УДК 37.01(470)
ББК 74.2 И 27
Игтисамова Галлия Рашитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, математики и естественных наукиФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет" филиал в г. Октябрьский (ФГБОУ ВПО УГНТУ).
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
(рецензирована)
Статья посвящена краткому анализу основных этапов формирования профессионального образования в дореволюционной России, основное внимание уделяется проблемам профессионального образования 1860-1917 гг., поскольку в данный период система профессионального образования приобрела практически завершенный вид и в значительной мере отражала запросы общественности.
Ключевые слова: профессиональное образование, попечительства, профессиональные
училища, ремесленные классы, классы ручного труда, сельские учебные мастерские.
Igtisamova Gallia Rashitovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Information technologies, Mathematics and Natural Sciences, FSBEI HPE "Ufa State Oil Technical University” branch in Octyabrskii (FSBEIHPE USOTU).
FORMATION OF VOCATIONAL EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
(reviewed)
The article gives a brief analysis of the main stages of the formation of professional education in pre-revolutionary Russia, the main attention is paid to vocational education in 1860 - 1917-s, because in this period the system of vocational education acquired substantially completed form and largely reflected the requests of the public.
Key words: vocational education, welfare, vocational schools, vocational classes, classes of manual labor, rural educational workshops.
Начальный этап становления в России системы профессионального образования определяется исследователями неоднозначно. На наш взгляд, о первых формах профессионального образования в России можно говорить применительно к VI веку. Именно тогда профессиональное обучениестало формироваться в системе ремесленного ученичества. За период с ^до XVII вв. ремесленное обучение претерпело ряд принципиальных изменений: индивидуальное обучение сменилось групповым обучением ремеслу в рамках разросшихся мастерских, трансляция опыта уступила место простейшей методике в обучении профессии. Обучение в ремесленных мастерских данного периода можно рассматривать как подготовительную ступень для формирования в России действительно профессионального образования.
В отличие от ремесленного образования, профессиональное связано с практикой обучения подрастающего поколения как производственным, так и непроизводственным умениям и навыкам с опорой на научно-теоретические знания, поэтому можно согласиться с тем, что такой тип образования начинает формироваться в России лишь при Петре I. Тогда появились специальные школы, обучающие послов, лекарей, работников типографий, были созданы школы математических и навигационных наук, геодезические школы, школы нового типа - так называемые горнозаводские, где изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства. Эти школы стали предшественниками современных профессиональных учебных заведений.
В XVIII в. в России профессиональное образование, в основном, существовало в форме высших технических учебных заведений, для которых подготовительной ступенью должны были служить реальные училища. Возникновение же средних и низших технических училищ восходит
к1860-м гг., если не считать более ранних попыток учредить в государственных имениях образцовые фермы и другие низшие школы с целью подготовки служащих и прочих специалистов для рудников и других правительственных предприятий. Именно с 1860-х гг. до революции 1917 г. система профессионального образования в дореволюционной России переживает время своего наивысшего развития. В эти годы организация профессионального образования получила прочную законодательную основу, были созданы основные типы профессиональных учебных заведений разных уровней. Впервые в содержание профессионального образования были введены планы, определявшие основные пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников. В этих планах главное место заняли специальные предметы.
Стоит отметить, что в 1860-х гг. устройство профессиональных школ предоставлено было инициативе частных лиц и общественных учреждений. К началу 1880 г. (с включением высших технических учебных заведений, горных училищ, мореходных классов, художественнопромышленных школ) число таких учебных заведений составляло 69. Изначально онинаходились в ведении министерства финансов, и только в 1881 г. училища эти были переданы в ведение министерства народного просвещения, при ученом комитете которого в 1883 г. учреждено было особое отделение по техническому и профессиональному образованию. В эти годы главным идеологом развития профессионального образования в России можно считать И.А. Вышнеградского. Предложенный им «Общий нормальный план промышленного образования в России» был принят правительством как план развития. Под его руководством были разработаны высочайше утвержденные 7 марта 1888 г. «Основные положения о промышленных училищах», которые впервые в России законодательно установили единую систему разрозненных прежде профессиональнотехнических учебных заведений. Их подразделили по типам:
- средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других руководителей промышленного дела;
- низшие технические училища, подготавливавшие рабочих для определенного производства;
- ремесленные училища, обучавшие конкретному ремеслу, связанному чаще всего с бытом людей [1, с. 174].
Все ступени профессионального образования требовали от учеников определенного уровня образованности и начальной грамотности. Для вступления в среднюю техническую школу требовалось окончание курса в первых пяти классах реального училища или другого равного ему среднеобразовательного учебного заведения, для вступления в низшую техническую школу -окончание курса в городском, уездном или двухклассном сельском училище, для вступления в ремесленное училище - окончание курса в начальном училище. Лица, не имеющие аттестатов об окончании курса в вышеуказанных общеобразовательных учебных заведениях, принимались в промышленные училища в том случае, если они работали в промышленных заведениях и на основе полученного ими опыта могли пройти ряд испытаний, свидетельствующих, что они могут успешно следовать за курсом училища.
Законом 1888 года было установлено, что в промышленные училища принимаются лица всех состояний и вероисповеданий, ограничения могли вводиться только для училищ, «всецело содержимых на средства сословий или частных лиц». Обучение в профессиональных училищах было платным. Размер платы за учение в училищах зависел от решения содержателей данных учебных заведений, которыми могли выступать казна, общества, земства или частные лица.
В следующем, 1889 году министерство народного просвещения выработало уставы трех основных типов промышленных училищ - среднего технического, низшего технического и ремесленного. Средние технические училища, в зависимости от местных условий и потребностей, могли учреждаться для механической, химической, строительной, сельскохозяйственной и горнозаводской отраслей, причем в одном училище могло быть несколько специальных отделений. Низшие технические учреждались только для первых трех специальностей и существовали отдельно по каждой из них или соединялись в одно училище с отделениями для двух или всех трех специальностей. Ремесленные училища служили для практического изучения ремесел по обработке металлов и дерева, а в случае надобности в них могло вводиться изучение литейного дела и ткачества. Таким образом, ремесленные училища предназначались для подготовки на фабрики и заводы рабочих по обработке металлов и дерева. Для подготовки сведущих ремесленников, которые могли бы самостоятельно руководить небольшими мастерскими и ремесленными заведениями, законом 20 декабря 1893 г. был установлен особый тип профессиональных училищ - школы ремесленных
учеников с трехлетним курсом. В учебных заведениях данного типа обучались мальчики в возрасте 11-14 лет, получившие образование в начальной школе. В первые два года они обучались общим приемам того или другого мастерства, а на третьем курсе изучали также и специальные предметы по отдельным отраслям ремесла, в зависимости от местных потребностей. Школы ремесленных учеников были призваны, таким образом, заменять собой период ученичества у частных мастеров. Предполагалось, что по окончании курса в этих школах, мальчики, в возрасте 15-16 лет, поступят к частным мастерам или в мастерские для завершения своего ремесленного образования и благодаря своей школьной подготовке, особенно навыкам в рисовании и черчении, смогут получить звание подмастерья раньше срока, положенного ремесленным уставом. Школы ремесленных учеников предназначались для тех городов и селений, в которых развиты ремесла, а также существуют фабрики и заводы.
Для того же, чтобы открыть доступ к ремесленному образованию крестьянским детям, не отрывая их от села, закон 24 февраля 1895 г. выработал тип низшей ремесленной школы. Школы этого рода учреждались в деревнях для обучения одному или нескольким ремеслам (преимущественно, находящимся в связи с местными кустарными промыслами) и имели 4-
летний курс, причем первые три года назначались на упрочение общего образования, полученного в начальной школе и на приобретение навыка в основных приемах данного ремесла, четвертый же год занятия носили исключительно практический характер, предназначались для усовершенствования ремесла.
Примечательно, что в конце XIX - начале XX вв. правительство было озабочено тем, чтобы профессиональное образование четко соответствовало потребностям развивавшейся промышленности. С этой целью при промышленных училищах создавались попечительства. В них входили представители местной промышленности, с которыми согласовывалось преподавание специальных предметов и которые также заботились об увеличении материальных средств данного училища. Действительно, содержание промышленных училищ, как оказалось, было сопряжено со значительными затратами, большими, чем при создании обычных учебных заведений. Впоследствии для сокращения расходов по устройству и оборудованию средних технических училищ, министерство будет присоединять их к реальным училищам, чтобы сократить расходы на содержание лабораторий, кабинетов и закупку учебных пособий. При этом стоит сказать, что значительная доля финансирования профессиональных училищ осуществлялась обществами, земствами и частными лицами.
Независимо от училищ, образованных согласно основным положениям 1888 г., в ведении министерства народного просвещения состояло также более 60 различных технических и ремесленных училищ, существующих на основании особых уставов, и ряд ремесленных классов и отделений при общеобразовательных учебных заведениях. Эти классы и отделения, которые с 1866 г. стали открываться при начальных, одно- и двухклассных сельских, уездных и городских училищах, стремились дать возможность ученикам, окончившим их курс, иметь известный заработок по избранному ими ремеслу или, по крайней мере, пользоваться в сельском быту полученными знаниями. В ремесленных отделениях и классах обучались преимущественно ученики школы, но принимались также с целью изучения ремесла и лица, уже окончившие школу. В большей части училищ введено было одно, во многих два, три и даже четыре, а в нескольких даже 5 и более ремесел. Из ремесел всего чаще изучались столярное, токарное по дереву, сапожное, слесарное, кузнечное, переплетное [2, с. 442].
Поскольку число профессиональных училищ России все-таки было невелико, правительством в 1890-х гг. были приняты меры к распространению в школах занятий ручным трудом и к организации, при содействии обществ и частных лиц, вечерних и воскресных курсов при общеобразовательных и промышленных училищах. Циркуляром от 18 февраля 1895 г. министерство народного просвещения предложило начальникам как общеобразовательных средних учебных заведений, так и всякого рода училищ, особенно промышленных, войти в сношение с местными обществами, фабрикантами и заводчиками для выяснения местных потребностей в профессиональных курсах для рабочих и для определения доли участия их в содержании курсов. Циркуляр рекомендует для начала озаботиться устройством вечерних и воскресных занятий по рисованию и черчению для ремесленников и заводских рабочих в применении к тем ремеслам, которыми они занимаются, и курсов по технологии этих ремесел, а также по физике, химии и проч. С посетителей курсов циркуляр рекомендует взимать некоторую весьма незначительную плату, дабы этим путем обеспечить более исправное посещение курсов и
серьезное к ним отношение со стороны учащихся. Общее заведование всем делом профессионального образования было вверено учрежденному в 1893 г., в составе департамента народного просвещения, особому отделению, состоящему в управлении одного из членов совета министра на правах директора департамента. С 1898 г. при отделении была образована и особая инспекция для надзора за промышленными училищами.
Особый тип профессионального учебного заведения представляли собой состоящие в ведении министерства финансов сельские ремесленные учебные мастерские. Согласно положению о них, Высочайше утвержденному 10 марта 1897 г., сельские ремесленные учебные мастерские учреждались за счет казны или за счет обществ и частных лиц, в селениях или при сельскохозяйственных экономиях и заведениях для изготовления сельскохозяйственных машин, с целью подготовки для сельского хозяйства рабочих, опытных в уходе за земледельческими машинами и орудиями, в ремонте их и в изготовлении орудий и несложных частей названных машин, а также и других предметов сельского обихода, для производства которых требуется знание плотнично-столярного и кузнечно-слесарного мастерства. Обучение в учебных мастерских было бесплатным, продолжительность курса определялась министерством финансов для каждой мастерской в отдельности, в зависимости от объема преподаваемых знаний и умений. В низший класс сельских ремесленных учебных мастерских принимались подростки не моложе 14 лет, преимущественно обладающие познаниями по общеобразовательным предметам в объеме курса начальных училищ, но для заполнения определенного уставами мастерских комплекта учеников допускался прием лиц, хотя бы и не удовлетворяющих указанным требованиям, но во всяком случае обученных грамоте и счислению. Те из учеников, окончивших с успехом полный курс обучения в сельских ремесленных учебных мастерских, которые имели свидетельства об окончании начального или равного ему училища и прослужили на практике, по своей специальности, в сельскохозяйственных экономиях два года, получали звание сельского подмастерья, а те, которые прослужили пять лет - звание сельского мастера. Свидетельства на эти звания выдавались фабричным инспектором или губернским механиком, которым было вверено наблюдение за деятельностью сельских ремесленных учебных мастерских; непосредственное же заведование мастерской и общежитием при ней, если таковое учреждено, возлагалось на особого управляющего.
Формирование в дореволюционной России системы профессионального образования сыграло значительную роль в быстром экономическом развитии страны в начале XX века. С 1860-х гг. до 1917 года в России были выстроены различные направления развития профессионального образования в зависимости от уровня овладения профессией, специализации учебных заведений, форм финансирования. Сложилась устойчивая традиция взаимодействия системы профессионального образования и общества. Поэтому опыт организации профессионального образования в России до 1917 года требует особенного изучения и анализа.
Литература:
1. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. 359 с.
2. Рождественский С.В. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. СПб., 1912.
References:
1. Konstantinov N. A., Struminski V.J. Essays on the history of primary education in Russia. M., 1953.
359p.
2. Rozhdestvensky S.V. Essays on the History of Public Education in Russia in 18 -19 centuries. St.Ptb.,
1912.