Научная статья на тему 'Генезис и сущность внеучебной деятельности в системе профессионального образования'

Генезис и сущность внеучебной деятельности в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Елена Васильевна

В статье рассматривается внеучебная деятельность студентов в системе профессионального образования, показана эволюция и роль внеучебной деятельности в профессиональной подготовке, выделены формы и виды внеучебной деятельности в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис и сущность внеучебной деятельности в системе профессионального образования»

РАЗДЕЛ VII ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 378.18

Андреева Елена Васильевна

Доцент, зам. директора по учебной и научно-методической работе Якутского филиала НОУ ВПО «Институт современного искусства» (г. Москва), filial-isi@yandex.ru, Якутск

ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Andreeva Elena Vasilyevna

An assistant professor, a vise-director on teaching and scientific-methodical work of the Yakut Branch of Non-State Education Establishment of Higher Professional Education "Institute of Modern Art” (Moscow), filial-isi@yandex.ru, Yakutsk

GENESIS AND ESSENCE OF OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

На сегодняшний день специфика проблемы развития профессиональной личности студента достаточно изучена относительно учебных занятий студентов. Вместе с тем, она остается открытой, если иметь в виду внеучебную деятельность, социальная и профессиональная значимость которой порой не осознается не только самими студентами, но и преподавателями.

Для изучения данного вопроса в своем исследовании мы осуществили экскурс в историю образования и проанализировали источники и документы по истории образования с целью выявления в структуре профессионального образования как в российской системе образования, так и зарубежной, в разные исторические периоды такого компонента учебно-воспитательного процесса как внеучебная деятельность, проследить эволюцию содержания и форм данной категории, сделать вывод о целесообразности и эффективности внеучебной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Справочная литература дает определение внеучебной деятельности в контексте школьного образования. Согласно, Российской педагогической энциклопедии, «внеурочная работа (внеклассная работа)» в школе является «составной частью учебно-воспитательного процесса, одной из форм организации свободного времени учащихся, основными задачами которой является создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей, имеющих конкретный результат. Предпочтительными формами данной работы являются организация предметных кружков и научных обществ учащихся, развитие художественного и технического творчества, физкультуры и спорта» [1, с. 151]. Указывается, что в дореволюционной России внеурочная работа производилась учебными

заведениями, главным образом, в виде занятий творчеством, организацией тематических вечеров и др.

Анализ широкого круга источников (Г. Н. Алова, О. А. Березина, Л. М. Ванюшкина, С. И. Гессен, Н. К. Крупская, М. В. Ломоносов,

A. С. Макаренко, П. Н. Милюков, В. С. Митина, Л. Н. Модзалевский, М. М. Новиков, В. Я. Пилиповский, М. М. Поташник, М. М. Рубинштейн,

B. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др.) позволяет говорить о том, что внеучебная деятельность как одна из форм организации свободного времени учащихся упоминалась в разное время в контексте вопросов обучения и воспитания, хотя не всегда идентифицировалась как таковая.

В «Очерках истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» Л. Н. Модзалевский отмечал, что отличительной чертой европейского университетского быта были различные праздники и церемонии, участие в которых принимали и профессора, и студенты. По праздникам студенты устраивали театральные представления, маскарады, которые заканчивались в конечном итоге хулиганскими выходками и драками, что вызывало недовольство со стороны граждан и властей. Привычными были дуэли, рыцарские турниры, пьянство, воровство [2, с. 247].

В эпоху Возрождения и Реформации сформировалась такая тенденция в организации свободного времени в университетах, как самостоятельные научные исследования; студенты, занимающиеся научными исследованиями, пользовались большим уважением [2, с. 261].

В ХУШ-Х1Х вв. содержательный спектр внеучебных занятий расширился за счет занятий искусствами, историей, арифметикой, путешествий.

М. В. Ломоносов считал, что свободное от учения время необходимо посвящать изучению наукам. В «Проекте регламента академических гимназий» отдельным пунктом выделено, что гимназисты в период обеда и ужина должны «читать по очереди полезные исторические и нравственные книги, русские и славянские, что весьма способствует распространению добродетели и упражнению в чтении» [3, с. 219].

К началу XIX в. в российских университетах в результате сокращения и ограничения университетской автономии произошло ограничение и формализация не только учебного процесса, но и внеучебной деятельности студентов. Всякого рода сообщества считались очагом революционной пропаганды. По свидетельству М. М. Новикова, «кипучая энергия молодежи, не находя для своего выявления достаточных возможностей в университетской работе, стала искать для себя выхода вне университета, в кутежах и попойках, что было на руку администрации, так как отвлекало студентов от политических действий [4, с. 439].

Традиционной особенностью внеучебной деятельности в высшем учебном заведении в России в XIX в. была совместная деятельность преподавателей и студентов во внеучебное время. В дореволюционный период контакты студентов и преподавателей во внеучебное время были преимущественно индивидуальными и базировались на общих научных интересах. По мнению

Н. И. Пирогова, выдающегося ученого и педагога, такое общение резко повышало эффективность учебного процесса, развивало самостоятельность мышления и творческий подход студентов к изучаемому материалу [5, с. 25].

Таким образом, до конца XIX - начала XX вв. внеучебная деятельность в высшей школе присутствовала в образовательном процессе как бессистемное явление, протекающее в форме как индивидуальных (беседы, научные занятия), так и коллективных (групповой отдых и развлечения, чтение литературы, театрализованные представления и пр.) видов деятельности.

В практике высшего профессионального образования советского периода внеучебная деятельность также занимала определенное место.

Так, в 20-е годы значительное внимание, особенно в педагогических вузах, уделялось внеаудиторной, факультативной (клубной и студийной) работе, которая была насыщена элементами театрального искусства и способствовала формированию профессионального мастерства студентов. В 30-х гг. в учебных планах советских вузов были выделены часы на факультативные занятия (около 100 часов из 1200 по учебному плану), в 40-50-х гг. часы были увеличены до 400 ч. В 60-80-е гг. шагом вперед было включение в учебные планы второго поколения дисциплин по выбору и дополнительных видов обучения (помимо факультативных). В 90-е гг. с принятием новых государственных стандартов объем факультативных и занятий по выбору вырос до 450 ч., а в некоторых вузах до 800 ч. [6].

В этот период внеучебная деятельность студентов вузов определялась как совокупность взаимосвязанных, но различных видов деятельности, направленных на всестороннее развитие личности и формирование профессиональных качеств современного специалиста [7, с. 4].

Основными видами внеучебной деятельности, согласно исследованиям Г. Н. Аловой, А. Н. Чижа, в советский период были:

- общественно-политическая практика («школа первокурсника», «школа агитатора и лектора-пропагандиста»; «школа молодого специалиста»), которая выступала как совокупность взаимосвязанных видов и организационных форм добровольной деятельности студентов, направленной на воспитания и развитие личности в соответствии с идеалами и идеологическими установками того периода, оказание помощи различным социальным институтам;

- студенческий труд в течение 3 семестра (студенческие строительные отряды), позволяющий сформировать знания о потребностях местного производства в тех или иных профессиях; о принципах и формах организации производительного труда, о системе морального и материального стимулирования, трудовые и политехнические умения и навыки;

- факультет общественных профессий (ФОП), основными задачами которого были приобретение студентами необходимых знаний и практических навыков по организации массовой политической и культурно-просветительской, спортивной и туристско-экскурсионной работы, по руководству коллективами художественной самодеятельности, техническими и другими

кружками; приобщение студентов к пропаганде политических, художественных, научно-технических знаний среди трудящихся;

- научная работа студентов (НИРС), реализующая задачи развития интеллекта, мышления, аналитических умении;

- физкультура и спорт во внеучебное время, выступающие средством сохранения и укрепления физического, психического и психологического здоровья, развития морально-волевых качеств, физической культуры личности специалиста. Эта деятельность осуществлялась в рамках работы ДСОЮ спортклубов, ДОСААФ, в кружках, секциях;

- работа в студенческом общежитии [7; 8].

В 80-х гг. внеучебная работа вменялась в обязанность как преподавателям, так и студентам. «Тотальность, централизация - вот основные черты внеучебной работы вузов в этот период», - отмечается в материалах научно-практической конференции по вопросам воспитания в высшем учебном заведении [9, с. 114].

В целом данный период характеризуется парадоксальной тенденцией: тотализация внеучебной деятельности, полный охват внеучебной деятельностью учащихся при нарастающей социальной пассивности, прогрессирующем равнодушии к общественным делам. С одной стороны, эта тенденция объяснялась «исчерпанностью экстенсивных путей воспитания», [10] с другой, изменениями в сознании студенческой молодежи под влиянием массы информации об историческом прошлом страны, деятельности партии, обрушившейся на советское общество во второй половине 80-х гг., когда произошло крушение прежних социальных ориентиров, а новые еще четко не обозначились. Формализм в деятельности молодежных организаций; «мероприятийная» педагогика; крайне низкий уровень идейно-нравствен-ного обеспечения процесса воспитания латентно способствовали рождению новых форм внеучебной деятельности, таких как: дискуссионные клубы, политические дискуссии, «политбои», студенческие шествия и забастовки. Однако неудовлетворенность результатами предложенного экономического и политического курса второй половины 80-х гг. приводила к тому, что и эти формы исчерпывали себя, студенчество и молодежь создавали самодеятельные организации, зачастую весьма радикального направления.

В 90-е гг. обнаружилась тенденция, согласно которой в учебных заведениях всех ступеней предлагалось вообще отменить всякую внеучебную деятельность, так как «она не оплачивалась» [11]. Учителя и преподаватели объявляли себя «урокодателями», в обязанности которого воспитание не входит, объявляя это функциями семьи.

С другой стороны, с середины 90-х гг., многие вузы, учитывая кризисную ситуацию в обществе и трудное положение учебного заведения в нем, начали проводить определенную работу по оздоровлению нравственно-психологического климата, социальной защиты студентов, по поддержанию

у них оптимизма и веры. Заново формировалась система внеучебной работы, создавались советы по воспитательной работе, разрабатывались концепции воспитательной работы, реорганизовывались и вновь организовались студенческие общественные организации, работающие в сфере организации досуга студентов.

Материалы научно-практических и научно-методических конференций по проблемам воспитательной и внеучебной деятельности в вузах, проведенные за последние 7 лет (Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Уфа, Пермь, Якутск), позволяют выделить существующие в настоящее время различные точки зрения на место внеучебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов. Одни предлагают использовать потенциал внеучебной работы как средство содействия формированию высококультурной, нравственной личности, умеющей жить в быстро меняющемся мире, способной поддерживать конкурентоспособность на рынке труда; другие видят в ней инструмент воздействия на «социально-незрелую, эмоционально и интеллектуально неразвитую, уклоняющуюся от соприкосновений с жизнью, неспособную в большинстве своем к овладению серьезными науками» массу [11], третьи считают, что главная задача внеучебной и воспитательной деятельности - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии [12].

Обращаясь к истории профессионального образования в России, мы провели исследование места и роли внеучебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов в профессиональных образовательных учреждениях среднего звена в России в разные исторические периоды.

В ходе исследования (работы П. Ф. Анисимова, Н. Я. Ильяшевой, Р. М. Каримовой, А. П. Кондратюк, Б. И. Корнилова, Н. Н. Кузьмина, Л. М. Митиной, Н. А. Моревой, Л. М. Семушиной, М. С. Спириной, Е. И. Степановой, Д. А. Торопова, И. В. Чистовой, Т. И. Шамовой и др.) отметим, что в профессиональных промышленных учебных заведениях дореволюционной России учебный процесс был ориентирован на формирование трудовых навыков, узкоремесленной практической подготовки.

В «Истории среднего профессионального образования в России» мы находим сведения о том, что в профессиональных школах начала 18 в. преподаватели, кроме выполнения своих прямых обязанностей, занимались наблюдениями за учениками, чтобы «сии школьники не пьянствовали и от школы самовольно не отлучались, драк ни с кем и обид никому ни в чем не чинили» [13, с. 29]. Из этого можно сделать вывод о том, что внеучебное время учащихся не было организовано и использовалось ими согласно существующей традиции времяпровождения.

В учебных планах профессиональных школ и училищ не предусматривалось овладение необходимыми для грамотного работника знаниями по математике, химии, физике и другим предметам, выпускникам не обеспе-

чивалась достаточная практическая подготовки для работы в качестве технического руководителя на предприятии. Учебные планы промышленных учебных заведений были перегружены обязательными классными занятиями и работой в мастерской. Отсутствовала производственная практика. В случае, когда имело место соединение обучения с работой на производстве, это диктовалось не педагогическими целями, а экономическими задачами - использовать насколько возможно учеников как рабочую силу на предприятии. Однако даже при этом сам факт соединения обучения с производительным трудом положительно влиял на специальную подготовку выпускников профессиональных школ [14].

В начале XIX в. в некоторых училищах вводилась практика, в технических училищах проводились экскурсии на производство, студенты сами изготавливали таблицы, чертежи, модели, необходимые для наглядного обучения [13].

В воспитательной работе профессиональных школ главным было формирование религиозно-нравственных норм и дисциплины, имевшее целью воспитать у обучающихся такие качества, как беспрекословность и верноподданность. С этой целью проводились беседы на религиозно-нравственные темы, которые широко практиковались во внеучебное время, контролировалось неуклонное выполнение всех религиозных обрядов. С другой стороны, в зародыше пресекалось всякое свободомыслие, интерес к общественно-политическим проблемам, попытки самоорганизации. Стремление к самообразованию, потребность в чтении литературы, выходящей за рамки учебной программы, интерес к событиям, происходящим вокруг - все это считалось опасным и искоренялось.

В связи с этим уровень общего и профессионального образования выпускников профессиональных учебных заведений был низким. Некоторая часть выпускников не хотела идти на производство, а стремилась сразу же поступить в высшее учебное заведение, изначально используя обучение в качестве «подготовительных курсов». Это объяснялось тем, что средние специальные учебные заведения были более доступны народу, чем гимназии и реальные училища, где подготовку к вузу получали в основном дети дворян и буржуазии. Многие выпускники стремились получить учительские должности, где имелась возможность реализовать свои «духовные потребности» [14, с. 30].

В 80-е гг. XIX в. за учащимися учебных заведений всех ступеней устраивались слежки, им запрещалось посещать театры, библиотеки, устраивать вечера.

Существующее положение дел привело к тому, что в период революционных событий среди требований, предъявляемых учащимися средних технических училищ к администрации, были требования о свободе кружков самообразования и съездов учащихся, праве участия в работе общественных организаций и посещений всех общественных учреждений, о свободе исполнения религиозных обрядов, свободе слова и собраний для учеников в стенах учебных заведений, отмена внешкольного надзора, расширение общеобразо-

вательных курсов за счет введения естествознания, введение практических занятий по точным наукам, введение преподавания словесности.

Администрация училищ была вынуждена идти на некоторые уступки и даже целенаправленно активизировать воспитательную и внеучебную работу с целью отвлечения учащихся от революционного движения. Так, например, после революции в Уральском горном училище наряду с обязательными предметами было введено изучение в вечернее время для желающих иностранных языков [14].

Однако эти изменения, как правило, существовали недолго и с затуханием революционных событий постепенно сворачивались.

В советский период средняя профессиональная школа прошла те же этапы, что и высшая школа, и направления внеучебной деятельности отражали задачи, которые стояли перед страной в определенные исторические периоды: в первые годы советской власти - это общественно-трудовое, просветительское направление; довоенные годы - совершенствование профессиональных качеств и военизация, во время войны - патриотическое, оборонно-спортивное; послевоенные годы и годы реформ - военно-патриотическое, общественно-профессиональное; в 70-80-е годы - научно-техническое творчество, общественно-идеологическая работа; 90-е годы характеризовались сокращением объема внеучебных занятий, сужением содержания и тематики внеучебной деятельности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что внеучебная деятельность в профессиональных учебных заведениях системы среднего профессионального образования традиционно отличалась от аналогичной вузовской деятельности в пользу разнообразия, содержательности, профессиональной направленности.

Основными направлениями внеучебной деятельности в профессиональных учреждениях системы СПО были:

- общественно-политическое (изучение ленинских работ, участие в работе агитбригад, выполнение обязанностей политинформаторов, агитаторов и пропагандистов, участие в избирательных кампаниях, в пропаганде педагогических, политических знаний, работа в комсомольских структурах, профсоюзе и пр.);

- деятельность по предмету (кружки, изготовление наглядных пособий, конкурсы, викторины, предметные недели, драматизация, конференции, дискуссии и пр.);

- организация досуговой деятельности;

- производственная практика;

- спортивная деятельность.

Проведенное исследования места и роли внеучебной деятельности в профессиональной подготовке специалист в образовательных учреждениях высшего и среднего звена подводит нас к следующим выводам:

- в дореволюционной России внеучебная деятельность опосредованно была направлена на разрешение возникшего противоречия между необхо-

димостью в грамотных специалистах и сложившейся системой подготовки кадров, отличительной чертой которой было стремление властей не вносить существенных изменений в систему подготовки специальных кадров;

- внеучебная деятельность характеризовалась строгой регламентацией, подконтрольностью, отсутствием самостоятельных, самодеятельных организаций учащихся и прочих свобод;

- содержание внеучебной деятельности, воспитательной работы было ограниченно, минимально направленно на формирование профессионально-значимых качеств, максимально - на формирование «верноподданнических чувств», на воспитание «не активных дельцов, будущих руководителей капиталистического производства, а безвольных, не привыкших самостоятельных мыслить чиновников» [14, с. 275].

- администрация образовательных учреждений не была заинтересована в организации внеучебной деятельности, как в экономически невыгодной и социально опасной;

- формами внеучебной деятельности были - самообразование, чтение литературы, выходящей за рамки учебной программы, редко - производственная практика, интерес к событиям, происходящим вокруг, участие в них;

- в эволюции содержания внеучебной деятельности можно выделить два направления: первое - расширение общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки студентов; второе - формирование гражданского самосознания, чувства достоинства, самоуправления и пр.

- внеучебная деятельность приобретала со временем в учебном процессе определенные функции: разгружала учащегося, облегчая его обучение, связывала его с жизнью, удовлетворяла как гражданские интересы учащегося, так и познавательные;

- в советский период были разработаны принципы организации внеучебной деятельности, формы и виды, определен ее воспитательный потенциал (С. Т. Шацкий, А. С. Каптерев, Сухомлинский, Н. К. Крупская,

A. С. Макаренко);

В советский период содержание внеучебной деятельности определялась идеологическими и педагогическими целями и реализовывалось в мероприятиях, предметное содержание которых определялось государственными и политическими задачами и структурами; для системы среднего профессионального образования внеучебная деятельность ограничивалась отдельными воспитательными мероприятиями; не изучалось ее влияние на профессиональное становление.

Современные российские исследователи (В. Е. Алексеев, Г. Н, Алова,

B. М. Большов, Р. М. Каримова, М. П. Каюмова, А. И. Норец, М. У. Пискунов, Т. Н. Попова, А. Н. Чиж и др.) определяют внеучебную деятельность студентов высших и средних специальных и профессиональных учебных заведений как:

- систему целенаправленных образовательно-воспитательных занятий и общественно-полезных дел учащихся, задачей которой является расширение профессионального кругозора, развитие, закрепление и формирование интереса и склонностей учащихся к избранной профессии, формирование у студентов творческих способностей и стремления к профессиональному самообразованию;

- подсистему образовательного процесса, обеспечивающую профессионально-личностное развитие и саморазвитие на основе индивидуально-твор-ческого подхода в деятельности, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов [8];

- активное участие студента в профессионально ориентированных занятиях, осуществляемое в свободное время в соответствие с собственными интересами и склонностями [15];

- дополнительную форму воспитательной работы, на которой студенты закрепляют приобретенные на уроках знания и совершенствуют умения и навыки [16, с. 31].

Результаты исследования позволяют говорить о том, что внеучебная деятельность выступает одновременно и мотиватором обучения профессии и средством изменения качественных характеристик этого процесса.

Библиографический список

1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 [Текст] / Под ред.

В. В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 680 с.

2. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен [Текст] / Научная ред. М. В. Захарченко, Л. Н. Модзалевский -СПб.: Алетейя, 2000. - 429 с.

3. Ломоносов, М. В. О воспитании и образовании [Текст] / Сост. Т. С. Буторина / М. В. Ломоносов - М.: Педагогика, 1991. - 344 с.

4. Новиков, М. М. Судьба российских университетов [Текст] / М. М. Новиков // Педагогика российского зарубежья / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. -М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 437-454.

5. Солянкина, Л. Е. Генезис педагогических идей в профессиональном саморазвитии студентов в России 19 века [Текст] / Л. Е. Солянкина // Специалист, -2007.-№ 1.-С. 25-27.

6. Тенчурина, Л. 3. Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров в России (1920-1990): Учебное пособие для студентов вузов по специальности «профессиональное обучение» [Текст] / Л. 3. Тенучира. -М.: Высшая школа, 2000. -227 с.

7. Алова, Г. Н. Внеучебная деятельность студентов как фактор формирования профессиональных качеств будущего учителя. Методические рекомендации по управлению качеством подготовки учителей в педагогическом вузе [Текст] / Г. Н. Алова. - Свердловск: Свердловская ГПУ, 1981. - 70 с.

8. Чиж, А. Н. Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960-1980 гг.) [Текст]: дисс. д. п. н. / А. Н. Чиж. -Луганск, 1998. - 258 с.

9. Внеучебная деятельность в вузе: проблемы, перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Под ред. А. М. Шамма-зова. - Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2004. - 153 с.

10. Вульфов, Б. 3. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности [Текст] / Б. 3. Вульфов, М. М. Поташник. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

И. Воспитательный процесс как инструмент повышения качества образования в вузе: отраслевая научно-методическая конференция 18-19 ноября 2004 г. [Текст] -Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2004. - 140 с.

12. Каримова, Р. М. Профессиональное воспитание студентов в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности [Текст]: дисс. к. п. н. / Р. М. Каримова. -Челябинск, 2005. - 168 с.

13. История среднего профессионального образования в России [Текст] / Рук. авторского коллектива В. М. Жураковский. - М.: НМЦ СПО, 2000. - 704 с.

14. Кузьмин, Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России [Текст] / Н. Н. Кузьмин. - Челябинск: Южно-уральское книжное издательство, 1971. - 280 с.

15. Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе. // Всероссийская научно-практическая конференция [Текст] / Отв. ред. В. Н. Стегний. -Пермь, 1995. - 115 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.