Научная статья на тему 'Развитие креативных способностей в системе вузовской подготовки специалиста'

Развитие креативных способностей в системе вузовской подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанбаева Д. Х.

The paper is devoted to the problem of the creative personality development. The author investigates the principles of the development, shows the peculiarities of the working out the problem in stages using the pattern of the creative thinking. At Higher School the fulfilment of the presented stages will contribute to the training of the intellectual professionals able to make new discoveries in their field of application.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN THE HIGHER SCHOOL SPECIALIST TRAINING SYSTEM

The paper is devoted to the problem of the creative personality development. The author investigates the principles of the development, shows the peculiarities of the working out the problem in stages using the pattern of the creative thinking. At Higher School the fulfilment of the presented stages will contribute to the training of the intellectual professionals able to make new discoveries in their field of application.

Текст научной работы на тему «Развитие креативных способностей в системе вузовской подготовки специалиста»

УДК 88

Д.Х. Хасанбаева СГГ А, Новосибирск

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

D.Kh. Khasanbayeva

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN THE HIGHER SCHOOL SPECIALIST TRAINING SYSTEM

The paper is devoted to the problem of the creative personality development. The author investigates the principles of the development, shows the peculiarities of the working out the problem in stages using the pattern of the creative thinking. At Higher School the fulfilment of the presented stages will contribute to the training of the intellectual professionals able to make new discoveries in their field of application.

Эффективность любого вида деятельности в значительной мере определяется творческим подходом к ее выполнению. Ведь творчество - это оригинальность, новизна, неординарный подход к решению задач или проблем, которые относятся к разным сферам жизни человека. Так как от степени сформированности творческих способностей зависит успешность работы на профессиональном поприще, то важно при подготовке специалистов в вузе большое внимание уделять этому аспекту.

Способность к творчеству или креативности (лат. «creatio» - созидание; «creatura» - создание, творение - от «creare» - творить, создавать) [1, с. 320; 2, с. 431] проявляется в умении отойти от общепринятых установок и шаблонов, видеть под новым углом зрения знакомые объекты и явления, в стремлении найти конструктивное решение или оптимальный способ действия, создать что-то уникальное, совершенствуя и преобразуя окружающий нас мир.

Изучение биографий выдающихся людей, максимально реализовавших свой творческий потенциал, дает возможность наглядно представить сущность креативности. Она заключается «в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем» [3, с. 226].

Творческую личность отличают высокий уровень потребности в познании того, что составляет предмет изучения, самостоятельность суждений, целеустремленность, уверенность в своих силах. Следует также отметить наличие богатого воображения, позволяющего мысленно представить, т. е. предвосхитить результат планируемых действий. Возникающие в воображении образы могут служить мощным стимулом, побуждающим человека к активной деятельности. О роли воображения так

писал С.Л. Рубинштейн: «Для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое» [4, с. 295].

Как показывает опыт, а также анализ жизни и деятельности ученых, внесших значительный вклад в науку, развитие их креативных способностей осуществлялось в благоприятных для этого условиях. Родители и педагоги учитывали индивидуальные особенности, склонности, интересы, организуя игровую и учебную деятельность. Всемерно поощрялись самостоятельность, инициативность. В юношеском возрасте, обучаясь в высшей школе, будущие ученые активно занимались научно-исследовательской работой под руководством ведущих специалистов профилирующих кафедр. Они оказали большое влияние на молодых людей, являясь для них примером творческой увлеченности и преданного служения науке.

Организуя учебно-познавательную деятельность студентов по любой изучаемой в вузе дисциплине, мы можем и должны развивать творческие способности обучаемых. Реализация принципов, на которых базируется этот процесс, непосредственно связана с креативностью. Наиболее универсальными являются следующие принципы [5]:

- Учить поиску различных способов достижения поставленной цели с последующим выбором самого оптимального из них;

- Обеспечить необходимым учебно-методическим материалом, с помощью которого формируются творческие навыки;

- Обучать формулировать проблемные вопросы;

- Учить определению и постановке задач;

- Предлагать обучаемым упражняться в составлении плана, отражающего ход решения задачи: в нем должны быть обозначены неизвестные факты, показан путь поиска нужной информации, дана разработка разных вариантов решений;

- Тренировать студентов в решении нестандартных ситуаций;

- Учить быть настойчивым в достижении цели и не падать духом при неудаче;

- Одобрять, по достоинству оценивать оригинальные идеи, полезные и эффектные решения обучаемых.

В зависимости от учебного предмета и содержания изучаемого материала целесообразно использовать адекватные стратегии, направленные на развитие творческого мышления. Для нас представляют интерес интерактивные методы:

- Мозговой штурм: актуален при коллективном решении проблем с установкой получить как можно большее количество идей, которые могут быть как разумными, так и абсурдными, фантастическими, неожиданными; поощряется комбинирование с уже высказанными идеями, модификация

последних; запрещается критика или оценка выдвигаемых решений; все идеи записываются и затем самые удачные из них прорабатываются, совершенствуются и представляются в завершенном виде; данный метод можно также использовать при индивидуальном решении задач или проблем, мы рекомендуем его студентам, магистрантам и аспирантам при написании докладов, рефератов, курсовых работ, диссертационных исследований; следует отметить, что при групповом мозговом штурме наблюдается «эффект перекрестной стимуляции», когда идеи одного из членов группы способствуют порождению новых идей у остальных участников такой увлекательной формы креативной деятельности [6]; при совместном творческом поиске участник со средними интеллектуальными способностями выдает гораздо больше идей, чем при индивидуальном решении проблемы; иногда в зависимости от сложности задачи коллективный мозговой штурм чередуется с индивидуальным пока не будет найдено оптимальное решение

[7];

- Контрольные списки творческих идей: содержат перечень самых разнообразных качеств, состояний, вопросов, с помощью которых стимулируется креативное мышление обучаемых, и они генерируют новые идеи, связанные с решением поставленной задачи [5];

- «Плюс-минус-интересно»: особенность этого метода заключается в рассмотрении разных вариантов решения проблемы и определении в каждом из них того, что положительно, отрицательно и интересно; отрицательное устраняется, а интересное ведет к поиску новых идей; в процессе напряженной интеллектуальной деятельности разрабатывается план поиска нужной информации [5];

- Активизация пассивных знаний: оригинальный способ актуализации имеющихся знаний в определенной области, по конкретной тематике -предлагается написать максимальное количество слов, которые затем будут использованы в рассказе или сочинении на заданную тему; записывая слова, обучаемые припоминают все, что им известно о теме, оживляя в памяти изученный ранее учебный материал [5].

Интересные мысли о возможности сокращения зоны поиска и времени решения задачи высказаны П.Я. Г альпериным, создавшем теорию поэтапного формирования умственных действий [8]. Прежде всего необходимо подробно изучить условия, выделить каждое из них, записав в виде столбика. Фиксация внимания на выделенных условиях ведет к установлению существенных для конкретной задачи связей, в результате чего восстанавливается проблемная ситуация. Как известно, решение творческих задач, к ним относятся и проблемные ситуации, порождает серию догадок, которые тщательно проверяются. Если догадка не подтверждается, выясняется причина неудачи. Таким способом сужается область поиска, что ускоряет процесс решения задачи.

Важным моментом в развитии креативного мышления является знание того, как осуществляется этот процесс, какие составляющие образуют его. Самая распространенная модель креативного мышления, которую могут использовать в обучающей деятельности преподаватели высшей школы и которая может быть руководством для студентов, магистрантов и аспирантов, включает стадии ориентации, подготовки, проб решений, инкубации, озарения или так называемого инсайта, проверки [6, 8].

Первая стадия - определение проблемы и основных направлений действий. На следующем этапе из разных информационных источников получают максимальное количество сведений, необходимых для решения задачи. Затем идет интенсивный поиск решения. Пробы решений следуют одна за другой. При наличии несложной задачи какая-то из проб приводит к успешному завершению и достижению поставленной цели. Когда решение вызывает значительные затруднения и все выдвигаемые варианты решения кажутся неверными, рекомендуется прекратить безуспешный поиск и на какое-то время отойти от задачи. Считается, что работа над ней продолжается на уровне подсознания. А может быть, прервав бесплодные размышления в неверном направлении, удается увидеть проблему или задачу в другом свете, под другим углом зрения. Этот период называется инкубационным или временем созревания решения. Часто он завершается стремительным инсайтом, представляющим собой «внезапное психическое преобразование проблемы, которое делает решение очевидным» [6, с. 419]. Кстати, озарение возможно как в инкубационный период, так и во время интенсивной мыслительной деятельности. Важнейшим фактором, от которого зависит успех, являются концентрация усилий и настойчивость при решении задачи. Завершающий этап - оценка и проверка полученного результата. Если решение ошибочно, то следует вернуться к этапу инкубации.

Одним из действенных способов развития креативного мышления студентов является проблемное изложение учебного материала. В частности, при чтении лекций преподаватель вовлекает студентов в процесс творческого поиска, разворачивая перед ними удивительную панораму решения поставленной проблемы: дается четкая формулировка проблемы и

убедительная аргументация необходимости ее решения; выдвигается ряд гипотетических решений и проверяется их достоверность на основе анализа, сравнения, обобщения конкретных фактов, явлений, положений; выявляется самая достоверная из выдвинутых гипотез, которая представляет собой искомое решение [9].

На практических занятиях, проводимых в форме ролевых и деловых игр, студенты самостоятельно принимают решения в сложных проблемных ситуациях, развивая творческие способности, навыки эффективного межличностного общения в команде. Свою актуальность доказали такие виды НИРС как участие в научных, научно-практических, научнотехнических конференциях, олимпиадах по изучаемым в вузе учебным дисциплинам, разработка мини-проектов, деловое сотрудничество в бизнес-

инкубаторах, объединяющих в городском масштабе интеллектуальный потенциал талантливой студенческой молодежи.

Полезны встречи ведущих ученых вуза с молодыми людьми и беседы, посвященные особенностям становления профессионализма творческой личности, ее приобщения к процессу научного поиска. На примере своей жизнедеятельности они показывают истоки увлеченности наукой, трудности и успехи, которые сопровождали их на тернистом, но одновременно увлекательном пути к поставленной цели, увенчавшейся изобретением или открытием. Многие студенты начинают стремиться быть похожими на таких педагогов и воспринимают их как профессиональный образец. На значение последнего указывает В.Н. Дружинин, автор современной концепции креативности и интеллекта: «формирование креативности...сопровождается овладением социально значимой деятельностью путем подражания». Далее он отмечает: «Условием перехода от подражания к самостоятельному творчеству является личностная идентификация с образцом творческого поведения» [10, с. 239].

Комплексная реализация представленных стратегий развития креативных способностей в условиях высшей школы должна содействовать подготовке творчески мыслящих специалистов, способных совершенствовать не соответствующие современным требованиям производства инструменты и приборы, разрабатывать новые методы, создавать оригинальные и уникальные технологии в сфере своей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп; АСТ, 2000. - 784 с.

2. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. - М.: Цитадель, 2000. - 928 с.

3. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. -М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

6. Познание, интеллект и креативность // Д. Кун. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - СПб., 2003. - С. 404-449.

7. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.

8. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Университет; Высшая школа, 2002. - 400 с.

9. Соколков, Е.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе / Е.А. Соколков. - Новосибирск: НГИ, 2004. -464 с.

10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.

© Д.Х. Хасанбаева, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.