Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / CUSTOMS PROCEDURE / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР / STATE CONTROL AND SUPERVISION / ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР / TYPES OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамагомедова С. А.

Таможенный контроль рассматривается в рамках административно-процедурной концепции. На основе анализа существующих научных концепций административных процедур таможенного контроля разработаны понятие и признаки административных процедур таможенного контроля, предложена их классификация. Выделены теоретические проблемы административных процедур таможенного контроля, предложено авторское понимание соотношения административной и таможенной процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PROCEDURES OF CUSTOMS CONTROL: THEORETICAL FOUNDATIONS OF CONSTRUCTION AND SYSTEMATIZATION

Customs control is considered in the framework of the administrative procedural concept. Based on the analysis of existing scientific concepts of administrative procedures for customs control, the concept and features of administrative procedures for customs control have been developed, and their classification has been proposed. The theoretical problems of administrative procedures for customs control are singled out, author's understanding of the correlation of administrative and customs procedures is offered.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ»

УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ

С. А. Агамагомедова

Пензенский государственный университет Поступила в редакцию 8 апреля 2017 г.

Аннотация: таможенный контроль рассматривается в рамках административно-процедурной концепции. На основе анализа существующих научных концепций административных процедур таможенного контроля разработаны понятие и признаки административных процедур таможенного контроля, предложена их классификация. Выделены теоретические проблемы административных процедур таможенного контроля, предложено авторское понимание соотношения административной и таможенной процедуры.

Ключевые слова: административная процедура, таможенный контроль, таможенная процедура, государственный контроль и надзор, виды административных процедур.

Abstract: customs control is considered in the framework of the administrative procedural concept. Based on the analysis of existing scientific concepts of administrative procedures for customs control, the concept and features of administrative procedures for customs control have been developed, and their classification has been proposed. The theoretical problems of administrative procedures for customs control are singled out, author's understanding of the correlation of administrative and customs procedures is offered.

Key words: administrative procedure, customs control, customs procedure, state control and supervision, types of administrative procedures.

Административно-процедурная форма реализации исполнительной власти является в современных условиях приоритетной и наиболее востребованной общественной реальностью в условиях реформирования системы государственного управления. Подобная форма позволяет установить четко очерченные рамки отношений между государством в лице органов исполнительной власти и физическими и юридическими лица- цу

ми, реализующими посредством данной формы свои права и законные-

интересы.

В связи с этим нельзя не согласиться с мнением профессора Ю. Н. Ста-рилова о том, что исполнительная власть, осуществляющая государственное управление, должна иметь процедурное правовое обеспечение1.

Особое значение в подобном обеспечении имеет административно-процедурная регламентация контрольно-надзорных отношений ор-

1 См.: Старилов Ю. Н. Российский закон об административных процедурах должен стать неотъемлемой частью современного административного законодательства // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2015. № 3 (22). С. 27. © Агамагомедова С. А., 2017

ганов исполнительной власти с гражданами и организациями. Административные процедуры контроля и надзора как никакие другие виды управленческих процедур сосредоточивают в себе определенный уровень взаимодействия между государством и его гражданами, всем своим содержанием отражают качество данного взаимодействия, заключающееся в возможности реализации прав и свобод личности в современном обществе.

Уровень, степень регламентированности подобных отношений свидетельствует о состоянии обеспеченности и защищенности прав физических и юридических лиц в государстве, о регулирующей роли государства в оптимизации административно-правовых конструкций взаимодействия государственных институтов с различными общественными и гражданскими институтами.

Без административного процесса, который является юридической формой реализации государственного управления, исполнительной власти, невозможно законное, справедливое и эффективное осуществление управленческой деятельности2. Данное положение применимо к любой сфере государственного управления, включая и контрольно-надзорное направление деятельности органов исполнительной власти. В системе последних особое место занимают таможенные органы, традиционно выступающие в качестве элемента государственной системы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Специфика административно-правового статуса таможенных органов как органов исполнительной власти заключается в исторически сложившемся полифункциональном характере их деятельности, сочетающей в себе одновременно контрольно-надзорные, фискальные и правоохранительные составляющие3.

Административно-процедурная трансформация контрольно-надзорных полномочий таможенных органов в последние десятилетия связана с несколькими факторами.

0 , Во-первых, это процесс влияния международных стандартов в области ^ таможенного регулирования на национальные административно-правого вые механизмы регламентации отношений в области трансграничного о перемещения товаров. Катализатором этих тенденций стал многолетний переговорный процесс по вступлению России во Всемирную торговую ор-

-ганизацию (ВТО). Одним из условий вступления России в ВТО было при-

118 ведение национального законодательства, в том числе и таможенного, в соответствие с международными договорами и соглашениями в рамках правовой системы данной организации.

Во-вторых, это интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Россия по праву стала локомотивом стремительных процессов экономического объединения ряда государств Содружества Независимых Государств. Создание Таможенного союза как нового уровня экономиче-

2 См.: Попов Л. Л. Ключевые проблемы административного процесса // Там же. 2016. № 4 (27). С. 172.

3 См.: Агамагомедова С. А. Административно-правовой статус таможенных органов как субъектов таможенного контроля в современный период // Административное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 1—7.

ской интеграции, а позже Евразийского экономического союза (ЕАЭС) потребовали гармонизации и унификации целого ряда отраслей национального законодательства, прежде всего таможенного.

В-третьих, реформа системы государственного управления в стране. > Несмотря на то что последний фактор оказал сравнительно меньшее > влияние на реформирование административно-процедурной составляющей таможенного законодательства в сравнении с предыдущими, он яв- 3 ственно отразился в структурно-функциональных преобразованиях оте- о чественной системы таможенных органов как органов исполнительной § власти. д

На протяжении более чем двух десятилетий российское таможенное § ведомство часто меняло свой статус и место в системе исполнительной

власти государства. Так, созданный в 1991 г. Государственный тамо- д

женный комитет (ГТК России) сначала подчинялся Правительству РФ, о

позже он был преобразован в Федеральную таможенную службу (ФТС с

России), которая была подведомственна сначала Министерству эконо- р

мического развития РФ, позже — непосредственно Правительству РФ, и

с января 2016 г. — Министерству финансов РФ. Последние изменения н

статуса ФТС России были осуществлены в целях оптимизации структу- 5

ры федеральных органов исполнительной власти, совершенствования р

государственного управления в области таможенного регулирования4 и Ц

связаны с созданием единой системы администрирования доходов в фе- д

деральный бюджет. Все эти преобразования не лучшим образом отража- ы

ются на функционально-содержательной и административно-процедур- _

ной составляющей правовой регламентации таможенного контроля как §

основы контрольно-надзорного направления правоприменительной дея- §

тельности таможенных органов. н

Следует признать, что действующее таможенное законодательство, о

которое включает в себя существенный административно-процедурный

блок, меняется часто, быстро, но не системно. Учет меняющейся ситуа- о

ции, динамики подлежащих правовому регулированию общественных р

отношений является одним из положительных, прогрессивных призна- л

П

ков изменений определенной отрасли законодательства, его оптимиза- > ции. Однако отсутствие системности в подобных процессах нередко сводит на нет подобное обновление нормативно-правовой базы, превращая_9

ее в массивный конгломерат множества актов, не упорядоченных между собой, порою разрозненных и накладывающихся друг на друга, содержащих противоречивые правовые нормы. Применительно к административно-правовому регулированию таможенного контроля речь идет прежде всего о ведомственной базе его регламентации.

Несмотря на то, что таможенный контроль исследуется с самых разных теоретико-правовых позиций: в качестве вида специального го-

4 Вопросы Министерства финансов Российской Федерации : указ Президента РФ от 15 января 2016 г. № 12 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 3. Ст. 473.

сударственного контроля или направления финансового контроля; разновидности административного надзора; института таможенного законодательства; средства выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности; как административно-юрисдикционная деятельность; как специализированная контрольно-надзорная деятельность таможенных органов; как совокупность проверочных мероприятий и как общий статус (правовой режим) перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств; как нетарифный барьер или даже разновидность государственной услуги, следует признать скудность, а часто и полное отсутствие научных характеристик таможенного контроля как административно-процедурного института. Именно подобное позиционирование таможенного контроля, по нашему мнению, в современных условиях выступает условием оптимизации административно-правового регулирования таможенного контроля и повышения его эффективности.

Следует согласиться с мнением ученых о том, что система и структура процедурных институтов таможенного права, концепция и принципы процедурного регулирования в таможенной сфере остаются дискуссионными вопросами5. Признавая «процедурный характер» таможенного регулирования, специалисты, тем не менее, не пришли к единой концепции понятия, классификации, способов регламентации административных процедур в деятельности таможенных органов, а также оценки их эффективности.

Административные процедуры таможенного контроля являются одной из разновидностей административных процедур государственного контроля и надзора как части системы административных процедур в целом, обладают всеми их признаками.

Административные процедуры таможенного контроля представляют 00 собой порядок совершения отдельных административно-правовых дей-

О!

2 ствий таможенными органами, подконтрольными лицами, иными участ-^ никами контрольно-надзорных отношений.

5 Таможенный контроль представляет собой функцию государствен-041 ного управления в таможенной сфере. Управленческие отношения — это

_отношения субординации — администрирования, распорядительства, с

120 одной стороны, и исполнительства, подчиненности — с другой6. В целях _ упорядочения, систематизации этих субординационных отношений возникают нормативно установленные правила, порядок, последовательность действий административных органов и подконтрольных лиц, направленных на получение определенного управленческого результата в виде исполненной государственной функции либо оказанной государственной услуги.

5 См.: Новиков А. Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации и Таможенного союза евразийского экономического сообщества : дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2011. С. 25.

6 См.: Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М., 1968. С. 152.

Выделяя производства и процедуры как структурные элементы таможенного процесса, Г. В. Матвиенко рассматривает их как некие рамки для правоотношений, возникающих ради достижения конкретной цели7.

Другие авторы выделяют таможенные процедуры8 в контексте катего- П

рии «таможенное оформление». По их мнению, таможенное оформление >

представляет собой таможенные процедуры, направленные на юриди- ^

ческое оформление перемещения товаров и транспортных средств через 3

таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей9. 3

По мнению некоторых ученых, важным направлением совершенство- м

вания внешнеторговой политики является упрощение внешнеторговых д

процедур, конечной целью которого должно стать устранение избыточ- §

ности административных барьеров при одновременном обеспечении П

эффективного государственного контроля за внешнеэкономической дея- д

тельностью. и

Одной из разновидностей таких внешнеторговых процедур являются х

процедуры таможенного контроля, под которыми понимается совокуп- р

ность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения т

соблюдения таможенного законодательства10. н

А. Б. Новиков говорит о «системе административных процедур тамо- е

женного дела» и выделяет в ней следующие виды процедур: таможенное ^

оформление, таможенный контроль, таможенные режимы. Кроме того, о

автор дифференцирует процедуры таможенного контроля на несколь- д

ко групп: охранительные (процедура обжалования решений, действий р (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; процедура

возмещения убытков); предупредительно-восстановительные (процеду- 3

ры предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, о

установленных таможенным законодательством); учетно-легализующие н

(процедуры ведения таможенной статистики, ведения реестров лиц, осу- о

ществляющих деятельность в области таможенного дела); пресекатель- о

но-восстановительные (порядок распоряжения товарами и транспортны- о

ми средствами; приостановление выпуска товаров)11. т

Таким образом, анализ существующих научных концепций админи- о

стративных процедур таможенного контроля позволяет выделить следу- П

ющие их позиции: '

1) административные процедуры таможенного контроля как струк- 121

турные элементы деятельности, рамки для таможенных правоотноше--

ний;

7 См.: Матвиенко Г. В. Правовые основы таможенного процесса / под ред. С. В. Запольского. М., 2011. С. 121.

8 Понятие таможенной процедуры в данном случае используется, по нашему мнению, как административная разновидность.

9 См.: Таможенное право : учебник / А. А. Гравина [и др.] ; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2007. С. 209.

10 См.: Наднациональное и национальное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС : на примере таможенной пошлины / Ю. В. Гинзбург [и др.] ; под ред. А. Н. Козырина. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 См.: Новиков А. Б. Указ. соч. С. 250, 255-258.

2) как формы осуществления действий с товарами и установления их статуса;

3) как разновидность внешнеторговых процедур;

4) как часть системы административных процедур таможенного дела.

Таможенный контроль рассматривается нами как административно-процедурный институт, являющийся составной частью процесса управленческого. Выступая одновременно функцией и формой государственного управления в таможенной сфере, таможенный контроль отражает регулятивную функцию государственного управления и обеспечивает выполнение всех иных функций таможенных органов.

Прежде чем дать выстроить теоретическую конструкцию системы административных процедур таможенного контроля, включающей определение, признаки и критерии классификации, необходимо признать наличие теоретической проблемы соотношения категорий «административная процедура» и «таможенная процедура» в доктринальном и нормативно-правовом пространстве. Данная проблемы обусловлена различным пониманием содержания категории «административная процедура» в современной науке административно-процессуального права, которое нашло отражение и в обновленном таможенном законодательстве Таможенного союза.

Административная процедура рассматривается современными учеными с различных точек зрения: как нормативно установленный (закрепленный) порядок совершения определенных действий12; как нормативно установленный порядок, определяющий «формулу» совершения административных действий13; как нормативная регламентация деятельности органов исполнительной власти14; как сами последовательные действия15; как содержание административно-процессуальной формы16; оо как институт административного права17.

12 См.: Тихомиров Ю. А. Административные процедуры : доктрина и практика // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред.

О Т. Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011 ; Административное право России : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред.

_П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. М.,

122 2011. С. 456 ; Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России : пра--вовой аспект. М., 2008. С. 131.

13 См.: Мартынов А. В. Административный надзор в Российской Федерации : теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования : дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2011. С. 308.

14 См.: Тихий Р. С. Проблемы правового регулирования административных процедур в Российской Федерации (регионально-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2005. С. 8.

15 См.: Административно право России : учебник / Б. Н. Габричидзе [и др.]. М., 2009. С. 653.

16 См.: Дегтярева Е. А. Административные процедуры : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. С. 7.

17 См.: Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н. М. Конина. Саратов, 2009. С. 105.

Административное право и процесс

На научно-теоретическое обоснование соотношения административной процедуры и таможенной процедуры определенное влияние оказали два принципиальных взгляда на административные процедуры. Они

заключаются в рассмотрении административной процедуры в качестве П

порядка действий и совокупности административно-процессуальных > правовых норм. Именно в последнем значении понимает таможенную

процедуру Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), о

определяя ее как совокупность норм, определяющих для таможенных о

целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товара- §

ми на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами §

(подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС)18. 3

Таким образом, простое соотношение рассматриваемых категорий П

в виде конструкции «таможенные процедуры — разновидность админи- д

стративных процедур», отстаиваемое рядом ученых19 с учетом легального н

определения таможенной процедуры, применено быть не может. В этом с

плане можно говорить о том, что понимание содержания «таможенной р

процедуры» и ее места в системе административных процедур в действую- н

щем законодательстве отличается от ее трактовки в доктринальном, тео- О

ретико-административном поле. е

Нами предлагается следующее решение обозначенной проблемы. В п

условиях несовпадения легального и доктринального понимания тамо- о

женных процедур следует усложнить приведенную нами выше конструк- д

цию, дополнив ее понятием «административные процедуры в области та- р моженного дела». Итоговая теоретическая конструкция будет выглядеть

следующим образом: административные процедуры — административ- §

ные процедуры в области таможенного дела — таможенные процедуры. ж К административным процедурам в области таможенного дела отно

1) контрольно-надзорные процедуры:

сг

сятся: о

— административные процедуры таможенного контроля; 0

— административные процедуры ведомственного контроля; н

— административные процедуры иных видов государственного кон- о троля, полномочиями по проведению которых обладают таможенные ор- > ганы; -

2) разрешительные процедуры: 123

— административные процедуры выпуска товаров;

— административные процедуры включения лиц в соответствующие реестры;

— административные процедуры выдачи аттестатов специалистов по таможенным операциям и др.;

18 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50 Ст. 6615.

19 См.: Гречкина О. В. Таможенные процедуры как разновидность административных процедур // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки : сб. докладов Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 45—49 ; Никифоров М. В. Административные процедуры : учеб. пособие. Н. Новгород, 2010. С. 85—86.

3) процедуры по предоставлению таможенных услуг:

— административные процедуры консультирования;

— административные процедуры информирования;

— административные процедуры принятия предварительных решений и др.;

4) таможенные процедуры:

— административная процедура экспорта;

— административная процедура выпуска для внутреннего потребления;

— административная процедура таможенного транзита и др.;

5) юрисдикционные процедуры:

— административные процедуры обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

— административные процедуры дисциплинарного производства;

— административные процедуры производства по делам об административных правонарушениях и др.

В то же время следует отметить, что данная классификация не всегда позволяет четко дифференцировать различные категории процедур в административно-структурном отношении. Это обусловлено неразрывной связью между ними, наложением одних административных процедур на другие, пересечением их друг с другом. В первую очередь речь идет об административных процедурах таможенного контроля, которые внедрены в правовую «ткань» таможенных, разрешительных и всех иных административных процедур в области таможенного дела.

Безусловно, административные процедуры относятся к правовым формам деятельности таможенных органов. По мнению ученых, правовые формы таможенной деятельности дифференцируются в зависимо-^ сти от целей использования. По этому критерию различают внешние и о: внутренние правовые формы. Первые используются для выполнения П возложенных на таможенные органы задач и функций, составляющих ^ сущность и содержание их деятельности. Внутренние правовые формы сч используются для решения вопросов внутренней организационной дея-тельности20.

На наш взгляд, все административные процедуры правоприменитель-124 ной деятельности таможенных органов следует разделить на позитивные и юрисдикционные. Позитивные административные процедуры делятся в свою очередь на внутриуправленческие и внешнеуправленческие. Последние в свою очередь включают в себя четыре группы в соответствии с направлениями правоприменительной регулятивной деятельности таможенных органов: разрешительные, контрольно-надзорные, процедуры предоставления государственных услуг в сфере таможенного дела и административные процедуры обеспечения финансовой деятельности таможенных органов (фискальные). Контрольно-надзорные процедуры

20 См.: Таможенное право : учебник / А. А. Гравина [и др.] ; отв. ред. А. Ф. Нозд-рачев. С. 197.

Административное право и процесс

— непосредственное проведение контрольного мероприятия, в ходе

таможенных органов дифференцируются на три группы в зависимости от направления контрольно-надзорной деятельности таможенных органов: таможенный контроль, иные виды государственного контроля (надзора) и ведомственный контроль. П

Существуют различные классификации административных проце- > дур контрольно-надзорной деятельности. Например, А. З. Завалунов вы- ^ деляет следующие процедуры контрольной деятельности: 3

— подготовка к контрольному мероприятию; о

о

которого выявляются отклонения в деятельности органа исполнитель- д

о

ной власти, анализируются и определяются причины их возникновения, устанавливаются (прогнозируются) последствия совершенных и допущенных нарушений; д

_

— контроль за реализацией принятых решений по результатам прове- р денной проверки21. х

го

ного контроля и надзора как систему (комплекс) общеобязательных '

установлений и правил поведения, определяющих взаимное процессу- р

альное положение и порядок процессуального взаимодействия органов Ц

исполнительной власти, их должностных лиц с физическими и юридиче- д

скими лицами, иными органами. В зависимости от основания, целевой ы

направленности и характера последствий для подконтрольных и иных _

лиц такие процедуры, по мнению ученого, могут быть превентивными §

(профилактическими), пресекательно-восстановительными и пресека- §

е

тельно-наказательными22.

Классификация административных процедур таможенного контро- о

— определение мер реагирования, направленных на обеспечение устранения отклонений, а также их предупреждение в будущем;

А. И. Стахов определяет административные процедуры государствен-

ля представлена в таблице. Данная «матрица» учитывает лишь часть критериев дифференциации административных процедур таможенного н контроля, которые можно считать основными. Предлагаемая классифи- р кация может быть продолжена и развита с учетом выделяемых сегод- л ня видов (направлений) таможенного контроля в системе таможенного > контроля в целом23. Дополнительными критериями классификации ад министративных процедур таможенного контроля могут выступать про

125

21 См.: Завалунов А. З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной власти : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 121—122.

22 См.: Стахов А. И. К вопросу о понимании, ранжировании и систематизации административно-процессуальных форм государственного контроля и надзора в России // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сб. статей по материалам ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), посвященной 70-летию д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного юриста РФ Ю. Е. Аврутина (24 марта 2017 г.) : в 3 ч. / под ред. Ю. Е. Аврутина, А. И. Каплунова. СПб., 2017. Ч. 1. С. 130.

23 См.: Агамагомедова С. А. Виды таможенного контроля : понятие и критерии классификации // Таможенное дело. 2016. № 3. С. 3—7.

Т а б л и ц а

Классификация административных процедур (АП) таможенного контроля

Типовые АП таможенного контроля Конкретные АП таможенного контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В зависимости от формы таможенного контроля 1. Таможенный осмотр. 2. Таможенный досмотр. 3. Личный таможенный досмотр. 4. Таможенная проверка. 5. ...

В зависимости от этапа (стадии) таможенного контроля 1. Предварительное информирование (предварительный контроль). 2. Таможенное декларирование (текущий контроль). 3. После выпуска товаров (последующий контроль)

В зависимости от категории подконтрольного субъекта 1. В отношении декларантов. 2. В отношении таможенных представителей. 3. В отношении уполномоченных экономических операторов (УЭО). 4. В отношении таможенных перевозчиков. 5. ...

В зависимости от источника (уровня) регламентации АП, регламентированные: — ТК ТС; — решением Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) (ранее — Комиссией таможенного союза ((КТС)); — законом; — Административным регламентом ФТС России

филактический характер определенной формы таможенного контроля 00 (например, таможенной проверки), взаимодействие в рамках админи-2 стративной процедуры таможенного контроля с иными государственны-^ ми органами власти и др.

^ Анализ административных процедур таможенного контроля под-041 тверждает правоту А. В. Мартынова, который уточняет, что установлен_ный в нормативном правовом акте «порядок», являющийся основным

126 содержанием административной процедуры, характеризует не саму де-

-ятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, а

определяет лишь «формулу» совершения административных действий24. Часть процедур таможенного контроля устанавливает также лишь рамки, границы действий как субъектов таможенного контроля, так и подконтрольных лиц.

Выделим следующие признаки административных процедур таможенного контроля:

1. Административные процедуры таможенного контроля — базовый, первичный элемент в реализации контрольно-надзорных полномочий в части осуществления таможенного контроля.

24 См.: Мартынов А. В. Указ. соч. С. 308.

2. Административные процедуры таможенного контроля представляют собой последовательный порядок таможенных операций (действий таможенных органов и иных лиц), которые как формы деятельности по способу выражения делятся на словесные (письменные, устные) и П конклюдентные (при помощи сигналов, действий, знаков)25. Последние, >

к примеру, используются в системе двойного коридора26. ^

3. Административные процедуры таможенного контроля регламенти- 3 руются посредством административно-процедурных норм (норм-процедур). о

4. Нормы-процедуры регулируют взаимоотношения таможенных ор-

е

ганов как субъектов контроля и подконтрольных субъектов (основные д

нормы), а также иных участников отношений при реализации таможен- § ного контроля (вспомогательные нормы).

5. Нормы-процедуры дифференцируются на нормы, устанавливаю- д щие цели и задачи административной процедуры; нормы, регламентиру- о ющие правовой статус субъектов контроля, подконтрольных и иных лиц; с нормы, определяющие порядок принятия промежуточного или оконча- р тельного правового акта управления, и др. н

6. Административные процедуры таможенного контроля в боль-

шинстве случаев предусматривают принятие таможенными органами

вого акта, с помощью которого «материальные административно-право- д

вые нормы применяются к конкретным обстоятельствам либо к лицам»28. ы

7. Административно-правовая регламентация административных н

процедур таможенного контроля осуществляется на всех уровнях право- §

как субъектами контроля правовых актов управления27. По мнению Ю. М. Козлова, результат процедуры — издание индивидуального право-

вого регулирования в условиях ЕАЭС. Причем соотношение объема по- § добного регулирования варьируется в зависимости от вида администра-

X

тивной процедуры. о

8. Административно-правовая регламентация административных

процедур таможенного контроля на ведомственном уровне (администра- оо

тивные регламенты и др.) незначительна, большинство норм-процедур р

содержатся в нормативных правовых актах уровня ЕАЭС и в националь- о

П

ном законодательстве. •

9. В регламентации административных процедур таможенного контроля учитываются права и интересы подконтрольных субъектов, обе спечиваются процедурные основы их защиты от незаконных решений

127

25 См.: Таможенное право : учебник / А. А. Гравина [и др.] ; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. С. 197.

26 Статья 357 ТК ТС ; О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории : решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 259 // Таможенный вестник. 2010. № 13.

27 Исключением может служить проведение таможенного контроля в форме устного опроса, который не предусматривает составления итогового документа по его результатам.

28 Козлов Ю. М. Административное право : учебник. М., 2001. С. 181.

Вестник ВГУ. Серия: Право

действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц при проведении таможенного контроля.

10. Посредством административных процедур таможенного контроля реализовывается компетенция таможенных органов в области контроля и надзора (ее часть).

11. Административные процедуры таможенного контроля классифицируются в зависимости от ряда критериев, основными среди которых являются форма и стадия таможенного контроля, категория подконтрольного субъекта, уровень административно-правовой регламентации.

12. Административные процедуры таможенного контроля выступают неотъемлемым атрибутом всей позитивной правоприменительной деятельности таможенных органов внешнеорганизационной направленно-сти29. Так, они пересекаются, в определенных случаях накладываются на иные административные процедуры в деятельности таможенных органов: разрешительные30, фискальные, административные процедуры предоставления государственных услуг в области таможенного дела.

На основании выделенных признаков дадим определение административной процедуре таможенного контроля.

Административная процедура таможенного контроля представляет собой последовательный порядок таможенных операций (действий), совершаемых таможенными органами, подконтрольными лицами и иными субъектами таможенных правоотношений, регламентированных посредством административно-процессуальных норм процедурного характера, закрепленных на международном, региональном (ЕАЭС), национальном (в том числе ведомственном) уровнях, целью которого является реализация таможенными органами функции таможенного контроля с учетом прав и законных интересов подконтрольных субъектов.

Таким образом, административные процедуры таможенного контроля отражают позитивное правоприменение в деятельности таможенных П органов и служат обеспечению прав и законных интересов подконтрольных лиц.

сч В качестве проблем теоретико-правового обеспечения административных процедур таможенного контроля помимо определения понятия, выделения признаков, разработки классификации административных

128

со

29 Атрибутом внутринаправленной правоприменительной деятельности таможенных органов является ведомственный контроль, который не совпадает с таможенным контролем и реализуется посредством другой группы процедур — административных процедур ведомственного контроля. Подробнее см.: Агамагомедо-ва С. А. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов РФ в современный период // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 443— 448 ; Ее же. Проблемы административно-правового регулирования ведомственного контроля деятельности таможенных органов в современный период // Там же. 2017. № 2. С. 23—30.

30 См.: Агамагомедова С. А. Административные процедуры разрешительного характера в деятельности таможенных органов // Административное право и процесс. 2017. № 2. С. 51—55.

процедур таможенного контроля, установления их места в системе административных процедур в целом и в деятельности таможенных органов в частности, построения соотношения категорий «административная процедура» и «таможенная процедура» (попытка решить которые предпринята в данной статье), следует также выделить проблему контрольной и надзорной составляющей таможенного контроля. В развитие давней дискуссии о разграничении контроля и надзора исследование контроля и надзора в деятельности таможенных органов призвано внести определенный вклад в этом направлении. Теоретические разработки в области структурно-функционального и административно-процедурного содержания таможенного контроля как функции и формы публичного управления в таможенной сфере призваны повысить качество подобного управления и аккумулируют в себе два взаимообусловленных и взаимосвязанных процесса: процесс применения универсальных положений и принципов теории государственного контроля и надзора к теории таможенного контроля в целях систематизации и структуризации последней, а также противоположный ему вектор использования теоретических наработок в области таможенного контроля для обогащения и развития теории государственного контроля и надзора.

Пензенский государственный университет

Агамагомедова С. А., кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмент и экономическая безопасность Е-шаИ: [email protected] Тел.: 8-927-362-76-45

Penza State University Agamagomedova S. A., Candidate of Sociology, Associate Professor of the Management and Economic Security Department E-mail: [email protected] Tel.: 8-927-362-76-45

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.