На основании изложенного можно предложить следующее определение понятию «государственные закупки» — это строго регламентированная деятельность органов государственной власти и организаций с правовым статусом заказчиков, осуществляемая посредством определенного юридического механизма, именуемого контрактной системой, и заключающаяся в приобретении товаров, работ и услуг, предусмотренных государственным заказом и необходимых для выполнения ими своих функций.
Иными словами, связь между понятиями «государственная закупка» и «контрактная система» упрощенно можно свести к соотношению «целое-часть». Через призму такого подхода соотносимыми признаются понятия «эффективность государственных закупок» и «эффективность контрактной системы», которые находятся в прямой причинно-следственной связи.
Безусловно, переход к новой концептуальной модели системы государственных закупок требует значительного пересмотра целевых установок и понятийного наполнения, правовых механизмов и закупочных правил. Осознавая масштаб и сложность поставленной нами целевой установки, полагаем оправданным представленное в статье определение такой категории, как «государственные закупки».
Т.
g Список литературы:
% 1. Словарь бизнес-терминов. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/19115
о; (дата обращения: 20.02.2017).
m 2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
m услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля dl 2005 г. № 94-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2005. — № 30, ч. 1, ст. 3105 (утратил силу).
<- 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г.
g № 145-ФЗ (в ред. от 30 сентября 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. ^ — 1998. — № 31, ст. 3823; 2017. — № 30, ст. 4452.
§ 4. О формировании и исполнении государственного заказа Нижегородской об-
с ласти: закон Нижегородской области от 29 июля 2004 г. № 89-З (утратил силу). к
m
оЕ Б.Ю. Джамирзе, B.Yu. Dzhamirze,
^ старший преподаватель кафедры Senior lecturer
административного и уголовного Maikop state technological University 68 права Майкопского государственного [email protected] - технологического университета
00
о
сч
Лицензирование в системе административно-правовых способов регулирования экономики
Аннотация: актуальность статьи связана с необходимостью обеспечения функционирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации не только на началах самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целенаправленного воздействия государства на их деятельность, в том числе посредством административно-правового института лицензирования. Цель статьи — рассмотреть лицензирование в качестве одного из административно-правовых способов регулирования экономики наряду с аккредитацией субъектов профессиональной деятельности, квотированием, сертификацией, регистрацией продукции и др. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и
формально-юридического метода. Анализируя законодательство, автор пришел к выводу о том, что лицензирование является ключевым административно-правовым способом регулирования экономики, что обусловлено необходимостью стимулирования отдельных видов экономической деятельности, определяемых государством в качестве приоритетных, а также потребностью в особом государственном контроле, затрагивающем качество предлагаемых товаров и услуг.
Ключевые слова: лицензирование, административно-правовые способы регулирования экономики, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, лицензионный контроль.
Licensing in the system of administrative law methods of regulation of economy
Abstract: the urgency of article is connected with the need to ensure the operation of business entities in the Russian Federation not only on the basis of self-organization and self-regulation, but in a real and purposeful impact of the state on their activities, including through administrative and legal institution of licensing. The purpose of this article is to consider licensing as one of the administrative-legal methods of regulating the economy, along with the accreditation of subjects of professional activities, quotas, certification, registration of products etc. The tasks were implemented with the help of scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method), and formal-legal method. Analyzing the legislation, the author came to the conclusion that licensing is a key administrative-legal method of regulation of the economy, driven by a need to stimulate certain types of economic activities defined by the government as a priority and a need for special state control, affecting the quality of the offered goods and services.
Keywords: licensing, legal and administrative methods of economic regulation, entrepreneurship, market economy, licensing control.
Основная тенденция в развитии законодательства об экономической деятельности в Российской Федерации проявляется в комплексном характере правового регулирования общественных отношений. Следует отметить, что законов, носящих сугубо управленческий характер, сравнительно мало. Однако все они несут в себе предписания административно-правового содержания, что делает невозможной их недооценку.
Условия рыночной экономики предполагают необходимость сохранения
роли государства в качестве регулятора ключевых отраслей общественного g а
производства, в развитии и укреплении контрольно-надзорных функций U g
государства, договорных отношений между органами государственного * х
управления экономикой и органами хозяйственного управления. о п
Все эти принципиальные положения определяют основные направления | о
б
tu
развития законодательства в области экономики, касаются соотношения и В централизованных и децентрализованных форм управления экономикой. Хозяйственная система в России должна изменяться не только в режиме самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целенаправленного влияния на процессы преобразований норм административного законодательства при четко выработанных приоритетах. ^
Во-первых, это касается введения общих правил экономической деятель ности, согласованных с интересами хозяйствующих субъектов, и оценки их ^ результатов деятельности. I
Во-вторых, необходимо деятельное участие государства в формировании благоприятной экономической среды и условий для нормального функционирования рынка, выражающееся в создании и стабильном функционировании единой денежной, финансово-кредитной систем, в установлении налогов, стимулирующих предпринимателей.
69
5
п>
В-третьих, обеспечение высокого уровня социальной гарантированности прав трудящихся, повышение их культурно-образовательного уровня.
В-четвертых, осуществление деятельности, направленной на предотвращение образования монополистических проявлений в экономике, на борьбу с коррупцией и иной преступностью в экономической сфере.
В-пятых, введение запрета на законодательном уровне на безосновательное вмешательство со стороны государственных органов в деятельность предприятий, установление ответственности за принятые ошибочные решения, причинившие убытки.
На сегодняшний день исполнительные органы выступают в качестве единственных властных структур, влияющих на экономику. Государство нацеленность в своих решениях на помощь малому предпринимательству и частному бизнесу. Этому способствует ряд принятых нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2], Указ Президента РФ от ^ 5 июня 2015 г. № 287«О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего ^ предпринимательства» [3], Постановление Правительства РФ от 21 августа к 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего ш предпринимательства при предоставлении федерального имущества» [4] и т. д. ш Право каждого свободно использовать свои способности и имущество оъ для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом эко-^ номической деятельностью закрепляется в ст. 34 Конституции Российской < Федерации, однако все же есть некоторые ограничения. К примеру, для ¡Е осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности тре-^ буется наличие специального разрешения (лицензии), выданного соответ-^ ствующим лицензирующим органом, которое дает право лицу осуществлять к определенный вид деятельности при соблюдении установленных правил и т требований. Процедура лицензирования — совокупность мероприятий, наш правленных на предоставление, возобновление или прекращение действия с лицензии, аннулирование разрешения; совокупность мер, связанных с контролем лицензирующих органов за соблюдением требований лицензионного уд соглашения, а также ведение реестров лицензий.
— О назначении лицензирования говорится в ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ? [5]. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью ° предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности [6, с. 83—97].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что главной целью лицензирования является гарантия непричинения ущерба, его предупреждения
и пресечения, что может быть вызвано осуществлением отдельных видов деятельности.
Достижению данной цели лицензирования прежде всего способствует установление лицензионных требований, которые являются обязательными для соблюдения и при несоответствии которым предприниматель не может быть допущен к осуществлению определенной деятельности, что служит гарантией максимально безопасного осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, на стадии получения лицензии или ее переоформления компетентные государственные органы осуществляют лицензионный контроль, который сводит к минимуму возможность причинения ущерба.
Однако установленные законом требования к осуществлению предпринимательской деятельности не могут нарушать принцип свободы предпринимательства и неоправданно препятствовать законному осуществлению ц предпринимательской деятельности [7, с. 112—113]. ?
Еще одним аспектом обеспечения законности осуществления предпри- р нимательской деятельности является лицензионный контроль, который пред- § ставляет собой механизм выявления компетентными органами нарушений I предпринимателями лицензионных требований (осуществляется в отношении в лицензиатов посредством документарных проверок, плановых и внеплановых § выездных проверок), с использованием механизма информирования тентных органов контрагентами лицензиатов и иными лицами о нарушениях, I которые допускаются ими в процессе выполнения лицензируемых видов дея- | тельности, путем закрепления прав и обязанностей компетентных органов в 1 законодательстве, с целью обеспечения должной реакции на информацию, Т которая поступает в орган, с помощью создания механизма, который бы давал р Т возможность компетентным органам пресекать выявленные нарушения (путем у | выдачи предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, р 9 приостановления действия лицензии или ее аннулирования, если осуществляет- § В ся принудительная ликвидация юридического лица в соответствии с решением и § суда в случае осуществления деятельности без лицензии), также к нарушителям ш I могут применяться меры административной и уголовной ответственности. | О Только при функционировании всех указанных выше мер в совокупности воз- | 8 можно достижение цели лицензирования предпринимательской деятельности. и §
Вопрос о лицензировании предпринимательской деятельности достаточно сложен, поскольку имеет ряд особенностей. Так, например, к каждому виду 71
деятельности предъявляются свои требования, отличаются также и сроки -
лицензий [8, с. 215—253]. Довольно важной проблемой является то, что иногда государственным органам не представляется возможным выполнить надлежа- ^ щим образом полную проверку на соответствие лицензионным требованиям, ' вследствие чего лицензия может быть выдана предпринимателю, осущест- ^ вляющему деятельность не в соответствии с лицензионными требованиями. |
Бывают и такие ситуации, когда при отказе в выдаче лицензии предпри- "8 ниматель его игнорирует, нередко многие компании при аннулировании лицензии не прекращают заниматься предпринимательской деятельностью, что предусматривает определенную ответственность, которая устанавливается в зависимости от вида предпринимательской деятельности [9, с. 31—40].
Лицензирование сильно влияет на темпы развития предпринимательской деятельности, причем это влияние может быть и негативным. В России осуществление значительной части видов деятельности требует наличия специального разрешения и соблюдения особых требований, для урегулирования чего была создана довольно обширная нормативно-правовая база, которую достаточно сложно систематизировать, что в свою очередь усложняет процесс лицензирования. Лицензия рассматривается как гарантия определенного качества при осуществлении соответствующего вида деятельности и выступает защитой прав неограниченного круга лиц, которые участвуют или не участвуют в экономической деятельности [10, с. 13]. Состояние системы лицензирования, которая связана с иными административно-правовыми мерами регулирования экономической деятельности, имеет большое влияние на скорость развития российской экономики, ее конкурентоспособность и устойчивость.
В настоящее время в российском законодательстве не выработано единого понятия и классификации административно-правовых способов и методов регулирования экономики, характерной чертой которых является их разрешительный характер. Различные авторы вносят свое понимание в данные понятия и рассматривают их содержание с различных позиций.
Поскольку в настоящей работе речь идет о месте и сущности ^ административно-правовых средств в регулировании экономики, то их к определение необходимо уточнить более конкретно. По нашему мнению, административно-правовые средства регулирования экономики представляют
о
.о
X
го
ш собой сочетание этих средств, которые образуют совокупность требований и 2
оъ процедур, предъявляемых перед началом и (или) в процессе осуществления
5
отдельных законодательно определенных видов предпринимательской или иной экономической деятельности. В общем направлении юридического регулирования лицензирование следует отнести к разрешительному типу правового регулирования, основанному на общем запрете и построенному ^ на принципе «запрещено все, кроме разрешенного». Хотя, по мнению про-гс фессора Д.Н. Бахраха, не всякое разрешение можно рассматривать в качестве т элемента разрешительной системы, т.к. выдача разрешений на совершение ^ разовых действий, хотя они и именуются лицензиями (на отстрел лося, косу-с ли, например), находятся за рамками разрешительной системы [11, с. 452—453].
Анализ действующих нормативно-правовых актов позволил провести 72 дифференциацию и определить административно-правовые способы, которые — используются в регулировании экономической деятельности. К ним следует отнести: лицензирование отдельных видов экономической деятельности; аттестацию, аккредитацию субъектов профессиональной деятельности; аттестацию специалистов; внесение сведений о субъекте или объекте в реестр, регистр или кадастр, обусловливающее ведение экономической деятельности; разрешение на использование ограниченных ресурсов, квотирование; выдачу разовых разрешений на создание и (или) использование объекта; на создание, ввоз, вывоз, транзит, перевозку, оборот, использование продукции; сертификацию продукции; регистрацию продукции, веществ.
Определение места лицензирования в системе административно-правовых способов регулирования экономики требует учета следующих положений.
оо
о
сч
1. В приведенном перечне лицензирование занимает первое место, поскольку представляет собой наиболее характерный пример применения разрешительных способов регулирования экономики, влияние которого трудно переоценить. В то же время следует отметить, что лицензирование является только одним из многочисленных разрешительных инструментов воздействия на экономику, наряду с саморегулированием, аттестацией или аккредитацией. Традиционно лицензирование рассматривается в качестве наиболее жесткого метода государственного регулирования, что влечет за собой негативные явления для иных направлений совершенствования разрешительных методов, т.к. приоритет отдается именно этой сфере при осуществлении реформирования в ней.
2. Как правило, лицензирование определяется как выдача разрешений на осуществление конкретного вида деятельности. Необходимо учитывать, что ц важную часть лицензирования составляет лицензионный контроль, включаю- ? щий в себя не только проверки, осуществляемые на предварительном этапе р выдачи разрешений, но и последующие контрольные действия по проверке § соблюдения лицензиатом требуемого порядка осуществления лицензируе- I мого вида деятельности. Таким образом, лицензирование включает в себя ш неразделимую связь разрешительных и контрольно-надзорных полномочий. §
3. Лицензирование представляет собой наиболее полно юридически про- I работанный комплекс способов и методов разрешительной деятельности в I сфере экономики, отличающийся от иных административно-разрешительных | действий (аккредитации, аттестации, регистрации и др.) наличием нормативно- | правовой базой высокого уровня кодификации. Примером может служить Т действующий Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея- р Т тельности», в котором содержатся нормы по унифицированному регулиро- у | ванию, применяемые для подавляющего большинства лицензируемых видов р 9 деятельности, а также закрытый перечень видов деятельности, лицензирование § В которых может осуществляться лишь в особом порядке, предусмотренном и § в специальных федеральных законах. С данной точки зрения нормативно- ш I правовое регулирование лицензирования может рассматриваться в качестве | О модельного при разработке нормативных актов, в которых регламентируются 1 88 вопросы, связанные с иными разрешительными действиями. и §
Потребность государственного лицензирования предпринимательской деятельности, с одной стороны, обусловлена необходимостью стимулирования 73 отдельных ее видов, определяемых государством по разного рода причинам — в качестве приоритетных, с другой, необходимостью особого государственного контроля, затрагивающего качество предлагаемых товаров и услуг и повышенные требования к субъектам предпринимательской деятельности.
§
Список литературы: |
1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 31, ст. 4006.
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля:
т 5
■О з 8
федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52, ст. 6249.
3. О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства: указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2015. — № 23, ст. 3306.
4. Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества: постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010.
— № 35, ст. 4577.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 19, ст. 2716.
6. Кнутов, А.В. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности: история развития и современное состояние / А.В. Кнутов, А.В. Чаплинский // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2014. — № 1. — С. 83—97.
7. Суслова, М.В. Назначение института лицензирования предпринимательской деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2013.
— № 3. — С. 112-113.
8. Клименко, А.В. Анализ механизмов правового регулирования предпринимательской деятельности в России / А.В. Клименко, А.Б. Жулин, Е.П. Ханова.- М.:
S Изд. дом ВШ, 2012. — 358 с.
^ 9. Парций, Я.Е. О лицензировании отдельных видов деятельности // Хозяйство
* и право. — 2002. — № 1. — С. 31-40.
< 10. Спектор, Е.И. Правовое регулирование режима лицензирования в Российской О Федерации: научно-практическое пособие. — М.: Юристъ, 2005. — 181 с.
< 11. Бахрах, Д.Н.Административное право: учебник для вузов. -3-е изд., пересмотр, п. и доп. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2008.- 816 с.
-Û
5
с
0Ç <
m О m
о£
Е.Н. Горбунова, E.N. Gorbunova,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,
доцент кафедры конституционного, Associate professor of the Department of
административного и муниципального Constitutional, Administrative and Municipal
права Югорского государственного Law of the Yugra State University
университета (г. Ханты-Мансийск) [email protected]
Анализ основных направлений бюджетной, 74 налоговой и таможенно-тарифной политики
государства в нефтяной отрасли России
^ Аннотация: в статье рассматриваются основные направления бюджетной, налоговой
сд и таможенно-тарифной политики государства в нефтяной отрасли России, проводится их сравнительно-правовой анализ. Предметом исследования являются актуальные вопросы налогообложения нефтяной отрасли, в частности, применение механизма налогообложения добавленного дохода нефтяных компаний. Рассматриваются основные изменения в законодательстве и проблемы его реализации при налогообложении нефтяных компаний. Аргументируется, что реализация основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики государства в нефтяной отрасли позволит, с одной стороны, обеспечить значительные и стабильные налоговые поступления в государственный бюджет, с другой — сохранить достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор экономики. Делается вывод о том, что реализация основных направлений