулехт М. В. Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования // Знание. Понимание. Умение, 2014. № 2. С. 73-79.
21. Крулехт М. В. Содействие родителям старших дошкольников в организации содержательного семейного досуга // Детский сад: теория и практика, 2015. № 11 (59). С. 60-71.
22. Крулехт М. В. Инновационный путь развития дошкольного образования: проблема качества и возможные риски // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 2014. № 6. С. 29-34.
23. Крулехт М. В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 45-51.
24. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение, 2009. № 1. С. 158- 162.
25. Москалева Н. В. К вопросу о развитии успешности школьника в процессе изучения географии. // География: наука, методика, практика. Сборник материалов научно-методической конференции. Министерство образования Московской области. МГОУ, 2014. С. 196-199.
26. Москалева Н. В. М. В. Ломоносов и Европейский север России. // Связь времен и поколений. Наука, образование и искусство Сборник материалов научной конференции преподавателей, аспирантов и молодых ученых Московской области, посвященной 300-летию М. В. Ломоносова и 80-летию МГОУ. Министерство образования Московской области. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 230-233.
27. Москалева Н. В. Проблемы оценки качества школьного биологического и географического образования: сравнительный аспект / О. А. Хлебосолова, Н. В. Москалева. // Актуальные
проблемы биоэкологи. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. МГОУ. Естественно-экологический институт. М., 2011. С. 234-237.
28. Москалева Н. В. Проблемы гуманитаризации естественнонаучной деятельности студентов вузов. // Современные проблемы методики преподавания биологии, географии и экологии в школе и вузе: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2010. С. 262-265.
29. Москалева Н. В. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе школы и вуза. // Естественно-математическое образование в современной школе. Выпуск 2. СПб., 2010. С. 92-95.
30. Москалева Н. В. Модули учебно-полевой практики по естествознанию / Н. В. Москалева, М. И. Подколзина, Е В. Крыцина. Воронеж: ВГПУ, 2006. 32 с.
31. Стуколова Г. П., Лаптиева Г. Г., Москалева Н. В. Педагогика и педагогические предметные технологии: программа государственного экзамена по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования». / Воронеж: ВГПУ, 2005. 39 с.
32. Москалева Н. В. Взаимосвязь предметов биология и экология в экологическом образовании школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 1997. 17 с.
33. Исаева Н. И. К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Исаева Н. И., Пастухова Д. А. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2012. Т. 14. № 12. С. 198-204.
34. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.
35. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика, 2014. № 1. С. 51-53.
36. Пастухова Д. А. Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 63-70.
37. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.
38. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.
39. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.
40. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета, 2011. № 5. С. 206-210.
41. Пастухова Д. А. Проблема социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению. В книге Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.
42. Пастухова Д. А. European credit system of education // Пастухова Д. А., Грудистова Е. Г. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса, 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 30-36.
43. Рубинчик Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 11, 2015.
44. РубинчикЮ. С. Становление советской системы дошкольного образования // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки. По материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016.
45. Рубинчик Ю. С. Методика исторического исследования дошкольного образования России // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. часть 2, 2015.
46. РубинчикЮ. С. Исторические и современные взгляды на формирования у детей стремления к труду на основе работ К. Д. Ушинского // Актуальные направления научных
исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦЖ «Интерактив плюс», 2015.
47. Рубинчик Ю. С. Исторический аспект влияния социально-экономических и политических условий на эффективное развитие дошкольного образования // «Образование в современном мире: новое время - новые решения», Международная научно-практическая конференция IX Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время -новые решения». Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2014.
4S. Рубинчик Ю. С. Перспективы развития дошкольного образования в современной России // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015.
49. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Шука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2016. № 1 (68). С. 26-31.
5Q. Слинков А. М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2016. № 1. С. 43-49.
51. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // ручные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика, 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-7Q.
52. Игнатова Т. В., Слинков А. М. Использование методологического потенциала дефинициальной характеристики социально-трудовой сферы в развитии мониторинговых функций управления персоналом организаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2015. № 4 (170). С. 267-273.
53. Слинков А. М., Игнатова Т. В. Декомпозиция социально-трудовой сферы организации как объекта управленческого мониторинга // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РА^ 2016. № 2 (70).
54. Slinkov A. M. The comparative analysis of research approaches to the definition and content of job satisfaction // Экономика и предпринимательство, 2016. № 5 (70). С. SQ7-S11.
55. Слинков А. М. Труд - потребность - инновация: управленческий и мотивационный аспект // Социально-гуманитарные знания, 2014. № 8. С. 318-327.
56. Слинков А. М. Развитие трудовой мотивации работников банков // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. № 3. С. 104-1Q7.
57. Slinkova Olga K., Slinkov Anatoly M., Grudistova Elena G., Koroleva Inna S. and Klimova Tatiana B., 2Q15. Study of Value Orientations among Russian Students. The Social Sciences. № 1Q. P. 1493-149S.
5S. Слинков А. М. Формирование системы морального стимулирования к труду: инновационный подход // Вестник Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2011. № 1. С. 112-115.
59. Слинкова О. К. Системный подход к исследованию трудовой мотивации и организационной культуры: постановка проблемы / О. К. Слинкова; отв. ред. И. П. Поварич. Швосибирск: Изд-во СО РА^ 2005. 217 с.
6Q. Патрусова А. М.Процессный подход к менеджменту качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // А. М. Патрусова, Т. А. Григорьева, М. В. Сыготина, О. К. Слинкова. Проблемы социально-экономического развития Сибири, 2013. № 3 (13). С. 21-27.
61. Слинкова О. К. Эволюция содержательного подхода к исследованию трудовой мотивации // О. К. Слинкова. Системы. Методы. Технологии, 2009. № 1. С. 108-112.
62. Слинкова О. К. Формирование кросс-культурных компетенций студентов как условие социальной и профессиональной адаптации // О. К. Слинкова. Государственное и муниципальное управление, 2014. № 3.
63. Слинкова О. К. Мотивационное управление персоналом: методические и прикладные аспекты. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2005. 194 с.
64. Слинкова О. К. Особенности коллективной мотивации к труду // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2009. Т. 1. С. 110-114.
65. Патрусова А. М., Слинкова О. К. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2013. Т. 1. С. 277-2S4.
66. Слинкова О. К. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // О. К. Слинкова, П. В. Харитонова. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки,
2012. Т. 12. № 1. С. 47-54.
67. Слинкова О. К. Управление организационной культурой // О. К. Слинкова, Е. Г. Грудистова. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2009. № 21 (154). С. 64-74.
68. Поварич И. П. Методика и опыт социологического исследования удовлетворенности трудом работников предприятия // И. П. Поварич, О. К. Слинкова Ползуновский вестник, 2006. № 3. С. 13.
69. Хижняк Л. А. Содержание компетенций педагога инклюзивного образования // Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 78-85.
70. Хижняк Л. А. Внедрение ФГОС по математике для детей с умственной отсталостью // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 3. С. 10.
71. Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета, 2015. № 2. С. 21.
72. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.
73. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фото делу // Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.
74. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета, 2013. № 4. С. 37.
75. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 3. С. 62-66.
76. Хижняк Л. А. Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 112. С. 202-206.
77. Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
78. Шлыкова А. П. Особенности социальной перцепции студентов / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 91-98.
79. Шлыкова А. П. Методологические основы диагностики вербальных способностей студентов/ Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2013. № 3. С. 52-56.
80. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компетентности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки,
2013. № 2. С. 16-22.
81. Шлыкова А. П. Развитие речевой компетентности студентов в условиях дистанционного обучения / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение). Материалы II международной научно-практической конференции. Под редакцией А. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова, 2012. С. 164-167.
82. Шлыкова А. П. Развитие профессионально направленной речевой компететнтности студентов психологического факультета / Шлыкова Н. Л., Шлыкова А. П. / Психология обучения, 2012. № 4. С. 66-74.
83. Шлыкова А. П. Психологическое сопровождение восстановления высших психических функций у больных с моторной афазией / Шлыкова Н. Л., Спиридонова Г. А., Шлыкова А. П. / Медицинская психология, 2011. № 4.
84. Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Особенности инновационного знания // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2015. № 2 (73). С. 35-37.
85. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал, 2015. № 4 (76). С. 120-124.
86. Ядров К. П. Проектный менеджмент как методическая основа управления изменениями в образовательной организации // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья, под ред. Шлыковой Н. Л. Москва, 2014. 111 с.
87. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П. Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с.
88. Ядров К. П. Понятие инновационной образовательной среды // Инновационная активность педагога: проблемы и перспективы исследования; сборник научных трудов / Агапов В. С. и др.; ред. колл.: Захарова Н. Л., Хижняк Л. А., Пастухова Д. А. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 140 с. С. 106-116.
89. Ядров К. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию роли субъекта в инновационных процессах // Инновационная деятельность в образовании: Материалы X Международной научно-практической конференции. Часть I // под общей редакцией Г. П Новиковой. Ярославль - Москва: Издательство «Канцлер», 2016. 480 с. С. 459-466.
90. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Электронное учебное пособие на основе latex как средство совершенствования математической подготовки учителя в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2009. № 6. С. 155-158.
91. Луканкин Г. Л., Луканкин А. Г., Ядров К. П. Разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине. // Вестник Московского государственного областного университета, 2006. № 2. С. 108-114.
92. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования, 2016. № 2 (3). С. 20-23.
93. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал, 2015. № 8 (80). С. 98-104.
94. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.
95. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. № 4. С. 20-24.
96. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. .к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.
97. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2008. № 2. С. 159-164.
98. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л. М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.
99. Луканкин А. Г., Ядров К. П. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Информатика и образование, 2009. № 6. С. 110-112.
100. Ядров К. П. Содержание инновационной образовательной среды / Достижения науки и образования, 2016. № 4 (5). С. 70-77.
101. Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.