Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуретдинов Роман Игоревич

Статья посвящена вопросам становления системы профессионального образования России, описывает исторический путь формирования среднего профессионального образования, причины популярности и востребованности технического направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA

The article is devoted to the issues of the development of the vocational education system in Russia, describes the historical path of the formation of secondary vocational education, the reasons for the popularity and demand for the technical direction of training.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

УДК 377

Р.И. Нуретдинов

(Санкт-Петербург)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Статья посвящена вопросам становления системы профессионального образования России, описывает исторический путь формирования среднего профессионального образования, причины популярности и востребованности технического направления подготовки.

Ключевые слова: профессиональное образование, развитие среднего профессионального образования, результаты системы образования России.

The article is devoted to the issues of the development of the vocational education system in Russia, describes the historical path of the formation of secondary vocational education, the reasons for the popularity and demand for the technical direction of training.

Key words: vocational education, evolution of secondary vocational education, results of the Russian education system.

На сегодняшний день в России востребованность профессионального образования крайне высока, а популярность среднего профессионального образования и высшего образования сопоставимы [12]. В рамках национального проекта «Образование» перед Российской Федерацией обозначена цель войти в десятку ведущих мировых стран по качеству образования и обеспечить его конкурентоспособность на мировой арене. Рассмотрим, как происходило становление системы профессионального образования в России, каким образом развивалось среднее профессиональное образование и каких результатов в области образования Россия уже достигла.

А.В. Скоробогатов и Е.А. Иуков в своей научной работе на тему «История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX века)» выделяют 5 периодов:

- возникновение различных форм профессионального обучения, зарождение профессиональной школы (XVI - XIX века);

- развитие профессионального образования в период промышленного бума в России (XIX - нач. ХХ века);

- реформация системы профессионального образования после Октябрьской революции (1917 - 1940 гг.);

- формирование системы государственных трудовых резервов (1940 - 1958 гг.);

- переход трудовых резервов в профессиональное образование (1959 - 1990 гг.) [9].

По мнению авторов работы, начиная с 1991 года после значительных изменений в России система профессионального образования находится в стадии становления и нового развития.

Начало профессионального образования можно отнести к периоду Киевской Руси, появляется ремесленное ученичество, то есть передача знаний и умений от мастера (учителя) ученику. Образовательный процесс направлен на получение практических навыков в ремесле и их оттачивание. В этот период существуют такие формы професси-

онального обучения, как домашнее, общинное, монастырское и государственное.

Начиная с середины XVII века появляются первые посольские, лекарские и типографские школы. Это время можно назвать началом формирования систематического профессионального образования в России.

Постепенно передача опыта и знаний от мастера ученику становится недостаточной и возникла необходимость создания государственных профессиональных школ. Становление профессионального образования началось при Петре I систематизацией образования. В этот период преобладают инженерное, техническое и военное направления в образовании. Так, в 1701 году открывается московская Школа математических и навигационных наук, семью годами позже - Медицинское училище. В 1712 году основана Инженерная школа. В этот период в губерниях были открыты 42 цифирные школы с более чем двумя тысячами учащихся.

В начале XVIII века на заводах Урала создаются горнозаводские школы. Это первые профессионально-технические учебные заведения России, в которых подготавливали квалифицированных рабочих и мастеров. Начиная со второй половины XVIII века образование характеризовалось двумя аспектами - это увеличением количества учебных заведений в стране и усилением принципа сословности. В конце XVIII века была проведена реформа Екатерины II и утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с четырьмя классами, в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. В образовательный процесс внедрена урочная система, применены единые сроки начала и окончания учебных занятий и единые учебные планы, введено разделение на предметы. Средними учебными заведениям того времени были народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.

В 1802 году было учреждено Министерство народного просвещения. Учебные заведения разделили на разряды: одноклассные приходские училища, трехклассные уездные училища, четырехлет-

ние губернские училища или гимназии в губернских городах и университеты. Годом позднее было основано Главное управление училищ, задачей которого стало управление системой образования. В 1802 году был основан Дерптский университет, в 1803 - Ви-ленский, в 1804 - Харьковский и Казанский университеты и Петербургский Педагогический институт, который позднее был преобразован в университет. В 1832 году Ви-ленский университет был закрыт, а двумя годами позже был основан Киевский университет. Параллельно с университетами появились первые лицеи - Царскосельский, Ришельевский, Нежинский - и профессиональные училища: Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Горыго-рецкое земледельческое училище.

Отмена крепостного права Александром II способствует росту грамотности населения, образование становится всесословно доступным. С приходом к власти Николая II активно развивается женское образование. К 1913 году в России насчитывается уже 1314 гимназий и 121 прогимназия, 284 реальных училища и 59 технических училищ, 63 учебных заведения высшего образования [8].

После революции 1917 года в советское время создается система подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, профессиональное образование становится общедоступным. Образовательные учреждения разделяются на начальные, средние и высшие. Появляются фабрично-заводские школы, профессионально-технические училища, техникумы [7]. В этот период активно развиваются наука и техника, активно появляются научно-исследовательские центры, в профессиональных учебных заведениях обучается более двухсот тысяч человек.

В это время одним из главных вызовов была неграмотность большей части населения страны и достижение всеобщей грамотности стало важнейшей задачей образования. Для достижения поставленной задачи в 1920 году была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, организовывались школы для людей от 16 до 50 лет [11]. Вводится обяза-

тельное профессионально-техническое обучение рабочих, активно развивается подготовка рабочих прямо на производстве.

В 1940 году Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О государственных трудовых резервах СССР», в соответствии с которым создавались три типа учебных заведений профессионально-технического образования: ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. В первых двух типах учебных заведений срок обучения составлял 2 года, а в фабрично-заводских школах - 6 месяцев. В этот период государство активно мотивировало молодежь на обучение в профессиональных училищах. Обучение было бесплатным, учащиеся поощрялись знаками отличия, были организованы общежития и т.д. Все это способствовало тому, что молодые рабочие получали квалифицированную подготовку и проходили курс обучения в сжатые сроки. Таким образом, в 1940 году в СССР насчитывалось 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось около миллиона человек, 817 высших учебных заведений, обучавших более 800 тысяч студентов [3].

В условиях научно-технической революции 1950-х - 60-х годов определяются новые подходы в системе «наука - техника - производство». Определены стратегические направления научно-технической политики: механизация и автоматизация производства, сближение науки и производства, применение счетно-решающих устройств, использование атомной энергии. Для реализации поставленных целей необходимо было подготавливать как научные, так и квалифицированные рабочие кадры. В 1958 году создаются городские и сельские профтехучилища, срок обучения в которых составляет 1-3 года, поступать в такие учебные заведения могли школьники, с восьмилетним образованием. Такие учебные заведения в то время стали крайне популярными. Автоматизация и механизация производств дает новый толчок развития профессионального образования. Появляется необходимость в квалифицированном рабочем широкого профиля. В тенденциях того времени в

школьную программу введена летняя трудовая практика, а в 1966 году было сформулировано требование к образовательным программам о необходимости опережения развития науки, техники и культуры.

С 60-х годов XX века в СССР начинается промышленная автоматизация, это качественно новый этап научно-технического развития, связанный с соединением возможностей ЭВМ и техники, появлением станков с числовым программным управлением. Закладываются начала робототехники. Для обслуживания таких станков подготавливаются специализированные квалификационные рабочие. В 1974 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием». Средние специальные учебные заведения специализируются по отраслевому принципу. При министерстве высшего и среднего специального образования СССР создаются Совет по среднему специальному образованию и Государственная инспекция. Увеличивается подготовка в вузах инженеров-педагогов для дальнейшей работы в техникумах.

В 1977 году в Конституции СССР было закреплено право граждан на бесплатное образование всех уровней. Всем отличникам учебы высших учебных заведений и средних специальных гарантировалась государственная стипендия, а выпускникам - трудоустройство. Начиная с 80-х годов активно внедряется трудовое воспитание в учебную программу средней общеобразовательной школы. Однако уже к концу десятилетия от трудового воспитания в школах начали отказываться. В 1984 году было принято постановление Верховным Советом СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», целью которой была «выработка у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите» [2].

Постепенно наметился вектор к информатизации многих областей деятельности

человека. В середине 1980-х годов курс был взят на робототехнику, широкое внедрение станков с программным управлением [2]. В учебные программы вводится курс «Основы информатики и вычислительной техники». Однако программировать учили только в теории, и успеха этот предмет не имел.

В профессиональном образовании наметился вектор в подготовке специалистов в инженерно-технических областях, поскольку во многом конкурентоспособность страны в то время на международной арене воспринималась как конкурентоспособность в военной области.

В 1980-х и далее 1990-х годах происходит снижение количества обучающихся по программам среднего специального образования, при этом количество таких учебных заведений растет. Общее число студентов высших учебных заведений сократилось более чем на 16% [4].

Вторая половина XX века характеризуется развитием прикладной математики. Математика проникает во все научные области. Появляется теория информации, относящаяся к прикладной математике, задачами которой является измерение количества информации и её свойств. С появлением первых компьютеров появляется необходимость кодирования информации, а далее необходимость сетевого взаимодействия и сетевой передачи данных.

Зарождается новая наука - кибернетика - наука об общих закономерностях получения, хранения, преобразования и передачи информации. Острее становится вопрос развития криптографии - науки о методах обеспечения конфиденциальности информации, целостности данных, аутентификации. В 1962 году закладываются основы современного Интернета, а в 90-ые годы XX века Интернет проходит путь современного становления, проникая далее во все области жизни человека, особенно с развитием беспроводных технологий передачи данных. Крайне актуальными становятся понятия математического, а затем и компьютерного моделирования. Такая тенденция развития компьютерных технологий ведет к развитию ^-специальностей как в

высшем, так и в среднем профессиональном образовании.

К 2000-м годам система образования России уходит от унитарной системы профессионально-технического образования. Формируется многообразие моделей профессионально-технических учебных заведений: открываются технические колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища [4]. Конкуренция на рынке труда повышает требования к профессиональному уровню специалистов. К 2003 году численность студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, превышает 2,5 миллиона человек, а количество учебных заведений - более 2,5 тысяч, включая подразделения вузов. С 1990-х годов наблюдается популяризация высшего профессионального образования. Прием студентов в ВУЗы увеличился на 150%, аспирантов - на 300%, докторантов - на 280% [4]. Набирает популярность коммерческое образование.

Такие тенденции в образовании приводят к тому, что к 2009 году удельный вес лиц, имеющих высшее образование среди занятого населения страны, составляет 28,2%, а со средним профессиональным образованием - 27,1%, и по этому показателю Россия занимает на тот момент 4 место в мире [5]. Согласно исследованию доктора социологических наук Г.А. Череденко, численность абитуриентов, принятых на программы СПО квалифицированных рабочих, с 2000 по 2012 год выросла с 34,2% до 38,6%. За этот же период показатель по специалистам среднего звена вырос с 35,1% до 50,8% [10]. Автор также отмечает, что популяризация среднего профессионального образования связана с образовательным треком школа -СПО - ВУЗ. По данным Мониторинга экономики образования, в 2001 - 2014 гг. в среднем 31% выпускников СПО по программам подготовки среднего звена в год окончания учебного заведения поступали в высшие учебные заведения [10].

XXI век можно назвать веком глобальной цифровизации. Этот термин возможно раскрыть как в узком, так и широком смысле. Под цифровизацией понимается преобразование информации в цифровую форму. Та-

кой подход позволяет снизить издержки на обработку информации, получить доступ к новым методам обработки данных. Цифро-визацию в широком смысле можно рассматривать как переход к цифровой информации всех сторон экономической и социальной жизни. Цифровизация преобразуется в драйвер общественного развития, обеспечивающий повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни [1].

Описанные фундаментальные изменения привели и к определенным сдвигам в области образования, в частности в профессиональном. Так, в 2017 году подготовка кадров в системе СПО велась по 485 профессиям и специальностям. Самые же популярные специальности относятся к группе «Инженерное дело, технологии и технические науки» [12]. Актуальность технического образования подтверждается и со стороны работодателя. Из исследования рынка труда 2018 года порталом для поиска работы HeadHunter видно, что 32% всех вакансий

по России требуют от молодых специалистов технического образования. Таким образом, явно видна тенденция к популяризации и актуальности именно технических специальностей в области СПО сегодня.

В последние годы на международной арене России удалось добиться высоких результатов. В области высшего образования в международном рейтинге QS Higher Educational System Strength Ranking Россия на 2018 год занимает 15 место в мире, 28 университетов попадают в рейтинг QS World University Rankings, 13 из них в топ-400 университетов мира. В области среднего профессионального образования Россия начала активно принимать участие в международном движении WorldSkills (Молодые профессионалы). На чемпионате мира 2017 года в общем зачете российская команда заняла 5-е место. Были завоеваны 6 золотых, 4 серебряные и 1 бронзовая медаль, а на чемпионате мира 2019 года, который прошел в Казани, Россия заняла уже 2-е ме-

Литература

1. Киемджон Ф. Математическое наследие средневековых математиков Средней Азии и методика его использования в современном математическом образовании : дис. ... канд. пед.наук. - Курган-Тюбе, 2010. - 171 с.

2. ЛурьеЛ.О. О реформаторской деятельности Константина Черненко // Огонёк. -2014. - №26. - 34 с.

3. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: Статистический сборник. - М.: Информационно-издательский центр, 1990. - 235 с.

4. Образование в конце 20 века // Большая российская энциклопедия. Том Россия. - М., 2004. - С. 683-686.

5. Образование в Российской Федерации: 2010: Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 492 с.

6. Образование в цифрах: 2019. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. - 97 с.

7. Ражова Н.А. История развития профессионального образования в России // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - С. 429-431.

8. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. - СПб.: Российская Академия Наук. Институт Российской истории, 1995. - 415 с.

9. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-xviii-xx-vv.

10. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. - 2017. - №3 - С. 152-182.

11. Школы взрослых // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

12. Шабалин А.И. Система среднего профессионального образования Российской Федерации в 2005-2030 гг.: влияние демографических факторов // Факты образования. -2017. - №4 (13). - 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.