АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 342.9
DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1/9027
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
С. А. Агамагомедова
Пензенский государственный университет Поступила в редакцию 27 февраля 2021 г.
Аннотация: рассматриваются существующие подходы к административно-правовому регулированию экономики, обозначена их эволюция, выделены современные тенденции данного регулирования. К ним автор относит: влияние глобализационных и интеграционных процессов; трансформацию приоритетов и целей в экономической сфере; формирование качественно новых и совершенствование традиционных форм подобного регулирования; отражение базовых конституционных принципов; цифровизацию; увеличение профилактической составляющей, генерацию стимулов для добросовестного поведения экономических субъектов. Учет выделенных тенденций административно-правового регулирования экономики позволит повысить эффективность подобного регулирования. Сделан вывод об усилении роли государства, его административно-правовых механизмов в регуляции экономических отношений в современный период. Ключевые слова: административно-правовое регулирование, экономика, государство, глобализация, государственный контроль и надзор, цифрови-зация, конституционные принципы, экономические отношения.
Abstract: the article examines the existing approaches to the administrative and legal regulation of the economy, outlines their evolution, highlights the current trends in such regulation. The author refers to them: the influence of globalization and integration processes; transformation of priorities and goals in the economic sphere; formation of qualitatively new and improvement of traditional forms of such regulation; reflection of basic constitutional principles; digitaliza-O tion; increasing the preventive component, generating incentives for the consci-
CN
64
entious behavior of economic agents. Taking into account the identified trends in administrative and legal regulation of the economy will increase the efficiency of such regulation. The author makes a conclusion about the strengthening of the role of the state, its administrative and legal mechanisms in the regulation of economic relations in the modern period.
Key words: administrative and legal regulation, economy, state, globalization, state control and supervision, digitalization, constitutional principles, economic relations.
Экономические отношения традиционно выступают наиболее сложной областью правового регулирования. Это связано как с разнообразием экономических институтов и процессов, так и с изменением приоритетов и направлений развития экономической сферы общества, подвижностью
© Агамагомедова С. А., 2022
пределов различных сегментов экономического свойства. Исторически в науке сложилось понимание экономики как предмета правового регулирования, как сферы государственного (управленческого) воздействия.
При этом экономические отношения выступают предметом правового >
регулирования многих (если не всех) отраслей права. Государственное > регулирование экономических отношений меняется в разные периоды ^ развития и обусловлено целями управленческого воздействия на сферу 5
создания, использования и распределения материальных и иных ресур- Г сов современного общества. Трансформация государственного участия М в экономических процессах связана с их усложнением, углублением их д
дифференциации, расширением системы статусов экономических субъ- § ектов и иными факторами. Кроме того, на роль государства в регуляции
экономики влияют международное разделение труда, усиление специ- д
X
ализации экономического производства, процессы экономической интеграции государств, санкционный режим в международной торговле и
иные факторы «внешнего» свойства. р
Характеризуя административно-правовое регулирование современ- н
ной экономики, необходимо выделить два похода к позиционированию ^
подобного регулирования. В рамках первого (широкого) подхода админи- 9
стративно-правовое регулирование экономических отношений отождест- а
вляется с государственным регулированием как таковым. Специалисты °
в связи с этим обосновывают точку зрения, согласно которой администра- о
тивно-правовое регулирование в области экономики представляет собой ^
1
государственное управление в узком организационно-правовом смысле1. г Данный подход используется в большинстве случаев при сравнении Л рыночных способов регуляции (или саморегуляции бизнеса) с государ- о ственным регулированием в понимании любого публичного вмешатель- 5 ства в экономическую деятельность со стороны государственных органов. н В рамках широкого подхода нередко категории «государственное регу- > лирование» и «государственное управление» применительно к экономической сфере используются как синонимы. Так, в середине 1990-х гг. ученые признают отказ исполнительной власти в ее государственно-управленческом понимании от функций непосредственного управления, характерного для условий безраздельного господства государственной
собственности, почти полного обобществления всех сфер жизни. Эти процессы позиционируются в качестве тенденции становления системы государственного регулирования, особенно заметной в экономической сфере. Ю. М. Козлов, признавая, что между государственным управлением и регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, в то же время отождествляет управление с необходимостью постоянного и непосредственного (прямого) вмешательства аппарата управления в жизнь объектов, тогда как государственное регулирование, по мнению ученого, связано с обеспечением оперативной хозяйственной самостоя-
1 См.: Административное право России : учебник / под ред. Н. М. Конина,
Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. М., 2010. С. 523.
тельности экономических субъектов, стимулированием предпринимательства и иными ориентирами2.
Второй подход (узкий) предполагает выделение в государственном регулировании экономики как императивных способов (способов административного свойства), так и диспозитивных средств регулирования экономических отношений. Последние предполагают определенную самостоятельность и свободу хозяйствующих субъектов при взаимодействии их друг с другом и органами государственной власти. В рамках узкого понимания административно-правового регулирования экономики ученые наиболее оптимальным видят подход, органически сочетающий административные методы руководства экономикой с «чисто рыночными», экономическими методами. Причем доминирующую роль в числе последних играют финансовые механизмы государственного воздействия на экономические институты и процессы3. В рамках данной статьи административно-правовое регулирование экономики будет рассматриваться с точки зрения широкого подхода.
Оба выделенных подхода трансформируются под воздействием внутренних и внешних факторов, имеющих место в контексте взаимодействия экономических субъектов с публичной властью. Эволюция подходов в позиционировании административно-правового регулирования экономики привела к возможности выделения и активного использования таких правовых конструкций, как «административно-экономическое право» (в качестве составляющей административного права)4, «экономическое право» (в качестве новой мегаотрасли российского права)5.
Полагаем, что дискуссии по вопросам вмешательства государства в экономические процессы и ограничения экономической свободы хозяйствующих субъектов существовали всегда, практически с истоков за-,_ рождения государственных институтов в обществе. Продолжаются они и сейчас, закономерно располагаясь в пределах двух полярных теоретических конструкций: от позиции понимания государства как «ночного сторожа» и пассивного наблюдателя за экономической жизнью до позиции сч активного (часто агрессивного) государственного вмешательства в экономические отношения с целью защиты публичных интересов.
При этом, вопреки прогнозам представителей неолиберальной концепции о сокращении роли государства в экономической жизни общества, роль государства в современных условиях не просто сохраняется,
66
2 См.: Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. М., 1994. Ч. 1 : Сущность и основные институты административного права. С. 15—16.
3 См.: Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2011.
С. 44.
4 См.: Административное право России : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 588—635.
5 См.: Ершов В. В., Ашмарина Е. М., Корнев В. Н. Экономическое право Российской Федерации. М., 2017.
но и усиливается. Таким образом, мы можем говорить об одновременном усилении и изменении управленческого воздействия государства на экономические отношения. Пользуясь терминологией Ю. Н. Старилова, можно констатировать об изменении подобного воздействия в направ- . лении более «ограниченного и целесообразного вмешательства в сферу > экономики»6. Полагаем, что имеет место усиление государственного регу- ^ лирования при одновременной выборочности подсфер экономических от- q ношений, подлежащих регуляции, т. е. административное воздействие на а экономическую область становится более точечным, целенаправленным. о
Выделим несколько тенденций в теоретическом обосновании админи- д стративно-правового регулирования экономики в современный период. §
Во-первых, споры о месте и степени управленческого воздействия на ^ экономические отношения приобретают особую актуальность с учетом д фактора глобализации. М. Н. Марченко подчеркивает дифференциро- | ванный характер взаимоотношений государства и бизнеса на нацио- и нальном, региональном и глобальном срезах в современный период и выделяет два основных подхода к определению содержания этих отно- т шений в условиях глобализационных процессов. В рамках одного из них Н на первый план безоговорочно выдвигаются национальные и трансна- -циональные корпорации (ТНК), а государство в экономической сфере -о будет постепенно вытеснено. Второй подход заключается в повышении g роли и значимости национального государства как носителя политиче- g ской власти и регулятора экономических отношений по мере развития процессов глобализации7. Таким образом, с учетом экономической инте- е грации государств в современном мире вечный вопрос о роли государства л в экономических отношениях приобретает новый, «глобализационный» оттенок. Если традиционно государство в регуляции экономики высту- § пает в качестве субъекта, отстаивающего публичные интересы (в том и числе публичные экономические интересы), то в условиях объединения . нескольких государств на единой экономической платформе эти публичные интересы, представляющие собой солидарные экономические интересы всех государств — участников интеграционного образования (что не есть простая сумма национальных публичных интересов), приобретают
сложный, многосоставный и не всегда одинаково понимаемый бизнесом и-
органами публичной (национального и интеграционного уровня) власти 67 характер. К примеру, судебная практика рассмотрения экономических споров в рамках Евразийского экономического союза свидетельствует об отсутствии «солидарного, консенсусного правосознания» на евразийском экономическом пространстве и единых правоприменительных подходов к разграничению и защите интересов хозяйствующего субъекта и властного органа наднационального уровня8.
6 Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж, 1998. Ч. 1 : История. Наука. Предмет. Норма. С. 184.
7 См.: Марченко М. Н. Указ. соч. С. 196-197.
8 Особое мнение судьи Нешатаевой Т. Н. от 8 декабря 2020 года // Официальный сайт Суда Евразийского экономического союза. URL: file:///E:
В связи с этим следует согласиться с ведущими учеными, что в условиях усиления наднационального (или интеграционного) уровня управленческого регулирования в экономической сфере необходимо учитывать «разнообразие правовых актов и, соответственно, регуляторов на национальном и международном уровнях», а также определять объекты и пределы влияния международных договоров и соглашений, модельных актов, рекомендаций в отношении разных сторон национальной эконо-мики9.
Во-вторых, административно-правовое регулирование экономики подвержено изменениям, связанным с изменением государственных (национальных) либо наднациональных (интеграционных) приоритетов в экономической сфере, целей государственного присутствия в экономическом взаимодействии. Данные приоритеты и цели меняются в зависимости от этапа исторического развития конкретного государства, определенной его территории, межгосударственного образования. В определенные периоды это может быть экономический рост, качество жизни граждан, устойчивое экономическое развитие или иные показатели (группы показателей, комплексные показатели). Так, некоторые авторы отстаивают позицию о том, что целью экономической политики государства должна быть максимизация ценности общественного производства, которая достигается путем получения наибольшего экономического эффекта от осуществления каждым принадлежащих ему гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей10.
Другие специалисты в качестве задач административно-правового регулирования в области экономики видят обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех ее отраслей, обеспечение равенства при осуществлении экономической деятельности, защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, обеспечение безопас-0 , ности и др.11 Представители высшей государственной власти призывают сосредоточиться на экономическом, социальном росте всех российских реем гионов в интересах граждан12. о _
041 /%Б0%Л2%Б0%Б0%Б0%БС%Б0%БЕ%Б0%Б6%Б0%Б5%Б0%ББ%Б0%Б-
_Б%Б0%БЕ%Б0%Б5%20%Б1%80%Б0%Б5%Б0%Б3%Б1%83%Б0%Б-
68 Б%Б0%Б8%Б1%80%Б0%БЕ%Б0%Б2%Б0%Б0%Б0%ББ%Б0%Б8%Б0%Б5%20-
-%Б0%92%Б0%ЛБ%Б0%94/2021/%Б0%9Е%Б0%9С_%Б0%9Б%Б0%Б5%Б1%88%
Б0%Б0%Б1%82%Б0%Б0%Б0%Б5%Б0%Б2%Б0%БЕ%Б0%Б9_09.12.20.pdf (дата обращения: 30.01. 2021).
9 См.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 8-9.
10 См.: Право и экономическое развитие : проблемы государственного регулирования экономики / В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М., 2017.
11 См.: Административное право России / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононова, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 589.
12 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Рос. газета. 2020. 16 янв.
Приоритеты и цели могут отличаться в зависимости от региона и территории государства, от перспективы применения (краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная перспектива), от выбранной модели регулирования (отраслевое, межотраслевое, иное) или установленных темпов О развития (ускоренное, опережающее или иное развитие)13. В связи с этим > Ю. А. Тихомиров и Э. В. Талапина справедливо констатируют нехватку ^ юридического прогнозирования возможных изменений законодатель- 3 ства в экономической сфере. По мнению ученых, подобное прогнозиро- Г вание позволит обеспечить ритмичные циклы правового развития, обо- М значить векторы и тенденции правового регулирования данной группы д
общественных отношений14. в
тэ о
В-третьих, в качестве значимой тенденции административно-правового регулирования экономики выступает формирование качественно д новых и оптимизация традиционных форм подобного регулирования. и Так, в одной из подобных форм рассматривается государственно-частное с партнерство15. Полагаем, что одной из приоритетных форм подобного р регулирования в экономической сфере выступает углубление админи- и стративно-правовых статусов хозяйствующих субъектов, что позволяет н осуществлять управленческое воздействие на их деятельность более диф
о
=1
ференцированно. В качестве примера можно привести такие админи- а стративно-правовые статусы, как представители малого и среднего биз- ° неса, уполномоченные экономические операторы (в сфере таможенного о регулирования) и др. Отметим, что учет этих статусов должен происхо- ^ дить на всех стадиях взаимодействия публичной власти с экономически- г ми субъектами: предоставление услуг, прохождение государственного Л контроля и надзора, разрешение споров в административном и судебном о порядке и др. 3
Кроме того, следует обратить внимание на необходимость адми- и нистративно-правового регулирования не только экономических, но и . смежных с ними отношений, отношений, обслуживающих экономические процессы и институты. Так, характеризуя управленческие формы в сфере интеллектуальной собственности, ученые говорят о нормативном регулировании интеллектуальной собственности, регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, государственном контроле и надзоре в этой сфере16.
69
13 См., например: Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России / Л. В. Андриченко [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2018.
14 См.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 8.
15 См.: Саидов З. А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 17.
16 См.: Новоселова Л. А., Гринь О. С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав : административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 7—8.
В-четвертых, любое регулирование, тем более регулирование экономической сферы, основанной на свободе предпринимательской и иной экономической деятельности, связано с ограничением прав, установлением определенных пределов и ограничений в зависимости от целей регулирования. В связи с этим ученые обращают внимание на значимость оптимизации алгоритмов разрешения экономических конфликтов и разработки административных мер регулирующего (стимулирующего) и охранительного характера, направленных на обеспечение законности, правопорядка и экономической стабильности17.
Административно-правовое регулирование в экономической сфере призвано не только и не столько упорядочивать отношения по поводу создания, использования и распределения материальных и иных ценностей, но и защищать базовые конституционные права и свободы их участников. Речь идет, на наш взгляд, о конституционных принципах административно-правового регулирования экономики, которые выступают остовом как нормативно-правовой базы, так и практики правоприменения в экономической сфере. Представители активно развивающейся теории конституционной экономики справедливо констатируют тот факт, что конституционное право, в отличие от гражданского, содержит дополнительную этическую легитимацию предпринимательской деятельно-сти18. В дополнение данного тезиса можно отметить, что отражение конституционных принципов в административно-правовом регулировании экономических отношений способствует формированию и развитию конституционной идентичности нашего государства в современных условиях, о которой говорят сегодня ведущие ученые19.
В-пятых, нельзя не признать влияние цифровизации на административно-правовое регулирование экономики. Цифровая экономика нуждается в качественно новых способах регуляции. Наиболее явно под-01 верглась «цифре» сфера предоставления государственных услуг субъек-^ там экономической деятельности. Разрешительная система, контроль-см но-надзорная деятельность «оцифровываются» и формализовываются о значительно медленнее. Тем не менее тенденция цифровизации взаимодействия хозяйствующих субъектов с органами государственной власти -очевидна и с каждым годом усиливается.
70 В -шестых, в условиях реформы государственного управления в арсенале средств административно-правового регулирования экономики закономерно растет доля профилактической составляющей, а также инструментов стимулирования правомерного, добросовестного поведения субъектов экономических отношений. Современные формы и методы управленческого воздействия на экономическую деятельность направ-
17 См.: Саидов З. А. Указ. соч. С. 6.
18 См.: Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М., 2010. С. 7.
19 См.: Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России : доктрина и практика : доклад на Междунар. конф. в Конституционном Суде РФ (СПб., 16 мая 2017 г.) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2017. № 12. С. 10.
лены не на выявление и пресечение нарушений требований законодательства, а на развитие предпринимательской активности, социально направленного и ответственного предпринимательства, стабильного и
добросовестного бизнеса. >
Выделенные нами выше тенденции отражают сложность и неодно- >
значность административно-правовых методов регулирования экономи- ^
ки, их трансформацию в современных условиях. Ученым и практикам 3
еще предстоит дать оценку роли и потенциальным возможностям госу- Г
дарственно-правового воздействия на экономическое развитие и опреде- М
лить место в нем административно-правовых форм. В качестве последних д
выступают государственный контроль и надзор за экономической дея- §
о
тельностью, санкционирование отдельных видов деятельности, пресечение и профилактика правонарушений в экономической сфере, прогно- д зирование, закрепление и дифференциация административно-правовых статусов экономических субъектов, государственно-частное партнерство и другие формы.
Таким образом, можно говорить о двух аспектах соотношения экономических отношений и их административно-правового регулирования. С одной стороны, это вопросы правовой обеспеченности экономических
X
X
т
"о
О
=1
го
О го
О а>
процессов, функционирования экономических институтов, защиты эко- а номических прав граждан и организаций, с другой стороны, это аспекты экономического обоснования права, его регуляторов и механизмов. Учет выделенных выше тенденций административно-правового регулирования экономики призван повысить эффективность подобного регулирова- г ния, обеспечить в его рамках оптимальный баланс частных и публичных Л интересов в экономической сфере, защитить права и свободы хозяйству- а ющих субъектов, содействовать повышению конкурентоспособности рос- 3 сийской экономики в современном экономическом пространстве. и
Библиографический список
Административное право России : учебник / под ред. Н. М. Конина и Ю. Н. Старилова. 2-е изд., пересмотр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. 784 с.
Административное право России : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В. Я. Кикотя, П. И. Кононо--
ва, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон 71 и право, 2011. 759 с.
Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. М. : ТЕИС, 1994. Ч. 1 : Сущность и основные институты административного права. 280 с.
Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России / Л. В. Андриченко [и др.] ; отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М. : ИЗиСП, 2018. 301 с.
Ершов В. В., Ашмарина Е. М., Корнев В. Н. Экономическое право Российской Федерации. М. : РГУП, 2017. 284 с.
Зорькин В. Д. Конституционная идентичность России : доктрина и практика : доклад на Междунар. конф. в Конституционном Суде РФ (СПб.,
16 мая 2017 г.) // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства. 2017. № 12. С. 7-30.
Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М. : Юстицинформ,
2010. 256 с.
Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М. : Проспект, 2011. 400 с.
Новоселова Л. А., Гринь О. С. Эффективность правовой охраны объектов интеллектуальных прав : административные барьеры // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 4-25.
Право и экономическое развитие : проблемы государственного регулирования экономики / В. К. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М. : Юстицинформ, 2017. 432 с.
Саидов З. А. Административно-правовое регулирование в сфере экономики : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. 518 с.
Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1998. Ч. 1 : История. Наука. Предмет. Норма. 392 с.
Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Право как эффективный фактор экономического развития // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 4-26.
References
Administrative law of Russia: textbook / ed. N. M. Konin and Yu. N. Starilo-va. 2nd ed., Revision. M. : Norma : INFRA-M, 2010. 784 p.
Administrative law of Russia: a textbook for university students studying in the specialty "Jurisprudence" / ed. V. Ya. Kikotya, P. I. Kononova, I. Sh. Ki-lyaskhanov. 5th ed., Rev. and add. M. : UNITY-DANA : Law and Law, 2011. 759 p.
Alekhin A. P., Kozlov Yu. M. Administrative law of the Russian Federation. Part I. Essence and basic institutions of administrative law. Textbook. M . : TEIS, 1994. 280 p.
State-legal basis for the accelerated development of the Russian Far East: monograph / L. V. Andrichenko [et al.] ; otv. ed. Yu. A. Tikhomirov. M. : IZiSP, 2018. 301 p.
Ershov V. V., Ashmarina E. M., Kornev V. N. Economic law of the Russian _Federation: Monograph. M. : RGUP, 2017. 284 p.
72 Zorkin V. D. Constitutional Identity of Russia: Doctrine and Practice. Re-port at the International Conference in the Constitutional Court of the Russian
Federation (St. Petersburg, May 16, 2017) // Actual problems of the theory and practice of constitutional proceedings. 2017. № 12. P. 7-30.
Constitutional economics / Executive editor G. А. Hajiyev. M. : Yustitsin-form, 2010. 256 p.
Marchenko M. N. State and law in the context of globalization. M. : Prospect,
2011. 400 p.
Novoselova L. A., Grin O. S. The effectiveness of legal protection of objects of intellectual rights: administrative barriers // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2018. № 2. P. 4-25.
CM CM
о
CM
Law and economic development: problems of state regulation of the economy: monograph / V. K. Andreev [et al.] ; otv. ed. V. A. Vaypan, M. A. Egorova. M. : Yustitsinform, 2017. 432 p.
Saidov Z. A. Administrative and legal regulation in the field of economics: diss. ... doct. jurid. sciences. M., 2017. 518 p.
Starilov Yu. N. Administrative law. In 2 hours, Part 1: History. The science. Thing. Norm. Voronezh : Voronezh State University Publishing House, 1998. 392 p.
Tikhomirov Yu. A., Talapina E. V. Law as an effective factor of economic development // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2020. № 1. P. 4—26.
Для цитирования:
Агамагомедова С. А. Административно-правовое регулирование экономики: эволюция подходов и современные тенденции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 1 (48). С. 64-73. DOI: https://doi.org/10.17308/ vsu.proc.law.2022.1/9027
Recommended citation:
Agamagomedova S. A. Administrative and legal regulation of the economy: evolution of approaches and current trends // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 1 (48). P. 64-73. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2022.1Z9027
Пензенский государственный университет
Агамагомедова С. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин E-mail: [email protected]
Penza State University Agamagomedova S. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the State Legal Disciplines Department E-mail: [email protected]
73