УДК 37.01+94
Н. В. Панина
Разработка нормативно-правовых основ профессионально-технического образования второй половины XIX в.
В статье рассматривается процесс нормативно-правового оформления основ профессионально-технического образования второй половины XIX в. Автором проанализированы основные законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность профессиональных учебных заведений. Предпринята попытка показать динамику развития профессионально-технического образования в обозначенный период.
Ключевые слова: профессионально-техническое образование, промышленное училище, среднее техническое училище, низшее техническое училище, ремесленное училище, школа ремесленных учеников, квалифицированные специалисты.
N. V. Panina
Development of Legal and Regulatory Framework of Vocational Education of the second half of the XIX century
This article discusses the process of regulatory clearance foundations of vocational education of the second half of the XIX century. The author analyzes the main legal and normative documents regulating the activities of professional educational institutions. An attempt was made to show the dynamics of development of vocational education in the designated period.
Key words: vocational education, industrial school, secondary technical school, lower technical school, handicraft school, school of craft students, a qualified specialist.
Министерство финансов совместно с Министерством народного просвещения, понимая насущные проблемы фабрично-заводской промышленности, которая испытывала дефицит в подготовленных и квалифицированных кадрах, в начале 1880-х гг. приступило к разработке плана промышленного образования в России и созданию сети специальных учебных заведений различного типа, в зависимости от необходимости подготовки специалистов разного уровня.
К 1881 г. численность средних и низших промышленных, художественно-промышленных, транспортных и сельскохозяйственных учебных заведений достигла 190 [1]. Но все они находились в ведении различных министерств и ведомств, общественных организаций или частных лиц. Такая ситуация, сложившаяся в сфере профессионального образования, требовала от правительства разработки единого подхода в отношении деятельности подобного типа учебных заведений и нормативно-правового урегулирования.
Требовались огромные усилия, опыт работы в сфере образования для создания совершенно новой, перспективной модели профессиональной школы, отвечающей запросам промышленности.
© Панина Н. В., 2012
К работе были подключены выдающиеся общественные деятели и специалисты промышленной сферы, которые имели большой опыт работы в промышленности и образовательных учреждениях. В 1883 г. при Ученом комитете Министерства народного просвещения было учреждено особое отделение по техническому и профессиональному образованию. На него была возложена разработка общего плана промышленного образования и необходимых мер по его реализации.
В 1884 г. И. А. Вышнеградским был подготовлен «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» [2]. По существу это был первый концептуальный документ по созданию системы профессионального образования, отвечающий современным требованиям промышленного развития страны. Автор исходил из идеи построения общих принципов системы российского профессионального образования, которая на практике должна быть скорректирована с учетом местных условий и особенностей, в которых находились промышленные предприятия. Разработчик проекта делал оговорку, что «план промышленного образования исключительно для мужского населения, так как профессиональное образование женщин может и
должно быть рассматриваемо отдельно» [3]. Кроме того, Проект не касался сельскохозяйственных специальностей.
Вышнеградский затрагивал очень важный вопрос о взаимодействии общего и специального образования, считая, что первое должно служить базой для второго. Одной из ценных идей плана было требование введения преподавания ручного труда в общеобразовательных школах. Рассуждая о целесообразности получения сначала общего образования, а затем специального, Вышнеград-ский полагал, что таким образом уже на первом уровне отсеется часть неспособных к обучению учащихся: «Большая часть тех, которым суждено отпасть, не окончив начатого образования, покинут его еще в общей школе, и затем в специальное училище поступят лишь те, относительно которых есть более или менее основательная надежда, что они закончат свое специальное обучение соответствующей степени...» [4].
И. А. Вышнеградский обращал внимание на то, что «при настоящем состоянии промышленности, при усиленной борьбе между различными учреждениями, как в смысле повышения достоинства изделий, так и в направлении удешевления их, каждая страна должна приготовлять у себя людей, могущих с успехом вести эту борьбу: если их не будет, то страна будет осуждена или на застой и постепенное падение своей промышленности, или же на постоянную зависимость от иностранцев.» [5]. Таким образом, формулировалась важная задача, которую необходимо было решать профессиональным учебным заведениям - подготовка квалифицированных специалистов. Вышнеградский полагал, что необходимо ввести подготовку инженеров, коммерчески подготовленных руководителей, техников, мастеров и рабочих. Это действительно был острый вопрос для отечественной промышленности [6]. В Проекте подробно изложен план получения профессионального образования каждой категорией технических кадров. Рассмотрены вопросы, касающиеся различных типов учебных заведений, профессиональных качеств, приобретаемых будущими специалистами. Представлены примерные учебные планы [7] и содержание учебных предметов.
Для государства важную проблему представляло материальное содержание подобных учебных заведений, так как обучение в целом обходилось дороже за счет содержания мастерских и закупки необходимых материалов. Необходимо было учитывать, что оплата труда заведующего
мастерскими была выше оплаты труда преподавателя общеобразовательных предметов. Вышеперечисленные обстоятельства объясняют то внимание, которое Вышнеградский уделил расчетам расходов на содержание технических и ремесленных учебных заведений [8]. Обращает на себя внимание и тот факт, что автор Проекта не просто представил финансовые расчеты на содержание конкретного типа учебного заведения, а предложил оптимизировать расходы, соединяя подготовку по нескольким специальностям в одном учебном заведении, что, по его мнению, значительно удешевляло учебный процесс [9].
«Проект общего нормального плана промышленного образования в России» имел большое значение для дальнейшего развития технического образования в стране и подготовки профессиональных кадров для промышленности. По мнению А. Н. Веселова «проект представлял собой интересный педагогический документ своего времени.» [10] и заложил основы государственной системы профессионального образования.
Идеи, изложенные И. А. Вышнеградским, нашли свое отражение в последующих законодательных актах. 7 марта 1888 г. были опубликованы «Основные положения о промышленных училищах» [11]. Этот закон «должен был представляться чрезвычайно важною мерою, чуть ли не новою эпохою в истории русского просвещения» [12]. По Положениям профессионально-техническое образование делилось на три ступени: средние технические училища (ст. 2), низшие технические училища (ст. 3) и ремесленные училища (ст. 4), соответственно готовящие техников, мастеров и квалифицированных рабочих. Продолжительность обучения для первого типа учебных заведений определялась в четыре года, для второго и третьего - три года.
Важным, прогрессивным явлением в Положениях, отражающих тенденцию демократизации образования, стала доступность профессионального образования для всех сословий российского общества [13]. Представленные типы профессиональных учебных заведений могли содержаться как за счет казны, так и на средства земств, общественных организаций, частных лиц. В Положениях была сформулирована идея, ранее высказанная Вышнеградским, о преемственности общеобразовательной и специальной школ. Так, для поступления в ремесленные училища требовалось предоставление свидетельства
Разработка нормативно-правовых основ
профессионально-технического образования второй половины XIXв.
65
об окончании церковно-приходского, однокласс-ного сельского или городского училища, для поступления в низшее техническое училище -предъявление аттестата об окончании курса городского училища или двухклассного сельского училища. Поступить в среднее техническое училище можно было только по окончании пяти классов реального училища или другого равноценного учебного заведения [14].
В Положениях подробно излагались требования по оснащению промышленных училищ. В качестве обязательных помещений необходимо было иметь библиотеку, кабинет для черчения и рисования, мастерскую для практических занятий. Промышленным училищам разрешалось открывать пансионы или общежития для учащихся.
Особое внимание в документе уделялось преподавательскому составу училищ и требованиям к уровню его подготовки. Все преподаватели училищ делились на четыре разряда в зависимости от получаемого оклада. Следует отметить, что уровень оплаты труда преподавателей отличался в средних и низших технических училищах. Так, по четвертому разряду в среднем техническом училище можно было получать оклад размером 1800 рублей, а по соответствующему разряду в низшем техническом училище - 1500 рублей [15]. Преподаватели третьего и четвертого разрядов получали звание заслуженных, правда, никаких преимуществ это звание не давало. Для того чтобы получить оклад третьего разряда, необходимо было проработать преподавателем не менее десяти лет, а четвертого - не менее пятнадцати. Таким образом, была продумана система финансовой поддержки тех преподавателей, которые всецело посвящали себя педагогической деятельности.
В целом, необходимо отметить, что, несмотря на попытку детально представить систему профессионального образования и сделать ее жизнеспособной, разработчики «Основных положений о промышленных училищах» не смогли учесть многие факты. Во-первых, подчиненность учебных заведений разным министерствам, во-вторых, отсутствие обеспечения учащихся производственной практикой, в-третьих, крайне слабое финансирование профессиональной школы.
Российская система профессионально-технического образования второй половины XIX в. оказалась очень подвижной. Акценты в образовании смещались в зависимости от экономических потребностей страны. Динамичное
развитие российской промышленности напрямую сказывалось на состоянии профессиональной школы. Появлялись новые типы учебных заведений, для которых разрабатывались соответствующие нормативы и правила. Так, 20 декабря 1893 г. были приняты основные правила «О школах ремесленных учеников». Разработка правил была поручена управляющему отделением промышленных училищ Министерства народного просвещения И. А. Анопову.
На школы ремесленных учеников возлагалась важная миссия - содействие развитию и усовершенствованию мелкой промышленности. Подобные учебные заведения создавались с целью приобретения учащимися первоначальных знаний и навыков по какому-либо ремеслу, а «в случае надобности, - в зависимости от местных условий, - и специальные приемы по той или другой отрасли какого-либо ремесла» [16]. Школы были рассчитаны на юношей 11-14 лет, которые хотели посвятить себя ремесленной деятельности не на фабриках и заводах, а в ремесленном производстве. Продолжительность обучения в школах составляла три года. По окончании школы выпускники должны были в течение трех лет в качестве учеников более углубленно изучать то или иное ремесло у частного мастера, приобретать специальные профессиональные навыки.
Преподавание в школах ремесленных учеников должно было осуществляться инспектором-учителем, имеющим образование не ниже среднего технического, на которого возлагалось руководство практическими работами, учителем-техником со средним техническим образованием - специалистом по слесарному или столярному делу и учителем, имеющим право преподавания в городских училищах по Положению 31 мая 1872 г., который должен был вести общеобразовательные предметы и нести обязанности надзирателя, заведовать канцелярскими делами и библиотекой. В правилах «О школах ремесленных учеников» были представлены расчеты на содержание штата школ со слесарным и столярным отделениями, что составляло 7465 рублей в год [17], и было значительно дешевле, чем содержание ремесленных училищ по штату 26 июня 1889 г. (11960 рублей) [18].
Таким образом, школы ремесленных учеников имели важное преимущество - были менее обременительны для государства, общественных организаций и частных лиц с точки зрения их содержания в сравнении с ремесленными училищами.
24 апреля 1895 г. был издан закон «О низших ремесленных школах» [19]. Данный тип учебных заведений призван был отвечать «нуждам различных отраслей ремесленной промышленности» [20]. Низшие ремесленные школы должны были готовить не только учащихся по столярному и слесарному ремеслам, но и по переплетному, сапожному, шорному, портняжному и др. Открытие подобных учебных заведений предполагалось не только в городах, но и в сельской местности. Продолжительность обучения в ремесленных школах была рассчитана на четыре года, причем последний год учащиеся занимались только практическими работами. Для поступления в школы этого типа требовалось только умение читать и писать. Содержать низшие ремесленные школы было гораздо менее обременительно. Годовые затраты на учебный процесс и содержание здания составляли 2770 рублей, тогда как затраты на содержание среднего механико-технического училища составляли 27311 [21] рублей.
При разработке положения о низших ремесленных школах был учтен очень важный и существенный момент, касающийся продолжительности учебного года в городских и сельских школах. В последних разрешалось отпускать учеников на весь период полевых работ. Такая мера, по мнению Министерства народного просвещения, должна была привлечь большее количество учащихся, обучение которых зависело от сезонности сельскохозяйственных работ.
В целом рассматриваемый закон был до конца не продуман в плане подведомственности данного типа школ. Ничего не говорилось и о правах оканчивающих обучение учеников. Следует отметить наличие многих сходных правил в деятельности низших ремесленных школ с соответствующими правилами ремесленных училищ.
Важнейшими нормативными документами для профессиональных учебных заведений стали разработанные в 1889 г. Министерством народного просвещения типовые уставы, которые рассылались по учебным округам и использовались руководителями данных учреждений для осуществления образовательной деятельности. Это был важный шаг со стороны Министерства на пути унификации деятельности профессиональных учебных заведений.
Так, 27 сентября 1889 г. были утверждены и опубликованы уставы основных типов профессиональных технических учебных заведений, создаваемые по «Основным положениям о про-
мышленных училищах» 7 марта 1888 г.: средних технических училищ [22], низших технических училищ [23], ремесленных училищ [24]. Детальный анализ уставов позволяет определить характер данного вида нормативных документов. Как правило, министерские уставы были однотипными и повторяли разделы положений. Рассматриваемые нормативные документы имели аналогичную внутреннюю структуру и состояли из восьми разделов: общие положения, учебная часть, учащиеся, должностные лица, педагогический совет, хозяйственный комитет, почетный попечитель, права и преимущества низших технических училищ и служащих при них должностных лиц.
Все уставы в качестве приложений имели таблицы, в которых перечислялись рекомендованные учебные предметы и количество часов, отведенное на изучение каждого из них, а также штат преподавателей и служащих учебных заведений. На наш взгляд, именно приложения к уставам имели наибольшую ценность и практическую значимость для руководства училищ в плане построения и организации учебного процесса. С другой стороны, очевидна и заинтересованность Министерства народного просвещения в формировании определенного единообразия учебного процесса в училищах каждого типа.
По мысли законодателя вышеперечисленные типы учебных заведений должны быть открыты для общественности. По окончании каждого учебного года в училищах устраивались выставки итоговых работ и изделий учащихся, таким образом демонстрируя их успехи и профессионализм преподавателей.
По уставам финансирование училищ предполагалось из разных источников: за счет казны, земских учреждений, общественных организаций и частных лиц.
Важная роль в управлении учебных заведений отводилась педагогическому совету как коллегиальному органу, который решал все основные вопросы учебной и воспитательной деятельности и должен был собираться не менее одного раза в месяц. Все насущные хозяйственные вопросы, связанные в первую очередь с проведением ремонтных работ в здании училищ и работ по благоустройству, решались хозяйственным комитетом, который формировался из числа педагогов и служащих училищ.
В уставах определялась специализация учебных заведений, которые занимались подготовкой квалифицированных кадров той или иной отрас-
Разработка нормативно-правовых основ
профессионально-технического образования второй половины XIXв.
ли производства. Так, например, в уставе низших технических училищ говорилось, что подобные учебные заведения могут создаваться для подготовки учащихся по трем специальностям: строительной, механико-технической и химико-технической, в зависимости от местных условий и потребностей. Низшие технические училища могли соединять в себе все три направления, или же открываться по каждому отдельно. Для каждой специальности в качестве приложения к уставу были напечатаны таблицы преподаваемых предметов и количество учебных часов по каждому из них [25].
Обучение во всех типах училищ было платным, но по решению педагогического совета учащиеся из бедных семей за особое прилежание и безупречное поведение могли освобождаться от уплаты, но не более 1/7 общего числа учащихся [26]. Размер оплаты за обучение зависел от учреждения, на чьи средства содержалось училище.
Разработка типовых уставов технических училищ имела большое значение на пути формирования системы профессионального образования, которая была строго ориентирована на экономические потребности страны. Принимая уставы в качестве руководства в своей деятельности, специальные учебные заведения тем самым осуществляли на практике идеи, заложенные в вышеперечисленных нормативных актах.
Таким образом, на протяжении 80-90-х гг. XIX в. под руководством Ученого комитета Министерства народного просвещения была разработана нормативно-правовая основа зарождающейся системы профессионального образования, которая позволила регламентировать деятельность профессионально-технических учебных заведений. Необходимо отметить, что без привлечения авторитетных общественных и научных деятелей, провести крупномасштабную законодательную кампанию было бы невозможно. Утвержденные императором 7 марта 1888 г. «Основные положения о промышленных училищах» сохраняли силу основного закона в сфере профессионального образования вплоть до 1917 г. Этот документ закладывал определенные критерии развития профессиональной школы, выстраивал единообразную систему функционирования промышленных учебных заведений, закрепленную в уставах.
Примечания
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. - М., 1976. - С. 152.
2. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. - Вып. II. - СПб., 1895.
3. Там же. - С. 1.
4. Там же. - С. 6.
5. Там же. - С. 4.
6. По сведениям «Свода данных о фабричной и заводской промышленности в России за 1890 г. » только директорами русских фабрик и заводов работали 1724 иностранца, из них 1199 не имели никакого технического образования // См. : Веселов А. Н. Низшее профессионально-техническое образование в России в конце XIX - начале ХХ в. // Советская педагогика, 1953. - № 1. - С. 61.
7. Там же. - С. 51-53, 73, 168-169.
8. Там же. - С. 56, 176.
9. Там же. - С. 56, 177.
10. Веселов, А. Н. Указ. Соч. - С. 61.
11. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. - Т. 10. - СПб., 1894.
12. Максин, И. К вопросу о реформе промышленного образования // Техническое и коммерческое образование, 1910. - № 1. - С. 33.
13. Там же. - С. 1091.
14. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. - Т. 10. - СПб., 1894. - С. 1092.
15. Там же. - С. 1095.
16. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. - Т. 12. - СПб., 1896. - С. 1872.
17. Там же. - С. 1875.
18. Там же. - С. 1890.
19. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. - Т. 13. - СПб., 1898. - С. 13151346.
20. Там же. - С. 1316.
21. Сборник постановлений по министерству народного просвещения. - Т. 12. - СПб., 1896. - С. 899.
22. Там же. - С. 860-934.
23. Там же. - С. 935-982.
24. Там же. - С. 985-1006
25. Там же. - С. 962-982.
26. Там же. - С. 991.