УДК 88
Д.Х. Хасанбаева СГГ А, Новосибирск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ
Статья посвящена рассмотрению психических факторов повышения успешности учебно-познавательной деятельности в высшей школе. Они представлены принципами гуманистической психологии, актуализацией эффективных стратегий обучения студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
D.Kh. Khasanbayeva
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
PSYCHOLOGICAL ASPECT OF HIGHER SCHOOL SPECIALIST TRAINING
The article is devoted to the psychological factors of the training effectiveness increase at higher school. Principles of humanistic psychology, actualization of effective strategies of education are considered taking into account students’ individual psychological peculiarities.
В условиях изменяющихся социально-экономических отношений в жизни общества возрастает роль высшего образования, отвечающего современным реалиям и потребностям рынка труда. Основные усилия вузов направлены на повышение качества профессиональной подготовки студентов, способных в будущем обновлять свои знания, совершенствовать навыки и умения. Это согласуется со стратегией Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 году. В частности, речь идет о том, чтобы реализовать идею «обучения в течение всей жизни» [1]. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы записано: «Необходимость непрерывного образования обусловлена
прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий» [2, с. 16].
Исходя из требований, предъявляемых к выпускникам высшей школы, должна осуществляться обучающая деятельность. Она многогранна. Одной из ее важных составляющих является психологический аспект. Он представляет собой целую палитру приемов, методов, концепций.
Как мы уже ранее отмечали [3], на продуктивность учебнопознавательной деятельности существенное влияние оказывает гуманизация межличностных отношений между преподавателем и студентами. Опираясь на принципы гуманистической психологии [4, 5], мы стремимся создать на занятиях такую атмосферу, которая активизирует и стимулирует процесс овладения конкретным материалом подлежащей изучению учебной дисциплины.
Особенность работы педагога в русле гуманистической психологии заключается в следующем:
- Принимать обучаемых такими, какие они есть, стремясь понять их чувства, помыслы, интересы;
- Быть способным с теплотой относиться к учащимся, создавая позитивный настрой на занятиях, снимая тем самым напряжение и вселяя уверенность в том, что трудности, возникающие в учебной деятельности, преодолимы и связанные с ними проблемы разрешимы;
- Стремиться к постижению эмпатии, т.е. такого эмоционального состояния, когда происходит «проникновение-вчувствование в переживания другого человека» [6]; сопереживая, сочувствуя студентам, испытывающим какие-либо затруднения в учебе, мы выражаем готовность прийти им на помощь и совместными усилиями ликвидировать пробелы в их знаниях или определить способы решения задачи, проблемы;
- Выступать в качестве источника опыта, щедро делясь своими знаниями, помогая учащимся активно использовать их на практике, излагая свои взгляды на особенности организации и выполнения деятельности в той области, с которой тесно связана конкретная учебная дисциплина; конечно, лекции или практические занятия, где преподаватель с восторгом и энтузиазмом рассказывает о своей профессии, иллюстрируя интересными примерами и оригинальными решениями, не оставят равнодушным ни одного студента;
- Использовать разнообразные средства обучения с целью
«продвижения в знании»: книги, основанные на собственных
исследованиях педагога лекции, тематические буклеты, картины, рисунки, географические карты, аудиоматериалы, видеозаписи учебных и сюжетных минифильмов, статьи из журналов по профилирующим специальностям, инструменты, приборы, наблюдение за производственными процессами, выходящими за рамки аудиторных занятий и дающими ценную информацию о предстоящей профессиональной деятельности;
- Являться конгруэнтной личностью, т.е. когда в отношениях педагога с обучаемыми существует в определенной степени соответствие между его внутренними чувствами и их внешним проявлением, характеризующимся искренностью, открытостью, цельностью.
Действительно, как отмечал К. Роджерс, один из основоположников гуманистической психологии, усилия педагога должны быть направлены на создание климата, способствующего «возникновению учения, значимого для учащегося». Значимое учение интерпретируется как процесс и явление: «Это учение, которое изменяет поведение человека в настоящем и в будущем, его отношения и его личность. Это проникающее повсюду научение, которое представляет собой не просто приращение знаний, а глубокое проникновение в существование» [5, с. 340].
Организуя учебную деятельность будущих специалистов, важно учитывать их индивидуально-психологические особенности. Последние мы изучаем в течение многих лет с помощью анкеты Г. Шмишека [7],
базирующейся на концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда [8]. Акцентуация представляет собой «усиление степени определенной черты» личности, т.е. она становится ярко выраженной - акцентуированной [8, с. 15].
Полученные нами в результате анкетирования данные выявили следующие характерные особенности обучаемых:
- В группах студентов младших курсов доминируют два типа
акцентуаций: один характеризуется мягкосердечием, повышенной
впечатлительностью, чувствительностью, глубина чувств ярко отражается в мимике, эмоции адекватны внутреннему состоянию, личность активна, инициативна, люди этого типа отзывчивы и гуманны; другой тип отличается преобладанием пониженного или повышенного настроения, устойчивость и интенсивность которого не адекватна вызвавшей такое состояние причине, на это указывает К. Леонгард: «Незначительный успех может привести такого человека в бурный восторг, а пустячная неудача - в глубокое депрессивное состояние» [8, с. 157];
- В группах магистрантов наиболее четко выделяются I, VII и X типы акцентуаций: первому типу присущи позитивный настрой, тенденция к лидерству, активная позиция в различных сферах деятельности, психическая и физическая выносливость, многообразие интересов, легкость адаптации к изменяющимся условиям, умение адекватно реагировать на внешние обстоятельства; седьмой тип - демонстративный, его поведение ориентировано на оценку извне, часто может сопровождаться эгоистическими этическими установками, удовлетворение потребности в признании дает положительный эффект; представители демонстративного типа, обладая артистическими способностями и умением приспособиться к другим людям, легко устанавливают контакты, завоевывают расположение и симпатию тех, с кем общаются; десятый тип - его отличают глубокие эмоции, способность испытывать подъем и воодушевление, посвящая себя какому-то делу или определенному виду деятельности, а при неудаче наблюдается резкий спад настроения; следует обратить внимание на то, что интересы и склонности представителей данного типа связаны с искусством, спортом, природой: при собеседовании по результатам анкетирования студенты говорили о своем увлечении музыкой (играют на музыкальных инструментах, поют), танцами (занимаются в молодежных ансамблях), художественной литературой, живописью, гимнастикой, туризмом.
Более полное представление об индивидуально-психологических особенностях студентов мы получаем наблюдая за ними в учебной деятельности, общении со сверстниками и педагогами вне аудиторных занятий. Беседы на актуальные для молодежи темы позволяют глубже понять их внутренний мир, выявить духовные ценности, мотивационные факторы.
С целью определения уровня мотивации изучения учебных дисциплин и отдельных их аспектов используем разработанный В.Г. Леонтьевым психографический тест [9]. С его помощью можно увидеть состояние и
перспективы развития исследуемых объектов, что позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в обучающую деятельность.
Важной составной частью профессиональной подготовки студентов является развитие их креативных способностей средствами изучаемых в вузе дисциплин. Как известно, творческая личность отличается целеустремленностью, самостоятельностью суждений, неординарностью и конструктивностью решения проблем. Изучение биографий известных ученых показывает, что становление и реализация их творческого потенциала проходили в благоприятной для этого атмосфере. В условиях высшей школы, исходя из особенностей учебного предмета и содержания подлежащего изучению материала, целесообразно использовать интерактивные методы.
Из рассмотренных нами ранее методов развития творческого мышления [10] наибольший интерес представляют следующие методы:
- Мозговой штурм: коллективное решение проблем с установкой получить максимальное количество идей как разумных, так и фантастических, неожиданных, абсурдных; поощряется комбинирование идей, их модификация; запрещается критика выдвигаемых решений во время творческого поиска; полученные идеи записываются, самые удачные прорабатываются и представляются в завершенном виде [11]; этот метод может быть также использован при индивидуальном решении проблем;
- Контрольные списки творческих идей: дан перечень различных свойств, наводящих вопросов, состояний, которые стимулируют поиск новых идей с целью решения поставленных задач [12];
- Активизация пассивных знаний: предлагается написать как можно больше слов, которые будут использованы в сочинении на заданную тему; работая с лексическими единицами, обучаемые припоминают то, что связано с темой, т.е. они активизируют свои знания в определенной области [12].
Преподаватели могут рекомендовать данные методы, предварительно показав их действенность, студентам при написании курсовых и дипломных работ, а магистрантам и аспирантам при проведении диссертационных исследований.
Комплексное использование в обучающей деятельности психологических факторов, стимулирующих процесс овладения учебным материалом, раскрывающих потенциальные возможности студентов, развивающих их креативные способности, создает благоприятные условия для подготовки специалистов, конкурентоспособных в современном мире.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болонский процесс. Гарантия качества образования. Документы. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров высшего образования. Берлин, 19 сентября 2003 года. - С. 14-20.
2. Межведомственный информационный бюллетень / № 30. - М.: Образование в документах, 2005. - С. 15-30.
3. Хасанбаева, Д.Х. Оптимальные условия овладения иностранным языком в техническом вузе / Д.Х. Хасанбаева // Модели и системы качества образования. -Новосибирск, 2006. - С. 88-89.
4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - С. 180-190.
5. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - С. 333-356.
6. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - С. 786.
7. Schmieschek, H. Fragebogen zur Ermittlung akzentuierter Personlichkeiten / Zeitschrift fur Forschung und Praxis: Psychiatrie, Neurologie und medizinische Psychologie. Heft 10. - Leipzig: S. Hirzel Verlag, Oktober 1970. - S. 378-381.
8. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - М.: Эксмо, 2002. -С.11-162.
9. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. - 264 с.
10. Хасанбаева, Д.Х. Развитие креативных способностей в системе вузовской подготовки специалиста / Д.Х. Хасанбаева. - Новосибирск, 2008. - С. 227-231.
11. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека / Д. Кун. - СПб., 2003. - С. 404-449.
12. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
© Д.Х. Хасанбаева, 2009