Научная статья на тему 'Реформирование системы профессионального образования в России (1915-1917 гг.)'

Реформирование системы профессионального образования в России (1915-1917 гг.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / реформа профессионального образования / Совет по делам профессионального образования / техническое училище / ремесленное училище. / vocational education / vocational education reform / the Council for vocational education / a technical school / a vocational school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Наталья Валерьевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с реформированием системы профессионально-технического образования начала ХХ в. Автор определяет профессионально-техническое образование как форму профессионального образования, имеющую целью подготовку квалифицированных рабочих для различных отраслей экономики в профессионально-технических учебных заведениях. Определены основные участники процесса формирования системы профессионально-технического образования. Автор обращается к актуальной проблеме – опыту проведения реформы образования в переломный период, сопровождающийся, как правило, изменениями во всех сферах общественной жизни. В исследовании проводится анализ концепции П. Н. Игнатьева, деятельности ответственных министерств по дальнейшему развитию профессиональной школы. Автором определены негативные факторы, повлиявшие на развитие профессиональной школы на рубеже XIX-ХХ вв.: существовавшая разобщенность взглядов среди государственных деятелей и технической интеллигенции, отсутствие единого координирующего центра, нехватка финансирования, ориентация на западные образцы без учета российской специфики. Автор предпринимает попытку раскрыть особенности взаимодействия центральных органов управления в сфере профессионального образования с представителями местного самоуправления и технической интеллигенции. Особое внимание уделяется деятельности Советов по делам профессионального образования, обращается внимание на такие важные задачи, решаемые данными органами, как выяснение современной постановки вопросов профессионального образования и нужд уже существующих школ; разработка «желательной для данной местности» сети школ и иных учреждений, в том числе местных музеев, библиотек; проработка вопроса, касающегося объема финансирования учебных заведений за счет местных источников и средств, которые должны были поступить из государственного казначейства. В исследовании использованы материалы центральных и региональных архивов, ранее не опубликованные. Переосмысление накопленного опыта профессиональной подготовки кадров в дореволюционной России позволяет определить основные направления в развитии профессионального образования на современном этапе, тем более многие идеи П. Н. Игнатьева были заимствованы в процессе построения советской профессиональной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming of the Vocational Education System in Russia (1915-1917)

The article deals with issues related to the reform of the vocational education system of the early twentieth century. The author defines vocational education as a form of vocational education, with the goal of training skilled workers for various sectors of the economy in vocational schools. The main participants in the process of forming a system of vocational education are identified. The author addresses the urgent problem – the experience of the educational reform in a crucial period, accompanied, as a rule, by changes in all spheres of public life. The study analyzes the concept of P. N. Ignatiev, the activities of the responsible ministries for the further development of vocational school. The author identified negative factors that influenced the development of vocational school at the turn of the XIX-XX centuries: the existing disunity of views among government leaders and technical intelligentsia, the lack of a single coordinating center, lack of funding, orientation to Western samples without Russian specifics. The author makes an attempt to reveal the peculiarities of the interaction of central government bodies in the field of vocational education with representatives of local government and technical intelligentsia. Particular attention is paid to the activities of the Vocational Education Councils, drawing attention to such important tasks that these bodies accomplished, such as: finding out the current formulation of vocational education issues and needs of existing schools; the development of a «desirable for the locality» network of schools and other institutions, including local museums and libraries; study of the issue concerning the amount of funding of educational institutions from local sources and funds that should have been received from the state treasury. The study used materials from the central and regional archives, unpublished before. Rethinking the accumulated experience of professional training in pre-revolutionary Russia makes it possible to determine the main directions in the development of vocational education at the present stage, especially because many ideas of P. N. Ignatiev were borrowed in the process of building Soviet vocational school.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы профессионального образования в России (1915-1917 гг.)»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10275 УДК 37;930.23

Н. В. Панина https://orcid.org/0000-0003-3826-0601

Реформирование системы профессионального образования в России (1915-1917 гг.)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с реформированием системы профессионально-технического образования начала ХХ в. Автор определяет профессионально-техническое образование как форму профессионального образования, имеющую целью подготовку квалифицированных рабочих для различных отраслей экономики в профессионально-технических учебных заведениях. Определены основные участники процесса формирования системы профессионально-технического образования.

Автор обращается к актуальной проблеме - опыту проведения реформы образования в переломный период, сопровождающийся, как правило, изменениями во всех сферах общественной жизни. В исследовании проводится анализ концепции П. Н. Игнатьева, деятельности ответственных министерств по дальнейшему развитию профессиональной школы. Автором определены негативные факторы, повлиявшие на развитие профессиональной школы на рубеже XIX-XX вв.: существовавшая разобщенность взглядов среди государственных деятелей и технической интеллигенции, отсутствие единого координирующего центра, нехватка финансирования, ориентация на западные образцы без учета российской специфики.

Автор предпринимает попытку раскрыть особенности взаимодействия центральных органов управления в сфере профессионального образования с представителями местного самоуправления и технической интеллигенции. Особое внимание уделяется деятельности Советов по делам профессионального образования, обращается внимание на такие важные задачи, решаемые данными органами, как выяснение современной постановки вопросов профессионального образования и нужд уже существующих школ; разработка «желательной для данной местности» сети школ и иных учреждений, в том числе местных музеев, библиотек; проработка вопроса, касающегося объема финансирования учебных заведений за счет местных источников и средств, которые должны были поступить из государственного казначейства.

В исследовании использованы материалы центральных и региональных архивов, ранее не опубликованные. Переосмысление накопленного опыта профессиональной подготовки кадров в дореволюционной России позволяет определить основные направления в развитии профессионального образования на современном этапе, тем более многие идеи П. Н. Игнатьева были заимствованы в процессе построения советской профессиональной школы.

Ключевые слова: профессиональное образование, реформа профессионального образования, Совет по делам профессионального образования, техническое училище, ремесленное училище.

N. V. Panina

Reforming of the Vocational Education System in Russia (1915-1917)

The article deals with issues related to the reform of the vocational education system of the early twentieth century. The author defines vocational education as a form of vocational education, with the goal of training skilled workers for various sectors of the economy in vocational schools. The main participants in the process of forming a system of vocational education are identified.

The author addresses the urgent problem - the experience of the educational reform in a crucial period, accompanied, as a rule, by changes in all spheres of public life. The study analyzes the concept of P. N. Ignatiev, the activities of the responsible ministries for the further development of vocational school. The author identified negative factors that influenced the development of vocational school at the turn of the XIX-XX centuries: the existing disunity of views among government leaders and technical intelligentsia, the lack of a single coordinating center, lack of funding, orientation to Western samples without Russian specifics.

The author makes an attempt to reveal the peculiarities of the interaction of central government bodies in the field of vocational education with representatives of local government and technical intelligentsia. Particular attention is paid to the activities of the Vocational Education Councils, drawing attention to such important tasks that these bodies accomplished, such as: finding out the current formulation of vocational education issues and needs of existing schools; the development of a «desirable for the locality» network of schools and other institutions, including local museums and libraries; study of the issue concerning the amount of funding of educational institutions from local sources and funds that should have been received from the state treasury.

The study used materials from the central and regional archives, unpublished before.

Rethinking the accumulated experience of professional training in pre-revolutionary Russia makes it possible to determine the main directions in the development of vocational education at the present stage, especially because many ideas of P. N. Ignatiev were borrowed in the process of building Soviet vocational school.

Keywords: vocational education, vocational education reform, the Council for vocational education, a technical school, a vocational school.

Система профессионального образования, полу- нятия в 1888 г. «Основных положений о промыш-чившая свое оформление в России с момента при- ленных училищах», на протяжении последней тре-

© Панина Н. В., 2019

ти XIX - начала ХХ в. постоянно совершенствовалась. Темпы социально-экономического развития страны во многом опережали возможности вновь создаваемых профессиональных учебных заведений, не успевавших, в свою очередь, следовать за потребностями промышленных и транспортных предприятий. Эти обстоятельства заставляли ответственные министерства и ведомства постоянно модернизировать данную систему. Главная причина столь сложного развития технической школы многим современникам виделась в совокупности нескольких факторов: существовавшей разобщенности, отсутствии единого координирующего центра, нехватки финансирования и пр. Проведенный в 1916 г. на государственном уровне анализ деятельности органов и общественных организаций, отвечающих за развитие профессионального образования, подтверждал эту ситуацию [10].

На наш взгляд, особого внимания заслуживает вопрос, связанный с попыткой реформирования системы российского образования, в том числе и профессионального, предложенного

П. Н. Игнатьевым. С момента своего назначения на пост министра народного просвещения в январе 1915 г. он приступил к подготовке крупномасштабной реформы, которая была оценена современниками неоднозначно. Сторонники реформы рассматривали ее как «единственную жизненную, способную найти широкую поддержку, программу русского просвещения» [15, с. 40]. Другие считали задуманные преобразования «развалом школы» [8].

К началу ХХ в. в реализации «Основных положений о промышленных училищах», определявших развитие профессионального образования, оказалось множество нерешенных проблем. По справедливому замечанию одного из деятелей профессионального образования А. Быкова, «вопрос о рациональной постановке в России профессионального и технического образования назрел уже давно» [2, с. 33].

Самым уязвимым местом оказались средние технические училища, которые не выполняли своего назначения и на практике мало чем отличались от низших технических училищ. Отмечалось, что «среднее профессиональное образование не имело определенного облика, и школы этого типа были настолько разнообразны по своему устройству, по своим программам, по условиям поступления и по правам оканчивающих курс, что широкие круги имели об этом типе школ весьма неопределенное представление и относились к нему сдержанно» [3, с. 8].

Критически оценивалось состояние профессионального образования и на местном уровне. В частности, в «Докладе об учреждении губернского Совета и отдела по профессиональному образованию»

Ярославской губернии отмечалось, что «существующие типы школ возникли не из потребностей населения, не под влиянием настоятельного голоса жизни, а насаждались сверху, по западноевропейским образцам на русскую почву без надлежащего приспособления к местным потребностям...» [5, л. 1].

Многие злободневные проблемы, касающиеся профессиональной школы, постоянно обсуждались на страницах журнала «Техническое и коммерческое образование». Наиболее остро в период подготовки и проведения реформы Игнатьева звучали темы современного состояния технического образования [11]; законопроектов и положений о технических учебных заведениях, вносимых министерствами в Государственную думу [1]; уровень технических знаний населения страны, обусловленных потребностями военного времени [14].

Для кардинального изменения существующего положения требовалось более активное вмешательство со стороны правительства. Признавалось необходимым и создание центрального объединяющего органа, в обязанности которого входили бы разработка проекта по устройству сети профессиональных учебных заведений различного уровня, а также проведение данного проекта в жизнь.

По инициативе П. Н. Игнатьева при МНП был учрежден Совет по делам профессионального образования, первая и единственная сессия которого прошла 16-17 ноября 1916 г. Совету отводилась роль «учреждения, объединяющего ведомственность и общественность... органа живого объединения разнообразных сил» [4].

Одной из главных тем, которая обсуждалась на заседаниях сессии Совета, стало текущее положение профессионального образования. Указывая на крайнюю недостаточность профессиональных школ всех типов, Совет ставил вопрос о наиболее гармоничном взаимоотношении различных ступеней профессионального образования.

Наряду с Советом как центральным органом по делам профессионального образования, предполагалось создание местных Советов двух категорий -областных и губернских. На них возлагались следующие задачи: выяснение современной постановки вопросов профессионального образования и нужд уже существующих школ; разработка «желательной для данной местности» сети школ и иных учреждений, в том числе местных музеев, библиотек; проработка вопроса, касающегося объема финансирования учебных заведений за счет местных источников и средств, которые должны были поступить из государственного казначейства [4].

В действительности местными Советами была проделана большая работа по оценке текущего состояния профессиональной школы и выработке

практических решений по улучшению ее дальнейшего развития. Так, например, Ярославский губернский Совет по профессиональному образованию, созданный в 1917 г. при агрономическом отделе, пришел к заключению, что «.Ярославская губерния далеко отстала по количеству профессиональных школ от других губерний с менее развитой как фабричной, так и кустарной промышленностью...» [5, л. 2 об.]. В качестве основных причин недостаточного развития профессионального образования в одной из наиболее развитых губерний Центрального промышленного района назывались следующие: отсутствие определенного плана, общей организации и необходимого финансирования, открытие школ «по почину центральных ведомств, не считаясь с местными потребностями и условиями» [5], потеря доверия к ремесленным школам со стороны местного населения вследствие того, что подобные учебные заведения не давали необходимых знаний для занятия практической деятельностью и др.

Для решения вышеперечисленных проблем и координации деятельности специальных учебных заведений по предложению Ярославского губернского Совета был создан отдел по профессиональному образованию. В соответствии со сметой на деятельность отдела ежегодно должна была выделяться сумма в размере 35 тысяч рублей [5, л. 3 об.].

Таким образом, Советами по делам профессионального образования была проделана большая подготовительная работа, определившая основные направления реформы профессионального образования.

Не меньшую заботу о развитии профессионального образования в стране в этот период проявило Министерство торговли и промышленности. Еще до созыва Совета началась работа «Совещания по выработке основных положений по организации и постановке преподавания в низших и средних профессиональных и технических учебных заведениях в России».

В состав этого рабочего органа вошли представители всех заинтересованных ведомств, промышленных кругов, общественные деятели, представители профессиональной школы. Всего состоялось 17 заседаний, продолжавшихся с 11 февраля по 9 июля 1915 г. Были затронуты такие важные вопросы, как недостаток технических учебных заведений, в сравнении со странами Западной Европы; необходимый образовательный уровень при поступлении в технические школы, с акцентом на то, что «новая техническая школа должна строиться на основе того или другого законченного общего образования» [12, с. 8]. Участники Совещания признавали необходимым решать вопрос о повышении

профессиональной подготовки рабочих, подростков и взрослых, уже занятых работой в мастерских, считая их «самым основным и многочисленным классом деятелей промышленности» [12, с. 13]. На заседаниях отмечалось, что относительно промышленных рабочих «и русская жизнь и русский закон дают в настоящее время слишком мало», при этом именно «за школами и курсами для рабочих должно быть признано в деле повышения профессиональной подготовки рабочих, по меньшей мере, такое же, если не более важное значение, как и за регулярной школой» [2, с. 36].

Для поднятия общего уровня технических знаний рабочих, занятых в различных отраслях промышленности, предлагалось организовать чтения и лекции, временные и постоянные курсы. Предусматривалась организация специальных курсов для подготовки старших рабочих, мастеров.

Участники Совещания выражали одобрение относительно широкого распространения частной инициативы в деле развития профессионального образования, при этом предусматривали обязанности правительства и казны.

Еще одной темой для обсуждения стало построение более гибких программ профессиональных школ всех типов. Обсуждался вопрос, касающийся и приемов преподавания, которое «должно быть не только согласованным с основной целью школы, но наглядным и строго практическим» [13, с. 10]. Проектируя новую техническую школу, разработчики осознавали, что выдвинутые идеи могли осуществиться и принести желательный результат только в случае привлечения к преподаванию специалистов, хорошо знающих производство. Для того чтобы заинтересовать подобных лиц в преподавательской деятельности, необходимо было создать соответствующие материальные условия.

Результатом обсуждений стало «Положение о технических учебных заведениях и об установлениях для распространения технических знаний ведомства Министерства торговли и промышленности и расписания должностей в технических учебных заведениях» [13], представленное в Государственную думу 24 февраля 1916 г.

Итак, в рассматриваемый период два министерства, на долю которых, по оценке современников, приходилось 90 % профессиональ-

но-образовательных учреждений, выступили с инициативой широких преобразований в существующей системе профессионального образования.

По итогам работы Совещания, первой сессии Совета по делам профессионального образования, детального изучения тридцатилетнего опыта действия «Основных положений о промышленных училищах», материалов съездов по профессио-

нальному образованию П. Н. Игнатьевым был разработан и 23 января 1916 г. представлен в Государственную думу проект «Положения о профессиональных учебных заведениях, классах и курсах» [12, с. 4-21]. По мнению Э. Д. Днепрова, это был «финальный эпизод многотрудной истории профессионального образования в России XIX - начала ХХ века» [7, с. 604]. Предлагаемый проект принял силу закона 30 мая 1917 г. и был утвержден Временным правительством уже после отставки П. Н. Игнатьева с поста министра народного просвещения.

«Положение» было ответом на пожелание Государственной думы, высказанное в 1913 г. Министерством народного просвещения. В нем, в частности, предлагалось выработать общий план профессионального образования, согласовать разрозненные действия отдельных ведомств, пересмотреть программы, уставы и права для оканчивающих профессиональные училища и оказать поддержку частной и общественной инициативе в деле открытия профессиональных учебных заведений [12, с. 4-5].

П. Н. Игнатьев отмечал и неудовлетворительное решение вопроса, касающегося взаимосвязи общего и профессионального образования, в том числе опоры того или иного типа промышленных училищ на определенный уровень общего образования. Рассматривая опыт технических училищ разного типа, он пришел к заключению, что только в низшем типе ремесленных учебных заведений - ремесленной школе - сохранилась общеобразовательная база для приема учащихся, указанная в законе. Все остальные типы промышленных учебных заведений в большей или меньшей степени «оказались смещенными самой жизнью с того основания общеобразовательной школы, которое указано им было в законе 1888 года» [7, с. 605].

В соответствии с «Положением» устанавливалось четыре типа учебных заведений: высшие технические учебные заведения, технические училища, ремесленные училища и ремесленные школы. Каждому типу учебных заведений соответствовал определенный уровень общеобразовательной подготовки, что давало ученикам возможность при наличии свободных мест переходить в профессиональную школу без экзаменационных испытаний. Так, высшие технические учебные заведения в качестве образовательной базы могли рассматривать среднюю общеобразовательную школу и при некоторых дополнительных условиях - техническое училище; технические училища - высшее начальное училище; ремесленные училища - двухклассное сельское училище; ремесленные школы -начальное одноклассное училище. Помимо основных типов специальных учебных заведений боль-40

шое распространение должны были получить профессиональные курсы и классы. В качестве общеобразовательной базы для них была определена начальная школа [12, с. 20].

Примером таких профессиональных классов должны были служить ремесленные отделения, учрежденные по закону 1904 г. В этих отделениях, наряду с обучением определенному ремеслу, должны были преподаваться графическая грамотность и элементарные сведения по технологии ремесла. Другим видом таких профессиональных курсов являлись вечерние и воскресные курсы для взрослых рабочих, имеющих возможность обучаться 1 -2 часа в день. При некоторых условиях такие же курсы с большей продолжительностью обучения и с введением значительного числа общеобразовательных предметов могли бы устраиваться и для подростков. Взаимосвязь профессионального и общего образования определялась также наличием в профессиональных школах таких предметов, как чистописание, русский и иностранные языки, география, история. В «Положении» были детально проработаны определены задачи и содержание каждого типа предлагаемых учебных заведений.

Ремесленная школа как низший тип профессиональных учебных заведений имела целью ведение практического обучения «для подготовки сведущих и умелых исполнителей по определенным производствам или мастерствам» [7, с. 21]. При этом предполагалось расширение подготовки учеников как по специальным, так и по общеобразовательным предметам. Выпускник ремесленной школы, успешно прошедший обучение, получал звание подмастерья. По истечение трех лет практических самостоятельных работ в ремесленной мастерской или на заводе в качестве слесаря, столяра и т. п. законопроект предусматривал экзамен на звание мастера.

Ремесленное училище призвано было заниматься подготовкой учеников для практической деятельности на определенном производстве. Основой обучения в подобных учебных заведениях являлось усвоение прикладных знаний и умений. Выпускник ремесленного училища, получивший более солидные знания и практические навыки работы на более сложных станках, мог в дальнейшем трудоустроиться на железную дорогу, фабрику или завод. По мысли П. Н. Игнатьева, «такое лицо, прошедшее ремесленное училище, при усердии и способностях, может с большим успехом добиться материального и служебного положения на заводе, чем мастер, вырабатывающийся из рабочего, не получившего достаточного общего, а тем более профессионального образования» [7, с. 610].

Обращает на себя внимание и тот факт, что продолжительность обучения в ремесленном училище

не была строго зафиксирована, а определялась в соответствии со специальными задачами учебного заведения и местными условиями.

Особая роль в системе профессионального образования отводилась техническим училищам, которые готовили механиков, электротехников, металлургов, химиков, строителей и др. В соответствии с избранной специальностью ученики, окончившие курс технического училища и имевшие трехлетний стаж работы на производстве, получали звание инженера определенной специальности.

«Положение» устанавливало право открывать мужские, женские, смешанного типа профессиональные учебные заведения. Кроме того, в учебных заведениях, частично или полностью содержащихся на средства казны, выплачивалось от 20 до 50 стипендий. Размер стипендии зависел от типа учреждения: в техническом училище стипендия составляла 300 руб., в ремесленном училище - 240, в ремесленной школе - 80 [9, с. 15].

Большое внимание в «Положении» отводилось подготовке педагогических кадров в сфере профессионального образования. По мнению П. Н. Игнатьева, «более высокий тип таких учреждений могут поставлять курсы педагогического характера, подготовляющие к деятельности учителя ремесла или производства и принимающие для этой цели слушателей из окончивших курс ремесленных и даже технических училищ» [12, с. 10].

Был определен и порядок учреждения и содержания профессиональных учебных заведений. Согласно Положению, они могли создаваться как полностью на казенные средства, так и с дополнительным финансированием из местных источников; на средства земских и городских органов управления, различных обществ и частных лиц, которые могли брать на себя полное или частичное финансирование. Соответственно этому различался порядок учреждения этих учебных заведений. Не закрепляя в законодательном порядке определенных учебных планов, устройства управления, вопросов, связанных с переводными и выпускными испытаниями, проект закона предоставлял право проявления общественной и частной инициативы, как в избрании самих типов учебных заведений, так и в направлении учебного дела.

Особая роль в деятельности учебных заведений отводилась Попечительскому совету, который наделялся широкими полномочиями и по своему статусу был выше педагогического совета [12, с. 13]. Попечительные советы избирали должностных лиц, наблюдали за сохранностью и исправностью имущества, принадлежащего учебному заведению, вносили предложения по учебным и воспитательным вопросам на рассмотрение педагогического совета, рассматривали годовые отчеты. Таким обра-

зом, в руках этого органа управления были сосредоточены наиболее важные стороны жизни учебных заведений. По мнению современников, Попечительные советы вносили значительное оживление в их деятельность, «оказывая животворное влияние на замкнутую жизнь училища» [16, с. 28].

По «Положению» предполагалось учреждение «Всероссийской палаты учебных пособий» с семью отделами: физики, химии, космографии, биологии, минералогии с геологией, географии и истории с целью решения проблемы приобретения учебных пособий за границей. На учреждение Палаты планировалось выделить 213 700 руб. с последующим ежегодным пособием 130 400 руб. [6, с. 92].

П. Н. Игнатьев предлагал создать максимально благоприятные условия для развития профессионального образования. Он считал необходимым введение специального налога для городов и земств на устройство и содержание профессиональных учебных заведений, как низших, так и средних. Анализируя предшествующий период развития профессионального образования, П. Н. Игнатьев пришел к мысли о необходимости создания межведомственного органа для согласования действий отдельных ведомств в планомерном развитии специальных учебных заведений, объединяющего «ведомственность и общественность в лице и органов самоуправления, и общественных организаций» [3, с. 1]. В феврале 1916 г. был создан «Совет по делам профессионального образования в России» под председательством министра народного просвещения для координации научно-педагогической и организационно-административной деятельности по развитию профессионального образования.

Таким образом, план развития профессионального образования, задуманный П. Н. Игнатьевым, имел большие перспективы. Игнатьев полагал возможным через школу способствовать развитию производительных сил страны, ее экономическому благополучию и процветанию. Для осуществления задуманных мероприятий финансирование профессионального образования было увеличено по смете 1916 г. на 1 143 000 руб. Предполагалось открытие трех средних технических училищ, двух низших, восьми ремесленных и 14 низших ремесленных. На их строительство министерством был сделан запрос на кредит в 1 750 000 руб. В смету 1917 г. было внесено 35 000 руб. на проведение съездов по профессиональному образованию, на организацию и проведение курсов для учителей ремесленных школ, подготовку преподавателей, руководителей, инструкторов и мастеров, командировки учителей на фабрики и заводы - 133 400 руб. [15, с. 38].

Предложенная П. Н. Игнатьевым реформа профессионального образования не была реализована. Реформу ждала та же участь, что и другие позитив-

ные начинания начала ХХ в. 27 декабря 1916 г. Игнатьев был освобожден от должности министра. Одной из причин отставки стало его участие в деятельности группы либеральных министров, выступавших за компромисс с Государственной думой. Отстранение популярного министра активно обсуждалось на страницах печати. Многие выражали сочувствие, сожаление и надежду вновь увидеть его на прежнем посту. Поддержку П. Н. Игнатьеву выразили городские думы крупнейших городов России и земские собрания, Нижегородский народный университет и Московские высшие женские курсы.

Концепция П. Н. Игнатьева была отклонена, условия для реализации реформы образования не были созданы. Однако 30 мая 1917 г. Временное правительство утвердило законопроект

П. Н. Игнатьева. Его идеи были использованы в процессе построения советской школы, хотя сам автор считал, что большевики, позаимствовав «внешнюю структуру намеченных изменений, многие основные реформы номинально приняли, придав им совершенно превратный, искаженный характер» [10, л. 8].

Таким образом, рассмотренный проект реформирования профессионального образования в России показал, с одной стороны, прогрессивность взглядов его разработчиков, далеко идущие планы в отношении профессиональной школы, с другой, -невозможность осуществления подобных радикальных мер в период политической нестабильности общества. Идеи П. Н. Игнатьева не остались без внимания, несмотря на отставку министра. Накопленный опыт развития профессионального образования в России в начале ХХ в. частично был заимствован в советский период.

Библиографический список

1. Акимов, В. Е. К вопросу о реформе ремесленных и технических школ [Текст] / В. Е Акимов // Техническое и коммерческое образование. - 1916. -№ 4. - С. 18-23.

2. Быков, А. Война и профессиональное образование [Текст] / А. Быков // Техническое и коммерческое образование. - 1915. - № 6. - С. 32-43.

3. Быков, А. Совет по делам профессионального образования в Империи и его широкие задачи [Текст] / А. Быков // Техническое и коммерческое образование. - 1916. - № 8. - С. 1-14.

4. ГА РФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 50. Л. 1; Д. 51. ЛЛ. 1-5.

5. ГАЯО Ф. 485. Оп. 2 Д. 849.

6. Граф П. Н. Игнатьев и наше народное образование [Текст] // Вестник воспитания. - 1917. - № 2. -С. 56-99.

7. Днепров, Э. Д. Российское образование в XIX -начале ХХ века [Текст] / Э. Д. Днепров. - М. : Ма-риос, 2011. - Т. 1. - 647 с.

8. Дудниченко, И. И. Граф Игнатьев и развал школы [Текст] / И. И. Дудниченко. - Саратов : Волга, 1916. - 46 с.

9. Журнал министерства народного просвещения. - 1917. - № 7-8.

10. Игнатьев, П. Н. Очерк о русской школе за 1905-1916 гг. // ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 1. Д. 319.

11. Лермантов, В. В. Современное техническое образование [Текст] / В. В. Лермантов // Техническое и коммерческое образование. - 1916. - № 8. -С. 15-20.

12. Положение о профессиональных учебных заведениях, классах и курсах [Текст] // Профессиональное образование. - 1915. - № 2.

13. Положение о технических учебных заведениях и об установлениях для распространения технических знаний ведомства Министерства торговли и промышленности и расписания должностей в технических учебных заведениях [Текст] // Государственная Дума. Стенографические отчеты. Четвертый созыв. Сессия IV 1915-1916 гг. - Пг., 1916.

14. Рюмин, В. Война и средние технические школы [Текст] / В. Рюмин // Техническое и коммерческое образование. - 1914. - № 7. - С. 17-20.

15. Смена министра народного просвещения [Текст] // Вестник воспитания. - 1917. - № 1. -С. 3-44.

16. Смена министра народного просвещения // Вестник воспитания. - 1917. - № 1. - С. 3-44.

17. Ушаков, А. О Попечительном Совете и о Хозяйственном комитете в новом проекте положения о профессиональных учебных заведениях Министерства народного просвещения 1916 г. // Техническое и коммерческое образование. - 1916. - № 6-7.

Reference List

1. Akimov, V. E. K voprosu o reforme remeslennyh i tehnicheskih shkol = To a question of reform of craft and technical schools [Tekst] / V. E Akimov // Tehnicheskoe i kommercheskoe obrazovanie. - 1916. - № 4. -S. 18-23.\1, \2\3 Bykov, A. Vojna i professional'noe obrazovanie = War and vocational education [Tekst] / A. Bykov // Tehnicheskoe i kommercheskoe obrazovanie. - 1915. - № 6. - S. 32-43.

2. Bykov, A. Sovet po delam professional'nogo obra-zovanija v Imperii i ego shirokie zadachi = Council for affairs on vocational education in the Empire and its wide tasks [Tekst] / A. Bykov // Tehnicheskoe i kommerch-eskoe obrazovanie. - 1916. - № 8. - S. 1-14.

3. GA RF. F. 1803. Op. 1. D. 50. L. 1; D. 51. LL. 1-5. SA RF. V. 1803. List. 1. 50. D. 1; 51. LL. 1-5.

4. GAJaO F. 485. Op. 2 D. 849. SAYaR F. 485. List. 2-849.

5. Graf P. N. Ignat'ev i nashe narodnoe obrazovanie = Ignatiev and our national education [Tekst] // Vestnik vospitanija. - 1917. - № 2. - S. 56-99.

6. Dneprov, Je. D. Rossijskoe obrazovanie v XIX -nachale HH veka = Russian education in the XIX - the

beginning of the XX century [Tekst] / Je. D. Dneprov. -M. : Marios, 2011. - T. 1. - 647 s.

7. Dudnichenko, I. I. Graf Ignat'ev i razval shkoly = Count Ignatiev and school disorder [Tekst] / I. I. Dudnichenko. - Saratov : Volga, 1916. - 46 s.

8. Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshhenija. -1917. - № 7-8.

9. Ignat'ev, P. N. Ocherk o russkoj shkole za 1905-1916 gg. = Essay about the Russian school for 1905-1916 // GA RF. F. 5881. Op. 1. D. 319.

10. Lermantov, V. V. Sovremennoe tehnicheskoe obrazovanie = Modern technical education [Tekst] / V. V Lermantov // Tehnicheskoe i kommercheskoe obra-zovanie. - 1916. - № 8. - S. 15-20.

11. Polozhenie o professional'nyh uchebnyh zavedenijah, klassah i kursah = Provision on professional educational institutions, classes and courses [Tekst] // Professional'noe obrazovanie. - 1915. - № 2.

12. Polozhenie o tehnicheskih uchebnyh zavedenijah i ob ustanovlenijah dlja rasprostranenija tehnicheskih znanij vedomstva Ministerstva torgovli i promyshlennosti i raspisanija dolzhnostej v tehnicheskih uchebnyh zavedenijah = The provision on technical educational institutions and on establishments for distribution of technical knowledge of the department of the Ministry of Trade and the industry and the schedule of positions in

technical educational institutions [Tekst] // Gosudarstven-naja Duma. Stenograficheskie otchety. Chetvertyj sozyv. Sessija = IV. 1915-1916 gg. = State Duma. Verbatim records. The fourth summoning. Session IV 1915-1916. -Pg., 1916.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rjumin, V. Vojna i srednie tehnicheskie shkoly = War and high technical schools [Tekst] / V Rjumin // Tehnicheskoe i kommercheskoe obrazovanie. - 1914. -№ 7. - S. 17-20.

14. Smena ministra narodnogo prosveshhenija = Change of the minister of national education [Tekst] // Vestnik vospitanija. - 1917. - № 1. - S. 3-44.

15. Smena ministra narodnogo prosveshhenija [Tekst] = Change of the minister of national education // Vestnik vospitanija. - 1917. - № 1. - S. 3-44.

16. Ushakov, A. O Popechitel'nom Sovete i o Hozja-jstvennom komitete v novom proekte polozhenija o professional'nyh uchebnyh zavedenijah Ministerstva narodnogo prosveshhenija 1916 g. = About Board of trustees and about Economic committee in the new draft of the provision on vocational educational institutions of the Ministry of national education of 1916 [Tekst] // Tehnicheskoe i kommercheskoe obrazovanie. - 1916. - № 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.