Научная статья на тему 'Становление и развитие творческой личности на до- и последипломном этапах подготовки специалистов в медицинском вузе'

Становление и развитие творческой личности на до- и последипломном этапах подготовки специалистов в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осин А. Я., Бениова С. Н., Садова Н. Г.

Creative model applied to the continuous preand post-graduate education in a medical college has been designed to form and afterwards develop the creative potential of the students and medical specialists. The creative potential of the trainees is a basis of the proposed model. Its components are knowledge, both basic and acquired, creative personality qualities, creative abilities, skills, talents, as well as thinking and imagination. The creative activity of the students shall be managed taking account of the following system components: motivation-telic, essential-substantial, function-educational, innovation-technological, and effective-corrective. Application of the creative model in the pedagogical practice will allow professional formation and development of the creative personality that will be capable of discovering something new on one's own.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMING-TO-BE AND DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY AT PRE- AND POST-GRADUATE STAGE OF MEDICAL PERSONNEL TRAINING

Creative model applied to the continuous preand post-graduate education in a medical college has been designed to form and afterwards develop the creative potential of the students and medical specialists. The creative potential of the trainees is a basis of the proposed model. Its components are knowledge, both basic and acquired, creative personality qualities, creative abilities, skills, talents, as well as thinking and imagination. The creative activity of the students shall be managed taking account of the following system components: motivation-telic, essential-substantial, function-educational, innovation-technological, and effective-corrective. Application of the creative model in the pedagogical practice will allow professional formation and development of the creative personality that will be capable of discovering something new on one's own.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие творческой личности на до- и последипломном этапах подготовки специалистов в медицинском вузе»

УДК 37.032:378.661(571.63)

А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ДОИ ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Владивостокский государственный медицинский университет

Ключевые слова: творчество, развитие личности, обучение, медицинский вуз.

Стратегия современного высшего образования направлена на развитие творческого потенциала студентов и обучающихся специалистов. Развитию креативности обучаемых в процессе изучения дисциплин способствует ряд факторов. Готовясь к профессиональной деятельности, студенты проявляют способности к аналитическому мышлению, критическому осмыслению содержания учебного материала. Эффективность творчества специалистов определяется не только особенностями мышления, но и многими сформированными чертами личности. Продуктивность обучаемых, самореализация их творческой потенции возможны в педагогическом процессе, особенно при взаимодействии субъектов обучения [7, 8, 9].

Развитие креативности личности в системе высшей школы коренным образом меняет подходы к самой модели образования и изучению той или иной дисциплины. В настоящее время имеются большие возможности получения информации, ее переработки, хранения и передачи. В связи с этим задачи преподавателя значительно усложняются, меняется сам подход к обучению. Преподаватель уже не столько носитель и ретранслятор информации, сколько организующий субъект, основной задачей которого становится развитие творческих, исследовательских способностей обучаемых [11, 13].

В системе высшего медицинского образования формирование и развитие творческой личности приобретает особую значимость, поскольку этого требует сама жизнь. Практикующий врач в своей деятельности почти всегда сталкивается с нестандартными случаями болезней в нестандартных же ситуациях, и ему следует найти рациональные способы решения возникшей проблемы. Однако обучить студента или специалиста этому на все случаи жизни невозможно. В связи с этим данная проблема актуализируется в наибольшей степени [8].

Цель настоящей работы состояла в изучении возможностей и условий формирования творческого потенциала у студентов и дальнейшего его развития у специалистов как теоретической базы для разработки креативной модели в системе до- и последипломного непрерывного образования в медицинском вузе. При

проведении понятийного исследования по данной теме в него были включены такие педагогические категории, как творчество и творческая деятельность, творческие способности и креативность личности.

Творчество — это одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. Наряду с этим существуют и другие мотивы творчества — потребности в самоутверждении, признании другими членами общества. Творчество, по мнению С.Л. Рубинштейна, — это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество предполагает наличие мотивов, знаний, умений и навыков (ЗУН), способностей, мышления, воображения, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью. Творческая деятельность обучаемых в вузе ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется анализ проблем и поиск способов их решения. Превращению деятельности в творческую будет способствовать формирование у субъекта определенных ЗУН, способностей творческого характера. Успешность творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития личностных качеств, сколько от способов интеллектуальной деятельности [2, 3, 4].

Способности — это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Способности человека по отношению к ЗУН, мастерству выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в ЗУН и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, в скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность — это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле — это действительность. Способности человека обнаруживаются только в деятельности, причем лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются. Если какое-либо качество или совокупность качеств личности отвечают требованиям деятельности и формируются под влиянием этих требований, то это дает основание рассматривать данную индивидуально-психологическую особенность как способность. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру из-за индивидуального своеобразия психических качеств и их сочетания [1, 5, 13].

Способность к творчеству связана с понятием креативности (от англ. creation — создание, сотворение, созидание, creative — творческий, creativity — творчество). Креативность — это способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии.

В реализации общих способностей наиболее важную роль играют интеллект, обучаемость, креативность, т.е. последняя является одним из трех факторов общих способностей. Креативность — это творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Американский психолог А. Маслоу пришел к мысли о том, что существует два типа креативности: первичная и вторичная. Первичная — это наследие, имеющееся у каждого человека, общее и уникальное его достояние. Речь идет о фундаментальной, изначально присущей человеческой природе характеристике потенциальной возможности, которая дана каждому человеку от рождения. Однако зачастую она может утрачиваться по мере приобщения человека к какому-то определенному социуму. Вторичную креативность приобретают в деятельности творческого характера особо творческие люди. Эта креативность не всегда поддается развитию. В процессе обучения, связанного с рутинной деятельностью и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество высококреативных обучаемых не прирастает. Следовательно, креативность есть высший уровень интеллектуальной активности и мышления, совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств), влияющих на становление и проявление творчества [2, 4, 6, 10].

На основе изучения данных литературы и собственных исследований представилось возможным разработать креативную модель в системе до- и последипломного образования в медицинском вузе (рис. 1). В основу данной модели был положен творческий (креативный) потенциал обучаемых, компонентами которого являются:

♦ знания базовые и вновь приобретаемые,

♦ качества творческой личности,

♦ творческие умения и навыки,

♦ творческие способности,

♦ творческое мышление и воображение.

Творчество обучаемых основывается как на базовых, так и на вновь приобретаемых знаниях, которые формируются не репродуктивным, а продуктивным путем. Именно те знания отличаются высокой прочностью, которые активно добываются обучаемыми в процессе их собственной деятельности. В условиях нарастающего потока информации требуется творческое отношение к ее преобразованию и усвоению.

Творческая личность отличается широким спектром качеств специалиста. Из числа наиболее значимых качеств здесь можно выделить три группы:

1) качества, характеризующие общую активность личности (активность, энергичность, настойчивость, инициативность, решительность, целеустремленность, энтузиазм, самостоятельность, сила воли, упорство, увлеченность, оптимизм, уверенность, устойчивый интерес и др.);

2) качества, характеризующие отношение к деятельности (ответственность, дисциплинированность, работоспособность, трудолюбие, серьезность, объективность, исполнительность, организованность, продуктивность, наблюдательность, творческое отношение и др.);

3) интеллектуальные качества (широта мышления, критичность мышления, логичность мышления, глубина мышления, смелость мысли, интеллект (уровень развития), эрудиция, интуиция, обучаемость и др.).

Общая цель: овладение обучаемыми методологией творческого преобразования действительности в условиях модернизации высшего медицинского образования

Теоретическая база: личностно-творческий подход к организации инновационного обучения на основе принципов педагогики творчества

Формирование и развитие творческого потенциала обучаемых на до- и последипломном этапе подготовки

Профессиональное становление и развитие творческой личности, способной к самостоятельному открытию нового (новых знаний, объектов, проблем и способов их решения)

Система управления креативной деятельностью обучаемых в вузе

Мотивационно-целеполагающий компонент Сущностно-содержательный компонент Функционально-педагогический компонент Инновационно-технологический компонент Результативно-коррекционный компонент

Рис. 1. Креативная модель в системе до- и последипломного непрерывного образования в медицинском вузе.

Творческая деятельность специалиста становится возможной с помощью соответствующего набора умений и навыков (У и Н):

♦ У и Н применять знания на практике,

♦ У и Нкомплексно применять знания одной дисциплины во взаимосвязи со знаниями других дисциплин,

♦ У и Н творчески мыслить, предоставлять свободу своим мыслям,

♦ У и Н ясно и логично выражать мысли,

♦ У и Н самостоятельно мыслить,

♦ У и Н находить и решать проблемы,

♦ У и Н одновременно использовать знания из разных областей науки,

♦ У и Н критически и творчески осмысливать учебный материал,

♦ У и Н выделять главное в изучаемом материале,

♦ У и Н находить новые способы решения,

♦ У и Н ориентироваться в новой ситуации,

♦ У и Н прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения,

♦ У и Н анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,

♦ У и Н оценки и самооценки,

♦ У и Н творческого самостоятельного научного поиска,

♦ У и Н поиска нового способа решения,

♦ У и Н критического восприятия познаваемого,

♦ У и Н исследовательской работы, самостоятельной работы над научной проблемой,

♦ У и Н владения хорошей устной и письменной речью,

♦ У и Н рефлексии творческой деятельности.

Однако творческие качества, умения и навыки могут быть сформированы с учетом психологофизиоло-гических возможностей (способностей) обучаемого. С его развитием, личностным и профессиональным ростом раскрываются и творческие способности, включающие:

♦ способность к широкой мобилизации и правильному применению накопленных современных знаний,

♦ способность к разностороннему анализу текущей информации,

♦ универсальные способности к творчеству,

♦ способность к риску и эксперименту,

♦ способность к аналитической деятельности,

♦ способность к творческому мышлению,

♦ способность к творческому образу жизни,

♦ способность к нестандартному, нешаблонному решению задач,

♦ способность к продуктивной деятельности,

♦ способность к самостоятельному открытию (нахождению) нового знания,

♦ способность к решению нестандартных учебных и научных задач нестандартными же способами,

♦ способность самостоятельного переноса усвоенных ЗУН на новую ситуацию,

♦ способность видения проблем в привычных условиях, новой функции предмета, новой структуры познаваемого объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных,

♦ способность к получению, преобразованию, усвоению и применению знаний.

Наряду с представленными общими способностями обучаемым необходимы специальные способности для решения теоретических и практических проблем. Эти способности к творчеству обеспечивают комплексный подход к проблеме, в диапазоне от ее постановки до полного решения и могут быть представлены во все расширяющемся перечне:

♦ способность самостоятельно найти и сформулировать проблему,

♦ способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы возможного ее решения,

♦ способность определить меру личного участия в коллективном решении проблемы,

♦ способность осуществить системный анализ проблемы,

♦ способность установить цель исследования и вытекающие из нее задачи,

♦ способность актуализировать опыт переконструирования своих знаний,

♦ способность выдвинуть гипотезу, найти или разработать способ ее проверки,

♦ способность выделить в хаотичной ситуации главные цель и задачи и конкретно их сформулировать,

♦ способность собрать необходимые данные, проанализировать и систематизировать их, предложить способ обработки, оформить полученные результаты,

♦ способность принять нестандартное решение и достигать оптимального конечного результата,

♦ способность подвести итоги, сформулировать выводы и оценить возможности применения полученных результатов в практике,

♦ способность организовать презентацию проведенных исследований,

♦ способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческие ценности, выдвигать новые проблемы исследования. Творческое мышление — такое мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование традиционных способов решения задачи. Известный американский исследователь А. Гарфилд еще в прошлом веке выделил четыре основных признака творческого мышления:

1) оригинальность, которая характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы;

2) гибкость — способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению; она определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью найти как можно больше способов решения и применения или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;

3) интеграция — способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, посылок или принципов;

4) чувствительность — умение подметить едва заметные детали, сходство или различие в предмете, явлении, событии.

Если обучаемый хочет творчески мыслить, то он должен научиться предоставлять свободу своим мыслям (индивидуальная мыследеятельность). Коллективная мыследеятельность стимулирует появление новых идей у обучающихся. В группе даже среднего уровня учащийся дает вдвое больше идей. По мере увеличения количества идей улучшается их качество.

Творческое воображение — это процесс создания новых образов, то есть образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, разработка новых форм обучения и воспитания основываются на творческом воображении. В воображении различают субъективную и объективную новизну результата. Творческое воображение носит профессиональный характер и способствует развитию многих качеств обучаемого. Ценность личности определяется преобладающими в ней видами воображения: чем они более активные и значимые, тем более зрелая личность. Следовательно, воображение — один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятельности, а развитие его профессиональных особенностей у обучаемых — важнейшее условие становления личности специалиста.

Управление креативной деятельностью обучаемых в вузе осуществляется на основе системы компонентов: мотивационно-целеполагающего, сущностно-содержательного, функционально-педагогического, инновационно-технологического, результативно-коррекционного.

Функционально-педагогический компонент системы управления предполагает выполнение преподавателем многочисленных задач и функций, обеспечивая достижение конечной цели.

Задачи и функции педагога в системе управления креативной деятельностью обучаемых:

1) создает условия, стимулирующие творческую деятельность, и не может осуществлять прямое обучение творчеству;

2) находит такой материал, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую для него определенную цель, большое значение и представляющую интерес;

3) определяет те виды учебно-познавательной деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют обучаемых и не могут выполняться механически;

4) развивает творческие (интуитивные) способности, заложенные в каждом из обучаемых генетически;

5) путем формирования и развития у субъекта определенных У и Н, способностей творческого харак-

тера способствует превращению рутинной деятельности в творческую, открывая путь творческому прорыву;

6) разрабатывает и использует методики и технологии, направленные на становление и совершенствование творческих способностей и в конечном итоге — формирование творчески ориентированной личности;

7) сохраняет и развивает первичную креативность, а также формирует и постоянно поддерживает вторичную креативность;

8) в учебно-воспитательном процессе создает групповую ситуацию, стимулирующую выработку новых идей, с увеличением количества которых улучшается их качество;

9) использует такие методы и формы, технологии и методики, техники и средства обучения, которые дают возможность обучаемым самостоятельно открывать новое знание;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) организует учебно-познавательную деятельность, в структуре которой преобладает продуктивный тип над репродуктивным;

11) не сообщает обучаемым знаний в готовом виде, а ставит перед ними задачи, побуждает искать пути и средства их решения;

12) предпочитает использовать в обучении стратегию «от проблемы к знанию» в отличие от стратегии «от знания к проблеме», характерной для традиционной педагогики;

13) предвидит возможные последствия, вытекающие из нестандартных способов решения ситуации обучаемыми;

14) умело сочетает различные способы решения проблемы, устоявшиеся и новейшие идеи, отдавая предпочтение последним;

15) организуя выполнение учебных проектов, формулирует общую проблему, организует самостоятельную деятельность обучаемых, консультирует их по вопросам выбора источников информации, осуществляет контроль;

16) организует совместную с обучаемыми учебно- и научно-исследовательскую деятельность как важное условие развития их творчества;

17) приобщает студентов к получаемой профессии, активизирует их увлеченность будущей профессией, поддерживает и развивает профессиональный интерес специалистов;

18) вовлекает обучаемых в научно-исследовательскую работу, которая значительно расширяет их кругозор, повышает научно-исследовательский уровень и улучшает качество подготовки специалистов в целом;

19) развивает профессиональный интерес обучаемых посредством интеграции теории обучения и воспитания с методологией педагогики творчества;

20) стимулирует учебно-познавательную деятельность обучаемых, развивает творческий характер и проблемно-эвристическую доминанту их мышления;

21) осуществляет тонкий и всесторонний креативный подход к рассмотрению теоретических вопросов и к решению практических проблем специальности;

22) с целью активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых объединяет их работу с тестами и решение ситуационных задач;

23) осуществляет индивидуальный подход к обучению как важный фактор развития креативности обучаемых;

24) на основе взаимосвязи дисциплин, их синергетики имеет возможность для развития творческих способностей обучаемых;

25) используя дефиниции изучаемых терминов и понятий, дает возможность обучаемым творчески осмыслить учебный материал, выработать У и Н аналитической и коммуникативной деятельности;

26) организует творческую продуктивную деятельность обучаемых через интерактивные методы обучения путем решения проблемных задач, обеспечивая формирование инициативы и повышение уровня мотивации к обучению;

27) способствует самореализации творческих потенций у обучаемых, проявлению особенностей характера и темперамента, формированию интеллектуальных и моральных качеств;

28) дает возможность обучаемым определять содержание обучения собственными творческими качествами личности;

29) в условиях быстро нарастающего потока информации существенным образом изменяет свой подход к преподаванию, заменяя информационно-транслирующую роль инновационной деятельностью;

30) путем развития универсальных способностей обучаемых к творчеству достигает основной цели их обучения и образования в целом, заключающейся в формировании специалиста, творчески мыслящего и обладающего твердостью моральных убеждений, необходимой силой воли и настойчивостью в исполнении решений.

Инновационно-технологический компонент системы управления обязывает педагога использовать современные дидактические методы и формы, техники и технологии, обеспечивающие формирование и развитие творческого потенциала обучаемых. Наибольшее значение среди них имеют интенсивное, проблемное, активное, эвристическое, знаково-кон-текстное или профессиональное, развивающее, тре-нинговое, проективное, модульно-блочное, информационно-компьютерное обучение.

Управление процессами формирования и развития творческого потенциала обучаемых обеспечивает профессиональное становление и развитие творческой личности, а именно: самоактуализацию и самовыражение обучаемого в творчестве, подготовку творчески мыслящего и действующего специалиста, формирование творчески ориентированной личности, создание всесторонне и гармонически развитой личности, дальнейшее развитие личности.

Следовательно, разработанная модель креативной деятельности обучаемых в медицинском вузе позволяет им овладеть фундаментальными и высокопрофессиональными ЗУН в сферах их деятельности на системной основе. Организующим ее субъектом является преподаватель. На основе креативной модели становится возможным стимулирование учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, проблемно-эвристической доминанты мышления и воображения. Эта модель обеспечивает личностно-креативный подход к организации инновационного образовательного процесса в медицинском вузе.

Литература

1. Белоус Е.И. //Педагогика, психология и философия проблем образования: мат. межвуз. научно-метод. конф. — Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2004. — С. 10-18.

2. Горовая Т.П. // Там же. — С. 5-8.

3. Калачева Т.Л. // Проблемы высшего образования : сборник научных трудов. — Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. — С. 130—132.

4. Колесникова Л.Н. //Педагогика, психология и философия проблем образования : материалы межвузовских научно-методических конференций. — Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2004. — С. 39—43.

5. Лончаков А.П. // Проблемы высшего образования : сб. науч. тр. — Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. — С. 53—55.

6. Макаренко М.А. // Там же. — С. 71—74.

7. Макаренко Т.А. // Педагогика, психология и философия проблем образования : мат. межвуз. науч.-метод. конф. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. — С. 18—31.

8. Осин А.Я., Окунь Б.В., Садова Н.Г. // Там же. — С. 8—10.

9. Пинчук С.Д. // Там же. — С. 44—49.

10. Симорот С.Ю. // Проблемы высшего образования : сб. науч. тр. — Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 2004. — С. 55—57.

11. Цыганкова А.С. // Там же. — С. 40—41.

12. Чарина Е.В. // Там же. — С. 95—98.

13. Чернова О.А. // Там же. — С. 33—36.

Поступила в редакцию 08.06.05. COMING-TO-BE AND DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY AT PRE- AND POST-GRADUATE STAGE OF MEDICAL PERSONNEL TRAINING A.Ya. Osin, S.N. Beniova, N.G. Sadova Vladivostok State Medical University

Summary — Creative model applied to the continuous pre- and post-graduate education in a medical college has been designed to form and afterwards develop the creative potential of the students and medical specialists. The creative potential of the trainees is a basis of the proposed model. Its components are knowledge, both basic and acquired, creative personality qualities, creative abilities, skills, talents, as well as thinking and imagination. The creative activity of the students shall be managed taking account of the following system components: motivation-telic, essential-substantial, function-educational, innovation-technological, and effective-corrective. Application of the creative model in the pedagogical practice will allow professional formation and development of the creative personality that will be capable of discovering something new on one's own.

Pacific Medical Journal, 2005, No. 2, p. 86—90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.