Е. В. Андреева
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИЗУЧЕНИИ МЕСТА И РОЛИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Якутского филиала Института современного искусства.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева
В статье с точки зрения историко-теоретических аспектов рассматривается место и роль внеучебной деятельности в профессионально-педагогическом образовании в различные исторические периоды; прослежено изменение содержания внеучебной деятельности в зависимости от исторических условий, осуществлено сравнение зарубежной и российской системы подготовки учителей в части организации внеучебной деятельности в образовательном процессе; сделаны выводы о влиянии внеучебной деятельности на профессиональную подготовку учителей.
Статья носит теоретический характер.
Ключевые слова: внеучебная деятельность; профессионально-педагогическое образование; исторический опыт; учительские институты; направления и формы внеучебной деятельности; зарубежная система подготовки учителей.
E. Andreyeva
HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECTS IN STUDYING THE PLACE AND ROLE OF OUT-OF-CLASS ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION
The article is devoted to the study of the place and role of out-of-class activities in vocational and pedagogical education from the view of the historical and theoretical aspects in different periods of history. It retraces the changes in the content of out-of-class activities in relation to historical conditions. The author compares foreign and Russian systems of training teachers concerning the out-of-class activity organisation during the educational process and makes conclusions about the influence of out-of-class activities on vocational training of teachers.
The article is written in a theoretical form.
Key words: out-of-class activities, vocational and pedagogical education, historical experiments, teachers ’ institutes, directions and forms of out-of-class activities, foreign system of teachers’ training.
В настоящее время наша страна вновь переживает переходный этап в своей истории. Происходит становление новой политической и экономической системы, меняются константы сознания. По словам В. Н. Сорока-Ро-синского, «капитализм, взбудоражив старую жизнь, разложив старые формы, смолов все в однородную грязно-серую массу, не останавливается лишь на этом уничтожении старого - он творит далее... новую жизнь, новое общество... новые национальные особенности» [16, с. 95].
В ситуации перемен человек чувствует себя незащищенным перед ними. Как отмечал К. Ясперс, в ситуации беспокойства люди чувствуют, что все зависит от того, каким будет грядущее поколение. «Воспитание определяет будущее человеческое бытие; упадок воспитания был бы упадком человека» [24, с. 95].
В этой связи сегодня перед обществом встает традиционный вопрос о том, что делать, чтобы выжить в новых социально-экономических условиях и быть способным создавать новые традиции на основе предшествовавшего исторического, социального и политического опыта. Ответ на этот вопрос педагогическая наука видит в воспитании активной и ответственной личности, способной к осмыслению жизни, к ее преобразованию, обладающей положительным отношением к труду, стратегией личной жизни, приверженной гуманистическим ценностям.
Важным условием в решении этой задачи является формирование содержания профессионального образования, предполагающего всестороннее раскрытие будущей социальной и профессиональной деятельности специалистов как в содержании учебного процесса, так и вне его.
В связи с этим правомерен интерес педагогов, исследователей ко внеучебной деятельности как к одному из средств реализации задач профессионального образования, в том числе и педагогического.
Рассматривая состояние вопроса о месте и роли внеучебной деятельности в профессиональной подготовке будущих учителей, следует раскрыть его исторический и аксиологический аспекты с целью проследить
развитие данной категории во времени, продемонстрировать связь с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, определить ценность опыта предшествующих поколений, выявить позитивные и негативные стороны. Знание конкретного исторического опыта, его позитивных результатов и формирование на его основе нового профессионального мышления может оказать существенную помощь в подготовке современных специалистов высокого уровня.
Потребность в педагогических кадрах существовала всегда. Несмотря на социальные конфликты, катаклизмы, кризисы, по высказыванию М. Хайдеггера, «это остается высоким делом - стать учителем» [21, с. 95].
Экскурс в историю образования, в частности в историю подготовки педагогических кадров, позволяет говорить о том, что до середины XVIII - начала XIX в. не осуществлялась систематическая подготовка учительских кадров, организация учебно-воспитательного процесса находилась в зависимости от материального положения, педагогических, идеологических, религиозных взглядов основателей или владельцев учебных заведений, социально-политической обстановки в стране.
Однако в структуре учебно-воспитательного процесса можно выделить внеучебную деятельность как время, свободное от собственно учебных занятий, в которое осуществлялись разнообразные виды деятельности. В данный период она не оформилась в какую-либо систе-магическую, целенаправленную деятельность, но латентно способствовала решению задач профессионального становления учащихся.
Подготовка учителей для начальных народных училищ осуществлялась в созданных в 1872 г. специальных учебных заведениях - учительских институтах в Петербурге, Москве и Тифлисе. Учителя для народных школ готовились в учительских семинариях, школах, педагогических гимназических классах, на педагогических курсах.
В учительских семинариях и школах в конце 60-х гг. XIX в., согласно учебному плану типового Устава учительской семинарии, предусматривались «вне классного
времени» занятия ремеслами и гимнастикой [8]. В Кубанской учительской семинарии, руководимой сподвижником К. Д. Ушинского Д. Д. Семеновым, большое место в учебном процессе отводилось самостоятельной работе учащихся. В педагогических классах Омской женской гимназии К. В. Ельницкий использовал эвристический способ обучения, который предполагал выполнение воспитанницами большого объема самостоятельной работы по написанию рефератов, сочинений, участие в еженедельных воскресных педагогических конференциях. Кроме этого, им практиковались беседы с воспитанницами на педагогические темы в урочное и внеурочное время. Также во всех профессиональных учебных заведениях известна педагогическая практика, которая проводилась в базовом учебном заведении. Практика предусматривала посещение учебного заведения, дежурство на переменах, знакомство с организацией занятий, порядком, посещение и проведение пробных уроков, наблюдение за учениками, помощь в учении трудным [5].
В источниках по истории педагогического образования имеются сведения о том, что научная деятельность была характерна не только для высших, но и для средних педагогических учебных заведений. Примером может служить Нижегородский учительский институт, где в начале ХХ в. воспитанницы писали курсовые работы, которые затем рецензировались и публиковались в печатном органе института [15, с. 56].
Расширение внеклассной и воспитательной работы в учительских семинариях и школах определялось такой тенденцией в педагогическом образовании, как направленность будущего учителя на общественно-просветительную работу, так как учительские семинарии и школы готовили учителей в основном для сельских школ. В связи с этим в практику многих семинарий и школ вошли музыкально-литературные вечера, спектакли, собрания, просмотр картин волшебного фонаря, утренники, концерты для населения, благотворительные акции. В большинстве учебных заведений Восточной Сибири (Чита, Иркутск, Красноярск), согласно работам А. И. Шилова,
были организованы факультативные занятия, которые велись параллельно с изучением обязательных дисциплин и способствовали углублению и расширению знаний, умений учащихся, творческих способностей. Наиболее распространеными были занятия по переплетному мастерству, художественной резьбе, музыке и изучению языков местных народностей [20].
Кроме этого, вводились курсы гигены, физических упражнений, ремесла. Выдающийся русский педагог, организатор женского образования В. Я. Стоюнин указывал, что необязательное занятие ремеслом не может быть вредным для ученика, напротив, «хороший преподаватель может извлечь из того большую пользу в педагогическом отношении» [17, с. 70].
Необходимо однако отметить, что администрация учебных заведений зачастую сознательно увеличивала долю прикладных занятий с целью отвлечения учащихся от общеобразовательной и специальной подготовки [8].Немаловажное значение придавалось патриотическому воспитанию, для чего использовались такие внеурочные формы занятий, как пение гимна, организация патриотических спектаклей, торжеств по памятным историческим датам.
В документах и материалах по истории учительских институтов Западной Сибири (Томск, Омск) также упоминается о проведении во внеучебное время публичных лекций, ученических выставок, вечеров [19].
По свидетельству В. У. Сланевского, в тверской женской учительской школе П. П. Максимовича при ограниченной программе общеобразовательной и специальной подготовки много внимания уделялось внеклассным занятиям: преподаватели по выходным, праздничным дням читали воспитанницам лучшие произведения русской литературы, вели воспитательные беседы. Вне расписания проводились уроки гимнастики и труда.
Особенно разнообразной и многогранной была работа по эстетическому воспитанию в системе внеклассных занятий. Кроме литературной части, очень хорошо было поставлено пение. Выпускницы школы, работая потом
сельскими учительницами, сами создавали хоровые, драматические кружки не только среди учеников, но и среди сельчан [13, с. 115-118].
В начале ХХ в. распространенной формой подготовки и повышения квалификации учителей народной школы были педагогически курсы, которые практиковали наряду с теоретическим курсом проведение бесед, экскурсий. Педагогический опыт курсантов обобщался на съездах и конференциях.
Революция 1905-07 гг. оказала сильное влияние на внутреннюю жизнь педагогических учебных заведений. В учительских семинариях распространялась революционная литература, учащиеся участвовали в митингах и демонстрациях. Под влиянием революционных событий происходил пересмотр содержания учебно-воспитательного процесса. Так, в столичных учительских институтах было предложено усилить роль педагогических дисциплин и ввести в последнем классе так называемую бифуркацию - дополнительную подготовку на историко-литературном и естественно-математическом отделениях.
Поражение революции не дало возможности провести эти изменения в жизнь. Однако некоторые учительские институты на свой страх и риск сами вводили в содержание учебно-воспитательной работы изменения, направленные на их улучшение. Эти изменения заключались, главным образом, в значительном расширении теоретической части курса почти по всем предметам, введении дополнительной самостоятельной работы учащихся творческого характера, расширении круга обязательных лабораторных работ. В качестве необязательных предметов в учебном плане Московского учительского института в 1908-1909 гг. вводились бухгалтерия, ручной труд, включающий занятия по дереву, металлу, графические занятия по ручному труду, немецкий язык. В Тифлисском институте во внеурочное время проводились пение и гимнастика. Во многих институтах во внеурочное время ученики писали сочинения на различные темы и заслушивали их [10, с. 16].
На национальных окраинах подготовка учителей была поставлена в более худшие
условия, так как представители реакционных течений в национальной педагогике выступали против введения в учебный план дополнительных предметов, способствующих профессиональному и социальному развитию слушателей. Однако стараниями подвижников педагогического образования в учебно-воспитательный процесс вводились дополнительные предметы, элементы педагогической практики. Так, например, в Казанском крае в конце XIX - начале ХХ в. в частных женских школах кроме религии и общеобразовательных предметов изучали педагогику и проходили педагогическую практику посредством преподавания пробных уроков в младших классах. Воспитанники один час в день занимались ремеслами и гимнастикой. В противовес сторонникам реакционной педагогики проводили музыкально-литературные вечера, собрания молодежи, ставили спектакли.
В Якутской учительской семинарии факультативно изучались основы сельского хозяйства. После революции 1917 г. учащиеся семинарии учредили ученический союз, одной из целей которого объявлялась организация внешкольного развития [2, с. 82].
Перед второй русской революцией в России было уже 58 учительских институтов. Однако характерными чертами учебно-воспитательного процесса оставались казарменный режим, постоянный надзор как в институте, так и вне его, посещение церковных служб, контроль над тем, что читают и что думают учащиеся. Это шло вразрез с потребностью российского общества в образованных педагогах, с тем пониманием учителя, которое выразил К. Д. Ушинский, говоря: «Учитель народной школы должен иметь познания не только в законе Божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве, кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Только тогда он будет в состоянии сообщать ученикам своим сведения, необходимые или полезные для них в жизни» [7, с. 82].
Таким образом, историко-теоретический анализ работ, в которых отражена история
педагогического образования в дореволюционной России позволяет сделать следующие выводы:
• внеучебная деятельность являлась естественным продолжением учебного процесса и характеризовалась относительной самостоятельностью и качественной спецификой;
• во внеучебной деятельности, как и в целом в учебном процессе, отражались противоречия в общественной ситуации в стране, противостояние общественно-демократического и официально- охранительного направления в педагогике и просвещении;
• эти противоречия порождали определенные тенденции в содержании внеучебной деятельности в профессионально-педагогическом учебном заведении: казарменно-религиозную, профессионально-ориентированную, личностно-гражданственную;
• основными направлениями внеучебной деятельности были: санитарно-гигиеническое; ремесленно-трудовое; музыкально-художественное творчество; самостоятельная работа воспитанников, педагогическая практика;
• поскольку в изучаемый период не были разработаны четкие критерии оценки подготовки учителя, педагогическая практика была тем средством, которое позволяло наиболее эффективно выявлять и анализировать результаты профессиональной подготовки;
• внеучебная деятельность в средних педагогических учебных заведениях отличалась от аналогичной деятельности в вузах: в высшей школе она была направлена на фундаментальную гуманитарную подготовку, научные исследования, в средних - готовила учителя не только к собственно учительской функции, но и к проведению культурно-просветительской деятельности, т. е. была более практико-ори-ентированной;
• при условии полноценной организации внеучебная деятельность способствовала углублению у воспитанников как специальных умений, так и общеобразовательной подготовки.
В советский период средняя профессионально-педагогическая школа прошла те же этапы, что и высшая школа, и во внеучебной деятельности реализовывались задачи, стоящие перед
страной в определенные исторические периоды: в первые годы советской власти - это общественно-трудовое, просветительское воспитание; довоенные годы - упор на совершенствование профессиональных качеств и военизацию; во время войны - патриотическое, оборонно-спортивное, послевоенный период и годы реформ - военно-патриотическое, общественно-профессиональное; в 1970-80-е гг. - научно-техническое творчество, общественно-идеологическая работа. Начало 1990-х гг. характеризовалось сокращением объема внеучебных занятий, сужением содержания и тематики внеучебной деятельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что внеучебная деятельность в педагогических учебных заведениях системы среднего профессионального образования традиционно отличалась от аналогичной вузовской деятельности в пользу разнообразия, содержательности, профессиональной направленности. Основными направлениями внеучебной деятельности были:
• общественно-педагогическое (изучение ленинских работ, участие в работе агитбригад, выполнение обязанностей политинформаторов, агитаторов и пропагандистов, участие в избирательных кампаниях, в пропаганде педагогических, политических знаний, работа в комсольских структурах, профсоюзе и пр.);
• деятельность по предмету (кружки, изготовление наглядных пособий, конкурсы, викторины, предметные недели, драматизация, конференции, дискуссии и пр.);
• деятельность студенческого научного общества, лекторий;
• педагогическкая практика (школьная и летняя пионерская, школа вожатого, работа на общественных началах в школах и детских садах);
• спортивная деятельность.
Таким образом, внеучебная деятельность в советский период способствовала становлению идейно-политической направленности учащихся, закреплению и углублению знаний, полученных в учебном процессе, формированию навыков организации подобных мероприятий в школе.
Изучая современное состояние исследуемого нами вопроса, отметим, что в настоящее время интерес ко внеучебной деятельности и ее роли в подготовке учителей в педагогическом учебном заведении вырос. Об этом свидетельствует анализ тематики диссертационных исследованй за последние 7 лет: из произвольной выборки в 50 работ, рассматривающих проблемы профессиональной подготовки учителей, вопросы внеучебной деятельности и ее роли в профессиональной подготовке в вузе рассматривают 30% работ, в ссузе - 24% работ.
Современные российские исследователи [4; 9; 13 и др.] определяют внеучебную деятельность студентов средних специальных и профессиональных учебных заведений как:
• подсистему образовательного процесса, обеспечивающую профессионально-личностное развитие и саморазвитие на основе индивидуально-творческого подхода в деятельности, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов;
• систему целенаправленных образовательно-воспитательных занятий и общественнополезных дел учащихся, задачей которой является расширение профессионального кругозора, развитие, закрепление и формирование интереса и склонностей учащихся к избранной профессии, формирование у студентов творческих способностей и стремления к профессиональному самообразованию.
Опираясь на материалы исследований [3; 6; 18; 22 и др.] зарубежной системы подготовки учителей в средних професссиональных учебных заведениях, мы сравнили росийскую и зарубежную системы подготовки учителей в части организации внеучебной деятельности в образовательном процессе.
Результаты сравнения позволили сделать следующие выводы:
• западное общество более индивидуализировано, и в процессе формирования и становления личности частные интересы нередко превалируют над общественными, в отличие от восточного, азиатского, для которого приоритеты общественного, коллективного одно-
значны. Российская ментальность дуальна, соединяет в себе как восточные, так и западные традиции. В связи с этим российская система воспитания стремится привить учащимся систему высших ценностей, воспитать идеального человека, для которого личностные и общественные ценности неразрывно связаны и взаимообусловлены;
• для западной системы среднего профессионального образования востребованными являются такие формы внеучебной деятельности, которые реализуют индивидуальные интересы студентов (профориентационные, связанные с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии, психологическими проблемами). Эстетическое, художественно-творческое, культурно-просветительское направления не являются востребованными;
• внеучебная деятельность в зарубежных учебных заведениях имеет большое значение в реализации задач поликультурного образования, так как формирует терпимость и восприимчивость к людям других рас, убеждений, религий, помогает разобраться в их жизненных целях;
• в связи с перечисленными выше отличиями педагогическя практика, которая существует как обязательный компонент профессиональной подготовки и за рубежом, направлена на умение устанавливать педагогическое взаимодействие с учениками, индивидуально работать с учащимися, интенсифицировать контакты и разнообразить формы взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
• во внеучебной деятельности велика доля самостоятельной работы студентов, направленной на удовлетворение индивидуальных интересов личности, в российских педагогических учебных заведениях самостоятельная работа направлена на формирование исследовательских навыков, углубление профессиональной подготовки.
Таким образом, внеучебная деятельность в системе профессионально-педагогического образования является продолжением деятельности, связанной с непосредственной профессиональной подготовкой, с развитием умений и навыков, необходимых для реализации разнообразных трудовых функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алова Г. Н. Внеучебная деятельность студентов как фактор формирования профессиональных качеств будущего учителя: метод. рек. по упр. кач. подг. уч. в пед. вузе. Свердловск: Свердл. ГПУ, 1981. 70 с.
2. Афанасьев В. Ф. Якутская учительская семинария. Якутск, 1964.
3. Балицкая И. В. Мультикультурный аспект содержания учительских программ (на примере колледжей свободных искусств США) // Среднее профессиональное образование. 2006. № 11. С. 63-66.
4. Большов В. М. Формирование профессиональной направленности студентов педагогического колледжа в системе взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 228 с.
5. Груш М. Д. Из опыта подготовки народных учительниц (система сибирского педагога К. В. Ельницкого) // Из истории подготовки народных учителей. Под ред. И. Н. Бронникова, Е. И. Семеновой, Т. М. Сиротенко. Красноярск: КГПИ, 1968. 46 с.
6. Исмаилов Э. Э. Сравнительно-педагогический анализ систем среднего профессионаьного образования Швеции и России: опыт методологического исследования. Калиниград: БГА РФ, 2003. 211 с.
7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России.: уч. пос. для студ. высш. пед. уч. зав. / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. Под ред. З. И. Васильевой. М.: Академия, 2002. 416 с.
8. История среднего профессионального образования в России. Авт. коллектив. Рук-ль авт. коллектива В. М. Жураковский. М.: НМЦ СПО, 2000. 704 с.
9. Каримова Р. М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 168 с.
10. Кузьмин Н. Н. Учительские институты в России (лекции по истории педагогики). Челябинск.: Изд-во Челябинского гос. пед. ин-та, 1975. 39 с.
11. Курбанниязов Э. О. Формирование профессионально-педагогической направленности и общественнополитической активности студентов в системе внеаудиторной работы: уч. пос. Ашхабад: Изд-во МВ и ССО Туркменской ССР, 1983. 138 с.
12. Попова Т. Н. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у будущих учителей: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 230 с.
13. Сланевский В. У. Тверская женская учительская школа П. П. Максимовича // Из истории дореволюционной и советской школы и педагогики. Уч. зап. Т. 95. / под ред. А. И. Пискунова. Калинин: Калининский гос. пед. ин-т им. М. И. Калинина, 1971. 153 с.
14. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 1991. № 10. С. 79-84.
15. Слепенкова Е. А. Научно-исследовательская деятельность учителей в России в начале ХХ века // Педагогика. 2007. № 10. С. 54-61.
16. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
17. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
18. Супрунова Л. Л. Базовое педагогическое образование в современной Индии // Сов. педагогика. 1993. № 4. С. 110-117.
19. Учительские институты Западной Сибири. 1902-1920 гг. Сб. док. и мат. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2005. 330 с.
20. Шилов А. И. Учительские семинарии Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв.: уч. пос. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2004. 154 с.
21. Хайдеггер М. Что зовется мышлением. М.: Академический проект, 2007.
22. Хоменко И. Е. Азиатское студенчество. Социально-политический портрет. М.: Наука, 1987. 183 с.
23. Чиж А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960-1980 гг.): дис. на соис. учен. степ. д-ра пед. наук. Луганск, 1998. 258 с.
24. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
REFERENCES
1. Alova G. N. Vneuchebnaya deyatel’nost’ studentov kak faktor formirovaniya professional’nykh kachestv bu-dushchego uchitelya: metod. rek. po upr. kach. podg. uch. v ped. vuze. Sverdlovsk: Sverdl. GPU, 1981. 70 s.
2. Afanas’yev V. F. Yakutskaya uchitel’skaya seminariya. Yakutsk, 1964.
3. Balitskaya I. V. Mul’tikul’turny aspekt soderzhaniya uchitel’skikh programm (na primere kolledzhey svobodnykh iskusstv SShA) // Sredneye professional’noye obrazovaniye. 2006. N 11. S. 63-66.
4. Bolshov V. M. Formirovaniye professional’noy napravlennosti studentov pedagogicheskogo kolledzha v sisteme vzaimosvyazi uchebnoy i vneuchebnoy deyatel’nosti: dis. na sois. uchen. step. kand. ped. nauk. Ul’yanovsk, 1998. 228 s.
5. Grush M. D. Iz opyta podgotovki narodnykh uchitel’nits (sistema sibirskogo pedagoga K. V. Yel’nitskogo) // Iz istorii podgotovki narodnykh uchiteley. Pod red. I. N. Bronnikova, E. I. Semenovoy, T. M. Sirotenko. Krasnoyarsk: KGPI, 1968. 46 s.
6. Ismailov E. E. Sravnitel’no-pedagogicheskiy analiz sistem srednego professiona’nogo obrazovaniya Shvetsii i Rossii: opyt metodologicheskogo issledovaniya. Kalinigrad: BGA RF, 2003. 211 s.
7. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli za rubezhom i v Rossii.: uch. pos. dlya stud. vyssh. ped. uch. zav. / I. N. Andreyeva, T. S. Butorina, Z. I. Vasil’yeva i dr. Pod red. Z. I. Vasil’yevoy. M.: Akademiya, 2002. 416 s.
8. Istoriya srednego professional’nogo obrazovaniya v Rossii. Avt. kollektiv. Ruk-l’ avt. kollektiva V. M. Zhura-kovsky. M.: NMTs SPO, 2000. 704 s.
9. Karimova R. M. Professional’noye vospitaniye studentov v usloviyakh integratsii uchebnoy i vneuchebnoy deyatel’nosti: dis. na sois. uchen. step. kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2005. 168 s.
10. Kuz’min N. N. Uchitel’skiye instituty v Rossii (lektsii po istorii pedagogiki). Chelyabinsk.: Izd-vo Chelyabin-skogo gos. ped. in-ta, 1975. 39 s.
11. Kurbanniyazov E. O. Formirovaniye professional’no-pedagogicheskoy napravlennosti i obshchestvenno-politicheskoy aktivnosti studentov v sisteme vneauditornoy raboty: uch. pos. Ashkhabad: Izd-vo MV i SSO Turk-menskoy SSR, 1983. 138 s.
12. Popova T. N. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya professional’no vazhnykh kachestv u budushchikh uchiteley: dis. na sois. uchen. step. kand. ped. nauk. Saratov, 2001. 230 s.
13. Slanevsky V. U. Tverskaya zhenskaya uchitel’skaya shkola P. P. Maksimovicha // Iz istorii dorevolyutsionnoy i sovetskoy shkoly i pedagogiki. Uch. zap. T. 95. / pod red. A. I. Piskunova. Kalinin: Kalininskiy gos. ped. in-t im. M. I. Kalinina, 1971. 153 s.
14. Slastenin V. A., Mishchenko A. I. Professional’no-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo uchitelya // Sov. pedagogika. 1991. N 10. S. 79-84.
15. SlepenkovaE. A. Nauchno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ uchiteley v Rossii v nachale XX veka // Pedagogika. 2007. N 10. S. 54-61.
16. Soroka-Rosinsky V. N. Pedagogicheskiye sochineniya. M.: Pedagogika, 1991. 240 s.
17. Stoyunin V. Ya. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya. M.: Pedagogika, 1991. 368 s.
18. Suprunova L. L. Bazovoye pedagogicheskoye obrazovaniye v sovremennoy Indii // Sov. pedagogika. 1993. N 4. S. 110-117.
19. Uchitel’skiye instituty Zapadnoy Sibiri. 1902-1920 gg. Sb. dok. i mat. Tomsk: Izd-vo Tomskogo gos. ped. un-ta. 2005. 330 s.
20. Shilov A. I. Uchitel’skiye seminarii Vostochnoy Sibiri kontsa XIX - nachala XX vv.: uch. pos. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gos. un-t, 2004. 154 s.
21. Khaydegger M. Chto zovetsya myshleniyem. M.: Akademicheskiy proekt, 2007.
22. Khomenko I. E. Aziatskoye studenchestvo. Sotsial’no-politicheskiy portret. M.: Nauka, 1987. 183 s.
23. Chizh A. N. Vneuchebnaya deyatel’nost’ studentov v teorii i istorii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya (1960-1980 gg.): dis. na sois. uchen. step. d-ra ped. nauk. Lugansk, 1998. 258 s.
24. Yaspers K. Smysl i naznacheniye istorii. M.: Respublika, 1994. 527 s.