Научная статья на тему 'Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника'

Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2298
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVITY / CREATIVE TASKS / СИНТЕЗ ЗНАНИЙ / COGNITIVE ACTIVITY / PROBLEM SITUATION / НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ / ОРИГИНАЛЬНЫЙ СПОСОБ / СREATIVE THINKING / SYNTHESIS OF KNOWLEDGE / THE ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / THE ORIGINAL METHOD / ASSOCIATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунина Галина Владимировна

в данной статье рассматриваются разные точки зрения по проблеме креативного мышления младших школьников. Результатом развития данного вида мышления является возможность каждого ученика раскрыть свои таланты, реализовать творческий потенциал. Автор статьи делится опытом, пишет о приемах и методах развития креативного мышления, рассказывает о путях решения нестандартных заданий с применением оригинального подхода, основанного на поиске новаторского решения трудных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article discusses different points of view on the problem of creative thinking of the younger students. The result of the development of this kind of thinking is the ability of each student to discover their talents, realize their creative potential. The author shares her experience and writes about the techniques and methods of creative thinking development, talks about solutions to non-standard tasks using an original approach based on finding innovative solutions to difficult problems.

Текст научной работы на тему «Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника»

Pedagogy

УДК 37.03

РС! 10.21661/Г-468262 Г.В. Лунина

Креативное мышление как залог успешного развития личности младшего школьника

Аннотация

В данной статье рассматриваются разные точки зрения по проблеме креативного мышления младших школьников. Результатом развития данного вида мышления является возможность каждого ученика раскрыть свои таланты, реализовать творческий потенциал. Автор статьи делится опытом, пишет о приемах и методах развития креативного мышления, рассказывает о путях решения нестандартных заданий с применением оригинального подхода, основанного на поиске новаторского решения трудных задач.

I

Ключевые слова: креативное мышление, творческий потенциал, проблемная ситуация, синтез знаний, зона ближайшего развития, познавательная деятельность, нестандартные задания, оригинальный способ, ассоциативное мышление.

G.V. Lunina

Creative thinking as the key to the successful development of the personality of junior schoolchildren

Abstract

This article discusses different points of view on the problem of creative thinking of the younger students. The result of the development of this kind of thinking is the ability of each student to discover their talents, realize their creative potential. The author shares her experience and writes about the techniques and methods of creative thinking development, talks about solutions to non-standard tasks using an original approach based on finding innovative solutions to difficult problems.

I Keywords: creative thinking, creativity, problem situation, synthesis of knowledge, the zone of proximal development, cognitive activity, creative tasks, the original method, associative thinking.

Креативность - это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Абрахам Маслоу

В условиях современной школы высшей ценностью личностно-ориентированного образования становится личность ученика. Одна из задач стратегии школьного обучения в том, чтобы позволить учащимся раскрыть свои таланты, реализовать творческий потенциал, как для осуществления

личных мотивов, так и реализации государственных задач.

Основным условием успешного развития личности младшего школьника выступает креативное мышление.

Д.Б. Богоявленская на основе экспериментальных данных приходит к выводу, что развитие творческих

Педагогика

способностей происходит не линейно, а волнообразно: самый высокий уровень их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст [1].

По мнению американского психолога Поля Торран-са, креативность - это копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

По нашему мнению, наиболее полное определение креативности я нашла словаре под редакцией В.Н. Ко-порулиной:

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [6].

По нашему мнению, ни одно из приведенных определений в полной мере не отражает понятие креативность.

Креативность, с моей точки зрения, - это степень творческой одаренности школьника, способного к поиску новых подходов в решении нестандартных задач, выходящего при анализе материала за рамки схематичного мышления, характеризующегося высоким уровнем осмысления и синтеза полученных знаний.

По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Задача учителя - активизировать познавательную деятельность ученика. Именно она среди всех мотивов учебной деятельности стала самой действенной, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. С ее помощью учитель активизирует умственную деятельность учащихся в определенный момент, направляет ее к последующим этапам решения творческих задач.

Нередко приходилось в разговоре родителей или учителей слышать, что один ребёнок может подолгу выдумывать, творить, создавая новое, а другой - не в состоянии увидеть на небе даже облака в виде животного или фантастического существа. И тут же звучало объяснение: что одному дано, то другому недоступно. Однако многие ученые не сомневается, что творческие способности детей, креативное мышление можно развивать на каком бы исходном уровне они не находились. И в этом я с ними согласна. Мое согласие основывается на большом педагогическом опыте.

Проблемой развития творческих способностей детей, креативного мышления сегодня занимаются на различных уровнях: психологи, учителя и т. д. Специалисты подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения школьника. Сегодня выпускается много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения, разрабатываются оригинальные методики. Но возникает проблема в их применении на конкретном уроке.

Многие педагоги творят вместе с детьми - вяжут, рисуют, лепят, играют. Казалось бы, проблема решена. Однако прививая ученикам любовь к оригинальности самовыражения, они не всегда дают осознанных инструментов для творчества. Ведь творчество не ограничивается лишь подражательством, знанием сути предмета разговора.

Всем нам известна детская любознательность. Она связана с интересами детей в младшем школьном возрасте. Интерес к творческому мышлению будет углубляться, если учитель работает в зоне ближайшего развития. Это необходимое условие для развития креативного мышления и познавательной деятельности школьников.

Тяга к творчеству, не являясь врождённым качеством или природным даром, а лишь результатом воспитания, может рассматриваться средством формирования познавательных интересов школьника, средством формирования потребности получать знания. Именно этому в школе должны научить ребенка. Научить работе с информацией, синтезу знаний: новое не должно лежать ненужным балластом, наслаиваясь одно на другое. Школьник должен приобрести навык выхода за рамки привычных цепочек рассуждений; развить воображение.

Игра - это самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через творческие игры, нестандартные задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творческого мышления.

Такие приемы я стараюсь часто использовать на занятиях. Их можно использовать на любых уроках, на любом его этапе. Главное, чтобы их применение было обоснованно и вело к развитию творческого мышления, личности ребенка.

Продуктом творческого мышления становится решение практической задачи с применением оригинального подхода, связанного с поиском решения. Например, ребенок, безуспешно пытался выполнить проблемное задание, и вдруг нашел способ решения, причем применил нестандартный подход, о котором раньше не имел понятия. Продуктом креативного мышления выступает некоторый образ, построенный оригинальным способом. Примером такого мышления может стать новая нарисованная школьником картина, новое литературное произведение, написанное учеником. Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.

Чтобы у первоклассника развивался креативный подход к решению задач, необходимо заставить его удивиться, повторить путь ошибок и находок человека в познании, удовлетворить его возникшие потребности. Только преодолевая сложности, ребенок сможет войти в мир творчества. Например, для меня и моих ребят математика начинается не со счета и изучения цифр, что кажется закономерным, а с удивления, загадки, проблемы. Так как же я на своих уроках стараюсь развивать творческое мышление?

Pedagogy

На своих уроках часто использую игру «Определение».

Игра «Определения»

Предлагаю детям осмотреть класс и спрашиваю: «На чем зацепился ваш взгляд?» Например, выбрали книгу, лежащую на столе. Придумайте 5 прилагательных, подходящих к выбранному предмету. Например, умная книга, интересная книга, маленькая книга, поучительная книга, оригинальная книга и т. д.

Затем предлагаю написать 5 прилагательных, которые совсем не подходят к выбранному предмету. Сделать это сложнее: стеклянная книга, мохнатая книга, жареная книга, подводная книга. Главное не оставлять задание невыполненным.

Или определение предмета вслепую. В закрытой коробке, мешочке лежат несколько различных предметов. Ученик нащупывает один из них рукой и дает определения (круглый, тяжелый, пушистый и т. д.). С помощью подсказок определяется, что это за предмет.

Прекрасно развивается ассоциативное мышление, когда ребята под руководством учителя (затем и самостоятельно) составляют загадки, ребусы и т. д. Часто на уроке применяю задание на познание и использование объектов в новом качестве.

Прием «Ассоциативная цепочка»

Задание: построить ассоциативную цепочку, что свяжет между собою понятия «компьютерная мышь» и «солнце».

Например: компьютерная мышь напоминает по размеру живую, мышей ловят мышеловкой, закладывая приманку - сыр, по своей форме и цвету головка сыра напоминает солнце.

Задача: построение ассоциативной цепочки между словами «огонь» и «заяц».

Образец размышления: Огонь можно развести при помощи дерева, деревья растут в лесу, там много животных, в том числе и зайцев.

Очень эффективным методом является задание «Составь загадку»

Я использую следующий алгоритм (он может быть и другим). Каждый учитель может изменять его: дополнять или убирать какие -либо положения.

Алгоритм составления загадок

Объяснить схожесть с другими объектами?

Какой это объект? (2-3 сравнения)

Что выглядит и делает одинаково?

Отличие от других объектов?

Подставить конструкции: «как», «но не», «а не».

Итог работы: прочитать получившуюся загадку. Поселился в нашем доме Незнакомый мне жилец: Весь в колючках, словно ёжик, А по цвету - огурец. Хотя он и не цветок, Но проживает на окне, Вы подумайте немного И ответ скажите мне. (Кактус.)

Часто использую прием «Противоречие» на этапе актуализации темы, постановки проблемы на различных уроках.

Противоречие - сочетание двух противоположных качеств в одном предмете.

Наличие одного качества исключает возможность присутствия другого, например: дождь - это хорошо, потому что способствует росту растений, дает влагу и т. д., но дождь - это плохо потому, что вредит здоровью, уничтожает урожай, размывает дороги.

От противоречий избавиться невозможно, их надо разрешать. Основной вопрос: «Как?». Например, всем известное задание: «Как перенести воду в решете?». Разрешить противоречие можно: надо заморозить воду.

Считаю, что плодотворным путем развития творческого мышления становится полная реализация потенциальных возможностей, раскрытие природных качеств, таланта. Активное использование в учебном процессе разнообразных развивающих заданий, способствующих развитию памяти, воображения и ряда других важнейших психических особенностей личности, является одной из важнейших задач педагога.

Закончить хотелось бы словами великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Academa, 2002. - 316 с.

2. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб НИИ физической культуры, 2006.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер Серия: Мастера психологии, 2009. - 448 с.

4. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

5. Словарь / Под ред. В.Н. Копорулиной. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 639 с.

Педагогика

References

1. Bogoiavlenskaia, D.B. (2002). Psikhologiia tvorcheskikh sposobnostei, 316. M.: Academa.

2. Gretsov, A. V. (2006). Luchshie uprazhneniia dlia razvitiia kreativnosti. SPb.: SPb NII fizicheskoi kul'tury.

3. Il'in, E.P. (2009). Psikhologiia tvorchestva, kreativnosti, odarennosti, 448. SPb.: Piter Seriia: Mastera psikhologii.

4. Shurukht, S.M. (2006). Podrostkovyi vozrast. SPb.: Rech'.

5. (2003). Slovar', 639. Rostov n/D: Feniks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.