Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ECONOMIC SECURITY / ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS / NEGATIVE FACTORS / ECONOMIC CRIME / CORRUPTION / PUBLIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптева Е.П.

В статье проанализированы основные проблемы обеспечения безопасности в российском секторе экономики. Автором выявлены факторы, способствующие стабилизации и развитию экономики, а также защите от внешнеполитических и внешнеэкономических угроз. Предлагаются пути совершенствования административно-правового регулирования в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PUBLIC SAFETY IN PUBLIC SECTOR OF ECONOMY

In article the main problems of safety in the Russian sector of economy are analysed. The author revealed the factors promoting stabilization and development of economy and also protection against foreign policy and external economic threats. Ways of improvement of administrative and legal regulation in the sphere of economy are offered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 34

Лаптева Е.П. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф., к. э.н.

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Аннотация. В статье проанализированы основные проблемы обеспечения безопасности в российском секторе экономики. Автором выявлены факторы, способствующие стабилизации и развитию экономики, а также защите от внешнеполитических и внешнеэкономических угроз. Предлагаются пути совершенствования административно-правового регулирования в сфере экономики.

Ключевые слова: экономическая безопасность, административно -правовые средства, негативные факторы, экономическая преступность, коррупция, государственный сектор.

Lapteva E.P.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F.

Candidate of Economic Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk PROBLEMS OF PUBLIC SAFETY IN PUBLIC SECTOR OF

ECONOMY

Abstract. In article the main problems of safety in the Russian sector of economy are analysed. The author revealed the factors promoting stabilization and development of economy and also protection against foreign policy and external economic threats. Ways of improvement of administrative and legal regulation in the sphere of economy are offered.

Keywords: economic security, administrative and legal means, negative factors, economic crime, corruption, public sector.

За последние годы государство предпринимает попытки формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, наблюдается положительная тенденция экономического роста, отмечается незначительное снижение дефицита бюджета. Основные концепции развития российской экономики и противодействия внутренним и внешним угрозам отражены в Стратегии экономической безопасности до 2030 г., в которой

определена необходимость принятия мер в целях преодоления «слабой инновационной активности», «недостаточно эффективного государственного управления».

В современный экономический кризис оптимизация экономических процессов является главнейшей задачей государственной политики. Экономическая безопасность, тесно переплетенная в другими видами безопасности, обеспечивается различными правовыми мерами, среди которых центральное место принадлежит административно-правовым средствам.

Негативными факторами развития экономики страны являются наличие теневого сектора экономики, экономическая преступность, высокая степень коррупции, административная деликтность, низкая конкурентоспособности большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, что обуславливает низкий уровень жизни населения. В этой связи вопросы либерализации и даже «дебюрократизации» российской экономики должны стать одним из основных направлений ее развития. Действительно, по меткому замечанию Президента РФ, «текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, - нужно решать уже сегодня» 1. Более того, данные проблемы затрагивают не только частный, но и государственный сектор экономики.

Либерализация государственного сектора экономики или, точнее, совершенствование управления государственным имуществом, является еще одной проблемой российской экономики. Отмечается неэффективность управления предприятий несобственниками или другими незаинтересованными субъектами, т.е. неэффективность управления предприятиями, находящимися в государственной собственности.

В этой связи указывается необходимость сокращения участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти. В общем существует широко распространенное мнение о необходимости дальнейшей приватизации с целью совершенствования эффективности государственного сектора экономики.

Особо важной проблемой обеспечения безопасности в государственном секторе экономики, без преувеличения, является коррупция. Всемирный банк2 и Организация Объединенных Наций (ООН)3 и другие международные организации нередко обращают внимание на высокое значение уровня коррупции для развития как экономики в целом, так и государственного

1 Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15709 (дата обращения: 28.12.2018).

2 Стандарт ИПДО. Международный секретариат ИПДО. 2015. 58 с. Режим доступа: https://eiti.org/files/Russian_EITI_STANDARD.pdf.

3 Резолюция 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 окт. 2003 г.

сектора экономики в частности. Представители российской науки 1 на сегодняшний день предлагают ряд мер, направленных, в частности, на повышение прозрачности в отношениях государства и частных субъектов, контроля и подотчетности государства и бизнеса, финансовой прозрачности, и т.п.

Экономическая преступность является наиболее опасной угрозой безопасности в сфере экономики. В настоящее время противодействия данному виду преступления не приносят значительных результатов, в следствии ее высокой латентности, что «.. .прямо разрушает деловой климат», - заявил Президент РФ2.

Наиболее коррупциогенными институтами в государственном секторе экономики остаются государственный заказЗ и государственно-частное партнерство4. В этой связи законодатель несколько раз реформировал правовое регулирование в этих сферах. В частности, были совершенствованы процедуры заключения концессионных соглашений посредством проведения конкурса, торгов, аукционов, а также усовершенствованы - в соответствии с требованиями международного права - средства информирования хозяйствующих субъектов о проведении таких конкурсов с целью повышения прозрачности.

Отдельной проблемой российской экономики, которая приняла угрожающие для безопасности российского государства масштабы, является отсталость российской экономики. Необходимости модернизации и диверсификации экономики, а также ее инновационного развития с целью ее вывода на уровень наиболее развитых государств мира посвящен ряд документов Президента РФ и Правительства РФ, а также Концепция-2020.

Напомним, что к первичному сектору в экономической теории относят в первую очередь добычу сырья, его первичную обработку (преобразование в полуфабрикаты) и сельское хозяйство. Недостатками такой экономики являются невысокий прирост капитала, основная часть которого образуется по большей части на стадии конечного производства, а не добычи и обработки сырья. Данная проблема наиболее актуальна для России именно сегодня, так как эмбарго на продукцию двойного назначения серьезно тормозит экономический рост, а так называемое импортозамещение не может в рамках глобализированной экономики в принципе покрыть потребности экономики государства в товарах и услугах.

В то же время потенциал развития российской экономики во вторичном и третичном секторах экономики существует. Основным двигателем в данном

1 Лунеев В.В. Проблемы противодействия экономической коррупции // Государство и право. 2014. № 2. С.

32

2 Любящий Россию желает ей свободы // ФГБУ «Редакция «Российской газеты». URL: https://rg.ru/gazeta/2014/12/05.html (дата обращения: 28.12.2018).

3 Ситдиков С.А. Развитие системы размещения заказов на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 290.

4 Евпланов А. Партнерство с препятствиями. Коррупция и волокита мешают бизнесу плотнее сотрудничать с государством // Рос. газ. 2007. 19 июня.

направлении должны стать военно-промышленные отрасли производства, судо- и авиастроение, услуги по запуску космических аппаратов и т.п. Помимо того, что данные отрасли сконцентрированы на высокоприбыльном производстве конечной продукции (вторичный сектор экономики) или предоставлении услуг (третичный сектор экономики), они также обладают и высоким экспортным потенциалом. Как следствие, развитие государственного сектора экономики должно в первую очередь происходить именно в данных отраслях государственного сектора экономики.

Стоит также отметить, что факторами стабилизации и развития экономики, а также защиты от внешнеполитических и внешнеэкономических угроз, которые играют в развитии сегодняшнего кризиса российской экономики наиболее серьезную роль, является развитие экономики регионов РФ и наднациональных интеграционных процессов. На необходимость регионального развития с целью сбалансированного экономического развития обращалось внимание в Концепции-2020. Развитие региональной экономики позволит снизить региональное неравенство и зависимость регионов от федерального бюджета, высвободив таким образом средства для развития других проектов в сфере экономики. Как следствие, основным фактором экономического развития должно стать развитие региональной инфраструктуры, а в отношении отдельных наиболее отсталых регионов следует более обширно использовать механизмы особых экономических зон.

На наш взгляд, залогом безопасности российской экономики должны стать интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза. Об этом свидетельствует и Договор о Евразийском экономическом союзе, который предусматривает, что его государства-члены, «движимые стремлением укрепить экономики государств - членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию, обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Важным является вопрос об улучшении инвестиционного климата в России. Если очевидно, что его улучшение возможно посредством решения уже упомянутых проблем (борьбы с коррупцией, либерализацией экономики и т. п.), то решение данного вопроса должно осуществляться не только экономическими и правовыми средствами. Действительно, на улучшение инвестиционного климата, да и на экономику в целом, оказывают влияние общеполитическая ситуация в стране, уровень демократического развития, независимости судебной власти и т.п. Так, в частности, в Концепции-2020 указывается, что для стимулирования экономики необходимо «снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики

государства». Здесь же говорится о том, что развитие экономики обеспечивается в том числе за счет «институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности», которые, в частности, достигаются «развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства, защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную собственность), контрактных обязательств, независимой судебной системой».

Таким образом, как проблемы правового регулирования обеспечения безопасности в государственном секторе экономики, так и пути их совершенствования носят комплексный характер. Иначе говоря, решение проблем безопасности в государственном секторе экономики обеспечивается правовым регулированием практически в любой сфере жизнедеятельности, а меры, принимаемые в различных, даже не относящихся напрямую к экономике, сферах жизнедеятельности, имеют значение для ее гармоничного развития. Отличием примеров правового регулирования и политических инициатив, которые были рассмотрены выше, является их прямое влияние на решение проблем безопасности в государственном секторе экономики, тогда как решение отдельных вопросов в других сферах жизнедеятельности, а также частном секторе экономики оказывают на решение этих проблем лишь косвенное влияние. Тем не менее даже такие меры, не преследующие прямой цели обеспечения безопасности в государственном секторе экономики, оказывают косвенное влияние на решение данной проблемы.

В заключении отметим, что административно-правовое регулирование в сфере экономики необходимо совершенствовать исходя именно из необходимости ее стимулирования, а также защиты прав хозяйствующих субъектов. Следовательно, принятие оперативных мер по преодолению экономического кризиса и осуществление структурных реформ в российской экономике должно осуществляться за счет правовых, а не экономических мер, а именно - посредством реформирования административно-правового регулирования экономики в направлении облегчения административно-правового давления в отношении субъектов экономической деятельности.

В этой связи предлагаем:

1. Комплексный подход к совершенствованию нормативно-правовой базы должен включать различные, порой противоречащие друг другу, средства. С одной стороны они отменяют действия существующих в законодательной базе отдельных нормативно-правовых актов, затрудняющих развитие хозяйственной деятельности, создают новые нормативные, обеспечивающие развитие хозяйствующих субъектов и с другой стороны обеспечивают стабильность отдельных законодательных актов посредством введения моратория на изменение и отмену уже действующих актов или моратория на принятие новых нормативных правовых актов, поскольку стабильность отдельных отраслей законодательства (например, налоговой отрасли) является залогом развития экономических отношений.

2. Поскольку конфликты в сфере экономики имеют объективный характер, то их разрешение возможно процессуальным механизмом. В исследовании доказано, что конфликты экономической сферы преимущественно должны разрешаться во внесудебном порядке, но не на основе административно-правового регулирования, а путем согласительных процедур на основе институтов посредничества.

3. Тенденции развития российской экономики должны быть основаны на урегулированных нормах административного права, с учетом принципа законности поведение всех участников экономических отношений, эффективной структуре органов исполнительной власти, призванных обеспечивать поступательное развитие рыночных отношений, а также благоприятный деловой и инвестиционный климат в стране.

Использованные источники:

1. Резолюция 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 окт. 2003 г.

2. Стандарт ИПДО. Международный секретариат ИПДО. 2015. 58 с. Режим доступа: https://eiti.org/files/Russian_EITI_STANDARD.pdf.

3. Евпланов А. Партнерство с препятствиями. Коррупция и волокита мешают бизнесу плотнее сотрудничать с государством // Рос. газ. 2007. 19 июня.

4. Из выступления Президента РФ Владимира Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15709 (дата обращения: 28.12.2018).

5. Лунеев В.В. Проблемы противодействия экономической коррупции // Государство и право. 2014. № 2. С. 32

6. Любящий Россию желает ей свободы // ФГБУ «Редакция «Российской газеты». URL: https://rg.ru/gazeta/2014/12/05.html (дата обращения: 28.12.2018).

7. Ситдиков С.А. Развитие системы размещения заказов на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.