Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1922
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамагомедова С. А.

Рассматриваются существующие подходы к административно-правовому регулированию экономики, обозначена их эволюция, выделены современные тенденции данного регулирования. К ним автор относит: влияние глобализационных и интеграционных процессов; трансформацию приоритетов и целей в экономической сфере; формирование качественно новых и совершенствование традиционных форм подобного регулирования; отражение базовых конституционных принципов; цифровизацию; увеличение профилактической составляющей, генерацию стимулов для добросовестного поведения экономических субъектов. Учет выделенных тенденций административно-правового регулирования экономики позволит повысить эффективность подобного регулирования. Сделан вывод об усилении роли государства, его административно-правовых механизмов в регуляции экономических отношений в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE ECONOMY: EVOLUTION OF APPROACHES AND CURRENT TRENDS

The article examines the existing approaches to the administrative and legal regulation of the economy, outlines their evolution, highlights the current trends in such regulation. The author refers to them: the influence of globalization and integration processes; transformation of priorities and goals in the economic sphere; formation of qualitatively new and improvement of traditional forms of such regulation; reflection of basic constitutional principles; digitalization; increasing the preventive component, generating incentives for the conscientious behavior of economic agents. Taking into account the identified trends in administrative and legal regulation of the economy will increase the efficiency of such regulation. The author makes a conclusion about the strengthening of the role of the state, its administrative and legal mechanisms in the regulation of economic relations in the modern period.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 342.9

DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/9027

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

С. А. Агамагомедова

Пензенский государственный университет Поступила в редакцию 27 февраля 2021 г.

Аннотация: рассматриваются существующие подходы к административно-правовому регулированию экономики, обозначена их эволюция, выделены современные тенденции данного регулирования. К ним автор относит: влияние глобализационных и интеграционных процессов; трансформацию приоритетов и целей в экономической сфере; формирование качественно новых и совершенствование традиционных форм подобного регулирования; отражение базовых конституционных принципов; цифровизацию; увеличение профилактической составляющей, генерацию стимулов для добросовестного поведения экономических субъектов. Учет выделенных тенденций административно-правового регулирования экономики позволит повысить эффективность подобного регулирования. Сделан вывод об усилении роли государства, его административно-правовых механизмов в регуляции экономических отношений в современный период. Ключевые слова: административно-правовое регулирование, экономика, государство, глобализация, государственный контроль и надзор, цифрови-зация, конституционные принципы, экономические отношения.

Abstract: the article examines the existing approaches to the administrative and legal regulation of the economy, outlines their evolution, highlights the current trends in such regulation. The author refers to them: the influence of globalization and integration processes; transformation of priorities and goals in the economic sphere; formation of qualitatively new and improvement of traditional forms of such regulation; reflection of basic constitutional principles; digitaliza-O tion; increasing the preventive component, generating incentives for the consci-

CN

64

entious behavior of economic agents. Taking into account the identified trends in administrative and legal regulation of the economy will increase the efficiency of such regulation. The author makes a conclusion about the strengthening of the role of the state, its administrative and legal mechanisms in the regulation of economic relations in the modern period.

Key words: administrative and legal regulation, economy, state, globalization, state control and supervision, digitalization, constitutional principles, economic relations.

Экономические отношения традиционно выступают наиболее сложной областью правового регулирования. Это связано как с разнообразием экономических институтов и процессов, так и с изменением приоритетов и направлений развития экономической сферы общества, подвижностью

© Агамагомедова С. А., 2022

пределов различных сегментов экономического свойства. Исторически в науке сложилось понимание экономики как предмета правового регулирования, как сферы государственного (управленческого) воздействия.

При этом экономические отношения выступают предметом правового >

регулирования многих (если не всех) отраслей права. Государственное > регулирование экономических отношений меняется в разные периоды ^ развития и обусловлено целями управленческого воздействия на сферу 5

создания, использования и распределения материальных и иных ресур- Г сов современного общества. Трансформация государственного участия М в экономических процессах связана с их усложнением, углублением их д

дифференциации, расширением системы статусов экономических субъ- § ектов и иными факторами. Кроме того, на роль государства в регуляции

экономики влияют международное разделение труда, усиление специ- д

X

ализации экономического производства, процессы экономической интеграции государств, санкционный режим в международной торговле и

иные факторы «внешнего» свойства. р

Характеризуя административно-правовое регулирование современ- н

ной экономики, необходимо выделить два похода к позиционированию ^

подобного регулирования. В рамках первого (широкого) подхода админи- 9

стративно-правовое регулирование экономических отношений отождест- а

вляется с государственным регулированием как таковым. Специалисты °

в связи с этим обосновывают точку зрения, согласно которой администра- о

тивно-правовое регулирование в области экономики представляет собой ^

1

государственное управление в узком организационно-правовом смысле1. г Данный подход используется в большинстве случаев при сравнении Л рыночных способов регуляции (или саморегуляции бизнеса) с государ- о ственным регулированием в понимании любого публичного вмешатель- 5 ства в экономическую деятельность со стороны государственных органов. н В рамках широкого подхода нередко категории «государственное регу- > лирование» и «государственное управление» применительно к экономической сфере используются как синонимы. Так, в середине 1990-х гг. ученые признают отказ исполнительной власти в ее государственно-управленческом понимании от функций непосредственного управления, характерного для условий безраздельного господства государственной

собственности, почти полного обобществления всех сфер жизни. Эти процессы позиционируются в качестве тенденции становления системы государственного регулирования, особенно заметной в экономической сфере. Ю. М. Козлов, признавая, что между государственным управлением и регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, в то же время отождествляет управление с необходимостью постоянного и непосредственного (прямого) вмешательства аппарата управления в жизнь объектов, тогда как государственное регулирование, по мнению ученого, связано с обеспечением оперативной хозяйственной самостоя-

1 См.: Административное право России : учебник / под ред. Н. М. Конина,

Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. М., 2010. С. 523.

тельности экономических субъектов, стимулированием предпринимательства и иными ориентирами2.

Второй подход (узкий) предполагает выделение в государственном регулировании экономики как императивных способов (способов административного свойства), так и диспозитивных средств регулирования экономических отношений. Последние предполагают определенную самостоятельность и свободу хозяйствующих субъектов при взаимодействии их друг с другом и органами государственной власти. В рамках узкого понимания административно-правового регулирования экономики ученые наиболее оптимальным видят подход, органически сочетающий административные методы руководства экономикой с «чисто рыночными», экономическими методами. Причем доминирующую роль в числе последних играют финансовые механизмы государственного воздействия на экономические институты и процессы3. В рамках данной статьи административно-правовое регулирование экономики будет рассматриваться с точки зрения широкого подхода.

Оба выделенных подхода трансформируются под воздействием внутренних и внешних факторов, имеющих место в контексте взаимодействия экономических субъектов с публичной властью. Эволюция подходов в позиционировании административно-правового регулирования экономики привела к возможности выделения и активного использования таких правовых конструкций, как «административно-экономическое право» (в качестве составляющей административного права)4, «экономическое право» (в качестве новой мегаотрасли российского права)5.

Полагаем, что дискуссии по вопросам вмешательства государства в экономические процессы и ограничения экономической свободы хозяйствующих субъектов существовали всегда, практически с истоков за-,_ рождения государственных институтов в обществе. Продолжаются они и сейчас, закономерно располагаясь в пределах двух полярных теоретических конструкций: от позиции понимания государства как «ночного сторожа» и пассивного наблюдателя за экономической жизнью до позиции сч активного (часто агрессивного) государственного вмешательства в экономические отношения с целью защиты публичных интересов.

При этом, вопреки прогнозам представителей неолиберальной концепции о сокращении роли государства в экономической жизни общества, роль государства в современных условиях не просто сохраняется,

66

2 См.: Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. М., 1994. Ч. 1 : Сущность и основные институты административного права. С. 15—16.

3 См.: Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2011.

С. 44.

4 См.: Административное право России : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 588—635.

5 См.: Ершов В. В., Ашмарина Е. М., Корнев В. Н. Экономическое право Российской Федерации. М., 2017.

но и усиливается. Таким образом, мы можем говорить об одновременном усилении и изменении управленческого воздействия государства на экономические отношения. Пользуясь терминологией Ю. Н. Старилова, можно констатировать об изменении подобного воздействия в направ- . лении более «ограниченного и целесообразного вмешательства в сферу > экономики»6. Полагаем, что имеет место усиление государственного регу- ^ лирования при одновременной выборочности подсфер экономических от- q ношений, подлежащих регуляции, т. е. административное воздействие на а экономическую область становится более точечным, целенаправленным. о

Выделим несколько тенденций в теоретическом обосновании админи- д стративно-правового регулирования экономики в современный период. §

Во-первых, споры о месте и степени управленческого воздействия на ^ экономические отношения приобретают особую актуальность с учетом д фактора глобализации. М. Н. Марченко подчеркивает дифференциро- | ванный характер взаимоотношений государства и бизнеса на нацио- и нальном, региональном и глобальном срезах в современный период и выделяет два основных подхода к определению содержания этих отно- т шений в условиях глобализационных процессов. В рамках одного из них Н на первый план безоговорочно выдвигаются национальные и трансна- -циональные корпорации (ТНК), а государство в экономической сфере -о будет постепенно вытеснено. Второй подход заключается в повышении g роли и значимости национального государства как носителя политиче- g ской власти и регулятора экономических отношений по мере развития процессов глобализации7. Таким образом, с учетом экономической инте- е грации государств в современном мире вечный вопрос о роли государства л в экономических отношениях приобретает новый, «глобализационный» оттенок. Если традиционно государство в регуляции экономики высту- § пает в качестве субъекта, отстаивающего публичные интересы (в том и числе публичные экономические интересы), то в условиях объединения . нескольких государств на единой экономической платформе эти публичные интересы, представляющие собой солидарные экономические интересы всех государств — участников интеграционного образования (что не есть простая сумма национальных публичных интересов), приобретают

сложный, многосоставный и не всегда одинаково понимаемый бизнесом и-

органами публичной (национального и интеграционного уровня) власти 67 характер. К примеру, судебная практика рассмотрения экономических споров в рамках Евразийского экономического союза свидетельствует об отсутствии «солидарного, консенсусного правосознания» на евразийском экономическом пространстве и единых правоприменительных подходов к разграничению и защите интересов хозяйствующего субъекта и властного органа наднационального уровня8.

6 Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж, 1998. Ч. 1 : История. Наука. Предмет. Норма. С. 184.

7 См.: Марченко М. Н. Указ. соч. С. 196-197.

8 Особое мнение судьи Нешатаевой Т. Н. от 8 декабря 2020 года // Официальный сайт Суда Евразийского экономического союза. URL: file:///E:

В связи с этим следует согласиться с ведущими учеными, что в условиях усиления наднационального (или интеграционного) уровня управленческого регулирования в экономической сфере необходимо учитывать «разнообразие правовых актов и, соответственно, регуляторов на национальном и международном уровнях», а также определять объекты и пределы влияния международных договоров и соглашений, модельных актов, рекомендаций в отношении разных сторон национальной эконо-мики9.

Во-вторых, административно-правовое регулирование экономики подвержено изменениям, связанным с изменением государственных (национальных) либо наднациональных (интеграционных) приоритетов в экономической сфере, целей государственного присутствия в экономическом взаимодействии. Данные приоритеты и цели меняются в зависимости от этапа исторического развития конкретного государства, определенной его территории, межгосударственного образования. В определенные периоды это может быть экономический рост, качество жизни граждан, устойчивое экономическое развитие или иные показатели (группы показателей, комплексные показатели). Так, некоторые авторы отстаивают позицию о том, что целью экономической политики государства должна быть максимизация ценности общественного производства, которая достигается путем получения наибольшего экономического эффекта от осуществления каждым принадлежащих ему гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей10.

Другие специалисты в качестве задач административно-правового регулирования в области экономики видят обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех ее отраслей, обеспечение равенства при осуществлении экономической деятельности, защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, обеспечение безопас-0 , ности и др.11 Представители высшей государственной власти призывают сосредоточиться на экономическом, социальном росте всех российских реем гионов в интересах граждан12. о _

041 /%Б0%Л2%Б0%Б0%Б0%БС%Б0%БЕ%Б0%Б6%Б0%Б5%Б0%ББ%Б0%Б-

_Б%Б0%БЕ%Б0%Б5%20%Б1%80%Б0%Б5%Б0%Б3%Б1%83%Б0%Б-

68 Б%Б0%Б8%Б1%80%Б0%БЕ%Б0%Б2%Б0%Б0%Б0%ББ%Б0%Б8%Б0%Б5%20-

-%Б0%92%Б0%ЛБ%Б0%94/2021/%Б0%9Е%Б0%9С_%Б0%9Б%Б0%Б5%Б1%88%

Б0%Б0%Б1%82%Б0%Б0%Б0%Б5%Б0%Б2%Б0%БЕ%Б0%Б9_09.12.20.pdf (дата обращения: 30.01. 2021).

9 См.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 8-9.

10 См.: Право и экономическое развитие : проблемы государственного регулирования экономики / В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М., 2017.

11 См.: Административное право России / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 589.

12 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Рос. газета. 2020. 16 янв.

Приоритеты и цели могут отличаться в зависимости от региона и территории государства, от перспективы применения (краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная перспектива), от выбранной модели регулирования (отраслевое, межотраслевое, иное) или установленных темпов О развития (ускоренное, опережающее или иное развитие)13. В связи с этим > Ю. А. Тихомиров и Э. В. Талапина справедливо констатируют нехватку ^ юридического прогнозирования возможных изменений законодатель- 3 ства в экономической сфере. По мнению ученых, подобное прогнозиро- Г вание позволит обеспечить ритмичные циклы правового развития, обо- М значить векторы и тенденции правового регулирования данной группы д

общественных отношений14. в

тэ о

В-третьих, в качестве значимой тенденции административно-правового регулирования экономики выступает формирование качественно д новых и оптимизация традиционных форм подобного регулирования. и Так, в одной из подобных форм рассматривается государственно-частное с партнерство15. Полагаем, что одной из приоритетных форм подобного р регулирования в экономической сфере выступает углубление админи- и стративно-правовых статусов хозяйствующих субъектов, что позволяет н осуществлять управленческое воздействие на их деятельность более диф

о

=1

ференцированно. В качестве примера можно привести такие админи- а стративно-правовые статусы, как представители малого и среднего биз- ° неса, уполномоченные экономические операторы (в сфере таможенного о регулирования) и др. Отметим, что учет этих статусов должен происхо- ^ дить на всех стадиях взаимодействия публичной власти с экономически- г ми субъектами: предоставление услуг, прохождение государственного Л контроля и надзора, разрешение споров в административном и судебном о порядке и др. 3

Кроме того, следует обратить внимание на необходимость адми- и нистративно-правового регулирования не только экономических, но и . смежных с ними отношений, отношений, обслуживающих экономические процессы и институты. Так, характеризуя управленческие формы в сфере интеллектуальной собственности, ученые говорят о нормативном регулировании интеллектуальной собственности, регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, государственном контроле и надзоре в этой сфере16.

69

13 См., например: Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России / Л. В. Андриченко [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2018.

14 См.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 8.

15 См.: Саидов З. А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 17.

16 См.: Новоселова Л. А., Гринь О. С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав : административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 7—8.

В-четвертых, любое регулирование, тем более регулирование экономической сферы, основанной на свободе предпринимательской и иной экономической деятельности, связано с ограничением прав, установлением определенных пределов и ограничений в зависимости от целей регулирования. В связи с этим ученые обращают внимание на значимость оптимизации алгоритмов разрешения экономических конфликтов и разработки административных мер регулирующего (стимулирующего) и охранительного характера, направленных на обеспечение законности, правопорядка и экономической стабильности17.

Административно-правовое регулирование в экономической сфере призвано не только и не столько упорядочивать отношения по поводу создания, использования и распределения материальных и иных ценностей, но и защищать базовые конституционные права и свободы их участников. Речь идет, на наш взгляд, о конституционных принципах административно-правового регулирования экономики, которые выступают остовом как нормативно-правовой базы, так и практики правоприменения в экономической сфере. Представители активно развивающейся теории конституционной экономики справедливо констатируют тот факт, что конституционное право, в отличие от гражданского, содержит дополнительную этическую легитимацию предпринимательской деятельно-сти18. В дополнение данного тезиса можно отметить, что отражение конституционных принципов в административно-правовом регулировании экономических отношений способствует формированию и развитию конституционной идентичности нашего государства в современных условиях, о которой говорят сегодня ведущие ученые19.

В-пятых, нельзя не признать влияние цифровизации на административно-правовое регулирование экономики. Цифровая экономика нуждается в качественно новых способах регуляции. Наиболее явно под-01 верглась «цифре» сфера предоставления государственных услуг субъек-^ там экономической деятельности. Разрешительная система, контроль-см но-надзорная деятельность «оцифровываются» и формализовываются о значительно медленнее. Тем не менее тенденция цифровизации взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами государственной власти -очевидна и с каждым годом усиливается.

70 В -шестых, в условиях реформы государственного управления в арсенале средств административно-правового регулирования экономики закономерно растет доля профилактической составляющей, а также инструментов стимулирования правомерного, добросовестного поведения субъектов экономических отношений. Современные формы и методы управленческого воздействия на экономическую деятельность направ-

17 См.: Саидов З. А. Указ. соч. С. 6.

18 См.: Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М., 2010. С. 7.

19 См.: Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России : доктрина и практика : доклад на Междунар. конф. в Конституционном Суде РФ (СПб., 16 мая 2017 г.) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2017. № 12. С. 10.

лены не на выявление и пресечение нарушений требований законодательства, а на развитие предпринимательской активности, социально направленного и ответственного предпринимательства, стабильного и

добросовестного бизнеса. >

Выделенные нами выше тенденции отражают сложность и неодно- >

значность административно-правовых методов регулирования экономи- ^

ки, их трансформацию в современных условиях. Ученым и практикам 3

еще предстоит дать оценку роли и потенциальным возможностям госу- Г

дарственно-правового воздействия на экономическое развитие и опреде- М

лить место в нем административно-правовых форм. В качестве последних д

выступают государственный контроль и надзор за экономической дея- §

о

тельностью, санкционирование отдельных видов деятельности, пресечение и профилактика правонарушений в экономической сфере, прогно- д зирование, закрепление и дифференциация административно-правовых статусов экономических субъектов, государственно-частное партнерство и другие формы.

Таким образом, можно говорить о двух аспектах соотношения экономических отношений и их административно-правового регулирования. С одной стороны, это вопросы правовой обеспеченности экономических

X

X

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

=1

го

О го

О а>

процессов, функционирования экономических институтов, защиты эко- а номических прав граждан и организаций, с другой стороны, это аспекты экономического обоснования права, его регуляторов и механизмов. Учет выделенных выше тенденций административно-правового регулирования экономики призван повысить эффективность подобного регулирова- г ния, обеспечить в его рамках оптимальный баланс частных и публичных Л интересов в экономической сфере, защитить права и свободы хозяйству- а ющих субъектов, содействовать повышению конкурентоспособности рос- 3 сийской экономики в современном экономическом пространстве. и

Библиографический список

Административное право России : учебник / под ред. Н. М. Конина и Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. 784 с.

Административное право России : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононо--

ва, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон 71 и право, 2011. 759 с.

Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. М. : ТЕИС, 1994. Ч. 1 : Сущность и основные институты административного права. 280 с.

Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России / Л. В. Андриченко [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М. : ИЗиСП, 2018. 301 с.

Ершов В. В., Ашмарина Е. М., Корнев В. Н. Экономическое право Российской Федерации. М. : РГУП, 2017. 284 с.

Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России : доктрина и практика : доклад на Междунар. конф. в Конституционном Суде РФ (СПб.,

16 мая 2017 г.) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2017. № 12. С. 7-30.

Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М. : Юстицинформ,

2010. 256 с.

Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М. : Проспект, 2011. 400 с.

Новоселова Л. А., Гринь О. С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав : административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 4-25.

Право и экономическое развитие : проблемы государственного регулирования экономики / В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М. : Юстицинформ, 2017. 432 с.

Саидов З. А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. 518 с.

Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998. Ч. 1 : История. Наука. Предмет. Норма. 392 с.

Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 4-26.

References

Administrative law of Russia: textbook / ed. N. M. Konin and Yu. N. Starilo-va. 2nd ed., Revision. M. : Norma : INFRA-M, 2010. 784 p.

Administrative law of Russia: a textbook for university students studying in the specialty "Jurisprudence" / ed. V. Ya. Kikotya, P. I. Kononova, I. Sh. Ki-lyaskhanov. 5th ed., Rev. and add. M. : UNITY-DANA : Law and Law, 2011. 759 p.

Alekhin A. P., Kozlov Yu. M. Administrative law of the Russian Federation. Part I. Essence and basic institutions of administrative law. Textbook. M . : TEIS, 1994. 280 p.

State-legal basis for the accelerated development of the Russian Far East: monograph / L. V. Andrichenko [et al.] ; otv. ed. Yu. A. Tikhomirov. M. : IZiSP, 2018. 301 p.

Ershov V. V., Ashmarina E. M., Kornev V. N. Economic law of the Russian _Federation: Monograph. M. : RGUP, 2017. 284 p.

72 Zorkin V. D. Constitutional Identity of Russia: Doctrine and Practice. Re-port at the International Conference in the Constitutional Court of the Russian

Federation (St. Petersburg, May 16, 2017) // Actual problems of the theory and practice of constitutional proceedings. 2017. № 12. P. 7-30.

Constitutional economics / Executive editor G. А. Hajiyev. M. : Yustitsin-form, 2010. 256 p.

Marchenko M. N. State and law in the context of globalization. M. : Prospect,

2011. 400 p.

Novoselova L. A., Grin O. S. The effectiveness of legal protection of objects of intellectual rights: administrative barriers // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2018. № 2. P. 4-25.

CM CM

о

CM

Law and economic development: problems of state regulation of the economy: monograph / V. K. Andreev [et al.] ; otv. ed. V. A. Vaypan, M. A. Egorova. M. : Yustitsinform, 2017. 432 p.

Saidov Z. A. Administrative and legal regulation in the field of economics: diss. ... doct. jurid. sciences. M., 2017. 518 p.

Starilov Yu. N. Administrative law. In 2 hours, Part 1: History. The science. Thing. Norm. Voronezh : Voronezh State University Publishing House, 1998. 392 p.

Tikhomirov Yu. A., Talapina E. V. Law as an effective factor of economic development // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2020. № 1. P. 4—26.

Для цитирования:

Агамагомедова С. А. Административно-правовое регулирование экономики: эволюция подходов и современные тенденции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 64-73. DOI: https://doi.org/10.17308/ vsu.proc.law.2022.1/9027

Recommended citation:

Agamagomedova S. A. Administrative and legal regulation of the economy: evolution of approaches and current trends // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 1 (48). P. 64-73. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1Z9027

Пензенский государственный университет

Агамагомедова С. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин E-mail: [email protected]

Penza State University Agamagomedova S. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the State Legal Disciplines Department E-mail: [email protected]

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.