Научная статья на тему 'Предпринимательская среда и общественные организации России в деле развития профессионального образования второй половины xix начала XX века'

Предпринимательская среда и общественные организации России в деле развития профессионального образования второй половины xix начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕЦЕНАТЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА / РЕМЕСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СТИПЕНДИИ / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мосягина Светлана Юрьевна

В статье рассматривается участие российского предпринимательства в организации профессионального образования в центральном регионе и на Европейском Севере России в конце XIXначале XX в., уделяется внимание благотворительности как национальной традиции, которая выражалась в призрении, попечении, милосердии, организации школ, училищ, материальном стимулировании учащихся и педагогов, улучшении материально-технической базы учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская среда и общественные организации России в деле развития профессионального образования второй половины xix начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211). История. Вып. 42. С. 24-29.

С. Ю. Мосягина

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИИ В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматривается участие российского предпринимательства в организации профессионального образования в центральном регионе и на Европейском Севере России в конце XIX- начале XX в., уделяется внимание благотворительности как национальной традиции, которая выражалась в призрении, попечении, милосердии, организации школ, училищ, материальном стимулировании учащихся и педагогов, улучшении материально-технической базы учебных заведений.

Ключевые слова: предпринимательство, меценаты, благотворительность, профессиональные училища, ремесленные школы, благотворительные общества, материальная поддержка, стипендии, учащиеся, педагоги.

В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблему взаимодействия государства и представителей промышленности, благотворительных обществ в вопросах организации профессионального образования в исследуемый период.

Промышленный переворот, начавшийся в России в 30-40-е гг. XIX в. внес коррективы в процесс подготовки профессиональных кадров, новая техника требовала от работника специальных знаний и навыков. В 60-е гг. XIX в. для многих прогрессивных государственных и общественных деятелей России стало очевидным, что в устройстве школ для детей находится самый верный способ закладки прочного основания профессиональнотехнического образования, так как от просвещенности и культурного развития населения напрямую зависит материальное преуспевание страны. С конца 70-х гг. XIX столетия в России профессиональное образование постепенно входит в число государственных приоритетов. Статистические данные свидетельствуют о том, что за 25 лет, с 1865 по 1890 г., в Российской Империи количество рабочих на крупнейших фабриках, заводах и железнодорожном транспорте увеличилось более чем в два раза и достигло почти 3 млн человек1.

Вторая половина XIX - начало ХХ в. -период, характеризующийся интенсивным экономическим, социальным и культурным развитием России. Введение в жизнь ряда нормативных документов и законодательных актов о развитии профессиональной школы

(«Общий нормальный план промышленного образования в России», «Основные положения о промышленных училищах») в конце XIX в. способствовало объединению ранее разрозненных профессионально-технических учебных заведений в определенную систему, подразделило их по группам согласно целям, задачам и содержанию образования. В последующие годы деятельность системы профессионального образования регулировалась целым рядом принятых правительством документов: «Положение о школах ремесленных учеников» (1893), «Положение о низших ремесленных школах» (1895), «Закон о ремесленных и технических учебных мастерских и курсах» (1902), «О мореходном образовании в Империи» (1902), «О художественнопромышленных учебных заведениях» (1902), «О сельскохозяйственном образовании» (1904) и др. В 1903-1907 гг. были законодательно оформлены ремесленные и профессиональные отделения при общеобразовательных школах.

Но реализация основных нормативных положений на практике потребовала дополнительных финансовых вложений со стороны государства, фактические расходы на нужды профессионального образования не соответствовали потребностям, правительство вынуждено было принимать помощь предпринимателей, а в отдельных случаях полностью перекладывать заботу о подготовке кадров средней и низшей квалификации для соответствующих предприятий на их владельцев. Так, предприниматель Николай Иванович

Путилов в 1876 г. открыл на собственные средства заводскую школу для детей рабочих и вечерние классы для взрослых. Первым директором школы была супруга Н. И. Путилова. В Москве Варвара Алексеевна Морозова, представительница купеческого сословия, создала знаменитые Пречистенские курсы, ставшие центром просвещения московских рабочих. Ряд ремесленных училищ основал в Москве

Н. И. Прохоров - крупный фабрикант, владелец Прохоровской мануфактуры. Купец П. Г. Шелапутин способствовал открытию трех ремесленных училищ. Представитель богатого купеческого рода фабрикант Савва Морозов основал в Москве «Кустарный музей». Большой вклад в развитие российской промышленности внесла династия шведских фабрикантов и благотворителей Нобелей, связавших свою судьбу с Россией. Так, Людвиг Нобель основал знаменитый петербургский завод дизель. На Выборгской стороне Петербурга возник город Нобеля с собственным укладом жизни и со своими неписаными порядками и законами. Здесь появились особняки и кварталы жилых домов для служащих и рабочих, а также школы, училища и Народный дом.

Показателен следующий факт: представители царствующей династии - императрица Мария Федоровна, Великий князь Константин Романов, принц Петр Ольденбургский и другие - были крупнейшими меценатами в области профессионального образования. Значительные денежные суммы (от 100000 до 10000000 р.) завещались или передавались на нужды профессионального (промышленного) образования представителями знатнейших дворянских родов, богатейших купеческих династий, крупными фабрикантами и заводчиками (Ф. В. Чижов, Н. П. Трапезников. И. С. Мальцев, Н. И. Прохоров, С. Морозов, С. Г. Строганов, А. Л. Штиглиц, П. Г. Шелапутин и другие).

В исследуемый период вопросами организации профессионального образования в России занимались: Министерство финансов, Министерство государственных имуществ, Министерство народного просвещения, Министерство путей сообщения, Министерство юстиции, Военное министерство, Морское министерство, Министерство Императорского двора. Каждое министерство занималось организацией учебных заведений, необходимых для своей отрасли.

Большой вклад в развитие профессионального образования внесло Министерство народного просвещения. Но при организации средних технических училищ МНП столкнулось с определенными сложностями из-за больших материальных затрат на постройку и оборудование зданий. Для сокращения расходов было признано целесообразным в отдельных случаях создавать средние технические училища «смешанного типа» - объединять технические училища с реальными и привлекать к их финансированию средства местных общественных организаций и частных лиц, заинтересованных в развитии промышленного образования.

Так, в 90-х гг. XIX в. Московское городское общество пожертвовало 850000 р. на учреждение среднего технического училища по механической, химической и строительной специальностям, объединенного с пятиклассным реальным училищем; Иваново-Вознесенское городское общество постановило выделять ежегодно 2500 р. на содержание среднего технического училища; Саратов пожертвовал 100000 р. единовременно на устройство в городе среднего технического училища; Нижний Новгород ассигновал на учреждение среднего механико-технического училища единовременно 75000 р., земство - 25000 р.; Ливенское городское общество пожертвовало на учреждение в городе Ливны среднего технического училища 50000 р., а также дом и землю, всего на сумму 100000 р.2 Развитие частной инициативы в деле организации технических училищ в России позволило Министерству народного просвещения создать такие крупные учебные заведения, как Московское промышленное, Нижегородское механико-техническое, Казанское промышленное училища и другие, создание которых только на средства казны было невозможным.

К концу XIX в. благотворительные общества содержали в общей сложности 933 заведения «дешевого и бесплатного обучения» (воскресные, подготовительные, ремесленные, профессиональные и другие школы)3. В документах исследуемого периода упоминаются следующие организации, занимающие -ся вопросами профессионально-технического образования: «Общество улучшения на-

родного труда в память царя-освободителя Александра II»; «Попечительство о ремесленном образовании бедных детей», образован-

ное при «Императорском Человеколюбивом Обществе»; «Покровское Общество вспомоществования бедным»; «Благотворительный Союз» в Саратове; Одесское общество; «Общество для содействия русской промышленности и торговли»; Санкт-Петербургское «Общество для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности»; «Общество содействия мануфактурной промышленности»; «Главное Общество Российских железных дорог» и др.

Данные организации открывали ремесленные, сельскохозяйственные школы, дополнительные ремесленные отделения, рукодельные классы и курсы при общеобразовательных школах, учебные ремесленные и сельскохозяйственные мастерские4. В своей деятельности благотворительные общества делали акцент, как правило, на помощь в получении квалификации сиротам, открывая преимущественно низшие ремесленные учебные заведения. Так, образованное при Императорском Человеколюбивом Обществе «Попечительство о ремесленном образовании бедных детей» и работающая в его составе учебно-ремесленная комиссия на денежные и другие пожертвования частных лиц и средства общества содержали в 1890 г. 14 ремесленных школ, мастерские, курсы, классы и общежитие для ремесленных учеников5. При Покровском Обществе вспомоществования бедным (1871 г.) работал приют для детей с обучением ремеслам. Ремесленное отделение при начальном училище было открыто Благотворительным Союзом в Саратове. Одесское общество создало ремесленную школу с числом учащихся около 200 человек, где преподавались столярное, токарное, слесарное, литейное ремесла, а также общеобразовательные предметы - русская литература, механика, технология, история. В Киеве благотворительное общество открыло ремесленную школу на 40 учащихся6.

Другого рода общественные организации

- объединения крупных промышленников и предпринимателей, заинтересованных в перспективном развитии своей отрасли производства и создании большого слоя квалифицированных рабочих (Общество для содействия русской промышленности и торговли, Санкт-Петербургское общество для содействия улучшению и развитию фабричнозаводской промышленности, с 1906 года Общество фабрикантов и заводчиков и дру-

гие), вкладывали средства в промышленные учебные заведения соответствующего типа, используя зарубежный опыт, открывали образцовые училища. К примеру, Общество содействия мануфактурной промышленности устроило в Москве в конце 90-х гг. в качестве нового типа «школы-фабрики» -среднее ткацко-промышленное училище на собственные средства в размере 300000 р.7 Разносторонняя практическая деятельность общественности отражала стремление, отвечая запросам отечественной промышленности, обеспечить ее квалифицированными рабочими кадрами и была направлена на создание альтернативной государственным школам сети профессионально-технических учебных заведений.

Общие тенденции участия предпринимательства и благотворительных обществ в организации профессионального образования в центральной России были характерны и для Европейского Севера. Одним из направлений благотворительности в северных губерниях было оказание материальной поддержки учащимся. Так, в Архангельской губернии Товарищество Беломорских лесопильных заводов под фирмою «Н. Русанов Сын» установило стипендию воспитанникам Архангельского Торгово-Мореходного училища. Подтверждающим документом являются разработанные правила, где указывалось, что:

1. «Означенный капитал, заключающийся в свидетельстве 4 % государственной ренты, хранится в числе специальных средств училища, оставаясь навсегда неприкосновенным.

2. % с означенного капитала употребляется на взнос платы за учение избранного стипендиата. Сумма, остающаяся от взноса платы за учение, выдается стипендиату на приобретение учебных пособий.

3. Стипендиат выбирается ежегодно в начале учебного года Педагогическим Комитетом и утверждается Попечительным Советом училища.

4. Стипендия им. Товарищества предназначается для одного из беднейших и достойнейших учеников училища, без различия вероисповеданий и сословий.

5. Могущие образоваться, по каким-либо причинам, остатки от % с капитала причисляются к сему последнему для увеличения размера стипендии.

6. В случае преобразования Архангельского Торгово-Мореходного училища в какое-

либо другое однородное учебное заведение капитал передается в последнее с тем же назначением»8.

На Европейском Севере России частными лицами также создавались благотворительные общества. В 1912 г. в Вологде создано Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Вологодской Городской Торговой школы. (Председатель правления Общества

- Любовь Николаевна Содман, казначей правления - инспектор Торговой школы Илья Иванович Шеляпин). Одним из направлений деятельности общества являлась организация благотворительных спектаклей, выставок школьного дела, сбор средств от которых шел на оказание помощи нуждающимся ученикам9. Общественные организации города Вологды принимали активное участие в жизни профессиональных учебных заведений. Так, учащимся Торговой школы две стипендии выделило Вологодское купеческое общество, четыре -Вологодское общество «взаимного от огня страхования», четыре - Вологодское сельскохозяйственное общество, две - Вологодское уездное земство. Вопросами материального обеспечения данного учебного заведения, подбором кадрового состава занимался Попечительский совет, Председателем которого был Сергей Михайлович Яковлев, Вологодский городской голова. Членами совета - уважаемые люди города: Цех Карл Фридрихович, инженер путей сообщения, гласный Городской думы, Дес-Фонтейнес Петр Эдуардович, управляющий Вологодским отделением Русского «для внешней торговли банка», гласный Городской Думы, Лобзин Петр Петрович, бухгалтер Городской Управы, Свешников Владимир Иванович, вологодский купец первой гильдии, Шеляпин Илья Иванович, инспектор торговой школы.

Представленный состав Попечительского совета наглядно свидетельствует об интересе городских властей и непосредственном участии представителей законодательной и исполнительной власти в подготовке кадров указанного профиля. В данном учебном заведении помимо изучения теоретических вопросов большое внимание уделялось отработке полученных учащимися знаний, умений и навыков на практике, в организации которой принимали активное непосредственное участие предприниматели города.

Учащиеся Торговой школы проходили практику в Городской управе, Вологодском городском общественном банке, в Вологодском

отделении «Русского для внешней торговли Банке», в местной конторе Торгового дома «И. Д. Свешников и Сын», в конторе лесопильного завода Промышленного и Торгового Товарищества «П. Малютин и сыновья» в Боровецкой волости, в конторе отделения Торгового дома «И. Д. Свешников и Сын» в Череповце Вологодской губернии, в Земской Управе, в конторе присяжного поверенного Алексея Михайловича Виноградова, в конторе Торгового дома «В. И. Грачев и К». Участие предпринимателей выражалось и в вопросах трудоустройства выпускников. Преобладающее большинство окончивших Торговую школу работали в качестве конторщиков и бухгалтеров в Вологодской губернии, главным образом в кооперативных учреждениях, некоторые занимали ответственные должности инструкторов счетоводства и кооперации.

В исследуемый период в Вологодской губернии возросла потребность в специалистах данного профиля, о чем свидетельствует отчет Союза кооперативов Северного Края, в одной Вологодской губернии насчитывалось 1696 кооперативов, из них 894 потребительские общества, 372 маслодельных артели, 99 сельскохозяйственных общества, 146 кредитных товариществ, 51 лесопромышленных артелей, 8 смолокуренных артелей, 11 культурно-просветительных обществ и 15 прочих организаций10.

Организованное коммерческое образование осуществлялось в рамках социального заказа, выпускники данного учебного заведения были востребованы на рынке труда. Таким образом, местная администрация, представители купечества, предприниматели города Вологды принимали активное участие в создании Торговой школы, в деятельности Попечительного и педагогического советов, в организации учебного процесса, в материальной помощи учащимся, покупке оборудования и учебных пособий, в организации практики учеников. Взаимодействие педагогического коллектива, родителей воспитанников, администрации и городской общественности способствовало качественной подготовке профессиональных кадров в данной области.

Участие предпринимательства в организации профессионального образования выражалось не только в финансовой поддержке учебных заведений, материальном стимулировании учащихся и педагогов. Представители

промышленных кругов принимали активное участие в работе съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, которые проводились под покровительством императорской фамилии, при поддержке правительства и общественных организаций. Было проведено три крупных всероссийских съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию - I съезд (декабрь 1889 - январь 1890 г.).

II (декабрь 1895 - январь 1896 г.), III (декабрь

1903 - январь 1904 г.)11. На съездах работали секции: высших учебных заведений, реальных училищ, средних и низших технических училищ, сельскохозяйственного образования, коммерческого образования, женского профессионального образования, железнодорожных училищ, мореходных школ, школьной гигиены и физических упражнений, графических искусств, ручного труда в школе, ремесленного ученичества в мастерских и др. В числе руководителей секций и участников были предприниматели С. И. Мамонтов, Ю. С. Нечаев-Мальцев и др. В резолюции отмечалось, что рост промышленности и повышение производительности труда зависят от развития общего образования, внешкольных форм просвещения и самообразования, повышения роли самих трудящихся в управлении образованием, теоретического уровня подготовки рабочих. Внимание участников было привлечено к вопросам создания на фабриках условий, при которых рабочие могли бы реально повышать свои общеобразовательные и профессиональные знания, а их дети имели бы возможность получать образование в любом типе специальной школы (8-часовой рабочий день, улучшение условий труда и быта, организация школ для детей рабочих, страхование, введение школьного налога на предпринимателей и т. п.). В работе третьего съезда принимали участие лица, не работавшие в специальных учебных заведениях, - учителя и преподаватели средних общеобразовательных школ, работники промышленности, транспорта и сельского хозяйства, земские деятели, литераторы, что вызвало обеспокоенность полиции и чиновников Министерства просвещения. Педагогические требования участников стали все больше принимать политический характер. Вторжение политики в работу съезда привело к тому, что 5 января

1904 г. распоряжением Петербургского градоначальника съезд был закрыт за день до объ-

явленного срока окончания работы без объяснения причин.

Итак, передовая промышленная интеллигенция России создавала просветительские, благотворительные, попечительские общества, задачей которых была деятельность, включающая организацию и открытие профессиональных учебных заведений. Анализ источников позволил выделить конкретные направления деятельности частных предпринимателей и различных обществ: открытие и содержание учебных заведений различных типов; поиск источников их финансирования; устройство вспомогательных учреждений-музеев, выставок ученических работ; организация популярных чтений, лекций, бесед; открытие съездов и проведение совещаний; проведение статистических обследований и опросов с целью изучения состояния низшего профессионального образования в России; разработка вопросов организации учебновоспитательной работы в профессиональной школе; составление учебных планов, программ, совершенствование форм и методов обучения; издательская деятельность (выпуск учебников, пособий, руководств.) Деятельностью предпринимателей-меценатов руководили как глубоко патриотические устремления (содействовать обретению Россией экономической и интеллектуальной независимости в Европе, поднять культурный уровень населения, повлиять на формирование национального самосознания), так и личные амбиции и прагматические интересы.

Государство поощряло финансовое участие предпринимателей в организации профессионального образования, что подтверждают данные об источниках финансирования технических учебных заведений за 1910 г. Всего было израсходовано 22,7 млн р. Из них государственных средств - немногим более 5,6 млн р. (24,4 %); средств земств и городов -3,1 млн р. (13,0 %); платы за обучение - около

7 млн р. (почти 30,0 % ) и средств, полученных от общественных организаций, частных лиц и других источников, - 7,2 млн р. (32,0 %)12. В то же время государство жестко контролировало вопросы расходования средств учебными заведениями, назначение на должности педагогического персонала, состав учащихся, содержание обучения, реализацию воспитательных целей и задач, вопросы политической благонадежности учащих и учащихся в системе профессионального образования.

Свидетельством тому являются архивные материалы канцелярий Министерства финансов, Министерства торговли и промышленности, Министерства путей сообщения, Министерства народного просвещения и других министерств и ведомств, в ведении которых находились учреждения профессионального образования. Так, в Резолюции совета съездов представителей биржевой торговли и сельского хозяйства от 15 октября 1911 г. (№ 2640) указывалось следующее: «.. .русские коммерческие учебные заведения создаются благодаря частной инициативе и существуют на частные и общественные средства почти без участия со стороны Государства, которое несет на себе лишь ничтожную долю общих расходов на коммерческое образование, а вернее - лишь расход по надзору за ним. В таком с общегосударственной точки зрения деле государство должно было значительно расширить ассигнуемый на коммерческое образование кредит, и вместе с тем, создать условия, облегчающие частной инициативе учреждение коммерческих учреждений»13.

Таким образом, изученные материалы позволяют утверждать, что политика государства в отношении участия предпринимателей в вопросах организации профессионального образования в исследуемый период была достаточно противоречивой. С одной стороны, государство приветствовало участие частных предпринимателей и общественных организаций в вопросах, связанных с финансированием системы профессионального образования, государство декларировало стремление соответствовать социальным и экономическим потребностям России. С другой стороны, государство ограничивало свободу предпринимателей в различных аспектах организации профессионального образования. Тем не менее, российские предприниматели относились к своей деятельности как к способу проявления творческих способностей, средству самореализации, брали на себя ответственность за профессиональную подготовку молодежи. Меценатство как своеобразная

форма социокультурной деятельности второй половины XIX - начала XX в. может служить своеобразным ориентиром для современного предпринимателя. Поиск новых путей модернизации системы профессионального образования в начале XXI в. побуждает исследователей обратиться к истории, хранящей огромный позитивный потенциал, накопленный в различные эпохи.

Примечания

1 РГИА. Ф. 25. Оп. 5. Д. 248. Л. 148.

2 История профессионального образования в России / под науч. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Е. Г. Оссовского. М. : Ассоц. «Проф. образование», 2003. С. 67.

3 Очерк возникновения, открытия и развития Комиссаровского технического училища. М., 1918. 13 с.

4 См.: Очерк развития промышленного образования в России за 1888-1898 гг. СПб., 1900. 103 с.

5 См.: Рус. ведомости. 1889. Т. 361. 31 дек. С. 4.

6 См.: Абдулмуталинова, Т. А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX - начала XX века : дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.

7 См.: Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Вып. II. СПб., 1895. 566 с.

8 ГААО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 38. С. 9.

9 См.: ГАВО. Ф. 438. Оп. 1. Д. 206. С. 2.

10 См.: ГАВО. Ф. 459. Оп. 1. Д. 16. Л. 1 об.

11 Веселов, А. Н. Профессиональнотехническое образование в СССР : очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования. М. : Профте-хиздат, 1961. С. 43.

12 Кинд, В. А. Пути и формы распространения профессиональных знаний. Пг., 1916. С. 28.

13 РГИА. Ф. 25. Оп. 5. Д. 124. Л. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.