Научная статья на тему 'Становление профессионально-технического образования на Дальнем Востоке России (ХIХ В. -1917 г. )'

Становление профессионально-технического образования на Дальнем Востоке России (ХIХ В. -1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Балдин С. С.

Рассматриваются зарождение и развитие профессионально-технического образования на Дальнем Востоке в период раннеиндустриальной модернизации российского общества (ХIХ в.-1917 г.). Показано преимущество школьной формы подготовки квалифицированных рабочих кадров, анализируются система и содержание обучения в профессионально-технических учебных заведениях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление профессионально-технического образования на Дальнем Востоке России (ХIХ В. -1917 г. )»

Вестник ДВО РАН. 2009. № 1

УДК 373. 63 (571. 63) (09)

С.С.БАЛДИН

Становление профессионально-технического образования на Дальнем Востоке России (Х1Х в.—1917 г.)

Рассматриваются зарождение и развитие профессионально-технического образования на Дальнем Востоке в период раннеиндустриальной модернизации российского общества (Х1Х в.-1917 г.). Показано преимущество школьной формы подготовки квалифицированных рабочих кадров, анализируются система и содержание обучения в профессионально-технических учебных заведениях региона.

Ключевые слова: квалификация, профессионально-техническое образование, подготовка рабочих кадров, профессия, специальность.

Development of vocational-technical education in the Far East of Russia (XIX century — 1917). S.S.BALDIN (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Far Eastern Peoples, FEB RAS, Vladivostok).

Origin and development of vocational-technical education in the Far East in the period of early industrial modernization of the Russian society (XIX century — 1917) is considered in the paper The advantage of school form of training of qualified workers is shown, and the system and contents of education in the vocational schools of the region are analyzed.

Key words: qualification, professional-technical education, training of labor personnel, profession, specialty.

Становление профессионально-технического образования на российском Дальнем Востоке происходило в то время, когда в стране уже фактически сложилась система школьной подготовки рабочих кадров. Первым учебным заведением по подготовке рабочих кадров в регионе стала ремесленная школа, открытая в 1818 г. в г. Петропавловск-Камчатский. Ее основатель - начальник Камчатки П.И.Рикорд, вступивший в эту должность в 1817 г. В том же году он открыл ремесленное училище, где 12 человек осваивали столярное, плотницкое, токарное и слесарное мастерство. На содержание школы ежегодно отпускали по 2 075 руб., кроме того, единовременно ассигновали 5 000 руб. на постройку здания и 3 000 руб. на покупку необходимых инструментов [2, с. 285].

В 1828 г. сибирский генерал-губернатор В.А.Мятлев просил у правительства России «установить школе твердый штат (обязательный набор учащихся. - Авт.) учеников в 12 чел.» [13, с. 220], которого она ранее не имела. Он писал, что эта школа крайне необходима - как единственное учреждение на Камчатке для воспитания сирот. В декабре 1828 г. просьбу удовлетворили, но с условием: выпускники должны трудиться только на гражданском поприще, а не на военной службе (именно поэтому было решено принимать людей свободного сословия). В 1829 г. в ремесленной школе обучалось 10 чел. На ее содержание казначейство по-прежнему отпускало 2 075 руб. в год [там же, с. 223].

В 1875 г. при Владивостокском торговом порте была открыта Кадровая школа, в задачу которой входила «подготовка знающих мастеровых из учеников, обучающихся в мастерских» (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 1485, л. 35). Это была первая попытка организовать подготовку местных кадров низшего технического состава для обслуживания дальневосточных связи и флота. Вначале было сформировано три класса с двухгодичным циклом обучения

БАЛДИН Сергей Сергеевич - кандидат исторических наук (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: Nastya1990200l@yandex.ru

в каждом. В первый (приготовительный) принимались совершенно неграмотные мальчики. Число учеников в школе составляло 40-45 чел., принадлежали они к одному социальному слою - это были дети рабочих и поселенцев. Из-за отсутствия надлежащей учебно-производственной базы обучение ограничивалось в основном практической работой в мастерских, лишь около 20% времени отводилось на специальные дисциплины и общеобразовательную подготовку. Тем не менее программа теоретического курса была очень насыщена: изучали закон божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, черчение, технологию металлов и деревообработки, основы практической механики. Такое обилие предметов (на них отводилось очень мало часов) и слабая общеобразовательная подготовка привели к тому, что выпускные экзамены успешно сдавали лишь 15-20% учащихся (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 1749, л. 8-9).

В середине 80-х годов XIX в. заведующий Кадровой школой И.М.Ратынский произвел ряд преобразований, чтобы превратить свое заведение в учреждение по подготовке технического персонала для обслуживания флота. Первый класс для неграмотных был ликвидирован, теперь принимали мальчиков от 10 до 16 лет, а в учебную программу ввели такие предметы, как пароходная механика, практика кораблестроения и модельное дело. В старших классах изучали элементарную алгебру и геометрию, черчение, основы технологии обработки древесины и металлов, историю. Чтобы привлечь подростков, морское ведомство пошло на редкую по тем временам меру: ученикам выплачивались деньги не только за работу в мастерских порта, но и за дни обучения. В числе первых выпускников Кадровой школы был известный общественный деятель Почетный гражданин Владивостока Н.П.Матвеев [14, с. 293]. С 1914 по 1916 г. в ней учился А.К.Павленко, впоследствии один из опытнейших мастеров производственного обучения профтехшколы Приморья, дважды награжденный значком «Отличник государственных трудовых резервов» [9, с. 6, 7].

В 1887 г. это заведение было переименовано в Портовую школу, ее значение хорошо понимали современники: «Исключительные условия, в которые было поставлено обучение в этой школе, давали возможность беднейшим жителям города помимо того, что обучить детей какому-либо мастерству, сделать их грамотными людьми» [1:1892, 29 ноября, с. 10].

Дальний Восток испытывал особую нужду в морских специалистах. Еще в 1875 г. военный губернатор Приморской области Г.Ф.Эрдман отстаивал перед правительством необходимость открытия морского учебного заведения (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 510, л. 386). Но только в 1890 г. такое разрешение было дано. Открылись мореходные классы по подготовке штурманов малого каботажного флота, получившие название Александровские. Первый набор насчитывал лишь 11 чел. Хотя они относились к низшим техническим, обучение велось по программе, утвержденной для мореходных училищ. Помимо основной профессии, здесь изучали судовую механику и английский язык. Первым заведующим мореходными классами стал штабс-капитан В.А.Панов, а его помощником - инженер-механик Л.М.Подгурский (РГИА ДВ. Ф. 702, оп. 1, д. 255, л. 88).

Финансирование учебного заведения осуществлялось в основном за счет средств, выделяемых казначейством (60-70%). Остальные необходимые суммы выделялись городской Думой и Амурским пароходским товариществом. Это были весьма значительные средства - 5% общей суммы на все мореходное образование России. В результате каждый воспитанник мореходных классов Владивостока обходился казне в 5-6 раз дороже, чем в среднем (в подобных заведениях) по стране (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 1484, л. 35; оп. 4, д. 667, л. 43, 45, 50, 85).

Дальнейшее развитие морского флота, расширение внешнеторговых связей требовали более качественной подготовки морских специалистов, поэтому в 1902 г. Александровские мореходные классы были преобразованы в мореходное училище, в котором курс для штурманов дальнего плавания составлял 3, а штурманов малого плавания - 2 года. В 1908 г. открылось судомеханическое отделение, в 1913 г. - особый промысловый класс,

в 1916 г. - отделение судовых телеграфистов. В Александровском училище обучались в среднем 50 чел. (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 5, д. 1405, л. 6, 10; ф. 28, оп. 1, д. 256, л. 40-41).

Вторая половина XIX в. в России - время бурного промышленного развития, которое переживал и ее Дальний Восток. Но нужно отметить, что в начале своего становления регион с малочисленным населением крайне нуждался в трудовых ресурсах, но спрос на рабочую силу удовлетворялся в основном за счет выходцев из центральных районов страны и Сибири. По подсчетам Л.И.Галлямовой, доля «пришлых» рабочих в Приамурском крае в 1897 г. составляла: в Амурской области - 83,5%, в Приморской - 94,9 и на Сахалине - 97,9% .Удельный вес этой категории рабочих в целом по Дальнему Востоку равнялся в 1911 г. 83,2%, в 1913 г. 80 и в 1915 г. 88% [3, с. 91].

Однако решение проблемы обеспечения развивавшейся экономики Дальнего Востока рабочими кадрами за счет других регионов России было не только экономически нецелесообразно, но исторически бесперспективно. Нужно было создавать сеть профессиональных учебных заведений не только морского профиля, но и готовящих кадры для быстро растущей промышленности, сельского хозяйства и т.д., притом принимали бы в них местных жителей. Необходимость этого понимало все общество: «Всюду ощущается нужда в школах специального образования. Горное дело, речное пароходство, русское судостроение, рыбные промыслы, сельское хозяйство требуют специально подготовленных работников» [1: 1896, 7 янв, с. 9]. Эту озабоченность разделял и генерал-губернатор Приамурского края С.М.Духовской в отчете правительству за 1893-1895 гг.: «Для скорейшего и успешного развития производительных сил края требуется много людей с низшим техническим образованием, выписывать которых из Европы крайне затруднительно, приготовить таких людей на месте - дело местных технических школ... Желательно развитие сельскохозяйственных школ, столь необходимых для изучения своеобразных условий Приамурского края» Кроме того, он писал о том, что краю, «обладающему огромными ископаемыми богатствами, требующими рациональной разработки», необходимы горные училища (РГИА ДВ. Ф. 702, оп. 1, д. 230-а, л. 20).

Понятно, что в условиях слабого развития экономики Дальнего Востока профессиональное образование совершенствовалось медленно. Уже в то время установилась порочная практика его финансирования по остаточному принципу. Многие проекты развития профессиональной школы, представленные правительству местной властью и общественными организациями, не получили поддержки и были реализованы лишь отчасти. В 1892 г. открылась сельскохозяйственная школа в с. Марково под Благовещенском, в которой ежегодно обучалось от 80 до 100 подростков (РГИА ДВ. Ф. 702, оп. 1, д. 218, л. 53; д. 239-а, л. 19). В 1896 г. в Благовещенске открывается ремесленное училище, где готовили специалистов по столярному делу. Учеба здесь была платной, но по усмотрению педагогического совета дети «недостаточных родителей» от платы освобождались [10, с. 94, 95].

Здесь же в 1899 г. было образовано (относилось к типу низших технических) речное училище. Оно открылось с разрешения Министерства просвещения - с условием, что содержаться будет исключительно на средства судовладельцев и лиц, связанных с судоходством. В результате финансовое положение речного училища было непрочным. Лишь в 1905 г. после долгих переписок и ходатайств его содержание взяло на себя Министерство путей сообщения. Однако средств по-прежнему не хватало ни на оплату труда преподавателей, ни на приобретение учебных пособий, занятия проходили в небольшом деревянном доме, арендованном у частного лица. Результаты, тем не менее, были значительные. За дореволюционный период училище подготовило 370 специалистов для речного флота [7, с. 8, 9], и положение с кадрами для Амурского речного бассейна начало постепенно улучшаться.

В 1903 г. в г. Никольск-Уссурийский было открыто ремесленное училище с четырехгодичным сроком обучения, дававшее общее начальное и профессиональное образование. Здесь готовили квалифицированных рабочих по «механической части». Первые 2 года

обучали приемам ремесла, а с третьего года начиналась углубленная специализация по конкретной профессии. Последний год отводился исключительно практическим занятиям. Ежегодный выпуск составлял 40-50 чел. (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 5734, л. 17-22).

В 1909 г. была открыта Лесная школа, готовившая кадры низшего звена при Никольском лесничестве. Первоначально в ней обучалось 9 чел. Ориентировочно с 1913-1914 гг. начинает работу Лесная школа при Перском лесничестве (железнодорожная станция Гон-датти, впоследствии - Владимиро-Шимановская) в Амурской губернии. Всего в лесных школах Дальнего Востока ежегодно обучалось 35-40 чел. [11, с. 32].

В 1912 г. в Николаевске-на-Амуре открываются Каботажные классы - морское учебное заведение, готовившее судоводителей и судомехаников для торгового и рыбодобывающего флота. Они были просто необходимы: Николаевск в начале ХХ в. стал центром рыбодобывающей промышленности в Амурском лимане. Опыт оказался удачным, и в октябре 1915 г. при Николаевском ремесленном училище были открыты курсы мореходных знаний. Здесь готовили квалифицированных специалистов-мореходов для местной рыбной промышленности. Просуществовали эти классы и курсы до конца 1917 г. [6, с. 5].

Расширилась и стационарная подготовка сельских специалистов. Мы уже говорили о том, что первая сельскохозяйственная школа на Дальнем Востоке была создана в 1892 г. в с. Марково под Благовещенском. В 1913 г. Агрономическая служба Приморской области организовала в Никольске-Уссурийском сельскохозяйственную школу, а в Имане (г. Даль-нереченск) губернский кустарный комитет открыл сельское ремесленное училище со столярным и корзиночным отделениями [12, с. 44].

Накануне Первой мировой войны в Бикинской станице была организована сельскохозяйственная школа-интернат на 80 чел. Половина ее воспитанников - дети казачьего сословия, остальные - крестьян и других лиц, занятых в сельском хозяйстве. Финансирование осуществлялось за счет Уссурийского казачьего войска и департамента земледелия Приморской области. В школе были подготовительный класс, где давалась программа одноклассных сельских училищ, 3 специальных класса (с общеобразовательными предметами по курсу двухклассных сельских училищ). На специальные дисциплины отводилось более 2/3 учебного времени. Практику проходили на опытно-показательной ферме, которая имела свое полевое хозяйство, крупный рогатый скот, молочную ферму и пасеку (РГИА ДВ. Ф. 702, оп. 3, д. 489, л. 23-30).

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали изменило рынок труда: не хватало мастеров, техников, машинистов и т.д. Следовательно, необходимы были специальные учебные заведения для подготовки специалистов-эксплуатационников железной дороги. Первое железнодорожное техническое училище на Дальнем Востоке было открыто в 1895 г. в Хабаровске по инициативе строителя Уссурийской железной дороги инженера О.М.Вяземского. Первоначально оно размещалось в одноэтажном частном доме, поэтому смогло принять только 14 чел. Но уже через 2 года на средства Министерства путей сообщения было построено каменное двухэтажное здание, сооружены столярная, слесарная и кузнечная мастерские Это позволило увеличить число учащихся до 70 чел. (РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 1529, л. 69,71; ф. 702, оп. 1, д. 255, л. 88).

Хабаровское железнодорожное училище готовило младший технический персонал: машинист паровоза, бригадир пути (дорожный мастер), телеграфист. Сюда принимали лиц, достигших 14 лет, годных по состоянию здоровья к работе на железной дороге и успешно сдавших вступительные экзамены. Обучение длилось 5 лет, из них последние 2 года отводились практике на железнодорожном транспорте. К 1916 г. училище окончили 477 чел. [4, с. 21-34; 6, 14, 18-25; 8].

В 1914 г. во Владивостоке предприниматель Н.И.Филиппова открывает первое в Приморской области женское четырехклассное ремесленное училище. Сюда приняли 70 девочек 12-13 лет с начальным школьным образованием. Изучали наряду с общеобразовательными предметами основы медицины, товароведение, счетоводство, черчение,

чулочно-вязальное, трикотажное, корсетное, шляпное и другие ремесла. Выпускницам выдавали свидетельства о звании мастерицы по изученному ремеслу (белошвейное, дамско-портновское, трикотажное, шляпное, корсетное). Наиболее отличившимся предоставлялось право преподавания рукоделия в общеобразовательной школе (РГИА ДВ. Ф. 28, оп. 1, д. 462, л. 23, 254).

Анализ учебных планов и программ ремесленных училищ свидетельствует о том, что знания, которые приобретали здесь молодые рабочие, были незначительными. Помимо технологии ремесла, здесь изучали черчение, арифметику, русский язык и закон божий, но преподавание этих дисциплин ограничивалось повторением курса, пройденного в школе, плюс давались дополнительные знания, необходимые для избранной профессии. Более половины учебного времени приходилось на практические занятия в мастерских.

Трудности открытия новых профессиональных учебных заведений из-за отсутствия надлежащей материально-технической базы и недостатка финансирования заставляли искать более простые пути развития профтехобразования. Определенную подготовку давали ремесленные классы и отделения при общеобразовательных школах. Они предназначались для обучения простым видам ремесел по обработке дерева, металла, а также для того, чтобы дать элементарные профессиональные знания. Сроки обучения в ремесленных классах и отделениях определялись местными педагогическими коллективами в зависимости от расположения и материальной базы школ. Как правило, обучали столярному, токарному, кузнечному, портновскому и белошвейным ремеслам.

Инспектор окружного управления народного образования Н.С.Иваницкий составил в 1914 г. программу развития ремесленных отделений при школах и училищах Приамурского края [5, с. 67-77]. Она основывалась на использовании опыта лучших отделений Спасского и Вяземского двухклассных училищ, учитывала хозяйственную специфику той или иной территории, а также ходатайства жителей об обучении детей конкретным профессиям. Окружной инспектор представил подробные сметы для каждого отделения, но осуществлению этой программы помешала Первая мировая война. Всего в Приамурье накануне войны столярно-слесарные и кузнечные ремесла изучались в 11 школах. Более распространенным было преподавание рукоделия - оно велось в 54 школах [10, с. 178]. В некоторых рукодельных классах работа была поставлена настолько хорошо, что планировалось их преобразование в ремесленные училища. Так, в Хабаровске было создано двухклассное Иннокентьевское женское училище [5, с. 67].

Дальнему Востоку необходимы были не только квалифицированные рабочие кадры - остро не хватало конторских служащих для промышленных предприятий, торговых фирм, банков и таможен. Их приходилось выписывать из европейской части России, что было связано с большими затратами и проблемами обустройства. Поэтому в 1914 г. во Владивостоке, а в 1915 г. в Хабаровске открылись торговые школы. Кроме того, работали бухгалтерские курсы во Владивостоке, Хабаровске и Харбине, счетоводческие курсы в Благовещенске [10, с. 176].

О росте профессионального образования на дальневосточной окраине России в начале ХХ в. свидетельствуют данные таблицы.

Анализ таблицы показывает, что в дооктябрьский период сеть профессиональнотехнических учебных заведений на Дальнем Востоке выросла незначительно. К 1917 г. школьной формой подготовки квалифицированных рабочих и специалистов было охвачено 755 чел. Больше всего было ремесленных училищ, готовивших рабочих, ремесленников и кустарей, где обучалось 53% общего числа воспитанников профтехшколы. Цифры эти не велики, они свидетельствуют лишь о зарождении профессиональной школы в регионе, которая, тем не менее, уже в этот период доказала свое преимущество перед ремесленным ученичеством. Качество подготовки здесь было значительно выше, к тому же неоспоримым достижением такой формы обучения рабочих являлось единство общего и профессионального образования.

Число учебных заведений Учащиеся, чел.

Мореходные училища 1 / 1 20 / 50

Речные училища 1 / 1 20 / 45

Железнодорожные училища 1 / 1 25 / 70

Ремесленные училища, 2 / 8 50 / 400

в том числе: женские - / 2 - / 40

Сельскохозяйственные школы 1 / 2 80 / 150

Коммерческие школы - / 2 - / 40

Всего 6 / 15 195 / 755

Примечание. Прочерк - отсутствие явления.

Составлено по: РГИА ДВ. Ф. 1, оп. 1, д. 1405, л. 610; д. 5734, л. 17-22; ф. 702, оп. 1, д. 218, л. 53-54; д. 239 а, л. 21; д. 255, л. 88; д. 304, л. 32; оп. 3, д. 489, л. 16, 24-26.

Источником финансирования профтехшколы стали государственная казна, городские управы и земства, пожертвования различных обществ и частных лиц. Традиционно негативный подход центра к нуждам периферии особенно остро ощущался на Дальнем Востоке: профтехшколе хронически не доставало средств на строительство мастерских, покупку оборудования, постоянным был дефицит квалифицированных мастеров-педагогов. Помимо частной инициативы в решении этих проблем требовалась стабильная государственная поддержка. Но у правительства России не было ни общей для страны программы развития профессионального образования, ни конкретных планов ее осуществления в отдельных регионах. Мешали также ведомственное подчинение учебных заведений, разночтения в содержании образования, узкий перечень подготавливаемых профессий.

Итак, становление профессионально-технического образования на Дальнем Востоке происходило в соответствии с общими тенденциями развития российской профтехшколы. Вместе с тем слабая экономика региона, острая нехватка трудовых ресурсов, отсутствие необходимой инфраструктуры обусловили крайне медленный рост сети профессионально-технических учебных заведений. Процесс зарождения здесь профессионально-технического образования был прерван Гражданской войной и интервенцией, длившихся на дальневосточной окраине долгие 5 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владивосток. 1892, 1896.

2. Гаврилов С.В. Первые учебные заведения морского и рыбохозяйственного профиля на Дальнем Востоке России и Камчатке // Вопр. истории Камчатки / отв. ред. С.В.Гаврилов. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. ГТУ, 2002. Вып. 1. С. 275-317.

3. Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине Х1Х-начале ХХ века. Владивосток: Дальнаука, 2000. 222 с.

4. Годовой отчет о состоянии и деятельности Хабаровского технического железнодорожного училища за 1915/1916 учебный год. Хабаровск, 1916. 42 с.

5. Иваницкий Н.С. Нужды народного хозяйства в Приамурском крае. Хабаровск: Тип. Канцелярии Приамур. генерал-губернатора, 1914. 99 с.

6. Касаткина Н.А. Из истории профессионально-технического образования в Хабаровском крае. Препр. Хабаровск, 1999. 38 с.

7. Ковалев Ф. Кузница речных кадров. Благовещенск: Амур. обл. кн. изд-во, 1980. 98с.

8. Краткий отчет Хабаровского железнодорожного технического училища за 1895/1896 учебный год. Хабаровск, 1896. 37 с.

9. Левадняя С.В. Народному музею профессионального образования 20 лет. 1981-2001. Препр. Владивосток, 2002. 32 с.

10. Лынша О.Б. История образования на Дальнем Востоке России. 1860-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Уссурийск, 1999. 233 с.

11. Манько Ю.И., Будзан В.И. Белозеров И.Л. Лесное образование на российском Дальнем Востоке // Вестн. ДВО РАН. 2005. № 5. С. 31-36.

12. Обзор Приморской области за 1913 г. Владивосток, 1914. 128 с.

13. Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях / сост. Б.И.Мухачев, Б.П.Полевой. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. ГТУ, 1994. 503 с.

14. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник / гл. ред. Э.В.Ермакова. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 596 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.