Научная статья на тему 'Формирование системы среднего технического образования в конце XIX – начале XX века'

Формирование системы среднего технического образования в конце XIX – начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / развитие / система среднего профессионального образования / модернизация / среднее техническое образование / formation / development / secondary vocational education / moderniza-tion / secondary technical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлидис Виктория Дмитриевна, Павлидис София Борисовна

Статья посвящена изучению процесса формирования системы среднего технического образования России в конце XIX – начале XX века. В работе рассмотрены социально-экономические, общественно-педагогические условия реформирования системы профессионального образования в указанный период; выделены основные тенденции в его развитии; определены факторы, влияющие на содержание образования в средних технических учреждениях, сформулированы основные принципы их организации и функционирования. Базой исследований послужили архивные материалы различных учебных округов. Анализ исторического опыта развития среднего профессионального образования в нашей стране позволяет определить основные направления модернизации специального среднего образования, которые будут способствовать адаптации их выпускников к быстро изменяющимся условиям рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлидис Виктория Дмитриевна, Павлидис София Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURY

This article is devoted to the process of forming a secondary technical education system in Russia in the late 19th and early 20th centuries. Highlights of the main trends in its development; factors affecting the content of education in secondary technical institutions have been identified, and the basic principles of their organization and operation have been formulated. Archival materials from various educational districts served as the basis for the research. Analysis of the historical experience of the development of secondary vocational education in our country allows us to identify the main areas of modernization of special secondary education, which will help to adapt their graduates to the rapidly changing conditions of the labor market.

Текст научной работы на тему «Формирование системы среднего технического образования в конце XIX – начале XX века»

УДК 377.5

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-1-2-34-39

I

I

Формирование системы среднего технического образования в конце XIX -начале XX века

В.Д. Павлидис1, С.Б. Павлидис2

1 Институт управления рисками и комплексной безопасности, Оренбургский государственный аграрный университет, 460014, Оренбург, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6967-9478, E-mail: pavlidis@mail.ru

2 Российский государственный геолого-разведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ), 117997, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7660-647X, E-mail: lisiza2001@gmail.com

Резюме: Статья посвящена изучению процесса формирования системы среднего технического образования России в конце XIX -начале XX века. В работе рассмотрены социально-экономические, общественно-педагогические условия реформирования системы профессионального образования в указанный период; выделены основные тенденции в его развитии; определены факторы, влияющие на содержание образования в средних технических учреждениях, сформулированы основные принципы их организации и функционирования. Базой исследований послужили архивные материалы различных учебных округов. Анализ исторического опыта развития среднего профессионального образования в нашей стране позволяет определить основные направления модернизации специального среднего образования, которые будут способствовать адаптации их выпускников к быстро изменяющимся условиям рынка труда.

Ключевые слова: формирование, развитие, система среднего профессионального образования, модернизация, среднее техническое образование.

Для цитирования: Павлидис В.Д., Павлидис С.Б. Формирование системы среднего технического образования в конце XIX - начале XX

века // История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 34-39.

D0I:10.24412/2226-2296-2021-1-2-34-39

FORMATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY

Victoriya D. Pavlidis1, Sofiya B. Pavlidis2

1 Institute for Risk Management and Integrated Security, Orenburg State Agrarian University, 460014, Orenburg, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6967-9478, E-mail: pavlidis@mail.ru

2 Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting, 117997, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7660-647X, E-mail: lisiza2001@gmail.com

Abstract: This article is devoted to the process of forming a secondary technical education system in Russia in the late 19th and early 20th centuries. Highlights of the main trends in its development; factors affecting the content of education in secondary technical institutions have been identified, and the basic principles of their organization and operation have been formulated. Archival materials from various educational districts served as the basis for the research. Analysis of the historical experience of the development of secondary vocational education in our country allows us to identify the main areas of modernization of special secondary education, which will help to adapt their graduates to the rapidly changing condi-tions of the labor market.

Keywords: formation, development, secondary vocational education, moderniza-tion, secondary technical education.

For citation: Pavlidis V.D., Pavlidis S.B. FORMATION OF THE SYSTEM OF SECONDARY TECHNICAL EDUCATION IN THE LATE XIX - EARLY XX

CENTURY. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 1-2, pp. 34-39.

DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-34-39

Анализ ситуации в области среднего образования России позволяет с большой долей уверенности утверждать, что система среднего профессионального образования отстает от требований экономики к квалификации рабочих и специалистов среднего звена.

Задачи новой индустриализации и цифровизации различных отраслей производства требуют активной и эффективной модернизации системы среднего технического образования в стране. Ее современное состояние тормозит решение задачи повышения производительности труда, не отвечает вызовам технологического развития страны и вряд ли сможет справиться с созданием 25 млн новых высококвалифицированных рабочих мест.

Участие России в международном движении WorldSkills, несомненно, оказывает положительное влияние на повышение эффективности системы среднего технического образования, влияет на адаптацию к новым реалиям технологического переустройства промышленного производства. В отдельных регионах наметились значительные перемены в функционировании местной системы профессионального образования. Они, обусловленные потребностями рынка труда, реализуют идеи пересмотра места и роли среднего технического образования в развитии страны, тренды на оптимизацию структуры и управления системой профессионального образования, тесного взаимодействия с производством в вопросах совершенствования содержания, методов, форм и

з4

История и педагогика естествознания

1-2 • 2021

технологий обучения. Однако реализация общегосударственной стратегии по развитию среднего технического образования местами пробуксовывает, что серьезно сказывается на индустриально-технологическом развитии регионов.

В связи с этим осмысление историко-педагогического опыта построения системы среднего специального образования в России приобретает особое значение. Анализ функционирования системы средних профессиональных учебных заведений и органов их управления позволит объективно оценить результаты и перенять наиболее значимое для модернизации современной системы среднего технического образования.

При построении системы российского профессионального образования на практике были реализованы принципы организации специальных учебных заведений, которые актуальны и сегодня: принцип регионализации образования, его ориентации на потребности местной экономики, общественного управления учебными заведениями, объединения общего и специального образования, обязательности практического (производственного) обучения будущей профессиональной деятельности

Проблемы становления профессионального образования России в XIX - начале XX века освещаются в работах целого ряда исследователей. Признанными специалистами в изучении этой проблемы были А.Н. Веселов [1, 2] и Н.Н. Кузьмин [3]. В своих исследованиях они рассматривали развитие профессионального образования на примере училищ разного типа в различных регионах России.

Общим вопросам организации специального образования посвящены труды Г.Р. Игтисамовой [4] и Т.А. Абдулму-талиновой [5]. Изучением роли общественности и земства в формировании системы профессионального образования в России конца XIX - начала XX века занимались Т.А. Дубровская [6, 7] и М.В. Егорова [8].

Региональные особенности развития профессионального образования нашли свое отражение в работах И.А. Слудковской [9], С.А. Климакова [10], Т.М. Аминова [11], Т.М. Аминова, Р.М. Хусаинова [12], И.Д. Бегунова [13], Д.А. Терещенко [14], М.В. Егоровой [8], Е.В. Моисеевой [15]. Комплексное исследование горнозаводского образования на Урале ведется Дашкевич Л.А., Сафроновой A.M. [16], Черноуховым Э.А. [17].

В современной педагогической науке практически неразработанными остаются многочисленные вопросы, касающиеся как реконструкции истории среднего профессионального образования (особенно в региональном аспекте), так и анализа современных концепций, определяющих сущность данного феномена и направления его дальнейшего развития

Проблема исследования обусловлена необходимостью решения вопроса о направлениях модернизации современных учреждений профессионального образования с учетом исторического опыта развития системы профессионального образования в дореволюционный период, а также с учетом новой образовательной парадигмы и требований инновационного общества к данному типу образовательной деятельности.

Цель исследования: анализ исторического развития системы среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития российского общества и как следствие этого - определение концептуальных основ функционирования актуальной модели профессионального образования с учетом региональных особенностей.

Функционирование такой модели позволит реализовать приоритетные направления в развитии системы среднего профессионального образования:

1-2 ■ 2021 История и педагогика естествознания

- достижение сбалансированности рынка труда и системы образовательных услуг;

- модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;

- обеспечение соответствия квалификации выпускников организаций СПО требованиям экономики;

- консолидация ресурсов органов власти, бизнеса, профессиональных образовательных организаций и профессиональных сообществ в подготовке квалифицированных кадров для экономики области;

- продолжение модернизации учебно-материальной базы профессиональных организаций за счет развития частно-государственного партнерства в части создания на базовых предприятиях подразделений и учебно-производственных участков для производственного обучения;

- внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели образования.

Возникновение и развитие технического образования в России тесно связано с развитием фабрично-заводской промышленности.

До конца 60-х годов XIX века профессионально-технические учебные заведения в России открывались преимущественно по частной инициативе, без какого бы то ни было плана, каждое созданное учебное заведение имело индивидуальные особенности. Специальные учебные заведения находились в ведении многих министерств и ведомств: народного просвещения, финансов, путей сообщения, государственных имуществ, военного, морского, земледелия и землеустройства, императорского двора и др. Все эти учебные заведения, даже имеющие одни цели, не согласовывались ни по продолжительности обучения, ни по содержанию учебных планов и программ, ни по организации учебных занятий. Исключительная разнотипность технических учебных заведений создавала немало трудностей в их деятельности и руководстве ими.

Такое положение стало нетерпимым, и в 1878 году общее руководство средними и низшими профессиональными учебными заведениями было поручено Министерству финансов. Однако Министерство финансов не обладало специалистами соответствующей квалификации, не могло эффективно осуществлять учебно-методическое руководство разными типами средних и низших профессиональных учебных заведений. В 1881 году большинство из них было передано в ведение Министерства народного просвещения.

Сначала разработка «общих начал» профессионально-технического образования была поручена Министерству финансов, а после передачи в 1881 году технических учебных заведений Министерству просвещения разработка общего плана проводилась под руководством Министерства народного просвещения. Основой для создания «общих начал» послужил предложенный И.А. Вышнеградским «Общий нормальный план промышленного образования в России».

В конце 1887 года в Государственный совет был внесен проект закона «Основные положения о промышленных училищах». В марте 1888 года документ был утвержден всеми инстанциями и вступил в силу в качестве закона [18].

Положением 1888 года были установлены следующие типы промышленных учебных заведений [19]:

1) средние технические училища, задача которых - сообщать «знания и умения, необходимые техникам как ближайшим помощникам инженеров и других высших руководителей промышленного дела»;

2) низшие технические училища, которые «наряду с обучением приемам определенного производства сообщают

знания и умения, необходимые ближайшим и непосредственным руководителям труда рабочих в промышленных заведениях»;

3) ремесленные училища, имевшие целью обучения приемам конкретного ремесла. «Основные положения...» ввели единообразие в содержание промышленного образования.

После утверждения «Основных положений о промышленных училищах» в марте 1888 года была создана особая комиссия при Министерстве народного просвещения, которой поручили разработать штаты, устав училищ и план их территориального размещения. Комиссия определила, что средние технические училища следует открывать по специальностям: механической, химической, строительной, горнозаводской и сельскохозяйственной.

Для установленных законом различных типов учебных заведений были разработаны примерные учебные планы и программы. Они определяли минимум знаний, умений, навыков, которые должен иметь выпускник соответствующего учебного заведения. Этому же способствовало утверждение в 1889 году уставов среднего, низшего технического и ремесленного училищ [20].

В табл. 1 приведен учебный план средних технических училищ, представленный в основных положениях о промышленных училищах.

Анализ учебных планов средних технических училищ дает основание утверждать, что они предусматривали достаточно широкое физико-математическое и общетехническое образование, на основе которого должно строиться специальное образование. Общеобразовательные предметы занимали в учебном плане от 12,5% учебного времени в училищах строительной специализации до 18,6% в училищах химической специализации [21]. Общетехническая подготовка обеспечивалась изучением таких предметов, как механика, устройство машин, технология, строительное искусство.

В средние технические училища, согласно «Основным положениям.», принимались лица, окончившие пять классов реального училища или другого соответствовавшего ему учебного заведения. Но учащихся, бросавших реальное училище за один-два года до окончания, чтобы поступить в среднее техническое училище, было мало, так как, окончив полный курс, реалист имел право поступления в высшие специальные учебные заведения. Это заставляло принимать в средние технические училища лиц без соответствующего образования и уже в приго-

Таблица 1.

Учебный план средних технических училищ, представленный в «Основных положениях о промышленных училищах»_

Предметы

Закон Божий

Математика

Естественная история

Физика с электротехникой

Химия

Механика

Устройство машин

Механическое производство

Химическое производство

Съемка и нивелирование

Строительное искусство

Счетоводство и

коммерческая

корреспонденция

Коммерческая география и основы политэкономии

Узаконения

Графические занятия

Черчение геометрическое

Черчение техническое

Черчение строительное

Рисование

Практические занятия:

в механических мастерских

в химических лабораториях

в технико-

химических

мастерских

Специализация школы

механическая

11

12

12

10

11

12

18

39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36

36

химическая

18

18

10

18

20

20

10

14

24

28

28

65

строительная

10

18

15

10

10

10

22

20

24

17

10

35

18

61

28

28

[з6

История и педагогика естествознания

1-2■2021

I

IV

III

IV

II

I

V

1

4

1

1

4

1

1

4

3

3

6

3

3

3

3

6

2

2

2

6

3

3

2

8

3

3

6

3

3

6

3

2

5

3

3

4

3

2

5

2

7

5

2

7

5

2

2

8

2

2

2

4

2

2

2

3

6

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

3

3

6

8

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

4

7

6

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

3

2

1

3

2

2

4

2

2

2

2

3

3

6

6

4

4

8

6

4

6

4

4

8

6

6

3

3

2

3

3

3

6

4

2

6

8

6

4

9

9

9

8

6

4

4

9

9

9

9

9

9

6

6

6

2

8

9

9

9

9

6

6

6

товительных классах училища давать им соответствующую общеобразовательную подготовку.

За первое пятилетие (1888-1893) были открыты два средних технических училища - Красноуфимское горнопромышленное и Иркутское техническое. Первое преобразовали из реального училища, а второе - из низшего иркутского технического училища. За второе пятилетие (1893-1898) открылось восемь средних технических училищ, частью вновь образованных, частью на базе существовавших низших технических училищ. За 1898-1903 годы возникло еще восемь средних технических училищ и два низших технических училища были реорганизованы в средние.

В период с 1898 по 1903 год были открыты средние технические училища в Саратове и Ростове-на-Дону для подготовки техников механического и химического производства, в Новозыбкове и Вятке - сельскохозяйственные технические, в Александровске Екатеринославской губернии - семиклассное механико-техническое, в Вильно - химико-техническое, в Николаеве - механико-техническое.

Кроме того, была осуществлена реорганизация некоторых уже существовавших ранее технических учебных заведений. Так, высшее ремесленное училище в Лодзи было преобразовано в среднее семиклассное мануфактурно-про-мышленное училище, а низшее механико-техническое училище в Брянске - в семиклассное среднее механико-техническое, соединенное с низшей ремесленной школой. Таким образом, за 15 лет было открыто 20 средних технических учебных заведений.

Первые годы XX века были достаточно плодотворными в области развития среднего технического образования. В 1903 году были дополнительно открыты еще два средних технических училища: восьмиклассное сельскохозяйственно-техническое в Каменец-Подольске и преобразованное из ремесленного семиклассное механико-техническое училище в Клинцах с присоединенной к нему низшей ремесленной школой. В период 1905-1907 годов на первый план в деле распространения технического образования в стране выходит частная инициатива, что отражало объективную потребность развивавшейся промышленности в подготовленных специалистах.

Благодаря частным пожертвованиям осуществлялась реорганизация некоторых низших технических училищ и ремесленных школ в средние технические училища.

Завершение промышленного переворота в России в 80-е годы XIX века заставило правительство прежде всего позаботиться о подготовке квалифицированных технических и рабочих кадров для крупного производства. Реорганизация промышленно-технического образования логично вписывалась в систему мероприятий промышленной политики государства.

Повышение социальной мобильности общества после отмены крепостного права и, некоторый рост энерговооруженности и штата горно-металлургических предприятий Урала в 60-е - середине 80-х годов XIX века внесли подвижки в региональную структуру формирования рабочих кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К началу 90-х годов XIX века остро стоял вопрос о формировании системы среднего технического образования на Урале. Так, в 1896 году было открыто горнозаводское отделение при Пермском реальном училище, которое имело статус среднего технического училища. За четыре года обучения горнозаводское отделение подготавливало высококвалифицированных техников для уральских заводов и шахт.

При Красноуфимском реальном училище одновременно открылись горнозаводское и сельскохозяйственное отделения в составе трех низших классов. В 1896 году горнозавод-

1-2 ■ 2021 История и педагогика естествознания

ское отделение передали Пермскому реальному училищу. Туда перешли наиболее подготовленные и образованные преподаватели [22].

В 1895 году на основании Устава средних технических училищ 1889 года было создано Златоустовское техниче-ско-ремесленное училище и низшая школа при нем [23]. Курс обучения по слесарной и столярной специальностям составлял три года. Принимались дети до 16 лет всех сословий, в основном сельские жители. Техническое училище было открыто в составе одного приготовительного класса, куда принимали юношей, окончивших курс городских училищ по Положению 1872 года.

Образовательный процесс ЗСМТУ был нацелен на формирование практически и теоретически компетентного техника, разбирающегося во всех известных в округе промышленных производствах.

Училище входило в состав Оренбургского учебного округа. Реорганизовано в 1909 году в среднее механико-техническое училище [24]. Курс обучения в Златоустов-ском среднем механико-техническом училище по слесарной и токарно-механической специальностям составлял четыре года. Учащимися являлись выпускники городских училищ всех сословий и вероисповеданий. При училище действовала низшая ремесленная школа. Финансировалось государственной и городской казной, уездным и губернским земством. Входило в состав Оренбургского учебного округа. Эвакуировано в Сибирь в 1919 году.

В декабре 1909 года с целью подготовки инструкторов для обучения рабочих была создана Школа инструкторов по сельскохозяйственному машиностроению при Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии [25]. Курс бесплатного обучения составлял четыре года. Набор осуществлялся по всей стране из мальчиков не моложе 16 лет всех сословий и вероисповеданий с начальным образованием. Старшеклассники проходили практику преподавания в младших классах. Школа находилась в ведении Главного управления землеустройства и земледелия.

Середина XIX века - открытие технических железнодорожных училищ.

К этому времени протяженность железнодорожных путей начала стремительно расти, все острее чувствовалась нехватка обслуживающего персонала. Для решения этой проблемы в 1869 году правительством было принято решение об открытии технических железнодорожных училищ на средства городов, общественных организаций и частных лиц.

В апреле 1875 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Тогда же оренбургский генерал-губернатор обратился в Министерство путей сообщения с ходатайством об открытии технического железнодорожного училища в Оренбурге. Но поскольку Управление Оренбургской железной дорогой и крупные железнодорожные мастерские находились в Самаре, училище с трехлетним сроком обучения открыли в Самаре в 1879 году.

В Перми 11 ноября 1881 года на средства Уральской железной дороги было открыто трехклассное техническое железнодорожное мужское училище, состоящее в ведомстве Министерства путей сообщения. Цель обучения - готовить техников железной дороги. В 1914 году в нембыло 87 учеников. В основном здесь учились дети служащих железной дороги.

В 1886 году было утверждено «Положение о технических железнодорожных училищах» [26], введены новые учебные планы, а в следующем году - единые для всех училищ этого типа учебные программы по предметам. Согласно этому положению, технические железнодорожные училища готовили машинистов, помощников машинистов, дорожных

'Ч ,

л " щ Jji' ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

мастеров и других специалистов. Обучение продолжалось три года, после чего учащиеся проходили обязательную двухлетнюю практику. В училище принимались лица в возрасте 14-18 лет, имеющие свидетельство или аттестат об окончании начального училища, в основном дети железнодорожных служащих.

К 1914 году на Урале было 16 средних специальных учебных заведений, в числе которых Уральское горное, Красноуфимское промышленное, Уфимское землемерное, Вятское сельскохозяйственное.

Большую роль в развитии уральской профессиональной школы сыграли местные государственные учреждения. Интересы региона в области специального образования являлись прочным соединяющим звеном между местной властью и общественно-педагогическим движением. Органы государственного управления на Урале, как правило, поддерживали общественную профессионально-образовательную инициативу, нередко сами разрабатывали и направляли в центральные властные структуры проекты, связанные с развитием профессиональной школы в регионе. Претворяя в жизнь профессионально-образовательную политику ведомств, они старались по возможности адаптировать, приблизить ее к местным условиям.

Анализ построения системы среднего профессионального образования позволил определить основные идеи, которые могут быть использованы на современном этапе развития системы среднего технического образования России. Профессиональное образование должно быть разноуровневым, многообразным и полиморфным. Его развитие определяется тенденциями к удовлетворению интересов разных слоев населения и к учету особенностей регионов.

К положительному опыту относится то, что содержание профессионального образования изначально состояло из трех компонентов: общеобразовательного, специально-теоретического и специально-практического. Причем уже в то время ставилась задача оптимального сочетания названных компонентов. В начале XX века наблюдается процесс постепенного углубления интеграции профессионального и общего образования. Неслучайно сегодня мы наблюдаем процессы «размывания границ» между двумя названными уровнями образования. Причем чем шире и качественнее общее образование, тем больше возможностей для развития не просто профессионализма, а компетентности будущего специалиста.

Используя опыт построения и реформирования системы среднего профессионального образования в России начала XX века, можно добиться:

- повышения качества результатов образования на разных уровнях, обеспечения соответствия образовательных результатов требованиям ФГОС и меняющимся запросам населения;

- обеспечения инновационного характера развития образовательной сферы;

- повышения эффективности управления системой образования путем совершенствования механизмов системы оценки качества образования, обеспечения информационной открытости отрасли, развития социального партнерства.

В настоящее время идет поиск стратегических путей развития образовательных систем, адекватных потребностям спроса на услуги профессиональной школы в условиях рынка труда; обеспечение уровня образования и квалификации выпускников профессиональных школ.

В связи с этим весьма значимым является использование громадного положительного опыта построения и развития системы среднего профессионального образования в нашей стране на рубеже XIX-XX веков. Опираясь на него, можно построить ряд актуальных моделей развития профессиональной школы, которые будут характеризоваться направленностью содержания образовательных программ на развитие ключевых компетенций учащихся, позволяющей быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывностью профессионального образования в течение жизни человека; переходом от предметного обучения к межпредметному, модульному, обеспечивающему гибкость профессионального образования.

Анализируя исторический опыт модернизации среднего профессионального образования в нашей стране, можно указать основные направления модернизации специального среднего образования:

- удовлетворять потребностям производства и непрерывно расширяющейся сферы обслуживания в специалистах широкого профиля, отличающихся профессиональной компетенцией, мобильностью и способностью учитывать динамичную специфику конкретной формы трудовой деятельности;

- строиться на опережающих в своем развитии материально-технической базе и технологиях;

- соединить профессиональную подготовку с образованием в объеме средней школы, что позволит учащемуся после окончания обучения работать по избранной специальности или продолжить обучение в высшей школе.

Тенденции профессионального образования и обучения направлены главным образом на повышение способности индивидуума к адаптации в условиях быстрых изменений, происходящих в различных сферах экономики и организации современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в РСФСР. М.: Трудрезервиздат, 1955. 327 с.

2. Веселов А.Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России. М.: Трудрезервиздат, 1959. 115 с.

3. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднеспециальное образование в дореволюционной России. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1971. 280 с.

Игтисамова Г.Р. Историко-педагогический анализ профессионального образования в России. Н. Новгород: ГХИ ННГАСУ, 2010. 260 с. 5. Абдулмуталинова Т.А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX - начала XX века: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 162 с.

Дубровская Т.А. Профессиональное образование России: очерки истории второй половины XIX - начала XX в. М.: Союз, 2002. 107 с. Дубровская Т.А. Общественные и частные инициативы в развитии профессионального образования в пореформенной Росии (1861-1914): дис. канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2000. 220 с.

Егорова М.В. Участие общественности Урала в становлении среднего образования в XIX - начале ХХ века // Вестник ЧГУ, 2008. № 15 (116). С. 39-49.

Слудковская И.А. Развитие народной школы на Урале в XIX веке: учеб. пособие. Пермь: [б. и.],1976. 76 с.

10.Климаков С.А. Развитие профессионального образования на Урале в 60-е гг. XIX в. - февраль 1917 г.: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Челябинск, 2001. 290 с.

11.Аминов Т.М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века - 1917 год. Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. 296 с.

12.Аминов Т.М., Хусаинов Р.М. Развитие коммерческого образования в Башкирии (1908-1967): от торговой школы до уфимского профессионального торгового училища. Уфа: Гилем, 2009. 128 с.

13.Бегунов И.Д. Развитие профессионального среднего образования в России: на примере Нижегородской губернии конца XIX - начала XX века: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2011. 190 с.

14.Терещенко Д. А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине XIX - начале

История и педагогика естествознания

1-2 • 2021

1-2-2021

XX века: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2005. 207 с.

15.Моисеева Е.В. Становление аграрного образования Оренбуржья в системе общего образования в первой половине XX века: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2004. 228 с.

16.Дашкевич Л.А., Сафронова A.M. Горная школа в России (XVIII - первая половина XIX в.) // Металлургические заводы и крестьянство: проблемы социальной организации промышленности России и Швеции в раннеиндустриальный период: сб. науч. тр. Екатеринбург, 1992. С. 87-94.

17.Черноухов Э.А. Горнозаводское образование на Урале в XIX в.: дисс... канд. ист. наук: 07.00.02. Екатеринбург, 1998. 242 с.

18.Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию / Министерство народного просвещения. Отделение пром. училищ. СПб.: тип. Балашева, 1895. Вып. 2. 566 с.

19.Сборник постановлений по министерству народного просвещения. Т. 10: Царствование императора Александра III, 1885-1888 годы. СПб.: тип. Т-ва «Общественная польза»,1894. С. 1084.

20.Там же. С. 860-934.

21.ЦГИАЛ, ф. 741, оп. 1, д. 62, л. 40.

22.ГАПО, ф. 42, оп. 1, д. 322, л. 132.

23.Ф. И-180, 8 ед. хр., 1896-1909 гг., оп. 1, 2.

24.Ф. И-184, 1 ед. хр., 1909-1914 гг., оп. 1. 25.25.Ф. И-155, 41 ед. хр., 1910-1917 гг., оп. 1.

26.Положение о технических железнодорожных училищах Министерства путей сообщения. ПСЗРИ. Собрание (1881-1913). Т. 6. Законы 3436-4137. № 3611 (07.04.1886). СПб.: Гос. тип., 1894. С. 143-147.

REFERENCES

1. Veselov A.N. Nizsheye professional'no-tekhnicheskoye obrazovaniye vRSFSR [Lower vocational and technical education in the RSFSR]. Moscow, Trudrezervizdat Publ., 1955. 327 p.

2. Veselov A.N. Sredneye professional'no-tekhnicheskoye obrazovaniye v dore-volyutsionnoy Rossii [Secondary vocational and technical education in pre-revolutionary Russia]. Moscow, Trudrezervizdat Publ., 1959. 115 p.

3. Kuz'min N.N. Nizsheye i srednespetsial'noye obrazovaniye v dorevolyutsionnoy Rossii [Lower and secondary specialized education in pre-revolution-ary Russia]. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skoye knizhnoye Publ., 1971. 280 p.

4. Igtisamova G.R. Istoriko-pedagogicheskiy analiz professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Historical and pedagogical analysis of vocational education in Russia]. N. Novgorod, GKHI NNGASU Publ., 2010. 260 p.

5. Abdulmutalinova T.A. Sootnosheniye obshchego i spetsial'nogo obrazovaniya v professional'no-tekhnicheskikh uchebnykh zavedeniyakh Rossii kontsa XIX- nachala XX vekov. Diss. kand. ped. nauk [he ratio of general and special education in vocational educational institutions of Russia in the late XlX-early XX centuries. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1998. 162 p.

6. Dubrovskaya T.A. Professiona'l'noye obrazovaniye Rossii: ocherki istorii vtoroy poloviny XIX- nachala XX vv. [Professional education of Russia: essays on the history of the second half of the XlX-early XX centuries]. Moscow, Soyuz Publ., 2002. 107 p.

7. Dubrovskaya T.A. Obshchestvennyye i chastnyye initsiativy v razvitii professional'nogo obrazovaniya vporeformennoy Rosii (1861-1914 gg.). Diss. kand. ist. nauk [Public and private initiatives in the development of vocational education in post-reform Russia (1861-1914). Cand. hist. sci. diss.]. Moscow, 2000. 220 p.

8. Yegorova M.V Participation of the public of the Urals in the formation of the secondary education in the XlX-early XX century. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, no. 15(116), pp. 39-49 (In Russian).

9. Sludkovskaya I.A. Razvitiye narodnoy shkoly na Urale vXIX veke [The development of folk schools in the Urals in the XIX century]. Perm, 1976. 76 p.

10. Klimakov S.A. Razvitiye professional'nogo obrazovaniya na Urale v 60-ye gg. XIX v. - fevral' 1917 g. Diss. kand. ist. nauk [Development of professional education in the Urals in the 60s of the XIX century-February 1917. Cand. hist. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2001. 290 p.

11. Aminov T.M. Istoriya professional'nogo obrazovaniya vBashkirii. Nachalo XVII veka - 1917 god [History of vocational education in Bashkiria. The beginning of the XVII century - 1917]. Ufa, BGPU Publ., 2012. 296 p.

12. Aminov T.M., Khusainov R.M. Razvitiye kommercheskogo obrazovaniya v Bashkirii (1908-1967 gody): ot torgovoy shkoly do ufimskogo professional'nogo torgovogo uchilishcha [The development of commercial education in Bashkiria (1908-1967): from a trade school to the Ufa vocational trade college]. Ufa, Gilem Publ., 2009. 128 p.

13. Begunov I.D. Razvitiye professional'nogo srednego obrazovaniya v Ros-sii: na primere Nizhegorodskoy gubernii kontsa XIX-nachala XX vekov. Diss. kand. ped. nauk [Development of vocational secondary education in Russia: on the example of the Nizhny Novgorod province of the late XIX-early XX centuries. Cand. ped. sci. diss.]. Nizhniy Novgorod, 2011. 190 p.

14. Tereshchenko D. A. Stanovleniye i razvitiye professional'nogo obrazovaniya vprovintsial'nykh gorodakh Rossii vo vtoroy polovine XIX- nachale XX veka. Diss. kand. ist. nauk [Formation and development of professional education in provincial cities of Russia in the second half of the XIX-early XX century. Cand. hist. sci. diss.]. Kursk, 2005. 207 p.

15. Moiseyeva YE.V. Stanovleniye agrarnogo obrazovaniya Orenburzh'ya v sisteme obshchego obrazovaniya vpervoy polovine XX veka. Diss. kand. ped. nauk [The formation of agrarian education in Orenburg region in the system of general education in the first half of the XX century. Cand. ped. sci. diss.]. Orenburg, 2004. 228 p.

16. Dashkevich L.A., Safronova A.M. Gornaya shkola v Rossii (XVIII - pervaya polovina XIX v.) [Mine training school in Russia (XVIII - first half of XIX century)]. Trudy Metallurgicheskiye zavody i krest'yanstvo: problemy so-tsial'noy organizatsiipromyshlennosti Rossii i Shvetsii v ranneindustrial'nyy period [Proc. of Metallurgical plants and the peasantry: the problems of social industry organization of Russia and Sweden in the early industrial period]. Yekaterinburg, 1992, pp. 87-94.

17. Chernoukhov E.A. Gornozavodskoye obrazovaniye na Urale vXIX v. Diss. kand. ist. nauk [Mining education in the Urals in the XIX century. Cand. hist. sci. diss.]. Yekaterinburg, 1998. 242 p.

18. Sbornik materialovpo tekhnicheskomu iprofessional'nomu obrazova-niyu [Collection of materials on technical and professional education]. St. Petrsburg, Balasheva Publ., 1895. 566 p.

19. Sbornik postanovleniy po ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. T. 10: Tsarstvovaniye imperatora Aleksandra III, 1885-1888 gody [Collection of resolutions on the Ministry of Public Education. Vol. 10: The reign of Emperor Alexander III, 1885-1888]. St. Petersburg, Obshchestvennaya pol'za Publ., 1894. p. 1084.

20. Sbornik postanovleniy po ministerstvu narodnogo prosveshcheniya. T. 10: Tsarstvovaniye imperatora Aleksandra III, 1885-1888 gody [Collection of resolutions on the Ministry of Public Education. Vol. 10: The reign of Emperor Alexander III, 1885-1888]. St. Petersburg, Obshchestvennaya pol'za Publ., 1894. Pp. 860-934.

21. TSGIAL, f.741, op.1, d.62, l.40 [Central State Historical archive, , f.741, inv.1, c.62, l.40].

22. GAPO, f.42, op.1, d.322, l. 132 [State archive of Penza region, f.42, inv.1, c.322, l. 132].

23. F. I-180, 8yed. khr, 1896-1909gg., op. 1, 2 [F. I-180, 8 storage unit, 1896-1909., inv. 1, 2].

24. F. I-184, 1 yed. khr., 1909-1914gg, op. 1 [F. I-184, 1 storage unit, 1909-1914, inv. 1].

25. F. I-155, 41 yed. khr., 1910-1917gg., op. 1 [F. I-155, 41 storage unit, 1910-1917, inv. 1].

26. Polozheniye o tekhnicheskikh zheleznodorozhnykh uchilishchakh Ministerstva putey soobshcheniya. PSZRI. Sobraniye (1881-1913). T. 6. Zakony 3436-4137. №3611 (07.04.1886) [The regulation on the railway technical schools of the Ministry of Railways. PSZRI. Collection (1881-1913). Vol. 6. Laws 3436-4137. No. 3611 (07.04.1886)]. St. Petersburg, State Publ., 1894. pp. 143-147.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Павлидис Виктория Дмитриевна, д.п.н., проф., завкафедрой Victoriya D. Pavlidis, Dr. Sci. (Ped.), Prof., Head of the Department of

информатики и прикладной математики, Институт управления рисками Informatics and Applied Mathematics, Institute for Risk Management and

и комплексной безопасности, Оренбургский государственный аграрный Integrated Security, Orenburg State Agrarian University.

университет. Sofiya B. Pavlidis, Student, Sergo Ordzhonikidze Russian State University for

Павлидис София Борисовна, студент, Российский государственный Geological Prospecting. геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ).

История и педагогика естествознания

В9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.