Научная статья на тему 'История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв. )'

История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6239
706
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / PERIODS OF VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING AND PRODUCTION INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатов Анатолий Васильевич, Иуков Евгений Александрович

В статье авторы обращаются к истории становления и развития профессионального образования в России. Выделяют этапы развития профессионального образования, предлагают краткую характеристику каждого из них, затрагивают проблему интеграции профессионального образования и производства с учетом исторических особенностей развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоробогатов Анатолий Васильевич, Иуков Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF VOCATIONAL EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA (XVIII-XX CENTURIES)

The article describes the history of vocational education formation and development in Russia. The authors point out the stages of vocational education development, suggest a brief description of each of them. They also address the problem of integration of vocational education and industry, taking into account the historical features of the development.

Текст научной работы на тему «История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв. )»

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК/UDC 377 А. В. Скоробогатов, Е. А. Иуков

A. Skorobogatov, E.lukov

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ [XVIII-XX ВВ.)

HISTORY OF VOCATIONAL EDUCATION FORMATION AND DEVELOPMENT IN RUSSIA [XVIII-XX CENTURIES)

В статье авторы обращаются к истории становления и развития профессионального образования в России. Выделяют этапы развития профессионального образования, предлагают краткую характеристику каждого из них, затрагивают проблему интеграции профессионального образования и производства с учетом исторических особенностей развития.

The article describes the history of vocational education formation and development in Russia. The authors point out the stages of vocational education development, suggest a brief description of each of them. They also address the problem of integration of vocational education and industry, taking into account the historical features of the development.

Ключевые слова: профессиональное образование, непрерывное образование, периоды развития профессионального образования, интеграция профессионального образования и производства.

Keywords: vocational education, continuing education, periods of vocational education, vocational training and production integration.

Значение профессионального образования в современном мире приобретает особую актуальность и значимость. Эта деятельность, несомненно, влияет на становле-

ние экономики, производства, а также на развитие структуры общества. Научно-технический прогресс постоянно движется вперед, развивается, серьезные изменения происходят в промышленности и индустрии, что ведет к изменению в профобучении, увеличивая его потенциал в соответствии с этапами общественного развития труда.

Мировой опыт показывает: всеобщая грамотность населения и отвечающая запросам времени профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров — обязательные условия создания человеческого капитала как основание экономической и социальной эволюции общества.

Качественное образование практически всегда было мощным конкурентным преимуществом России. «Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России сейчас менее 2 %» [1]. К сожалению, качественные показатели профессионального образования населения современной России, по мнению экспертов, оставляют желать лучшего. Так, если ориентироваться на индекс экономики знаний Всемирного банка, с помощью которого проводится оценка стабильных навыков формирования, транслирования и применения знаний, «Россия в 2012 году заняла лишь 55-е место

среди 145 исследованных государств мира» [4]. Данная негативная тенденция продолжает сохраняться.

На начало XXI века все развитые государства мира поддерживают систему непрерывного образования. Необходимость продолжать образование, профессиональную подготовку, появляется каждый раз, когда человек встречается с нововведениями, связанными с его профессиональной деятельностью. Подобная практика приобретает все большую актуальность, так как сегодня требования и условия рынка труда меняются очень быстро.

Для ответственных лидеров государства непрерывное образование становится ведущим направлением социальной политики по созданию благоприятных условий как общего, так и профессионального развития человека, механизмом роста его профессионального потенциала, условием поступательного развития общественного производства. «В последнее десятилетие в стране предпринимается ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство, тем не менее, формирование образовательного потенциала российского населения происходит в условиях низкого уровня государственного финансирования» [9, с. 13], — к такому выводу приходят отечественные эксперты, анализируя современную ситуацию в сфере профобразования.

Прежде чем характеризовать современную систему профессионального образования в России, представляется необходимым проследить историю ее становления и развития.

Первый этап — возникновение различных форм профессионального обучения на ранних стадиях российской государственности, зарождение профессиональной школы и начало научного осмысления профессионального образования (XVI — первая половина XIX в.]

Появление профессиональных учебных заведений в России неразрывно связано с преобразованиями Петра I. Первые учебные заведения, предлагающие профессиональную подготовку, были открыты в стране в начале XVIII века: это были «школы навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная и медицинская» [3, с. 26]. Созданные школы преследовали четкую цель — дать обучающимся профессиональные знания и умения для формирования в стране нового класса

квалифицированных рабочих. Петр I, увидев уровень развития ремесел во время своего европейского путешествия, сделал выводы о необходимости внедрения в стране профильных учебных заведений. Для обучения рабочим профессиям в созданные училища отбирались талантливые молодые люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Завершившие полный курс обучения получали квалификацию ученого мастера. Наиболее востребованным направлением в профессиональных учебных заведениях было горнозаводское, что отвечало желанию государя сформировать в стране мощное металлургическое производство для создания конкурентного вооружения. Горнозаводские школы открываются при Петровском пушечно-литей-ном заводе, на Урале и Алтае.

Подводя итоги первого этапа профессионально образования в России можно сделать следующие выводы:

— поставленные Петром I задачи были реализованы в полной мере. Страна смогла за достаточно короткий срок сформировать прослойку квалифицированных рабочих и служащих, знания и навыки которых отвечали требованиям той эпохи;

— в анализируемый исторический период еще не было термина «профессиональное образование», но уже были созданы предпосылки для его возникновения. Сама же система стала складываться только во второй половине XIX века после реформ Александра II, преобразивших экономическое и социальное лицо России.

Второй этап — поступательное развитие профессионального образования в период промышленного бума в России, формирование государственной системы профессиональных учебных заведений (вторая половина XIX в. — 1917 г].

Со второй половины XIX века в российской промышленности происходят серьезные изменения: вслед за Европой в стране получает развитие крупное машинное производство. Данные изменения ставят перед рабочим классом новые требования. Возникает запрос на актуальные знания и профессиональные умения. Существующая на тот период частичная система профобразования не могла справиться с новыми вызовами. Руководство страны производит перестройку государственных учреждений по западноевропейскому образцу. Манифестом Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении

министерств» [6] в России вместо коллегий были образованы первые министерства, в том числе и Министерство народного просвещения, отвечающее за систему образования в стране. В основу новой системы была заложена единоличная власть, в том числе личная ответственность министра за работу министерства, в отличие от прежнего коллегиального начала.

В управлении профессионального образования обозначались два диаметрально противоположных вектора: с одной стороны — доминирование консервативных, реакционных тенденций, желание внедрить жесткую централизацию и контроль за образованием; с другой — децентрализация управления профессиональными учебными заведениями, демократизация состава выпускников, появление неправительственных учебных заведений.

Делая вывод по второму этапу, можем сказать, что сословное элитарное образование было трансформировано во всесословное эгалитарное и сориентировано на потребности общества.

Революция 1917 года прекратила все реформы и внесла фундаментальные изменения в жизнь России.

Третий этап — переустройство системы профессионального образования после Октябрьской революции и в годы становления советской экономики и промышленности (1917-1940 гг.).

Новая власть почти сразу озаботилась системой образования в стране и приложила огромные усилия для внедрения системы всеобщего бесплатного образования. Не обошли вниманием власти и систему профессионального образования. Сразу после революции в стране среднее профобразование стало элементом системы народного образования. 5 июня 1918 года принимается Декрет Совета Народных Комисаров РСФСР «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» [2]. С 1917 по 1922 год новым руководством Советской России было разработано и внедрено более 20 законодательных актов по вопросам профобразования, что говорит о значимости подготовки квалифицированных кадров для нового руководства страны.

С целью унифицировать и контролировать всю систему образования в стране с 1919 года «управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено

в Главном комитете профессионально-технического образования при Народном комиссариате просвещения РСФСР» [8, с. 137]. В техникумах шла подготовка инженеров и помощников инженеров. Сроки учебы и планы приема были различными и зависели от потребностей отраслей в отдельных специальностях и сложности подготовки специалиста. С 1920 года для работающей молодежи начала работу новая школа фабрично-заводского ученичества (4-летний срок обучения), контроль над ними был возложен также на Главное управление профессионально-технического образования. Вместе с указанными школами фабрично-заводского ученичества были внедрены и другие формы получения образования: курсы,учебно-показа-тельные мастерские, студии, школы рабочих подростков и т. п. В 1921 году их было 135067 тысяч учащихся [10, с. 56]. Руководство страны пыталось вовлечь все подрастающее поколение страны в новую систему профобразования. В 1929 году произошла передача школ фабрично-заводского ученичества в подчинение наркоматов и ведомств. Это привело к тому, что в течение десяти лет (к 1939 году) профессиональные учебные заведения были перенесены в цехи базовых предприятий, упор в обучении был сдвинут на получение массовых рабочих специальностей. Всего за указанный период в стране было организовано «1549 школ и училищ, где обучались более чем 400 профессиям и специальностям» [10, с. 67].

Постоянный рост числа промышленных предприятий, взятый страной курс на индустриализацию, потребовали качественного и количественного привлечения профессиональных специалистов, перестройки образования.

Четвертый период — создание и внедрение системы государственных трудовых резервов как вида профессионального образования, отобразившего централизованные директивы развития страны, и реорганизация системы подготовки профкадров (19401958 гг.).

Внедренная система фабрично-заводского ученичества должна была воспитать новый класс — народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и дополнить техникумы и вузы страны. Однако ожидания руководства не оправдались, так как фабрично-заводское ученичество, сориентированное на подготовку рабочего-универсала, не соответ-

ствовало потребности непрерывно развивающейся промышленности.

В итоге 2 октября 1940 года в стране создается единая централизованная система профтехобразования [11] и принимается Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения» [7] для привлечения всех социальных слоев в систему профессионального обучения. В этом же году практически все школы фабрично-заводского ученичества были преобразованы в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Согласно указу о Государственных трудовых резервах, в СССР было введено два типа учебных заведений: «школы фабрично-заводского обучения, которые в течение 6 месяцев занимались подготовкой рабочих массовых профессий, и железнодорожные и ремесленные училища — на протяжении двух лет они занимались подготовкой квалифицированных рабочих» [11].

Из бюджета страны на поддержание материально-технической базы системы трудовых резервов было выделено около 5 млрд рублей, предприятия передали в учебные заведения примерно 23 тыс. металлорежущих станков, что позволило в короткие сроки подготовить целое поколение рабочих-станочников, так необходимых стране в тот период.

0 высокой популярности и доступности проф-обучения говорит тот факт, что в профессиональные училища в первый набор был подан

1 млн заявлений на 600 тыс. мест. Для обеспечения учебных заведений Государственных трудовых резервов с 1940 по 1950 год советское руководство выделило свыше

36 млрд рублей. В 1940 году было создано 622 ремесленных училища на 308 тыс. учащихся, 122 железнодорожных училища —

37 тыс. учащихся и 806 школ ФЗО — 257 тыс. учащихся. В мае 1941 года учебные заведения Государственных трудовых резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта.

В годы Великой Отечественной войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2,5 млн молодых квалифицированных рабочих. Всего за 1941-1958 годы система подготовки дала народному хозяйству СССР более 10 млн молодых квалифицированных рабочих. Преиму-

щества централизованной системы подготовки рабочих кадров проявились уже в первые дни войны: оперативно удалось эвакуировать в восточные районы страны 344 училища, 219 школ ФЗО и сотни тысяч учащихся. Система трудовых резервов была единственной организованной опорой промышленности.

После войны шел количественный и качественный рост трудовых резервов. Промышленность оснащалась новой техникой, механизировались самые трудоемкие работы. Объем выпуска промышленной продукции увеличился втрое по сравнению с довоенным уровнем. Время требовало и большего числа рабочих, и одновременно рабочих новой квалификации. Необходимо было подготовить свыше 4,5 млн молодых рабочих. И система трудовых резервов спешно перестраивалась.

В 1946 года Главное управление трудовых резервов и Комитет по распределению рабочей силы были объединены в Министерство трудовых резервов [8, с. 178], что дало возможность в одном государственном органе аккумулировать руководство подготовкой и распределением квалифицированных рабочих. За время существования школ ФЗО было подготовлено около 6 млн рабочих по 360 профессиям.

Подводя итоги по данному периоду, следует сказать, что в стране сложилась четкая система профессионального образования, которая была ориентирована на нужды экономики страны и чутко реагировала на актуальные запросы различных сфер промышленности.

Пятый этап — эволюция профобразования в стране в обстановке реформ 19601980-х годов, перестройка системы трудовых резервов в формат профессионального образования и переход к всеобщему профобразованию, создание научных центров профессионального образования (1959-1990 гг.].

За 1959-1963 годы школы фабрично-заводского обучения и профессионально-технические учебные заведения, основанные на системе Государственных трудовых резервов СССР, были реорганизованы в профессионально-технические училища (ПТУ], срок обучения в которых зависел от сложности получаемой специальности — от 1 до 3 лет.

«В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн человек» [5, с. 367]. В соответствии

с заявками различных отраслей народного хозяйства увеличилась подготовка кадров по многим специальностям, что привело к открытию более 40 новых направлений подготовки.

К концу 60-х годов в стране была начата реорганизация профтехучилищ в средние профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые фокусировались на подготовке профессиональных рабочих на базе 8 классов. В последующие годы вместе с техническими училищами средние профессиональные учебные заведения стали базовым типом профессиональных образовательных учреждений по всей стране.

К началу 80-х годов в стране сформировалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства более чем по 500 специальностям. Сложившаяся система оперативно отвечала на запросы и потребности страны.

В 1991 году в нашей стране произошли серьезные изменения. Поменялся политический строй, стала формироваться рыночная экономика, были объявлены новые демократические ценности, согласно которым должно было реформироваться все общество. Случилось полное изменение запроса на квалификации, появились новые профессии. Начал складываться новый рынок труда. Существенные изменения затронули и систему профессионального образования. Отлаженная система подготовки кадров, основанная на индустриализации экономики, была практически полностью разрушена, а пришедшая ей

на смену новая система профобразования находится в процессе становления.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: Ийр://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 01.02.2017).

2. Декрет СНК РСФСР «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» [Электронный ресурс]. URL: http://Www.libussn.ru/doc_ussn/ ussr_300.htm (дата обращения: 01.02.2017).

3. Демков М. И. История русской педагогики. 6-е изд. М., 1985. С. 98.

4. Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index) Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http://Www.wonldbank.org/kam (дата обращения: 01.02.2017).

5. История профессионального образования в России. М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. 672 с.

6. Манифест Александра I от 20 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» [Электронный ресурс] // 100 главных документов российской истории. URL: http://док.история.рф/19/manifest-ob-uchnezhdenii-ministenstv/ (дата обращения: 01.02.2017).

7. О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения [Электронный ресурс] : Постановление Совнаркома Союза ССР от 2 окт. 1940 г. URL: http://istmat.info/node/18823 (дата обращения: 01.02.2017).

8. Пурин В. Д. Педагогика среднего профессионального образования. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. C. 256.

9. Россия на пути к современной динамической и эффективной экономике / под ред. А. Д. Некипелова, В. В. Ивантера, С. Ю. Глазьева. М., 2013.

10. Столяренко Л. Д. Педагогика среднего профессионального образования. М., 2003. С. 179.

11. О государственных трудовых резервах СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. М. : Политиздат, 1967. Т.2. 1929-1940 гг. C. 774-775.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.