Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION / ECONOMY / PLANNED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптева Е.П.

В статье проводится анализ факторов способствующих формированию основ административно-правового регулирования в сфере экономики. Автором выявлена зависимость административно-правового регулирования экономики от выбранной политико-экономического курса государства. Также представлены отличительные особенности управления экономикой на современном этапе от предыдущей плановой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF ECONOMY

In article the analysis of factors of the bases of administrative and legal regulation promoting formation in the sphere of economy is carried out. The author revealed dependence of administrative and legal regulation of economy from chosen a political and economic course of the state. Distinctive features of management of economy at the present stage from the previous planned economy are also presented.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 34

Лаптева Е.П. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф., к. э.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье проводится анализ факторов способствующих формированию основ административно-правового регулирования в сфере экономики. Автором выявлена зависимость административно-правового регулирования экономики от выбранной политико-экономического курса государства. Также представлены отличительные особенности управления экономикой на современном этапе от предыдущей плановой экономики.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, экономика, плановая экономика.

Lapteva E.P.

3nd year student of magistracy

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F.

Candidate of Economic Sciences, assistant professor

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk FORMATION AND DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN THE SPHERE

OF ECONOMY

Abstract. In article the analysis of factors of the bases of administrative and legal regulation promoting formation in the sphere of economy is carried out. The author revealed dependence of administrative and legal regulation of economy from chosen a political and economic course of the state. Distinctive features of management of economy at the present stage from the previous planned economy are also presented.

Keywords: administrative and legal regulation, economy, planned economy.

Повышенный интерес науки к проблемам административно-правового регулирования экономических отношений обуславливается логической взаимосвязью права и экономики, а также практической потребностью усовершенствования механизмов взаимодействия государственных и частных интересов; оптимизации процессов разрешения экономических конфликтов;

необходимостью разработки административно-правовых мер, имеющих регулятивный и охранительный характер, направленных на обеспечение законности, правопорядка и экономической стабильности. С этой целью рассмотрение вопросов, связанных с правовым регулированием соответствующей сферы жизнедеятельности в ретроспективном аспекте имеет весьма принципиальное значение, поскольку самые разнообразные социальные законы, которые на определенном этапе развития государства и общества приобретают правовой характер.

При формировании экономических и правовых институтов требуется весьма взвешенные и продуманные подходы, учитывающие как публичные, так и частные интересы. К сожалению, экономические преобразования в России не отличались системностью и последовательностью, что было продиктовано политической конъюктурой начала 90-х гг. XX в. и «революционной» целесообразностью так называемых реформаторов. Юридическая наука того времени вообще не содержала необходимой методологической платформы под развивающуюся рыночную экономику. Также по мнению многих исследовательй наука административного права, к сожалению, не имела целостной концепции института административно-правового воздействия на рыночную экономику, а также отсутствовали четкие представления об источниках и системе административного законодательства в сфере экономики, о системе экономических органов исполнительной власти, которые спонтанно преобразовались из отраслевых органов управления в функциональные структуры, и т.п. 1.

В этой связи сформировалост представление о зависимости административно-правового регулирования экономически от выбранной политической или экономической политики государства. В государствах, где политическая власть сделала выбор в пользу ультралиберальной экономической политики, правовое регулирование экономики сведено на нет2. В странах с государственной монополией на ведение хозяйственных отношений правовое регулирование скудно и направлено на командное регулирование хозяйственных отношений государственных институтов, структур и предприятий государственного сектора экономики, а не на частный сектор экономики, который здесь практически отсутствует.

В нынешнее время практически все страны имеют довольно развитое правовое регулирование экономических отношений, поскольку практически везде элементы свободного рынка сочетаются с необходимостью вмешательства государства в ведение хозяйственных отношений, как с целью

1 Хаманева Н.Ю, Альхименко В.В., Медведев В.Н., Салищева Н.Г. Административно-правовое регулирование в сфере экономики в условиях модернизации в России // Труды Института государства и права РАН. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-ekonomiki-v-usloviyah-modernizatsii-v-rossii (дата обращения: 24.12.2018).

2 Зияев П.С. Экономическая политика государства: современные вызовы и трансформации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-gosudarstva-sovremennye-vyzovy-i-transformatsii (дата обращения: 24.12.2018).

обеспечения безопасности экономики, государства и общества, так и с целью справедливого перераспределения ресурсов. В России применялась политико-правовая идеология меркантилизма 1, которая выражалась в необходимости вмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов посредством установления импортных пошлин, субсидирования национальных производителей и стимулирования экспорта национальной продукции. В данном случае речь идет об определенной форме протекционизма, направленного на стимулирование национальной экономики с целью финансового обеспечения растущего государственного аппарата и, соответственно, расходов на него, что было характерно для эпохи абсолютизма. Данные формы протекционизма проявляются и в наше время.

Другим фактором развития правового регулирования экономики, в том числе и развитых капиталистических государств с либеральной экономикой, стала, как мы уже отметили, социальная напряженность. Следствием конфликта интересов, которые разрешились либо через революции (как в случае с Россией), либо через реформирование социально-экономических отношений, стало создание государства всеобщего благоденствия, или социального государства (welfare state). Последнее характеризуется такими аспектами административно-правового регулирования, как: прогрессивная шкала налогообложения индивидуальных доходов, способствующая перераспределению ресурсов между богатыми и бедными; обеспечение минимальным набором социальных услуг (образование, медицинские услуги, доступ к культуре и науке и т. п.) всех слоев населения и т.п.2 В результате под воздействием данных факторов государственное регулирование экономики выросло в геометрической прогрессии и коснулось таких аспектов, как: налоговое право; трудовое право, гражданское законодательство (в части регулирования собственности) и др. По мнению некоторых ученых структура экономики в рамках государства всеобщего благоденствия стала «социально ориентированною^, а ее правовое регулирование значительно усложнилось и выросло как с качественной, так и с количественной точек зрения.

На сегодняшний день увеличение объема правового регулирования экономики связано с глобализационными процессами. Либерализация глобальной экономики привела не только к глобальной конкуренции хозяйствующих субъектов, но и к конкуренции самих государств4. Как следствие, каждое из государств, заботясь о привлечении зарубежных инвестиций на свою территорию, принимает меры для создания наиболее

1 Савкин В.И. Развитие меркантилизма и его роль в современной аграрной экономической политике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №38. С. 123-129.

2 Черных Р.М. Особенности реформирования в дореволюционной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. №1 (13). С. 43-51.

3 Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008.С. 285.

4 Кашицын Виктор Валентинович Развитие мировой экономики и позиционирование России в современном мировом хозяйстве // Экономика. Налоги. Право. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-

mirovoy-ekonomiki-i-pozitsionirovanie-rossii-v-sovremennom-mirovom-hozyaystve (дата обращения:

24.12.2018).

привлекательных условий для инвесторов. В Росии данное положение регулируется Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Следующим фактором стимулирующим рост нормативного правового регулирования экономических отношений являются экологические угрозы, которые часто также носят трансграничный характер. Данное остоятельство способствовало развитию экологического законодательства и наложению на хозяйствующих субъектов дополнительных обязательств по защите окружающей среды, отраженных в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах».

В век глобализации еще одним стимулом развития правового регулирования экономики стало появление глобальной сети «Интернет». Действительно, увеличение количества сделок (в первую очередь купли-продажи товаров и услуг) посредством сети «Интернет», а также дематериализация отдельных видов продукции, которые приобрели виртуальную (цифровую) форму, также потребовали изменения правового регулирования хозяйственных отношений.

Однако основным фактором развития, или количественного и качественного увеличения нормативного материала, направленного на регулирование экономики, являются основные права и свободы человека и гражданина. Действительно, наибольший рост нормативного материала вызван именно развитием и имплементацией в российский правопорядок - в частности под воздействием зарубежного и международного права -идеологии основных прав и свобод. В сфере правового регулирования хозяйственных отношений Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» определяет защиту прав граждан, практически всех отраслей экономики и осуществляет как регулирование основных прав и свобод любого гражданина, так и прав и свобод субъектов, которые непосредственно ведут хозяйственную деятельность. Идеи защиты прав человека прослеживаются в в различных сферах экономики: в сфере предоставления услуг здравоохранения, транспортных услуг населению и мн. др.

Современная российская экономика, характеризуется более сложным, диверсифицированным характером по мравнению с с предыдущим советским периодом. С фундаментальной точки зрения такие изменения можно объяснить несколькими причинами:

Во-первых, правовое регулирование российской экономики современного периода пополнилось - помимо правового регулирования вертикальных хозяйственных отношений - правовым регулированием горизонтальных отношений частных хозяйствующих субъектов. Как видим, количественный и качественный рост правового регулирования экономики связан с появлением и развитием новых субъектов хозяйственных отношений, а также увеличением количества таких отношений.

Во-вторых, рыночная экономика современного периода

характеризуется рядом принципов, которые предполагают, если не непосредственного вмешательства государства, то, по крайней мере, правового регулирования хозяйственных отношений. Примером может стать развитие антимонопольного законодательства - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 29.07.2018) «О защите конкуренции». Также имеется закрепление частной собственности наряду с другими ее формами (ст. 8 Конституции РФ), также связано с новым порядком экономических отношений, что потребовало увеличения массива нормативных актов, направленных на защиту частной собственности и регулирование вопросов ее использования. Значительным изменения подвергглись ряд нормативных актов, материал которых были усложнины, а также появились новые отрасли права в связи с диверсификацией хозяйственных отношений.

В-третьих, массив правого регулирования экономических отношений на внутригосударственном уровне был развит и в связи либерализацией международного товарообмена, связанного с участием РФ во Всемирной торговой организации и в Евразийском экономическом сообществе. Имплементация международных и наднациональных норм в российское законодательство способствовала услужению административно-правового. Особенно характерно данный процесс был выражен в в нормах российского таможенного законодательства, а также наднационального таможенного права 1.

В итоге отметим, что указанные факты демонстрируют взаимосвязь экономической политики государства и административно-правового регулирования хозяйственных отношений. В России развитие административно-правового регулирования экономики шло рука об руку с усложнением хозяйственных отношений; увеличением количества субъектов хозяйственных отношений; диверсификацией экономики; появлением новых отраслей хозяйственной деятельности; либерализации как внутреннего товарно-денежного обмена и производства, так и внешнеэкономической деятельности.

Резюмируя результаты анализа данного вопроса следует отметить, что понимание необходимости административно-правового регулирования общественных отношений в свете либеральной рыночной экономики пришло с определенным запозданием, что очень отрицательно сказалось на качестве и последовательности подобных преобразований. Ошибки и просчеты в организации и правовом регулировании в сфере экономики чрезвычайно отрицательно сказались, в частности, на эффективности государственного управления, а также защите прав и свобод граждан. В этой связи следует обладать целым рядом основополагающих нормативно-правовых предписаний, которые станут фундаментом для структурных экономических реформ и будут способствовать процессу диверсификации экономики, а также

1 Мошкина Н.А. Перспективы совершенствования законодательства о таможенном контроле // Царскосельские чтения. 2017. №.3 С. 59-62.

ее зашиты от внешних и внутренних угроз. Именно в данном аспекте следует совершенствовать публично-правовые основы регулирования нашей экономики.

Использованные источники:

1. Зияев П.С. Экономическая политика государства: современные вызовы и трансформации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. №2. ЦКЬ: Ь11рв://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/екопош1сЬе8кауа-ро1111ка-§08иёаг81уа-sovremennye-vyzovy-i-transformatsii (дата обращения: 24.12.2018).

2. Кашицын Виктор Валентинович Развитие мировой экономики и позиционирование России в современном мировом хозяйстве // Экономика. Налоги. Право. 2014. №2. ЦКЬ: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-шirovoy-ekonoшiki-i-pozitsionirovanie-rossii-v-sovreшennoш-шirovoш-hozyaystve (дата обращения: 24.12.2018).

3. Мошкина Н.А. Перспективы совершенствования законодательства о таможенном контроле // Царскосельские чтения. 2017. №.3 С. 59-62.

4. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008.С. 285.

5. Савкин В.И. Развитие меркантилизма и его роль в современной аграрной экономической политике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №38. С. 123-129.

6. Хаманева Н.Ю, Альхименко В.В., Медведев В.Н., Салищева Н.Г. Административно-правовое регулирование в сфере экономики в условиях модернизации в России // Труды Института государства и права РАН. 2012. №3. ШЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regu1irovanie-v-sfere-ekonoшiki-v-us1oviyah-шodernizatsii-v-rossii (дата обращения: 24.12.2018).

7. Черных Р.М. Особенности реформирования в дореволюционной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. №1 (13). С. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.