Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений в России конца xix - начала XX В. (по материалам сборников по техническому и профессиональному образованию 1896-1905 гг. )'

Подготовка педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений в России конца xix - начала XX В. (по материалам сборников по техническому и профессиональному образованию 1896-1905 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL EDUCATION / LOWER AND SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TEACHINGS TAFF / TRADE AND COMMERCIAL SCHOOLS / TEXTBOOK AND MANUALS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НИЗШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ТОРГОВЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров М.А.

В статье в историческом плане раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений. По материалам «Сборников по техническому и профессиональному образованию» анализируются вопросы численности преподавательского состава профессиональной школы, уровень их профессиональной подготовки, сословный состав, финансовое положение и статус. Особое внимание уделяется недостаткам в организации учебного процесса, В методике преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The training of teachers for lower and secondary vocational educational institutions in Russia in the late XIX - early XX century (on the materials of books on technical and vocational education, 1896-1905)

The article discloses the problem of training teachers for lower and secondary vocational educational institutions. Basing upon the materials "Books on technical and vocational education" the author focuses on the issues of the quantity of teaching staff of vocational schools, the level of their training, a class structure, financial position and status. Special attention is paid to the shortcomings in the organization of educational process and in teaching methods.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений в России конца xix - начала XX В. (по материалам сборников по техническому и профессиональному образованию 1896-1905 гг. )»

► ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСЛЕДОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ НИЗШИХ И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ КОНЦА XiX - НАЧАЛА XX в. (по материалам сборников по техническому и профессиональному образованию 1896-1905 гг.)

THE TRAINING OF TEACHERS FOR LOWER AND SECONDARY VOCATiONAL EDUCATiONAL

iNSTiTUTiONS IN RUSSIA IN THE LATE XIXTH - EARLY XX CENTURY

(on the materials of books on technical and vocational education, 1896-1905)

Гончаров Михаил Анатольевич

Заместитель заведующего кафедрой педагогики «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, доцент E-mail: rust20@yandex.ru

Goncharov Mikhail A.

Deputy Head of the department of pedagogy "Higher school of education" Moscow State Pedagogical University, Doctor of Education, Associate Professor E-mail: rust20@yandex.ru

Аннотация. В статье в историческом плане раскрываются проблемы подготовки педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений. По материалам «Сборников по техническому и профессиональному образованию» анализируются вопросы численности преподавательского состава профессиональной школы, уровень их профессиональной подготовки, сословный состав, финансовое положение и статус. Особое внимание уделяется недостаткам в организации

Annotation. The article discloses the problem of training teachers for lower and secondary vocational educational institutions. Basing upon the materials "Books on technical and vocational education" the author focuses on the issues of the quantity of teaching staff of vocational schools, the level of their training, a class structure, financial position and status. special attention is paid to the shortcomings in the organization of educational process and in teaching methods.

учебного процесса, в методике преподавания. Ключевые слова: профессиональное образование, низшие и средние учебные заведения, педагогические кадры, торговые

Keywords: vocational education, lower and secondary educational institutions, teaching staff, trade and commercial schools, textbooks and manuals.

и коммерческие школы, учебники и учебные пособия.

Многоплановый характер профессиональных учебных заведений, а также различная их ведомственная подчиненность - все это на протяжении длительного времени затрудняли создание единых правил их организации и деятельности. Попытки разработки таких нормативных документов делались Министерством народного просвещения (МНП) неоднократно, но, как правило, завершались утверждением организационных документов для конкретных учебных заведений или в лучшем случае для отдельной их группы. Отсутствие общих руководящих документов по подготовке педагогического корпуса для средних и низших профессиональных училищ и школ не позволяло установить единые организационные формы этих учебных заведений, определиться с их задачами, структурой управления, источниками финансирования, правилами приема учащихся, учебными планами и пр. Нерешенность этого вопроса становилось, в конечном итоге тормозом в развитии профессионального образования в стране.

Решительный поворот в этом отношении был сделан в конце 80-х - начале 90-х гг. XIX в. при утверждении «Основных положений о промышленных училищах» и их уставов. В 1889 г. они были утверждены Александром III и с этого времени вступили в законную силу. Позднее в 1893 и 1895 гг. уставы были утверждены для школ ремесленных учеников и низших ремесленных школ, состоявших в ведении Министерства народного просвещения, а также для сельских ремесленных учебных мастерских Министерства финансов. Эго были самые дешевые профессиональные учебные заведения.

Учебные заведения других отраслей профессионального образования, подчиненные разным ведомствам, также к концу XIX в. имели, как отмечалось ранее, соответствующие законоположения, которые определяли их деятельность: «Положение о сельскохозяйственном образовании» (1878), «Положение о технических железнодорожных училищах» (1886), «Положение о коммерческих учебных заведениях» (1896) и др. На основе названных документов нами исследованы вопросы подготовки педагогических кадров для низших и средних профессионально-технических учебных заведений в России конца XIX - начала XX в.

Архивные материалы и историко-педагогическая литература бедны сведениями о педагогическом персонале низшей и средней профессиональной школы. В разбросанных по территории огромной российской империи сотнях училищ, школ, курсов и классов различной профессиональной направленности трудились тысячи учителей, имевших разное образование - от высшего и среднего до низшего. Среди последних, большинство которых были преподавателями практических работ, находились и вовсе неграмотные, пришедшие в учебные заведения непосредственно с фабрик и заводов, или самоучками.

Разная штатная численность преподавателей в одинаковых по основным функциям учебных заведениях, различная оплата труда, чины по штату, правила назначения на должность были главной причиной отсутствия систематических и подробных сведений о них, какие, например, существовали в отчетах Министерства народного просвещения о преподавательском корпусе высших учебных заведений. Играло роль и то, что уровень преподавателей этих учебных заведений не заботил власть, поскольку речь шла не столько о подготовке ими руководителей тех или иных работ на производстве, сколько об их исполнителях. Не случайно в штатных расписаниях средних и низших учебных заведений отсутствовали какие-либо требования к полу, национальности и сословной принадлежности учителей. Исключение составляли только мужские и женские курсы коммерческих школ, в которых был соответственно мужской и женский преподавательский состав. Отсутствие обобщающих сведений за разные периоды времени затрудняет анализ преподавательского состава профессиональной школы.

Одним из основных показателей деятельности профессиональной школы является численность ее преподавательского состава. О численности преподавательского корпуса средних и низших промышленных учебных заведений можно судить по данным за 1898 г. К этому времени в стране функционировало 80 профессиональных училищ и школ, из них: 8 средних и 10 низших училищ, 18 ремесленных училищ, 14 школ ремесленных учеников и 30 низших ремесленных школ. Число учащихся в этих учебных заведениях составляло 11 963 человека.

Численность административного аппарата и преподавательского состава составляла 1410 человек, в число которых входили:

• заведующие учебными заведениями 152 чел.;

• законоучителя 143 чел.;

• преподаватели общеобразовательных предметов 258 чел.;

• преподаватели специальных предметов 249 чел.;

• руководители практических работ 256 чел.;

• прочие должностные лица 352 чел. [1, с. 44-46].

Как видно из приведенных данных, преподаватели составляли около двух третей от общей численности тех, кто руководил учебными заведениями и обеспечивал обучение учащихся (906 чел. или 64,2%). Внутри преподавательского состава соотношение численности преподавателей общеобразовательных, специальных предметов и руководителей практических работ было почти одинаковым - около 250 человек, значительно меньше - 143 человека были законоучителями.

К началу XX в. численность технических и ремесленных учебных заведений резко возросла, соответственно изменилось и число работавших в них преподавателей (табл. 1).

В 22 средних технических учебных заведениях с общей численностью учащихся 4746 человек работало 268 преподавателей, т.е. на каждое училище приходилось в среднем чуть более 12 преподавателей, а на одного преподавателя - около 18 учащихся. Иные показатели были в низших технических училищах и школах. В 21 низшем учебном заведении с общей численностью учащихся 2316 человек работало 147 преподавателей, т. е. в среднем на каждое училище или школу приходилось только 7 учителей, а на одного учителя - около 16 учащихся.

Таблица 1

Педагогические кадры средних и низших технических учебных заведений

в 1902-1903 учебном году [2, с. 196]

Типы учебных Количество Число Число

заведений учебных заведений преподавателей учащихся

Технические:

- средние; 22 268 4746

- низшие 21 147 2316

Ремесленные:

- училища МНП; 25 158 2260

- училища вне 66 338 5562

ведомства МНП;

- школы ремесленных 26 164 1872

учеников;

- низшие ремесленные

школы 91 288 2959

Итого 251 1363 19715

Что же касается всех типов ремесленных училищ и школ, общая численность которых составляла 228, то в них на каждое учебное заведение приходилось в среднем по 4,5 учителя, на одного учителя 13,3 учащихся. Таким образом, чем ниже был уровень технического учебного заведения, тем меньше было в нем преподавателей.

Такая же картина наблюдается в отношении численности учащихся в расчете на одного преподавателя. Наименьшей она была в ремесленных училищах - 13 учеников, наибольшей - 18 учеников в средних учебных заведениях. Причиной тому была немногочисленность учащихся в основной массе ремесленных училищ и необходимость иметь при этом укомплектованный штат преподавателей.

Близкая картина численности преподавателей на одно учебное заведение наблюдалась и в сельскохозяйственных училищах и школах. В 1902/03 учебном году в стране было 189 таких училищ и школ, где работало 797 преподавателей, из них в 11 средних учебных заведений этого профиля работало 144 преподавателя. Средняя численность преподавателей на одно такое учебное заведение составляла 13 человек, а на одного преподавателя приходилось около 13 учащихся, то есть на 5 человек менее, чем в средних технических училищах. В низших 178 сельскохозяйственных училищах было 653 преподавателя и 6678 учащихся. Здесь на одно училище приходилось около 4 преподавателей и на одного преподавателя - чуть более 10 учащихся.

В коммерческих учебных заведениях в зависимости от их типов существовала значительная разница как в численности учащихся на одного преподавателя, так и в числе преподавателей на одно учебное заведение (табл. 2).

В коммерческих училищах на одного преподавателя приходилось 12,8 учащихся, в торговых школах 13, в торговых классах - более 35, в коммерческих курсах 10. Наибольшее

Таблица 2

Педагогические кадры коммерческих учебных заведений в 1902-1903 учебном году [2, с. 204-205]

Типы учебных заведений Количество учебных заведений Число преподавателей Число учащихся

Коммерческие училища 53 1290 16505

Торговые школы 40 521 6825

Торговые классы 30 203 7223

Курсы коммерческих знаний 24 166 1698

Итого 147 2180 32251

число преподавателей на одно учебное заведение было в коммерческих училищах - 24, в коммерческих школах почти в 2 раза меньше 13, в торговых классах - 6,7, в курсах коммерческих знаний - 6,9.

Иной была численность преподавателей в таких учебных заведениях непроизводственного профиля, как художественные училища, школы и курсы (табл. 3). Здесь в начале XX в. было в среднем 14 преподавателей на одно учебное заведение и 11 учащихся на одного преподавателя.

Численность педагогов в театральных учебных заведениях в значительной степени зависела от специфики обучения актерскому ремеслу. Индивидуальные формы обучения здесь были основными. Так, на драматических курсах при Императорском театральном училище в Петербурге на одного преподавателя приходилось всего три-четыре ученика. Еще меньше учеников - два-три человека на одного педагога приходилось в самом Императорском театральном училище.

В начале XX в. значительное число средних и низших профессиональных учебных заведений - находилось в ведении Министерства торговли и промышленности, в которых работало около 8000 преподавателей.

В табл. 3 представлены основные типы средних и низших профессиональных учебных заведений, подведомственных Министерству торговли и промышленности. Подавляющее их большинство - более 450 (65%) были коммерческими. В этих же учебных заведениях работало и большинство преподавателей - 84% от общей их численности. Приведенные в табл. 3 данные позволяют судить о таких средних показателях, как число преподавателей на одно профессиональное учебное заведение (11,3 чел.) и численность учащихся на одного учителя (13,7 чел.). Эти же показатели, если их рассматривать по отдельным типам учебных заведений, разумеется, будут иными. Например, наименьшее число учащихся на одного преподавателя - 10-11 человек было в частных коммерческих училищах и торговых школах (уровень образования в которых, в том числе и по этой причине, был достаточно высоким), наибольшее - около 23 человек в торговых классах, т. е. там, где обучали лишь элементарным навыкам коммерческого дела.

В профессиональных учебных заведениях всех типов работали штатные, сверхштатные и те, которые вели различные предметы, не являясь сотрудниками учебных

Таблица 3

Численность преподавательского состава в средних и низших профессиональных учебных заведениях Министерства торговли и промышленности в 1913 году [3, с. 16]

Типы учебных заведений Количество учебных заведений Число преподавателей Число учащихся

Коммерческие училища

общественные 135 2598 36 947

частные 93 1674 17 844

Торговые школы

общественные 92 1071 14612

Торговые классы 25 265 6085

Курсы коммерческих знаний

общественные 30 171 2285

частные 82 395 6524

Художественно- 81 433 6021

промышленные

Технические и ремесленные 89 721 9265

Горные и технические 10 88 1302

Сельские ремесленные 58 нет сведений 2411

Итого 695 7416 103 296

заведений. Наибольшее число преподавателей - около 65% работало в коммерческих училищах, в которых также наибольшим было число штатных и внештатных преподавателей. Сверхштатные преподаватели для всех учебных заведений были исключением, поскольку это всегда было связано с дополнительными затратами. Численность внештатных преподавателей не регулировалась никакими законодательными актами и ограничивалась лишь финансовыми возможностями учебных заведений. Не случайно поэтому в большинстве штатных расписаний профессиональных училищ и школ, и не только коммерческих учебных заведений, в графе «Преподаватели» не указывалась их численность, а значилась лишь годовая сумма оплаты их труда. То есть заработная плата этой категории учителей полностью зависела от руководства учебного заведения, что открывало им целесообразную в организационно-педагогическом отношении свободу действий.

Средние и низшие профессиональные учебные заведения испытывали постоянный дефицит преподавательских кадров. Железнодорожные училища, считавшиеся для своего времени передовыми, не всегда были таковыми, в том числе и потому, что также испытывали острый недостаток в преподавательских кадрах. Особенно это касалось преподавателей

специальных дисциплин, которых практически никто не готовил. Более того, большинство из них не имели даже достаточного опыта работы на транспорте. В 1885/86 учебном году в 29 существовавших к тому времени железнодорожных училищ работало 319 преподавателей, из которых только 61 совмещали работу в училище с практической деятельностью на транспорте. Большинство училищ были малочисленными, число учащихся в них колебалась в пределах 50-100 человек и поэтому в них преподавали специальные дисциплины всего по несколько человек, вынужденно совмещая чтение не схожих между собой предметов.

Дефицит в квалифицированных преподавательских кадрах испытывали учебные заведения речного флота. В «Уставе Нижегородского речного училища» (1887) отмечалось, что «целью училища было сообщение речным и озерным капитанам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности» [4, с. 47-48]. Вместе с тем большинство преподавателей специальных предметов этого и в дальнейшем вновь открывшихся речных училищ составляли отставные моряки-практики, которые могли обучать будущих судоводителей и механиков лишь на основании своего личного опыта, а не на основе «научных сведений». Преподавателями специальных предметов в учебных заведениях водного транспорта были нередко находившиеся в отставке морские офицеры, которые были слабо знакомы со спецификой торгового мореплавания. Этим учебным заведениям было значительно проще организовать преподавание общеобразовательных предметов, поскольку их читали учителя местных гимназий и уездных училищ. Нехватка преподавателей приводила, в конечном счете, к неквалифицированному преподаванию дисциплин.

Многочисленные жалобы с мест о нехватке квалифицированных преподавательских кадров в технических учебных заведениях, особенно по специальным предметам и производственному обучению побудили Министерство народного просвещения принять меры по организации подготовки преподавателей. В 1892 г. министерством были изданы «Правила для приготовляющихся в учителя специальных предметов и руководители практических занятий в средних и низших технических училищах». Правила предусматривали прием на должности преподавателей специальных предметов в средние и низшие технические училища тех, кто окончил курс по соответствующей специальности в высшем учебном заведении, а на должности руководителей практических занятий - имевших среднее техническое образование. Общим условием для тех и других была предварительная, до поступления в учебное заведение, практическая подготовка в течение одного-двух лет.

Реализовать эти «Правила» на практике большей частью не удавалось. Скорее это были пожелания, чем обязательные требования, поскольку в стране вообще не хватало специалистов с высшим и средним техническим образованием не только для преподавания, но и для промышленности, сельского хозяйства и других отраслей производства. При этом следует учитывать, что в сфере производства инженеры и техники получали более высокую зарплату, чем в учебных заведениях и поэтому отдавали предпочтение именно этому роду деятельности.

Дефицит преподавательского состава вынудил Министерство народного просвещения пойти на попятную и в виде временной меры снизить образовательный

ценз как для преподавателей специальных предметов, так и для руководителей производственного обучения. На эти должности было разрешено принимать лиц, даже не имевших технического образования, но «по своим техническим познаниям и подготовке, опытности могущих с успехом заведовать ремесленными заведениями, а также занимать в них должности преподавателей и руководителей практических работ» [5, с. 80-81]. Разумеется, такая обтекаемая формулировка лишь закрепляла прежние подходы к комплектованию учебных заведений учителями, не имевшими специального образования.

Свои особенности имела подготовка преподавательских кадров для художественно-промышленных учебных заведений. В XVIII в. первыми преподавателями художественных ремесел были народные умельцы, которые передавали секреты своего ремесла «по наследству». Позже некоторые из них получали образование в Академии художеств, за границей, а с середины 1920-х и в 1930-е гг. в открывшихся в России рисовальной школе и рисовальных классах С. Г. Строгонова. Выпускники этих учебных заведений работали на предприятиях или становились преподавателями рисования и черчения в реальных гимназиях, в уездных и других равных им училищах. Преподавателями художественных ремесел в низших технических училищах нередко становились выпускники Симбирского ремесленного училища графа Орлова-Давыдова, училища цесаревича Николая в Петербурге, Кулибинского ремесленного училища и др.

При разработке «Положения о художественно-промышленных учебных заведениях» (1902) вопрос о подготовке преподавательских кадров вновь был поставлен на повестку дня. При обсуждении «Положения» Академия художеств возражала против организации при художественно-промышленных училищах и школах педагогических курсов, поскольку их выпускники не смогут получить в этих учебных заведениях соответствующей подготовки. Министерство финансов наоборот считало, что «окончившие художественно-промышленное училище и школу в смысле общего художественного развития ни коем образом не будут стоять ниже уровня учителей рисования, в большинстве приобретающих права на основании правил от 5 июля 1832 г.» [6, с. 156].

«Положение» (1902) предусматривало, что преподавателями общеобразовательных и специально-художественных предметов, а также руководителями учебных занятий в мастерских в художественно-промышленных учебных заведениях всех разрядов могли быть выпускники художественно-промышленных училищ. В низших учебных заведениях этого же профиля - те, кто окончил художественно-промышленные школы и педагогические курсы при них. Однако, как и в случае с правилами 1892 г., новые правила не могли быть полностью внедрены в практику работы учебных заведений все по той же причине - из-за отсутствия необходимого числа преподавательских кадров. Осознавая это, разработчики правил внесли в него пункт, разрешающий «в исключительных случаях» принимать преподавателями художественных предметов и руководителями учебных занятий в мастерских тех, кто был известен своими художественными познаниями и деятельностью, что и так фактически делалось повсеместно.

Дефицит преподавателей художественных предметов так и не был преодолен. Попытка найти иные пути для решения этого вопроса была сделана участниками

III съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (19031904). В резолюции съезда отмечалось: «...ввиду того, что наука и искусство прогрессируют, необходимо устраивать курсы для работающих учителей», а «для учителей общих предметов организовать курсы для введения рисования во всех начальных училищах» [7, с. 26-28]. Такие курсы были созданы в Одесском учебном округе, Таврической губернии, Екатеринославле и других местах. В 1904 г. Строгановское училище в Москве и училище барона Штиглица в Санкт-Петербурге добились права приглашать на должности преподавателей рисования, черчения и каллиграфии своих выпускников. Однако в целом, учитывая все более растущие потребности народного хозяйства страны, этого было явно недостаточно. Министерству финансов, в ведении которого находились профессиональные средние и низшие художественно-промышленные учебные заведения, так и не удалось создать сколько-нибудь удовлетворительную систему для подготовки учителей этого профиля.

Быстрый рост промышленности в конце XIX - начале XX в. и необходимость в связи с этим готовить соответствующих специалистов привели к тому, что для распространения профессионального образования начали внедрять в общеобразовательных школах обучение ручному труду. К началу 1900-х гг. в России насчитывалось около 300 таких школ. В 1896 г. для подготовки соответствующих учителей в ряде учительских институтов была введена должность преподавателя ручного труда. Это было сделано при учительских институтах в Петербурге, Москве, Вильно, Казани и Тифлисе, а также в учительских семинариях в Волчанске, Вельске и Благовещенске. Кроме того, при Петербургском и Московском учительских институтах были учреждены должности помощников преподавателей ручного труда [1, с. 44-46].

О том, насколько остро Россия того времени нуждалась хотя бы в сколько-нибудь грамотных работниках, писал российский педагог и деятель по техническому образованию А. Г. Небольсин: «Население наше не менее чем в агрономических и технических познаниях, нуждается в профессиональном обучении различным мастерствам, необходимым в сельском быту. Нынешние деревенские кузнецы, слесаря, столяры в общем представляют относительно мастерства лишь только то же, что знахарь или коновал относительно медицины или ветеринарии» [8, с. 174-175].

Серьезным препятствием в деле создания системы профессионального образования в России было не только отсутствие необходимого числа хорошо подготовленных преподавателей, но также учебников и учебных пособий. На это в частности было обращено внимание I съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию, состоявшемуся конце в 1889 - начале 1890 гг. В «Трудах» оргкомитета этого съезда констатировалось: «Почти все технические и ремесленные училища заявляют, что отсутствие программ и учебников по специальным предметам, и, отчасти, - более или менее подготовленных к преподаванию этих предметов - учителей, немало замедляет целесообразное развитие училищ» [9, с. 27].

Не способствовали правильной постановке учебного дела в профессиональной школе и очевидные недостатки в организации учебного процесса, в методике преподавания. Сложившаяся в России многоликая ведомственная подчиненность учебных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заведений оказывала отрицательное влияние и на профессиональную школу. В частности, это выражалось в том, что учебные заведения, подчиненные различным ведомствам, не придерживались единых организационных форм учебной работы и определенных методов обучения.

Этот недостаток, в частности, обсуждался на совещании Министерства народного просвещения (1898) с руководителями промышленных учебных заведений. Как выяснилось, в большинстве промышленных учебных заведений применялась классно-урочная форма обучения, а в некоторых, особенно по специальным предметам, - лекционно-зачет-ная. Преподаватели переносили методы обучения в общеобразовательных школах на профессиональные учебные заведения и широко использовали словесные методы обучения. Специфика профессиональной школы, в которой важную роль играли активные методы и приемы обучения, такие как эвристический метод, лабораторные занятия, практические работы, экскурсии на производства применялись лишь отдельными педагогами.

Выяснение этого существенного недостатка на названном совещании не привело к каким-либо конкретным мерам со стороны Министерства народного просвещения. Министерство не занималось разработкой педагогических основ учебного процесса в профессиональных учебных заведениях. Не занимались этим и другие ведомства, которые имели в своем подчинении те или иные профессиональные учебные заведения.

Тем не менее жизнь заставила вернуться к этому вопросу еще раз. В 1906 г. Министерство народного просвещения вновь обсуждало его на совещании с представителями учебных заведений. В итоге предпочтение было отдано классно-урочной форме организации занятий. Лекционную форму как малопригодную было рекомендовано применять лишь при преподавании описательных предметов и преимущественно в старших классах средних технических училищ. Основной целью технической школы было признано «не только сообщать знания, но главным образом учить работать самостоятельно и применять полученные знания на практике» [5, с. 81-82].

К сожалению, мы не можем охарактеризовать сословный состав преподавателей профессиональных учебных заведений, так как он не фиксировался в отчетных документах министерств и ведомств, в подчинении которых находились те или иные училища и школы. Тем не менее интерес к этому проявляло Министерство внутренних дел (МВД), направившее в 1880 г. всем учебным профессиональным учебным заведениям «Вопросный листок», среди пунктов которого значился и вопрос о сословной принадлежности преподавателей учебного заведения. Более того МВД обязывало сообщить ему и такие сведения как: численность преподавателей, поименные сведения о них с указанием фамилии, имени и общества, года и места рождения, уровня образования, ученой степени, какие предметы преподает и проводит ли занятия в других учебных заведениях. В анкете указывалось, что эти сведения должны были писаться на «особом листе для каждого лица и скрепляться собственною подписью этого лица». К сожалению, результаты этого опроса не обнаружены, однако очевидно, что он проводился не столько с научными сколько с «фискальными целями» [10, с. \IV-XVI].

Финансовое положение начальствующего и преподавательского состава профессиональной школы было различным. В штатных расписаниях средних и низших

профессиональных учебных заведений заработная плата преподавателей специальных предметов не оговаривалась, а жалованье тех, кто преподавал общеобразовательные предметы, указывались лишь эпизодически. Разброс в оплате труда был значительным. Так, директора средних учебных заведений, которые нередко преподавали отдельные предметы, получали от 1400 до 2500 руб. в год, низших училищ и школ -от 500 до 650 руб. Учитель основных предметов в земледельческом училище имел годовую зарплату в 1000 руб., а в низшей ремесленной школе - 150 руб. Мастер производственного обучения в низшей ремесленной школе получал 600 руб. В штате, как правило, указывалась зарплата законоучителя, которая в средних учебных заведениях колебалась от 350 до 1000 руб., а в низших от 90 до 200 руб. Разброс в оплате труда объяснялся не только уровнем учебного заведения, но и зависел от местных условий, в частности от тех взносов, которые делали земства, частные лица и общественные организации. В целом труд учителя в средних и особенно низших учебных заведениях оценивался крайне низко и понятие «учительская зарплата» было в то время синонимом нищенских доходов вообще.

Для руководящего состава профессиональных школ - директоров, инспекторов, а также преподавателей общеобразовательных предметов штатами предусматривались чины по «Табели о рангах»: для директоров средних учебных заведений - V класс, для низших учебных заведений - VI-VII класс, однако для большинства профессиональных низших училищ и школ чин по «Табели о рангах» и для директора не предусматривался. Чин учителя основных предметов колебался от VIII до X класса, а для преподавателя специальных предметов, как правило, не указывался [11, с. 112].

Нехватка преподавателей специальных предметов была хроническим недостатком практически всех низших и средних профессиональных учебных заведений России. Профессиональный уровень преподавателей далеко не всегда соответствовал потребностям специальной школы, поскольку в стране так и не была создана система их подготовки. Дефицит учительских кадров объяснялся также их низкой заработной платой. В этих условиях каждое ведомство и министерство решало этот вопрос самостоятельно, а предпринимаемые ими меры, направленные на создание тех или иных единых правил, в рамках которых должна была развиваться профессиональная школа, оказывались недостаточными. Работа преподавателей осложнялась тем, что во многих учебных заведениях организация и содержание учебного процесса находились на низком уровне, а отсутствие учебников и учебных пособий еще более осложняли их работу. Все эти недостатки являются дополнительной иллюстрацией к оценке того, в каком затруднительном состоянии находилась в России профессиональная школа.

Однако развитие низшего и среднего профессионально-технического образования, особенно в конце XIX - начале XX в., протекало весьма интенсивно, хотя в целом оно существенно отставало от насущных потребностей социально-экономического развития страны.

Список литературы

1. Максин, И. М. Очерк развития профессионального образования в России. 18881908 [Текст] / И. М. Максин. - СПб., 1909.

2. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию [Текст]. - Вып. 1, Ч. 1. - СПб., 1904

3. Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 гг. [Текст]. - Пг., 1914.

4. Торгово-мореходное образование, его задачи и организация // Техническое образование [Текст]. - 1900. - № 1.

5. Веселов, А. Н. Очерки по истории профессионально - технического образования [Текст] / А. Н. Веселов. - М., 1955.

6. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию [Текст]. - Вып. 4, Ч. 2. - СПб., 1904.

7. Степанов, М. С. Некоторые вопросы подготовки педагогических кадров для средних и низших художественно-промышленных учебных заведений России (XIX - начало XX в.) [Текст] / М. С. Степанов // Актуальные проблемы профессионально-технического образования в СССР. - Горький, 1974.

8. Небольсин, А. Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования [Текст] / А. Г. Небольсин. - СПб., 1884.

9. Труды организационного комитета I съезда деятелей технического и профессионального образования [Текст]. Секция III. - СПб., 1890.

10. Статистический временник Российской империи [Текст]. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Сер. II, Вып. 16. -СПб., 1879.

11. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию [Текст]. Вып. 1. - СПб., 1902.

References

1. Maksin I. M. Ocherk razvitiya professionalnogo obrazovaniya v Rossii. 1888-1908. St-Pe-tersburg, 1909.

2. Sbornik materialov po tekhnicheskomu i professionalnomu obrazovaniyu. Iss. 1. Part 1. St. Peterburg, 1904.

3. Statisticheskie svedeniya o sostoyanii uchebnykh zavedeniy, podvedomstvennykh uchebnomu otdelu Ministerstva torgovli i promyshlennosti. 1912-1913. Petrograd, 1914.

4. Torgovo-morekhodnoe obrazovanie, ego zadachi i organizatsiya. Tekhnicheskoe obra-zovanie. 1900, No. 1.

5. Veselov A. N. Ocherki po istorii professionalno-tekhnicheskogo obrazovaniya. Moscow, 1955.

6. Sbornik materialov po tekhnicheskomu i professionalnomu obrazovaniyu. Iss. 4. Part 2. St. Petersburg, 1904.

7. Stepanov M. S. Nekotorye voprosy podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sred-nikh i nizshikh khudozhestvenno-promyshlennykh uchebnykh zavedeniy Rossii (XIX - nachalo XX). In: Aktualnye problemy professionalno-tekhnicheskogo obrazovaniya v SSSR. Gorkiy, 1974.

8. Nebolsin A. G. Istoriko-statisticheskiy ocherk obshchego i spetsialnogo obrazovaniya. St. Petersburg, 1884.

9. Trudy organizatsionnogo komiteta I syezda deyateley tekhnicheskogo i professional-nogo obrazovaniya. Sec. III. St. Petersburg, 1890.

10. Statisticheskiy vremennik Rossiyskoy imperii. Izdanie Tsentralnogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del. Ser. II. Iss. 16. St. Petersburg, 1879.

11. Sbornik materialov po tekhnicheskomu i professionalnomu obrazovaniyu. Iss. 1. St. Petersburg, 1902.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.