СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 377.031
Е. М. Дорожкин, В. В. Пузырев
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИИ
Рассматривается развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также описываются основные направления исследований в данной сфере в истории образования России. Основным мотивом проведения данного исследования является необходимость улучшить подготовку по специальностям ремесленного профиля в России по предметам общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом опыта предыдущих поколений. Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества подготовки специалистов для малых предприятий, в том числе предприятий ремесленного профиля. Внедрение компетентностного подхода в систему профессионального образования страны открывает новые перспективы для исследования вопросов осуществления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Ключевые слова: общее образование, общеобразовательная подготовка, профессиональное образование, профессиональная подготовка, взаимосвязь.
Цель статьи - изучение теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в историческом контексте в России для определения возможности использования опыта предыдущих поколений в современных условиях при подготовке работников для сферы малого предпринимательства. Малые предприятия, в том числе предприятия ремесленного профиля, приходят на смену крупным производственным предприятиям, которые не выдерживают изменившихся экономических условий и нуждаются в квалифицированных рабочих, подготовленных к новым условиям труда.
Известно, что общеобразовательная подготовка играет существенную роль в формировании компетентности рабочего. По данным Европейского центра по развитию профессионального образования (СЕЭЕБОР) и ЮНЕСКО, уровень квалификации рабочих пропорционален уровню общеобразовательной подготовки. В этом плане Россия намного отстает от других стран: доля высококвалифицированных рабочих в США составляет 43 %, а в России - 5 % [1]. С этой точки зрения вполне обоснованно звучит предложение Г. М. Романцева о внедрении в практику концепции высшего рабочего образования [2]. Кроме того, важность взаимосвязи общего и профессионального образования подчеркивается в различных документах международного права по вопросам образования. В частности, в рекомендациях ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании от 2001 г. отмечается, что необходимо учитывать новые взаимосвязи между образованием, миром труда и обществом в
целом, характеризующиеся направленностью на уничтожение барьеров между ними, чему может способствовать среди прочего интеграция технического, профессионального и общего образования на всех ступенях.
Метод исследования - ретроспективный анализ развития теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в России с древних времен по настоящее время.
Передача профессиональных умений и навыков в первобытном обществе происходила в процессе трудовой деятельности. Подрастающие поколения этого периода приобщались к труду через повседневное погружение в него. Такой процесс передачи умений и навыков можно характеризовать как трудовую социализацию, предшествующую профессиональному обучению в современном понимании. Подростки готовились таким образом к труду охотников, скотоводов, земледельцев, ремесленников, воинов-дружинников. Но «даже при совершении простейших операций с орудиями человек нуждается в социально обусловленных знаниях о знаниях и знаниях о способах деятельности» [3, с. 6]. Знания общего характера до появления письменности передавались с помощью разнообразных произведений устного народного творчества: сказаний, песен, былин, пословиц, притч, загадок и т. д., которые служили источником знаний о ближайшем окружении, о предметах обихода, о животных, птицах, явлениях природы и др. Известный русский ученый-педагог К. Д. Ушинский в этом смысле признавал сказку средством русской народной педагогики [4, с. 300].
Необходимость передачи знаний в условиях усложнения технологий поставила проблему грамотности ремесленников: надо было записать правила выполнения работ, а также знать методы различных измерений и расчетов.
В период феодализма дифференциация и специализация ремесленного труда привели к необходимости обучения ремеслам посредством специально организованного индивидуального ученичества. Кроме профессиональных знаний ученик, вероятно, должен был освоить также основы наук, необходимые для проведения расчетов. Так, например, долгое время считалось, что древние зодчие строили на глазок, без особых расчетов. В современных исследованиях, однако, утверждается, что архитекторы Древней Руси хорошо знали пропорции: в основе каждой постройки лежит математическая система, которая определяет формат кирпичей, толщину стен, радиусы арок и общие габариты здания [5, с. 12].
Основным распространителем знаний на Руси после христианизации в X в. была церковь, способствовавшая обучению грамотности не только церковных служащих и княжеской знати, но и простых горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев. В школах, создаваемых церковью, преподавались славянская грамота и письмо. Более высокий уровень обучения достигался путем книжного учения и самообразования. Под «книжным учением» ряд историков понимают «не обучение грамоте, а приобщение к целой системе знаний, поскольку грамотные люди и прежде были на Руси не в новинку» [5, с. 9].
Развитие крупного машинного производства в буржуазном обществе обусловило создание различных профессионально-технических школ, в которых учащиеся не только осваивали практическое применение различных орудий труда, но и знакомились с технологией производства.
В России в XVIII в. открылись цифирные, епархиальные школы, появились школы горные, технические, медицинские, военные, канцелярских служителей. В условиях доминирования государства в этот период с его принципами сословности и иерархии, по мнению современных ученых-педагогов [6, с. 307], субъект образовательного процесса -личность учащегося - оставался без внимания. Он воспринимался как материал, из которого нужно было подготовить специалиста, обладающего профессиональными навыками. В развитии каких-либо других его способностей государство не нуждалось. Несмотря на это, в работе вновь создаваемых учебных заведений впервые закладывается принцип сочетания профессиональной и общеобразовательной подготовки, что отражается даже в названии учебных заведений. Так, в 1701 г. Петром I в
Москве была открыта школа математических и на-вигацких наук, состоявшая из трех ступеней: русской (элементарная грамотность), цифирной (элементарная математика) и навигацкой (специальные предметы). А в соответствии с указом от 28 ноября 1717 г. и Адмиралтейским регламентом (1722) вводилось обучение плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров с преподаванием общеобразовательных основ, направленное на подготовку грамотных квалифицированных специалистов: «всех записных учить русской грамоте и цифири» [7, с. 33]. В теоретических трудах того времени принцип сочетания профессиональной и общеобразовательной подготовки также находил поддержку. Так, в своей работе «Разговор о пользе наук и училищ» русский ученый В. Н. Татищев обосновывает свое мнение о необходимости общеобразовательных знаний для дворян и народа [8].
Будучи сподвижниками Петра I В. Н. Татищев и В. И. Геннин создали систему государственных горно-заводских школ и разработали первые регламенты организации и методики обучения и воспитания будущих рабочих, их общего и ремесленного образования. К 1737 г. горно-заводские школы были открыты при всех крупных горных заводах. Требования к организации и содержанию работы регламентировались горным заводским уставом и инструкциями. Одна из них требовала сочетания элементарной общеобразовательной подготовки с практическим обучением [9, с. 199].
При четырехгодичном сроке обучения в горных учебных заведениях учебные предметы были представлены тремя группами: общеобразовательными, специальными и практическими занятиями по специальности. При этом общеобразовательная подготовка составляла значительную часть обучения, что видно из перечня предметов учебного плана Барнаульского горного училища, открытого в 1779 г. В этом училище преподавались такие общеобразовательные предметы, как русская грамматика, арифметика, геометрия, алгебра, физика, химия, история, география, немецкий, французский и латинский языки, логика, риторика, рисование и черчение, Закон Божий, а также специальные дисциплины: маркшейдерское искусство, механика общая и горная, архитектура, горное и пробирное искусство, металлургия, законоведение, минералогия и геология [5, с. 40]. Общеобразовательные предметы преподавались таким образом, чтобы создать необходимую базу для изучения специальных дисциплин, т. е. имели профессиональную направленность.
Общее образование служило основой для прохождения специальных предметов и в Московском ремесленном учебном заведении, созданном в 1830 г.
на базе Московского воспитательного дома «для подготовки искусных мастеров с теоретическими сведениями» [7, с. 34].
Вместе с тем открывались учебные заведения, в которых превалировал только один вид подготовки. С одной стороны, это были ремесленные училища, с другой - коммерческие училища. К. Д. Ушинский обосновывал необходимость создания ремесленных училищ в своей статье 1868 г. «Необходимость ремесленных школ в столицах» [10, с. 589-597] тем, что при хорошей подготовке собственных подмастерьев и мастеров не будет нужды приглашать в Россию специалистов из-за рубежа. Ремесленные училища были созданы в 1888 г. Основное внимание в них уделялось лишь практическому обучению. Уже в 1918 г. Государственной комиссией по просвещению был поставлен вопрос о ликвидации ремесленных учебных заведений «ввиду их узкого профессионального характера и игнорирования общего образования» [11, с. 42].
Первое коммерческое училище было открыто в Москве в 1772 г. для купеческих детей. В учебный план входили в основном общеобразовательные предметы, а также некоторые специальные, такие как Закон Божий, русский, славянские и иностранные языки, красноречие, арифметика, геометрия, история, география, механика, естественная история, государственное право, бухгалтерский учет, экономия (огородничество, садоводство, земледелие, домостроительство), коммерция, экспериментальная физика, химия, рисование, художество и мастерство. Анализ перечня дисциплин учебного плана показывает, что коммерческое училище давало в основном общее образование; вместе с тем «... можно утверждать, что указанное учебное заведение обеспечивало профессиональную подготовку, позволявшую выпускникам коммерческого училища успешно работать в области торговли, финансов и статистики» [5, с. 55]. Это свидетельствует о правомерности суждения о том, что в XVIII в. «общее образование и образованность по существу становились. формой профессионального образования, точнее, сословно-профессионального образования, создававшего возможности получения службы, чина и построения карьеры» [7, с. 52].
Количество открывшихся в XVIII в. профессиональных учебных заведений было недостаточным для удовлетворения спроса на специалистов низшей и средней квалификации. С целью решения данной проблемы в первой половине XIX в. при общеобразовательных учебных заведениях создавались ремесленные классы и курсы для желающих получить профессиональные знания и возможность работать по выбранной профессии. Эти классы и курсы были ориентированы на потребности конкретного региона, открывались для подго-
товки необходимого количества специалистов и поэтому носили временный характер.
При этом подготовка квалифицированных рабочих в XIX в. проходила в форме ученичества в контексте профессиональной деятельности. Такая форма подготовки характеризовалась недостаточностью общеобразовательной подготовки и, следовательно, малограмотность рабочих была одной из основных проблем российского общества в этот период. Известный русский ученый И. А. Вышнег-радский, высказываясь о данной проблеме, констатировал: «. отсутствие всякого общего образования наносит рабочим существенный духовный вред, препятствует нравственному их развитию; независимо от всего оно не дозволяет им в большинстве случаев возвыситься до сознательного и ясного понимания производимой ими работы, и тем самым понижает ее достоинства, ставя, таким образом, преграду надлежащему усовершенствованию промышленности» [12, с. 5].
В 1890-х гг. под руководством известных экономистов и социологов А. И. Чупрова и И. И. Янжула были проведены исследования экономической эффективности грамотности, общего и профессионального образования [13]. Эти исследования также доказали, что грамотный, умственно развитый рабочий более быстрыми темпами может овладеть новыми видами труда, более организован в работе, в меньшей степени нуждается в контроле, экономно расходует материалы, лучше работает с механизмами, более творчески относится к своему труду.
Рассматривая историю становления профтехобразования в СССР, вслед за В. В. Анисимовым [14] можно отметить ряд этапов, когда уровень и качество общеобразовательной подготовки в профессионально-техническом образовании резко менялся под влиянием социально-экономических условий.
В первые годы советской власти (1917-1929) социально-экономическое положение страны, когда в условиях Гражданской войны не хватало рабочих рук, предопределило развитие системы образования с начала 1920-х гг. в соответствии с принципами монотехнизма, предполагающими раннюю узкую профессионализацию подрастающего поколения. Общее образование молодой рабочий по своему выбору мог впоследствии получить в системе дополнительных курсов, вечерних школ и т. д.
Годы форсированной индустриализации (1930-е гг.) также не позволили поднять уровень общеобразовательной подготовки рабочих. Уже в 1931-1932 гг. произошло резкое уменьшение общеобразовательной подготовки в системе профессионально-технической школы и ее наибольшее приближение к потребностям производства.
Принятая в 1936 г. Конституция СССР гарантировала право граждан на получение начального образования, которое стало всеобщим, обязательным и бесплатным. Этот факт имел большое значение для развития всего образования в стране и профессионально-технической школы в частности.
Годы войны и послевоенные годы (1940-е - конец 1950-х гг.) отличаются мобилизационным характером подготовки рабочих кадров. В 1949 г. был провозглашен переход ко всеобщему 7-летнему образованию. Впоследствии это привело к повышению образовательного уровня. В то же время повышение уровня образования поступавших в ремесленные училища привело к снижению объемов общеобразовательной подготовки в самих училищах.
Период с конца 1950-х до 1980-х гг. характеризуется развитием профессионально-технической школы в условиях НТР и потребностью в квалифицированных рабочих с широкой общеобразовательной подготовкой.
В начале 1960-х гг. разрабатывались теоретические проблемы соединения общего и профессионального образования на базе средней школы. Следует отметить, что этот опыт был относительно непродолжительным и во второй половине 1960-х гг. не получил развития. Отрицательные результаты внедрения профессиональной подготовки в систему общего образования в значительной мере были связаны с отсутствием необходимой материальной базы при школе.
В 1970-е гг. происходит переход уже ко всеобщему среднему образованию. Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г., гарантировала право всех граждан на бесплатное получение среднего образования, сделав его обязательным. Профессионально-техническое образование впервые реально становится одним из каналов получения широкого общего образования.
Образовательная реформа 1984 г. поставила перед системой профессионально-технического образования задачу повышения уровня общеобразовательной подготовки, обеспечения прочного овладения основами наук, а также тесной связи в преподавании общеобразовательных предметов и предметов профессиональной подготовки.
В 1980-е гг. вопросами взаимосвязи общего и профессионального образования активно занимались исследователи под руководством С. Я. Баты-шева, А. П. Беляевой, М. И. Махмутова и др.
По мнению С. Я. Батышева [15, с. 107], отсутствие взаимосвязи между общеобразовательной и профессиональной подготовкой ведет к тому, что у учащихся слабо развита способность к переносу знаний, недостаточно сформированы умения делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в анализиру-
емых предметах и явлениях; недостаточно сформированы навыки и умения планировать предстоящую деятельность, находить нужные способы планирования и выполнения работы, определять возможные результаты; недостаточно сформированы навыки и умения анализировать полученные результаты. Реализация принципа взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки была бы успешной, считает С. Я. Батышев, если бы преподаватели общеобразовательных предметов и трудового и профессионального обучения знали основные идеи, содержащиеся в других предметах, при изложении смежных вопросов интересовались знаниями, полученными учащимися на уроках по другим предметам.
Изучая интеграционные процессы между производством и системой подготовки рабочих, взаимосвязь технических дисциплин и производственного обучения с общеобразовательными предметами в ПТУ группа ученых НИИ профтехобразования (Ленинград) под руководством профессора А. П. Беляевой [16] и ученые НИИ профтехпедаго-гики АПН СССР (Казань) под руководством М. И. Махмутова [17] провели крупномасштабные теоретические и эмпирические исследования. В своих исследованиях ленинградские ученые шли от производственного обучения и технических профессиональных дисциплин, а казанские - от общеобразовательных. Однако следует отметить, что, не смотря на различие подходов к изучаемой проблеме, их исследования не содержали противоречий. И те и другие исследования показали, что реализация профессионально-технического и общего образования в тесной взаимосвязи расширяет кругозор будущих рабочих, положительно сказывается как на глубине знаний основ наук, так и на качестве профессионально-технической подготовки.
Конституция РФ, принятая в 1993 г., делает обязательным основное общее образование, что является шагом назад по сравнению с Конституцией СССР 1977 г., провозгласившей обязательным получение среднего образования.
Однако исследования вопросов, связанных с интеграцией общеобразовательной и профессиональной подготовки, пик которых пришелся на 1980-е гг., продолжаются также в 1990-е гг. В частности, исследование О. В. Зотовой [18] посвящено проблеме отбора содержания и новых форм организации общеобразовательной подготовки в средних профессиональных учебных заведениях, Е. В. Мешков [19] изучает принципы построения интегративного содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, Н. К. Чапаев [20] рассматривает вопросы интеграции педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования и т. д.
В 2009-2010 гг. в систему профессионального образования были внедрены федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляющие требования к формированию установленного перечня общих и профессиональных компетенций.
Существенные изменения в систему образования страны внесены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. Первым уровнем в системе профессионального образования вместо начального профессионального образования становится среднее профессиональное образование. Среднее общее образование вновь становится обязательным уровнем образования.
Изучив развитие теории и практики взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в России, можно сделать следующие выводы: 1) по мере того как усложнялись технологии производства, общеобразовательные знания становились все более востребованными при подготовке рабочего - начиная с элементарной грамотности и заканчивая широким общим образованием; 2) чем выше уровень общеобразовательной подготовки молодого рабочего, тем он более эрудирован, более
подготовлен к выполнению профессиональных задач; 3) сложилось противоречие между тем, что с 1980-х гг. в отечественной теории и практике образования были накоплены обширные данные и получен положительный опыт по реализации взаимосвязи и интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки, и тем, что в настоящее время эти данные и опыт имеют менее широкое распространение; в то же время современный опрос работодателей (Левада-центр и ГУ-ВШЭ) показывает, что качество подготовки выпускников ПТУ и ссузов, по их мнению, было выше в период с 1980-х по 1990-е гг. по сравнению с предыдущим и последующими периодами; 4) внедрение компе-тентностного подхода в систему профессионального образования страны открывает новые перспективы для исследования вопросов осуществления взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки в образовательном процессе; 5) данные, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы для улучшения качества подготовки работников для труда в условиях малых предприятий, в том числе предприятий ремесленного профиля.
Список литературы
1. Глазунов А. Т., Федотова Г. А. Общеобразовательная подготовка в зарубежной профшколе // Профессиональное образование, 2001. № 8. С. 6-7.
2. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 333 с.
3. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та; Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед. колледжа, 2005. 325 с.
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1949. Т. 6. С. 3-336.
5. История среднего профессионального образования в России / рук. авт. коллектива В. М. Жураковский. М., 2000. 704 с.
6. Егоров С. Ф., Вендровская Р. Б., Никандров Н. Д. Россия // Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 292-337.
7. История профессионального образования в России / под науч. ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Е. Г. Осовского. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.
8. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ // История педагогики в России: хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. М., 2002. С. 79-84.
9. Осовский Е. Г. Горно-заводские училища и школы // Энциклопедия проф. образования: в 3 т. М., 1998. Т. 1. С. 199.
10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., 1948. Т. 3. С. 589-597.
11. Осовский Е. Г. Ремесленные училища // Энциклопедия проф. образования: в 3 т. М., 1999. Т. 3. С. 41-42.
12. Сборник материалов по техн. и проф. образованию: вып. 2. СПб., 1895. С. 5.
13. Янжула И. И., Чупрова А. И., Янжул Е. Н., Вахтерова В. П. и др. Экономическая оценка народного образования: очерки: 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Типография А. Бенке, 1899. 161 с.
14. Анисимов В. В. Развитие теории и практики начального профессионального образования в России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 386 с.
15. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы (опыт, поиск, задачи, пути реализации). М.: Высш. шк., 1987. 343 с.
16. Беляева А. П. Интеграционные процессы в науке и развитие педагогики профессионально-технического образования. Свердловск: Свердловск. инж.-пед. ин-т, 1987. 58 с.
17. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ: сб. науч. тр. / под ред. М. И. Махмутова. М., 1983. 123 с.
18. Зотова О. В. Организационно-педагогические условия отбора содержания общего среднего образования в профессиональных учебных заведениях в современных условиях: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 142 с.
19. Мешков Е. В. Интегративное проектирование содержания общеобразовательных и специальных предметов в условиях взаимосвязи деятельности средней и профессиональной школы: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 1998. 179 с.
20. Чапаев Н. К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Свердловск. инж.-пед. ин-т, 1992. 224 с.
Дорожкин Е. М., доктор педагогических наук, профессор, ректор. Российский государственный профессионально-педагогический университет.
Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012. E-mail: [email protected]
Пузырев В. В., декан.
Российский государственный профессионально-педагогический университет.
Ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, Россия, 620012. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.01.2015.
E. M. Dorozhkin, V V Puzyrev
DEVELOPMENT OF THEORY AND PRACTICE OF CORRELATION BETWEEN GENERAL EDUCATION AND VOCATIONAL
TRAINING IN RUSSIA
The article gives a brief review of the development of the theory and practice of correlation between general education and vocational training and provides an overview of the major trends in the research in this sphere in the history of education of Russia. The underlying reason for this survey is the necessity to enhance training of craft and trade workers in Russia both in general and vocational subjects taking into account the experience of the previous generations. The outcomes of the research can be used to increase the quality of training specialists for small enterprises including craft enterprises. The introduction of competence-based training in the vocational education system of Russia opens up a new sphere of research of the problem of correlation between general education and vocational training.
Key words: general education, professional education, vocational training; correlation.
References
1. Glazunov А. Т., Fedotova G. А. Obshcheobrazovatel'naya podgotovka v zarubezhnoy profshkole [General education at vocational school abroad]. Professional'noe obrazovanie - Professional Education, 2001, no. 8, pp. 6-7 (in Russian).
2. Romantsev G. М. Teoreticheskie osnovy vysshego rabochego obrazovaniya [Theoretical bases of higher education for workers]. Ekaterinburg, Ural'skiy gosudarstvennyy professional'no-pedagogicheskiy universitet Publ., 1997. 333 p. (in Russian).
3. Chapaev N. К. Pedagogicheskaya integratsiya: metodologiya, teoriya, tekhnologiya [Pedagogical integration: methodology, theory, technology]. Ekaterinburg, Rossiyskiy gosudarstvennyy professional'no-pedagogicheskiy universitet Publ.; Kemerovo, Kemerovskiy gosudarstvennyy professional'no-pedagogicheskiy kolledzh Publ., 2005. 325 p. (in Russian).
4. Ushinskiy К. D. Sobranie sochineniy[Collected works]. Мoscow, 1949. Vol. 6. Pp. 3-336 (in Russian).
5. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [History of secondary vocational education in Russia]. Мoscow, 2000. 704 p. (in Russian).
6. Egorov S. F., Vendrovskaya R. B., Nikandrov N. D. Rossiya [Russia]. Pedagogika narodov mira: Istoriya i sovremennost [Pedagogy of the peoples of the world: history and present day]. Мoscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2001. Pp. 292-337 (in Russian).
7. Istoriya professional'nogo obrazovaniya v Rossii [History of vocational education in Russia]. Мoscow, Assotsiatsiya "Professional'noe obrazovanie" Publ., 2003. 672 p. (in Russian).
8. Tatishchev V. N. Razgovor o pol'ze nauk i uchilishch [Conversation about the good of sciences and vocational schools]. Istoriya pedagogiki v Rossii: khrestomatiya [History of pedagogy in Russia: reader]. Мoscow, 2002. Pp. 79-84 (in Russian).
9. Osovskiy E. G. Gornozavodskie uchilishcha i shkoly [Mining vocational schools]. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya [Encyclopedia of vocational education]. Мoscow, 1998, vol. 1, p. 199 (in Russian).
10. Ushinskiy К. D. Sobranie sochineniy [Collected works]. Мoscow, 1948. Vol. 3. Pp.589-597 (in Russian).
11. Osovskiy E. G. Remeslennye uchilishcha [Trade schools]. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya [Encyclopedia of vocational education]. Мoscow, 1999. Vol. 3. Pp. 41-42 (in Russian).
12. Sbornik materialov po tekhnicheskomu i professional'nomu obrazovaniyu [Collected articles on technical and vocational education]. St. Petersburg, 1895. Issue 2, p. 5 (in Russian).
13. Yanzhula I. I., Chuprova A. I., Yanzhul E. N., Vakhterova V. P. i dr. Ekonomicheskaya otsenka narodnogo obrazovaniya: ocherki [Economic evaluation of public education: sketches by I. I. Yanzhul, A. I. Chuprov, E. N. Yanzhul, V. P. Vakhterov and others]. St. Petersburg, Tipografiya А. Benke Publ., 1899. 161 p. (in Russian).
14. Anisimov V. V. Razvitie teorii ipraktiki nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya vRossii: dis. ... d-ra ped. nauk [Development of theory and practice of initial vocational education in Russia. Thesis doct. ped. sci.]. IVIoscow, 2000. 386 p. (in Russian).
15. Batyshev S. Ya. Reformaprofessional'noy shkoly (opyt, poisk, zadachi, putirealizatsii) [Reform of Vocational School (Experience, search, tasks, ways of implementation)]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1987. 343 p. (in Russian).
16. Belyaeva A. P. Integratsionnye protsessy v nauke i razvitie pedagogiki professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya [Integration processes in science and development of vocational technical education]. Sverdlovsk, Sverdlovskiy inzhenerno-pedagogicheskiy institute Publ., 1987. 58 p. (in Russian).
17. Vzaimosvyaz'obshchego iprofessional'nogo obrazovaniya uchashchikhsyasrednikh PTU: sbornik nauchnykh trudov [Correlation of general and vocational education at secondary vocational schools: collected articles]. Moscow, 1983. 123 p. (in Russian).
18. Zotova O. V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya otbora soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya v professional'nykh uchebnykh zavedeniyakh v sovremennykh usloviyakh: dis. ... kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions for selection of general education content at vocational schools at present. Thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 1998. 142 p. (in Russian).
19. Meshkov E. V. Integrativnoe proektirovanie soderzhaniya obshcheobrazovatel'nykh i spetsial'nykh predmetov v usloviyakh vzaimosvyazi deyatel'nosti sredney i professional'noy shkoly: dis. ... kand. ped. nauk [Integrative development of content of general and vocational subjects under correlation of activities of secondary and vocational schools. Thesis cand. ped. sci.]. Smolensk, 1998. 179 p. (in Russian).
20. Chapaev N. K. Integratsiya pedagogicheskogo i tekhnicheskogo znaniya v pedagogike proftekhobrazovaniya [Integration of pedagogical and technical knowledge in vocational technical education]. Ekaterinburg, Sverdlovskiy inzhenerno-pedagogicheskiy institute Publ., 1992. 224 p. (in Russian).
Dorozhkin E. M.
Russian State Vocational Pedagogical University.
Ul. Mashinostroitelei, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.
E-mail: [email protected]
Puzyrev V. V.
Russian State Vocational Pedagogical University.
Ul. Mashinostroitelei, 11, Ekaterinburg, Russia, 620012.
E-mail: [email protected]